- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль налогов в регулировании финансового сектора экономики России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007525 |
Тема: | Роль налогов в регулировании финансового сектора экономики России |
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БРАЗОВАНИЯ «РОССИСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ» Кафедра налогового администрирования Дисциплина налогообложение финансового сектора КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Роль налогов в регулировании финансового сектора экономики России» Выполнила: Студентка 4 курса очной формы обучения группы 1411 эн-б Болдырева Герензел Саналовна Направление подготовки: «Экономика» Профиль: «Налоги и налогообложение» «__»__________2017 г. Руководитель: ст. преп. Богатырев С.Ю. Москва 2017 г. Содержание Введение 1. Роль налогов в регулировании экономики 1.1. Налог, его свойства и функции 1.2. Государственное налоговое регулирование 2. Налоговое регулирование деятельности финансового сектора экономики. 2.1. Значение организаций финансового сектора экономики в системе экономических преобразований. 2.2. Специфика налогообложения доходов и операций с ценными бумагами. Введение В настоящее время среди экономических рычагов, при помощи государства, важную роль отводится налогам. Финансовый сектор экономики – это структура, субъекты которого представляет собой механизм передвижения денежных средств, субъектов экономических отношений. Главным товаром являются: наличные деньги, а так же национальная валюта, банковский кредит и ценные бумаги. Государство заинтересованно в увеличении инвестиций в экономику; при этом размер инвестиций зависит от уровня дохода населения и объема сбережений. Когда инвестиций очень много, возрастает инфляция, когда мало, начинается снижение занятости населения, в результате появляется социальная напряженность, следовательно, важным вопросом является, это соотношение между уровнем дохода и уровнем потребления сбережений и инвестициями. Сбережения, как правило осуществляют физические лица, а инвестиции – те компании, которые заинтересованы в получении денежных средств, для осуществления проекта. Связь между ними осуществляется с помощью специальных учреждений, это банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и т.д. 1. Роль налогов в регулировании экономики. 1.1. Налог, его свойства и функции. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Все налоги подразделяются на несколько видов: В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие. Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода. Подоходные налоги сами делятся на три типа: Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается. Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д. Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. В основу Налогового кодекса РФ был заложен принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, базирующиеся на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и устанавливаться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается дифференциация ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения Налогового кодекса РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрещается придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков; опубликовывать акты законодательства о налогах и сборах требуется не менее чем за один месяц до вступления их в силу. В соответствии с Налоговым кодексом РФ с учетом изменений и дополнений установлены следующие налоги по уровням бюджетов. Федеральные налоги: 1)НДС; 2)акцизы; 3)налог на доходы физических лиц; 4) ЕСН; 5)налог на прибыль организаций; 6)налог на добычу полезных ископаемых; 7)водный налог; 8)сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; 9)государственная пошлина. Региональные налоги: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Местные налоги: 1)земельный налог; 2)налог на имущество физических лиц. 1.2. Государственное налоговое регулирование. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства. При этом адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Налоги и трансферты – встроенные стабилизаторы, механизмы, которые, не подвергаясь специальному внешнему воздействию, оказывают влияние на экономику. Они оказывают сглаживающее воздействие на ВВП без специальных шагов правительства. Например, во время подъема государство получает большую сумму налоговых поступлений. Увеличение налоговых доходов оказывают тормозящее влияние на объем ВВП, автоматически замедляются темпы роста ВВП. Во время спада государство берет на себя функцию социальной защиты населения. Растут социальные трансферты, пособия и т.д. Темпы прироста ВВП автоматически увеличиваются. Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты. Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы. Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги. Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление. 2. Налоговое регулирование деятельности финансового сектора экономики. 2.1. Значение организаций финансового сектора экономики в системе экономических преобразований. Налогам отводится ключевое место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство использует налоговую политику в качестве регулятора как позитивных, так и особенно негативных явлений рынка. Механизм налогообложения банков, страховых компаний, инвестиционных институтов также должен способствовать оптимизации объемов и направлений деятельности организаций финансового сектора экономики. Рассматривая налоговую систему России как систему постоянно развивающуюся, нельзя не заметить, что на этапе становления (начало 1990-х гг.) налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их качестве, структуре и ставках. Характерным было преимущественное выполнение фискальной функции налогов. Это находило отражение прежде всего в том, что объектом налогообложения банков и страховых компаний первоначально был доход, а не прибыль. Кроме того, при переходе в 1994 г. к налогу на прибыль для бирж и брокерских фирм, были установлены повышенные налоговые ставки. Наконец, при распространении общих положений налогового законодательства на налогообложение организаций финансового сектора экономики не были учтены особенности их деятельности, порядка формирования доходов, расходов и финансовых результатов. Это отрицательно сказывалось на общем налоговом климате деятельности банков, страховых компаний, профессиональных участников фондового рынка и инвестиционных фондов. Перечисленные недостатки налогового законодательства в значительной степени сняты при современном реформировании налоговой системы. Однако необходимость дальнейшего совершенствования налогового механизма сохраняется. Этапы становления современной системы налогообложения финансово-кредитных организаций. Выделим четыре периода становления современной системы налогообложения финансово-кредитных организаций. Первый период охватывает 1992—1993 гг. Банковская, страховая и посредническая деятельности выделялись как имеющие особенности для целей налогообложения. По банковской и страховой деятельности имел место налог на доходы, а по другим видам деятельности — налог на прибыль. Доходы бирж, брокерских компаний хотя и облагались налогом на прибыль, но к ним применялась более высокая ставка. Второй период в развитии налогообложения организаций финансового сектора (1994—2000) характеризуется прежде всего распространением на банки и страховые компании налога на прибыль. Однако ставка налога на прибыль для них была установлена на более высоком уровне, чем по промышленным предприятиям. Кроме того, по банкам и страховым организациям действовали специальные Положения по составу затрат, учитываемым при исчислении налога на прибыль (утвержденные постановлениями Правительства РФ № 490 и № 491), поскольку общее Положение № 552 не отражало специфику их деятельности. Третий период начался с введением в действие части первой и продолжался до введения части второй НК РФ. Наиболее яркие изменения на этом этапе связаны с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. На все организации, относящиеся к финансово-кредитной сфере, распространены общие положения по налогу на прибыль организаций, в том числе уровень налоговой ставки. Однако имеют место отдельные статьи, учитывающие специфику деятельности банков, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов. При подготовке гл. 25 Н К РФ вновь поднимался вопрос о возврате к налогу на доходы (или о введении налога на активы) в отношении банковской и страховой деятельности. Четвертый период можно признать как этап внесения существенных изменений в части первую (2006) и вторую НК РФ в отношении всех налогов. Он продолжается и в настоящее время. Особо следует выделить 2009 г., когда были приняты изменения в гл. 25 НК РФ в части ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок, участников фондового рынка (бирж, клиринговых организаций и др.), наконец, организаций рынка коллективных инвестиций (паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды). Современный рынок финансовых услуг характеризуется высокой динамичностью, появлением качественно новых финансовых инструментов, направленных на эффективное управление финансовыми рисками государства и участников финансовых рынков. Однако их активное внедрение затруднено неадекватной оценкой налоговых последствий проведения при прямом применении действующей редакции норм НКРФ. Это также предопределяет необходимость формирования новых и совершенствования используемых подходов в методологии налогообложения организаций финансового сектора экономики для обеспечения обоснованного налогового воздействия на развитие их деятельности, создания равных конкурентных условий применения различных финансовых инструментов. По объективным причинам налоговое законодательство представляется сложным и динамичным, что вызывает проблемы неоднозначности трактовки его норм, в том числе в правоприменительной практике. В результате усиливаются налоговые риски, негативно отражающиеся на финансовом положении и репутации банка. Задача минимизации рисков требует развития методов их идентификации, методологии формирования налоговой базы по налогам, уплачиваемым организациями финансового сектора экономики, и совершенствования методики налогового учета. Как правило, организации финансового сектора экономики достаточно устойчивые, а банки являются крупными налогоплательщиками, что обусловлено законодательно установленными требованиями к уровню капитализации и ликвидности финансово-кредитных организаций. Развитие рыночных отношений в Российской Федерации способствовало формированию рынка страхования, характеризующегося наличием большого числа подотраслей, охватывающих социальную и экономическую сферы отношений в государстве. Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений налоговых платежей в бюджетную систему страны. Вместе с тем масштабы добровольного страхования юридических и физических лиц в России имеют значительно больший потенциал, чем реализуемый в настоящее время. За рубежом граждане в среднем тратят от 5% и выше своего дохода на оплату разнообразных страховок. В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон о страховании) страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Как любая предпринимательская деятельность, страхование направлено на извлечение дохода, что сопровождается возникновением общественно значимой обязанности по уплате налогов. Однако специфика страховой деятельности находит отражение в основном при исчислении налога на прибыль организаций и НДС. 2.2. Специфика налогообложения доходов и операций с ценными бумагами. Рынок ценных бумаг в нашей стране стал реальностью, хотя его еще очень рано сравнивать с фондовыми операциями в экономически развитых странах. Определенное влияние на масштабы распространения ценных бумаг и разнообразие операций с ними оказывают и вопросы налогообложения. Регулирование рынка ценных бумаг и снижение уровня рисков на этом рынке могут осуществляться при помощи; • государственного регулирования (путем издания нормативных документов и усиления административного контроля за соблюдением требований действующего законодательства всеми участниками рынка); 9 • силами самих участников рынка (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников и др.); • экономическими методами самого рынка. Меры государственного регулирования рынка ценных бумаг в первую очередь должны быть направлены: • на совершенствование нормативной базы в области ценных бумаг; • на усиление контроля за соблюдением действующего законодательства, принятие мер воздействия и наказания виновных за его несоблюдение; • на стимулирование притока сбережений в определенные сферы экономики, к определенному кругу эмитентов, в государственные ценные бумаги инвестиционного направления; • на стимулирование притока иностранных инвестиций и ограничение вывоза капитала из страны; •на проведение активной разъяснительной работы, повышение уровня знаний населения о ценных бумагах и правилах их обращения. В настоящее время работают законы и постановления о ценных бумагах, об акционерных обществах, инвестиционных фондах, о финансовых посредниках и консультантах, фондовых биржах, депозитариях, о мерах государственного регулирования деятельности на рынке ценных бумаг, об объединениях профессиональных участников этого рынка. Путем выдачи и изъятия лицензий, замораживания счетов, введения штрафов и иных мер воздействия государственные органы добиваются исполнения законодательства участниками рынка ценных бумаг. В противном случае (как это уже наблюдалось) будут проводиться эмиссия и реклама незарегистрированных ценных бумаг, их суррогатов, долевых ценных бумаг на предъявителя, что приведет к обману некомпетентных инвесторов. С помощью государственного воздействия может быть создан благоприятный инвестиционный климат, в частности, могут быть осуществлены: • снижение инфляции, так как инфляция обесценивает накопления и делает невыгодными ссудные операции; • совершенствование налоговой политики, в частности, уточнение порядка налогообложения инвестиционных фондов, дифференциация налогообложения операций с различными ценными бумагами; • определение направлений приоритетных инвестиций, на которые будет распространяться особая поддержка государства; • разработка и принятие ряда законодательных норм, например в области доверительного управления имуществом; • формирование инвестиционной инфраструктуры, обслуживающей рынок капитала, которая может стать действенным механизмом реализации различных инвестиционных программ. Ее несовершенство — одна из основных причин того, что фондовый рынок не выполняет свою главную функцию — направление инвестиций в производство; • стимулирование притока иностранных капиталовложений в российскую экономику: совершенствование законодательства о привлечении и регулировании деятельности иностранных инвесторов, предоставление налоговых и таможенных льгот, создание свободных экономических зон, инвестирование под залог и др. При этом важно не допустить перепрофилирования производств, которые необходимы российской экономике и могут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Совершенствуются определение ценных бумаг, понятие эмиссии и форм их выпуска. Целесообразно исходить не только и не столько из названия ценных бумаг, сколько из их сути. В противном случае организации смогут выпускать разные бумаги с одинаковыми названиями, в том числе без регистрации и соответствующего налогообложения доходов и операций с ценными бумагами. Содержание ценной бумаги имеет главенствующее значение и при решении вопроса о материальной ответственности эмитентов по выпущенным ценным бумагам, а также при выяснении очередности удовлетворения претензий при ликвидации неплатежеспособной организации. Большое значение в регулировании рынка ценных бумаг имеет законодательство, устанавливающее порядок функционирования инструментов срочных сделок: фьючерсов и опционов, а также закладных бумаг (ипотечных ценных бумаг). Экономическое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется главным образом путем применения разных налоговых режимов. Обращение ценных бумаг в той или иной мере связано с такими налогами, как налог на прибыль организаций, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций. К факторам, влияющим на оценку воздействия налогообложения на функционирование фондового рынка, можно отнести следующие: Во-первых, фондовый рынок служит рыночным институтом, реакция которого на государственное регулирование носит ярко выраженный вероятностный характер. Деятельность государства может ослабить или нейтрализовать вероятное положительное воздействие фондового рынка на экономику, искажая решения инвесторов и эмитентов. Поэтому требуется обоснованное соотношение между механизмами рынка и государственным вмешательством. Во-вторых, фондовый рынок представляет собой сферу действия противоречий фискальных интересов государства и задач инвестиционной политики. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие рынка ценных бумаг в значительной мере зависит от того, насколько налоговые стимулы компенсируют инвестиционные риски вложений в ценные бумаги. Именно фискальный характер налоговой системы России при переходе к современным рыночным отношениям стал основной причиной того, что налогообложение не только не способствовало развитию национального фондового рынка, но и в ряде случаев сдерживало его. Важно признание налогообложения операций и доходов по ценым бумагам хотя и частью налоговой системы, но обособленной по сфере действия. Общие принципы налогообложения при этом должны иметь специфическое наполнение для участников рынка ценных бумаг, в том числе направленное на снижение налоговой нагрузки путем отказа от взимания отдельных налогов, введения льготного режима или специального порядка исчисления и уплаты налоговых платежей. Развитие экономических отношений в Российской Федерации находит выражение и в распространении институтов рынка коллективных инвестиций. Юридические и физические лица заинтересованы в разнообразных формах инвестирования временно свободных денежных средств. По сравнению с прямым участием на рынке ценных бумаг вложение средств через долевое участие в фондах представляется относительно менее рискованным и более стабильным. Такое положение служит основной причиной широкого распространения различных инструментов коллективного инвестирования в странах с развитой экономикой. Трансформация сбережений населения в долгосрочные инвестиции стимулируется и установленными правилами налогообложения участников такого инвестиционного рынка. Этапы развития налогообложения российского рынка коллективных 12 инвестиций: первый этап (1992—1994) — этап создания рынка коллективных инвестиций, этап активного характера воздействия. Отличается появлением первичной нормативно-правовой базы рынка коллективных инвестиций и активным развитием одной из разновидностей инвестиционных фондов, чековых; второй этап (1995—1998) — этап качественного развития. Характеризуется отказом от чековых инвестиционных фондов и созданием новых форм коллективного инвестирования общих фондов банковского управления, паевых инвестиционных фондов и установлением для последних оптимальных условий налогообложения; третий этап (1999—2001) — этап «ожидания». Характеризуется как отсутствием нормотворчества в области налогового законодательства в отношении рынка коллективных инвестиций, так и законодательным закреплением создания акционерных инвестиционных фондов - новой формы коллективного инвестирования. В Российской Федерации формирование и действие институтов рынка коллективного инвестирования регламентируется Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон об инвестиционных фондах). Законом об инвестиционных фондах регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления, управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом. В законодательстве различаются две формы деятельности инвестиционных фондов: акционерный (АИФ) и паевой (ПИФ) инвестиционный фонды. В настоящее время институциональная структура рынка коллективных инвестиций отличается диспропорциональным преобладанием ПИФов (85%-по количеству и 96% — по объему стоимости чистых активов). Сложившееся положение в некоторой степени обусловлено и различиями в их налогообложении. В НК РФ нет специальной главы, комплексно определяющей механизм налогообложения доходов и операций инвестиционных фондов. Однако специфика деятельности и доходов инвестиционных фондов, их участников, а также организаций, с ними связанных фактически, находит отражение в порядке исчисления налога на прибыль организаций, НДС, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также других налогов и сборов. Выделим особенности механизма налогообложения отдельными налогами по трем субъектам: АИФу, ПИФу, негосударственным пенсионным фондам. К основным направлениям налогового регулирования рынка коллективных инвестиций (РКИ) относятся: 1) развитие РКИ в целом за счет обеспечения его конкурентоспособности по сравнению с другими конкурентными инвестиционными продуктами (в частности, банковскими вкладами); стимулирование участников к диверсификации своей деятельности по разным видам, формам, типам, категориям, составу активов институтов коллективного инвестирования; 2)эффективная деятельность субъектов, обеспечивающих функционирование фондов, направленная на увеличение объемов инвестиций населением, а по инвесторам - на долгосрочные инвестиции. Выделение в качестве платных таких услуг, как составление кредитного договора, рассмотрение кредитной заявки, экспертная оценка имущества, передаваемого в залог, как правило, обусловлено стремлением обойти ограничения по включению процентов по банковскому кредиту в расходы организации, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Сумма НДС по консультационным услугам в отношении условий кредитного договора будет зачтена при расчете налогоплательщиков - клиентов банка с бюджетом, поскольку затраты на консультации входят в расходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Кроме того, такого рода операции выгодны и для банков как средство конкурентной борьбы в целях привлечения клиентов формально более низкими процентными ставками по кредитам. До вступления в действие НК РФ по вопросу определения налоговой базы для исчисления НДС по договору цессии, предметом которого была уступка требования по кредитному договору считалось, что к необлагаемым относятся доходы банка - цедента только в пределах суммы кредита и процентов, причитающихся по нему, так как заключение договора цессии не прекращает действия кредитного договора (письмо Минфина России от 24.02.1997 № 04-07- 03). До последних (с 2009 г.) изменений налоговые органы продолжали считать данное правило действующим, учитывая положения п. 2 ст. 155 НК РФ. В соответствии с ним сумма превышения дохода по договору цессии над доходом банка-цедента, предусмотрен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: