- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Регулирование инвестиционной деятельности в республике мордовия.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001059 |
Тема: | Регулирование инвестиционной деятельности в республике мордовия. |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА» Факультет экономический Кафедра финансов и кредита УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой канд. экон. наук, проф. ________ В. В. Митрохин _____________________ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Регулирование инвестиционной деятельности в республике мордовия Автор бакалаврской работы Н. И. Якимкина Обозначение бакалаврской работы БР-02069964-38.03.01-31-16 Направление 38.03.01 экономика Профиль «Финансы и кредит» Руководитель работы канд. экон. наук, доц. Т. В. Ермошина Нормоконтролер С. М. Макейкина Саранск 2016 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА» Факультет экономический Кафедра финансов и кредита УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой канд. экон. наук, проф. ________ В. В. Митрохин _____________________ ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ (в форме бакалаврской работы) Студентка 402 группы Якимкина Наталья Игоревна 1 Тема: Регулирование инвестиционной деятельности в Республике Мордовия 2 Срок представления работы к защите: 3 Исходные данные для научного исследования: нормативно-правовые акты, научно-методическая литература по вопросам регулирования инвестиционной деятельности, периодические издания по проблемам повышения эффективности инвестиционной деятельности, отчетные данные Министерства экономики по Республике Мордовия. 4 Содержание бакалаврской работы: 4.1 Теоретические основы и проблемы регулирования инвестиционной деятельности в современных экономических условиях. 4.2 Анализ регулирования инвестиционной деятельности в регионе (на материалах Министерства экономики Республики Мордовия). 4.3 Перспективы повышения инвестиционной активности Республики Мордовия. 5 Приложения в соответствии с темой исследования Руководитель работы Т.В. Ермошина Задание принял к исполнению Н. И. Якимкина РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа содержит ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, САМОФИНАНСИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. Объектом исследования является деятельность Министерства экономики Республике Мордовия по регулированию инвестиционной деятельности. Предметом исследования является совокупность теоретических и практических подходов к проблемам регулирования инвестиционной деятельности в Республике Мордовия. Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по регулированию инвестиционной деятельности в регионе. Методы исследования: экономико-сравнительный и системный анализ, методы синтеза, группировок, статистические методы сбора и анализа информации, метод графического изображения. В работе рассмотрены теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности, проведен анализ регулирования инвестиционной деятельности в регионе, выработаны предложения по совершенствованию инвестиционной активности в РМ. Степень внедрения - частичная. Область применения - в практической деятельности Министерства экономики Республики Мордовия. Эффективность - повышение эффективности проведения инвестиционной деятельности в РМ. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности в современных экономических условиях. 1.1 Характеристика теорий инвестиций в процессе эволюции экономической мысли. 1.2 Тенденции развития инвестиционной деятельности на региональном уровне. 1.3 Проблемы регулирования инвестиционной деятельности 2 Анализ регулирования инвестиционной деятельности в регионе (на материалах Министерства экономики Республики Мордовия). 2.1 Анализ правового и финансового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Мордовия. 2.2 Оценка системы финансирования инвестиционной деятельности субъекта Федерации. 2.3 Исследование инновационного подхода к финансовому обеспечению инвестиционной деятельности в регионе. 3 Перспективы повышения инвестиционной активности Республики Мордовия. 3.1 Возможности расширения самофинансирования предприятий региона. 3.2 Государственно-частное партнерство в инвестиционной деятельности Республики Мордовия. 3.3 Зарубежный опыт привлечения инвестиций на территориальный уровень и возможности его использования в России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Инвестиции выполняют важную роль в развитии экономики любой страны. От эффективности инвестиционного процесса, а также от объема инвестиций зависит решение многих социально-экономических задач, которые связанны с обеспечением экономического роста, повышением жизненного уровня населения, соответствия производства и структуры капитала в изменяющейся конъюнктуре рынка, а также конкурентоспособности государства, что будет способствовать макроэкономической стабильности. Инвестиции представляют собой процесс, который затрагивает интересы, как государства, так и частных компаний. В связи с этим, осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса. В результате это будет способствовать привлечению как иностранного, так и частного капитала в развитие экономики страны. Следовательно, будут снижены возможные финансовые риски, которые могут возникнуть, в настоящее время, с инвестированием в экономику России. Стимулирование формирования и развития системы эффективного управления инвестиционной деятельностью, как в производственной, так и в непроизводственной сфере возможно через государственное регулирование в рыночной экономике. В современных условиях не вызывает никаких сомнений необходимость перехода государства на инновационный путь развития, в том числе и за счет развития инвестиционного процесса. Таким образом, будет повышена созидательная и регулирующая роль государства, главной задачей которого является обеспечить технологический прогресс общества. Одним из инструментов реализации проектного подхода в государственном управлении, позволяющим повысить инновационный потенциал различных отраслей экономики России, а также ускорить социально-экономическое развития регионов, является государственно-частное партнерство. Необходимость государственного участия в инновационных процессах обуславливается объективными причинами, которые связанны с особенностями инновационной деятельности как объекта для инвестирования средств частного капитала. Кроме того, сегодня роль государства чрезвычайно высока и по другой причине. Несмотря на то, что в России официально провозглашено развитие не сырьевой экономики, до сих пор не удается добиться в этом направлении ощутимых результатов. Подтверждением этому является современная геополитическая ситуация, показавшая слабость Российской экономики и ее зависимость от цены на нефть и газ. В связи с этим, государству необходимо активно формировать национальные инновационные системы и адекватные им финансовые механизмы. Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по регулированию инвестиционной деятельности в регионе. В процессе выполнения выпускной работы рассмотрены следующие задачи: - рассмотреть теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности в современных экономических условиях; - провести анализ регулирования инвестиционной деятельности в регионе (на материалах Министерства экономики Республики Мордовия); - предложить пути повышения инвестиционной активности в Республики Мордовия. Объектом исследования является деятельность Министерства экономики Республике Мордовия по регулированию инвестиционной деятельности. Предметом исследования является совокупность теоретических и практических подходов к проблемам регулирования инвестиционной деятельности в Республике Мордовия. Теоретической и методологической основой исследования стали положения, отраженные в трудах отечественных и зарубежных авторов, в области инвестиционной деятельности. 1 Теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности в современных экономических условиях. 1.1 Характеристика теорий инвестиций в процессе эволюции экономической мысли. Основные научные концепциями теории инвестиций сформировались в рамках классической, кейсианской и институциональной школ. Представителями классической школы являлись А. Смит, Дж. Лодердейл, К. Маркс, Д. Рикардо, Ж-.Б. Сейем и др. Ими была определена роль инвестиций и ее сущность как в сфере промышленного производства, так и в непроизводственной сфере. Основоположником классической экономической теории Адамом Смитом утверждалось, что для обеспечения экономического прогресса необходимо максимизировать норму чистых инвестиций [40, с. 49]. Влияние инвестиций на экономический рост, согласно его концепции, будет проявляться в том, что изменение величины капитала в сторону увеличения либо уменьшения ведет к подобному же изменению реального богатства и дохода всех жителей страны. А. Смит, полагал, что существуют две формы инвестиций. С одной стороны, он был сторонником рассматривать инвестиции в качестве затрат на восстановление и преумножение капитала в форме производственных зданий и сооружений, полезных машин и оборудования, расходов на улучшение земли, оборотного капитала, обслуживающего основной. В результате инвестиций собственник капитала получает доход, что приводит к росту национального богатства. С другой стороны, согласно А. Смиту инвестиции представляют собой исключительно форму перераспределение национального богатства. При этом формой преумножения денежных накоплений они не являются Существенный вклад в развитие теории инвестиций был внесен К. Марксом в своем труде «Капитал». Так, капитал трактуется автором, как стоимость, приносящая прибавочную стоимость в процессе ее кругооборота. К. Маркс пишет: «Капитал есть движение, процесс кругооборота, проходящий различные стадии, процесс, который в свою очередь, включает в себя три различные формы кругооборота» [30, с.509]. Согласно учению Маркса, существуют три стадии кругооборота капитала. На первой капиталистом приобретаются факторы производства на рынке товаров и рынке труда. Вторая стадия характеризуется производительным потреблением купленных товаров и создание трудом наемных работников нового товара, обладающего большей стоимостью, чем стоимость факторов производства. Для третей стадии характерна реализация созданного нового товара, что приводит к получению большего денежного капитала, по сравнению с первоначально авансированной величиной прибавочной стоимости. К. Марксом впервые было раскрыто содержание стадий инвестиционного процесса, которые практически в том же виде используются и в настоящее время: инвестирование, превращение вложенных ценностей в прирост капитальной стоимости, получение доходов и прибыли. Инвестиционная теория представителей классической школы стала в историческом плане первой целостной моделью развития инвестиционной сферы, которая включала бы механизмы и параметры инвестиционных процессов на макро - и микроуровне. Представители классического направления экономической теории разграничили понятие денег и капитала, обосновали роль накопления капитала и кредитных денег в инвестиционном процессе. В развитие теории инвестиций значительный вклад был также внесен представителями маржиналиской школы: Бем-Баверк Е., Вальрас Л., Визер Ф., Джевонс С., Кларк Дж., Менгер К. Маржиналистами была разработана теория предельной полезности, основное внимание в которой было сосредоточено на микроэкономическом аспекте инвестиционного анализа. Ими была определена система факторов, которая оказывала влияние на спрос и предложение инвестиционных ресурсов и инвестиционных товаров. Маржаналисты исследовали проблемы ценообразования на инвестиционном рынке. Ими были выявлены количественные зависимости взаимодействия инвестируемого капитала и других факторов производства. Маржиналистами было обосновано содержание и использование таких категорий как «предельная полезность инвестиционных товаров» и «предельная производительность инвестируемого капитала». Работы основоположника школы неоклассического направления А. Маршалла посвящены проблемам определения условий инвестирования, состоящих в сопоставлении затрат и результатов. По его мнению, к инвестициям, следует относить все затраты на капитал, способные приносить своему владельцу доход в будущем времени. В 70-х 19-го века в экономической теории господствовал микроэкономический подход. При этом в центр анализа помещался экономический субъект (потребитель или предприятие), который максимизирует свою выгоду. Считалось, что экономические субъекты функционируют в условиях совершенной конкуренции, где эффективность деятельности предприятия отождествлялась с рациональным функционированием экономики в целом. Этот подход подразумевал рациональное распределение ресурсов в народном хозяйстве и, по существу, не допускал возможности длительного нарушения равновесия экономической системы. Данные постулаты были поставлены под сомнение английским экономистом Дж.Кейнсом, с именем которого в экономической теории связаноc исследованием макроэкономических проблем [24]. Дж. М. Кейнса главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций. По мнению Дж. М. Кейнса, именно инвестиции, а не сбережения ведут к изменению дохода, причем увеличение последнего в дальнейшем способствует расширению производства. [24, с.229]. Связь между приращением инвестиций и приростом объема национального дохода существует как определенное экономически целесообразное соотношение, называемое эффектом мультипликатора. Сам мультипликатор (k) представлял собой числовой коэффициент, который показывал размеры роста национального производства при увеличении объема инвестиций. То есть «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций» [24, с. 229]. Причина этого явления, по мнению Дж. М. Кейнса, заключается в «основном психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть»[24, с.226-227]. Размер инвестиций Дж. М. Кейнс считал главным фактором эффективного спроса и как следствие, роста национального дохода. Однако, обеспечение нормального размера инвестиций упирается в проблему перевода всех сбережений в реальные капиталовложения. В отличие от представителей классического и неоклассического направлений Дж. М. Кейнсом полностью опровергался тезис о том, что акт сбережения одновременно превращается в акт инвестирования. По его представлению сбережения и инвестиции равны тождественно и что высокие сбережения являются условием экономического роста. Избыточные сбережения это ни что иное как избыточное предложение товаров, то есть возникает ситуация, которая грозит трансформироваться в общий кризис перепроизводства. Таким образом, для поддержания постоянного роста национального дохода, согласно представлениям Дж. М. Кейнс, должны увеличиваться капитальные вложения, призванные поглощать все более расширяющийся объем сбережений. Именно инвестиционному компоненту эффективного спроса принадлежит определяющая роль в определении уровня национального дохода и занятости. Ключевым уравнением кейнсианской теории можно считать следующее равенство: GNP = C + I, (1.1) где GNP - валовый национальный продукт, С - потребительские расходы, I - инвестиции [24]. Согласно теории Дж. М. Кейнса, реальный объем инвестиций зависит от двух величин: ожидаемого дохода от капиталовложений или их предельной эффективности (рентабельности последней инвестированной единицы капитала) и нормы процента. Предложенные Дж. М Кейнса подходы к регулированию инвестиционных процессов на макроуровне включали: государственное кредитование, государственный заказ, систему налогообложения. Инвестиционная теория Дж. М Кейнса предусматривала также государственное регулирование и контроль инвестиционного поведения предприятия, на которое, по его мнению, основное влияние оказывают такие факторы как уровень накоплений, уровень инвестиционной прибыли и стоимость кредитных ресурсов. Понятие мультипликатора в экономическую теорию была введена Р. Ф. Канном, который исследовал влияние роста инвестиций на занятость [32, с. 253]. Однако Дж. М. Кейнс, в отличие от Р. Ф. Канна, развивал идею мультипликатора накопления. Мультипликатор накопления - это коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличится прирост национального дохода в результате первоначальных инвестиций. Он определяется независимой переменной - предельной склонностью к потреблению. Величина мультипликатора в условиях реальной экономики всегда больше единицы, так как прирост дополнительных инвестиций в какую-либо отрасль дает прирост не только ее самой, но и связанных с нею отраслях. Создание дополнительных рабочих мест во всех этих отраслях скажется на повышении платежеспособности, занятых в этих отраслях рабочих, что приведет к созданию стимулов для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом, были решены две взаимосвязанные проблемы: создание условий для экономического роста и решение проблемы безработицы. Обеспечивать же первоначальные инвестиции в условиях недостаточного эффективного спроса со стороны потребителей и частного сектора экономики должно, по мнению Дж. М. Кейнса, государство, не пренебрегая при этом и косвенными методами стимулирования инвестиций. В макроэкономике наиболее активным элементом совокупного спроса, вследствие мультипликационного воздействия на национальный объем производства, являются инвестиции. Анализ значения инвестиций в развитии экономики был продолжен неокейнсианцами: Е. Домаром. Р. Хэрродом, Э. Хансеном, Дж. Робинсон, С. Харрисом, Дж. Хиксом. По мнению Е. Домар и Р. Хэррод инвестиции играют существенную роль в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей. Они считали, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая в свою очередь предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу [27]. Представителями неокеинсианской школы предложили систему мер прямого и косвенного регулирования развития как экономики страны в целом, так и ее инвестиционной сферы. В рамках этой системы были выделены так называемые «встроенные стабилизаторы», которые делятся на автоматические, дискретные, институциональные: норма процента, налоги, мультипликатор-приращения, правовые нормы. С помощью математического аппарата Домар Е. и Хэррод Р. было отражено влияние инвестиционной составляющей на процесс технического прогресса, рост производительности труда, развитие инфраструктуры и создание социально-ориентированной рыночной экономики [27]. Определенное влияние на теорию инвестиций оказали научные взгляды монетаристов, которые рассматривали денежно-кредитные механизмы регулирования инвестиционных процессов. Согласно теории М. Фридмана, количество денег в обращении существенным образом воздействует на уровень цен на инвестиционные ресурсы и товары, темпы приращения капитала и, в целом, на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Следовательно, для регулирования последней необходима система мер воздействия на такие параметры денежного оборота, как величина денежной массы, скорость ее обращения, объем денежной и кредитной эмиссии. Существенный вклад в развитие теории инвестиций внесли представители институционального направления, такие как Веблен Т., Шпитгофф А., Коммонс Дж., Митчелл В., Б'юкенене Д., Ростоу У. Они предложили методологию анализа инвестиционных процессов дополнить рассмотрением политических, социальных, технологических, правовых и других проблем. Данный подход существенно обогащает методологию и повышает комплексность решения инвестиционных задач с учетом современных тенденций развития общества [27]. После Второй мировой войны влияние институтуционализма стало ослабевать, однако институциональные идеи, но в другой форме были возрождены в работах Дж.К. Гелбрейта, которого можно назвать одним из основателей теории нового институтуционализма. Его работа «Новое индустриальное сообщество», посвящена анализу и роли экономики «техноиндустрии» - совместной деятельности ученых, конструкторов, специалистов-технократов. Именно технократура, без сомнения, является фундаментом дескриптивной модели постиндустриального общества и ориентируется на упрочнение положения корпорации на рынке, посредством активизации инновационной деятельности и сведениям риска к минимуму [28, с.35]. Согласно исследованиям ученого, поведение современной рыночной экономики все больше определяется большими корпорациями (олигополиями), производящими передовую технику (автомобили, самолеты, программное обеспечение, компьютеры и т.п.). Таким образом, согласно теории Дж. К. Гелбрейта, экономическое развитие максимально там, где инвестиции максимальны. Теории постиндустриального общества - это теория «улучшение качества жизни», а, как известно, «улучшение качества жизни» требует новых и объемных инвестиций, а это только в возможностях государства как субъекта экономической деятельности и ТНК, имеющих необходимый объем финансовых ресурсов, так как качество - категория не имеющая верхней планки для совершенствования и требует новых вливаний, а они, в свою очередь, становятся более дорогостоящими из-за усложнения исследований и их скрупулезной детализации. Детализация - это процесс усложнения (абстрактный труд - оценить который все сложнее из-за НТП). Вопросы инвестирования в настоящее время находятся под пристальным вниманием экономистов. Все это связано с тяжелым состоянием инвестиционной сферы экономики. Инвестиционный кризис в России, который сопровождается всеобщим ухудшением социально-экономического положения в стране, вызван следующими факторами [45]: – недостаточными финансовыми ресурсами предприятий; – неэффективная система налогообложения; – значительный моральный и физический износ основных производственных фондов; – неразвитость фондового рынка и политическая нестабильность; – падение абсолютных объемов производства продукции; – усиление инфляционных процессов. Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста России будет служить сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему Юзвович Л.И. в работе “Эволюционная парадигма инвестиционный деятельности в России” высказывает мнение, что в ближайшем будущем тенденция развития инвестиционного рынка России будет связана с двумя большими группы инвесторов: производители инвестиционных продуктов, продавцы инвестиционных продуктов. Причем производители и продавцы тоже будут сегментироваться[45]. Производители разделятся на три группы: универсальные инвесторы; по видам инвестиций – финансовые (акции, облигации) и реальные (недвижимость, земля); по инвестиционным идеям. Эволюционное развитие инвестиционной деятельности России осуществлялось довольно сложно. При этом оно в своем развитии подчинялось изменениям и требованиям общественно-политических и финансово-экономических задач, которые решались государством на каждом этапе своего становления. Таким образом, формирование теории инвестиций в мировой экономики происходило на основе классической, кейсианской и институциональной школ. Представителями классической школы являлись А. Смит, Дж. Лодердейл, К. Маркс, Д. Рикардо, Ж-.Б. Сейем и др. Ими была определена роль инвестиций и ее сущность как в сфере промышленного производства, так и в непроизводственной сфере. Представителями кейсианской школы являлись: Дж. Кейнс, Е. Домаром. Р. Хэрродом, Э. Хансеном, Дж. Робинсон, С. Харрисом, Дж. Хиксом. По их мнению инвестиции играют существенную роль в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей. Существенный вклад в развитие теории инвестиций внесли представители институционального направления, такие как Веблен Т., Шпитгофф А., Коммонс Дж., Митчелл В., Б'юкенене Д., Ростоу У. Они предложили методологию анализа инвестиционных процессов дополнить рассмотрением политических, социальных, технологических, правовых и других проблем 1.2 Тенденции развития инвестиционной деятельности на региональном уровне Государственное регулирование инвестиционной деятельности является одним из важнейших элементов инвестиционной политики в России. Инвестиционная политикой представляет собой систему мер, проводимых органами власти на федеральном и региональном уровне, включающих мобилизацию инвестиционных ресурсов. Кроме того, инвестиционная политика определяет направление наиболее эффективного и рационального использования инвестиций в интересах населения региона и отдельных инвесторов [41]. Стасенко Ю.Е. отмечает, что ориентируясь на цели инвестиционной политики и учитывая структурные приоритеты развития экономики, можно выделить ее следующие основные задачи [41]: - разработка и внедрение в практику рыночного механизма регулирования инвестиционного процесса; - направление инвестиционных ресурсов на развитии приоритетных сфер экономики; - решение наиболее актуальных задач социального развития с помощью создания для них благоприятного инвестиционного климата; - увеличение инвестиционных ресурсов за счет бюджетных и внебюджетных источников всех уровней государственного управления, финансовых ресурсов частного отечественного и зарубежного капитала, а также сбережений населения; -регламентированное распределение льготных инвестиций по отдельным проектам, по секторам экономики и территориям; -увеличение инвестиционной обеспеченности депрессивных территорий и стагнирующих отраслей. Субъекты Российской Федерации различны по экономическому и социальному развитию. В связи с этим, инвестиционная политика в каждом регионе предполагает свои особенности. Следовательно, для различных групп регионов инвестиционная политика должна быть дифференцированной. Следует выделить 2 этапа в формировании инвестиционной политики в регионе: Рисунок 1.4 Инструменты регулирования инвестиционных процессов Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на базе двух основных принципов: - прямого участия в инвестициях; - косвенного участия в инвестициях, то есть создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе. К основным инструментам, на основе которых строится инвестиционная политика, можно отнести: - применение льготного режима при осуществлении инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики; - предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, - отбор проектов для включения в региональные инвестиционные программы на основе конкурса и обеспечение их участия в федеральных целевых программах; - смешанное государственно-частное финансирование быстро окупаемых и высокоэффективных проектов; - инвестиционная направленность бюджетной политики и эффективное использование средств бюджетного инвестирования. Функции федеральных органов управления сводятся к макрорегулированию экономического развития территорий в Российской Федерации. При этом функцией высшего уровня управления является: - определение важнейших стратегических направлений и приоритетов экономического и социального развития, - разработка национальных программ по наиболее важным приоритетным направлениям, - финансирование таких программ, к которым может относиться строительство федеральных автодорог, финансирование строительства школ, больниц, объектов культуры. Экономическая политика государства, проводимая на федеральном уровне должна способствовать смягчению межрегиональных диспропорций. Поэтому во взаимодействие федеральных и региональных органов власти в области совершенствования регулирования инвестиционной деятельности, должны быть заложены следующие принципы: - определение конкретных региональных инвестиционных приоритетов и осуществление на их основе вложений в развитие «точек» регионального социально-экономического роста; - проведение постоянного мониторинга финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования; - обеспечение сочетания отраслевого и регионального подходов при распределении средств федерального бюджета; - осуществление мероприятий по созданию условий формирования и использования финансовых ресурсов на цели инвестирования, что потребует корректировки бюджетной и налоговой политики. При этом необходимо осуществлять более полный учет региональных особенностей, прямо не связанных с инвестиционной деятельностью, но оказывающих существенное влияние на ее развитие: развитие рыночной инфраструктуры. В случае решения перечисленных задач можно обеспечить обоснованное разграничение функций федеральных и региональных органов власти в проведении региональной инвестиционной политике, достичь реального согласования территориальных и общегосударственных интересов. Дальнейшее развитие ситуации в инвестиционной деятельности на региональном уровне, в значительной мере будет зависеть от реализации механизмов государственного регулирования инвестиций в регионе, среди которых следует выделить: - реализацию специального комплекса мер, направленного на побуждение предприятий реального сектора экономики к инвестициям; - поддержку предприятий за счет средств централизованных инвестиций, путем кредитования на платной, возвратной и конкурсной основе; - расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов с привлечением иностранного капитала; - усиление инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении принципа разумной достаточности на остальных направлениях расходов; - обеспечение льготного налогового режима при осуществления крупных капиталовложений в экономику региона; - стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых инвестору на приоритетных для региона направлениях инвестирования; - формирование условий и механизмов привлечения в инвестиционную сферу личных сбережений и развития системы необходимых гарантий по обеспечению надежности вкладов населения; - последовательное изменение акцентов приватизационной политики с фискальных задач пополнения доходной части бюджета на реструктурирование производства и поддержку перспективных инвестиционных проектов; - совершенствование политики ценообразования; -поддержание антимонопольных мер; -выполнение условий пользования землей и другими природными ресурсами с учетом экологических проблем; -осуществление экспертизы, лицензирования инвестиционных проектов. Таким образом, эволюционное развитие инвестирования осуществлялось в основном за счет частных инвесторов. В настоящее время Российская Федерация уже вернулась к этой системе, но на более качественно новом уровне, используя различные инструменты инвестирования, способы привлечения капитала, оценивая источники финансирования как основные элементы инвестиционного процесса. 1.3 Проблемы регулирования инвестиционной деятельности В настоящее время, в связи с осознанием как государством, так и бизнес-сообществом того факта, что без правильно организованного инвестиционного процесса никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны, инвестиционному процессу стало уделяется огромное внимание [10]. Перевод свободных средств и активов в инвестиции во многом зависит от степени доверия населения государству. Поэтому государство должно обеспечить неизменные инвестиционные правила игры, сформировать эффективный механизм защиты прав и интересов массовых инвесторов, а также целого ряда других факторов, включая государственное регулирование инвестиционной деятельности, с одной стороны, как экономического процесса, а с другой - правового. Регуляция инвестиционной деятельность в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется тремя Федеральными Законами: «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений» и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Таблица 1.1 Основные законы, регулирующие инвестиционную деятельность Наименование закона Дата принятия Дата внесенных изменений 1 2 3 ФЗ № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях» 09.07.1999 от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: