VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Республика как форма правления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009500
Тема: Республика как форма правления
Содержание
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Теория и история государства и права»





КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»

ТЕМА: «Республика как форма правления»



Выполнила студентка 1 курса, группы ЮРб1901-01-00
Шихова Виктория Владимировна
Научный руководитель курсовой работы:
кандидат исторических наук,
заведующий кафедрой теории и истории государства и права
А.В. Скутнев

К защите_______________________________
                      (дата, подпись руководителя)
Работа защищена с оценкой_______________
_________________________  _____________
(подпись руководителя)		Ф.И.О.
«___» ________________20__г.






Киров 2016
СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Республика как разновидность формы правления.............................................5
1.1. Понятие и классификация форм правления...............................................................5
1.2. Понятие и признаки республиканской формы правления........................................8
Глава 2. Виды республиканской формы правления: понятие и особенности.............12
2.1. Президентская республика........................................................................................12
2.2. Парламентская республика........................................................................................19
2.3. Смешанная республика..............................................................................................26
Глава 3. Форма правления в России................................................................................30
3.1. Особенности формы правления в России в советский период..............................30
3.2. Форма правления на современном этапе Российской Федерации.........................32
Заключение.........................................................................................................................38
Список использованных источников и литературы.......................................................42











ВВЕДЕНИЕ
     Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Одним из предметов теории государства и права как науки является изучение форм государства, в число которых входит форма правления.  
     Данная тема актуальна в современных политических условиях, потому что большинство стран мира имеют республиканскую форму правления. Как известно, республика как форма правления бывает нескольких видов, поэтому, чтобы разобраться в той или иной системе органов государственной власти, важно знать особенности республики как формы правления в целом, а также особенности отдельных её видов. Проблемы классификации и реализации на практике республики как формы правления в настоящее время волнуют не только политологов, юристов и других известных учёных России, но и зарубежных стран.
     Также данная тема является актуальной, потому что одной из стран с республиканской формой правления является Российская Федерация. До сих пор у многих политиков и юристов расходятся мнения о том, к какой из видов республиканской формы правления принадлежит Россия на современном этапе: к «парламентско-президентской» или «чисто президентской»?
     Рассматривая тему республики как формы правления, были использованы труды и учебные пособия Мишина А.А., Матузова Н.И. и Малько А.В., Мухрина С.К., Перевалова В.Д., Мелехина А.В. Данными авторами изучены вопросы, касающиеся особенностей республиканской формы правления и отдельных её видов. Помимо этого, удалось рассмотреть различные мнения о форме правления Российской Федерации на современном этапе благодаря трудам Зазнаева О.И., Макаренко Б.И., Баранова Н.А.
     Объект данной работы – республика как форма правления. 
     Предметом работы являются основные характеристики и проблемы реализации республики как формы правления, а также нормативно-правовые акты и иные документы, отражающие устройство и особенности функционирования республики в России.
     Цель курсовой работы - анализ основных характеристик, проблем республики как формы правления.
     В соответствии с целью курсовой работы выделяются следующие задачи:
* дать понятие и рассмотреть классификацию формы правления;
* рассмотреть понятие и особенности республики как формы правления;
* изучить виды республики, их особенности и проблемы;
* рассмотреть республиканскую форму правления в Российской Федерации на современном этапе.
     При исследовании данной темы использовались методы:
* анализ и синтез;
* индукция и дедукция;
* сравнительный метод;
* системно-структурный метод;
* функциональный метод;
* формально-юридический метод.
     Структура работы представлена в виде введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы. 
     
     


Глава 1. Республика как разновидность формы правления
1.1 Понятие и классификация форм правления
     Форма правления представляет собой государственно-правовую  категорию,  которая является одним из трёх элементов формы государства.1 Под формой правления мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, а также высших органов законодательной и исполнительной власти. Исторически форма правления возникает в процессе постоянной  борьбы и взаимодействия политических сил соответствующего общества.Следовательно, к главным вопросам, на которые отвечает форма правления, относятся следующие: как организована верховная суверенная государственная власть, какие органы ее осуществляют и на каких принципах строится взаимоотношение между ними.
     Термин «форма правления» закрепляется в основных законах многих стран мира. В некоторых конституциях этого термина не существует, но всегда закрепляется главный принцип правления —республика (конституция Германии 1949 г.) или монархия (например, конституция Испании 1978 г.). Однако существуют единичные государства, которые не имеют в официальном названии слов «республика» или «монархия» . К таким государствам можно отнести Израиль, Ливийскую Джамахирию, государство Кампучия до 1993 г.
     В юридической науке сложилось два основных подхода к понятию формы правления : в «узком» и «широком» смысле. С точки зрения «узкого» смысла понятие формы правления по существу связано с положением одного лица — главы государства, в виде президента или монарха. Согласно «широкому» подходу понятие формы правления представляет собой отношения между органами государства и центрами жизни в экономике и политике.2
     Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (наследственный — в монархическом государстве,  выборный народом и сменяемый — в республике).
     Для современных государств характерны две основные формы правления: республика и монархия. Некоторые юристы выделяют существенное отличие монархии от республики. Оно заключается в том, что в монархии  глава правительственной власти принимает участие и в осуществлении законодательной власти, тогда как в республике законодательная власть абсолютно отделена от исполнительной и осуществляется  представителями народа или совместно — ими и самим народом.3
     Однако стоит отметить, что под влиянием современных условий некоторые различия этих форм стираются. В результате возникают смешанные формы правления, сочетающие в себе признаки республики и монархии. В монархии появляются черты республики (например, раз в пять лет происходит выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм;  складываются  монархические элементы (пожизненные президенты); даже абсолютная монархия все чаще принимает внешнеконституционную оболочку (дарованные конституции).
     Таким образом, форма правления  является одним из элементов формы государства. В юридической науке сложилось два подхода к понятию формы государства. Первый подход (в узком смысле) связан с правовым статусом главы государства. С точки зрения широкого смысла форма правления основана на принципах, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие между органами государственной власти. Форма правления характеризует порядок образования верховной суверенной государственной власти, структуру высших органов государственной власти и принципы взаимоотношений между ними, а также с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, каким образом осуществляется верховная власть в государстве. В зависимости от особенностей формы правления все государства традиционно подразделяются на монархии и республики. Однако под влиянием современных условий возникает смешанная форма правления, в которой сочетаюся признаки монархии и республики.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


1.2. Понятие и признаки республиканской формы правления
     Развитие республики происходило одновременно с развитием монархии как альтернатива для последней. Известно, что республика прошла долгий исторический путь в своём развитии. Термин "республика" происходит от латинского «respublicum»,  что означает «общее дело». Впервые республиканская форма правления возникла в IV - III тысячелетиях до н. э. в городах-государствах Древней Месопотамии, в которых  государственная власть осуществлялась выборными органами власти - собранием и советом, который возглавлялся правителем. Сам же правитель избирался собранием. В нём могли участвовать  все полноправные граждане города-государства.
     В дальнейшем республика приобретает разные исторические формы существования. Своего расцвета республика достигла в Афинской демократической республике (V - IV вв. до и. э.)и Римской аристократической республике (V - II вв. до н. Э). Слово «республика» впервые было введено именно римлянами.
     В XVII - XVIII вв. республиканская форма правления получила широкое распространение после завершения буржуазно-демократических революций. Главной целью этих революций является свержение абсолютной монархии и установление в государстве республики как формы правления,которая, в отличие от монархии, основывалась на следующих принципах: народном суверенитете, разделении властей, гарантированности естественных прав, выборности и т.п.
     Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.4
     В настоящее время республиканская форма правления преобладает во многих государствах мира. Современные республики имеют существенное отличие друг от друга не только названием своих высших органов власти и принципов, на основе которых осуществляется взаимодействие между ними, но и социальной эффективностью: одни государства экономически развиты и политически стабильны, а другие из них переживают кризисы, конфликты, столкновения.
     Республиканская форма правления обладает следующими  устойчивыми признаками, к гарантированностью соблюдения прав граждан со стороны государства (они не только провозглашаются, но и гарантируются);
* выборностью народом высших органов государственной власти, в том числе и главу государства;
* существованием конкретного срока властных полномочий: органы верховной власти избираются на определенный срок;
* наличием системы разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти)оторые отличают  ее от монархии:
     Если сравнивать с монархией, то республиканская форма правления в большей степени соответствует характеру демократического конституционного государства.5 Сознание общества исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности ,необходимости нахождения компромиссов в конфликтных ситуациях,  стабильности, способности к обьединению в государстве. Идея равенства позволяет выдвигать на какие-либо должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на ограничен в своих правах в соответствии с законом. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Данный баланс реализуется в полной защите прав и свобод каждого гражданина, в избирательной системе и, прежде всего, в судебной системе.
     При республиканской форме правления  органы государственной власти могут  избираться двумя способами: либо народом посредством голосования либо общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют свои избирательные системы, однако народ так или иначе обязательно участвует в формировании высших органов государственной власти.
     К следующей характерной черте для республиканской формы правления можно отнести существование конкретного срока властных полномочий. Органы государственной власти  выбираются прямым и равным всенародным голосованием и осуществляют свои властные полномочия в течение определённого срока, который закреплён Конституцией. Например, срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.6  Во многих странах устанавливается дополнительное ограничение по поводу  того, на сколько раз человек может быть избран на ту или иную должность. Таким образом, в республике происходит реализация принципа сменяемости.
     Должностные лица в республике несут ответственность. Прежде всего, это ответственность политическая, которая выражается в таких действиях, как досрочный отзыв, роспуск парламента, уход в отставку, снятие с должности и т.д. Чёткое распределение компетенции между органами власти позволяет установить, на каком именно участке государственного механизма произошло нарушение в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.
     Правление в республике часто основывается на принципе разделения властей, т.е. выделяют  законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с этим, каждый орган государства должен выполнять свою конкретную функцию по управлению государством. Парламент (народное собрание, дума, верховный совет, конгресс и т.д.) должен принимать законы. Правительство и его органы  должны выполнять  законы, а также организовывать их исполнение. Судебные органы  осуществляют надзор за исполнением законов, а нарушителей закона привлекают к ответственности.  Иначе говоря, в республике органы государственной власти наделяются разными полномочиями и компетенцией по осуществлению единой верховной власти. Все органы в республике должны осуществлять единую государственную власть системно и согласовано, иначе они не смогут функционировать друг без друга.
     Таким образом, республика представляет собой форму правления, при которой глава государства избирается народом, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Современные республики различаются друг от друга социальной эффективностью: одни государства экономически развиты и политически стабильны, а другие из них переживают кризисы, конфликты, столкновения. К отличительным признакам, характеризующих республику как форму правления, следует отнести гарантированность соблюдения прав граждан со стороны государства; выборность народом высших органов государственной власти, в том числе и главу государства; наличие системы разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти); существование конкретного срока властных полномочий: органы верховной власти избираются на определенный срок.
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 2. Виды республиканской формы правления: понятие и особенности
2.1. Президентская республика
     Впервые президентская республика была создана в США Конституцией 1787 г. Затем аналогичную модель, созданную американцами, пытались копировать многие страны Латинской Америки, Африки и Азии для достижения политической и социальной стабильности.7 Действительно, опыт США, длившийся более 200 лет, показывает, что именно президентская республика является эффективной формой правления благодаря наличию сильной исполнительной власти в лице президента, который, в свою очередь, способен не только быстро реагировать на возникающие потребности населения, но и решать их.
     Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет ответственность  перед президентом за свою деятельность.8 В президентской республике президент является высшим должностным лицом, который обладает  полномочиями главы государства и главы правительства. 9
     К признакам президентской республики, которые отличают ее от других видов республиканского правления, относятся следующие:
* президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы исполнительной власти;
* наличие механизма сдержек и противовесов, т.е. ветви верховной власти сдерживают друг друга;
* президент избирается не парламентом, а всеобщим голосованием населения, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;
* правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;
* президент в праве перемещивать и отстранять от должности членов правительства;
* президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом;
* равная легитимность законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти, которые формируются на основе всеобщих выборов.
     В президентской республике высшие органы государства структурно обособлены друг от друга  и обладают самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, способом внепарламентского избрания президента (путём всеобщего голосования населения) и формирования правительства, который, в свою очередь, несёт ответственность перед президентом, а не парламентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может объявить президенту импичмент, т.е. возбудить против президента процесс его отстранения от власти. 10 Это происходит при злоупотреблении президентом своей властью, при совершении преступления, а также при нарушении Конституции.
     В президентской республике многие властные полномочия сосредотачиваются в руках президента. Данную  форму  правления считают гибкой, поэтому она получила весьма широкое распространение. Большинство государств, входящих в Организацию Объединенных Наций (ООН), имеют президентские системы правления.
     Однако, как и любая форма правления, президентская республика, помимо плюсов,  имеет свои недостатки. К ним можно отнести сосредоточение практически всей власти в руках президента, что может привести к политическим тупикам или параличу исполнительной власти (в случае его болезни или  возрастных проблем). Чтобы избежать подобных проблем, в президентских республиках существует мощная «президентская команда» - структура, которая оказывает помощь президенту во всех сферах его деятельности. В данную структуру входят: администрации, комиссии, комитеты, управления делами, аналитические центры.
     Президент назначает министров (в таких странах как США и Бразилия), и в данном случае не существует правительства, отдельного от президента. Однако существует кабинет президента, где министрам принадлежит  только совещательный голос. В некоторых государствах с президентской формой правления  президент может назначить также премьер-министра. В этом случае создаётся правительство во главе с премьером, но руководителем правительства фактически остается президент. Помимо этого, ни премьер, ни министры ответственности перед парламентом не несут и не могут быть отправлены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией, набравшей на президентских выборах большинство голосов, и президент — это лидер правящей партии, хотя во многих странах он слагает с себя партийные обязанности и выступает в качестве так называемого «надпартийного» деятеля. Президент самостоятельно принимает решение в выборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (однако в Нигерии, США для назначения министров необходимо согласие сената - верхней палаты парламента). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия со стороны парламента. Иногда конституция прямо закрепляет верховенство президента в исполнительной власти. Как было сказано, во многих президентских республиках нет особой должности премьер-министра. В случае, если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, и во многих странах Африки и Азии она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Политику правительства определяет президент, возглавляющий заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы государства (менее важные вопросы решаются под руководством административного премьера).
     Следует отметить, что в президентской республике осуществляется принцип «жесткого» разделения властей, характеризующийся разграничением компетенции между органами власти государства и системой «сдержек и противовесов»: президент не может досрочно распустить парламент (однако как показывает практика, в развивающихся странах это наблюдается , например, в 1993 г. президент Перу приостановил действие конституции и распустил парламент, назначив при этом новые выборы), но и парламент в свою очередь  не вправе смещать министров путем вотума недоверия. В редких случаях, когда данная возможность может быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к компетенции президента. Наличие ответственности правительства перед президентом — главный признак президентской республики. Хоть и  парламент в президентской республике имеет определенные полномочия по контролю над управлением, однако он не вправе уволить в отставку неугодных ему министров.
     В президентской республике возможно «разделенное правление», когда правительство сформировано одной партией, а парламент представлен большинством мест оппозиционной партии. Данная ситуация не раз происходила в Венесуэле, США.11  Термин «разделенное правление» также используется в другом смысле: в условиях парламентарной монархии или парламентарной республики в состав правительства включаются несколько министров от оппозиции. Обычно это делается для того, чтобы  в условиях войны или общенационального кризиса обеспечить единство действий различных политических сил.
     Для анализа механизма президентской республики рассмотрим такую страну как США, так как они являются классическим примером данной формы правления. В приведённой стране смогли найти равновесие законодательной и исполнительной власти при следующем условии: верховная власть имеет отчёт перед гражданским обществом, но  у граждан отсутствует право прямого влияния на процесс принятия политических решений. В США президентская республика основана на принципе жесткого разделения властей. В соответствии с этим принципом было найдено равновесие между Конгрессом (законодательная власть), президентом (исполнительная власть) и верховным судом (судебная власть). Власти автономны и не вмешиваются в дела друг друга. 
     Принцип разделения властей в США дополнили принципом "сдержек и противовесов", при котором обеспечивается равноправие всех ветвей государственной власти. Согласно мнению четвёртого президента США Дж Мэдисона, верховная власть должна иметь такую структуру, "чтобы каждая ее составляющая часть могла в процессе взаимодействия с другими частями быть средством сдерживания их амбициям должны быть противопоставлены другие амбиции".12 С одной стороны Конгресс принимает законы, тем самым сдерживая президента и верховный суд. Например, Конгресс вправе отстранить президента от своей должности через процедуру импичмента в случае нарушения президентом законов. С другой стороны, президент также вправе оказывать влияние на Конгресс. Он может отклонять законы, используя при этом право отлагательного вето. Верховный суд "сдерживает" Конгресс и президента правом признания их актов, которые не соответствуют Конституции США.
     Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу13, избрание которого происходит путем тайного голосования на основе всеобщих  и прямых выборов. Конгресс в США состоит из двух равноправных по отношению друг к другу палат: Палаты представителей, в которую входит 435 депутатов, избираемых на два года и Сената , состоящего из 100 сенаторов, по два сенатора от 50 штатов сроком на 6 лет. В компетенцию Конгресса входят многие полномочия, среди которых военные (право объявлять войну, формировать флот и армию), финансовые (право чеканить монету, делать займы, устанавливать налоги), а также законодательные (принимать законы).
     В США исполнительную власть осуществляет президент. Он является как главой государства, так и главой правительства. Полномочия президента США как главы государства обширны. Во-первых,  он представляет США на международной арене; во-вторых, заключает международные договоры; в-третьих, является главнокомандующим вооруженными силами; в-четвёртых, обладает правом помилования, награждает медалями и другими знаками отличия; в-пятых,  обладает правом созывать Конгресс в чрезвычайных ситуациях; и в заключение, утверждает и опубликовывает законы, принятые Конгрессом (в случае неодобрения возвращает их в Конгресс на повторное рассмотрение). Полномочия президента как главы исполнительной власти также не менее обширны:  во-первых, он руководит аппаратом государственного управления; во-вторых, назначает и увольняет представителей федеральной администрации, в-третьих,  издает указы и исполнительные приказы; в-четвёртых,  несет ответственность за подготовку и исполнение бюджета в государстве.
     Судебная власть в США осуществляется одновременно верховным судом и низшими судами, которые учреждаются Конгрессом.14 В верховный суд входят девять членов, назначаемых президентом, при этом необходимым условием является согласие Сената. В его компетенцию входит осуществление судебного надзора за соблюдением законов и иных актов, закреплённых в Конституции США. Также верховный суд  может толковать Конституцию, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти и органами власти штатов.
     При президентской республике существует опасность узурпации (захвата власти президентом насильственным путём, совершённого с нарушением закона), частых конфликтов и столкновений между законодательной и исполнительной ветвями власти. Именно поэтому эффективное функционирование президентской республики возможно только в условиях развитого гражданского общества. В США опасность узурпации власти предотвращается с помощью принципа жесткого разделения властей, четко установленным сроком правления президента (не более двух сроков). Высокая политическая культура общества дает возможность удерживать общество от столкновения интересов, используя при этом авторитет верховного суда, развитую партийную систему и иные политические силы (СМИ и профсоюзы), с помощью которых достигается политическое согласие.
     Таким образом, президентская республика представляет собой такую форму правления, при которой в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. В президентской республике должность премьер-министра отсутствует, так как президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президентская республика отличается способом внепарламентского избрания президента (путём всеобщего голосования населения) и формирования правительства, который, в свою очередь, несёт ответственность перед президентом, а не парламентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может объявить президенту импичмент, т.е. возбудить против президента процесс его отстранения от власти. Однако, как и любая форма правления, президентская республика, помимо плюсов,  имеет свои недостатки. К ним можно отнести сосредоточение практически всей власти в руках президента, что может в случае его болезни или  возрастных проблем президента привести к политическим тупикам или параличу исполнительной власти. Примеры президентской республики - США, Бразилия,  Мексика, Аргентина.
     
     
     
     
     

2.2. Парламентская республика
     Парламентская республика – одна из разновидностей форм правления, при которой значительная роль в организации жизни государства принадлежит парламенту. В отличие от президентской республики, парламентская форма правления обладает следующими признаками:
* отсутствие принципа жесткого разделения властей, осуществление сотрудничества между законодательной и исполнительной властей;
* правительство несёт ответственность перед парламентом, а не президентом
* правительство формируется партией или коалицией партий, победивших на выборах, при этом они должны располагать большинством мест в парламенте;
* глава государства - президент - избирается парламентом и формально обладает правом назначать премьер-министра;
* конституция наделяет президента широкими полномочиями, однако фактически он осуществляет их по предложению премьер-министра;
* премьер-министра обладает значительными фактическими полномочиями в сфере исполнительной власти.
     Формирование парламента осуществляется правительством исходя из числа депутатов, входящих в несколько партий, которые имеют наибольшее число голосов в парламенте. Правительство несёт ответственность перед парламентом и  может осуществлять управление страной до тех пор, пока у него имеется доверие со стороны парламента. В иных случаях правительство либо уходит в отставку, либо через решение главы государства добивается роспуска парламента и назначения новых выборов в парламент. Такая форма правления существует в экономически развитых странах (Турция, Германия, Израиль). При такой системе демократии выборы проводятся по партийным спискам, т.е. избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за политическую партию.
     Помимо законодательной функции, парламент наделяется ещё одной важной функцией - осуществлением контроля над исполнительной властью. Контроль парламента осуществляется в форме резолюций, которые выражают отношения к деятельности депутатов в правительстве, а также в форме парламентских расследований. Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия, вследствие этого правительство вынуждено уйти в отставку.15 Помимо этого, парламент обладает финансовыми полномочиями, поскольку именно он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет важные сферы социально-экономического развития страны, решает вопросы внутренней и внешней политики государства.
     В парламентской республике главу государства избирается парламентом или специально образуемой коллегией избирателей, в которую помимо членов парламента входят представители субъектов федерации или региональных органов самоуправления. Это является главным видом контроля со стороны парламента над правительством.В парламентской республике президент избирается путём многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В процедуре избрания главы государства участвуют либо депутаты парламента (В таких странах, как Израиль или турция), либо  коллегия избирателей, состоящая из депутатов парламента и других органов (Италия).16 
     При такой форме правления говорят о наличии «слабого» президента. Конституция наделяет президента парламентской республики обширными полномочиями, однако фактически они исполняются правительством. Тем не менее, в круг полномочий президента входят: во-первых, право роспуска парламента; во-вторых, назначение  главы правительства; в-третьих, обнародование законов, издание указов; в-четвёртых, амнисти осуджённых; в-пятых, осуществление командования вооруженными силами.
     Как и любая форма правления, парламентская республика обладает определёнными преимуществами и недостатками. Основным преимуществом парламентской республики является то, что главный объем власти концентрируется в руках единого органа - парламента. Кроме того, самые важные политические решения принимаются коллегиальным большинством парламента. Ряд экспертов считают, что данное верховенство парламента защищается верховенством в стране от возможного концентрата в стране власти, в руках отдельно взятой политической группировки либо личности.
     Право главы государства в роспуске данного органа или в поддержке правительства в случае предъявления ему вотума недоверия явялется единственным противовесом парламенту. В то же время роспуск парламента можно рассматривать как положительную черту парламентской республики. С помощью него государство способно преодолевать разные правительственные и парламентские кризисы, конфликты в процессе их возникновения.
     Кроме этого, выделяют, что в парламентской республике  четко заметны рамки ответственности за политику, осуществляемую государством. В случае провалов, неудач, политических скандалов гражданами ответственность возлагается или на весь парламент либо на депутатское большинство, или на правительство, или на правящую партию.
     Исходя из всех преимуществ парламентская республика далека от идеала и содержит много серьезных недостатков. Одним из них является низкий уровень обеспечения стабильного функционирования политической системы. Данный недостаток связан с непостоянством правящей коалиции, роспуском парламента, частой сменой правительства и проведением внеочередных парламентских выборов в государстве. В качестве примера можно привести парламентский режим четвертой по счёту республики во Франции (1946-1958 гг.), характеризующийся деятельностью так называемого «призрачного правительства», который сменялся с периодичностью примерно три раза в год. В итоге за двенадцать лет данного периода во Франции сменилось  двадцать четыре кабинета министров. В Италии в период с 1991-2008 года парламент распускали четыре раза, при этом сменив тринадцать премьер-министров. 
     На основании этого в парламентской республике политико-властная система не способна адекватно реагировать на различные кризисные ситуации и разрешать наиболее сложные вопросы общества во всех сферах различных государств.
     К другому недостатку парламентской формы правления следует отнести формальный подход в разделении властей. Данное обстоятельство на практике проявляется в том, что парламент в лице депутатского большинства фактически подчиняется главе правительства, который, в свою очередь, является одновременно лидером правящей партии либо партийной коалиции.В этом случае в качестве наиболее выраженного примера можно привести действующие правительства Италии во главе с Сильвио Берлускони и Турции во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Помимо этого конституции таких стран как Польша, Италия закрепляют делегирование парламентом, т.е. передача части своих полномочий17 в ряде случаев правительству. В данных ситуациях первое лицо парламентской формы правления может сов.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44