- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
роблема происхождения «демономании» споры и дискуссии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002146 |
Тема: | роблема происхождения «демономании» споры и дискуссии |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 Историографические замечания: 5 Цель исследования: 7 Источники 8 Структура работы 10 ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕМОНОМАНИИ 12 1.1. Условия возникновения и этапы развития 12 1.2. Проблема происхождения «демономании»: споры и дискуссии 22 1.3. Демономания в социальной практике средневековой эпохи 29 ГЛАВА 2. ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ КАК ЗЕРКАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV-XVII ВВ. 35 2.1. Отношение к ведовству в христианской ученой традиции 35 2.2.Сторонники преследования ведьм: аргументация pro 40 2.3. Противники преследований: аргументация contra 58 ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ОХОТА НА ВЕДЬМ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ 90 3.1. Особенности использования документов на уроке истории 3.2. Методический вариант урока истории с применением документов по теме «Охота на ведьм в XV–XVII вв» в 6 классе ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 102 «ОХОТА НА ВЕДЬМ» - это вообще средневековье? ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Уникальный общеевропейский феномен, который традиционно называют «демономания», без преувеличения можно назвать одним из наиболее ярких и спорных явлений начала Нового времени. Благодаря своей специфичности он долгое время был объектом пристального внимания для любителей сенсаций и псевдонаучного интереса1. Многие ошибочно рассматривали «ведовство» как разновидность эзотерических практик. При этом сам феномен вполне заслуживает научной оценки, и постоянно растущий интерес историков к этой проблеме доказывает, что специалисты понимают это. Явление охоты на ведьм скрывает от исследователей немало тайн. Достаточно сказать, что даже данные о количестве сожженных на костре ведьм в трудах разных ученых могут колебаться между цифрой превышающей миллион и несколькими десятками тысяч2. Однако главной и до сих пор однозначно не решенной проблемой остается все-таки вопрос о причинах, вызвавших средневековые ведовские процессы. Именно этот главный вопрос в той или иной форме ставил перед собой каждый исследователь данной проблемы. Ведовство как комплексное явление охватывает многие грани истории средних веков и раннего Нового времени, пронизывает разные области социальной и культурной практики, различные исследовательские пласты, а также вписывается как в традиционные, так и в новейшие тенденции современной исторической науки. Содержательные границы этого феномена раскрываются не только в контексте институциональной истории церкви, религиозных гонений и идей, но и в контексте юридической мысли, истории права, экономической и социальной истории, психологии, народной жизни и религиозности, истории тела, а также тендерной истории3. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории. Благодаря уникальной возможности использования в подготовке уроков дополнительных документов, педагог воздействует на формирование у школьника представления о конкретном историческом факте через субъективное (в зависимости от вида субъекта: автор документа, автор книги и т.д.). Именно в изучении разных, часто непохожих точек зрения в отношении одного и того же события, явления проявляется способность к осмыслению и анализу фактов, выстраиванию собственной позиции и взгляда на историю4. Вера в ведьм, их способности оказывать воздействие на окружающую среду, природный ход явлений и процессов, жизнь и судьбы людей - это неотъемлемая часть Средневековой культуры. В особенности - народной культуры, откуда этот феномен и произошел. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, которые обладают магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим: вызвать смерть или болезнь, наносить ущерб посевам, скоту и имуществу5. В сознании людей эпохи Средневековья содержится вера в существование ведьм и колдунов. Эта информация находит место в культуре и отражается в ней. Работа с историческими источниками в школьном курсе истории достаточно актуальна. Современный урок истории предполагает работу с документом. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 6 предписывает организацию работы школьников с текстом исторического источника как с источником знаний. Работа с ними открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. В комплексе с другими историческими источниками текст «Молота ведьм» поможет воссоздать картину реальных событий истории Средних веков. Степень изученности темы. Для большинства историков (отечественных и зарубежных) демономания - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. Советская историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XV-XVII веках феодально-католической реакции7. Разумеется, охота на ведьм, как и любое иное историческое явление, нельзя изучать отвлеченно, в отрыве от общей исторической канвы. Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошел вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Также феномен «демономания» рассматривается в книге Игиной Ю.Ф. «Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла»8. Книга представляет собой оригинальный взгляд на такое яркое и дискуссионное в истории европейской цивилизации «концепт-явление», как ведовство, через призму восприятия его в английском обществе того времени. Внимание автора сосредоточено на трех основных дискурсах ведовства: официальном, народном и ученом, а также преломлении их в коллективном сознании и повседневных практиках. Это позволило автору взглянуть на ведовство и ведьм в Англии глазами английских современников, располагавшихся на разных ступенях социальной и культурной иерархии. В работе использован обширный материал, источники из собраний европейских, американских и российских библиотек. В книге «Ведьмы и ведовство» Сперанскому9 удалось привлечь огромный фактический материал, основанный на устных преданиях, демонологических сочинениях, трактатах по магии и оккультизму, документах инквизиции, законодательстве. Он показывает, как формировались и развивались народные и церковные представления о ведьмах и их «хозяине» Сатане в ходе борьбы церкви с еретическими движениями средневековой Европы. В книге рассматривается выискивание и преследование ведьм европейским обществом и церковью в XV-XVII веках, принявшее форму массовой социальной истерии. На основе устных преданий, сочинений по магии, демонологии и оккультизму, документов инквизиции автор приходит к выводу, что лишь усилия светской власти по уменьшению ведовских процессов и распространение просвещения смогли переломить ситуацию и преодолеть страх перед потусторонними силами. Даже в XXI веке продолжается исследование данного феномена, например, в работах зарубежных (Ж. Мишле, М. Саммерса) и российских исследователей (Я. А. Кожурин). В тексте нужно отразить степень изученности и по методике. Все работы, которые вы использовали при написании теоретического параграфа, нужно отразить тут же. Источниковой базой для 3 главы послужили труды следующих авторов: Степанищева А.Т. Вяземского Е.Е. Наиболее подробно, Вяземский Е.Е. излагает свои теоретические суждения в учебнике "Методика преподавания истории в школе". Не менее важными источниками, послужили работы следующих авторов: Шмидт С. О. "Исторические источники в учебном историческом познании", Полетаева О. С. «Работа с документами на уроках истории», Лисова К. "Использование документов на уроке истории", раскрывает проблему, связанную с основными технологиями обучения истории в школе, анализирует их применение в практике школы. Цель и задачи выпускной квалификационной работы. Исходя из степени разработанности темы в исследовательской литературе, в настоящей работе сформулированные следующие цели и задачи исследования. Цель – на основе анализа демонологических и антидемонологических трактатов позднесредневековой эпохи вскрыть особенности восприятия ведовства и проявления демономании в общественном сознании XVI?XVII столетий. Задачи исследования. 1. выявить причины возникновения «охоты на ведьм», масштабы распространения этого явления в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени, показать отличия позднесредневековых гонений на ведьм от преследований еретиков в предшествующий исторический период; 2. реконструировать наиболее значимые гипотезы происхождения феномена демономании и трактовки этого явления в отечественной и зарубежной историографии (в научной литературе); 3. сопоставить представления о ведьмах и ведовстве в эпоху раннего и позднего Средневековья, их восприятие в различных слоях интеллектуальной элиты в позднесредневековый период (ученые трактаты «Молот ведьм» Инститориса, «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола» Агриппы Неттесгеймского, «О причинах естественных явлений или о чародействе» Пьетро Помпонацци), выявить аргументацию противоборствующих сторон; 4. Показать воздействие демономании на общественную жизнь, значение борьбы с нею, вскрыть связь сложившихся представлений с культурными практиками эпохи; 4. Охарактеризовать современные приёмы работы с историческими источниками на уроках истории и разработать урок по теме «Охота на ведьм в XV–XVII вв.». Объект выпускной квалификационной работы: общественные умонастроения, сознание интеллектуальной элиты в их отношении к ведовству и демономании; феномен демономании в общественном сознании позднесредневековой эпохи, отношение к ведовству в среде интеллектуалов. Предмет – отношение к ведовству и особенности его восприятия в среде наиболее образованной части общества, влияние демономании на общественное сознание позднесредневековой эпохи. Хронологические рамки исследования охватывают эпоху Средневековья и начало раннего Нового времени с особым акцентом на период конца XV-XVII вв. ? время наиболее интенсивных гонений на ведьм. Территориальные рамки работы. Европейский регион. Особое внимание уделялось рассмотрению гонений на ведьм и распространению демономании и антиведовских умонастроений в таких странах как Германия, Италия, Франция и Россия. Методология. Ключевые понятия выпускной квалификационной работы. Демономания (греч. daimon — божество, дух, mania — безумие, помешательство, страсть) – разновидность архаического бреда одержимости, характеризующаяся идеями о вселении в больного злого духа, демонов10. Феномен – понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи ") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам11. Ведовство – мнимое уменье колдовскими способами влиять на силы природы, людей, животных и неодушевленные предметы. Вера в существование лиц (колдунов, ведунов, колдуний, ведьм), якобы обладающих подобным умением, возникла в первобытном обществе как фантастическое отражение в сознании людей непонятных им явлений природы, общественной и личной жизни и стремления воздействовать на эти явления12. Ведьмовство (ср. разг.) – общение - по народным поверьям - с нечистой силой для принесения вреда людям или животным; колдовство13. Структура работы Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы исследования, определены цель, объект и предмет исследования, поставлены задачи, определены методологические основы исследования, хронологические и территориальные рамки, сформулированы теоретическая и практическая значимость. Первая глава «Рождение феномена демономании» посвящена выявлению причин возникновения и этапов развития феномена, в ней также представлены трактовки происхождения демономании XVI?XVII вв. (как специфического явления общественного сознания) в научной литературе. Во второй главе, которая носит название «Демонологические трактаты как зеркало общественного сознания» анализируются представления о ведьмах и ведьмовстве в общественном сознании Средневековья и отношение к ведовству у интеллектуальных элит XVI?XVII столетий, выявляются господствующие здесь тенденции. На основе сопоставления демонологических и антидемонологических трактатов выявляется специфика отношения к ведовству в различных кругах интеллектуальной элиты (клерикальная, университетская среда, гуманистическая элита). Предпринята попытка объяснить различия в позиции авторов сочинений, посвященных чародейству, в их отношении к ведовству. В Третьей главе «Разработка внеклассного урока истории «Охота на ведьм» рассмотрены особенности организации внеклассного урока истории, взгляды многих исследователей, педагогов и ученых на методику преподавания истории, разнообразные виды и формы работы по предмету. Историографические замечания: Здесь должна быть классификация по сюжету исследования (работы по истории церкви, по истории ересей, по истории общественного сознания, истории магии и т.п.) и общая характеристика наиболее значимых работ, в которых затрагивается проблематика «охоты на ведьм» и шире ? состояния умов в эпоху разгула демономании. Одним из наиболее интересных и, в то же время, непонятных событий истории можно считать «охоту на ведьм», охватившую европейские страны в XVI - XVII столетиях. Если бы эта «охота» пришлась на годы «мрачного средневековья», то исследователи могли бы легко списать все эксцессы на «невежество масс» и «интересы духовенства», поощрявшего эту практику. Либеральные историки и публицисты XIX - начала XX века так, впрочем, и делали. Подъем демономании, однако, охватывает периоды позднего Ренессанса, Барокко и даже раннего Просвещения. Последние казни «ведьм» состоялись: в Англии - в 1684, в Шотландии -1722, во Франции - 1745, и, наконец, в Германии - 1775 годах14. В работе будут присутствовать такие понятия, как «демономания», «феномен», «ведовство», «ведьмовство». Источники Для написания данной работы, я использовала такой источник как сочинение Я. Шпренгера и Г. Инститориса «Молот ведьм»15. Эта книга бесспорно важна в изучении темы. "Молот ведьм" - основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси. Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних - 1584, 1595, 1604. 1615, 1620, 1669 гг.). Трактат написан двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени — Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером, впервые опубликован в городе Шпайере в 1486 г. Трактат был написан на латинском языке и состоит из трех частей. Также я использовала собрание источников из книги Р. Х. Роббинса «Энциклопедия колдовства и демонологии»16. Это единственный в своем роде труд, в котором собран, переведен и систематизирован огромный материал из разных, в том числе редчайших, источников: гравюры экзорцизмов, пыток ведьм и черных месс; протоколы допросов, отчеты об основных процессах над ведьмами и даже подлинные, в факсимильном воспроизведении, договоры с Дьяволом - все это вошло в исключительно интересную книгу Роббинса, вышедшую впервые в 1959 г. и неоднократно с тех пор переиздававшуюся. Далее я рассмотрела такой источник, как «О причинах естественных явлений или о чародействе» Пьетро Помпонацци17. Автор произведения был философом эпохи Высокого Возрождения, также выступал комментатором Аристотеля. В данном трактате осмелился утверждать отсутствие каких-либо демонических сил в событиях и явлениях, а также, пытался их объяснить с помощью обычных естественных процессов. Еще одним источником, которым я пользовалась, была статья Зеленина Г.С. «Изображая ведьму: «дурные женщины» из числа «дурных христиан» в инквизиционных процессах»18. В статье реконструируется образ парии позднесредневекового испанского городского социума, служившего ареной деятельности инквизиционного трибунала: бедной одинокой женщины, «еретички». А также, даны показания свидетелей защиты, отводящих потенциальных свидетелей обвинения и делается предположение о том, что эта фигура по своим социальным функциям сродни героине синхронного феномена охоты на ведьм. Также я рассмотрела сочинение Корнелия Агриппа Неттесгеймского «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола»19. Его я использовала, когда составляла аргументацию за и против гонения на ведьм. В сочинении рассматривается борьба немецкого гуманиста Корнелия Агриппы Неттесгеймского с инквизицией и его позиция в «Споре о женщинах». В своем сочинении он выступил за защиту женщин, каждую свою точку зрения весьма точно аргументировал. Методологической основой исследования ???? Теоретическая значимость: данная работа является попыткой комплексного исследования процесса возникновения феномена «демономании» в общественном сознании людей Средневековья. Проведенное нами исследование дает более полное, расширенное и углубленное представление об охоте на ведьм, гонениях на ведьм и появлении демономании в общественном сознании XV-XVII вв. Практическая значимость: материалы нашего исследования могут успешно использоваться на уроках истории средних веков в школе, при подготовке учебных пособий, организации внеклассных мероприятий по истории, в создании и работе исторических кружков, факультативов, проведения семинаров. ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕМОНОМАНИИ 1.1. Условия возникновения и этапы развития Возникновение «охоты на ведьм» связывают с написанием трактата «Молот ведьм» в 1486 году, который послужил прекрасным пособием и даже в некоторых случаях поводом для массовых судебных процессов над так называемыми ведьмами. Инквизиция сделала все для того, чтобы внушить людям, что ведьмы и колдуны есть «скверные люди, которые заключили договор с дьяволом, чтобы с его помощью, применяя разнообразные колдовские средства, причинять всяческий вред жизни, здоровью, имуществу, домашнему скоту, посевам и садам других людей»20. С XV века более пятидесяти тысяч женщин и мужчин были казнены как ведьмы и колдуны. В охоте на ведьм участвовали клирики всех рангов – от деревенского проповедника до профессора теологии, причем протестанты ни в чем не уступали католикам. Но в обеих конфессиях находились священнослужители, выступавшие против преследований. Исследования показывают, что после 1520 года инквизиторские ведомства иной раз даже пытались остановить серии процессов в Италии, Испании и Португалии21. Ученые-теологи и законники создавали образ ведьмы как приспешницы дьявола. К гонениям присоединялись представители самых разных социальных групп. Простолюдины жаждали расправ, юристы, движимые карьерными побуждениями, алчностью или просто служебным рвением, педантично исполняли свой долг, а правители давали на все это свое разрешение. Однако мало кто осознает, что гонения на ведьм не были порождением мрачного Средневековья. Они начались на пороге Нового времени и достигли своего апогея за несколько десятилетий до начала эпохи Просвещения. И все же тот, кто стремится докопаться до истины, должен заглянуть в далекое прошлое. Обереги, ритуалы и языческие верования, связанные с плодородием, являлись в Средние века частью повседневной жизни. Для католической церкви эти обычаи были как кость в горле. Католическая церковь опасалась, что ее влияние может ослабнуть. В 1419 году в Люцерне во время судебного процесса над человеком по фамилии Гёльдер, который обвинялся в подстрекательстве к погрому, впервые было употреблено роковое слово hexerei, «ведьмовство»22. Спустя десять лет вокруг Женевского озера запылали первые костры. Но тогда еще не было людей, способных развязать масштабную охоту на ведьм. По мере того как заканчивалось Средневековье и начиналось Новое время, истерия вокруг ведьм усиливалась. Люди верили, что ведьмы умеют летать, участвуют в шабашах, наводят порчу и насылают непогоду. Примерно в это время в эльзасском городе Шлетштадте родился мальчик, впоследствии ставший охотником на ведьм, равных которому не знает европейская история. Звали его Генрих Крамер. Юношей он постригся в доминиканские монахи, но благочестивая монастырская жизнь была для него скучна23. Действовал Крамер всегда одинаково. В драматических выражениях он рисовал предстоящую последнюю битву между добрыми христианами и приспешниками сатаны, нагнетая, таким образом, на всех страх. Затем он предлагал обращаться к нему с доносами. И люди приходили к нему и называли имена. Тогда инквизитор приказывал схватить обвиняемых. Он переписывал их показания, что они превращались в доказательство их вины. Он хвастался, что казнил около двухсот ведьм. Но не всюду люди готовы были поверить его пламенным речам и нарушить законы. Во многих городах он столкнулся с сопротивлением местных властей. Около 1560 года преследования вспыхнули с новой силой, но пик пришелся на XVII век, эпоху барокко - противоречивый период, пронизанный пессимизмом. Перевороты в естественных и общественных науках порождали апокалиптические настроения и воскрешали средневековые представления о мире людей и потустороннем мире. «Возникшие тогда жесткие идеологические границы заставляли забыть о терпимости к другим», - говорит боннский историк и исследователь ведьмовства Томас Беккер24. Природа в тот период будто сошла с ума. Зимы были долгими и невероятно холодными. Летом из-за постоянных ливней хлеб сгнивал на корню, в городах и деревнях царил страшный голод, дети умирали в младенчестве. В отчаянных поисках пищи в деревни забредали волки, которых напуганные люди принимали за оборотней. Сейчас климатологи называют то время «малым ледниковым периодом». Его основной этап начался около 1560 года и продолжался примерно сто лет. Томас Беккер считает, что климатические изменения способствовали массовой истерии и, соответственно, гонениям на ведьм: «В благополучные времена никто не чувствует угрозы. Если у кого-то одного заболеет скотина, все решат, что он плохо ее кормил. Но когда скот заболевает сразу у многих, люди впадают в панику и начинают усматривать причины в ином»25. Люди стали искать виноватых. Старые рассказы о ведьмах вновь приобрели популярность. Новый уголовный кодекс, изданный императором Карлом V в 1532 году и призванный унифицировать законы Священной Римской империи, значительно облегчил поиски врагов. Отныне пострадавшие не обязаны были выступать на процессах истцами, достаточно было дать показания. Ведьм обвиняли во многих преступлениях: шабаши и похищение молока, договор с дьяволом и совокупление с ним, болезней и непогоды, левитация, превращения в животных, убийства младенцев и осквернение трупов. К примеру, ужасающая история произошла в вестфальском Падерборне, где с 1656 по 1658 год более двухсот человек объявили себя одержимыми и пошли по городам и селам, творя различные бесчинства. Они утверждали, что ведьмы наслали на них злых демонов и освободиться от проклятия они смогут, только если колдуньи будут сожжены на костре. Когда правитель отказался санкционировать охоту на ведьм, одержимые – преимущественно это были молодые женщины, но встречались среди них и молодые мужчины – начали бесноваться еще сильнее и отправились с дубинами и камнями на тех, кого они считали ведьмами. Их жертвами стали полтора десятка человек. Окружающие безучастно наблюдали за происходящим или даже подзадоривали фанатиков26. Сейчас практически невозможно установить, чем именно были вызваны эти приступы ярости. В расправах участвовали обычно молодые люди в возрасте около двадцати лет, по большей части батраки. Антиведовские процессы в итальянских землях. В 1587 году в Италии была страшная засуха, большая часть урожая погибла и люди голодали. Непонятно по какой причине, но вину за капризы матушки природы возложили на ведьм. Инквизиция назначила награду за поимку или информацию о прислужницах сатаны. И, наверное, только ленивый в это время не донес на ненавистного соседа или недруга. А в городе Триоре начался настоящий хаос: дети доносили а родителей, отвергнутые мужчины на своих возлюбленных и т.д. и т.п. После доноса «ведьму» тут же арестовывали и пытали до тех пор пока она не признается (признавались все, если конечно не умирали во время пытки), а потом публично сжигали, очищая дух «ведьмы» от нечистой силы. Пламя «очищающего» костра не угасало в городе Триоре ни на минуту. Горожане жили в страхе: ведь за любым из них могли прийти в любую минуту. Инквизиция даже соорудила некое подобие тюрьмы для ведьм, которую горожане прозвали «Ведьмина Дыра». Считалось, что нельзя собирать ведьм в одном месте, так якобы они становились сильнее, поэтому под тюрьмы стали обустраивать дома уже сожженных «ведьм». Последней каплей для жителей города стал арест двух женщин из знатного рода, одна из которых умерла во время пыток, а вторая попыталась сбежать из темницы, но сорвалась в пропасть. Жители подняли восстание и охота на ведьм в городе Триора на время приостановилась. А через несколько дней пошел спасительный дождь. Все больше и больше народ доносил на представительниц высших слоев общества. Разразился скандал, как это так благородные дамы и ведьмы – быть этого не может, а инквизиция отвечала: «Нечистая сила не различает сословий», к тому же все барышни сознавались, что они ведьмы на «допросе». Как и следовало ожидать у инквизиции появилась мощная оппозиция во главе с сильными мира сего и к 1589 году охота на ведьм пошла на спад: прекратились ужасные пытки, доносы на ведьм более не рассматривались, а тот, кто накляузничал на благородную даму, рисковал и сам остаться без головы. К концу 1590 года из тюрем начали выпускать «прислужниц сатаны». К сожалению большинство женщин умерли в заключении, не выдержав ужасных условий содержания. Далее положение было совершенно иным. Судьи инквизиции отменили смертную казнь за ведьмовство, пытки почти не применялись, у каждого обвиняемого имелся защитник. С последней казни ведьмы прошло более ста лет. «Сегодня мы знаем, что основными ревнителями фанатических преследований были не папы и их инквизиторы, а большая часть простого народа, низшего клира и светских судей», – объясняет Райнер Деккер, один из первых историков, получивших право посетить архив римской инквизиции и ознакомиться с тайными протоколами27. Ватикан вмешивался в ситуацию везде, где это было возможно. Но в Германии у его представителей были связаны руки. Даже католические германские князья не подчинялись власти Рима, не говоря уже о лютеранских правителях. Развертывание «охоты на ведьм» в германских землях. В католической Рейнской области преследования были особенно яростными: их жертвами стали более тысячи человек. Курфюрст Фердинанд фон Виттельсбах считал суды над ведьмами богоугодным делом. Чтобы избежать злоупотреблений, он отправлял на места профессиональных юристов, так называемых «уполномоченных по колдовским делам». Формально они должны были сдерживать рвение народных заседателей, но зачастую совершали обратное28. Масштабы охоты на ведьм часто зависели от местных властей. На заре Нового времени Германия представляла собой лоскутное одеяло из маленьких и совсем крохотных владений. Одни контролировались Церковью, другие – светскими правителями. В одних действовали жесткие властные структуры, в других царила анархия. После 1660 года охота на ведьм пошла на спад. Постепенно государственная система изменилась, полномочия центральных властей усиливались. Другими факторами стали отмена пыток, развитие медицины и улучшение ситуации с продовольствием. Идеи Просвещения мало-помалу проникали в общество. Колдовство уже не считалось преступлением. И все же единичные расправы происходили до XVIII века. Ведомство в России. Русские люди издавна верили в волшебство и потусторонний мир, но предпочитали искать ответы на свои вопросы в реальной жизни. Поэтому, как писал в XIX веке историк Владимир Антонович, демонология в России не сложилась как наука: «Допуская существование в природе сил и законов вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать»29. И в целом, по словам того же Антоновича, во времена язычества «познание тайн природы не считалось чем-то греховным, противоречащим религиозному обучению». Кроме того, языческие жрецы, в отличие от христианских священников, охотно принимавших на себя роль карателей, не нуждались в образе врага: их задачей было обеспечить гармоничное сосуществование человека и природных стихий. Но с превращением христианства в государственную религию на Руси заполыхали костры. Враждебное отношение церкви к языческим волхвам нашло отражение уже в первой дошедшей до нас летописи, «Повести временных лет». В главе, рассказывающей о событиях 912 года, содержатся сведения о волхвах и кудесниках, один из которых предсказал смерть вещему Олегу. По церковному уставу князя Владимира Святославича чародеев полагалось сжигать. Но такая мера применялась не часто. В XI веке волхвы все еще пользовались большим влиянием в обществе: в 1024 году они подняли восстание в Суздале, около 1071 года - в Новгороде, в 1091 году - в Ростовской земле. Мятежи были подавлены; волхвы были объявлены вне закона. Однако православная церковь никогда не вела борьбу с колдунами в таких масштабах, как католики в Европе. До конца XV века уголовное законодательство в России было достаточно мягким: смертная казнь применялась редко, телесные наказания не получили широкого распространения. В XVI-XVII веках ситуация изменилась. Отношения между властью и обществом стали напряженными, рост населения городов породил «профессиональную» преступность. Государственный аппарат был еще слабо развит, поэтому социальное спокойствие достигалось с помощью суровых наказаний и устрашения потенциальных злодеев. До религиозного раскола XVII века судебные процессы против колдунов и ведьм были редкостью и не являлись следствием церковной политики. Наиболее частым основанием для возбуждения дела были иски по поводу нанесенного ущерба. В 1731 году императрица Анна Иоанновна подписала указ, по которому волшебников и всех, кто был причастен к магии, должны были сжечь. В сущности, «охота на ведьм» в православной России не достигла такого размаха, как в Европе, потому что средневековое русское общество отвергало насилие. И, тем не менее, вплоть до конца XIX века в сельской местности происходили расправы над ведьмами и колдунами. Угасание данного явления и его последствия для Средневековья. Прусский правовед и философ Кристиан Томазий (1655-1728) был человеком, который на рубеже кровавого XVII и полного надежд XVIII века олицетворял победу разума над фанатиками и мракобесами. Он был сторонником основных политических идей Просвещения, согласно которым любой человек имел естественное право на жизнь, свободу и счастье. Государство должно содействовать осуществлению этого «естественного права»30. Убеждение, что религия дело каждого и не следует путать ее с законодательством, сделало Томазия большим противником охотников за ведьмами, поскольку в основе ведовских процессов лежали путаные религиозные бредни о кознях Дьявола и его пособников. В 1701 году Томазий изучил множество книг и резко выступил против преследования ведьм в судебном порядке. Его аргументы заинтересовали всех, даже дальше Пруссии. Поэтому его враги пытались всяческими угрозами его остановить. Однако этот мужественный человек не испугался и, в 1704 году в сочинении под названием «Краткие тезисы о грехе колдовства» он вновь потребовал запретить ведовские процессы31. Поскольку авторитет Томазия как ученого был чрезвычайно высок и на его родине, и за рубежом, его выступления имели широкий резонанс. Он пользовался популярностью прежде всего в самой Пруссии, а его ученики все чаще стали занимать влиятельные должности правительственных чиновников и судей. Уже в 1706 году король Фридрих I заметно сократил количество ведовских процессов, а его преемник Фридрих Вильгельм I выпустил эдикт, которым повелевал отныне направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о ведьмах32. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами, и вскоре в Пруссии перестали полыхать костры. XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Англия была первым европейским государством, официально отменившим в 1736 году законы о ведьмах33. Однако в других европейских странах идеи разума с трудом прокладывали себе дорогу. Так, в королевстве Бавария в 1715-1722 годах состоялся целый ряд жестоких ведовских процессов, на которых, как в самые худшие времена, казнили даже детей. Та же участь постигла невинных людей в швейцарском кантоне Цуг (1737-1738), в вюртембергском монастыре Мархталь (1746-1747) и в архиепископстве Вюрцбургском (1749). На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства (в 50 км к северо-востоку от Боденского озера). Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегель34. По мнению современных ученых, в Германии было казнено свыше 20 тысяч человек, а во всей Европе - около 100 тысяч. Однако не стоит забывать о том, что некоторые данные были утеряны. Было ли это специально или же они сгорели в войне, сейчас осталось только предполагать. Поэтому реальное число казненных могло быть гораздо выше 100 тысяч человек. «Охота на ведьм», процессы и казни женщин, обвиненных в ведовстве, продолжались со второй половины XV в. до второй половины XVIII в. Её завершение приписывают не только упадку авторитета церкви, но и повышению уровня знаний человека об окружающей его природе, о процессах, происходящих в ней, о людских болезнях, и способах борьбы с ними. Уже с середины XVII в. на культурном горизонте Запада вырисовываются новые ценности, и прежд....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: