- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государство и религиозные объединения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012142 |
Тема: | Государство и религиозные объединения |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра теории, истории государства и права Работа допущена к защите и.о. зав. кафедрой теории, истории государства и права, доцент, к.и.н. ______________________ Саая С.В. «____»________________2017 г. КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Государство и религиозные объединения» (направление подготовки – 40.03.01 Юриспруденция) Выполнила: студент 1 курса 216-1 группы Нурзат Субудай Чоодуевич Руководитель: преподаватель Биче-оол А.М. Работа защищена ___________2017 г. На оценку «____»_________________ Кызыл – 2017 г. Оглавление Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Сущность и типы религиозных объединений 1.1 История развития религиозных объединений………………………..…......6 1.2 Образование в целях распространения веры ……………………………...13 Глава 2. Принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений 2.1 Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации…………………………………………………………………….….19 2.2 Концепт социального партнерства государства и религиозных организаций…………………………….………………………………………...24 Заключение………………………...………………………………..……….….29 Список использованных источников литературы………...………….…...32 Введение Актуальность темы исследования – в том что, в наше современное время, переживаемое нашей страной, затрагивает все сферы жизни общества: экономику и политику, науку и культуру, идеологию и мораль. Серьёзные изменения претерпевает сфера государственно – церковных отношений, в целом жизнь религиозных организаций и верующих людей. Долгие годы, находившиеся на периферии общественного признания, в полной мере испытавшие десятилетия репрессий и гонений за свои убеждения, перемежавшиеся годами либерального полупризнания, они, как и их «гонители», сегодня оказались в принципиально новой для себя ситуации, осмысление которой сопряжено с серьёзными теоретическими изысканиями и практическими решениями. Сейчас, когда наша страна вступила в период к рыночным отношениям в экономике, влекущего за собой коренное преобразование всей совокупности общественных отношений, религиозные организации объективно оказались втянутыми в эти новые процессы. Теоретическая основа – советского государства по отношению к религии, церкви и верующим в прошлом, а также современной деятельности государства по совершенствованию государственно – церковных отношений в духе диалога и сотрудничества, делает и сегодня, и в ближайшем будущем тему настоящего исследования весьма актуальной. Объектом исследования является правовой статус религиозных объединений в современной России. Объектом исследования – является религиозные отношения и взаимосвязи между государством и религиозными объединениями в наше время Предметом исследования – является государственно – религиозные отношения и анализ влияния Русской православной церкви на все сферы общественной жизни. Целью исследования – является анализ существующей законодательной базы по вопросам религиозной политики и определение приоритетных путей ее совершенствования. Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач: – выявление специфических особенностей административно–правового статуса религиозных общественных объединений; – характеристика административно–правовых отношений в сфере деятельности религиозных объединений; – исследование вопросов формирования социального партнерства государства и религиозных объединений; – анализ правового статуса Русской Православной Церкви в современном российском государстве. Методы исследования – является диалектический метод познания, включающий в себя принципы историзма, объективности, системности и комплексности, используемые при изучении в исследуемый период общественных явлений. При изучении механизмов реализации правовых принципов и норм в разных моделях отношений государства и религиозных объединений использовался метод сравнительного правоведения. Степень изученности темы исследования – при написании данной работы были использованы исследования следующих авторов: Бахрах Д.Н., Иванова Л.А., Козлов Ю.М., Понкин И.В., Тимошенко И.В., Томпсон М. и дрегих. Структура курсовой работы – приведем предлагаемые нормативные правовые решения о государстве и религиозных объединения, идентифицированных проблем, структурируя их по субъектам отношений и интересам, как это было сделано в главе 2. На основании предложенных решений сформирован текст соответствующих положений законопроекта. Определенные повторы, имеющие место в дальнейшем тексте (кажущиеся «одинаковыми» решения разных проблем), являются следствием технологии построения закона. Часть решений пакетируется для ответов на различные проблемы. При этом на данном этапе решение - это пока только номинация нормативного правового акта или организационно-управленческого решения. Само их содержание будет существенно более разнообразным при формулировании конкретных правовых ответов на вызовы различных проблем. Глава 1. Сущность и типы религиозных объединений 1.1 История развития религиозных объединений В России существует около 70 конфессий, религиозных организаций и течений. Крупнейшей религиозной организацией Российской Федерации является Русская православная церковь. Православие, принятое в 988 – 98, стало на Руси государственной религией, хотя ещё долгое время оно сосуществовало с языческими верованиями. В конце 10 века православная церковь на Руси получила статус митрополии Константинопольского патриархата (с кафедрой в Киеве). В 1299 митрополичья кафедра была перенесена из Киева во Владимир, а в 1325 – в Москву, ставшую общерусским церковным центром. В 1448 провозглашена автокефалия Русской православной церкви. В 1589 учреждено патриаршество. Церковная реформа, предпринятая патриархом Никоном в середине 17 века, привела к расколу Русской православной церкви на сторонников «старой веры» (старообрядцев) и тех, кто поддержал реформы. В начвле 18 века 471 Пётр I под влиянием западноевропейских идей, в частности конгрегационалистского принципа устройства протестантских церквей, упразднил институт патриаршества, учредив в 1721 государственный коллегиальный орган управления церковью – Святейший правительствующий синод во главе с обер – прокурором. Манифестом императора Павла I (1797) главой церкви объявлен император. Восстановление патриаршества произошло лишь после падения монархии, на основании решения Поместного собора Русской православной церкви (ноябрь 1917). После революции 1917 советское правительство приняло декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23.1.1918), в соответствии с которым церковь была лишена прав юридического лица и собственности, отделена от государства и от школы, религия признана частным делом граждан. Большая часть иерархов и духовенства, находившихся в период Гражданской войны на территориях, контролируемых Белой армией, после её поражения эмигрировала и создала Русскую православную церковь за границей. В 1925 местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который в 1927 выступил с декларацией, допускающей возможность одновременно быть православным христианином и гражданином СССР. Зарубежный (Карловацкий) Синод отверг декларацию и окончательно прервал отношения с церковным управлением в России. Частью духовенства в СССР действия Сергия были расценены как предательство церкви и верующих, и создана подпольная Истинно православная церковь. Несмотря на высказанную Сергием лояльность властям, в СССР шло насильственное закрытие церквей и монастырей, проводились аресты духовенства. Тем не менее в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45 церковь заняла патриотическую позицию, организовав сбор денежных средств в фонд обороны. 04.09.1943 состоялась встреча председателя Совета министров СССР И.В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). 08.09.1943 Архиерейский собор избрал митрополита Сергия патриархом. Началось открытие монастырей и храмов (к 1958 их было уже 13 414), духовных учебных заведений, в 1945 образован Издательский отдел Московской патриархии, в 1946 – Отдел внешних церковных сношений. В кон. 1950 – х гг. началась очередная волна гонений на церковь; в этот период количество зарегистрированных православных общин сократилось почти вдвое. В 1965 – 85 государственно – церковные отношения характеризовались как относительно стабильные. С кон. 1970 – х гг. наметился рост числа священнослужителей, хотя и имела место тенденция к медленному сокращению количества действующих храмов, особенно в сельской местности. В середине 17 века в результате раскола в Русской православной церкви возникло старообрядчество. Его приверженцы отказались принять церковные реформы патриарха Никона. В конце 17 – начале 18 века старообрядчество разделилось на два основных толка – поповцы и беспоповцы, внутри которых выделился ряд согласий. Белокриницкое согласие (Русская православная старообрядческая церковь) оформилось в 1846 после официального присоединения к беглопоповщине Боснийского митрополита Амвросия. Другое согласие поповцев – Древлеправославная старообрядческая церковь, или беглопоповцы, члены которой не признали Белокриницкую иерархию и принимали священников, «перебегавших» от Русской православной церкви. Насчитывает около 80 приходов в Волжско – Уральском регионе, Москве и Московской облласти, в Брянской области, а также в Гомельской области Белоруссии. В Забайкалье имеется два монастыря. Существуют также крайне малочисленные общины приверженцев единоверия (сохраняют старые обряды, но признают главенство Патриарха Московского и всея Руси). Беспоповцы отвергают священство, практикуют только два таинства – крещение и покаяние (исповедь), которые совершают специально избранные и благословленные миряне, получившие название наставников. Беспоповцы делятся на множество согласий: даниловцы или поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники, рябиновцы, спасовцы и другие. В конце 17 – 18 века из православия выделилось духовное христианство, объединившее в себе несколько течений: христововеры, духоборцы, духовные христиане – молокане. Духовные христиане преследовались и выселялись на Кавказ или в Сибирь; часть их эмигрировала в США, Канаду, Австралию, Латинскую Америку. В 1990 – е гг. образованы Религиозное объединение духоборцев России и Союз общин духовных христиан – молокан. Их общины находятся в Краснодарском и Ставропольском краях, Тульской и Ростовской областях, а также в Москве. В 1920 – е гг. возникла Истинно православная церковь (ИПЦ), приверженцы которой не признавали советскую власть, но не желали эмигрировать. Был образован «параллельный Синод» под руководством архиепископа Феодора (Подзиевского), в 1927 произошло окончательное размежевание ИПЦ с Русской православной церковью. Церковь включает несколько направлений, в том числе. Геннадьевскую ветвь (юрисдикция Российской православной свободной церкви); Катакомбную церковь истинно православных христиан (юрисдикция архиепископа Афинского); юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата и другие. В конце 1980 – х начале 1990 – х годов в результате выхода из юрисдикции Московского патриархата некоторых священнослужителей и общин верующих из – за разногласий в вопросе понимания развития церкви в новых социальных условиях возникла Российская православная свободная церковь (позднее переименована в Российскую православную автономную церковь). В настоящее время церковь имеет около 150 приходов, управляемых епископами. Руководящий орган – Всероссийское временное церковное управление. Российская православная кафолическая церковь образовалась в 1993 году. В основе её учения лежит факт непризнания разделения христианства в 1054 на католицизм и православие. В настоящее время церковь имеет два прихода: во имя Двенадцати Апостолов и во имя святой Софии, Премудрости Божией (в Москве), а также общину в г. Климовск Московской области Руководящий орган – Синод, состоящий из пяти человек. Союз уния католической церкви с различными христианскими церковными организациями на условиях признания ими религиозного главенства Папы Римского и католической догматики при сохранении традиционного религиозного культа и использовании местного языка для богослужения получил название униатство. Протестантизм в России представлен множеством направлений, среди которых значительное место занимают лютеранство, кальвинизм, англиканство, а также более поздние ответвления (баптизм и евангельское христианство, методизм, адвентизм, пятидесятничество, меннонитство другие.). К начале 20 века в Российской империи функционировало около 200 лютеранских храмов, насчитывалось свыше 1,1 млн верующих. В настоящее время в России существуют четыре лютеранские церкви. Евангелическо – лютеранская церковь строится по принципу: церковь, епархии, пробства, общины (приходы). Высший орган – Генеральный синод, исполнительная власть принадлежит Евангелическо – лютеранской консистории. В Санкт – Петербурге работает Теологическая семинария. Издаются журналы «Вестник» и «Наша Церковь». Евангелическо – лютеранская церковь Ингрии (Ингерманландская евангелическо – лютеранская церковь) близка скандинавской традиции лютеранства; богослужение ведётся на финском и русском языках. Приходы имеются в Санкт – Петербурге, Москве, Карелии, Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Саранске, Йошкар – Оле, Красноярске, Борисоглебске. Руководящий орган – Синод, состоящий из духовенства и мирян; созывается один раз в год. В период между заседаниями Синода церковью руководит Синодальный совет. Имеется духовная семинария в Колтушах (Ленинградская области). Издаётся журнал «Церковь Ингрии». Кальвинизм в России представлен евангелическо – реформатскими и пресвитерианскими церквами. До 1917 общины реформатов в России существовали в Москве, Санкт – Петербурге (Петрограде), северо – и юго –западных регионах. В 1991 воссоздана реформатская церковь – Союз евангелическо – реформатских церквей России. Руководящие органы – Синод и Консистория. Первые приверженцы англиканской церкви появились в России в 16 в. В 1827 в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 на её месте– храм Святого Андрея (в 1991 возвращён верующим). Англиканская церковь России входит в англиканскую епархию «Гибралтар в Европе». С середине 19 века в России получили распространение баптизм и евангельское христианство. В 1884 создан Союз русских баптистов. Методизм, существовавший в России вплоть до 1924, получил «второе рождение» в 1990. Большинство из существующих ныне на территории России методистских религиозных объединений входят в Российскую объединённую методистскую церковь, которая, в свою очередь, является членом Северо – Европейской конференции (наряду с церквями Балтии и Скандинавии). В каждой общине имеется поместный пастор. Он не рукоположен, но благословлён на служение епископом. Среди пасторов есть женщины. Имеются учебные заведения, в частности Методистская теологическая семинария в Екатеринбурге. Издаётся газета «Светоч методизма». Адвентизм появился в России в нач. 1880 – х гг. и получил распространение в Крыму, Поволжье, на Северном Кавказе и Южной Украине. Первая русская община Христиан – адвентистов седьмого дня возникла в 1890 в Ставрополе. К 1917 в России насчитывалось около 7 тыс. адвентистов. К концу 1930 – х гг. адвентистских общин фактически не осталось, в 1945 – 46 зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный совет христиан – адвентистов седьмого дня (закрыт в 1960). В 1981 общины на территории РСФСР объединились. В 1990 прошёл съезд Церквей христиан – адвентистов седьмого дня в России, на котором был принят устав Российского униона (союза), входящего в Евро –Азиатский дивизион. В настоящее время в России действуют два Союза церкви христиан–адвентистов седьмого дня: Западно – российский (с центром в Москве) и Восточно – российский (с центром в Иркутске). В рамках Союзов существуют объединения поместных церквей – Региональные союзы (местные конференции), в которые добровольно входят общины верующих – поместные церкви. Деятельностью поместной церкви руководит Совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. В числе учебных заведений – Духовная академия в пос. Заокский Тульской области. В некоторых регионах России существуют немногочисленные общины адвентистов – реформистов (они отказываются от государственной регистрации). Это направление выделилось в 1920 – е гг., а в 1929 создан национальный центр «Российское поле адвентистов седьмого дня реформистского движения», позднее названный «Всесоюзная церковь верных и свобод 475 – ых адвентистов седьмого дня». Объединённая церковь христиан веры евангельской не входит ни в Союз церквей христиан веры евангельской, ни в какие иные, включая международные, организации. Деятельностью поместных церквей руководят пресвитеры, региональных объединений – епископы, старшие пресвитеры. Работой всей церкви руководит Совет епископов во главе с начальствующим епископом. Церковь евангельских христиан – трезвенников существовала в Москве в начале 20 веков и активно занималась благотворительной деятельностью. В 1920 – 30 – е гг. она была закрыта и возобновила свою деятельность в 1990 –ых гг. Меннонитство проникло в Россию в конце 18 века, в середине 19 века. среди меннонитов России произошёл раскол на братских меннонитов и церковных меннонитов. В 1963 часть братских меннонитов вошла в состав Всесоюзного совета евангельских христиан – баптистов. В 1990 – е гг. большая часть братских и церковных меннонитов эмигрировала в Германию. Оставшиеся в России меннониты примкнули к баптистам. Несмотря на это, в Москве функционирует представительство Меннонитского центрального комитета. Свидетели Иеговы появились в России в конце19 века. После 1917 наладилось распространение журнала иеговистов «Сторожевая башня», возникли собрания Исследователей Библии. Затем Свидетели Иеговы были запрещены, подвергались арестам и ссылкам. 1.2 Образование в целях распространения веры В конце 1980 – х гг. произошёл коренной перелом во взаимоотношениях церкви и государства. В 1988 на Поместном соборе принят Устав об управлении Русской православной церкви. В соответствии с уставом высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор, Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями (каждый в пределах своей компетенции). Поместный собор избирает Патриарха, а также решает все вопросы внутренней и внешней деятельности церкви. Сан Патриарха является пожизненным. Кандидатом на избрание в Патриархи может быть только архиерей Русской православной церкви, гражданин Российской Федерации, достигший 40 лет. В случае невозможности исполнения Патриархом своих функций Священный синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего престола. В июне 1990 Патриархом Московским и всея Руси избран Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер, р. 1929). Архиерейский собор подотчётен Поместному собору; на нём также решаются вопросы внутренней и внешней деятельности церкви и организационные вопросы – создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, духовных школ. Архиерейский собор является судом последней инстанции при разногласиях между архиереями. Священный синод состоит из председателя – Патриарха (в случае отсутствия Патриарха – Местоблюстителя Патриаршего престола), пяти постоянных и шести временных членов – епархиальных архиереев. Постоянными членами являются митрополиты Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, Санкт – Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, а также (по должности) – председатель Отдела внешних церковных сношений. Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиереев в порядке очередности. Заседания Синода, как правило, являются закрытыми. Синодальные учреждения ведают отдельными сферами общественных дел. Они создаются (упраздняются) по решению Поместного или Архиерейского соборов Священным синодом, координируют деятельность аналогичных им учреждений в епархиях и экзархатах. В настоящее время синодальными учреждениями являются: Управление делами Московской патриархии с входящими в него канцеляриями Патриарха и Синода, Синодальной библиотекой, Архивом. Отдел внешних церковных сношений осуществляет связи с зарубежными учреждениями Русской православной церкви, другими православными и неправославными церквями, экуменическими организациями, нехристианскими религиозными объединениями, общественными организациями в России и за рубежом. Отдел по религиозному образованию и катехизации содействует епархиям в создании системы православного религиозного образования детей и взрослых, организует подготовку кадров катехизаторов для осуществления начального религиозного просвещения, ведет издательскую деятельность. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению организует помощь беженцам и вынужденным переселенцам, жертвам стихийных бедствий, создает благотворительные учреждения, координирует работу по социальному служению в епархиях. Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность епархий, монастырей и других церковных учреждений, способствует созданию миссионерских структур в епархиях, приходах, монастырях, разрабатывает богословские и методические пособия. Отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями координирует работу, направленную на социальную поддержку ветеранов войны и труда в Вооружённых силах, семей погибших военнослужащих, организует пастырские посещения священнослужителями православных верующих в воинских частях, а также лиц, находящихся в исправительно – трудовых учреждениях. Издательский совет Московского патриархата включает в себя представителей синодальных отделов, духовных школ, церковных издательств и других учреждений церкви, координирует их издательскую деятельность. Учебный комитет координирует учебную деятельность духовных школ (академий, семинарий, училищ). Синодальная комиссия по делам монастырей решает вопросы обустройства вновь открываемых обителей, комплектования их насельниками, организации иноческой жизни, хозяйственной, благотворительной и миссионерской деятельности. Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам руководит производством предметов культа и обеспечением ими учреждений церкви; координирует работу по восстановлению храмов и других церковных сооружений. Структурно Русская православная церковь разделяется на епархии – местные церковно – административные единицы, возглавляемые архиереями и состоящие из приходов (приходских общин), объединённых в благочиния, а также находящихся на данной территории монастырей. Границы епархий определяются с учётом административно –территориального деления Российской Федерации. Органами епархиального управления являются Епархиальные собрания и Епархиальный совет. Приходы Московского патриархата – объединения православных верующих – функционируют в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом об управлении Русской православной церкви. Приходская община состоит из клира и мирян, объединённых при храме. Руководит приходской общиной настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем. Органами приходского управления являются Приходское собрание и Приходской совет. С конце 1880 – х до конце 90 – х гг. количество приходов Русской православной церкви возросло с 6,9 тыс. до 19 тыс., монастырей – с 21 до 478. Действуют 5 духовных академий, 26 духовных семинарий и 29 духовных училищ, а также воскресные школы; открыты Свято – Тихоновский богословский институт и Православный университет. Работает 160 православных библиотек. Издаётся «Журнал Московской патриархии» и другие печатные издания. Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные: местная религиозная организация – религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении; централизованная религиозная организация – религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Религиозной организацией признается также учреждение или организация. Созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения (вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. В соответствии с действующим законодательством решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные реликта знал, религиозные организации на территории одного субъекта РФ в г. Москва, принимается Управлением Федеральной Регистрационной Службы по Москве. А решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ, принимается Федеральной Регистрационной Службой РФ. Создание и деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иными нормативными актами. Глава 2. Принцип взаимодействия государства и религиозных объединений 2.1 Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации Конституционные принципы светскости государства и отделения религиозных объединений от государства реализуются посредством четкого разделения сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, которое является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях. Это разграничение сфер компетенции не означает вытеснения религии из всех областей жизни общества, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Государство, следуя принципу равенства религиозных объединений перед законом, создает для них общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые возможности и ограничения своей деятельности, для них обеспечивается равенство необходимых для осуществления ими своей деятельности прав. В то же время допускается различная степень сотрудничества государства с разными конфессиями. Это обусловлено историческими причинами, социальной позицией той или иной конфессии, количеством последователей данной религии в стране и в мире и так далее. В главе 2 нами уже отмечалось, что конституционный принцип равенства религиозных объединений перед Законом не означает игнорирования государством их объективной социальной неодинаковости, разной роли, которую они сыграли в прошлом и играют в современном российском обществе. Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что реальное государство и проводимая им политика всегда отличается в худшую сторону от идеальной модели абсолютно справедливого государства. Как верно замечает политолог К. С. Гаджиев, необходимо исходить из признания того факта, что не бывало и не бывает идеальной власти и идеального государства. Человечество еще не придумало некую совершенную форму государственного устройства, которая была бы эффективна, жизнеспособна, справедлива, иными словами, одинаково нравилась бы всем и в одинаковой мере выражала бы интересы и волю всех без исключения групп, слоев, сословий, классов, одновременно соответствовала бы принципам защиты прав человека и свобод личности. Важнейшей гарантией свободы совести является законодательный запрет на вмешательство государства в личную жизнь граждан и в деятельность религиозных объединений – при условии, что не имеют место нарушения законодательства. Светское государство не компетентно и не правомочно определять, какую веру или убеждения должен иметь и передавать своим детям гражданин, оно не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его изменить свои убеждения. Само по себе содержание убеждений личности, ее внутренний мир не могут быть предметом правового регулирования. Даже если религиозный или коммунистический фанатик искренне убежден в необходимости насильственного истребления всех противников своего учения, он не может подвергаться преследованию за свои убеждения. Основания для вмешательства государства могут быть связаны только с действиями, противоречащими законодательству. В том числе и распространение взглядов, побуждающих к совершению противоправных действий (например, разжигание религиозной вражды) или высказывание взглядов, наносящих кому – либо оскорбление. Закон охраняет право религиозных объединений действовать свободно при условии соблюдения и исполнения всех требований законодательства. Не требуется специального разрешения государства на совершение каждой религиозной организацией каждой сделки, разрешенной Гражданским Кодексом и уставом самой организации. Принцип отделения религиозных объединений от государства ставит вне компетенции государства вопросы об истинности религиозных и иных мировоззренческих доктрин, о правильности сохранения, перевода и толкования священных текстов, о правильности составления, изменения и применения норм религиозного (канонического, церковного) права. Вне компетенции государства находится разрешение теологических и канонических конфликтов, включая споры об иерархическом устройстве и управлении. Недопустимо государственное регулирование порядка совершения богослужений, других видов отправления религиозных культов, процедуры избрания или назначения служителей культа, должностных лиц религиозных объединений. Однако, если совершение богослужения сопровождается правонарушениями, например причинением ущерба здоровью граждан, возникает законное основание для вмешательства государства. Если при назначении (избрании) руководителя религиозной организации или во взаимоотношениях между централизованной и местной религиозной организацией были нарушены уставные положения, в соответствующих случаях также правомерно вмешательство органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности или разрешение возникшего спора в судебном порядке. Вне компетенции судебной власти находится рассмотрение дел, связанных исключительно с применением норм религиозного права, например о лишении сана священнослужителя, об отлучении верующего от Церкви. Если между служителем культа и религиозной организацией был заключен трудовой договор, трудовой спор подлежит рассмотрению в суде. Запрет возлагать на религиозные объединения функции органов власти и государственных учреждений означает недопустимость делегировать религиозным организациям те функции, которые составляют исключительную прерогативу государства и осуществляются в формах законотворчества, исполнительно – распорядительной и правоохранительной деятельности. Не может возлагаться на религиозные организации отправление правосудия, регистрация актов гражданского состояния. Отличительной особенностью государственного органа является наличие у него государственно – властных полномочий, которыми не могут наделяться религиозные организации. Органы государственной власти не могут также перепоручить религиозным организациям выполнять какую – либо часть социальной или культурной функции государства, наделяя их соответствующими полномочиями и ресурсами. Однако следует отличать от этого сотрудничество государства с религиозными организациями в социальной, культурно–просветительной и так далее деятельности, часто осуществляемое на основании договора или соглашения. Не возлагая на религиозные объединения функций по социальному обеспечению граждан, государство в то же время в рамках Закона материально поддерживает деятельность религиозных объединений по призрению престарелых, сирот и больных, другие формы благотворительности. Иными словами, оно оказывает предусмотренную Законом поддержку социально значимой деятельности религиозных организаций, которую последние осуществляют собственными силами и не наделяются государственно – властными полномочиями. Государство гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, не воздействует на мировоззренческий выбор личности и на воспитание детей. Дополнительной гарантией свободы мировоззренческого определения является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Участие детей, в том числе малолетних, в деятельности религиозных объединений, обучение детей религии осуществляется с учетом норм пункта 5 ст. 3 и п. 2, 4 ст. 5 ФЗ «О свободе совести…». В соответствии с внутренними установлениями (каноническими нормами) многих конфессий, священнослужители непрерывно исполняют свои обязанности, не имея возможности действовать как «частное лицо», только как гражданин, переставший на какое – то время быть пастырем, представителем интересов своей паствы, своего религиозного объединения. Это не может быть правовым основанием для ограничения политических прав священнослужителя, но косвенным образом приводит к вовлечению религиозного объединения в политическую деятельность. Поэтому некоторые религиозные организации самостоятельно регулируют вопросы о допустимой мере участия служителей культа в управлении государством, их участии в выборах, о допустимост....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: