- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое регулирование труда женщин в Республике Беларусь
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011277 |
Тема: | Правовое регулирование труда женщин в Республике Беларусь |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра правовых дисциплин СИДОРИНА Анастасия Викторовна ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Дипломная работа Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Т.К. Бритова Допущена к защите «___» ____________ 2017 г Зав. Кафедрой правовых дисциплин Кандидат юридических наук, доцент ________________ В.В. Манкевич Минск, 2017 РЕФЕРАТ Дипломная работа: 74 страницы, 61 источник. Ключевые слова: ТРУД, ЖЕНЩИНА, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ТРУДОВОЙ КОДЕКС, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРАВА, ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ, ПРАВОВАЯ ОХРАНА, ЛЬГОТЫ, ТРУД ЖЕНЩИН. Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся между женщиной и нанимателем в сфере правового регулирования труда женщин в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь. Предмeт исследования – соответствующие теме дипломной работы нормативные правовые акты, практика их применения, а также существующие научные знания о правовом регулировании труда женщин в Республики Беларусь. Цель работы – изучение и анализ норм трудового законодательства Республики Беларусь, научных положений, касающихся осуществления женщинами права на труд, а также комплексный анализ законодательства об особенностях регулирования права женщин на труд в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели потребовалось выполнение следующих задач: – определение понятия и содержания права женщин на труд; – определение понятия и содержания особой охраны труда женщин; – сравнительный анализ принципов правового регулирования труда женщин в различных странах. Область возможного практического применения: рекомендации по усовершенствованию правового регулирования труда женщин в трудовом законодательстве Республики Беларусь. Дипломная работа может быть использована в учебном процессе для более глубокого изучения темы правового регулирования труда женщин по дисциплине «Трудовое право». Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого вопроса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. РЭФЕРАТ Дыпломнай работы: 74 старонкі, 61 крыніц. Ключавыя словы: ПРАЦА, ЖАНЧЫНА, ПРАВАВОЕ РЭГУЛЯВАННЕ, ПРАЦОЎНЫ КОДЭКС, ЗАКАНАДАЎСТВА, ПРАВЫ, ЮРЫДЫЧНЫЯ ГАРАНТЫІ, ПРАВАВАЯ АХОВА, ЛЬГОТЫ,ПРАЦА ЖАНЧЫН. Аб'ект даследавання – грамадскія адносіны, якія складваюцца паміж жанчынай і наймальнікам у сферы прававога рэгулявання працы жанчын у адпаведнасці з працоўным заканадаўствам Рэспублiкi Беларусь.. Прадмeт даследавання – адпаведныя тэме дыпломнай працы нарматыўныя прававыя акты, практыка іх прымянення, а таксама існуючыя навуковыя веды аб прававым рэгуляванні працы жанчын у Рэспублікі Беларусь. Мэта работы - вывучэнне і аналіз нормаў працоўнага заканадаўства Рэспублікі Беларусь, навуковых палажэнняў, якія тычацца ажыццяўлення жанчынамі права на працу, а таксама комплексны аналіз заканадаўства пра асаблівасці рэгулявання права жанчын на працу ў Рэспублікі Беларусь. Для дасягнення пастаўленай мэты спатрэбілася выкананне наступных задач: - вызначэнне паняцця і зместу права жанчын на працу; - вызначэнне паняцця і зместу асаблівай аховы працы жанчын; - параўнальны аналіз прынцыпаў прававога рэгулявання працы жанчын у розных краінах. Вобласць магчымага практычнага прымянення: рэкамендацыі па ўдасканаленні прававога рэгулявання працы жанчын у працоўным заканадаўстве Рэспублікі Беларусь. Дыпломная праца можа быць выкарыстана ў навучальным працэсе для больш глыбокага вывучэння тэмы прававога рэгулявання працы жанчын па дысцыпліне «Працоўнае права». Аўтар працы пацвярджае, што прыведзены ў ёй матэрыял правільна і аб'ектыўна адлюстроўвае стан доследнага пытання, а ўсе запазычаныя з літаратурных і іншых крыніц тэарэтычныя, метадалагічныя палажэнні і канцэпцыі суправаджаюцца спасылкамі на іх аўтараў. ABSTRACT Graduation work: 74 pages, 61 sources. Key words: LABOUR, WOMAN, LEGAL REGULATION, LABOUR CODE, LEGISLATION, LAW, LEGAL GUARANTEES, JURISPRUDENCE OF PRESERVATION, EXEMPTION, WOMEN’S LABOUR. The object of the research is social relations developing between woman and employer in the sphere of legal regulation of women’s labour according to labour legislation of the Republic of Belarus. The subject of the research is regulatory legal acts which appropriate to the theme of the graduation work, practice of their use and also existing scientific knowledge about legal regulation of women’s labour in the Republic of Belarus. The purpose of the research is study and analysis of norms of labour legislation in the Republic of Belarus, scientific theses concerning realization of women’s right to labour and also complex analysis of the legislation about the peculiarities of the regulation of women’s labour in the Republic of Belarus. The following problems were solved for the purpose: – definition of the concept and content of the women’s right to labour; – definition of the concept and content of women’s special labour protection; – comparative analysis of the principles of legal regulation of women’s labour in different countries. The field of possible practical application: recommendations about improvement of legal regulation of women’s labour in labour legislation of the Republic of Belarus. Graduation work may be used in educational process for the further study of legal regulation of women’s labour in a discipline “Labor law”. The present author confirms that all the represented material reflects the state of the being studied problem properly and objectively and all the theoretical and methodological theses and concepts adopted from the literary and other sources are accompanied with the references to their authors. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 6 Глава 1 Право женщин на труд и его гарантии в Респуб-лике Беларусь 9 1.1 Понятие и содержание права женщин на труд 9 1.2 Виды гарантий права женщин на труд 16 1.3 Юридические гарантии права женщин на труд при приеме, переводе и увольнении 19 Глава 2 Правовое регулирование охраны труда жен- щин 30 2.1 Понятие и развитие особой охраны труда женщин 30 2.2 Содержание особой охраны труда женщин, ее гарантии 34 2.3 Повышение роли особой охраны труда женщин при активном материнстве. Их льготы по труду 48 Глава 3 Государственная социальная помощь женщине при сочетании профессионального труда с материн-ством и семейными обязанностями 56 3.1 Социальная помощь женщине при материнстве 56 3.2 Общность принципов правового регулирования труда женщин в различных странах, реального их права на труд 61 Заключение 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70 Введение Проблема улучшения социально-демографической ситуации для Беларуси чрезвычайно актуальна, в связи, с чем трудовое законодательство предусматривает для женщин ряд гарантий и льгот. Действующее законодательство Республики Беларусь защищает женщин, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях. Система предусмотренных прав и льгот должна создать условия, при которых беременная женщина, не прекращая трудовую деятельность, заботится о здоровье и благополучии будущего ребенка. Гарантии и льготы, предоставляемые в сфере труда женщинам закреплены прежде всего в нормах, направленных на защиту их права на труд, охрану их здоровья в период беременности и ухода за ребенком раннего детского возраста. Эти нормы касаются порядка приема на работу и увольнения, правил защиты женщин от воздействия вредных и опасных производственных факторов, порядка предоставления отпусков по беременности и родам и решения других жизненно важных вопросов охраны материнства. Нарушения трудовых прав женщин, в том числе условий и охраны их труда, имеют достаточно распространенный характер, поэтому проблема соблюдения их прав продолжает оставаться одной из наиболее острых и актуальных в сфере социально-трудовых отношений. Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей для всех работников и в особенности, женщин-матерей. Наряду с этим нормы законодательства о труде направлены также на защиту интересов нанимателя и на обеспечение оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Именно задачи по соблюдению принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод работников и по обеспечению защиты интересов нанимателей и государства обусловили необходимость закрепления в законодательстве о труде наряду с общими нормами права, распространяющимися на всех работников, особых правил регулирования труда женщин. Нормы об особенностях регулирования труда женщин закреплены как в самостоятельном разделе Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), так и в специальных нормативных правовых актах. При этом закрепление данных норм в ТК значительно облегчает правоприменительную деятельность в отношении указанных категорий работников. Закрепление соответствующих норм в ТК обуславливает необходимость более точного, детального, углубленного изучения и исследования проблем, возникающих в процессе применения конкретных норм права, регулирующих особенности труда женщин, коллизионных вопросов, возникающих на практике, противоречий, имеющих место в огромном массиве правовых документов не только в области трудового, но и других отраслях права. Все это ставит перед наукой трудового права задачу дальнейшего исследования особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников в целом и женщин в частности, что и предопределило выбор темы данной дипломной работы, а также ее актуальность и значимость. В силу невозможности охватить в рамках данной работы особенностей правового регулирования труда в отношении всех категорий работников, внимание будет уделено исследованию именно труда женщин и всему, что с этим связано. Целью данной дипломной работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда женщин, а также соответствующей правоприменительной практики. Для достижения вышеуказанной цели в дипломной работе ставятся следующие задачи: определение права женщин на труд и его гарантии в Республике Беларусь в целом; выявление особенностей правового регулирования охраны труда женщин; анализ специфики государственной социальной помощи женщине при сочетании профессионального труда с материнством и семейными обязанностями. Объектом исследования является труд женщин. Предмет исследования – особенности правового регулирования труда женщин в Республике Беларусь. Структура дипломной работы соответствует целям работы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. При рассмотрении предмета дипломной работы использовались следующие методы: метод изучения документов, общенаучные методы, а именно: сравнительный анализ, метод классификации имел значение при выявлении основных гарантий и льгот и их типологии; систематизация – метод определения закономерного расположения и нахождения во взаимной связи норм Трудового законодательства и их соблюдение; и наконец, обобщение – метод, использованный для выражения основных результатов в общем положении. Также применялся статистический анализ трудовых споров. Их значимость была определена задачами, поставленными для достижения цели исследования. В процессе подготовки и выполнения настоящей работы изучалась учебная и научная литература по трудовому праву, анализировались нормы трудового законодательства, регулирующие особенности правового регулирования труда женщин. Были использованы работы как отечественных, так и российских ученых в области трудового права-правоведов, в том числе труды таких авторов, как А.А. Войтика, С. Ю. Головиной, К.И. Кеник, М.С. Мищенко, Ю.П. Орловского, Т.М. Петоченко, К.К. Уржинского, Р.И. Филипчик, Е.В. Чичиной, Н.Н. Шептулиной и др. Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности использования полученных результатов при выборе методики правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. Глава 1 Право женщин на труд и его гарантии в Республике Беларусь 1.1 Понятие и содержание права женщин на труд В соответствии со ст. 32 Конституции в Республике Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе, в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья [27]. Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Более того, ее гражданские права вплоть до XX века были ущемлены. Только в 1907 году закон разрешил женщинам распоряжаться своим заработком. Полное юридическое равноправие женщины получили накануне Второй мировой войны. Борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвоевывание женщинами прав на труд рядом с мужчиной; образование (доступ к высшему образованию женщины получили лишь в конце XIX в.); участие в выборах [12, с. 33]. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции основное направление движения к равенству мужчин и женщин шло через экономическое освобождение женщин, установление юридического равноправия в семейных, трудовых отношениях, создание системы льгот трудящимся женщинам. В конце 1917 – начале 1918 года был принят ряд декретов, направленных на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 22 декабря 1917 года было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение 8 недель до родов и 8 недель после родов. Этим же декретом предусматривалось, что работнице в период кормления ребенка могло быть выплачено пособие в размере от одной четверти до половины ее заработка в течение 9 месяцев после родов. В последующем также было принято значительное число нормативных актов о труде женщин, о льготах, предоставляемых им в период материнства. 30 октября 1922 года был принят Кодекс законов о труде, в статье 5 которого говорилось, что он расширяет свое действие на союзные республики без специального подтверждения [9, с. 75]. Кодекс законов о труде (далее – КЗоТ) 1922 г. принципиально отличался от КЗоТ 1918 г. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК. Для женщин и подростков до 18 лет, а также для лиц, занятых на производстве с вредными условиями труда, рабочий день сокращался до 6 часов. Увольнение с работы допускалось лишь вследствие полной или частичной ликвидации предприятия, истечения срока временной работы, приостановки работ свыше месяца, в случае явной непригодности рабочего, определенной в установленном порядке и, наконец, по желанию самого трудящегося. В КЗоТ 1922 года порядок увольнения был значительно облегчен. Регламентировалось время отдыха и праздничные дни [40, с. 52]. В 1925 г. была проведена либерализация процесса найма – отменялось обязательное до этого посредничество бирж труда при найме рабочих и служащих. В 1929 г. был осуществлен переход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) и шестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю. Последний день такой укороченной недели являлся выходным днем. Советские правоведы вынуждены были констатировать, что в КЗоТ 1922 года «наблюдается отступление от уровня правового регулирования трудовых отношений в первые годы Советской власти». После сворачивания НЭПа эти отступления были не только не ликвидированы, а еще более расширены: вместо большой массы нэпманов возник один огромный нэпман – государственный капитал. Таким образом, трудовое законодательство БССР в 1922 г. устанавливало квоты на увольнение женщин при сокращении штатов, за беременными женщинами и одинокими матерями с детьми до одного года закреплялось преимущественное право сохранения рабочего места. Постановление "По вопросу о подготовке трудящихся женщин к обороне страны", принятое Секретариатом ЦК Коммунистической партии Белоруссии в июне 1928 г., определяло направления работы по так называемой "военизации женщин"; в пункте 3 говорилось о необходимости подготовки женщин для разведывательной службы в армии; в п. 6 отмечалась необходимость военной подготовки крестьянок [31, с. 29]. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи женщинам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах" запрещало производство абортов. Конституция БССР 1937 г. законодательно закрепляла равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства" определял, что женщине после рождения третьего ребенка выдается единовременное пособие, а после рождения четвертого – кроме единовременного, еще и ежемесячное пособие, которое пропорционально повышалось с рождением каждого последующего ребенка; оплачиваемый отпуск по беременности и родам работающим женщинам был установлен с 63 до 77 календарных дней. В 1956 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г. продолжительность декретного отпуска увеличивалась до 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по замене женского труда на подземных работах и в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений" от 13 июля 1957 г. вводился запрет на применение женского труда в данной отрасли промышленности [12, с. 76]. Также существовало немало публикаций, суть которых сводится к тому, что ослабление семейных уз, снижение рождаемости, ухудшение здоровья женщин и детей связываются лишь с широким вовлечением женщин в трудовую и общественную деятельность. Радикальный выход из создавшегося положения авторы видели в том, чтобы вернуть женщине ее «истинное» предназначение – быть хранительницей домашнего очага, вести хозяйство и воспитывать детей. Но это лишь слова, которые невозможно было внедрить в жизнь: «…сейчас, когда бушует повальная безработица, выплату заработной платы задерживают на несколько месяцев, а в отдельных случаях, на несколько лет, мужчина в одиночку просто не в состоянии содержать семью, тем более что трудно предвидеть какие изменения ждут страну завтра» [53, с. 154]. Достаточно подробно в советской науке трудового права рассматривается вопрос женского труда как воплощение принципа равноправия женщин в труде. При этом под основанием труда могли пониматься физиологические особенности женского организма, связанные с его материнской функцией; состояние активного материнства трудящихся женщин (беременность, роды, вскармливание грудью ребенка); социальная роль женщин-матерей по воспитанию детей; семейное положение. Справедливые возражения вызвало в 1968 г. утверждение В.Н. Толкуновой о том, что в основе общих норм трудового права применительно к женщинам лежит учет физиологических особенностей женского организма, связанных, с материнской функцией, данной женщине от природы, и обусловленная этими особенностями социальная функция женщин по уходу за малолетними детьми [41. с. 110]. Но как справедливо отмечает Э.А. Правдина, «при выявлении признаков, основанных на различиях в способности к труду, важно уяснить, что таковыми являются не только физиологические особенности организма работника, но и другие объективно существующие факторы, в частности различные явления общественных отношений, происхождение которых обусловлено социально» [39, с. 69]. Основанием дифференциации правового регулирования труда женщин являются лишь физиологические особенности ее организма, Э.А. Правдина предлагает рассматривать в качестве основания признак пола, под которым понимаются «социально обусловленные различия в применении общеустановленных норм трудового законодательства о труде женщин с учетом физиологических особенностей женского организма и специфики содержания, социальных прав и обязанностей женщин перед обществом» [39, с. 98]. Ведь «известно, что выполнять хозяйственную работу по дому, присматривать за ребенком и осуществлять его воспитание объективно способны и женщина, и мужчина в равной степени. Об этих видах обязанностей ни в коей мере нельзя говорить как о физиологически обусловленных правах и обязанностях» [39, с. 99]. М.А. Покровская, соглашаясь в целом с В.Н. Толкуновой о необходимости регулирования труда рабочих и служащих по признаку физиологических особенностей организма, так же как и Э. А. Правдина, не считает, что этот признак является исчерпывающим при определении различий, характеризующих «реальные личности» [39, с. 115]. По ее мнению, в основе регулирования труда женщин лежат различия по признаку пола, и эти различия выделили женщин в одну большую группу с едиными в основном льготами по охране труда, по беременности и родам. При этом она не исключает возможности учета государством и других обстоятельств для законодательства о труде применительно к женщинам. В дальнейшем, по ее мнению, возможно регулирование рабочего времени, времени отдыха и других вопросов в зависимости от таких факторов, как семейное положение, количество детей, их возраст. Социальную функцию по воспитанию детей можно рассматривать в двух аспектах: первый – когда речь идет о женщине-матери (например, когда женщине, имеющей ребенка, предоставляется право работать неполный рабочей день или неполную рабочую неделю; работать по скользящему графику); второй – когда имеются в виду другие лица, выполняющие функцию воспитания детей (например, в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, дедушке или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком). Поэтому данные основания, по ее мнению, можно отнести как к общему основанию и (второй аспект), так и к специальному, когда речь идет о социальной роли женщины-матери по воспитанию детей. Специальные основания, то есть относящиеся исключительно к женщинам, необходимо ограничить только теми, которые действительно объективно могут выполняться только женщиной в силу ее физиологических особенностей, а именно: ограничить их льготами в связи с беременностью, родами и кормлением грудью. Остальные же льготы следует пре доставлять одному из родителей (по их усмотрению) либо другому взрослому члену семьи. Именно это, привело к соответствующему отношению к семейным обязанностям, которое прослеживается во многих работах, посвященных проблемам женщин. Семейные (в частности, родительские) обязанности порой рассматривались как некая обуза, не позволяющая женщине в полной мере посвятить себя работе. Считалось естественным желание женщины оставить ребенка на воспитание государству и уехать на далекую стройку. Забота о детях должна быть не тяжким грузом, который желательно бы передать государству, а человеческая потребность, приносящая радость и необходимая как ребенку, так и самим родителям [10, с. 76]. Только при таком отношении к семейным обязанностям приведение нашего законодательства в соответствие с Конвенцией МОТ № 156 не будет сведено, к уравнению женщин с мужчинами во вне семейных сферах наемного труда, а фактически – к уравниванию женщин и мужчин в их обоюдном бегстве от семьи. Наше законодательство должно способствовать тому, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществить свое право на это, не подвергаясь дискриминации, и, насколько это, возможно, гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности, находясь под защитой государства. По мнению В.Н. Толкуновой, разгрузка трудящейся женщины в быту должна идти в первую очередь по линии расширения сферы обслуживания и по линии все большего развития общественного воспитания детей в детских учреждениях и «лишь во вторую очередь по линии перераспределения всех домашних обязанностей равномерно между всеми членами семьи мужского и женского пола», то теперь, необходимо поменять приоритеты. Тем более, в нынешней ситуации в стране, когда государственная инфраструктура детских учреждений практически разрушена, из-за финансового положения ухудшаются условия пребывания в них, что привело к тому, что часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства. А ведь не то что на развитие, но и на восстановление потребуется немало времени [42, с. 132]. Дело в том, что наше законодательство исходит из принципа предоставления льгот и преимуществ главным образом женщинам, т.е. делает акцент на особой защите женщин от дискриминации путем предоставления ей социальных льгот, причем даже в тех случаях, когда это вовсе не обусловлено физиологическим или психическим состоянием женского организма или обстоятельствами, связанными с необходимостью ухода за детьми. Для подавляющего большинства женщин самым болезненным вопросом в этой области является реализация их права на труд. Сравнение образовательного уровня женщин и мужчин, занятых в экономике республики, свидетельствует в пользу женщин. Несмотря на то, что женщины в республике лучше образованы, они работают в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно увеличивается. Особенно много женщин среди бухгалтеров, экономистов, медиков, педагогических работников – наименее оплачиваемых профессиональных групп. Однако, как только происходит повышение престижа какой-то профессии и соответственно увеличение оплаты труда в этой сфере, рабочие места, ранее традиционно считавшиеся женскими, замещаются мужчинами. Такой процесс, например, в последние годы происходит в банковской сфере, в которой на наиболее престижных и высокооплачиваемых местах мужчины потеснили женщин. Гендерная дискриминация при трудоустройстве и увольнении, право женщин на справедливую и равную с мужчинами оплату труда за равноценный труд, создание благоприятных условий с учетом репродуктивной функции женщин, а также экономические и социальные гарантии для успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей – эти проблемы остаются неизменно актуальными как во всем мире, так и в Республике Беларусь. В этой связи, В.Н. Толкунова указывает, что необходимо обратить внимание, что право женщин на труд в объективном смысле, которое не связано с конкретным субъектом, следует отличать от права женщин на труд в субъективном смысле. Объективное право на труд – это установленная Конституцией и обеспеченная государством путем различных гарантий для всех женщин равная юридическая возможность получить гарантированную работу по способностям, в том числе квалифицированную работу, соответствующую полученной профессиональной подготовке и образованию, безопасную для жизни, здоровья и материнской функции. Применительно же к каждой конкретной женщине закрепленное в законе право принимает форму субъективного права данной женщины на труд. Субъективное право – это форма бытия объективного права, его реализация. Вне субъективного права, само по себе, объективное право, содержащееся в норме закона, не может быть реализовано [42, с. 45]. По мнению А.Ч. Крастиной, право женщин на труд, необходимо рассматривать как элемент их правового статуса. Важная особенность этого права состоит в том, что оно имеет основной и всеобщий характер и принадлежит в равной степени всем гражданам (и мужчинам, и женщинам). Это, однако, не исключает их неравного юридического положения при реализации и осуществлении права на труд в том смысле, что каждое конкретное лицо имеет неравную способность к труду (например, запрещено принимать на некоторые виды работ женщин и несовершеннолетних), в соответствии с которой оно вступает в различные правовые связи и правовые отношения и приобретает права и обязанности. Вывод о различном правовом положении при реализации и осуществлении права на труд не противоречит принципам равноправия женщин, а определенная специфика, которая имеется в реализации женщинами права на труд, обусловлена необходимостью обеспечить равенство женщин в праве на квалифицированный труд, учитывая при этом физиологические особенности женского организма [28, с. 93]. Наиболее актуальным на современном этапе является исследование права женщин Республики Беларусь как субъективного права, поскольку важен сам процесс реализации данного права, а также обеспечение реализации права на труд со стороны государственных органов. Таким образом, право женщин на труд – это субъективное право (но не обязанность) женщины на равных с мужчиной вступать в длительные трудовые правоотношения в соответствии с полученной квалификацией, которое включает в себя право на получение равного вознаграждения за труд, право на безопасные условия труда, а также защиту от нарушений. 1.2 Виды гарантий права женщин на труд Гарантии гл. 19 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) можно подразделить в зависимости от того, на кого они распространяются. Так, можно выделить следующие виды гарантий: в отношении всех женщин; беременных женщин; женщин, имеющих детей соответствующего возраста: – до трех лет; – от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до восемнадцати лет); В настоящее время существует неограниченное количество путей реализации права на труд в связи с многообразием форм собственности, возможностью применения своих предпринимательских способностей. Государство должно обеспечить равенство возможностей в реализации права на достойный труд. Каждое государство должно содействовать равенству возможностей и обращения путем определения и проведения национальной политики, направленной на искоренение всякой дискриминации в отношении труда и занятости [33, с. 21]. В тех случаях, когда объективно существует практика, препятствующая равным возможностям в реализации права на достойный труд, возможно и необходимо устанавливать специальные меры защиты и помощи для отдельных уязвимых категорий. Возможно выдвинуть единственное условие при этом – такие специальные меры должны быть соразмерными и направлены на достижение фактического равенства возможностей. Особая охрана труда женщин действует уже с момента заключения трудового договора, поскольку в силу ч. 1 ст. 262 ТК запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда [7, с. 84]. Облегчение условий труда женщин выражается и в форме, предусмотренной ч. 3 ст. 262 ТК, запрещающей применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. По сравнению с мужчинами для женщин установлены более ранние сроки выхода на пенсию по возрасту – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Трудовой кодекс Республики Беларусь устанавливает ряд гарантий для работающих женщин, в т.ч. связанных с материнством, а также для отцов и других родственников ребенка, осуществляющих за ним непосредственный уход, опекунов (попечителей). Соответствующие нормы содержатся в гл. 19 ТК «Особенности регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности». В статье 263 ТК закреплены гарантии, предоставляемые женщинам в связи с материнством. Привлечение женщин к работам, перечисленным в этой статье, нарушает привычный уклад жизни работницы и ее детей, что может отразиться на их воспитании. Повышенная охрана их труда обеспечивает создание им облегченных, щадящих условий труда. Предусмотренные ст. 263 ТК гарантии распространяются на женщин: беременных, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет; имеющих детей-инвалидов до 18 лет. Так, положения ч. 1 ст. 264 ТК направлены на обеспечение облегченных условий труда беременным женщинам. А статья 265 ТК предоставляет работающим женщинам-матерям гарантии в виде дополнительного свободного от работы дня. Статья 135 ТК устанавливает дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время, в том числе перерывы для кормления ребенка. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ТК запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до 18 лет). Аналогичные положения содержит ч. 1 ст. 268 ТК. В соответствии с ч. 3 ст. 268 ТК запрещается увольнять по инициативе нанимателя беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет (детей-инвалидов – в возрасте до 18 лет). Исключение составляют случаи ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также основания, предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1-3 статьи 47 ТК [29, с. 61]. Норма о выдаче беременным женщинам путевок в санатории и дома отдыха и оказания им материальной помощи, закрепленная в ст. 269 ТК, имеет для нанимателя рекомендательный характер. В целом трудовое законодательство по своей сути основано на защитной политике в отношении женщины и не способствует повышению ее конкурентоспособности на рынке труда. Государственная социальная защита женщин в сфере труда должна быть направлена на постепенное устранение или сглаживание непривлекательных с точки зрения нанимателя особенностей женской рабочей силы. Необходимо преобразовать запретительный характер трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщине право самостоятельно принимать решения при выборе режима и вида ра....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: