VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Реформы Александра II. Первые революционные движения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007166
Тема: Реформы Александра II. Первые революционные движения
Содержание
34



Содержание

ВВЕДЕНИЕ	2

	ГЛАВА 1. Политическое устройство государства с 1855 по 1894 года.	3

1.1. Государственное устройство пореформенной России.	3

1.2. Реформы Александра II. Первые революционные движения.	6

	1.3. Реакция времён Александра III	15

	ГЛАВА 2. Жизнь государства времен Николая  II	20

2.1. Коронация Николая II 	20

	2.2. Реформы Витте, Плеве. Первая революция 	23

2.3.Государтсвенный строй Российской Империи после революции 1907 года	28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	32





























ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина  XIX века для истории Российского государства стала переломным моментом. В это время в России было отменено крепостное право и проведено множество  реформ, которые затрагивали практически все стороны общественной и политической жизни России.

По окончании Крымской войны были выявлены внутренние недостатки государственного устройства России. Настала пора проводить перемены, и страна с большим  нетерпением ждала их. Война вскрыла все несовершенство существующей государственной системы страны. Россия была единственным государством среди развитых стран, сохранившее на этом этапе крепостное право. Государственные и общественные деятели осознавали, что крепостное право тормозит развитие Российского государства. Вопрос об освобождении крестьян становится главной проблемой во второй половине XIX века.

Этот период многие называли эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Предыдущий период истории тесно связан с именем Николая I, а новый - с именем его преемника Александра II. Император, видящий необходимость государственных преобразований. В своей речи на приеме московских дворян отметил что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу. Это послужило началом преобразований общественной жизни, «эпоха великих реформ».	

Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей государственного и правового устройства в России на рубеже XIX-XX века.

Цель работы поставила следующие задачи:

1. Определить исторические предпосылки определившие проведение реформ и контрреформ государственного строя России 

2. Показать важнейшие государственные преобразования и события в конце XIX века- начале XX века.

3. Выявить главные результаты всех экономических, политических и общественных изменений.





ГЛАВА 1. Политическое устройство государства с 1855 по 1894 года

Государственное устройство пореформенной России.



Государственный совет как высшее законосовещательное учреждение интенсифицировал свои функции, изменил организационные структуры. К 1890 году его состав вырос до 60 человек. Совет сыграл достаточно большую роль в подготовке, обсуждении  всех реформ. «Активно работали прежние и вновь созданные департаменты. Все общегосударственные законопроекты реформ рассмотрел департамент Законов».

В 1861-1882 годах действовал Главный комитет об устройстве сельского хозяйства, который наблюдал за проведением крестьянской реформы, обсуждал связанные с ней законопроекты и административные мероприятия. Комитет по делам царства Польского производящий работы в период с 1864 по 1881, рассмотрел проекты изменения управления после восстания 1863 года. Действовали  Комитет железных дорог, который действовал с 1859 по 1874 год,  Второй Сибирский комитет действующий  до 1864 год, Кавказский комитет действующий до 1882 год, учрежденный в 1892 году Комитет Сибирской железной дороги, Кодификационный отдел 1882—1893 годов, с 1894 года начало действовать Отделение свода законов государственной канцелярии.

Госсовет рассмотрел не только проекты реформ, но и множество различных узаконений, а также дела, связанные с организацией и статусом капиталистического предпринимательства и собственности, акционерных обществ, компаний, банков, новых социальных слоев, буржуазного, фабричного законодательства. В его ведении находились вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения существовавших законов и принятия новых. Он рассматривал общие распоряжения к исполнению законов, с 1862 года -  государственную роспись доходов и расходов, с 1894 года - годовые отчеты Государственного банка.

После реформ 60-70-х годов роль Госсовета ослабла. Александр III предпочитал обсуждать законопроекты в узком кругу доверенных лиц, чуть позже сменил председателя Госсовета, учредил в 1884 году  при нем «Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения Сената» с функциями надзора за высшим судебным органом. Значение Госсовета  падало, принижалось, большая часть его функций была передана другим высшим учреждениям.

В 60-70-х годах уменьшилось  значение императорской канцелярии,  как чрезвычайного высшего учреждения, приданного ей Николаем I . Канцелярия рассматривала предварительно абсолютно все проекты, вносимые министерствами в Госсовет. Второе отделение в основном участвовало в разработке концепций, проектов реформ, составляло свои проекты такого же рода реформ, редактировало и давало отзывы об общегосударственных проектах. Вторым отделение были подготовлены тома второго издания полного собрания законов, переизданы отдельные тома Свода законов Российской империи. В 1882 году Второе отделение упразднено, предметы ведения переданы в Госсовет.

Изменялись функции и Третьего отделения, внутри которого неоднократно перераспределялись предметы ведения между его пятью экспедициями. Отделение собирало материалы, готовило обозрения общественно-политической жизни, состояния местной власти и управления, наблюдало за деятельностью общественно-политических организаций, за прессой, руководило дознаниями по политическим делам, репрессивно-карательными мерами с помощью отдельного корпуса жандармов. Возглавляли это особое отделение канцелярии в 60-70-е годы наиболее доверенные императорские генералы: В. А. Долгоруков, П. А. Шувалов, А.Л. Потапов, Н.В. Мезенцев и другие. В условиях подъема массового общественного движения, возникновения острой критической ситуации на рубеже 70-80-х годов возникло мнение о слабости отделения, которое не справлялось с задачами, оно было упразднено, а дела его переданы в ведение МВД, объединившего все репрессивные карательные органы в мощное централизованное административно-полицейское ведомство.

Четвертое отделение канцелярии было преобразовано. На его основе 12 августа 1880 года учреждена собственная Ее Императорского Величества канцелярия, ведавшая делами и учреждениями императрицы Марии.

Оставшееся Первое отделение развернуто в собственную Е.И.В. канцелярию, которая обрела значение самой ближней канцелярии царя и высшего органа государственного управления. Усилены ее функции по вопросам заведования личным составом чиновников полностью всего государственного аппарата. Кадры чиновников включены в сферу непосредственного императорского ведения, стали его номенклатурой. В 1894 году при канцелярии стали функционировать инспекторский отдел и комитет по службе статских чинов. В канцелярии сосредоточены все назначения, увольнения, производства в чины, награждения.

Канцелярия выполняла функции своеобразного высшего органа, использовалась императорами для обеспечения личного влияния, централизации всей системы государственного управления. В начале XX века отмечено ее 100-летие.



               1.2. Реформы Александра. Первые революционные движения



Крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право в Российской империи и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной крестьянской реформы являлся кризис феодально-крепостнической системы. "Сила экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма", заставила крепостников приступить к данной реформе. Крымская война 1853 – 1856 года обнаружила "... гнилость и бессилие крепостной России". В обстановке крестьянских волнений, которые особенно усилились во время войны, царизм решил пойти на отмену крепостного права. В январе 1857 года был образован Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову.

 Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определенного количества земли, за которую они будут обязаны  платить оброк или отбывать барщину, и со временем иметь права выкупа крестьянских усадеб - жилой дом и хозяйственные постройки. В 1858 году для подготовки крестьянской реформы были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре 1858 была принята новая программа данной реформы -предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного самоуправления. В марте 1859 года были созданы Редакционные комиссии , которые использовались для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859 года, отличался от предложенного комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство местного дворянства, и в 1860 году в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому вопросу в конце 1860года, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861 года. 19 февраля 1861 года Александр II подписал "Манифест" об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоявшие из 17 законодательных актов. Основной акт -"Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" - содержал главные условия этой реформы: крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; помещики сохраняли собственность на абсолютно все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 года, которые составлялись помещиками на каждое имение, и проверялись мировыми посредниками. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временно обязанными крестьянами. ". В 4 "Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России.. Вся эта территория делилась на 3 полосы: нечернозёмную, чернозёмную и степную, каждая из которых состояла из "местностей". В первых двух полосах устанавливались в зависимости от "местности" высший и низший размеры наделов. Для степной определялся один "указный". Надельная земля предоставлялась общине по числу только мужских душ к моменту составления уставных грамот имевших право на надел.

 Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год.

 Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. Остальные "Местные положения" в основном повторяли "Великороссийское", но с учётом специфики своих районов. "Местное положение" для Правобережной Украины (Киевская, Подольская и Волынская губернии) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по инвентарным правилам 1847года и 1848года. Повинности здесь были несколько выше, чем на Левобережной Украине. По "Местному положению", распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ровенскую, Минскую и часть Витебской губерний, за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались к 19 февраля 1861. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентарях имений. Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись  "Дополнительными правилами" - "Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии  владельцам", "О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов", "О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах", "О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках", "О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского", "О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии", "О крестьянах и дворовых людях в Сибири", "О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области". "Положение об устройстве дворовых людей" предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. "Положение о выкупе" определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6% годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. 

Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодными выкупными платежами. "Манифест" и "Положения" были обнародованы с 7 марта по 2 апреля. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности. Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление и Кандеевское выступление 1861 года. Проведение крестьянской реформы началось с составления уставных грамот. Всего было составлено около 113 тыс. грамот на 10013 тыс. ревизских душ. На 1 января 1863 крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2—3 раза. В результате отрезки земли, получения дарственных наделов и отказов от земли  надельное землепользование крестьян в ходе реформы значительно. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, так как  они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству.

     Отмена крепостничества способствовала развитию капитализма в России и вызвала необходимость преобразований во всех областях государственной жизни.

     Наиболее значимой и прогрессивной стала судебная реформа 1864 года, так как старые николаевские суды вершили приговоры без общественного контроля, были пристрастны, грешили произволом и взятками. Подготовкой реформы руководили министр юстиции Замятин и статс-секретарь Запрудный.

     Новый суд основывался на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (обвинение в лице прокурора и защита в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а окончательное решение по делу выносили присяжные заседатели, которых выбирали из различных сословий. Прогрессивным новшеством было создание прокурорского надзора и суда присяжных.

     Новая судебная система соответствовала развивающимся буржуазным отношениям и принципам демократии, что вызвало острое недовольство со стороны самодержавия. По этой причине в 60-70 годы XIX века судебная реформа была подвергнута пересмотру.

     После получения крестьянством свободы появилась потребность создания всесословных органов местного самоуправления. 1 января 1864 года было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому в уездах и губерниях создавались земства или земские собрания. Земские собрания формировали земские управы, и они являлись исполнительными органами. Компетенция земств была ограничена решением вопросов общественной жизни: хозяйство, просвещение, медицина, сбор н налогов для местных нужд.

     В 1870 г. было издано «Городовое положение», которое ввело всесословное местное управление в городах.

     Городские думы были бессословными и избирались из местной среды. Они выполняли те же функции, что и земские учреждения в сельской местности.

     Поражение России в Крымской войне показало несовершенство и отсталость российской армии. Ее основой были солдаты, набранные через рекрутские наборы. Начавшаяся в 1855 году реформа не дала ощутимых результатов российской армии, пока в 1861 году на должность военного министра не был утвержден генерал Д.А.Милютин. Это был патриот, понимающий необходимость реорганизации военной системы российского государства. Уменьшив общее количество войск, Милютин провел серию военных преобразований. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Установлен 6-летний срок службы, распространяемый на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия. Россия была разделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министру. На вооружение армии были поставлены новые образцы оружия. Большое внимание было уделено подготовке военных кадров. В армии отменили муштру и палочную систему, воспитание и обучение солдат стало более гуманным. Представители различных сословий получили возможность продвижения по службе, что положило конец кастовости в составе офицерского корпуса. Реформа способствовала повышению боеспособности русской армии. Преобразования в армии стали важным фактором демократизации общества, модернизации армии, способствовали повышению ее боеспособности - все это в полной мере проявилось в войне с Турцией 1877-1878 годов.

      В 1863 году был издан новый университетский устав, по которому университеты получили огромные возможности в самоуправлении. Совету профессоров университетов дали возможность выбирать всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные должности. Школьная реформа 1864 года способствовала демократизации сферы начального и среднего образования. В соответствии с Уставом средней школы, гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые – в высшие технические учебные заведения. Было увеличено количество учебных заведений и реорганизован педагогический корпус.

     В 1865 году была проведена реформа печати, так же значительно смягчилась цензура в издательстве книг и периодической печати. Для них вводилась карательная цензура – применение различных санкций уже после публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции проводилась исключительно по приговору суда. Массовая периодика, однако, подлежала цензуре.

      Буржуазные реформы  60-70-х годов XIX века - время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни государства и общества.  Итак, подводя итоги реформам 60-70 годов  XIX века, следует отметить следующее: реформы, безусловно, отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.

     Преобразования носили компромиссный характер. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, ставших на путь террора и устроивших настоящую охоту на царя – реформатора, так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований.

      Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств, однако это не преуменьшает роль Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он осознал необходимость преобразований и не стал сопротивляться времени.

      Большинство историков полагает, что Александр II не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Тем не менее, первые годы его царствования были отмечены рядом важных перемен. Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного права.

      В тоже время в русской истории был целый ряд эпизодов, когда цари, другие крупные государственные деятели начинали как реформаторы, но потом соскальзывали к политической стагнации. Наиболее характерные фигуры здесь - Александр I и Екатерина. Они действительно начинали с реформ. Таким образом, в России реформы были, при чем грандиозные; можно найти целые эпохи, пронизанные ими, но все они кончались плачевно.

      Уникальна в русской истории обратимость ее перестроек. Характерный пример: великая реформа 1861 года дала крестьянству свободу, уничтожив крепостное рабство. Причем это событие прошло достаточно гладко, без особых волнений. В Америке по этому поводу разразилась гражданская война.

     И подобных примеров множество. Суд присяжных был впервые введен в 1550-е годы, потом снова в 1860-е, и теперь его собираются вводить – в третий раз. Иначе говоря, каждый раз в России предпринимаются глобальные нововведения, а контрреформа их аннулирует бесследно.

     Эта   историческая   обратимость,   результат   постоянного   поражения русских   реформ,   свидетельствует   о   том,   что   Россия   никак   не   может   прорваться   к   политической   модернизации.

      



















1.3. Реакция времён Александра III

     Революционная ситуация 1879-1881 годов выразилась в подъеме крестьянского, рабочего, революционного, либерального движений. Брожение охватило не только "низы", но и "верхи". Однако убийство 1 марта 1881 года народовольцами Александра II коренным образом повлияло на дальнейшую внутреннюю политику самодержавия. Приход к власти Александра III означал новый поворот от дальнейшего либерального реформизма к реакции.

      8 марта 1881 года на совещании в Совете министров новый император Александр III высказался против проекта Лорис-Меликова. Обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев поддержал царя и потребовал урезать права земств. 29 апреля 1881 года был опубликован манифест, в котором заявлялось о "незыблимости самодержавия" и "первенствующей роли дворянства". Лорис- Меликов и министры -"либералы" ушли в отставку.

      Летом 1881 года утверждено "Положение", согласно которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении и каждый житель мог быть подвергнут аресту и высылке без суда или предан военному суду.

      Численность корпуса жандармов была увеличена. Широкое распространение получили отделения по охранению порядка и общественной безопасности, в работе которых активно использовались агенты и провокаторы.

     Местная администрация могла закрывать учебные заведения, предприятия, органы печати, приостанавливать деятельность земств и городских дум.

      В середине 80-х годов окончательно утвердился новый курс, отличавшийся усилением административных начал, постоянной конфронтацией с земствами, нарушением законов. Эта политика была оформлена в ряде законодательных актов, получивших в историографии название "контрреформ".

      Контрреформы в печати и просвещении. Первыми жертвами стали печать и просвещение. В 1882 году была восстановлена предварительная цензура, установлен строгий надзор за газетами и журналами. В 1883- 1884 годах были  закрыты все радикальные и многие либеральные издания - журналы "Отечественные записки" и "Дело", газеты "Голос" и "Земство". Введением нового университетского устава 1884 года ликвидирована автономия университетов, усилен дисциплинарный надзор за преподавательским составом и студентами. В пять раз увеличилась плата за обучение. Указом 1887 года который имел название: “О кухаркиных детях", запрещался прием в гимназии детей низших сословий.

      Так же был очень важен и аграрный вопрос. Активной политикой в аграрной сфере правительство старалось затормозить разложение крестьянства. Чтобы сохранить податную платежеспособность крестьянского двора и общины, самодержавие в конце 80-х - начале 90-х годов издало серию законов. Они закрепили общину как податную единицу, затрудняли выход из нее крестьян, а также переделы, продажи и сдачу в аренду крестьянских земель, разделы крестьянских семей и связанные с ними разделы земли. В то же время самодержавие принимает законы, направленные на укрепление дворянства, на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. Этой цели служило учреждение Крестьянского и Дворянского банков, ограничения в переселении крестьян.

       В области управления венцом реакционной политики стало учреждение в 1889 году должности земских начальников. Эти чиновники назначались правительством обязательно из дворян, обладали большой административной и судебной властью и контролировали деятельность крестьянского самоуправления, а также других непривилегированных сословий - мещан, ремесленников, местной интеллигенции.

      Вслед за этим были проведены земская и городская контрреформы. Обеспокоенное либерально-оппозиционным земским движением на рубеже 70-80-х годов, самодержавие урезало избирательное право с тем, чтобы обеспечить максимальный перевес дворян в органах земского и городского самоуправления. Полномочия земств были еще более ограничены, контроль администрации над ними - усилен.

      Историки  сходятся  в  том,  что  в  конце  XIX  начале  XX  веков  Россия 

вступила  в  новый  период  своего  развития.  С  точки  зрения  

традиционного  для  марксистов  формационного  подхода,  это  был  период 

монополистического  капитализма,  характерного  для  всех  передовых  

стран  того  времени.  В.И.  Ленин  определил  его  как  империализм – 

высшую  и  последнюю  стадию  капитализма,  стадию  его  паразитизма  и 

загнивания,  неотвратимо  ведущую  к  международной  социальной 

революции  пролетариата  и  тем  самым  открывающую  эпоху  перехода 

человечества  к  социализму - первой  фазе  коммунистической  формации. И 

хотя  стратегический  прогноз  Ленина  не  оправдался,     важнее 

другое:  отмеченные  лидером  российских  революционных  марксистов 

черты  нового,  пронизывающего  все  структуры  общественного  

организма страны,  в  главном  совпадают  с  характеристикой  России начала  

XX века, которую  дают  сторонники  цивилизационного  подхода,  лишь  

недавно  в разных  своих  направлениях  получившего  распространение  в 

отечественной  историографии.  Согласно  одному  из  таких  и  наиболее 

популярных  направлений,  мировая  история  распадается  на  два  цикла: 

историю  традиционных  обществ  и  современных,  а  переход  от  первого

 общественного  состояния  ко  второму,  начавшийся  в  Западной Европе  с 

XVI  века  составляет  сущность  процесса  модернизации. Что  касается 

России,  то  она  как  раз  и  вошла  в  результате  буржуазных  реформ  60-70-

х  годов   XIX  века  в  полосу  модернизации.

    Эти два подхода сближаются в еще одном ключевом пункте: в акценте при 

конкретно-историческом анализе на выявлении специфики исторического 

пути России в новейшее время. В первом случае подчеркивается наличие 

огромного числа пережитков крепостничества, не устранение которых 

превратило страну в слабейшее звено империалистической цепи, где и был 

осуществлен закономерный прорыв к социализму. Во - втором - в 

определении модели российской модернизации как догоняющей, 

качественно отличающейся от западно - европейской модели органической 

модернизации. Если последняя, как считают сторонники цивилизационного 

подхода, тесно связана с внутренними потребностями естественного и 

плавного социально-экономического, политического и культурного развития, 

то толчком к началу процесса модернизации в России послужили главным 

образом внешние факторы: стремление догнать индустриальные державы, не 

допустить слишком большого разрыва в военно-экономической области, на 

равных включиться в мировую экономическую и политическую систему и 

тем самым отстоять собственные национальные интересы. Поэтому 

догоняющая модель модернизации изначально предполагала сжатые 





исторические сроки своего осуществления, выборочное заимствование 

организационных и технических достижений, сужение сферы действия 

модернизационных задач. Эти особенности в свою очередь неизбежно вели к 

нарушению однородности экономического пространства, напряжению всех 

сил страны, к усложнению и обострению социально-политических проблем. 

Отсюда выдвижение на первый план субъективного фактора - способности 

правящей элиты верно обозначить цели и просчитать последствия шагов по 

их достижению, быстро находить способы устранения трудностей, 

адекватные динамично менявшейся ситуации в обществе и стране в целом.































ГЛАВА 2. Жизнь государства времен Николая II

 2.1. коронация Николая II



     Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены Коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 26 мая был издан Высочайший Манифест, изъявлявший признательность монарха жителям Москвы. Всем лицам, участвующим 9 мая 1896 года в церемонии торжественного въезда императорской четы в Москву, предлагалось прибыть в Москву не позднее 5 мая того же года.

      В соответствии с высочайше утверждённым церемониалом, торжественный въезд совершался от Петровского дворца по Петербургскому шоссе и далее по Тверской - Ямской и Тверской улицам. Все распоряжения по приготовлению к торжествам были возложены на Министра Императорского Двора графа Илариона Воронцова-Дашкова. В звание верховного маршала был облечён граф Константин Пален, в звание верховного церемониймейстера - князь Александр Сергеевич Долгорукий. Был сформирован коронационный отряд в числе 82 батальонов, 36 эскадронов, 9 сотен и 28 батарей, под главным начальством великого князя Владимира Александровича, при котором был образован особый штаб с правами Главного Штаба во главе с генерал-лейтенантом Бобриковым. Владимир Александрович прибыл в Москву и вступил в командование 3 мая 1896 года. В апреле 1896 года из Петербурга в Москву было привезено столовой утвари более 8 000 пудов, причём одних только золотых и серебряных сервизов — до 1 500 пудов. В Кремле была устроена специальная телеграфная станция на 150 проводов для соединения со всеми домами, где жили чрезвычайные посольства. 6 мая император и императрица прибыли 



на Смоленский вокзал Москвы, где были встречены членами императорской семьи, сановниками и чиновниками империи и толпами народа. Генерал-губернатор Москвы родной дядя императора великий князь Сергей Александрович, женатый на родной сестре императрицы Елизавете Фёдоровне, прибыл вместе с четой, так как он встретил императора и императрицу на станции Клин. С вокзала императорская чета проследовала в закрытой карете в Петровский дворец. Масштабом и пышностью приготовления значительно превосходили прежние коронации. 7 мая императорская чета в Петровском дворце принимала в торжественной аудиенции его светлость Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахад-Хана с сыном-наследником, а также его высокостепенство Хана Хивинского Сеид-Могамет-Рахим-Богадур-Хана. 8 мая на Смоленский вокзал прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которую встречала императорская чета при огромном стечении народа. Вечером того же дня пред Петровским дворцом была устроена в Высочайшем присутствии серенада, исполненная 1.200 человек, среди которых были хоры 

      Императорской русской оперы, ученики консерватории, члены русского хорового общества и другие. 9 мая состоялся торжественный въезд: первым ехал полицеймейстер Ефимович со взводом жандармов, следом императорский конвой, вереница карет с сановниками, за которыми следовали кавалергарды, императорский личный конвой, сотня лейб-казачьего Его Величества полка по шести в ряд и так далее. В день Коронации, в Петербурге во всех храмах были отслужены литургия и благодарственные молебствия; столичные храмы не могли вместить всех богомольцев, ввиду чего были отслужены молебны также и на площади ряда соборов и некоторых церквей. Утром 16 мая куртаг в Кремлёвском дворце явился первым балом, открывшим ряд торжеств и балов.









































2.2. Реформы Витте, Плеве . Первая революция. 

     Витте Сергей Юльевич родился 17 июня 1849 года в семье обрусевших немцев. Юность его прошла в Тифлисе. Витте  в 1870 году окончил Новороссийский университет, став кандидатом физико-математических наук. Но из-за нехватки средств он предпочел научной карьере работу на одесской железной дороге. Начав с низших постов, он скоро дослужился до должности управляющего юго-западными железными дорогами. Прекрасно проявив себя и в дельнейшей карьере, он в 1892 году занял высочайший пост министра финансов.

     Задуманная министром финансов Витте индустриализация страны требовала очень серьезных денежных вложений и чуть позднее щедрый источник пополнения бюджета был найден. В 1894 году была введена государственная винная монополия. Так же, возросли налоги. В 1897 году в ходе денежной реформы С. Ю. Витте был введен золотой стандарт, разрешавший свободный обмен рубля на золото. Финансовая реформа Витте стимулировала приток иностранного капитала в российскую экономику. Теперь из страны можно было вывозить золотые рубли, что сделало Россию более привлекательной для вложения средств иностранных компаний. Отечественного производителя ограждал от жесткой конкуренции таможенный тариф. Экономическая политика Витте привела к стабилизации рубля, сделав его одной из наиболее устойчивых мировых валют.

     Стоит отметить, что Витте оказывал немалое влияние на внутригосударственную политику. Внутренняя политика Витте была направлена на укрепление самодержавия и являлась достаточно консервативной. Внешняя политика сосредоточилась на противодействии усилению японского влияния на Дальнем Востоке. За заключение Портсмутского мира с Японией. 

    Краткая биография С. Ю. Витте не будет полной без упоминания о его 

сложных отношениях с императором Николаем II, взошедшим на престол

 после Александра III, благоволившего к своему министру финансов. Не 

пользовался он популярностью и в высшем обществе. Особенно неприяти.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%