- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Монархия как форма правления.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001384 |
Тема: | Монархия как форма правления. |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный Федеральный универститет им.М.К.Аммосова» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра уголовного права и процесса КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Монархия как форма правления» Студент: Еремеева Татьяна Алексеевна Группа: ЮФ-15-05 Руководитель: Кочмар Александр Николаевич «Допустить к защите» «______» __________ 2016 г. Дата представления работы: «______» __________ 2016 г. Дата защиты: «______» __________ 2016 г. Оценка: _________________ Содержание Введение ......................................................................................................... .......2 Глава 1. 1.1. Понятие и сущность монархии....................................................................4 1.2. Признаки монархии как формы правления................................................6 1.3. Достоинства и недостатки монархической формы правления.................7 Глава 2. 2.1. Исторические виды монархии как формы правления..............................10 2.2. Современные виды монархии......................................................................17 Заключение ..........................................................................................................23 Список использованной литературы..............................................................24 Приложения ........................................................................................................25 Введение. Выбранная мною тема курсовой работы «Монархия как форма правления» очень актуальна на сегодняшний день и мой интерес к данной теме поддерживается следующими обстоятельствами: - во все исторические эпохи многие мыслители (Платон, Аристотель...) пытались предложить наилучшую форму правления государства, которая бы идеальным образом упорядочивала бы жизнь людей, а монархия, есть одна из древнейших форма правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и просуществовавшая до сегодняшнего дня. - монархическая форма правления свидетельствует об ее уникальной способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества. - многие страны, имеющие монархов, не намерены менять форму правления, дорожа своими традициями и исторически сложившимися институтами. В своей курсовой работе я использую не очень большое количество источников, но они разнообразны по своему содержанию и каждый по-своему очень важен для понимания сути проблемы, раскрытия выбранной мною темы. Будут представлены как нормативные источники, так и научные источники (монография Тихомирова Л.А.), а также использована информация с электронных ресурсов. Так как тема моей курсовой работы требует базовых, основополагающих теоретических начал, для логического последовательного раскрытия содержания, я буду обращаться к учебной литературе по дисциплине «Теория государства и права» различных авторов: Венгеров А.Б., Лазарев В.В., Бабаев В.К. Объект исследования моей курсовой работы – монархия как форма правления. Предметом исследования является сущность монархии как формы правления и ее различные виды со своими особенностями. Цель моей работы – рассмотрение теоретических основ монархии как формы правления, ее исторических форм и существующих современных видов. Курсовая состоит из двух глав. В первой главе дается понятие монархии, ее сущности и признаков. Во второй главе я рассматриваю исторические и современные виды монархии как формы правления. Осознаю, что данная курсовая работа оставляет многого желать и по полноте и по трактовке материала. Но я надеюсь, то, что я почерпнула в процессе работы по данной теме, значительно расширило мой кругозор, что и было моей главной задачей. Глава 1. 1.1. Понятие и сущность монархии. Монархия –лучший из худших видов правления. Вольтер. Форма правления государства – это один из трех элементов формы государства. Авторы различных учебников по дисциплине «Теория государства и права» предлагают свои определения этого понятия, различные по формулировке, но схожие по своему значению. В учебнике под редакцией Лазарева В.В. подчеркнуто, что «Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением».1 Но за основу я предлагаю принять следующее определение из базового учебника Бабаева В.К. в которой дается следующая трактовка формы правления: “Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением”.2 Все государства подразделяются на монархии и республики. Это современный подход к понятию формы правления. Известно, что еще в античные времена существовало данное понятие и имело сходное значение. Однако подход к классификации форм правления был совсем другой. Рассмотрим на примере учения Аристотеля о государстве и праве. Итого, Аристотелем были выделены 6 форм правления: 1. Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. 2. Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного. 3. Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. 4. Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. 5. Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. 6. Охлократия (от греч. — толпа и— власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов. Аристотель считал что: отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию.3 Более того, монархия, аристократия и полития были отнесены к числу «правильных» форм правления, то есть полезных для общего блага, а не для интересов правителя. Обратимся к этимологии слова “Монархия”, оно происходит от греческого слова monarchia (monos– «одиночный, единый» arche– «главенство, власть»), которое в свою очередь берет свои истоки от древнегреческого ????????, что означает «единовластие». То есть дословный перевод обозначает власть единого, единовластие. Какое же определение дают современные учебники? В учебной литературе можно встретить следующее определение монархии: «Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получившим эту власть, как правило, по наследству. Обратимся к истории возникновения монархии. Немного информации на тему происхождения монархии представлено у профессора юридических наук Венгерова А.Б. Венгеров говорит о простой организации общества, в которой зарождается монархия: это раннеклассовые общества, власть в которых захватывалась военачальниками, предводителями дружин, жрецами, предводителями соседских общин и другими лидерами социальных движений. Организация власти в таких обществах, по мысли Венгерова, была строго централизованной, а потому эффективной, что отвечала задачам того времени: регламентация сельскохозяйственного производства, распределение его результатов между членами общества, управление совместными работами (например, строение ирригационных сооружений), осуществление религиозных культов, оборона и ведение войн, взимание налогов.4 1.2. Признаки монархии как формы правления Основными признаками классической монархической формы правления являются: - существование единоличного главы государства (король, царь, кесарь) - власть монарха — полная, верховная, суверенная, безраздельная - трон занимается в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву или в порядке родства (фамильному праву) - правление монарха — бессрочное, пожизненное - деяния монарха неподсудны, личность — неприкосновенна (свободен от юридической ответственности) - монарх представляет государство во внешнем мире по собственному праву, а не по поручительству (мандату) - эта форма правления имеет глубокие корни (истоки власти) в традициях культурных, духовных - опирается на патерналистское (монархическое) сознание в обществе (монарх воспринимается как отец народов) - поддерживается мифом о божественности власти - сопровождается иерархическим строением общества, замыкая вертикаль социальной пирамиды подданных. Монархия без монарха не существует. Монарх всегда обладает внешними атрибутами власти: корона, мантия, трон, скипетр и держава. Кроме того, в официальных письмах и дипломатической переписке используется титул монарха. Например, к королеве Великобритании, принято обращаться так: “Елизавета Вторая, Божией милостью Королева Великобритании и Северной Ирландии и ее других владений и территорий, Королева, Глава Содружества, Защитница Веры”. В то время, как у монарха Свазиленда более лаконичный титул: “Его величество, король – лев”. За свою деятельность Монарх не получает заработной платы, ни жалованья. Его денежное содержание состоит из доходов от личного имущества и ассигнований из Государственного Бюджета страны, получаемых по цивильному листу. Финансовый контроль за использованием цивильного листа осуществляет парламент. 1.3. Достоинства и недостатки монархической формы правления. Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно в силу этого, монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монаръхия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться исмволом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (Великобритания) продолжают исполнять эту важную миссию – миссию символа и инструмента единства. В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Например, верность – один из самых благородных критериев в отношениях между людьми. Еще одним достоинством монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше чем в республиканской. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны – это прямая угроза отречения от престола, а гибель страны неминуемо ведет к гибели династии. Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. В детстве он недополучил материнской любви, так как Императрица Елизавета строго ограничивала его общение с Екатериной. В старшем возрасте, теплые отношения с матерью так и не были достигнуты. Павел не мог простить Екатерине I заговор против своего отца, вследствие убийства которого она получила верховную власть. А ходившие в то время слухи о том, что Павел является на самом деле сыном Салтыкова и не принадлежит к династии Романовых, только добавляли масла в огонь ненависти к Императрице. Поэтому, сразу же после ее смерти и внутренняя и внешняя политика Павла I принципиально отличалась от политики его матери. Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности. Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением. Наиболее известные из них: Бирон Э.И., Меншиков А.Д., Григорий Орлов, Григорий Потемкин, Григорий Распутин... Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами аристократией или демократией. Глава 2. 2.1. Исторические виды монархии Есть основания полагать, что монархия является самой древней формой правления, так как прообразом монархии, монархического правления, патриархальной царской власти является семья. В историческом аспекте монархии можно подразделить на (прил. табл. 1): - древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет) - рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия) - феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные) - буржуазные. 2.1.1. Монархии патриархальные или традиционные Они характерны для традиционных обществ и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Кроме того, черты патриархальной монархии, благодаря исторической памяти многих поколений, сохраняются в той или иной степени и в других монархических разновидностях. Патриархальная монархия, по всей вероятности, имеет не только прообразом своим отцовскую власть, но и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных). Патриархальная монархия имеет мало возможностей воздействовать на общество, ибо традиционное общество почти не допускает этого, что не исключает реализации полновластия патриархального монарха в экстремальных ситуациях (например, в случае войны или иноземного вторжения). Патриархальная монархия смыкается с монархией сакральной в одном чрезвычайно древнем обычае — обычае царской жертвы. Обычай добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа существовал у многих народов. Человеческая память хранит в своем сознании в течении тысячелетий образ Иисуса Христа, царя Иудеев, принесшего себя в жертву ради христианских ценностей.5 Примером царской жертвы стал последний император Российского государства Николай П. После издания «манифеста» об отречении у Императора было два выбора: призвать к гражданской войне или признать режим узурпаторов. Николай II не сделал ни того, ни другого. Он предпочел заточение и мученическую смерть, и даже гибель своей Семьи, участию в братоубийственной войне и беззаконии. 2.1.2. Сакральные монархии Сакральные монархии — это монархии, где первенствующие функции монарха жреческие. Иногда подобные монархии принято именовать «теократиями». Этот термин распространен, хотя и не верен, потому что «теократия» значит дословно «боговластие», а скорее следовало бы пользоваться термином «иерократия» — «власть жрецов». Сакральная жреческая монархия нередко связана с патриархальной. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия Египта, по крайней мере, в Древнем и Среднем царстве, где функции жреца были основными функциями фараона. Образцами сакральных монархий, но уже других (часто сословных) являются и такие, в которых монарх непосредственно не несет жреческих функций, но является высшим духовным авторитетом. Подобную монархию реализовал классический суннитский ислам, хотя реализовал недолго — на протяжении истории Халифата до тех пор, пока халифы не утратили функций светских правителей. Функцию же духовного авторитета они сохранили дольше. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. Например, в средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. 2.1.3. Деспотические монархии По-гречески, слово «деспот» означает «владыка», «повелитель». Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах, хотя может сохраняться и после того, как они перестают быть милитаризованными. Из деспотического принципа вовсе не вытекает абсолютность власти деспотического монарха или то, что он правит более жестокими способами. Просто если сакральный монарх по происхождению — жрец, то деспотический монарх по происхождению — генерал. Как раз в деспотических монархиях мы видим обычно реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях — народ-войско. Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь (он — военачальник, не жреческого, а светского происхождения), армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель). Странами с такой властью являлись Китайская империя, древнеиндийские государства. 2.1.4. Сословные и сословно-представительные монархии Сословные и сословно-представительные монархии действуют в сословных обществах, потому наиболее характерны для потомков арийцев — народов, которые хоть в какой-то степени сохранили арийскую (индоевропейскую) традицию, а они основали большинство известных нам государств. Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, причем, разумеется, не в высшее, а во второе — воинское. Стоит упомянуть, что одно из древнейших персидских наименований царя «кшатра», а на санскрите «кшатра» значит «воин» (индийцы и иранцы были близко родственными народами 3500-4000 лет тому назад). Индийские цари — раджи (обычно правители очень небольших государств) относились как в ведический период, так и в индуистский ко второй варне — варне кшатриев. Близость к воинскому сословию можно заметить и у всех иранских царей (персидских, мидийских и др.). Однако когда персидский шах стал иранским шаханшахом («царем царей»), его власть была сакрализована, но, тем не менее, сословность не была разрушена. В Иране (Эраншахре) наблюдался некоторый синтез сакральной монархии и монархии сословной. При всех шаханшахах домусульманского периода (а в Иране сменялись не только династии, сменялись господствующие имперские этносы) неизменно действовал совет представителей трех арийских сословий, то есть монархия была реально сословной. Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был надсословен, видимо, еще с очень глубокой древности. Уже у ахейцев царь выделен из очень развитой и влиятельной ахейской аристократии. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род (там был родовой принцип) выделялся и обособлялся. Точно так же в традиции Домонгольской Руси князья есть своеобразно обособленное сословие, отстраненное от собственно аристократии — бояр. За всю историю Древней Руси известна одна (в начале XIII века) попытка боярина вокняжиться — попытка неудачная: не признали ни князья, ни бояре, чем и подтверждается действенность правила. Надо сказать, что сословным обществам монархия, безусловно, показана, она для них полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства в рамках культурной традиции сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов. Что же касается сословно-представительных монархий, то они возникают по мере роста государств. Ведь прямая демократия возможна только в очень небольшом государстве, где хотя бы полноправных граждан можно собрать на одной площади народного собрания. Видимо, 30 000 полноправных афинян уже близко к пределу численности лиц, участвующих в прямой демократии. С увеличением размеров и многолюдности государства появляется демократия представительная. Она включается в систему сословно-представительных монархий, которые, конечно, в чистом виде монархиями не являются, ибо это — монархия с демократией или, что нередко, монархия с аристократией и демократией. В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать у нас монархию сословную. В Домонгольской Руси IX-XIII веков существовал монархический элемент (княжеская власть) и демократическое вече (то есть прямая демократия в каждом княжестве). С созданием единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII веках царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством — Земским собором). Таким образом, сословная монархия, как представительный орган власти сложилась к XIII – XV вв. В их состав, как правило, входили представители всех сословий. Однако во время принятия каких-либо решений главное слово было за дворянством и духовенством. 2.1.5. Абсолютные монархии Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. Во-первых, большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же аристократических и демократических институтов нет, неизбежна монархия с бюрократией, ибо при отсутствии оперативной связи со всей огромной территорией государства царь не может эффективно решать все вопросы без бюрократии. Монархия, лишенная представительных форм, заболевает опаснейшей болезнью — бюрократизмом. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы, а в Высоком Средневековье — и всего мира. Уже в XIV столетии Филипп IV Красивый в значительной степени подмял аристократию, создав мощную бюрократическую систему. Неудивительно, что Франция, правда, уже в XVII столетии стала страной классического абсолютизма. Во-вторых, абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения и именно потому так воспевалась эпохой Просвещения. Христианин не мог бы согласиться с абсолютизмом по совести никогда, ибо для него абсолютен только один монарх на Небесах. Однако христианским принципам этики и, следовательно, политики первый удар нанесли в эпоху Возрождения (вспомним известнейшие труды Н. Макиавелли), а эпоха Просвещения вся была посвящена этим ударам — дехристианизации западноевропейской культуры. В качестве инструмента для того просветители с удовольствием принимали так называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из компании «просветителей». В-третьих, абсолютная монархия связана с возобладавшим в эпоху Просвещения принципом общественного договора в варианте Томаса Гоббса (принципом Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме. Абсолютизм — одна из обнаженнейших форм этатизма, то есть государственничества. И неважно, говорил ли Людовик XIV (лично очень симпатичный король): «Государство — это я», или эту его фразу потом придумали. Гораздо важнее, что он мог так сказать, это вполне вписывается в период его правления и в социальный уклад Франции XVII столетия. Однако абсолютную монархию не следует путать ни с деспотической монархией (деспотический принцип воинского повиновения не исключает ограничения царской власти), ни с самодержавной (христианской) монархией, ни с тиранией. Как ни мало симпатична абсолютная монархия, тиранией она не является, ибо, во-первых, все абсолютные монархи принимали принцип неприкосновенности частной собственности. Другое дело, что конфисковать имущество могли по инспирированному приговору суда, но это было исключением из правила. Никто из абсолютных монархов не решился на массовые конфискации, на что запросто решались тираны. Во-вторых, даже абсолютные монархи не склонны полностью разрушать традиции. Так, при абсолютизме французском исчезли представительные органы (Генеральные штаты), но городские советы остались, хотя их возможности и были усечены. Существовали органы городского самоуправления и после укрепления абсолютизма в России в XVIII веке. Кроме того, во Франции при абсолютизме сохранились также независимые судебные палаты (так называемые парламенты). Эта склонность соблюдать некоторые принципы собственной культуры, не рвать с ней в корне есть, безусловно, достоинство, сохраняемое и абсолютной монархией. В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам, монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых). 2.1.6. Самодержавные или автократические монархии «Автократия» — термин византийский. Позднее его стали переводить на русский язык, как «самодержавие». Первоначально, когда самодержцем объявил себя создатель России Иван III, наш величайший государь, это лишь означало, что он больше не является вассалом хана, что он абсолютно суверенен. Но постепенно термин «самодержец» стали воспринимать в связи с византийским наследием. Попытка перенесения автократии на отечественную почву дала первую в русской истории тиранию Ивана IV, ибо русские были куда демократичнее византийцев, но значительно уступали им по уровню правосознания. Со смертью тирана византийские принципы были русифицированы, и с 1584 года «самодержавием» у нас уже называется составная система с Боярской думой и Земским собором, то есть сословно-представительная парламентарная монархия. Известный публицист XVII века Ю. Крижанич в «Политике» называет «правильным самовладством» именно сословно-представительную монархию. 2.2. Современные виды монархии. В современном мире сохраняются две формы монархии: - Абсолютная - Конституционная. Абсолютная монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основным признаком абсолютной монархии является сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха (он имеет право единолично издавать законы, назначать и смещать министров по своему усмотрению, вершить высший суд). В современном мире число абсолютных монархий невелико: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман. В теории конституционного права принято считать, что для абсолютных монархий не характерны конституция и парламент. В современных абсолютистских монархиях, как показывает опыт, конституции могут быть. В ряде абсолютных монархий действуют дарованные монархами конституции (Основной низам в Саудовской Аравии 1992 г.,Омане 1996 г., Объединенных Арабских Эмиратах 1996 г. и др.), они нисколько не ограничивают власть монарха. Достаточно редко в некоторых монархиях предпринимались попытки по созданию парламентских учреждений (в Кувейте подобный орган избирается только грамотными мужчинами, в Брунее он состоит, главным образом, из назначаемых монархом лиц). Но по своей компетенции такие парламенты носят совещательный характер. Их решения требуют одобрения монархом. Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха реально ограничивается конституцией. Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: - дуалистическая - парламентарная Дуалистическая монархия является исторически переходной, промежуточной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Двойственная природа власти заключается в том, что законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной частью подданных (избирательное право цензовое), исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство, назначаемое самим монархом. Таким образом, признаками дуалистической монархии являются: - наличие выборного либо частично выборного, а частично назначаемого органа народного представительства-парламент - парламент имеет ограниченные полномочия, ведущую роль в жизни государства играет монарх - монарх назначает правительство - правительство реально несет ответственность за свою деятельность перед монархом, а не перед парламентом - монарх пользуется правом роспуска парламента - монарх сохраняет право абсолютного вето на законы, принятые парламентом - монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, вводить в стране чрезвычайное положение - монарх, будучи главой государства, является и главнокомандующим вооруженными силами страны. Дуализм монархической власти приводит к нестабильности, неустойчивости данной монархической формы правления. Примерами дуалистических монархий являются Иордания, Марокко. Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства (монарх) фактически обладает номинальной, символической властью, которая сводится к представительским полномочиям, определенным ритуалам, церемониям, традициям. Признаки парламентарной монархии: - наличие института монархии при реальном ограничении власти монарха конституцией либо законами - парламент обладает широкими полномочиями - право парламента формировать правительство - ответственность правительства перед парламентом - право парламента принимать законы и важнейшие государственные решения - формально монарху принадлежит право вето на акты парламента, но либо он не пользуется этим правом, либо использует по указанию правительства - акты, исходящие от монарха, нуждаются в контрасигнации или министерской скрепе, т. е. в одобрении (подписи) премьер-министром или министром, означающем принятие министром на себя юридической и политической ответственности за данный акт. Парламентарными монархиями являются: Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Япония, а также государства-члены британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Барбадос, Папуа-Новая Гвинея, Ямайка и др.), признающие в качестве главы государства королеву Великобритании. В некоторых государствах - членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Ямайка и др.) существует особая форма монархии. Считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент. Объединённые Арабские Эмираты - республика, состоящая из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой карликовое государство с абсолютной монархией: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра и Шарджа. В современных условиях вопрос существования монархии как формы правления сводится в основном к вопросу бюджетных расходов на ее содержание. Бельгийский профессор государственного управления и финансов Герман Маттис проанализировал восемь стран с монархическими формами правления на предмет стоимости их содержания. В его списке оказались Люксембург, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Великобритания и Испания.6 Если сравнивать монархии по уровню дотаций, то, согласно докладу Маттиса, больше остальных на своих правителей тратят британцы - 45,6 млн евро в год. При населении Британии более 60 млн человек каждый подданный, таким образом, тратит на главный символ Великобритании менее евро в год. Не очень сильно от них отстали подданные нидерландской монархии. Их затраты составляют 39,1 млн евро в год. Замыкающие тройку жители Норвегии тратят 25,1 млн евро. Последнее место в этом списке занимает королевская семья Испании - всего 8,4 млн евро. Для сравнения, власти Франции получают дотации из бюджета в размере 112 млн евро, а Германии - 28,7 млн евро. Самый высокий заработок оказался у короля Норвегии Харальда V. При вычете всех налогов в год он получает в чистом виде 1,2 млн евро. В тройку самых высоких зарплат монархов входят также доходы королевы Нидерландов Беатрикс - 829 000 евро, а также великого герцога Люксембурга Анри — 645 000 евро. Король Испании Хуан Карлос I со своим ежегодным доходом в 175 622 евро и в этом списке снова занимает последнее место. Для сравнения, президент Германии получает ежегодно 277 000 евро, президент Франции - 273 000 евро, а ежегодная зарплата председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея составляет 261 300 евро. Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить основные7: 1. «нетипичность» монархии для современного мира; 2. Отсутствие абсолютизма среди европейских монархий; 3. наличие среди монархий принципа: «чем южнее монархия, тем более она абсолютна»; 4. наличие европейских демократических институтов, у монархий Азии и Африки, побывавших под влиянием государств Европы; 5. наличие института монарха, в монархиях Европы, как дани традициям; 6. Возведение монарха в ранг символа, лица государства, во всех монархиях; 7. Выборно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: