- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Религиозно-реформаторские идеи обновления веры в XIX веке Шигабутдин Марджани и Хусаин Фаизханов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002124 |
Тема: | Религиозно-реформаторские идеи обновления веры в XIX веке Шигабутдин Марджани и Хусаин Фаизханов |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный горный университет» Кафедра теологии СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ КОРАНИЧЕСКОГО ИСЛАМА ТАУФИКА ИБРАГИМА Выпускная квалификационная работа студента группы ТГ(м)5з Исхакова Артема Рафаильевича Научный руководитель: старший преподаватель Гиндуллин Р.Р. Екатеринбург 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИСЛАМЕ 11 §1.1. Мусульманская этика и повседневность 11 §1.2. Коран, Сунна и хадисы как регуляторы нравственного поведения мусульманина 22 §1.3. Ахляк как механизм нравственного регулирования в Исламе 29 ГЛАВА 2. ВЗГЛЯДЫ ТАТАРСКИХ БОГОСЛОВОВ НА ИСЛАМСКУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ 40 § 2.1. Религиозно-реформаторские идеи обновления веры в XIX веке: Шигабутдин Марджани и Хусаин Фаизханов 40 § 2.2. На изломе веков: Исмаил Гаспринский, Муса Бигиев и Ризаитдин Фахретдин об исламской нравственности 53 ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «АХЛЯК» В ФИЛОСОФИИ ТАУФИКА ИБРАГИМА 62 § 3.1. Концепция коранического ислама Тауфика Ибрагима 62 § 3.2. Коранический гуманизм Тауфика Ибрагима: толерантно-плюралистические установки 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 БИБЛИОГРАФИЯ 78 ВВЕДЕНИЕ Несмотря на то, что общим проблемам аксиологии и теории ценностей, посвящено немало философских и социологических публикаций, вопрос о специфике исламских ценностей, их связи с ценностями светского государства и гражданского общества не стал еще предметом специального научного исследования. В существующих по этой проблеме публикациях внимание акцентируется, наоборот, на противоположности, а порой и несовместимости ценностей ислама и гражданского общества. В частности, отмечается, что забота мусульманской общности выражается в постоянных попытках навязать политическим партиям, общественным движениям и действующей светской власти исламские программы, идущие вразрез, прежде всего, с ценностями гражданского общества. Подчеркивается фундаментальное различие между исламом и западной версией демократии в вопросах о законодательной компетенции, в силу чего в мусульманских государствах не может быть суверенного законодателя в лице его народа, а задача исламского общества ограничивается лишь применением предначертанного свыше шариатского права. В отличие от мусульманского общества, где первоосновой выступает мечеть1, в фундаменте гражданского общества лежит понятие «гражданин», активно влияющего на состояние и развитие этого общества. Актуальность. Мусульманский мир, по мнению муфтия Равиля Гайнутдина, находится в состоянии мучительного поиска новой исламской политической идентичности, переосмысления своей политической субъектности2. Злободневность философского осмысления исламской темы трижды (Бейрут, 2000; Бейрут-Алжир, 2001; Дамаск, 2009) подчеркивал Тауфик Ибрагим вместе с соавтором А.В. Сагадеевым в книге «Арабская версия: аль-фальсафа аль-`арабиййа аль-исламиййа». Необходимо восстановить широкий философский фон, еще и потому, что, как отмечает Равиль Гайнутдин «в этот драматический момент, воспользовавшись идеологическим и политическим вакуумом, на арену вышла террористическая организация ДАИШ3, которая утверждает, что знает рецепт правильного построения политического будущего уммы». ДАИШ смогла привлечь на свою сторону большое количество молодежи именно потому, что выступил с манифестацией политической самостоятельности и решил немедля продемонстрировать ее на практике, не считаясь ни с чем и ни с кем. «Исламское государство» (ИГ) признано многими странами и международными организациями как террористическая структура исламских фундаменталистов. На верность ей уже присягнули 34 различные террористические группировки по всему свету4. И могут ли мусульмане смириться с идеей построения так называемого «Исламского государства», деятельность которого запрещена во многих странах мира? Этот нериторический вопрос задает Муфтий Равиль Гайнутдин на Международном форуме в Лондоне, и сам же дает ответ: «Совершенно очевидно, что нет. Мы отвергаем методы псевдоисламского халифата, ценой построения которого сегодня становятся жизни десятков и сотен тысяч ни в чем не повинных людей». Проблема в том, что альтернативной повестки дня для уммы нет, она не сформулирована, и ответственность за это во многом лежит на мусульманских богословах5. Те штампы, в плену которых сегодня находится развитие богословской мысли, не дают возможности ответить на вызовы времени. «Чрезвычайно важной, - говорил Равиль Гайнутдин, - является задача преодоления узости мышления, охватившей мусульманский мир и, прежде всего, отдельных его богословов (выделено нами – А.И.)»6. Для торжества принципов коранического гуманизма необходимо бороться также и с недоверием к разуму. Всевышний постоянно призывает в Коране: «задумайтесь», «наблюдайте», «осмысляйте». Значительная часть российских мусульман является приверженцами традиционных и консервативных ценностей: семья как институт, предписанный Аллахом, прочность семейных уз между мужчиной и женщиной, установленное Богом естественное продолжение рода человеческого и отношение к человечеству как к единой семье, в которой нет преимущества одного над другим, кроме богобоязненности. В этой мысли российских мусульман укрепляет многовековой опыт мирного проживания мусульман в России – многонациональном и многоконфессиональном обществе, где на самом высоком уровне ислам признается неотъемлемой частью национальной идентичности и важным элементом российского культурного кода. Мусульмане стоят перед выбором: или ислам XXI века будет столетием расцвета коранического гуманизма, или внутри мусульманской уммы продолжатся негативные процессы радикализации ее части. Степень разработанности темы. Поисковая система Яндекс по запросу «Коранический ислам» выдала ссылки на 471 тысячу источников, из которых впрямую касаются темы лишь Tоп 15 источников. В социальной сети VK («ВКонтакте») есть специальная группа «Коранический ислам»7, в Фейсбуке также есть группа, или «паблик» (на сленге социальных сетей), «Коранический ислам»8. Здесь ведутся дискуссии на эту тему. Вместе с тем, мы не обнаружили серьезных исследований апологетов и продолжателей концепции Тауфика Ибрагима. Одной из самых ярких и неординарных фигур татарской богословской мысли, на которую опирается Тауфик Ибрагим, является Муса Джарулла Бигиев (1875–1949)9. Он был выдающимся мусульманским теологом, интеллектуалом с нестандартным мышлением и собственным мнением. Идеи Бигиева повлияли на развитие мусульманского реформаторства в России и за рубежом. В 1909 году Бигиев издает практически первую в истории ислама книгу по хадисам - «аль-Муватта», написанную основоположником одного из мазхабов имамом Маликом. Эта книга до появления известных сборников хадисов имама Бухари и Муслима была признана вторым источником шариата после Корана. Цели и задачи работы. В своей выпускной квалификационной работе мы преследуем цель рассмотреть современные подходы к понятию нравственности в философии Тауфика Ибрагима. Для достижения этой цели мы поставили перед собой три задачи: Во-первых, рассмотреть понятие мусульманской повседневности и нравственности в целом. Во-вторых, ознакомиться с мнениями современных татарских реформаторов о нравственности. В-третьих, выявить представления Тауфика Ибрагима о нравственности на основе концепции коранического ислама и коранического гуманизма Тауфика Ибрагима. Методология исследования. В работе мы пользовались популярной в других науках10 сравнительно-историческим методом, который позволил нам выявить современные особенности исламского философствования. Эмпирической базой нашего исследования выступают труды Тауфик Кемаля Ибрагима. Список его научных трудов насчитывает более 40 наименований, в т.ч. две диссертации – кандидатская11 и докторская12. Кроме того, он является автором 39 статей по мусульманской теолого-философской мысли (в соавторстве с А.В. Сагадеевым) в книге «Ислам. Энциклопедический словарь» (М., 1991), 37 статей по мусульманской теологии и философии в энциклопедическом словаре «Ислам на европейском Востоке» (Казань, 2004), статьей по мусульманской культуре в книге «Большая российская энциклопедия» (М., 2004), 25 статьей по арабо-мусульманской философии в «Новой философской энциклопедии» (М., 2000-2001). Парадигмой (исходной моделью) нашего исследования выступает представление о повседневности. У истоков истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого стояли Е. Фукс, П. Гиро, А. Бокуе, Г. Хартман. Их подход продолжили М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, А. Людтке, А. Хеллер, Ж. Гофф, М. Ферро, Ж. Дюби. Во второй половине XIX – начале ХХ века были опубликованы работы Н. Костомарова, А. Терещенко, И. Забелина, Э. Виолле-ле-Дюка и других, посвященные повседневной жизни. В ХХ в. Й. Хейзинга и представители школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри и др.) стали изучать ментальные структуры повседневности. С именами представителей этой школы связан второй этап (1920–1980) развития историографии повседневности, для которого характерно внимание исследователей к ценностным смыслам проявлений повседневной жизни. Российские последователи этих ученых А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястребицкая работали на западноевропейском историческом материале13. Представления российских ученых о повседневности базируются на феноменологии (Ф. Бретано, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, позднее – Г.Г. Гадамера, Ж. Деррида и др.) и феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Гоффман и др.). Феноменологические идеи в России развивали Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев. В отечественной науке традиции социологической феноменологии продолжает Л.Г. Ионин; философско-культурологической – А.В. Михайлов, М.К. Мамардашвили, Г.Д. Гачев. Современная повседневность формирует новые ценности и приоритеты в обществе вследствие активной межкультурной коммуникации и ассимиляции цивилизационных достижений различных регионов, считает кандидат философских наук Е.Н. Чабанец (Томск). Формируется толерантность культурных, в том числе религиозных, национальных сообществ. Восточная культура так же ассимилируется в современной мозаике менталитетов. Востребованность «опыта» восточных культур, считает она, поднимает вопрос адекватного понимания их философского наследия14. Структура работы подчинена логике нашего исследования, способствует достижению поставленной цели и выполнению задач. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Глава первая дает представление о мусульманской этике и повседневности, а также об основных регуляторах нравственного поведения мусульманина. Глава вторая рассматривает взгляды татарских богословов, таких как Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский, Муса Бигиев и Ризаитдин Фахретдин на исламскую нравственность. Глава третья рассматривает развитие концепции коранического ислама в цикле статей Тауфика Ибрагима «Вперед к кораническому исламу», а также толерантно-плюралистические установки в фундаментальном труде «Коранический гуманизм». В «Заключении» сделаны выводы по всему кругу рассмотренных проблем. Работа изложена на 82 страницах. Библиографии насчитывает 59 названий. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИСЛАМЕ § 1.1. Мусульманская этика и повседневность. Для более глубокого понимания мусульманской культуры необходимо изучить ее сквозь призму повседневности. В последнее время особое внимание исследователей на Западе привлекли к себе два понятия - обыденная жизнь (Аlltag) и повседневность (Allt?glichkeit), обозначающие определенную сферу и способ жизни. Немецкий философ-феноменолог Бернхард Вальденфельс выдвигает три методических принципа: 1) Обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает в результате процессов «оповседневнивания», которым противостоят процессы «преодолевания повседневности»; 2) Повседневность - это дифференцирующее понятие, которое отделяет одно явление от другого. Границы и значения выделенных сфер изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры. Так, например, европейские национальные культуры прямо несопоставимы с американским смешением этих культур; 3) Речь о повседневности не совпадает с самой повседневной жизнью и с речью в повседневной жизни15. Системный анализ повседневности предполагает определение и описание основных ее элементов и структуры, рассмотрение ее функций и динамики исторического развития. Обратимся к значениям термина «повседневность». «Будни – 1. Рабочие, не праздничные дни. 2. Повседневная, обыденная жизнь» (Большой современный толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой). «Будни – Повседневная, обыденная жизнь» (Словарь русского языка С.И. Ожегова). «Будни … 1. Не праздничный день, противоп. Праздник …. Деловая, трудовая сторона жизни (книжн.)» (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова)16. Также можно провести некую параллель в европейских и восточных языках. В английском языке every day life означает «ежедневный», «повседневный», «каждодневный», «обычный», «житейский». В арабском языке «yomiyuun» означает «ежедневный», «суточный», «периодический». Таким образом, значения термина «повседневность» в различных языках похожи. Вопросы, которые волновали ученых этой первой волны интереса к повседневности, можно свести к таким группам, как среда обитания: природа, город, деревня, жилище (в его обращенности вовне, наружу и внутреннее пространство, включая интерьер, мебель, утварь и т.д.); тело и заботы о его природных и социокультурных функциях: питание, физические упражнения, гигиена, врачевание, костюм; обряды перехода – рождение (крещение), создание семьи (свадьба), смерть (похороны); семья, семейные отношения, межличностные отношения в других микросоциальных группах (профессиональных, конфессиональных и др.); досуг: игры, развлечения, семейные и общественные праздники и обряды. В ХХ в. Й. Хейзинга и представители школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри и др.) стали изучать ментальные структуры повседневности. С именами представителей этой школы связан второй этап (1920–1980) развития историографии повседневности, для которого характерно внимание исследователей к ценностным смыслам проявлений повседневной жизни. Российские последователи этих ученых А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястребицкая работали на западноевропейском историческом материале17. Представления российских ученых о повседневности базируются на феноменологии (Ф. Бретано, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, позднее – Г.Г. Гадамера, Ж. Деррида и др.) и феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Гоффман и др.). Феноменологические идеи в России развивали Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев. В отечественной науке традиции социологической феноменологии продолжает Л.Г. Ионин; философско-культурологической – А.В. Михайлов, М.К. Мамардашвили, Г.Д. Гачев. Выделяют особенности обыденной картины мира: -антропоцентричность: человек является центром в повседневном видении мира, все в мире оценивается с точки зрения значимости для человека; -интерсубъективность, т.е. повседневная жизнь формируется и проявляется в общении людей; -концентрированность на практическом решении повседневных, бытовых проблем; -прагматичность, принцип полезности; -ориентированность на настоящее и ближайшее будущее; -индивидуальность повседневной картины мира для каждого человека и ее изменчивость, т.е. возможность переосмысления; -схематичность, стремление к созданию стереотипов, ориентация на стандарты; -основой обыденной картины мира являются переживания, эмоциональные состояния. Культура повседневности – совокупность обыденных культурных явлений и процессов, которые повторяются на протяжении нескольких поколений и составляют определенную традицию мышления. Культура повседневности имеет свою национальную, социальную и историческую специфику и базируется на определенных ценностях18. В исламе выделяются следующие основные ценности: вера, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Эти ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата. Современная культура ислама восходит к классической мусульманской культуре IX–XII вв. Одной из ее важных характеристик является то, что основными структурными элементами классической мусульманской культуры этого периода выступают не столько науки (как в западноевропейской мысли), сколько ценностно-идеологические течения, которые определяют характер познания, интерпретации картины мира. Главной областью изучения на мусульманском востоке были моральные ценности. Мораль – это совокупность исторически изменяющихся правил, принципов, норм, регулирующих поведение людей в обществе. Каждый гражданин социума имеет свою систему моральных ценностей, нормы поведения, понятия о добре и зле, которые выражают, в конечном счете, его общественное положение и интересы. Многие религиоведы говорят, что религия создает нравственность, освещает ее правила. Эти слова полностью относятся и к характеристике ислама. Главная особенность религиозной мусульманской морали состоит в том, что ее нормы и правила объясняются как установленные Богом и принятые обществом. Примечательной особенностью исламской этики является то, что учение мусульман о нравственности носит характер «морали общественного пользования», конкретной этики, т.к. она тщательно регламентирует обыденную жизнь мусульманина, подвергая моральной оценке нравы и обычаи, правила общежития19. На Исламском образовательном портале «Даруль-Фикр.ру»20 собрано 100 сунн, то есть желательных действий из Сунны, которые человек может совершать в течение своего дня, не затрачивая на это много времени и при этом получая огромную награду: как заходить в туалет, как есть и пить, как ложиться спать, как пробуждаться ото сна, как одеваться, как входить в дом и другие действия, которые мы совершаем по многу раз в день. Совершая простые повседневные дела согласно Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), приверженцы Ислама бы могли получать постоянную награду и привнести баракат в свою жизнь. Даны пояснения имама аль-Газали из соответствующих разделов «Ихья улюм ад-дин». В суннах прописаны положения, которые отражают, что для мусульман действительно важны нравственные нормы. Для примера рассмотрим сунны вхождения в дом, отношения к соседям и отношения к семье (жене). Вхождение в дом Дом – это собственность человека, место, где он живёт, отдыхает, пребывает с семьёй, детьми. Как сделать уютным наш дом, как превратить его в такой, каким он был у Пророка (мир ему и благословение). Посланник (мир ему и благословение) – это наивысший пример для благой праведной жизни человека. Важно поселиться возле мечети, выбрать хорошего соседа, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выбирай соседа, прежде чем выбрать дом, и спутника, прежде чем выйти в путь». 1.Когда человек входит в дом желательно произнести имя Аллаха и зайти с правой ноги, читая дуа, которое читал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «О Аллах я прошу у тебя лучшего прихода и лучшего выхода. С именем Аллаха зашли и с именем Аллаха вышли и на нашего Господа полагаемся». Когда человек прочитает это дуа, то шайтан говорит другим: «Нет нам ночлега», и сатана не сможет войти в дом вслед за человеком. 2.Когда войдёте в дом, то поприветствуйте домочадцев, потому что это приветствие в момент встречи оживляет безопасность и доверие между тобой и твоей семьёй. А если дома никого нет, то поприветствуй себя так: «Приветствие нам, приветствие от Аллаха, приятное и благодатное», чтобы выполнить сунну саляма. 3.Если вы хотите войти в чей-то дом, следует попросить разрешения. Однажды Посланник (мир ему и благословение) сидел дома, пришёл человек и спросил: «Могу ли я войти?», тогда Посланник (мир ему и благословение) повелел своему слуге: «Выйди к этому человеку и научи, как следует спрашивать разрешения». Пророк (мир ему и благословение) пожелал обучить этой великой сунне, и слуга, выйдя к тому человеку, обучил его говорить: «Ассаляму аляйкум, можно ли мне войти». Когда он так попросил разрешения войти вместе с приветствием, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Теперь входи» (Абу Давуд). 4.Когда стучатся в дверь, спрашивают: «Кто там?» и те отвечают: «Я». Пророк (мир ему и благословение) запретил нам так отвечать. Один раз человек постучал в дверь Пророка (мир ему и благословение), он спросил: «Кто там?», тот ответил «Я», и Пророку (мир ему и благословение) это не понравилось. Спрашивайте: «Как твоё имя?» – это очень важная этика. 5.Пророк (мир ему и благословение) помогал по дому. У него было своё занятие: он убирался в доме, чинил обувь, расставлял бурдюки. Рекомендуется, чтобы у каждого человека было своё занятие: можно делать какую-то работу по дому, помогать членам семьи, в чём они нуждаются, улучшать всё в доме, это Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение). 6.Очень важно дома поминать Аллаха и читать Коран, дом, в котором не поминают Аллаха, подобен мёртвому. Пророк (мир ему и благословение) рассказал, что дома, в которых читают Коран, ангелы видят с небес так же, как мы видим звёзды в небе. 7.Многие сподвижники просили Пророка (мир ему и благословение) прийти в их дом и помолиться в каком-либо месте, чтобы это место сделать постоянным местом молитвы, это сунна. Каждому человеку следует в доме выделить место для молитвы, где молится вся семья, дети. 8.Посланник (мир ему и благословение) обратил наше внимание на те вещи, которые препятствуют вхождению ангелов в наши дома, поскольку это очень важно. Если ангелы не входят, входят шайтаны. Пророк (мир ему и благословение) не разрешал иметь в домах изваяния, памятники, которые очень распространились во многих домах, а также держать собаку, если она не сторожевая или не охотничья. 9.Пророк (мир ему и благословение) призвал нас быть внимательными в отношении огня, открытой двери, или не покрытой посуды, что может стать причиной вреда кому-либо. То есть любую вещь, в которой есть опасность, нужно проверять, особенно перед сном. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступит вечер, удерживайте своих детей, ибо поистине в это время по земле расходятся шайтаны, а когда этот период ночи пройдёт, то отпускайте их и запирайте двери, поминая Аллаха, ибо по истине шайтан не откроет запертую дверь! И завязывайте свои бурдюки, поминая имя Аллаха, и покрывайте свои сосуды, поминая имя Аллаха, даже если вы положили на них что-нибудь, и гасите свои лампы». Для выхода из дома также есть своя этика. 1.Выходить из дома желательно с левой ноги и сказать: «С именем Аллаха, я уверовал в Аллаха, уповаю на Аллаха, нет силы и мощи, кроме как от величественного Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) нам рассказал, что если кто-то прочитает это дуа, выходя из дома, шайтан, приблизившись к нему, упадёт в обморок, тогда к нему придёт другой шайтан и спросит: «Что это с тобой?», на что тот ответит: «А что ты скажешь об охраняемом, достаточном и наставленном человеке». Когда мы выполним все эти сунны Посланника (мир ему и благословение) в отношении дома, то наш дом будет связан с комнатой Посланника (мир ему и благословение), о которой была ниспослана целая сура. Какое же величие связи с Посланником (мир ему и благословение) в отношении дома, таким подобием будем связаны со словом Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (сура « Алу Имран», аят 31)21. Отношение к жене Во первых муж должен обращаться с женой в хорошей форме и по доброму. Он должен тратить на ее еду, питье, одежду и проживание, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Живите с ними достойно…» (4:19) «согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению» (2:228) Ахмад (20025) и Абу Дауд (2142) передали, что Муавия ибн Хайда сказал: «Я спросил: «О, посланник Аллаха, какие права у жены над мужем?» Он (мир ему и благословения Аллаха) ответил: «Ты должен кормить ее, когда ешь сам. Одевать ее, когда одеваешься сам. Ты не должен быть ее по лицу, ты не должен проклинать ее и не должен оставлять ее, кроме как в доме». Альбани сказал относительно этого хадиса в Сахих Абу Дауда: (хадис) хасан сахих. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) предписывал хорошее отношение к женщинам более чем в одном хадисе. Так, муж должен бояться Аллаха в отношениях с его женой и давать каждому его право. Почитание родителей и поддерживание родственных связей не мешает хорошему отношению и почитанию жены и заботе о ней. Лучшее что можно упомянуть в этой связи – это слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха). «Лучший из вас тот, кто лучший по отношению к своей семье, и я лучший из вас по отношению к своей семье» (Тирмизи 3995, Ибн Маджа 1977, оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих Тирмизи). Пророк (мир ему и благословения Аллаха) считал хорошее отношение к семье качеством лучших. Кто желает быть лучшим из мусульман должен быть добрым по отношению к его семье, что включает и хорошее отношение к жене, детям и родственникам. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Что бы вы не потратили желая Лика Аллаха, за это вы будете вознаграждены, даже (за еду), которую вы кладете в рот жене»22. Отношение к соседям Дом должен быть спокойным и безопасным местом, куда мы могли бы входить с радостью и покидать с грустью. Наши соседи находятся в наибольшей близости, следовательно, они играют не последнюю роль в нашей каждодневной жизни. Когда с нами случаются беды – они рядом. Поэтому очень важно способствовать укреплению соседских отношений. В Священном Коране об отношении к соседям сказано: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками...» (4:36). Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если кто-либо стремится к любви Аллаха и Его Посланника (мир ему), он должен говорить правду и оправдывать доверие и быть хорошим соседом». Ислам укрепляет и защищает основополагающие аспекты нашей жизни. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Джабраил (ангел Джибрил) так настоятельно советовал мне относиться к соседям с добротой, что я подумал, что он будет убеждать меня предоставить им (право на) наследство». Милостивый и Милосердный ниспослал прекрасное и простое руководство для нас относительно соседей. Эти действия из сунны Пророка Мухаммада (мир ему) мы можем начать применять с сегодняшнего дня, чтобы укрепить наши отношения с соседями: Улыбайтесь. Абдулла ибн аль-Харис сказал: «Я никогда не видел человека, который улыбался бы так часто, как пророк Мухаммада (мир ему)». 1.Улыбаться – это сунна, Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что улыбка является садакой. Дарите подарки. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что такой жест, как подарок, способствует любви и противоборствует размолвкам и враждебности. Когда Аиша спросила посланника (мир ему), кому она должна дарить подарки, он (мир ему) ответил, что ближайшему соседу. 2. Делитесь едой. Когда вы готовите пищу, не забывайте и о соседях. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если ты готовишь бульон, то добавь побольше воды и позаботься о своих соседях». Разговаривайте вежливо. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и День Суда, должен говорить благое или молчать». 3. Будьте гостеприимными и щедрыми. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и День Суда, должен проявлять гостеприимство к соседям». 4. Будьте аккуратными и чистоплотными. Коран и хадисы призывают нас к чистоте и аккуратности. Наши дома также должны быть примером чистоты. 5.Будьте правдивыми. Наши соседи должны чувствовать уверенность в нас и знать, что мы готовы выполнять свои обязательства перед ними.«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (23:8-11). Поддерживайте связь и интересуйтесь положением соседей. Интересуйтесь, как поживают ваши соседи, особенно одинокие и нуждающиеся. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Не является верующим тот, кто ложится сытым, пока его сосед голодный». 6.Будьте внимательны. Нужно избегать всего, что может раздражать ваших соседей, – шумные посиделки, игры детей. Ведь мы не хотим быть одним из тех, о ком жалуются наши соседи. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание». Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» (Его) спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла»23. § 1.2. Коран, Сунна и хадисы как регуляторы нравственного поведения мусульманина. Коран (от араб. «ал-куран» - «чтение вслух», «назидание») - священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммадом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти24. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммада, было принято при халифе Усмане между 650 и 656 гг. Этот учитывавший ранее составленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммаде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста. Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т. е. возможности использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце IX в в текст Корана были введены огласовки, т. е. специальные знаки, указывающие на «правильное» чтение, а для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 частей (джуз) и 60 отрезков (хизб). Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру – «Фатиха», что означает «Открывающая» - обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан молитва «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.)25. Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу VII-VIII вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой. Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод Корана на другие языки невозможен, ибо не передаёт божественной сущности изложенных откровений. Поэтому переводы Корана (в том числе и несколько переводов на русский язык), как правило, называются «переводами смыслов»26. Несмотря на многовековое существование, канонический текст Корана появился очень поздно. Им считается каирское издание 1919 г. Сейчас известны четыре списка Корана, относящиеся к VII-VIII вв. Два из них являются особо чтимыми и недоступны для исследователей. Вокруг них существует множество преданий. Один из двух этих списков хранится в Мекке, внутри храма Каабы, другой - в Медине. До 1180 г. он находился в мечети рядом с гробницей Мухаммада. Но потом правитель Малик ан-Насир построил во дворе мечети специальное здание для Мусхафа («свитка») и других реликвий. Два других первоначальных списка хранятся в Ташкенте и Каире. Они именуются куфическими, т. к. написаны разновидностью арабского письма, называемой куфической. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами - мухкамат - существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Такие стихи называются муташабихат27. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама. Предания Пророка Мухаммада больше известны как Сунна или Хадис, - второй неоспоримый и подлинный источник Исламского вероучения. Первым источником является Коран. Эти два слова - Сунна и Хадис часто употребляются как равнозначные, одно вместо другого. Однако между ними существуют определенные различия. Хадис буквально означает «сообщение», «рассказ», «описание». В то время как Сунна буквально значит «практика», «обычай»28. В Исламе эти два слова стали применяться по отношению к Пророку Мухаммаду и его сподвижникам, - их изречениям и поступкам. Были собраны записи о том, что Пророк говорил, как он поступал и какова была его реакция на те или иные события и действия, произошедшие в его присутствии. Эти записи собирались Исламскими учеными, такими, как Имамы Малик, Бухари, Муслим и другие. Важно отметить также, что при жизни Пророка некоторые из его сподвижников записали его изречения и поступки для своего собственного пользования. Эти записи, а также устные Предания впоследствии были использованы учеными для развития науки Хадисов. И когда эта наука была в достаточной степени развита, она получила название Х....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: