VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Реформирование системы юридических лиц в российском праве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006118
Тема: Реформирование системы юридических лиц в российском праве
Содержание
82



Содержание:



	Введение	3

	Глава 1. Общие положения о юридическом лице	8

1.1. Понятие и признаки юридического лица	8

1.2. Теории возникновения юридического лица	21

	Глава 2. Систематизация юридических лиц	27

2.1. Реформирование системы юридических лиц в российском праве	27

2.2. Система юридических лиц по законодательству России и зарубежных стран	54

	Глава 3. Особенности правового статуса юридических лиц	67

3.1. Особенности создания юридических лиц по законодательству России и зарубежных стран	67

3.2. Модели корпоративного управления в юридических лицах по законодательству России и зарубежных стран	77

	Заключение	86

	Библиографический список	92








Введение



Актуальность темы. Расширение круга отношений, регулируемых корпоративным законодательством, нормативно обеспечено включением корпоративных отношений в предмет корпоративного законодательства. Весьма актуальными являются вопросы о юридической природе корпоративных правоотношений, субъективных корпоративных прав и обязанностей. Более того, пробелом на современном этапе развития науки корпоративного права может считаться то, что понятия субъективного корпоративного права, корпоративных правоотношений, находясь между собой в неразрывной связи, не получили логически завершенного концептуального развития, в связи с чем констатируется дискуссионность содержания понятия корпоративных прав.

Отправной точкой научных формулировок и моделирования корпоративных правоотношений и прав является действующее гражданское законодательство. Часть 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) определяет корпоративные правоотношения как связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Однако в условиях отсутствия системы корпоративных прав и обязанностей, принципов корпоративного права, нормативно установленных особенностей осуществления (исполнения) корпоративных прав и обязанностей, специальных способов защиты корпоративных прав непосредственно в ГК РФ данная формулировка представляется чрезмерно емкой и неопределенной в своем содержании. Нормы российского корпоративного права находятся только на начальных этапах становления. Существуют и связанные с этим обстоятельством более общие проблемы системы корпоративного права и законодательства, предопределенные стихийностью и непоследовательностью правотворческой деятельности в современной России. Об асимметрии и рассогласованности текущих реформ говорит и противоречие в определении и квалификации правовых отношений хозяйственного общества и его участника.

Одни и те же правоотношения и субъективные права не могут быть формально переименованы из обязательственных в корпоративные без изменения их сущностного содержания велением моды и времени. Требуется глубокое осмысление природы регулируемых отношений, развернутое научно-практическое обоснование, формулировка ключевых выводов в научных исследованиях, а главное - в программных документах по реформе гражданского законодательства. Решение задачи внутреннего согласования норм гражданского законодательства потребует конкретизации норм его подотраслей, таких как обязательственное и корпоративное право, установления зримой границы между обязательственным и корпоративным правом и законодательством, определения пределов применения общих положений об обязательствах к корпоративным правоотношениям.

Актуальность настоящего исследования подчеркивается тем, что существенные изменения, внесенные в главу 4 ГК РФтребуют кардинального пересмотра теоретического обоснования фигуры юридического лица, интегративного взгляда на правовую сущность этого явления.

Актуальность исследуемого вопроса обусловлена также тем, что в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях существенной трансформации может подвергнуться любой элемент системы корпоративного права, и юридическое лицо не является здесь исключением. Общественные отношения, которые формируются в процессе создания и деятельности юридических лиц, все больше усложняются.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с участием граждан и юридических лиц в хозяйственных обществах и других корпорациях по законодательству РФ.

Предмет работы – нормы корпоративного законодательства, регулирующие корпоративные отношения, предусматривающие понятие, признаки и виды юридических лиц, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.

Цель работы –исследовать особенности и отдельные проблемы правового регулирования корпоративных отношений и системы юридических лиц по законодательству России и зарубежных стран.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие и признаки юридического лица.

2. Рассмотреть теории возникновения юридического лица.

3. Изучить основные положения реформирования системы юридических лиц в российском праве.

4. Исследовать особенности системы юридических лиц по законодательству России и зарубежных стран.

5. Выявить особенности создания юридических лиц по законодательству России и зарубежных стран.

6. Охарактеризовать модели корпоративного управления в юридических лицах по законодательству России и зарубежных стран.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сделан вывод о том, что современная реформа института юридических лиц в отечественном законодательстве отражает эволюционный путь развития представлений о сущности и правовой природе юридических лиц, а также в целом отвечает нуждам современного гражданского оборота.

Полагается, что категория юридического лица подчеркивает личный характер образования, которое не является человеческим индивидом, и призвана оттенить обособленность юридической личности коллективного образования (союза) по сравнению с другим субъектом права человеческой личностью.



2.  Проведенное исследование делает возможным выделить две основные формы корпоративных правоотношений: участия в корпоративной организации и управление корпоративной организацией. Обе формы в совокупности довольно наглядно демонстрируют правовое разделение экономических функций капитала-функции и капитала-собственности. Важно подчеркнуть, что корпоративные правоотношения могут сочетать в себе элементы участия и управления корпоративной организацией.

Цели правового регулирования корпоративных правоотношений состоят в регулировании материальных имущественных отношений, складывающихся между органами управления и участниками юридического лица, основанного на членстве.

3. Полагается, что реформирование системы юридических лиц объясняется желанием либерализации российского корпоративного права в целях создания наиболее благоприятного инвестиционного климата и повышения места России в ряде международных рейтингов.

Вместе с тем, в целом новая редакция гл. 4 ГК РФ во многом основана на компромиссах, причем, как правило, не очень удачных, что свидетельствует о пока еще сохраняющейся противоречивости законодательного развития в области отечественного корпоративного права. При этом все яснее проявляется опасность серьезного уклона в сторону англо-американских правовых институтов и подходов, в большинстве случаев неприемлемых для российского права. Такого рода подходы должны не только стать предметом критического осмысления со стороны науки корпоративного права, но и подвергнуться неизбежной и существенной корректировке со стороны правоприменительной практики.

4. На сегодняшний день очевидна проблема эффективной защиты корпоративных прав, поскольку отсутствуют положения о корпоративной ответственности. Так, использование принципа добросовестности, в частности новых правил о взыскании убытков на основании п. 4 ст. 10 ГК РФ, в данном случае не позволяет восстановить нарушенное имущественное состояние потерпевших. Также положения об обращении взыскания на контролирующее лицо имеют существенное значение в экономическом обороте, значительно расширяя круг ответственных лиц, в отношении которых может быть применена санкция ст. 53.1 ГК РФ. Кроме того, устраняются из оборота также случаи возможности восстановления имущественного положения потерпевших в случаях косвенного контроля в группе лиц, когда меры ответственности могут быть реализованы посредством обязательства из возмещения вреда.

Можно прийти к выводу о том, что отсутствие в ГК РФ  специального института корпоративной защиты существенно обедняет современный юридический оборот.

Методологическая основа работы. Раскрытие темы диссертации проводилось на основе логического, диалектического, системного и других общенаучных методов познания, а также с помощью специальных методов познания, таких как: метод комплексного юридического анализа, системно-структурный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Теоретическую основу данного исследования составили фундаментальные положения, содержащиеся в трудах советских и современных отечественных ученых-правоведов и специалистов в области гражданского и корпоративного права, в частности: Алексеева С.С., Андреева В.К., Братусь С.Н.,Венедиктова А.В.,Габова А.В., Гутникова О.В., Долинской В.В., Зинченко С.А.,  Козловой Н.В., Коркунова Н.В.,Красавчикова О.А., Лаптева В.А., Суханова Е.А. Филипповой С.Ю., Шерщеневича Г.Ф., Шиткиной И.С и других. Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.






Глава 1. Общие положения о юридическом лице



1.1. Понятие и признаки юридического лица



Определение юридического лица содержится в п. 1 ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вместе с тем, приведенное определение юридического лица также пригодно для государства и иных публично-правовых образований. Действительно, в ряде стран государство и подобные ему образования признаются юридическими лицами. Однако в Российской Федерации публично-правовые образования рассматриваются как особые субъекты гражданского права, к которым применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (ст. 124-126 ГК РФ).

Среди функций юридического лица необходимо отметить следующие.

Во-первых, юридическое лицо позволяет аккумулировать капитал, предназначенный для достижения определенных целей. Широко известно высказывание К. Маркса: «Мир до сих пор оставался бы без железных дорог, если бы приходилось дожидаться, пока накопление не доведет некоторые отдельные капиталы до таких размеров, что они могли бы справиться с постройкой железной дороги. Напротив, централизация посредством акционерных обществ осуществила это в один миг».

Во-вторых, организация юридического лица облегчает осуществление несколькими субъектами совместной предпринимательской или иной деятельности для решения поставленных задач. Наличие статуса юридического лица позволяет участникам совместной деятельности выступать в правовых отношениях как единое целое. Как писал В.Б. Ельяшевич, пригодность формы юридического лица для явлений различного характера была обусловлена гениальной простотой употребленного приема: к сложным организациям в их отношениях с третьими лицами применяются те же нормы, что и к отдельным лицам. Как бы сложна организация ни была, как бы своеобразно ни сложились внутренние отношения, вовне, в обороте, это не проступает.

В-третьих, юридическое лицо дает возможность участникам совместной деятельности ограничить свою имущественную ответственность, защитить личное имущество от взыскания со стороны общих кредиторов.

В-четвертых, «корпоративные покровы», скрывающие учредителей (участников) юридического лица, позволяют сохранить их деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, иные нематериальные блага. Не случайно во французском, бельгийском, голландском праве открытые акционерные общества называются анонимными (societesanonymes).

Для признания организации юридическим лицом она должна иметь следующие признаки.

Организационное единство проявляется в том, что потенциальное множество лиц, участвующих своим имуществом, усилиями и другими вкладами в образовании юридического лица, рассматривается как единое целое. Организационное единство означает наличие внутренней структуры организации, состоящей из отдельных элементов, которые некоторым образом обособлены (подразделения, органы и др.), но при этом взаимосвязаны между собой. Специфика внутренней структуры организации определяется организационно-правовой формой юридического лица.

Организационно-правовую форму юридического лица можно определить как совокупность характеристик, раскрывающих внутреннюю структуру организации, связи между ее отдельными элементами, основания возникновения, изменения и прекращения этих связей.

Как подчеркивается в литературе, в условиях рыночной экономики неопределенность субъектного состава участников гражданских правоотношений крайне опасна, так как она создает условия для нарушения законных прав и интересов широчайшего круга лиц, включая государство и общество. Поэтому действующий ГК РФ установил два закрытых перечня возможных организационно-правовых форм юридических лиц: отдельно для коммерческих и для некоммерческих организаций (п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ). С 1 сентября 2014 г. юридические лица могут создаваться только в тех формах, которые предусмотрены ГК РФ.

Структура организации должна соответствовать требованиям закона. Для некоторых организаций законом установлено требование наличия определенных органов (управляющих, контролирующих и др.). Например, исполнительными органами производственного кооператива являются председатель и правление кооператива, если его образование предусмотрено законом или уставом кооператива (п. 1 ст. 106.4 ГК РФ). Напротив, полное товарищество управляется самими товарищами, без создания специальных органов (ст. 71 ГК РФ).

Организационное единство юридического лица закрепляется правовыми актами, учредительным документом (ст. 52 ГК РФ).

Существуют юридические лица, не имеющие учредительных документов. Их организационное единство закреплено специальными федеральными законами. Таким юридическим лицом, к примеру, является государственная корпорация. Данный вид корпорации не имеет членства, является некоммерческим, учрежден Российской Федерацией, целью является осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Круг государственных корпораций ограничен. К ним относятся: государственная корпорация по атомной энергетике «Росатом», государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленный продукции «Ростех», государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос". Также, можно выделить государственную компанию «Российские автомобильные дороги». В отличии от госкорпорации, государственная компания имеет целью оказание государственных услуг с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.  Все вышеперечисленные юридические лица созданы на основании специальных федеральных законов, где указано правовое положение юридического лица, его цели, полномочия и др. Положения же ГК РФ о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом об этом юридическом лице.

Следующий признак - имущественная обособленность.

Субъекты корпоративного права обладают имуществом, обособленным от имущества других субъектов. Имущество юридического лица отделяется от имущества его учредителя (учредителей) и иных лиц. Это необходимо для обеспечения имущественной самостоятельности и ответственности юридического лица (ст. 2 ГК РФ), защиты интересов его кредиторов.

Имущество юридического лица учитывается на его самостоятельном балансе или в смете.

Вместе с тем, исходя из статьи 48 ГК РФ, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что получение юридическим лицом денежных средств не влечет автоматически приращение имущественной сферы участников юридического лица.

Приобретению юридическим лицом правоспособности предшествует легитимация юридического лица, то есть  подтверждение или узаконение законности прав и полномочий юридических лиц. Анализ действующего законодательства дает понять, что легитимация юридических лиц с общей правоспособностью завершается государственной регистрацией организации. Именно с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица она становится субъектом предпринимательской деятельности. Для структурных подразделений иностранных компаний таким механизмом будет выступать аккредитация. Также, законодательно могут быть закреплены иные процедуры легитимации для приобретения особого правового статуса. Такими механизмами является лицензирование, так как только с момента получения лицензии можно совершать деятельность, для которой создано юридическое лицо; государственная регистрация, которая характерна для осуществления публичных функций (испытания, экспертизы, сертификации); членство в саморегулируемых организациях, которое создается профессионалами, а также субъектами предпринимательской деятельности в определенной сфере для решения вопросов сообщества и осуществления публичных функций (аудиторская организация с целью проверки финансовой отчетности юридического лица); включение субъектов в реестр субъектов со специальным правовым статусом (туроператоры, резиденты особых экономических зон); издание государством  нормативного или распорядительно правового акта (гарантированные поставщики электроэнергии, оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве- группа «Интерфакс»).

Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Специальные требования к фирменному наименованию установлены законом.

Юридическое лицо как субъект права несет самостоятельную юридическую ответственность.

Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, казенных предприятий и религиозных организаций, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

При недостаточности имущества юридического лица субсидиарную ответственность по его обязательствам могут нести учредители, участники либо собственники имущества юридического лица. Например, участники полного товарищества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам солидарно (ст. 75 ГК РФ). Субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива несут его члены (п. 2 ст. 106.1 ГК РФ).

Понятие правосубъектности является дискуссионным. В современной учебной литературе предпринимательская правосубъектность определяется как социально-правовая возможность лица быть участником предпринимательских правоотношений, составными частями которой являются правоспособность и дееспособность. Как писал И.А. Покровский, освобождение личности от полного поглощения ее обществом знаменуется признанием ее самостоятельным субъектом права, обладателем правоспособности и дееспособности.

Правоспособностью же именуется способность лица иметь права и нести обязанности. 

В отличие от физических лиц, которые с рождения обладают равной правоспособностью правоспособность юридических лиц является целевой.

Цель деятельности можно определить как планируемый, желаемый, в принципе достижимый результат, имеющий юридическое значение. Основная цель деятельности коммерческого юридического лица определена законом как извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Цель деятельности некоммерческой организации определяется ее учредителями в соответствии с требованиями закона и в обязательном порядке указывается в ее учредительном документе.

В ряде случаев в учредительном документе юридического лица требуется указать не только его цели, но также сферы и виды деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Определенные цели, сферы и виды деятельности коммерческой организации должны быть предусмотрены в ее учредительном документе лишь в случаях, установленных законом (п. 4 ст. 52 ГК РФ). Если закон этого не требует, в ее учредительном документе коммерческой организации цели, сферы и виды ее деятельности могут не указываться.

Содержание правоспособности юридического лица имеет особенности по сравнению с правоспособностью физических лиц.

По объему правоспособности можно выделить юридические лица, обладающие универсальной и специальной правоспособностью. В литературе также иногда выделяют исключительную правоспособность.

Универсальной правоспособностью обладает большинство коммерческих юридических лиц, за исключением некоторых видов организаций, предусмотренных законом. Юридические лица с полной правоспособностью могут иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Если такое юридическое лицо конкретизирует в учредительном документе (уставе) цели, сферу и отдельные виды своей деятельности, это не влияет на объем его правоспособности. Подобное уточнение производится для того, чтобы члены органов управления юридического лица могли максимально сосредоточиться на определенных направлениях, которые с точки зрения учредителей представляются наиболее перспективными. Выход за рамки этих направлений не влияет на действительность совершенных сделок, но может служить основанием для привлечения членов органов юридического лица к ответственности.

Специальный объем правоспособности-это ограничение юридических действий организации путем подчинения целям и видам деятельности, для которых создана организация и которые закреплены в учредительных документах.  

Специальный объем правоспособности может определяться организационно-правовой формой юридического лица, сферой его деятельности (п. 4 ст. 49 ГК РФ).

Относительно понятия, содержания и видов специальной правоспособности существуют различные точки зрения.

По мнению М.И. Брагинского и К.Б. Ярошенко, специальная правоспособность предполагает совершение юридическими лицами, которые прямо указаны в законе, только действий, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе, и несение определенных обязанностей.

Лаптевым В.В. предлагается иное определение: «Специальная правоспособность дает возможность осуществлять лишь такие виды деятельности, приобретать лишь такие права, которые соответствуют предмету деятельности субъекта».

Л.Г. Ефимова считает, что специальная правоспособность всегда предполагает уставную правоспособность либо правоспособность из закрытого перечня видов деятельности, который не может быть расширен, к примеру учредительными документами.

Специальным объемом правоспособности обладают государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании, кредитные организации, страховщики, акционерные инвестиционные фонды.

Хотелось бы отметить, что наряду с общей и специальной правоспособностью юридического лица ряд ученых, таких как Тосянун Г.А., Викулин А.Ю., Слугин А.А. выделяют исключительную правоспособность. 

Исключительная правоспособность выражается в возможности осуществления только одного вида деятельности при одновременном запрете на иные виды предпринимательской деятельности.

К примеру, данным видом правоспособности обладает акционерный инвестиционный фонд.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», акционерный инвестиционный фонд- акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". Другие юридические лица не могут использовать такое фирменное наименование в любых сочетаниях. Также, АИФ не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Для осуществления деятельности АИФ необходима лицензия.

Однако, весьма дискуссионным представляется правоспособность кредитных организаций.  Для кредитной организации исключительным видом деятельности является осуществление банковских операций.  В таком случае возникает вопрос: как быть с иными видами сделок (к примеру, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг осуществляют не только кредитные организации, но и иные субъекты) осуществляемые кредитной организацией, которые указаны в ст.5,6 Закона о банках, ведь они не обладают признаком исключительности?

Существуют различные точки зрения насчет правоспособности кредитных организаций. Согласно некоторым появляющимся мнениям кредитным организациям, можно присвоить и общую, и специальную, и исключительную правоспособность. Несмотря на большое количество различных мнений, верным представляется мнение о частично ограниченной специальной правоспособности кредитных организаций. Ведь исключительной деятельностью кредитных организаций является банковская деятельность, сопутствующие виды деятельности и деятельность на рынке ценных бумаг. Специальная же правоспособность ограничена запретом на осуществление производственной, торговой и страховой деятельности.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на исключительное положение, которое занимает федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». ФГУП «Почта России» создано на основании распоряжения Правительства РФ от 5 сентября 2002. № 1227-р «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».

В соответствии с уставом, ФГУП «Почта России» может осуществлять услуги почтовой связи, финансовую деятельность, а также иную деятельность ФГУП «Почта России» с целью удовлетворения общественных потребностей в предоставлении услуг почтовой связи и получения прибыли. К иной деятельности можно отнести редакционно-издательскую деятельность; осуществление рекламной деятельности; торговлю продукцией (в том числе алкогольной); оказание медицинских услуг; оказание бытовых услуг населению и другие.

Помимо финансовой компетенции ФГУП «Почта России», указанной в ч. 3 ст.18 Закона о почтовой связи, такой как почтовый перевод денежных средств, доставка пенсий и прием платежей, можно обнаружить что предприятие имеет право на осуществление обширного количества иных  финансовых операций, указанных в уставе предприятия, таких как: денежное посредничество; финансовый лизинг; осуществление операций с драгоценными камнями и другие. Данные виды деятельности относятся в большей степени к банковской деятельности. Таким образом, возникают определенные коллизии с банковским законодательством. Возьмем в качестве примера такой вид деятельности федеральной почтовой связи как инкассация денежных средств. Инкассация денежных средств как вид деятельности прописан и в законодательстве о почтовой связи, и в уставе ФГУП «Почта России». Однако, в банковском законодательстве указано, что инкассация возможна только для кредитных организаций при наличии лицензии. Инкассацией денежных средств занимается ФГУП «Главный центр специальной связи» и право на данный вид деятельности возникнет у ФГУП «ГЦСС» только с момента получения лицензии до момента прекращения ее срока действия. Таким образом, возникает вопрос: каким же образом ФГУП «ГЦСС» получит лицензию на осуществление инкассации денежных средств, если лицензирующий орган- Банк России может имеет право выдавать лицензии только кредитным организациям? Также, ФГУП «Почта России» оказывает почтово- банковские услуги, типичные для банковской сферы, такие как оформление кредитной карты, получение и погашение кредита, открытие вклада и другие. Получается, что ФГУП «Почта России» можно рассматривать как квазибанковскую организацию, то есть субъектом, который систематически занимаются осуществлением банковских операций, но не включаются в легальный состав банковской системы России. 

Для дальнейшего развития ФГУП «Почта России» необходимо, прежде всего, устранение ее двойственности, которая выражается, с одной стороны в  получении прибыли, с другой- в удовлетворении потребностей в получении почтовых услуг. Также, важнейшим моментом является установление четких границ между почтовым и банковским законодательством.

Правоспособность может быть добровольно ограничена самим юридическим лицом или стать следствием принудительного ограничения в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ).

Отдельные виды деятельности, перечень которых установлен законом, могут осуществляться только при наличии специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Предоставление или аннулирование лицензии прямо влияет на объем правоспособности юридического лица, особенно в случае, если лицензируемый вид деятельности является для него основным. В этой связи интересно отметить, что тенденцией современной судебной практики является отнесение отношений по аннулированию лицензии к мерам юридической ответственности.

Как следствие такого вывода послужил, например, отказ суда в аннулировании лицензии юридическому лицу, поскольку аннулирование лицензии или приостановление ее действия на какой-либо срок является видом ответственности, привлечение к которому без определения вины невозможно.

Анализируя статью 49 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является крайней мерой ответственности.

Судом нижестоящей инстанции было учтено, что закон предусматривает лишение лицензии как крайнюю меру воздействия, которая может быть применена судом исходя из характера содеянного.

В настоящее время лицензирование используется только в случаях, когда регулирование не может осуществляться иными методами.

Альтернативным методом регулирования является саморегулирование.

Саморегулирование есть самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности путем установления стандартов и правил этой деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.Субъекты саморегулируемой деятельности могут объединяться в саморегулируемые организации, которые контролируют соблюдение установленных ими требований.

Дееспособностью юридического лица является его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности.

Юридическое лицо может приобретать права и обязанности через свои органы, участников или иных лиц. В частности, от имени юридического лица могут действовать его работники, иные представители (ст. 53, 182 ГК РФ).

Круг лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, зависит от его организационно-правовой формы и содержания учредительных документов.

Некоторые юридические лица в силу закона имеют неполную дееспособность. Неполная дееспособность может быть в части как совершения сделок, так и ответственности.

Объем дееспособности юридического лица зависит от его организационно-правовой формы.

Неполной сделкоспособностью обладают унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения, и некоторые другие виды юридических лиц. Для совершения юридическим лицом с неполной сделкоспособностью ряда юридически значимых действий требуется согласие иных субъектов: собственников имущества, учредителей и др. (ст. 157.1 ГК РФ). Так, для совершения автономным учреждением сделки по отчуждению недвижимого имущества, закрепленного за ним собственником, необходимо согласие собственника (абз. 1 п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Неполной деликтоспособностью обладают, например, учреждения (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Они отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. Субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник их имущества.

Таким образом, можно отметить, что основные признаки юридического лица, без которых не представляется его существование тесно взаимосвязаны и имеют свои особенности. Например, организационное единство юридического лица может определяться не только учредительными документами, но и действующим законодательством, что характерно для государственных корпораций и компаний. Для другого признака- правосубъектности юридического лица, дискуссионным является элемент правоспособности юридического лица, которому предшествует легитимация организации. Возможности юридического лица закладываются видом правоспособности, а не волеизъявлением учредителей.  Помимо универсальной и специальной правоспособности можно выделить и исключительную правоспособность. Также, не менее дискуссионным остается вопрос о правоспособности кредитных организаций. 





1.2. Теории возникновения юридического лица



Развитие экономики и укрепление частной собственности привели к потребности совершенствования правовых норм, регулирующих отношения между субъектами гражданского оборота, а также трансформации категории юридического лица. Следует обратить внимание на то, что при совершенствовании института юридического лица и формировании современного законодательства необходимо учитывать идеи, прошедшие многолетние теоретические и практические испытания, сформулированные в российском праве дореволюционного и советского периодов.

Большое количество концепций о юридическом лице было предложено цивилистической наукой дореволюционного периода. Теории, касающиеся понятия юридического лица были сформулированы немецкой правовой наукой (пандектистами) еще в начале XIX века.

Большинство российских ученых, занимавшихся исследованием концепции, объясняющей сущность юридического лица, выделяли такие основные группы теорий как: фикционные теории, теории отрицающие реальность юридического лица и теории, признающие его реальность.

Первая научная теория о юридическом лице известна современной цивилистической науке под названием «теория фикции». Согласно данному учению, юридическое лицо – это искусственный, фиктивный субъект, который допустим лишь для юридических целей. Как фикция, юридическое лицо не может иметь сознания, воли, дееспособности.

В целом теория фикции справедливо была подвергнута критике. Однако представители данной теории в отличие от адептов других теорий указывают на то, что юридическое лицо создается государством посредством получения с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.