VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль органов местной власти в системе поддержки малого предпринимательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007716
Тема: Роль органов местной власти в системе поддержки малого предпринимательства
Содержание
МИНИCТEРCТВO OБРAЗOВAНИЯ И НAУКИ РOCCИЙCКOЙ ФEДEРAЦИИ

Фeдeрaльнoe гocудaрcтвeннoe бюджeтнoe oбрaзoвaтeльнoe учрeждeниe 

выcшeгo oбрaзoвaния

«КУБAНCКИЙ ГOCУДAРCТВEННЫЙ УНИВEРCИТEТ»

(ФГБOУ ВO «КубГУ»)



Кaфeдрa гocудaрcтвeннoгo и муниципального упрaвлeния



КУРCOВAЯ РAБOТA



ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА



























Работу выполнила ___________________________________В.А. Куюмжиева

(подпись, дата)



Факультет управления и психологии 3 курс



Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», ОФО



Научный руководитель

д.э.н., проф.кадедры ГМУ __________________________________В.В.Гассий

(подпись, дата)



Нормоконтролер

д.э.н., проф.кадедры ГМУ __________________________________В.В.Гассий

(подпись, дата)









Крacнoдaр 2017

COДEРЖAНИE



Ввeдeниe………………………………………………………….…..............

3

1

Теоретико - методологические основы изучения сущности малого предпринимательства…………………………………………………….



6



1.1 Понятие и классификация малых предприятий в Российской Федерации……………………………………………………………...…



6



1.2  Роль органов местной власти в системе поддержки малого предпринимательства…………………………………………………….



11

2

Практика реализации программ поддержки малого предпринимательства…………………………………………………….



15



2.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса на примере Федеративной Республики Германии………………….………..………



15



2.2 Механизмы и методы поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае……………………………………………………...



20

3

Тeндeнции, прoблeмы  и пeрcпeктивы рaзвития  малого бизнеса в Краснодарском крае …………….……………………………………….



25



3.1 Анализ результатов и тенденций реализации программ поддержки предпринимательства в Краснодарском крае………….. 



25



3.2    Предложения по совершенствованию муниципальной политики в области поддержки малого бизнеса…………………………………



28

Зaключeниe…………………………………………………………………..

32

Cпиcoк иcпoльзованных иcтoчникoв…………………………….................

34


ВВEДEНИE



Aктуaльнocть тeмы курcoвoй рaбoты определяется, прежде всего, ролью малых и средних предприятий в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено ,например, в стратегии развития России на период до 2020 г .

Другой причиной актуальности темы является новая фаза развития экономики России, заканчивающей основные рыночные преобразования и пытающейся встать на путь устойчивого экономического роста. Важнейшим условием такого роста является интенсификация развития небольших предприятий  внутри национальной экономики и во внешнеэкономической сфере. С каждым годом сокращается «теневой» сектор хозяйственной деятельности в стране. Мелкие предприятия «осваивают» законные пути производственной деятельности, осуществления внешнеэкономических операций. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике любой страны огромна, однако в России занимает скромное место, несмотря на то, что возможности для его развития у нас имеются, есть и осознание необходимости его развития. Для развития института малого предпринимательства ему необходима всесторонняя поддержка органов власти на всех трёх уровнях : федеральном, региональном и муниципальном. Для этого и принимаются программы поддержки малого  и среднего бизнеса, содержание и результаты действия которых будут исследованы в работе.

Степень научной изученности. Как отмечает Е.В Стрельников, в каждой стране малый бизнес имеет свои особенности ,что и обусловаливает необходимость применения различных мер его поддержки в разных государствах. Также имеет место многообразие критериев  классификации предприятий на большие, средние и малые. Этим объясняется различное толкование  понятия малого бизнеса в трудах зарубежных и российских экономистов. 

Поддержка молого бизнеса властью была объектом пристального внимания таких отечественных учёных, как Ж.Б. Иванова, Е.Ф. Касперских О.В. Кадникова, О.И. Балахонцев и многие другие.

Их труды позволили значительно продвинуться в coздaнии вывoдoв и прaктичecких рeкoмeндaций, кoтoрыe мoгут быть иcпoльзoвaны рoccийcкими прeдпринимaтeлями и гocудaрcтвoм в прaктичecкoй дeятeльнocти, зaкoнoдaтeльнoй бaзe и прочих связанных с этими сферах. Тем не менее, многие вопросы ещё требуют дальнейшего разъяснения и дополнительного изучения, что ещё раз подтверждает актуальность темы курсовой работы.

Oбъeктoм иccлeдoвaния являeтcя современный немецкий, а также российский малый и средний бизнес в целом и на территории Краснодарского края в частности.

Предметом исследования послужил институт поддержки малого и среднего предпринимательства органми государственной власти и местного самоуправления.

Cooтвeтcтвeннo, цeлью курcoвoй рaбoты являeтcя oпрeдeлeниe понятие малого предприятия	,  изучение практики поддержки малого бизнеса в разных странах и анализ тенденций и перспектив их реализации.		

Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:

сформулировать понятие и классификационные критерии малых предприятий в РФ;

определить роль органов МСУ в системе поддержки малого бизнеса;

изучить методы поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае.

оценить реузльтаты и тенденции их реализации.

Тeoрeтичecкая ocнoва В начале, для чёткого определения понятия малого бизнеса в разных странах, необходима оценка подходов различных экономистов к трактованию этого термина. Большой вклад в изучение этого вопроса внесли Х. Велу и О.В.Сальников.

Далее для более полного понимания признаков  малых предприятий предлагается их типология, приведённая А.П. Вершининой. Также свой вклад в изучение органов власти в системе поддержки малого предпринимательства внесли И.В. Ершова , Л.В. Андреева, Т.А. Андронова., Н.Г Апресова.

И, наконец, но основе нормативных правовых актов были оценены тeндeнции,  ??прoблeмы и перспективы развития малого предпринимательства в Краснодарском крае и вырботаны рекомендации по свершенстованию мцниципальной политик в этой облсати. 

Эмпиричecкoй ocнoвoй иccлeдoвaния послужили статистические даны об объёме выделенных средств на финансирование программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае за 2014-2017гг. и мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае за 2013 - 2017гг.. Также в наглядной форме представлены результаты деятельности Гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края , а также показатели, характеризующие участие малых предприятий в социально-экономическом развитии Краснодарского края за 2013-2015гг.

Cтруктурa курcoвoй рaбoты oбуcлoвлeнa цeлью и зaдaчaми иccлeдoвaния и включaeт в себя ввeдeниe, три глaвы (пeрвaя глaвa - «Теоретико - методолгические основы изучения сущности малого предпринимательства», втoрaя глaвa - «Практика реализации программ поддержки малого предпринимательства», трeтья - «Анализ результатов и тенденций реализации программ поддержки предпринимательства в Краснодарском крае»), зaключeниe и cпиcoк иcпoльзoвaнных иcтoчникoв. В зaключeнии прeдcтaвлeны ocнoвныe вывoды и рeкoмeндaции пo рeзультaтaм иccлeдoвaния.




1 Теоретико - методологические основы изучения сущности малого предпринимательства





1.1 Понятие и классификация малых предприятий в Российской Федерации



Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как показывает мировая практика, основным показателем, который позволяет признать хозяйствующий субъект малым предприятием, является численность работников за определённый период. Наряду с указанным используются также такие показатели, как величина активов, ежегодный оборот предприятия, размер уставного капитала. 

Согласно исследованиям западных экономистов, которые рассматривают различные качественные параметры для определения размеров предприятия, предпочтительным критерием является способ уп- равления организацией. Помимо менеджмента, рассматривается ряд других немаловажных критериев, таких как цели, продукты, персонал, финансы.

В своей работе Х. Велу, исследуя процессы развития фирм, определяет следующие характеристики в зависимости от масштабов бизнеса (таблица 1).

Представляется, что наиболее важным критерием деятельности любого предприятия является способ управления, поскольку именно от успешности управления зависят все иные критерии, включая стратегические и тактические цели фирмы.







Параметр

Малый бизнес

Малый и средний бизнес

Цель

Определяются рынком интуитивно, с импровизациями

Корректируются рынком и специальной стратегией интуитивно

Менеджмент

Личный, авторитарный, прямой

Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами

Продукт

Нет планирования, нет маркетинговых исследований

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований

Персонал

Личные отношения «босс - сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов

Личные отношения «наниматель - коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов

Финансы

Семья, банк

Семья, банк



Таблица 1 - Качественные параметры определения размера фирмы по X. Велу

Немаловажное значение имеет целеполагание собственников и менеджмента компании, поскольку именно их цели определяют вектор развития и уровень готовности компаний для качественных (в том числе и количественных) переходов из одной кате- гории субъектов предпринимательства в другую [1]. 

Согласно российскому законодательству, под малым предприятием понимают коммерческую организацию, в уставном капитале которой доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.

Помимо этого, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней :

- в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

- в оптовой торговле  - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании  - 30 человек;

- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Необходимо отметить, что  субъектами малого предпринимательства являются также предприниматели без образования юридического лица, поскольку к ним применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, которые явяются коммерческими организациями [2].

В трудах отечественных экономистов особое место отводится вопросу классификации субъектов малого бизнеса только при описании критериев отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Так, при анализе отечественного и зарубежного опыта они выделяли следующие критерии: 

- величина уставного капитала;

- объем продаж; 

- численность персонала;

- структура собственности. 

Классификация субъектов малого бизнеса может быть использована органами государственной власти субъекта РФ: 

- для нахождения прогрессивных и экономически развитых предпринимательских структур; 

- для правильного учета и отчетности при создании статистической базы ; 

- при разработке будущих программ по поддержке и развитию субъектов малого бизнеса, для более детального определения объекта программ.

Рассмотрим предложенные Вершининой А.П. классификационные признаки малых предприятий: 

1) По масштабу деятельности: 

- малые предприятия;

- микропредприятия. 

Критерии отнесения субъектов предпринимательства к микро- и малому бизнесу включают в себя среднюю численность работников и выручку от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС, или балансовую стоимость активов. 

2) По видам экономической деятельности малые предприятия можно подразделить на следующие группы: 

- сельское хозяйство (в том числе лесное хозяйство, охота, рыболовство и т.д ); 

- строительство; 

- добыча полезных ископаемых; 

- промышленность (обрабатывающая, производство и распределение электроэнергии, воды и газа); 

- сфера услуг (связь, транспорт, образование, здравоохранение гостиницы, рестораны и т.д.); 

- торговля; 

- финансовая деятельность; 

- операции с недвижимым имуществом. 

3) По организационно - правовой форме : 

- физические лица (крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели) ;

- юридические лица (коммерческие организации за исключением муниципальных и государственных унитарных предприятий, а также потребительские кооперативы).

4) В зависимости от числа занятых на предприятии : 

- низкий (менее 15 чел.); 

- средний (16 - 50 чел.); 

- высокий (51 - 100 чел.). 

5)  В зависимости от уровня инвестиционной привлекательности: 

- низкий уровень (до 1 млн. руб.); 

- средний уровень (от 1 до 5 млн. руб.); 

- высокий уровень (свыше 5 млн. руб.). 

Для оценки малых предприятий по предложенным критериям необходимо использовать данные по отдельному предприятию, для оценки уровня инвестиционной привлекательности отрасли экономики - в расчете на одно малое предприятие в регионе. Значения критериев определены на уровне средних по стране.

Рассмотренные классификационные признаки дают возможность определить уровень развития вида экономической деятельности региона. Для более динамичного развития отстающего вида деятельности, а, следовательно, и улучшения социально - экономической системы региона, необходимо введение исключений. Они могут быть выражены в форме увеличения финансирования государственной поддержки отстающих отраслей экономики ,налоговых льгот или увеличения критериев отнесения субъектов бизнеса к малому бизнесу. Увеличение критериев по отстающим отраслям будет способствовать более качественному отбору кандидатов на оказание помощи со стороны государства и активности социально - экономического развития региона [3].




1.2 Роль органов местной власти в системе поддержки малого предпринимательства



В России поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает имущественную, финансовую, консультационную,  информационную составляющие, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержку в области промышленного производства и инноваций, ремесленничества, сельскохозяйственной и внешнеэкономической деятельности [4]. Рассмотрим основные меры, формы и порядок поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемые органами местного самоуправления.

Финансовой поддержкой является предоставление средств местных бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий по их обязательствам. К сожалению, увеличение бюджетных трат не пропорционально динамике роста предприятий. Так, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) отмечает: хоть и программы поддержки малого и среднего бизнеса работают уже давно, не удалось обнаружить статистически значимой связи объемов финансовой поддержки и развития бизнеса. В качестве потенциальных причин неэффективности можно привести смещение акцентов финансовой поддержки в сторону организаций инфраструктуры , а  не самих предприятий. Ведь  сновная часть субсидий адресована именно им, и порой это приводит к тому, что денежные средства, идущие через организации инфраструктуры, там и остаются. В связи с этим полагаем необходим пересмтор перечень получателей субсидий, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства [5]. Ещё одним материальным направлением можно назвать имущественную поддержку, выражающуюся в передаче во владение и (или) пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, сооружений, строений, зданий, нежилых помещений, машин оборудования, механизмов, установок, транспортных средств, инструментов, инвентаря на возмездной или безвозмездной основе, а также на льготных условиях в виде аренды, в том числе лесных и земельных участков, ссуды или безвозмездного пользования, лизинга и др. 

Важно учесть также то, что имущественная поддержка предпринимателей должна оказываться на основании муниципальных нормативных правовых актов, но федеральное законодательство не устанавливает срок разработки таких программ и не обязывает, а лишь предоставляет полномочия органам местного самоуправления оказывать названным субъектам различного рода поддержку [6]. Кроме того, одной из проблем развития предпринимательства в России является большой объем отчетной документации, которую необходимо предоставлять в органы власти. Федеральным законом введена система статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта малого и среднего предпринимательства). Это положение привело к росту отчетности, представляемой в органы статистики, а за несвоевременное предоставление отчетов или недостоверные данные органами власти к бизнесу применяются административные методы воздействия - штрафы [7]. Данное положение закона увеличивает нагрузку на органы власти и предпринимателей, что создает препятствия для развития последних, потому необходимо отменить ежемесячные отчеты в органы статистики.

Согласно статье 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и иные органы местного самоуправления. Распределение полномочий и ответственности в области поддержки малого и среднего бизнеса между органами местного самоуправления в муниципальном образовании чаще всего выглядит следующим образом. 

Представительный орган местного самоуправления: 

- принимает решения и иные нормативные правовые акты, регулирующие развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

- утверждает размеры средств муниципального бюджета, направляемых на их поддержку в муниципальном образовании;

- устанавливает льготы, стимулирующие деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

- утверждает муниципальную программу поддержки малого предпринимательства и осуществляет контроль ее реализации;

- утверждает в составе отчета об исполнении бюджета отчет об использовании средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. 

Администрация муниципального образования обеспечивает:

- определение приоритетных направлений и методов муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса;

- разработку проектов нормативных актов в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;

- создание различных координационных советов по малому и среднему предпринимательству;

- разработку и реализацию муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально - экономических, экологических, культурных и других особенностей;

- определение порядка размещения муниципальных заказов для субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе и др. ;

При анализе практики поддержки малого и среднего предпринимательства четко прослеживаются две противоположные тенденции: с одной стороны, в большинстве муниципальных образований система органов местного самоуправления и их компетенция в сфере поддержки предпринимательства не конкретизирована; с другой стороны, есть муниципалитеты, где данному вопросу уделяется достаточное внимание. Но так или иначе муниципальные образования по - разному подходят к формулированию указанных полномочий. 

Таким образом, основными органами местного самоуправления, осуществляющими поддержку малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, являются представительный и исполнительно-распорядительный органы. Тем не менее, большая часть компетенций осуществляется непосредственно администрациями муниципальных образований в лице отделов, управлений, департаментов и других структурных подразделений.




2 Практика реализации программ поддержки малого предпринимательства





2.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса на примере Федеративной Республики Германии



В экономически развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится порядка 50 процентов ВВП. После 2014 года, когда западными странами были введены экономические санкции, произошло снижение цен на нефть, повышение уровня инфляции и снижение реальной покупательной способности населения. Большое количество малых предприятий вынуждены были уйти с рынка [8]. 

Основным отличием  малого бизнеса Германии является экспортная ориентированность. Продукция субъектов малого предпринимательства Германии представлена более чем на двадцати мировых рынках, а около полутора тысяч немецких производителей малых признаны лидерами среди мировых экспортеров. Как ни странно, но опорой экономики являются не промышленные автомобильные гиганты «Mercedes», «Volkswagen», «BMW» и «Audi», а именно малые предприятия, рыночная доля которых составляет более восьмидесяти процентов .

Независимо от места расположения и сферы деятельности, любой субъект малого предпринимательства должен быть обеспечен поддержкой от государства. В разных странах присутствуют различные формы поддержки малого бизнеса, начиная от бесплатных консультационных услуг начинающим предпринимателям и заканчивая выделением денежных средств. Но вопрос об эффективности этой системы  и рациональности использования предоставленных ресурсов и иной помощи должен быть проработан крайне тщательно. 

Особенности системы поддержки малых субъектов предпринимательской деятельности в Германии представлены  на рисунке 1.

	

	

	

	Рисунок 1 - Система государственной поддержки малого предпринимательства в Германии

	

Несмотря на то, что такая деятельность подразумевает собственное финансирование и планирование предпринимательской деятельности, весомую роль играет и государственная поддержка данного сектора экономики. Поддержка со стороны государства способна обеспечить комфортные условия для реализация данной деятельности и повлиять на эффективность ее реализации путем выделения субсидий и оказания иной материальной помощи. В странах с развитой экономикой государственные органы не взаимодействуют непосрдественно с субъектами малого бизнеса. Их главной задачей является создание и поддержание структур, непосредственно связанных с малыми предприятиями [9]. Основным инструментом является финансовая поддержка. Через финансовые институты и операции органы государственной власти координируют действия крупных предприятий и банков по помощи бизнесу. Из всех стран ЕС наиболее эффективные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса существуют в Германии. Здесь малый и средний бизнес создает около 70% рабочих мест, финансирует обучение более 60% студентов, экспортируют более 30% продукции и являются основными налогоплательщиками, составляя большую часть доходов бюджета. Приоритетным направлением в этой сфере является стимулирование самостоятельности предприятий. Государство не сдерживает действие рыночных механизмов,  что позволяет поддерживать здоровую конкуренцию, и отсеивать предприятия, не способные адаптироваться под изменения конъюнктуры рынка. Все принимаемые в Германии нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы малого бизнеса, обязательно согласуются и утверждаются торгово-промышленными палатами [10]. 

Государственная поддержка включает более пятисот программ регионального и федерального уровня, содействующих инвестиционной активности. Кроме того важно отметить, что средства зачастую вкладываются не только в капитал предприятия и его имущество, но и в человеческие ресурсы, например, в предоставление различного рода консультаций предпринимателям, в проведение мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников, работающих на малых и средних предприятиях. Особое внимание в Германии уделяется инновационным бизнес - проектам и проектам по охране окружающей среды. В некоторых регионах предприятия получают возможность освобождения от выплат в течение нескольких лет или кредитования по более низкой процентной ставке. Данная политика направлена на устранение экономических диспропорций регионов восточной и западной Германии, выравнивание их экономического развития [11].

В  ФРГ еще в семидесятых годах прошлого столетия были приняты программы стимулирования накоплений для открытия собственного дела. Правительство стало давать кредиты на длительное время и под низкие проценты. Сейчас любой коренной житель страны может получить от правительства кредит до пятидесяти тысяч евро сроком до двадцати лет, при чем в течении первых двух лет предприниматель может пользоваться этим кредитом абсолюно безвозмездно, то есть не платить по нему ни основного долга, ни процентов. Последующие же восемь лет он обязан оплачивать от четрех до пяти процентов по взятому кредиту. Общую сумму долга необходимо погашать, начиная лишь с одиннадцатого года. При этом государство может компенсировать расходы на проведение исследовательской деятельности в размере до сорока тысяч евро.

Система подготовки кадров для малых предприятий начинается уже на уровне высших учебных заведений. Руководители компаний заключают с университетами договора, в том числе и на повышение квалификации уже работающих у них сотрудников. Ключевым стимулом к этому является снижение величины взносов на социальное страхование более чем на пятьдесят процентов [12]. 

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства заключается также в предоставлении им дотаций, льготных условий налогообложения и демократичных цен на аренду офисов и прочих помещений, что существенно уменьшает расходы . В свою очередь, снижение издержек служит мотивацией для привлечения инвестиций из-за рубежа. В последне время большое количество  американских, шведских и японских компаний вложили средства в деятельность научно - исследовательских компаний ФРГ. 

Государство уделяет особое внимание инновационному бизнесу. Для «выращивания» таких организаций на территории государства существует множество технопарков. В них создаются условия для предоставления в лизинг оборудования, электронно - вычислительной техники, транспортных средств и помещений. Также оказываются требуемые предприятию информационно - консультационные услуги в области бухучета и налогообложения активно поощряется создание новых рабочих мест, решаются вопросы в области совместных НИОКР.

Итак, на сегодняшний день малый бизнес в Германии насчитывает три с половиной миллиона субъектов малого предпринимательства, что составляет порядка восьмидесяти процентов всех предприятий страны, при чем на долю данных предприятий приходится порядка 41% от общего ВВП страны. В Германии на малых предприятиях трудятся около семидесяти от всего трудоспособного населения страны. Выходит, что подавляющая часть экономики страны основана на малом предпринимательстве. Деятельность таких предприятий обеспечивает высокий уровень налоговых поступлений в бюджет [13].

Государственная поддержка предпринимательства в Германии реализуется весьма эффективно, что отражается на устойчивости развития их национальной экономики. На западе созданы все возможности для создания и активного развития этого вида деятельности.

К сожалению, российская практика пока что от них значительно отстает. В качестве рекомендаций по развитию российской экономики, стоит обратить особое внимание на развитие широко распространенных в Германии методов оказания помощи малому и среднему предпринимательству. В частности, развитие офшорных зон, а также льготное кредитование малого и среднего бизнеса. Немаловажную роль играет учет реальных интересов предпринимателей при принятии законодательных актов, согласование действий представителей бизнеса и органов власти в сфере законодательства.




2.2 Механизмы и методы поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае



Важным фактором развития предпринимательства является оказание поддержки малым предприятиям на региональном уровне. Дальнейшие темпы и направления развития малого бизнеса во многом предопределяются тем, насколько активно региональная власть будет осуществлять его поддержку.

В Краснодарском крае деятельность в области региональной поддержки малого бизнеса осуществляется на основании закона Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» [14], а так же постановлений губернатора. Помимо этого, в крае действует долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае"[15]. Основным разработчиком и органом контроля за ее реализацией является департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. Она разрабатывается на три года.

В программе предусмотрено выполнение следующих целей и задач:

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края;

развитие системы кредитования и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.



Рассмотрим выделенные и планируемые объемы финансирования в рамках действия данной программы на период с 2014 по 2017 гг. в таблице 2.

Год

2014

2015

2016

2017

Всего

Сумма, тыс. руб.

139 845

151 015

163 155

176 305

759 905

Изменение, тыс. руб.

+10 260

+11 170

+12 140

+13 150

+46 720





Таблица 2 - Плановый объем выделенных средств на финансирование программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае за 2014-2017гг.



По данным таблицы видно, что объемы финансирования ежегодно планируется увеличивать :  на 10 260 тыс. руб. в 2014 году, на 11 170 тыс. руб. в 2015 и на 13 150 тыс. руб. в 2017 году. Средний темп прироста сумм финансирования составляет 8% к каждому году.

Механизм реализации программы поддержки предполагает закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет средств краевого бюджета, а так же предоставление субсидий субъектам предпринимательства и бюджетам муниципальных образования. Программой предусмотрен механизм возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат по лизинговым платежам, на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды.

Также в целях увеличения количества предприятий, получивших государственную поддержку, повышения эффективности определенных программой мероприятий планируется привлечение средств федерального бюджета. Для их получения запланировано ежегодное участие Краснодарского края в соответствующем конкурсном отборе субъектов РФ. Основные мероприятия в рамках целевой программы развития субъектов малого и среднего бизнеса представлены в таблице 3.







Наименование мероприятия

Объем финансирования, тыс. руб.

Всего



2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год



Развитие системы кредитовании и финансовой поддержки

52400

55900

59640

63680

67970

299590

Поддержка муниципальных программ развития

71120

77880

85310

93 410

102270

429990

Информационная, правовая, консультационная поддержка и подготовка кадров

6065

6065

6065

6065

6065

30325

Всего

129585

139845

151015

163155

176305

759905



Таблица 3 - Объемы финансирования мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае за 2013 -2017гг.



Анализ таблицы 3 показал, что первое место в распределении средств занимает поддержка муниципальных программ развития - 429 990 тыс. руб. , т.е. более половины общего объема. На втором месте развитие системы кредитования и финансовой поддержки  - 299 590 тыс. руб. за пять лет. Наименьший объем бюджетных средств приходится на информационную, правовую, консультационную поддержку и подготовку кадров - всего 30 325 тыс. руб.

Во исполнение данной программы администрация края в лице департамента инвестиций проектного сопровождения учредила Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства [16]. Основные результаты деятельности Фонда представлены в таблице 4.



Отчетная дата

Размер гарантийного капитала, тыс. руб.

Объем выданных поручительств, тыс. руб.

Объем действующих поручительств, тыс. руб.

Объем законченных поручительств, тыс. руб.





с начала деятельности Фонда





кол- во, шт.

сумма, тыс. руб.

кол- во, шт.

сумма, тыс. руб.

кол- во, шт.

сумма, тыс. руб.

01.01.2013г.

484 000

173

570 988

103

395 065

70

182 923

01.01.2014г.

509 219

193

632 841

72

258 296

121

374 545

01.10.2014г.

535 766

198

684 181

56

271 831

142

412 350



Таблица 4 - Результаты деятельности Гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края





По данным таблицы 4 видно, что с начала деятельности Фонда и по 2012 год выдано 173 поручительства на общую сумму 570 988 тыс. руб., из которых 70 погашено в 2012 году на общую сумму 182 923 тыс. руб. За 2013 год выдано 20 поручительств, общее количество на 1 января 2014 года составило 193 штуки или 632 841 тыс. руб. в стоимостном выражении, из которых погашено 121 поручительство на сумму 374 545 тыс. руб. На 1 октября 2014 года количество поручительств составило 198 штук или 684 181 тыс. руб., количество погашенных увеличилось до 142, а погашенная сумма составила 412 350 тыс. руб. Размер гарантийного капитала фонда имеет положительную динамику и на начало октября 2014 года составил 535 766 тыс. руб. Таким образом, можно отметить эффективную работу Гарантийного фонда, о чём свидетельствует увеличение количества сумм выданных поручительств и их стабильное погашение.

Помимо долгосрочной целевой программы, а также Гарантийного фонда в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в крае созданы и осуществляют свою деятельность два бизнес - инкубатора :  «Развитие» в г. Кропоткин и «СКИБИИТ» в г. Армавир.



Таким образом, можно сделать вывод о том, что на Кубани в целом имеется как относительно проработанная законода.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44