VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Регулирование качества рабочей силы на уровне региона (Кировская область)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008888
Тема: Регулирование качества рабочей силы на уровне региона (Кировская область)
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ



КУРСОВАЯ РАБОТА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИКА ТРУДА » 
НА ТЕМУ
«Регулирование качества рабочей силы на уровне региона (Кировская область)»



Выполнил:
                                                                Анфиногенова Анастасия Игоревна      
                            ФИО полностью
                                                                                                 Студент 2 курса группы 
                                                                     УПП-б-о- 151
направления (специальности)               .
38.03.03 «Управление персоналом»     . 
очной формы обучения                         .
________________________________
(подпись)
Руководитель работы:
Ларионова Н.А.                         .
доцент кафедры «ГМУ»,          .
канд. экон. наук, доцент           .

                                                     
  Работа допущена к защите    _________________           __________________
                                             (подпись руководителя)                             (дата)
Работа выполнена и 
защищена с оценкой ______________________      Дата защиты____________

Члены комиссии:     _____________    _______________      ________________                              
                                     (должность)                 (подпись)                      (И.О. Фамилия)
                         ________________   __________________      _                         ___                                  
                                     (должность)                 (подпись)                      (И.О. Фамилия)
                         ____________          __________________      _                       ____                                  
                                           (должность)                 (подпись)                      (И.О. Фамилия)


     Ставрополь, 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ГМУ
                                        (название кафедры)
______________С.Н. Калюгина
          (ФИО)



Институт  экономики и управления 
Кафедра   государственного и муниципального управления

Направление (специальность) 38.03.03Управление персоналом

ЗАДАНИЕ
на курсовую работу 
студента                            Анфиногеновой Анастасии Игоревны                             
(фамилия, имя, отчество)
по дисциплине                                         Экономика труда                                        
1. Тема работы  «Регулирование качества рабочей силы на уровне региона (Кировская область)»                                                                .

2. Цель ?  анализ качества рабочей силы и проблем профессиональной подготовки                                                     

3. Задачи:
  – определить сущность и раскрыть понятие качества рабочей силы;  .
  – выполнить анализ качества рабочей силы и роли профессиональной подготовки;  .
  – дать организационно-экономическую характеристику Кировской области по  . параметрам численности населения, административного состава, основным       . экономическим показателям;                                                                                      
  – охарактеризовать  современное состояние качества рабочей силы в регионе;                                                                                                                          
  ? рассмотреть основные направления повышения эффективности использования рабочей силы в регионе.                                                                                              

4. Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) по теоретической части 
1.Сущность и понятие качества рабочей силы.
2. Анализ качества рабочей силы                                                                    б) по аналитической части 
1. Организационно-экономическая характеристика Кировской области                  
2. Современное состояние качества рабочей силы в регионе                        
3. Основные направления повышения эффективности использования рабочей силыв регионе                                                                                                             
5. Исходные данные:
а) по литературным источникам аналитические материалы, материалы               . периодической печати по теме исследования, интернет-ресурсы                           
б) по вариантам, разработанным преподавателем __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) иное _____________________________________________________________
6. Список рекомендуемой литературы
1. Асалиев, А. М., Вукович, Г. Г. Экономика труда: учебное пособие / А. М. Асалиев, Г. Г. Вукович. ? М.: Инфра-М, 2014. ? 171 с.                                           
2. Булатов, А. С. Экономика: учебник для вузов / А. С. Булатов, С. А. Бартенев, А. И. Бельчук. – 5-е изд., стер. – М.: Инфра-М, 2012. – 894 с.                                 
3. Вайсбурд, В. А. Экономика труда: учебное пособие / В. А. Вайсбурд. ? 2-е изд., стер. ? М.: Омега-Л, 2012. ? 375 с.                                                                     
4. Видяпин, В. И. Региональная экономика: учебник / В. И. Видяпин, М. В. Степанов, Н. И. Синдяшкин. ? М.: Инфра-М, 2013. ? 666 с.                                   
7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсовой работы:
    25% - цели, задачи, объект и предмет исследования  « 3»    10      2016г.
50% - теоретические основы проблем исследования «11»    11      2016г.
75% - практические аспекты исследования, проверка на антиплагиат     «28»    11   2016г.
100% - окончательное оформление и защита курсовой работы «16»12  2016г.

8. Срок защиты студентом курсовой работы        «____»__________20__г.

Дата выдачи задания    «19»   сентября     2016г.

Руководитель курсовой работы

Доцент кафедры «ГМУ», 
к.э.н.,доцент                           _______________           Н. А. Ларионова
(ученая степень, звание)            (личная подпись)               (инициалы, фамилия)


Задание приняла к исполнению студентка очной форма обучения
 2  курса группы УПП-б-о-15-1         ___________            А.И.Анфиногенова
                                                           (личная подпись)         (инициалы, фамилия)

Отзыв
На курсовую работу студента Анфиногеновой Анастасии Игоревны                    2  курса
Ф.И.О.
«Регулирование качества рабочей силы на уровне региона (Кировская область)»
тема 


Актуальность: курсовая работа посвящена______________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________ 
В первой главе _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая глава _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Выводы, сделанные в Заключении, соответствуют целям, поставленным       во Введении _______________________________________________________
Проанализирован ___________________________________________________
__________________________________________________________________ Объем литературы __________________________________________________
За время работы студент/ка проявил/а себя как __________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, работа выполнена на ___________________________ уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам, и заслуживает _____________________ Оценки.



Научный руководитель
степень, звание, должность
место работы                                                                 _____________________
 	Ф.И.О   

Печать
«_____» ______________ 201___г.


     Содержание
     
     

Введение
6
1
Качество рабочей силы и квалификация работника
     9
2
Роль профессиональной подготовки в формировании современной рабочей силы высокого качества

12
3
Организационно-экономическая характеристика Кировской области
18
4
Современное состояние качества рабочей силы в регионе
22
5
Основные направления повышения эффективности использования рабочей силы в регионе

27

Заключение 
32

Список использованных источников
34
     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     
     
     Перемены, произошедшие за последние десять лет в социально-экономических структурах, производстве, жизни людей, привели к изменению места и роли человека в развитии экономических процессов. Из пассивного объекта экономических отношений человек превратился в главную движущую силу экономического развития, в результате чего качественные характеристики рабочей силы стали определяющим фактором роста производительности труда и повышения эффективности производства.
     Персонал, обладающий высоким качеством рабочей силы, становится все более востребованным предприятиями. Среди них конкурентные преимущества приобретают предприятия, обеспечивающие более высокую производительность труда, более высокое качество продукта, более эффективное управление. В свою очередь, это обусловливает необходимость обучения, профессиональной подготовки и выпуска на рынок труда рабочей силы с требуемым уровнем образования, обладающей как квалификационной, так и территориальной мобильностью. При этом экономическая и социальная значимость проблем повышения качества трудового потенциала возрастает.
     Определенные требования к качеству рабочей силы предъявлялись на практике с момента вовлечения человека в общественную деятельность, но само понятие «качество рабочей силы» не является сформированным в экономической науке.
     Одно из немногих определений качества рабочей силы в российской литературе – это определение его как совокупности свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профпригодность.
     Все составляющие этого определения включают комплекс требований к работнику со стороны работодателя, общества, потребителей результатов труда трудящегося.
     Кроме того, в современной экономической теории наряду с категорией «качество рабочей силы» используется понятие «человеческий капитал».
     Из множества характеристик, составляющих потенциал человека, теория человеческого капитала исследует те, которые существенно влияют на изменение доходов. Это относится преимущественно к здоровью, творческим способностям, образованию, профессиональным навыкам, предприимчивости, мобильности.
     Следует признать, что в современном рыночном хозяйстве на первое место выдвигаются человеческие ресурсы и человеческий капитал.
     Таким образом, значимость данной темы курсовой работы напрямую связана с оценкой стоимости труда, условиями и способами найма работников, мобильностью рабочей силы, уровнем безработицы, основными тенденциями в развитии занятости населения. Вследствие этого, можно сказать, что процесс формирования и регулирования рынка труда представляет собой одну их главных и острых проблем рыночной экономики.
     Актуальность и значимость данной темы, ее теоретическая разработанность позволяют определить объект и предмет данного исследования. 
     Объектом исследования в данной курсовой работе выступает рабочая сила.
     Предметом являются регулирование качества рабочей силы в Кировской области. 
     Цель данной курсовой работы –  анализ качества рабочей силы и проблем профессиональной подготовки населения на уровне региона. 
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:
     – определить сущность и раскрыть понятие качества рабочей силы;
     – выполнить анализ качества рабочей силы и роли профессиональной подготовки;
     – дать организационно-экономическую характеристику Кировской области по параметрам численности населения, административного состава, основным экономическим показателям;
     – охарактеризовать современное состояние использования качества рабочей силы в регионе;
     ? рассмотреть основные направления повышения эффективности использования рабочей силы в регионе.
     В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы научного исследования: изучение научной литературы, принадлежащей теме исследования, нормативно-правовой базы, а также сравнительный и аналитический методы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1 Качество рабочей силы и квалификация работника
     
     
     Рабочая сила представляет собой способность человека к труду; а сам труд в данном случае является целесообразной деятельностью человека, которая направлена на преобразование предметов природы в вещь, которая будет удовлетворять какие-либо нужды человека.
     Понятие «рабочая сила» соотносится не только с применяемой в определенном труде способностью занятых в экономике людей по принципу найма. Данное понятие распространяется еще и на способности к труду не только занятых, но и безработных, находящихся в поисках работы, а также тех, кто находится в резерве, который будет использоваться как рабочая сила в ближайшем будущем [5].
     Качество рабочей силы – это совокупность человеческих характеристик, которые проявляются в процессе труда и включают в себя квалификацию и особенные качества работника: состояние здоровья, интеллектуальные и адаптационные способности, инновационность, профпригодность, моральность [4].
     Квалификация работника – это совокупность его общей и профессиональной подготовки, необходимых знаний, умений, профессиональных навык и опыта для выполнения в данных организационно-технических условиях видов работ.
     Элементы качества рабочей силы:
     * профессиональные знания, они определяются уровнем развития человека, который базируется на его интеллектуальных возможностях, опыте, образование, необходимых для выполнения конкретного производственного задания;
     * умения (навыки) человека. Ориентируются его физиологическими данными, важными и нужными для выполнения производственного задания;
     * компетентность – это уровень общей и профессиональной подготовки, что позволяет адекватно реагировать на требования конкретного рабочего места или выполняемой работы, которые постоянно изменяются;
     * ответственность. Определяется добросовестностью, надежностью, которые необходимы для выполнения различных производственных заданий без вреда для людей и материальных убытков, а также мировоззрением, достаточным для того, чтобы не допустить возникновения нарушений в производственном процессе.
     Выделяют 3 формы ответственности:
     - ответственность за собственную работу;
     - ответственность за работу других;
     - ответственность за безопасность.
     Предложение рабочей силы (обобщенный продавец) отображает количественную меру занятых наемных работников, которые владеют необходимыми знаниями и квалификацией; а также часть трудоспособного населения, желающую работать и способную приступить к работе, беря во внимание располагаемый доход и возможности.
     Цена рабочей силы представляет собой цену жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. Однако ее выплаты наемным работникам производятся не автоматически, а являются предметом договора между ними и работодателями. Результатом этого является то, что каждая из сторон договора выдвигает свою цену. Цель работника ? как можно выгоднее продать, а задача работодателя, наоборот, ? купить дешевле. Итогом является установление договорной заработной платы на уровне, ниже цены работника, но выше цены работодателя [3].
     В приведенных зависимостях происходит проявление действий законов спроса и предложения, стоимости, конкуренции, полезности рабочей силы для общества и предельной производительности труда. Развернуто они могут проявлять себя на чисто конкурентном рынке. Однако на рынке труда могут возникать силы, диктующие свои условия. Например, сильное влияние оказывает монопсония (монополия) покупателя. Монопсонисты имеют возможность диктовать низкую цену труда, если работники не могут найти другого места работы.
     Современный рынок труда также находится и под влиянием монополии продавца рабочей силы. Здесь монополистом может являться крупная профсоюзная организация. Он способен увеличить уровень цены труда выше равновесной и поддерживать его, уменьшая предложение труда. В случае повышения заработной платы работодатель будет вынужден увольнять часть работников либо трудоустроить их через профсоюз (только членов профсоюза). Со своей стороны профсоюзная организация ограничивает прием новых членов в состав организации [13]. 
     Нередко можно встретить ситуацию, когда работодатель и профсоюз равносильны, в таком случае взаимодействие между спросом и предложением осуществляется по схеме, приближенной к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии). 
     Также следует отметить, что отличительной чертой гибких видов занятости по сравнению с традиционными системами организации труда, которые регулируются коллективными договорами, является их регулирование путем подписания контракта.
     










     2 Роль профессиональной подготовки в формировании современной рабочей силы высокого качества


     Обучающиеся, которые получали профессии и специальности в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных организациях, в значительной степени не соответствуют, действительно существующим, довольно ограниченным возможностям трудоустройства. В результате чего, доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 30 % безработных, в то время как предприятия испытывали значительный дефицит в рабочей силе.
     В настоящее время существенным фактором, который обеспечивает конкурентоспособность организации является не что иное , как наличие у предприятия высококвалифицированных сотрудников, которые могут легко адаптироваться к нормам и требованиям современного производства, осваивать новые участки, объединять усилия членов предприятия. Таким образом, можно сказать, что только лишь на основе качественных сдвигов в профессионально-квалификационной структуре занятых может повысить эффективность общественного производства, учитывая, что численность страны сокращается и это приведет и к сокращению численности трудоспособного населения, на основании прогноза и статистических данных. 
     Для этого необходима высококвалифицированная рабочая cилa. Государство на сегодняшний период не располагает в должной мере такой рабочей силой, поэтому и встает вопрос о ее подготовке. Демографическая ситуация, сложившаяся в России, многократно повышает «стоимость» каждого молодого человека, входящего в трудоспособный возраст, поскольку именно на молодых будет возложена основная тяжесть интенсификации экономического развития. В таких условиях значение рациональности профессиональной подготовки каждого молодого работника многократно возрастает.
     Молодежь как особая группа населения имеет ряд, особенностей, обусловленных разными характеристиками: демографическими и социально-психологическими. Как показывает практика данные особенности имели место всегда, в том числе и в период социалистических методов хозяйствования, зачастую объективно снижая эффективность использования труда молодежи на производстве, а в рыночных условиях снижая конкурентоспособность на рынке труда.
     Кардинально положение молодежи изменили рыночные отношения. В первую очередь, данные конфигурации затронули вопросы проф подготовки и трудоустройства. В критериях трудодефицитной русской экономики занятость была обещана, а одним из ценностей молодежной политические деятели было создание одобрительных критерий для вовлечения молодежи в создание, увеличение квалификации, способности сочетания работы с учебой. С переходом к рыночным отношениям правительство, с одной стороны, устранилось от всеохватывающего заключения вопросов регулировки занятости молодежи, с иной стороны, ограничилось большей частью декларируемыми мерами, которые на практике нередко не срабатывают. Без вспомогательного стимулирования государством работодатели экономически не заинтересованы брать на себя на работу лиц, трудящийся потенциал коих нуждается в значимом совершенствовании обретенных проф и коммуникативных способностей.
     Существующая сегодня информационная база не позволяет с высокой степенью достоверности определить ни совокупный спрос экономики страны на рабочую силу, в частности молодежь, ни полный объем предложения со стороны потенциальных работников и, соответственно, потребность в рабочих местах. Значительное число вакансий по наиболее конкурентоспособным рабочим местам замещается предприятиями за счет самостоятельного приема работников, который они вправе вести без обращения в центры занятости.
     В настоящее время выпускники учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку, по-прежнему являются одним из существенных возможных источников удовлетворения потребности предприятий и организаций в рабочей силе. Анализ динамики выпуска специалистов разного уровня квалификации учебными заведениями Российской Федерации показал значительный рост масштабов выпуска специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием и сокращение подготовки квалифицированных рабочих, потребность производства в которых растет наиболее высокими темпами.
     Важным вопросом в профессиональной подготовке квалифицированных, имеющих практические навыки решения вопросов, специалистов высшего и среднего специального образования является вопрос об организации производственной практики, предусмотренной стандартами образования. Закон об образовании определяет, что учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями, организациями.[11] В соответствии с этими договорами указанные предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Однако тот же закон не обязывает предприятия и организации заключать такие договоры с вузами. Учитывая, что структура специальностей, полученных выпускниками вузов, зачастую не отвечает спросу предприятий на рабочую силу, реальные возможности обеспечить прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики для вузов весьма ограничены. Невозможность организации практики на сегодняшний день является общей проблемой учреждений высшего и среднего специального образования.
     Отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями и организациями препятствует не только рациональной организации профессиональной подготовки специалистов, но в значительной степени и их трудоустройству по окончании обучения. Законодательство не предусматривает ответственности или какой-либо заинтересованности учебных заведений в трудоустройстве подготовленных ими молодых специалистов. Бесспорно, основной функцией учебных заведений является качественная подготовка профессионалов.
     Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, авторы закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», вероятно желая приблизить деятельность вузов к потребностям экономики и облегчить выпускникам возможность трудоустройства, только определили в законе (ст.16. п. 5), что «студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации».[12]
     Практика показывает, что основная масса молодых людей не находят работы по полученной в учебных заведениях специальности. Это объясняется рядом причин, одной из которых является несбалансированность между профессиональной подготовкой специалистов и потребностями рынка труда. В настоящее время, из-за отсутствия прогнозирования в реальных потребностях подготовки специалистов, в сфере профессиональной подготовки и в сфере занятости складывается ситуация, характеризующаяся излишними объемами подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля: адвокатов, экономистов, бухгалтеров и т.п.
     В итоге направления профессиональной подготовки, сложившиеся за последнее время, распределения, самостоятельного трудоустройства молодых специалистов, поиска ими места работы путем обращения в органы службы занятости каждый пятый из зарегистрированных безработных – молодой человек в возрасте 16 – 29 лет.
     Представляется, что принципиальная трансформация сферы обучения и профессиональной подготовки в нашей стране необходима, но, строиться она должна именно на усилении роли государства в проведении этих процессов. Государство является хозяйствующим субъектом и вправе сделать учреждения сферы обучения и профессиональной подготовки привлекательными для собственных инвестиций и получения соответствующих дивидендов.
     Привлекая бизнес к участию в подготовке и формировании трудового потенциала, основную регулирующую позицию государство должно оставлять за собой, аналогично как это осуществляется в отношении крупнейших компаний-монополистов в добывающих отраслях экономики.
     В целом следует сказать, что проблема реформирования сферы образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи – одна из основных проблем современного российского общества, и от того, насколько грамотно и обдуманно она будет решена сегодня, зависит будущее нашей страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке.
     В данной концепции реализация приоритетного Национального проекта «Образование» должна сыграть позитивную роль в решении обозначенных проблем. В частности, начиная с 2007 года  и по сей день в Нацпроекте появились две новых направленности: муниципальная помощь подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств и государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. [13]
     В рамках первого направления Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Минобрнауки РФ разработают стандарты, по которым будут готовить специалистов того или иного рода деятельности, что позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые смогут быть востребованы на современном рынке труда. Помимо того, общими усилиями будет составлен перечень специальностей, по которым наблюдается острая нехватка кадров. По его данным, в России ежегодно не хватает порядка 800 тыс. рабочих рук.
     В рамках второго направления Министерство образования и науки России предложило регионам новый конкурс – разработать программы комплексной модернизации образования в субъектах Федерации. В целом в рамках Национального проекта «Образование» ставится задача существенно повысить качество и конкурентоспособность российского образования.
     Большую роль в трудоустройстве молодежи и в первую очередь выпускников организаций профессиональной подготовки, безусловно, как показывает опыт, наряду с государственными службами занятости играют Центры трудоустройства молодежи. Обширный спектр направлений охватывает деятельность центров: от негосударственной деятельности по трудоустройству студентов и выпускников до обобщения и распространения опыта их работы в пределах региона. [14]
     Вышеуказанные меры, которые занимают приоритетную роль в формировании высококвалифицированной рабочей силы, будут способствовать равновесию спроса и предложение рабочей силы, подготавливать кадры с учетом потребностей экономики и более эффективно использовать трудовые ресурсы страны.[15]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     3 Организационно-экономическая характеристика Кировской области
     
     
     Кировскаяобласть является субъектом Российской Федерации, которая расположена на северо-востоке Европейской части страны. Область входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с девятью регионами Российской Федерации.
     Область граничит на востоке с Пермским краем и Удмуртией, на севере – с Республикой Коми и Архангельской областью, на западе - с Вологодской,  Костромской, Нижегородской областями, на юге – с республиками Марий Эл и Татарстан.
     Административный центр – город Киров. Административное деление  области включает 39 муниципальных районов, а также пять городов областного подчинения и одно закрытое административно-территориальное образование  федерального подчинения - Первомайский. Наиболее крупные города: Вятка (Киров), Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Котельнич, Слободской, Яранск, Омутнинск.
     Территория области составляет 120 374 км?. Численность населения – 1 304 766 чел. (2015). Городское население – 75,58 % (986173). Плотность населения – 10,84 чел./км?. (2015). Численность трудоспособного населения – более 900 тыс. человек.
     Для сравнения, численность населения Кировской области на 1 января 2015 года насчитывала 1 232 940 человек, что на 7199 больше, чем в 2016 году. Самый населенный город данной области ? Киров, его численность составляет 407 256 человек.
     Рассмотрим естественное движение населения в Кировской области в период с 2012 по 2016 год.
     Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что в течение последних пяти лет в регионе наблюдается не прирост, а естественная убыль населения. Несмотря на то, что в течение четырех лет, начиная с 2012 года, показатели рождаемости остаются, примерно, на одном уровне, показатели смертности также остаются стабильными, и превышают показатели рождаемости.
Таблица 1 ? Естественное движение населения Кировской области
Год
Всего, человек

родившихся
умерших
естественный прирост (убыль)
2012
14391
городское население: 9410
20433
городское население: 13090
-6042


сельское: 4981

сельское: 7343

2013
13824
городское население: 9044
19857
городское население: 12719
-6033


сельское: 4780

сельское: 7138

2014
13618
городское население: 8956
19837
городское население: 12938
-6219


сельское: 4662

сельское: 6899

2015
14070
городское население: 10378
19447
городское население: 12705
-5377


сельское: 3692

сельское: 6742

2016
10186
14373
-4187

     В соответствие с таблицей 1 можно проследить тенденцию к снижению как рождаемости, так и смертности в данном регионе, поскольку в 2016 году, по сравнению с предыдущим, количество родившихся сократилось на 3884 человека, а количество умерших ? на 5074 человека. В период с 2012 по 2015 годы рождаемость городского населения превышает рождаемость сельского примерно на 4 тыс. чел., а смертность городского ? почти на 6 тыс. чел. выше сельского. Однако в 2015 году показатели рождаемости городского населения, по сравнению с 2014 г., увеличились на 1422 чел., а показатели рождаемости сельского населения, наоборот, уменьшились на 970 чел., по сравнению с предыдущим [25]. 
     Для того чтобы охарактеризовать регион, исходя из параметров численности населения, следует также проследить распределение населения по его основным возрастным группам. 
     
Таблица 2 ? Численность и распределение населения по основным возрастным группам
Год
Все население, человек
в том числе:


моложе трудоспособного
в трудоспособном
старше трудоспособного
Городское и сельское население
2012
1264416
196726
754621
313069
2013
1253666
198154
738838
316674
2014
1242599
200017
722431
320151
2015
1232940
201689
706983
324268
2016
1225741
204559
691786
329396
Городское население
2012
874691
133802
528071
212818
2013
869220
135181
516939
217100
2014
864212
136912
506147
221153
2015
860256
138626
496401
225229
2016
856899
142060
485110
229729
Сельское население
2012
389725
62924
226550
100251
2013
384446
62973
221899
99574
2014
378387
63105
216284
98998
2015
372684
63063
210582
99039
2016
368842
62499
206676
99667
     
     Опираясь на данные таблицы 2, можно проследить снижение численность населения на протяжении пяти лет. Так, в 2012 году численность Кировской области составляла 1 264 416 человек, а в 2016 году снизилась на 38675 человек и стала равна 1 225 741. 
     Из таблицы видно, что на 2016 год население в трудоспособном возрасте преобладает и составляет 56,5%, или 691786 человек, от общей численности. Однако, по сравнению с 2012 годом, количество граждан в трудоспособном возрасте снизилось на 62 835, доля граждан моложе трудоспособного возраста, наоборот, за последние пять лет возросла на 7833 человека, а старше трудоспособного ? на 16 327. Исходя из данных в таблице, можно также заметить, что среди населения в трудоспособном возрасте, 70% составляет городское население Брянской области. 
     Составить подробную организационно-экономическую характеристику региона позволяют основные экономические показатели области за 2015 год. Проводя общую оценку социально-экономической ситуации в Кировской области, следует отметить следующее [10]. 
     В 2015 г. промышленные предприятия, которые играют главную роль в экономике региона, отгрузили товаров собственного производства на 92422 млн. рублей, индекс промышленного производства по отношению к предыдущему году составил 98%. 
     Полезные ископаемые были отгружены на 271 млн. рублей, а индекс производства составил 96%. В сфере обрабатывающего производства отгружено товаров на 83778 млн. рублей, индекс ? 98%. В обрабатывающей сфере производство транспортных средств и оборудования составляет 30,5%, производство пищевой продукции ? 26%.
     Предприятия, специализирующиеся на производстве и распределении газа, электроэнергии, воды за год отгрузили собственных товаров на 8373 млн. рублей, при этом индекс промышленного производства стал равен 101,5%. В течение названного периода производство сельскохозяйственной продукции во всех видах хозяйств составило 33642 млн. рублей и 112% по отношению к предыдущему периоду [8].
     В сфере строительства выполненные работы составили 13375 млн. рублей, то есть 103% к предыдущему периоду. Подготовлено к эксплуатации 310 тыс. кв. метров всей площади жилых домов. В сфере розничной торговли оборот прод.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%