- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие силовой выносливости у мальчиков 10–12 лет в зимнем полиатлоне
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012447 |
Тема: | Развитие силовой выносливости у мальчиков 10–12 лет в зимнем полиатлоне |
Содержание
1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет физической культуры и спорта Кафедра спортивных дисциплин и методики обучения Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) по направлению подготовки физическая культура Направленность (профиль) Физическая культура На тему «Развитие силовой выносливости у мальчиков 10–12 лет в зимнем полиатлоне» Выполнил студент гр. ФКб-4701-63-00 Симонов Никита Дмитриевич _________________________ (подпись) Научный руководитель доцент Солгалов Виктор Семенович __________________________ (подпись) Допущено к защите в ГЭК: «____» 2018 г. Заведующий кафедрой спортивных дисциплин и методики обучения _________________________ О. В. Анфилатова Декан факультета физической культуры и спорта _________________________ А. Г. Капустин Киров 2018 2 3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Полиатлон занимает особое место среди многих видов спорта, существующих в нашей стране. Он доступен разным возрастным категориям. Полиатлон считается эффективным средством для разностороннего физического развития и совершенствования различных систем организма занимающихся. С помощью данного вида спорта развивается сила, быстрота, выносливость, гибкость и координационные способности. Характерной особенностью полиатлона является его оздоровительная направленность, возможность заниматься людям в любом возрасте. Полиатлон подразделяют на зимний и летний. В зимнем полиатлоне каждый спортсмен соревнуется в лыжной гонке, стрельбе и подтягивании на перекладине (юноши, мужчины), в сгибании и разгибании рук в упоре лежа (девушки, женщины) [37]. Чтобы достичь высоких спортивных результатов в полиатлоне требуется несколько лет непрерывной тренировки, в процессе которой спортсмен приобретает важные физические качества, овладеет техникой видов спорта, резко отличающихся друг от друга. Именно поэтому особое значение играет четкое и точное планирование тренировочного процесса с учетом пола и возраста, состояния здоровья учеников и возможностей материального обеспечения тренировочного процесса. Постоянный рост достижений в зимнем полиатлоне настоятельно требует неустанного поиска новых, эффективных средств и методов работы, направленных на решение широкого круга вопросов, связанных с подготовкой юных спортсменов [36]. В современных условиях развития зимнего полиатлона успешность выступлений полиатлонистов, зависит от эффективности построения учебно- тренировочного процесса юных спортсменов на этапах начальной 4 спортивной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования. За последнее время в зимнем полиатлоне в немалой степени уделяется большое внимание развитию силовой выносливости. Сила и выносливость – два понятия, которые лежат в основе организации тренировок полиатлонистов. Сила мышц туловища важна для техники лыжного хода, сгибания и разгибания в упоре лежа и подтягивании на высокой перекладине. Таким образом, в настоящее время недостаточно представленной научной литературой по зимнему полиатлону и необходимостью развивать силовую выносливость для достижения высоких спортивных результатов. Объект исследования – учебно-тренировочный процесс полиатлонистов 10–12 лет. Предмет исследования – комплексы упражнений методом круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости у мальчиков 10–12 лет в школьной секции по зимнему полиатлону. Гипотеза – мы можем предположить, что использование в учебно-тренировочном процессе предложенных нами комплексов упражнений, позволит более эффективно развивать силовую выносливость мальчиков 10– 12 лет, если будет: 1) проанализирована научная литература по проблеме исследования; 2) подобраны комплексы упражнений, способствующие развитию силовых способностей у мальчиков в учебно-тренировочном процессе; 3) проверена эффективность упражнений в педагогическом эксперименте. Научная новизна – нами были предложены комплексы упражнений методом круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости у мальчиков 10–12 лет. Практическая значимость – предложенные комплексы упражнений круговой тренировки могут быть рекомендованы для развития силовой 5 выносливости мальчиков 10–12 лет в спортивной секции по зимнему полиатлону. Положения, выносимые на защиту: 1) Комплексыупражненийметодом круговойтренировки, направленные на развитие силовой выносливости у мальчиков 10–12 лет. 2) Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента. 6 ГЛАВА I. Обзор литературных источников 1.1. Понятие и характеристика силовой выносливости Выносливость в спорте – это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечнососудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена. В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) Выносливость, по определению Холодова Ж. К. и Кузнецова В. С., можно охарактеризовать, как способность организма противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [39]. Различают общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая – частью специальной подготовленности [12]. Считается, что общая выносливость является основой для воспитания всех остальных видов выносливости, именно поэтому не случайно 7 спортсмены высшего класса обычно, независимо от вида спорта, имеют хорошую общую выносливость. Общая выносливость – это способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. От общей выносливости на 85–100% зависит спортивный результат. Все конкретные виды выносливости, существенно отличающиеся в том или ином отношении от общей (аэробной) выносливости, можно условно назвать «специфическими». Специальная выносливость – это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения. Проявление специальной выносливости зависит от многих физиологических и психологических факторов. Основной физиологический фактор анаэробные возможности. Уровень развития и проявления специальной выносливости зависит от целого ряда факторов [38]: 1. Общей выносливости; 2. Быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии; 3. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств; 4. Техники владения двигательным действием, связанная с рациональностью,экономичностьютехникиитактики,т.е. технико-тактического мастерства. 5. Возможностей нервно-мышечного аппарата; 5.1. Скоростных возможностей (быстроты и гибкости работающих мышц); 5.2. Координационных способностей (точности движений); 5.3. Силовых качеств и развития других двигательных способностей. 8 Силовая выносливость – способность сравнительно длительно и многократно проявлять оптимальные, не предельные для данного спортсмена, усилия. По определению Л. П. Матвеева, силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений [20]. Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной. Можно считать, что выносливость приобретает силовой характер, когда степень неоднократно повторяемых мышечных усилий превышает хотя бы треть их индивидуально максимально величины. Наиболее распространенным в практике внешним показателем силовой выносливости является чисто возможных повторений контрольного упражнения, выполняемого серийно «до отказа» с определенным внешним отягощением – не менее 30% от индивидуально максимального [8]. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость – способность в течение длительно времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Как правильно в статическом режиме работают лишь отдельные группы мышц. Так же существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность. Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения и значительными мышечными упражнениями при относительно невысокой скорости движений. Силовая выносливость к статическим и динамическим усилиям с возрастом возрастает [12]. 9 Силовая выносливость проявляется прежде всего в видах спорта циклического характера – лыжные гонки, плавание, бег и т.п. Понятие силовой выносливости в этих видах спорта в значительной степени совпадает с представлением о специальной выносливости. Оба вида выносливости определяются в общих чертах сходными физиологическими механизмами, подчинены примерно одинаковым закономерностям развития. Специальная (специфическая) выносливость – способность поддерживать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта. Общая (специфическая) выносливость – это способность продолжительное время выполнять физическую работу, включающую в действие многие мышечные группы; опосредованно влияет на спортивную специализацию [17]. Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами – алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85– 98% от максимальной. Продолжительность работы может быть 8–45 с (максимальная интенсивность) или 45–120 с (субмаксимальная интенсивность). Качественные особенности и уровень развития выносливости, ее различные виды, типы и показатели определяются многими факторами: - биоэнергетическими; - функциональной и биохимической экономизации; - функциональной устойчивости; - личностно психические. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен. 10 продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КрФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме. Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. С точки зрения биомеханики экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бега на лыжах, плавания), а также выбора рациональной тактики преодоления дистанции. Физиолого-биохимические, или функциональные, факторы определяются тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты. Установлено, что чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Показатели экономичности деятельности выступают в качестве важнейших критериев выносливости человека. Многие из них широко используют в спортивной практике. Факторы функциональной устойчивости служит базой для развития специальных видов выносливости. Характерной особенностью подготовки спортсменов во всех видах спорта является то, что силовые качества должны развиваться в тесном взаимодействии между собой и другими физическими качествами. Так, в частности, силовая выносливость играет важную роль во многих видах спорта. Силовая выносливость является неотъемлемым звеном для достижения высоких спортивных результатов. 11 1.2. Силовая выносливость в зимнем полиатлоне Современный полиатлон – это комплексные спортивные многоборья, целью которых является развитие у занимающихся основных функциональных систем физических качеств и прикладных навыков. Полиатлон закладывает основы физической подготовки для любого вида спорта и доступен для всех возрастов. Полиатлон как вид спорта создан в 1992 году на основе существовавших в СССР программ «Многоборий ГТО» и детских многоборий «Старты Надежд». Полиатлон является продолжением и развитием комплекса ГТО, действующего в нашей стране с 1931 года и который составил основу государственной системы физического воспитания, направленной на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей населения страны [6]. Зимний полиатлон является спортивным многоборьем, способствующим разностороннему физическому развитию спортсмена и состоит из трех дисциплин – стрельба, силовая гимнастика (подтягивания у мужчин и сгибание и разгибание рук в упоре лежа у женщин) и лыжные гонки. Это относительно молодой и мало изученный вид спорта. На данный момент времени существует крайне мало научных статей, методических пособий и иных научных работ посвященных зимнему полиатлону [36]. Полиатлонистам необходимо уметь переключаться психологически с одного вида двигательной деятельности на другой. Двигательные переключения это переход от одних движений к другим, существенно отличающимся по двигательной и динамической структуре. Психологические переключения заключаются в «отключении» от предыдущего вида двигательной деятельности. 12 В современных условиях развития зимнего полиатлона успешность выступлений полиатлонистов высшего спортивного мастерства, зависит от эффективности построения учебно-тренировочного процесса юных спортсменовнаэтапахначальнойспортивнойспециализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования. В настоящее время в зимнем полиатлоне, возникла объективная необходимость создания научно-обоснованных средств и методов подготовки спортивного резерва в данном виде спорта. Современная молодежь стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что молодые люди желают заниматься физической культурой и спортом, поднимая уровень своих физических возможностей и заполняя досуг полезными и интересными соревнованиями. Именно полиатлон решает данные задачи - имея большое прикладное значение для спортсменов не состоявшихся в других видах спорта – позволяет продлевать спортивное долголетие и показывать высокие спортивные результаты. Позволяет раскрыться спортсмену и проявить себя сразу в нескольких видах спорта. Обеспечение разносторонней физической подготовки и формирование специальных качеств, определяющих спортивный рост и успехи в соревнованиях: силовой выносливости, статической выносливости, координированности (движений и внутримышечной), ловкости, скоростных качеств, равновесия, произвольного мышечного расслабления. Совершенствование психологических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой в полиатлоне. Спортивная форма достигается спортсменом только в том случае, если он выполняет специализированные упражнения, характерные для данного вида спорта. Полиатлонистам-зимникам необходимо развивать силовую выносливость, именно эта способность является основой лыжной гонки и силовой гимнастики. 13 В зимнем полиатлоне лыжные гонки проводятся на дистанциях до 10 километров у мужчин и до 5 километров – у женщин. Лыжный спорт во всем мире считается наиболее доступным и распространенным видом спорта. Для развития выносливости в силовой работе применяют различные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. Если необходимо развить выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, применяют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий [2]. В лыжной подготовке специальная выносливость требует сопряженного развития выносливости, характеризующейся общей, скоростной и силовой подготовленностью, достаточного владения техникой передвижения на лыжах, развития опорно-двигательного аппарата [31]. Во время ходьбы по пересеченной местности в лыжной гонке необходимо постоянно отталкиваться руками и ногами. На протяжении всей дистанции прилагает усилия, которые он должен поддерживать на определенном уровне. Это требует специфической подготовленности, в частности силовой выносливости [26]. При развитии общей и специальной выносливости необходимо брать во внимание и контролировать скорость передвижения, длительность упражнения и число повторений, продолжительность и характер отдыха. При увеличении уровня тренированности при одной и той же частоте сердечных сокращений постепенно увеличивается скорость движений. Одно из главных звеньев методики тренировки спортсменов высокой квалификации – необходимость увеличения доли работы на силовую выносливость в общем объеме нагрузки. При выполнении данного 14 требования с целью повышения уровня развития специальной выносливости связано с поисками средств и методов тренировки, с помощью которых спортсмен освоил большой объем нагрузок уже в подготовительном периоде нового сезона. Упражнения для развития силы в полиатлоне представляют хорошо всем известные подтягивания на перекладине (у мужчин) и сгибание и разгибание рук в упоре лежа (у женщин). С одной стороны, подтягивания и сгибания и разгибания рук в упоре лежа не являются отдельным видом спорта, но с другой они часто применяются в тренировочном процессе каждого спортсмена. Стоит отметить, что для подтягивания и сгибания и разгибания рук в упоре лежа практически не требуется никакого специального инвентаря, поэтому данные упражнения являются наиболее часто применяемыми у физкультурников, при этом развиваются многие физические качества. Полиатлонист должен круглогодично совершенствовать свои силовые качества. Результаты двух видов полиатлона, кроме стрельбы, непосредственно зависят от физической силы. Ни один вид спорта не может развиваться нормально при отсутствии необходимой теоретической поддержки в виде разработок по теории и методике тренировки. И если по стрельбе и лыжным гонкам в распоряжении тренеров и спортсменов, занимающихся зимним полиатлоном, имеется большое количество специальной литературы, то по силовой гимнастике информация практически отсутствует. И это несмотря на многолетнее развитие полиатлона как вида спорта. Основывавшись на известные знания в области анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, теории и методики физической культуры, а также учитывая практический опыт тренеров и спортсменов-полиатлонистов, необходимо составить полную картину о силовой гимнастике. 15 Подтягивание и сгибания и разгибания рук в упоре лежа являются основными упражнением, развивающим силу и выносливость, кроме того, различный «хват» в подтягивании обеспечивает работу разных групп мышц. Общедоступность, эффективность и распространенность этих упражнений наглядно показывает то, что рекорды по подтягиваниям и сгибаниям и разгибаниям рук в упоре лежа постоянно заносятся в Книгу рекордов Гиннеса, и регулярно обновляются. В тренировочном процессе по зимнему полиатлону необходима комплексность и последовательность, так как он включает себя многое из других видов спорта. Если больше уделять внимания только силовой подготовке и развитию, то ослабнет навык стрельбы и лыжная подготовка, и наоборот. Поэтому необходимо правильно и грамотно составлять и реализовать тренировочный процесс. Полиатлон имеет большое прикладное значение для спортсменов не реализовавших себя в других видах спорта – позволяет продлевать спортивное долголетие и показывать высокие спортивные результаты. При этом позволяет раскрыться спортсмену и проявить себя в нескольких видах спорта. Стрельба в полиатлоне ведётся из пневматической винтовки в 5- сантиметровую мишень с расстояния 10 метров, производится 5 или 10 выстрелов (в зависимости от ранга соревнований). Собственно как вид спорта, стрельбе из пневматической винтовки прививает человеку, в первую очередь, психологическую устойчивость, а также учит навыкам владения собой [40]. Таким образом, решение задач физического воспитания по направленному развитию силовой выносливости у полиатлонистов-зимников, прежде всего на занятиях с детьми и с другими занимающимися приводит к тому, что они повышают свой уровень развития физических качеств, тренируют психологические качества. 16 1.3. Средства и методы развития силовой выносливости Силовая выносливость – способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия. От уровня развития силовой выносливости зависит успешность двигательной деятельности. Силовая выносливость, то есть способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия – это одна из наиболее значимых физических способностей. От уровня ее развития силовой выносливости во многом зависит успешность профессиональной, бытовой, военной и спортивной двигательной деятельности. Силовая выносливость имеет различные формы проявления в зависимости от характера выполняемого двигательного действия. Однако ее специфичность выражена в меньшей степени, чем специфичность скоростных способностей. Поэтому возможен «перенос» силовой выносливости в различных упражнениях. Силовая выносливость – сложное, комплексное физическое качество, определяется уровнем развития вегетативных систем, обеспечивающих кислородный режим, и состоянием нервно-мышечного аппарата. В зависимости от режима мышечных напряжений выделяют: динамическую силовую выносливость; статическую силовую выносливость. В зависимости от объема мышечных групп, принимающих участие в работе, различают: локальную силовую выносливость, когда в работе принимает участие менее 1/3 общего объема мышц тела (например, работа на кистевом тренажере); региональную силовую выносливость, когда в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы (например, при подтягивании на перекладине); глобальную силовую выносливость, когда в работе задействовано свыше 2/3 мышц тела (например, в лыжных гонках, плавании, гребле). 17 Силовая работа разного характера обеспечивается анаэробными или аэробными источниками энергии. Для динамической силовой выносливости характерны упражнения с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости выполнения, а так же для упражнений циклического или ациклического характера, где нужна «быстрая» сила. Упражнения силового динамического характера могут выполняться с различной величиной отяго-щения (интенсивностью) и числом возможных повторений (объема). Отмечается, что чем больше вес преодолеваемого отягощения, тем меньше число возможных повторений упражнений. Показатели силовой динамической выносливости в большем значении зависят от уровня развития максимальной силы («запаса силы»). Можно утверждать, что люди с большой силой могут выполнить силовое упражнение большее число раз. Нужно отметить, эта закономерность проявляется только в том случае, если величина преодолеваемого сопротивления не менее 20–30% максимальных силовых возможностей спортсмена. При меньшем отягощении число потенциальных повторений быстро растет и фактически не зависит от максимальной силы. Поэтому если развиваются силовые способности путем использования значительных сопротивлений (примерно больше 75–80% от уровня максимальной силы, т.е. в зоне субмаксимальной мощности), то специально выносливость можно не развивать. При меньших со-противлениях (30–70% от максимума, т.е. в зоне большой и умеренной мощности) надо одновременно развивать как силу, так и выносливость. Если величина преодолеваемого сопротивления менее 20–30% от уровня максимальной силы, то развитие силы практически не скажется на вынос-ливости. Выносливость следует совершенствовать, применяя силовые на-грузки весом 20% (или близкими к этой величине) от максимального [4]. Для развития силовой динамической выносливости используются в основном повторный, интервальный и круговой методы. 18 Статическая силовая выносливость характерна для деятельности, связанной с долговременным удержанием предельных, околопредельных и умеренных напряжений, необходимых главным образом для поддержания определенной позы. Выносливость к статическому усилию во многом зависит от силы напряжения мышц. Чем меньший процент по отношению к максимальной силе мышц составляет усилие, тем больше будет выносливость. Упражнения с нагрузкой 50% от максимальной силы можно выполнить в течение 1 мин. Если развиваемое усилие менее 15% от максимального, работа может быть довольно продолжительной [10]. При выполнении статических упражнений до «отказа» можно выделить три стадии работоспособности: ? оптимальная работоспособность; ? компенсированного утомления; ? декомпенсированного утомления. Независимо от характера упражнения, продолжительности исполнения статического напряжения, функционального состояния организма, длительность первой стадии составляет 41,1–43,6%; второй 41,6–42,4%; третьей 13,6–16,5% от общей длительности. Следовательно, оптимальное время воздействия статических нагрузок (оптимальная работоспособность плюс компенсированное утомление) составляет от 82 до 86% от максимума. Эта закономерность в развитии утомления при статических нагрузках принимается во внимание при разработке методики совершенствования статической выносливости [40]. Силовая выносливость с возрастом неуклонно возрастает к статическим усилиям. Наибольший прирост выносливости к статическому усилию наблюдается в период от 13 до 16 лет, так как в период полового созревания: у девочек он составляет в среднем 32%, у мальчиков – 29%. Для развития статической силовой выносливости применяются различные изометрические упражнения, выполнение которых должно ограничиваться 19 стадией компенсированного утомления, т.е. статическими нагрузками 82– 86% от максимальной («до отказа»). С помощью их можно воздействовать практически на любые мышечные группы. При этом очень важно, чтобы исходное положение и суставные углы были такими, при которых включаются в работу именно те мышечные группы, выносливость которых нужна для повышения результата в данном упражнении. В комплексы изометрических упражнений входят обычно не более 6–9 упражнений. Длительность статического напряжения мышц должна продолжаться более 12–20 с. Естественно, что у каждого человека максимальная длительность статических усилий в том или ином упражнении будет различной. Статические упражнения однообразны, при выполнении наблюдается значительное психическое напряжение, такие упражнения неинтересны и быстро приводят к утомлению. Стало быть, часто применят такие упражнения, при проведении занятий не следует. Выполнение многих изометрических упражнений силового характера связано с большим натуживанием всего организма. Поэтому применять их в возрасте 7–14 лет надо осторожно, в малых объемах, избегать длительных предельных статических напряжений и придерживаться следующих методических указаний: 1) уровень развития статическая выносливость повышается быстрее, когда изометрические напряжения выполняются в сочетании с динамической работой мышц, усиливающей кровообращение (легкий бег, различные общеразвивающие упражнения); 2) в тренировочном процессе не следует применять дополнительных отягощений или они должны быть небольшими (1–3 кг); статические упражнения надо обязательно чередовать с упражнениями на растягивание мышц и их произвольное расслабление; 3) при большой статической нагрузке, время отдыха должно быть увеличено; 20 4) статические упражнения в занятии обычно следует выполнять в конце основной части урока, но при условии, что заключительная часть будет более продолжительной и динамичной [16]. Немаловажную роль в развитии статической выносливости играет повторный метод (в разных вариантах). В качестве основного тренирующего фактора является не предельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным весом (сопротивлением). Для его практической реализации применяют различные методические приемы: равномерный, суперсерий и комбинаций упражнений, круговой. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может широко варьироваться. Развитие специальной выносливости на различных этапах возрастного созревания организма школьников происходит неравномерно. Силовая выносливость характеризует двигательную деятельность, в которой требуется длительное проявление мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности. Силовая выносливость так же, как и быстрая сила, имеет ряд форм в зависимости от характера спортивной деятельности. Специальная выносливость в скоростно-силовых видах спорта связана с высоким уровнем развития мышечной силы, направленной на поддержание устойчивости определенных положений и других двигательных навыков, что связано с повышением сократительных свойств. Развитию силовой выносливости присущи особенности, а следовательно, и основные методические положения тренировки, направленной на развитие общей выносливости. Отсюда эффект тренировки «на силовую выносливость» определяется в целом: 1) величиной нагрузки; 2) темпом движения; 3) продолжительностью работы и ее характером; 21 4) интервалами между тренировочными занятиями; 5) длительностью периода тренировки; 6) исходным уровнем развития силовой выносливости. Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы. Для равномерного метода характерен непрерывный длительный режим работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданною скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Переменный метод – отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т. п. Интервальный метод – предусматривает выполнение упражнения со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1–3 мин. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно – анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости [38]. Метод круговой тренировки – предусматривает выполнение упражнений, влияющих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Чаще всего в круг включаются 7–10 упражнений, каждый занимающийся проходит его 1–3 раза. 22 Соревновательный метод – предполагает использование различных соревнований с целью средства повышения уровня выносливости спортсмена. Игровой метод – предполагает развитие выносливости в ходе игры, где имеются постоянные изменения игровых ситуаций, а также эмоциональность [10]. Используя один из методов для развития выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства [15]. При развитии специальной выносливости с помощью циклических и многих других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими факторами: 1) абсолютная интенсивность упражнений (скорость движения и др.); 2) продолжительность упражнений; 3) продолжительность интервалов отдыха; 4) характер отдыха (активный или пассивный); 5) число повторений упражнения. В качестве критериев оценки силовой выносливости в практике физического и спортивного воспитания используются следующие маркеры: ? Время преодоления дистанции(1–4 кл – 600–800 м; 5–9 кл. – 1000–1500 м). ? Расстояние, пройденное за единицу времени (тест Купера 6’;12’). ? Применительно к силовым упражнениям, измерять выносливость можно предельным количеством повторений движения. Например, 23 количество приседаний на одной или двух ногах, количество отжиманий от пола, количество выжиманий гантелей и т.п. ? Функциональный подход. Силовую выносливость при статическом усилии можно измерить с помощью динамометра В. М. Абалакова. При этом фиксируется время (в сек) удержания усилия в 50% от максимального. Одним из главных методов развития силовой выносливости является метод повторных усилий с реализацией различных методических приемов. Сложность развития данного качества заключается в отрицательном взаимодействии эффектов тренировочных упражнений, направленных на совершенствование факторов, обеспечивающих проявление данного качества [11]. Силовая выносливость, как и другие качественные характеристики мышечной деятельности, специфична. Однако специфичность силовой выносливости выражается в меньшей степени, чем, скажем, специфичность быстроты, а «перенос» ее с одного вида деятельности на другой больший. Есть мнение, что в тех случаях, когда основная деятельность связана с необходимостью повторно преодолевать значительн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: