- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Религиозные представления и роль заупокойного культа в культуре и искусстве Древнего Египта
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011190 |
Тема: | Религиозные представления и роль заупокойного культа в культуре и искусстве Древнего Египта |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В данной работе рассматривается тема «Религиозные представления и роль заупокойного культа в культуре и искусстве Древнего Египта». В своей работе я хочу рассмотреть религию Древнего Египта и заупокойный культ со стороны их влияния на культуру и искусство, а не со стороны верования древних египтян в своих богов. Древний Египет был величественной страной, одной из самых развитых на тот момент времени. Знания египтян в сфере архитектуры, медицины, искусства до сих пор «ставят в тупик» ученых, исследующих культуру Древнего Египта, и приводят в восторг простых обывателей, столкнувшихся с информацией об этой необычайно развитой державе своего времени. Вся жизнь древних египтян была очень тесно связана с религией, любое действие имело смысл и божественную подоплеку, будь это разливы Нила, посадка злаковых или же смерть. Со смертью Древние египтяне связывали свою жизнь очень тесно, подразумевая, что после прихода кончины они продолжат жизнь в более подходящем и радостном месте, где начнется истинный жизненный путь. Выбор этой темы обусловлен ее актуальностью на данный момент. Актуальность выбранной темы состоит в том, что культура Древнего Египта важна для современности, так как человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет наравне с Шумером (Междуречье) - древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этим двум странам. Именно в этом в основном заключается всемирно-историческое значение многовековой творческой деятельности трудолюбивого и талантливого народа, населявшего долину Нила к северу от первого нильского порога. Новизна моего исследования состоит в том, что в настоящее время искусство все больше обращается к древним цивилизациям, в число которых входит и Египет. Создается все больше ювелирных изделий с тематикой Древнего Египта, Снимаются великолепные кинофильмы с сюжетами, протекающими в Древнем Египте и множество других различающихся по жанрам и методам изготовления произведений современного искусства. И так как эта тема колышет сердца множества людей я думаю, стоит начать изучение данной темы. Не раз было замечено, что порой атрибутика, использующаяся людьми, не соответствует смыслу, вложенному в нее создателями – египтянами. Для того чтобы развеять какие-либо мифы и рассказать о подлинной сущности религии и искусства Древнего Египта стоило начать изучать этот дивный мир с его особенностями и самобытностью. Цель данной курсовой работы – изучение цивилизации Древнего Египта. Также я в цели данной работы я вижу изучение религии древних египтян, а также необходимо раскрыть тему заупокойного культа, как «стержня» жизни жителей Древнего Египта. На основании полученных знаний о религии и заупокойном культе стоит также изучить искусство Древнего Египта и влияние религии и заупокойного культа не него. Стоит отметить, что множество ученых «положили свои жизни» на алтарь изучения данной цивилизации. Она завораживает. Стоит лишь взглянуть на древние величественные пирамиды, на великолепные росписи гробниц, как приходит понимание, что такие памятники искусства мог создать только великий народ, который не зацикливался на жизни земной. Древние египтяне мыслили шире, чем современное общество. Конечно, они жили «здесь и сейчас», но мыслями и деяниями уходили в будущее, в свой великолепный мир, где они будут счастливы. И одно из величайших достоинств этой цивилизации – они научились не бояться смерти, а принимать ее как нечто неизбежное, но в тоже время прекрасное. Цель работы изучить религию и искусство именно со стороны египтян, проникнуться их философией и понять, что именно они привносили в свою жизнь с помощью религии, заупокойного культа и, конечно же, искусства в различных его ипостасях. Для достижения цели данной работы решается список задач: Проанализировав труды отечественных и зарубежных исследователей; Произвести теоретический анализ и обобщение искусствоведческой литературы по теме работы; Охарактеризовать основные исторические этапы развития древнеегипетской религии; Охарактеризовать основные исторические этапы развития древнеегипетского искусства; Проанализировать связь между религией, заупокойным культом и искусством Древнего Египта. Также одной из главнейших задач является обучение и приобретение опыта в написании исследовательской работы. Умение правильно и последовательно оформлять информацию, полученную в ходе исследования. Моя работа состоит из введения, где определены актуальность, цели и задачи данного исследования, трех глав, где наиболее подробно и детально описываются и рассказываются все аспекты работы, такие как религия, заупокойный культ, искусство Древнего Египта и связь всех трех понятий. Затем идет заключение, которое является итогом всей курсовой работы. А после заключения следует приложение с наглядными материалами. После заключения идет список использованной мной литературы. Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых и писателей. Для исследования использовались публикации, посвященные истории Древнего Египта, его религии и искусству. Также одним из методологических приемов является сравнительный анализ различных литературных источников и выявление крупиц нужной мне для исследования информации. Но все-таки главнейшим аспектом данного исследования становится ни религия, ни заупокойный культ или искусство, а связь и влияние каждого из этих факторов друг на друга, Итак Древний Египет - цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в IV тыс. до н.э. – IV в. до н.э. Термин «Египет» (Aigyptos) происходит от финикийского «Хикупта» – искаженного египетского «Хаткапта» («Храм Птаха»), названия древнеегипетской столицы Мемфиса. Сами египтяне называли свою страну «Кемет» («Черная земля») по цвету черноземной почвы в Нильской долине в противоположность «Красной земле» (пустыня). Египет расположен на северо-востоке африканского континента и связан с Передней Азией Суэцким перешейком. В древности под Египтом понималась долина, образованная нижним течением Нила. С севера Египет ограничивался Средиземным морем, с запада – Ливийским плоскогорьем, с востока – Аравийским (Восточным) нагорьем, с юга – первым нильским порогом. Он распадался на Верхний (собственно Нильская долина) и Нижний Египет (область Дельты, широкого устья Нила из нескольких рукавов, своей формой напоминающего треугольник). ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 1.1 Формирование и история древнеегипетской религии. История религий классического Востока сравнительно хорошо известна из многочисленных письменных и археологических источников. Имеется множество посвященных им исследований. Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных, номовых, божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого тысячелетия до н. э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам. Почти все исследователи признают, что в почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных. По крайней мере, в отношении очень многих богов это не подлежит сомнению: так, кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол - в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и прочие, служат очевидным указанием на происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных. Номовые божества были вначале, несомненно, племенными божествами. Надо думать, что и каждая община, входившая в ном, чтила своих общинных покровителей (как это известно, например, у ряда земледельческих народов Западной Африки). Но следов этих местных культов до нас не дошло. Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был распространен по всему Египту, получили всеобщее признание лишь на глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением и в то же время орудием централизации государственной власти. Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари, «почитатели Гора», были первыми объединителями Египта (первая и вторая династии; конец четвертого тысячелетия до н. э.); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога Солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис (третья династия; около 3000 г. до н. э.) главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах. Приход к власти пятой династии (около 2700 г. до н. э.), связанной с городом Оном (Гелиополем), повлек за собой распространение культа местного бога Атума (Ра), превратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху одиннадцатой и двенадцатой династий (около 2100-1800 гг. до н. э.) привело к тому, что местный, дотоле мало кому известный божок Амон, занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра). Со времени двадцать шестой Саисской династии (VII в. до н. э.) видное место в культе заняла местная саисская (может быть, ливийская по происхождению) богиня Нейт. Но всеегипетскими богами становились не только те, которые были богами-покровителями политического центра страны, но и те, которые имели шансы занять место во главе пантеона. Другие местные божества в связи с объединением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермопольский бог Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, сиутский Анубис - богом загробного царства, латопольскаяСохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев и прочее. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что некоторым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными покровителями. Большинство богов, так или иначе, связывалось с Солнцем: гелиопольскийАтум-Ра, гиераконпольский Гор, бусирисский Осирис, фиванский Амон, абидосскийАнхер, файюмскийСобек, гермонтский Менту. С луной были связаны Тот, Исида, Хонсу. С небом - Хатор, Нут. С землей - Мин, Геб. Впрочем, некоторые из этих богов, как Геб и Нут, не имели связи с местными культами. Создание общеегипетского пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады и эннеады божеств, неодинаковые, впрочем, в разных местностях. Так складывался всеегипетский пантеон. Вероятно, последствием такого же процесса было и общеегипетское почитание священных животных: местные священные животные, древние тотемы, делались предметом всеобщего поклонения. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил. Помимо целых видов чтились отдельные особи: известный бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мендеса и другие животные, связанные с наиболее чтимыми богами. Тотемическое происхождение и этого общеегипетского культа животных весьма вероятно. Однако некоторые исследователи вообще относят формирование настоящей зоолатрии к поздней поре истории Египта. 1.3 Мифология и магия Древнего Египта. Египетская мифология была, по-видимому, очень богата, но до нас дошла сравнительно небольшая ее часть. В ней отразились религиозные представления египтян. Мифология дает возможность лучше всего проследить постепенное развитие самой египетской религии, ее последовательные наслоения, а также выделить в ней местные культы, боровшиеся между собой за преобладание. Космогонических мифов у египтян было, видимо, много, и они противоречили один другому. Возможно, что в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Древнейший из таких мифов, дошедший до нас, содержится в «Мемфисском богословском трактате», относящемся, как считают, ко времени третьей или четвертой династии, когда Мемфис был столицей. В этом трактате создание мира приписывается местному богу Птаху (Пта), который вытеснил Гора, Тота и других богов и как бы сам создал их. Птах выполняет здесь, таким образом, функции не только творца и демиурга, но и культурного героя. Существовали и совсем иные космогонические и антропогонические представления. Почитатели бога Хнума в Южном Египте верили, что этот бог-горшечник вылепил людей на гончарном круге. Это представление сложилось под влиянием развития ремесла. Есть также намеки на существование мифа о мировом яйце, из которого родилось Солнце, а может быть, и весь мир; это, вероятно, одно из самых архаичных космогонических представлений египтян. В мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест вообще занимает Солнце. Солярные мифы египтян были очень разнообразны. В одном мифе Солнце в образе великого кота борется с огромным змеем. Содержание другого мифа - борьба Ра (Солнце) с подземным змеем Апопом - отражает, конечно, суточное движение Солнца и его нисхождение за западный горизонт. Ходячее мифологическое представление египтян заставляло Солнце совершать свой ежедневный путь в барке (ведь лодка была вообще главнейшим средством передвижения в Египте, стране, вытянутой вдоль узкой долины реки). Олицетворялось Солнце и в виде разных животных: жука-скарабея, сокола, змеи, кота. Уже говорилось о мифологической связи Солнца с космогонией, а также с представлениями о загробной жизни. Небо олицетворялось египтянами или в виде женского образа - богини Нут (ее изображали опирающейся пальцами рук и ног на землю, с телом, выгнутым дугообразно вверх), или в виде коровы; на теле этой коровы изображены лодки Солнца и луны и россыпи звезд. Олицетворялись мифологически у египтян и многие другие небесные и земные явления природы: луна, воздух, земля, Нил, пустыня. В отличие от благодетельной природы Нильской долины, олицетворявшейся в образах добрых божеств, все связанное с губительными силами пустыни порождало образы враждебных демонических божеств: Сета (Сетха), Сохмет. Злой Сет занимает видное место в египетской мифологии. В мифе об Осирисе он коварный и завистливый брат последнего, подстраивающий его гибель. Один новонайденный (1931 г.) обширный миф повествует о споре Сета с Гором за наследие Осириса. В этом мифе отражается не только известное явление природы - борьба злых сил пустыни с плодородием долины, - но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата (семейное начало против родового). Мифы о культурных героях имели также широкое хождение, но у египтян культурными героями были сплошь боги. В числе их надо упомянуть гермопольского бога - ибиса Тота, покровителя писцов и ученых, которому приписывали изобретение письма, наук, составление священных книг. Черты культурного героя отчетливо видны и в сложном образе Осириса: миф рассказывает, что Осирис был царем Египта и научил людей земледелию, садоводству, виноделию. Образ культурного героя и образ бога плодородия и земледелия сливаются тут воедино. Очень крупную роль играла в египетской религии магическая практика. По многочисленным текстам, изображениям и вещественным остаткам нам известно о применении магии во всех областях жизни народа и во все периоды египетской истории. Лечебно-предохранительная магия была, как это обычно и бывает, тесно связана с медициной. Египетская медицина, особенно рецептура, стояла на сравнительно высоком уровне, тем не менее, она была вся пропитана магическими представлениями. Даже в наиболее рациональном по своему духу медицинском трактате - так называемом «Папирусе Эберса» (эпоха двенадцатой династии, около 2000 г. до н. э.) имеется наряду с рецептами немало заговоров от болезней; в других медицинских сочинениях магии еще больше. В эпоху Нового царства (с XVI в. до н. э.) египетская медицина, как бы закостеневши, вся насытилась магическими представлениями и приемами; возможно, это объясняется тем, что лечебная практика попала преимущественно в руки жрецов. К лечебной магии примыкала предохранительная. Особенно много было в ходу магических средств и заговоров от укусов змей и ядовитых насекомых, от крокодилов и разных хищников. Для лечебных и апотропеических целей применялись различные амулеты, снадобья, магические изображения. Практиковалась и магия погоды, например колдовские средства борьбы с врагами Солнца. Один из таких ритуалов описан в «Книге поверженияАпопа», врага Ра, которую жрецы фиванского храма читали ежедневно, сопровождая чтение мифа заговорами; и магическими обрядами, «чтобы сияло Солнце». Известны и различные приемы вредоносной магии: колдовство над восковой фигуркой врага, магические изображения и заговоры. Наконец, широко известна египетская заупокойная магия - система магических средств для снискания покойнику благополучия в загробном мире, о чем уже говорилось. Также огромную роль в религиозной жизни Египта играло жречество, особенно в поздний период. Оно сложилось не сразу. В эпоху Древнего царства жречество было немногочисленно и несамостоятельно. Религиозные обряды исполнялись главным образом светскими лицами - вельможами, правителями областей, а в центре государства - фараоном; жрецы действовали от имени царя, заменяя его особу. Более влиятельное положение занимали только корпорации жрецов главных храмов - мемфисского Птаха, гелиопольского Ра. Из этих жреческих корпораций вышли древнейшие известные нам богословские тексты. Но уже в ту эпоху существовали культовые центры, владевшие крупными имуществами за счет царских пожалований. Это были, прежде всего, святилища при гробницах. Так, гробница князя Некура, сына царя Хафра, получала доходы с двенадцати городов. В эпоху Среднего царства положение жрецов оставалось тем же. Их было немного, и это были преимущественно выходцы из знати. Например, в одном из крупных храмов - в святилище Анубиса в Кахуне - был один «храмовый староста» из местной знати, один «главный чтец» и девять помощников из простых общинников, сменявшихся через месяц, уступая свое место следующей группе служителей. В эпоху борьбы с гиксосами (примерно 1700-1570 гг. до н. э.), видимо в связи с обострением национальных чувств в египетском населении, отсутствием или ослаблением власти собственных царей, жречество усилилось и сделалось в известной мере независимым от светской власти. После изгнания гиксосов, при восемнадцатой династии (XVI-XIV вв. до н. э.), жреческие должности впервые стали наследственными. Жреческие корпорации отдельных храмов вступают между собой в связь и сплачиваются под главенством наиболее сильной из них - жречества фиванского храма Амона: ведь Фивы вновь стали столицей возрожденного государства. Верховный жрец Амона, глава столичного храма, занимает видное место в политической иерархии. В годы смут и борьбы Тутмосов с царицей Хатшепсут фиванское жречество вмешивается в дворцовые отношения и усиливает свои политические позиции. Великие завоевания царей восемнадцатой династии принесли обильный поток добычи, значительная часть которой доставалась храмам: цари, стремясь опереться на жречество в своей борьбе со светской аристократией, задабривали его щедрыми дарами и вкладами. Они деятельно строили и расширяли храмы, особенно в Фивах. В результате азиатских походов Тутмоса III фиванский храм Амона получил в собственность три завоеванных в Южном Ливане города и сверх того много земель в самом Египте. При Аменхотепе III могущество жрецов возросло настолько, что и цари начали их опасаться. 1.4 Изменения в египетской религии. Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не все оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постепенном слиянии местных культов и объединении их в общегосударственный и общенародный культ с общеегипетскими богами и организованным жречеством; но наряду с этим до самого конца сохранялись и обособленные местные культы с их локальными божками, святилищами, обычаями и верованиями. Во-вторых, общая линия развития состояла в том, что по мере роста социальных противоречий все более заострялась классовая, угнетательская роль религии, усиливалось жречество, превращавшееся в замкнутую касту, как часть господствующего класса. В-третьих, постепенно сказывалась тенденция, хотя и слабая, к преодолению национальной замкнутости египетской религии; в этом отражалось расширение международных политических и культурных связей Египта. В самом деле, еще с эпохи Среднего царства по мере экспансии Египта, соприкосновения его с соседними народами в египетском пантеоне появляются боги чужеземного происхождения. Таковы, например, нубийские божества Дедун, Бес, ливийская богиня Нейт. Возможно, что бог пустыни Сет представлял собой божество гиксосов: культ его распространился во время их господства; позже он считался у египтян олицетворением злого, враждебного начала. Однако известно, что Сет почитался в некоторых областях Египта, вероятно на северо-восточной границе, еще при первых династиях. В эпоху великих завоеваний восемнадцатой династии в Египте появились боги семитических народов Азии: Ваал, Астарта и другие. При Саисской (двадцать шестой) династий, проводившей политику национальной реставрации, чужеземные культы подверглись преследованию, и правительство стремилось восстановить почитание чисто египетских богов. Это, однако, не надолго приостановило процесс интернационального смешения богов и культов. Наряду с проникновением чужих богов в Египет имело место и обратное - распространение почитания египетских богов в других странах: Амона, Осириса, Исиду и других чтили в Финикии, Сирии, даже в Греции. Это явление, ведшее к религиозному синкретизму, с особой силой сказалось в эллинистическую и римскую эпохи. В нем отразилось начало кризиса рабовладельческих обществ и замкнутых государств Средиземноморья. Как ни велико было засилье религиозной идеологии в Египте, но и там имели место проблески свободомыслия, критического отношения к религиозной догме. Свободомыслие было отражением роста социальных противоречий, полубессознательным протестом против эксплуататорского строя. Этот протест охватывал и какую-то часть привилегированного общества. Один из памятников литературы эпохи Среднего царства - так называемая «Песнь арфиста» - ярко отражает это настроение вольнодумства. Автор ее высказывал недвусмысленное сомнение в посмертном существовании души: «Исчезают тела и преходят, другие идут им на смену... От строителей домов не осталось даже места. Что с ними сталось?.. Будь здрав сердцем, чтобы заставить свое сердце забыть об этом... Будь весел, не дай твоему сердцу поникнуть, следуй его влечению и твоему благу... Не слушает тот, чье сердце не бьется, (Осирис) жалоб, а слезы никого не спасают из гроба...».[28, 293 с.] Такие скептические настроения сказывались в известных слоях господствующего класса. Что касается народных масс, рабов и крестьян, то в них протест против социального гнета иногда переплетался с враждой к религии. Об этом свидетельствует текст знаменитого Лейденского папируса, где описывается великий общественный переворот, видимо имевший место около XVIII в. до н. э. Восставший народ в своем гневе не пощадил и святынь. Мудрец Ипувер жаловался: «То, что скрывала пирамида, то стало теперь пустым. Владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов». По-видимому, во время переворота храмы богов запустели, жертвы и вклады перестали приноситься: автор призывает к восстановлению культа, к совершению возлияний, жертвоприношений и молитв. ГЛАВА 2 ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ. 2.1 Влияние заупокойного культа на общество. Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах — душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или «двойник», обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего. В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, но и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Они приносили жертвы душам своих умерших родственников, заботились о сохранности их гробниц, строили свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти. Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ей установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название «канона». В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – «Ка». Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей смерти. Души же грешников подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие. Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело — сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего, на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего клали оружие, орудия труда, посуду — все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни. Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения — набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба. 2.2 «Книга мертвых». «Книга мертвых» в Древнем Египте - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Представляет собой ряд из ста шестидесяти – ста девяноста (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мертвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее ее было бы назвать «Книгой Воскресения», так как ее египетское название — «Рау нупэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня». «Книга мертвых» связана с более ранними сборниками заупокойных текстов - «Текстами саркофагов» (Среднее царство) и «Текстами пирамид» (Древнее царство). В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью - старых, частью - сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название «Книги мертвых», несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов. «Книга мертвых» разделяется приблизительно на четыре крупных раздела: Первый раздел включает главы с 1 по 16, сопровождавшие шествие погребальной процессии к некрополю, молитвы о «выходе (умершего) днем» и гимны богам Ра и Осирису. Второй раздел (главы 17-63) содержит описание обрядов «выхода (умершего) днем» и возрождения его, победу над силами тьмы, обессиливания врагов умершего, приобретения им власти над стихиями. Третий раздел (64-129 главы) включает описание следующих обрядов, сопровождавших «выход (умершего) днем»: превращение умершего в божество, приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств, возвращение в гробницу и Загробный Суд. Четвертый раздел охватывает главы с 130 по 162, где описываются магические обряды, имевшие целью обезопасить мумию, а также приводятся поминальные тексты, прославляющие имя умершего. Эти речения читались в течение года после смерти в определенные праздники и в дни подношения даров умершему. Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о человеке. Посвященные Древнего Египта считали, что человек - это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования. Первая оболочка человека Сах - его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек. Вторая оболочка человека Ку, позднее. Ка или Кэ представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин «биополе». Ка - это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой - Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами. Третья оболочка человека Би, позднее Ба или Бэ сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральным телом». Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей. Четвертая оболочка человека Иб позднее Эб душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»). Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб это бессмертная душа. Пятая оболочка человека - также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания. Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях. Шестая оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни. Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мыслеобразами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли. Седьмая оболочка человека - дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветленный, освещенный, блаженный». Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ. Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященные уделяли и подлинному имени Рин позднее Рен и тени Шуит человека. Магия окрашивала весь круг мышления древнего египтянина. Посвященные Египта полагали, что магию людям даровала Исида, чтобы при жизни отводить от них удары судьбы, болезней, сновидений, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в мире ином, а также для установления контактов живых с умершими, духами и божествами. Немало примеров, когда действие магической силы направлялось не на предмет непосредственно, а на его заместителя, и уже через последний на сам объект. Изготовление копий, фигурок, портретных изображений живых людей, душ умерших, следов ноги, «работника-заместителя» ушебти - вот краткий перечень таких случаев в «Книге мертвых». Особый интерес для исследователей представляет сто двадцать пятая глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены сорок два бога (очевидно, боги но....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: