VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Республика как форма правления понятие, основные характеристики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W009052
Тема: Республика как форма правления понятие, основные характеристики
Содержание
16



ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ  (РПА Минюста России)»

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)



Кафедра «Гуманитарных и информационных дисциплин»





Курсовая работа



«СМЕШЕННАЯ РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ»





Выполнил

 студент 1 курса 

группы Юбзиу-17-1 заочной формы обучения

 направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 Черенцова Юлия Владимировна

Научный руководитель  

доцент кафедры теории и истории государства и права 

Минникес Ирина Викторовна 

Дата защиты «__»___________2018г.

Оценка___________

Подпись научного руководителя_________







Иркутск 2018





СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

1.Республика как форма правления: понятие, основные характеристики…













































	



Введение

Внешним выражением содержания государства выступает его форма.

От формы государства зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.

Одним из элементов формы государства является форма государственного правления, характеризующая организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

Исторически сложилось что вопросы, связанные с государственной властью, всегда вызывают глубокий интерес в обществе. В современных условиях на вопросах замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, налоговая политика и многое другое.

Форма правления имеет основное значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Как известно, в основе каждой формы правления (для современных развитых в правовом отношении государств характерны три формы правления: президентская, парламентарная и смешанная республика) лежит определенная  модель организации государственной власти.

В отличие от традиционных моделей – президентской и парламентарной государственно-правовая модель смешанной республики современной наукой трактуется неоднозначно.

Одни ученые вообще ставят под сомнение сам факт её существования, признавая лишь традиционные модели организации государственной власти. Отличия же государственно-правовых систем отдельных государств, сторонниками данного подхода причисляются к особенностям указанных моделей. Таким образом, выделяется французская, российская и т.п. модели президентской республики.

Другие ученые, наоборот, считают, что республика со смешанной формой правления существует, но при этом их анализ не определяет основной принцип характерной ей модели организации государственной власти, которая отличала бы существующие государственно-правовые модели друг от друга. Исходя из этого, отличающаяся модель организации государственной власти, порой, бывает отнесена учеными к разным формам правления.

К примеру, предметом острых дискуссий является форма правления Пятой республики во Франции. Одни считают её классической смешанной республикой; другие - классической президентской; третьи, анализируя основы организации государственной власти в данной стране, конструируют французскую модель президентской республики.

Подобной  дискуссией является и форма правления в РФ (по Конституции 1993 г.). Одни настаивают на том, что это смешанная республика; другие - что президентская; третьи делают вывод о том, что это неопрезидентская республика; четвертые утверждают, что форма правления в РФ - это некая модификация президентской республики (российская модель президентской республики).

Актуальность темы связана напрямую с отсутствием общих критериев, которые позволяют точно определить модель организации государственной власти в республике со смешенной формой правления.





















Республика как форма правления: понятие, основные характеристики



В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.

Государство в целом представляет собой единство трех элементов: 

население государства (нация, государственно-организованный народ), 

 государственная территория 

 государственная власть.

В наиболее общем виде государство предстает как множество людей, объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа. Отдельные государства, их виды, различаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме объединения людей в государство.

В философии под формой понимают, прежде всего, внешнее очертание, наружный вид или внутреннее строение какого-либо предмета, зачастую определяющего процессы собственного становления и развития в объективной действительности. В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений используется методологическая определение "форма правления", неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. В основе толкования данной категории лежат две фундаментальные философские точки зрения: идеалистическая или материалистическая. Идеалисты считают, что форма правления есть проявление народного правосознания, национального духа, нравственности или религиозного мировоззрения. Материалисты доказывают обусловленность любой модели политической власти в государстве вещественно-осязаемыми факторами и социальными закономерностями: обширностью либо ограниченностью территории, уровнем развития экономики, географическим положением страны, плотностью населения, соотношением классовых сил в обществе и т.д.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская.

Государство, как общественная организация, имеет своего главу, который действует от лица государства как в области международной, так и в области внутренней политики. «Порядок замещения главы государства» является тем внешним признаком, который отличает монархию от республики. Именно в монархии место главы государства замещается по началу наследования, а в республике - по началу избрания. 

Группировка явлений, в том числе и явлений общественно политической жизни, имеет большое  практическое и теоретическое значение. Классификация государств, если она основана на научных принципах, позволяет глубже понять действительность, разобраться в большом разнообразии постоянно меняющихся государственных форм, дает ключ к пониманию внутренней логики развития. Для того, чтобы она могла удовлетворять этим требованиям, она должна быть основана на объективном научном критерии. Таким критерием может быть признак, имеющий существенное значение для данного явления.

Систематизация государственных форм по их внешним признакам может быть осуществлена следующим образом. По форме правления является монархией или республикой. Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно. Республика – это форма правления, при которой верховная власть в государстве является избираемой, а поэтому срочной и юридически ответственной.

Конституционность республики является надежной защитой против двух искажений начала народоправства, которые часто повторяются в истории и от которых нужно предостерегаться самым решительным и энергичным способом. Б.А.Стародубский выявлял возможные искажения начал народного суверенитета. Во-первых, сосредоточение всех функций государственной власти в руках одного представительного собрания, так что исполнительной власти, в виде отдельного органа, не существует, а представительное собрание не только законодательствует, но и управляет государством через свои комитеты, которые он назначает и сменяет в каждый момент по - своему усмотрению. Одним слово, это та форма правления, которая когда-то существовала во Франции в эпоху Конвента. Во-вторых, при республиканском правления, в котором исполнительная власть поставлена слишком независимо от законодателя, образуется опасная ситуация. Такая исполнительная власть неизбежно приведет к безвластию.

Поэтому, чтобы действительно обеспечить господство демократических начал в республике, в ее строе должно быть проведено разделение властей. Законодательная власть должна целиком принадлежать представительному собранию. В монархии законодательная власть принадлежит монарху и народному представительству, а в республике она должна принадлежать только народному представительству.

Республика (от лат. res publica – «общее дело») – форма правления, в соответствии с которой высшая органу  государственной власти (президент, парламент) непосредственной избираются, либо формируются общенациональными учреждениями на определенный срок и несут ответственность перед избирателями.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась и приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

На сегодняшний день республика является распространённой формой правления.

В республике отчетливо работает принцип разделения обязанностей. Большая часть верховных органов являются выборными. Их полномочия имеют конкретный срок, который не может быть продлен. Для того чтобы повторно занять должность,  нужно снова пройти процедуру выборов. Полномочия органов высшей власти можно прекратить досрочно, если их работа не устраивает.



Признаками республиканской формы правления являются:

существование единоличного и коллегиального главы государства;

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

обязательность решений верховной государственной власти.

Существуют разновидности республиканского правления, которые в свою очередь делятся по форме государственного устройства:

парламентарные – это разновидность республик с перевесом полномочий в сторону парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
При этой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. В случае если, было утрачено доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуск парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, выделяющихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, так как он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государств.

Президентские – это республика, в которой президент является не только главой государства, но и главой правительства. Он руководит внешней и внутренней политикой государства и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Такую республику часто называют дуалистической. В данной республике президент избирается народом без участия парламента путем прямых выборов, но иногда бывает косвенным.  После того как  избрали главу государства назначают членов правительства. В данной республике нет должности, такой  как глава правительства (федеральный канцлер, премьер-министр и т.д.). Особенность заключается в том, что парламент не может быть распущен главой государства, а сам парламент не способен ограничивать действий правительства и президента. Но в некоторых случаях ограничить действия последних парламент может.  Глава государства имеет право наложить на решение представительного органа вето,  предусматривающее временные ограничения или запрещение каких-либо действий. Недоверия выносится парламентом путем голосования. Он так же может быть вынесен и правительству. Такая процедура очень сложная и имеет массу своих нюансов. В парламентской республике это все производится значительно проще. Президентская республика – это Польша, Франция, Австрия и многие другие страны.

3. смешанные (полупрезиденские) – это форма правления, где сочетается  парламентская и президентская республика.

Вместе с президентом, который является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, который утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Иной вариант смешанной республики – повышенная роль главы правительства, повышенная самостоятельность правительства.  В первый раз такая форма республики была установлена в во Франции 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к президентской власти, но учитывал традиции в своей стране. 

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть расформирован в течение определенного срока). Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная»  исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен и т.д. Страны: Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.























Основные черты парламентских республик

Парламентская республика – это разновидность республиканской формы правления, которая характеризует ряд признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его ответственность перед парламентом. Избирается глава государства(президент) парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя полномочия его могут быть достаточно широкими. 

Отличительные черты парламентских республик: 

верховенство парламента; 

ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; 

формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; 

избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. 

Сущностью парламентской республики является то, что все должностные лица избираются на определённый срок. При этом законом определены их права и обязанности, а также наказание за превышение своих полномочий. 

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и ратификация государственного бюджета, решение важных сфер социально-экономического развития страны и разрешение вопросов внешней политики.

Основные признаки парламентской республики являются следующие:

1) президент является главой государства, но не главой исполнительной власти;

2) президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента, т.е. его власть производна от парламента;

3) президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте или его нижней палате;

4) главный признак парламентской республики – политическая ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом.;

5) президент не несет ответственность за деятельность правительства. Она возложена на главу правительства;

6) президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по назначению главы правительства может отправить в отставку любого из члена правительства;

7) в законодательной области президент парламентской республики наделен правом законодательной инициативы, согласованной с правительством; обладает правом провозглашать законы, принятые парламентом;

8) акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность.

Подобные парламентские системы существуют во многих странах: Швейцария, Италия, Австрия ФРГ и т. д. Их многолетний опыт показывает и преимущества, и недостатки парламентского правления.

К числу преимуществ относится:

Основной объем находится в руках одного органа. Чтобы принять решение, нужно набрать большинство голосов в парламенте. Здесь нет такого органа, который может препятствовать решению парламента, наложив на него «вето»;

Существуют пределы ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого надо винить за провалы и неудачи – всех депутатов либо депутатов из правящей партии.  Поэтому депутаты должны выполнять свои предвыборные обещания;

Парламентское правление пробуждает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным, где проверку на доверие народа проходят все кандидаты.

При всех преимуществах парламентское правление далеко от совершенства и не является идеалом. В политике такое вообще вряд ли возможно. Поэтому существуют и недостатки парламентского правления.

Недостатки:

Нестабильность правящей коалиции, частой сменой правительства, роспуском парламента и проведением внеочередных парламентских выборов в определенной стране;

Формальный подход к разделению властей. Данное обстоятельство имеет свое проявление в том, что парламент в лице депутатского большинства, правительство и президента фактически находится в подчинении главы правительства, который зачастую является и лидером правящей партии либо партийной коалиции.































Признаки парламентской и президентской республики в конституции Франции

Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). 
Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за президентом обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства». Так же в  этой статье провозглашается, что президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности и уважении договоров».

Президент обладает широкими преимущественным правом в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента. 
Законодательный орган Республики – парламент играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов, которая ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов.  Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. 
Правительство Франции – Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, «определяет и проводит политику нации». В состав правительства входят:

премьер-министр - глава правительства;

 министры, возглавляющие министерства;

 государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. 

Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции осуждения абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В статье 21 Конституции  обозначены полномочия премьер-министра.  Премьер-министр руководит действиями Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С учетом положений статьи 13, он имеет право издавать постановления и назначает гражданские и военные должности. Так же в этой статье говорится, что он имеет право замещать Президента Республики в качестве председателя. 

Конституционный совет – это особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до обнародованием их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов. 
Процесс сосредоточения политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и «через его голову». 

Важная гарантия деятельности Президента – это его неприкосновенность. Во время исполнения своих полномочий он не может быть привлечен к ответственности, иначе как в случае государственной измены, по-другому говоря, неприкосновенность Президента Франции не является абсолютной. Но ответственность Президента за государственную измену осуществляется в особом порядке. Обвинение ему может быть предъявлено только двумя палатами парламента, принявшими идентичное решение абсолютным большинством голосов от общего числа своих членов. По существу дело рассматривает и окончательное решение принимает Высокая палата правосудия.

В случае досрочного прекращения Президентом его полномочий их временно осуществляет председатель Сената, а если у последнего, в свою очередь, имеются препятствия, то Правительством. Они могут осуществлять все полномочия Президента, за исключением роспуска Национального собрания и передачи на референдум законопроектов в порядке статьи. 11 Конституции. Но такое замещение Президента является  краткосрочным. Голосование по выборам нового Президента, за исключением случаев непреодолимой силы, констатированной Конституционным советом, происходит не менее чем через 20 дней  и не позднее чем через 35 дней после прекращения президентских полномочий.

























Заключение.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44