VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Реализация идей В. Сухомлинского

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008605
Тема: Реализация идей В. Сухомлинского
Содержание
УДК  001.8

Т.В. Толстова, аспирант 2 курса 

Оренбургский государственный педагогический университет

E-mail: tanya-gamova@mail.ru

Реализация идей В. Сухомлинского в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков

Аннотация. В статье рассмотрены основные идеи В.А. Сухомлинского: воспитание личности в коллективе и через коллектив, идея гармонии умственного и физического труда. Проанализированы особенности приемов работы с учащимися по формированию опыта конструктивного взаимодействия и целесообразности применения данных приемов в туристско-краеведческом объединении. Рассмотрены основополагающие характеристики социального опыта человека, которые актуализируются как социально-значимые в контексте анализа основополагающих документов в сфере образования.

Ключевые слова: конструктивное взаимодействие, опыт взаимодействия, подростки.



Радикальные изменения, происходящие в обществе на разных ступенях своего развития, предъявляют к личности определенные требования, как в плане ее образовательного, культурного уровня, так и в формировании у нее необходимого опыта социального взаимодействия: обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение коммуникативной этики и культуры общения, умение направлять конфликты в конструктивное русло [8].

Опыт конструктивного взаимодействия является основной частью опыта социального взаимодействия, является одной из основополагающих характеристик социального опыта человека и актуализируется как социально-значимая в контексте анализа основополагающих документов в сфере образования: в «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года», «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» сделан акцент на стимулирование инновационной активности молодежи, реализацию инновационных образовательных программ высокого уровня, социальное партнерство, формирование новой общественно-государственной системы воспитания несовершеннолетних граждан, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, а также организацию профилактики межэтнической, межконфессиональной и социальной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами [10; 12].

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» ориентирует образовательные учреждения на поиск вариативности методов и форм социально значимой деятельности и ее модернизацию в аспекте открытости, инициативности, активности, что является неотъемлемой характеристикой конструктивного взаимодействия обучающихся.

В соответствии с изменившимися потребностями общества и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития система образования Оренбургской области на 2014-2020 годы направлена на внедрение современной модели образования, обеспечивающей формирование в Оренбургской области человеческого капитала, соответствующего требованиям  инновационного развития.

Новый ФГОС усиливает внимание к вариативным программам дополнительного образования, которые расширяют рамки возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и самоопределения личности [11].

При этом нет преемственных на всех ступенях образования программ формирования опыта конструктивного взаимодействия, конкретных технологий ведения конструктивного диалога, воспитания коммуникативной этики и культуры общения. На современном этапе развития общества необходимы эффективные, универсальные методы, приемы и средства формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков. 

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности, что и может привести к деструктивному поведению [7].

Изучение первоисточников позволило сделать вывод, что одной из наиболее оригинальных и жизнеспособных, содержащих богатый педагогический потенциал является педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского. Стоит отметить, что особенно ценным в ней являются методы и приемы воспитания личности в коллективе и через коллектив, не только обоснованные теоретически, но и проверенные на практике. Павлышская школа стала своеобразной экспериментальной площадкой, где коллектив педагогов осуществлял реальное взаимодействие теории и практики. Обращение к педагогике В.А.Сухомлинского объясняется тем, что  он не только воспитывал преданных идее, высоконравственных людей, подлинных граждан и патриотов, но и перевоспитывал их [8]. 

Необходимым и важным фактором воспитания обучающихся является также и непосредственное влияние педагога. Нельзя не согласиться со словами В.А. Сухомлинского: «Воспитывая гражданина, мы воспитаем коллектив» [8, с.259].

Благодаря конструктивному взаимодействию в коллективе обогащается как индивидуальность, так и сам коллектив. Поэтому принцип построения логики коллективистского воспитания - от коллектива к личности и от личности к коллективу.

Отражение идеи гармонии умственного и физического труда В.А. Сухомлинского также находят свое применение в формировании опыта конструктивного взаимодействия. Основной формой организации педагогического процесса, способствующей реализации идеи гармонии умственного и физического труда, в Павлышской средней школе являлся урок [8].

Деятельность подростка должна начинаться с наблюдения. Наблюдение становится своего рода толчком к новым наблюдениям, сопоставлениям, обобщениям. Результатом наблюдения чаще всего становится исследовательская или проектная работа.  Стоит выделить несколько приемов, обеспечивающих единство гармонии умственного и физического труда подростков, с помощью которых начинается формирование опыта конструктивного взаимодействия: 

- умение формулировать вопрос

- организация диалогического общения

Работая в группе, учащиеся учатся строить диалог, договариваться, достигать поставленной цели.

Большим воспитательным потенциалом, пользующимся популярностью у подростков, обладает туристско-краеведческая деятельность. Специфика занятий туристско-краеведческой деятельностью подразумевает организацию постоянного взаимодействия подростков друг с другом. Используемые формы работы в туристско-краеведческом объединении: экскурсии, квест-игры, соревнования, проектно-исследовательская деятельность позволяют подросткам находить возможность самореализации, самоутверждения, удовлетворяется потребность в общении. 

Анализ опыта деятельности Центра дополнительного образования п. Тюльган свидетельствует, что целевое вовлечение подростков в туристско-краеведческую деятельность ведет к формированию опыта конструктивного взаимодействия, формированию собственного взгляда на мир, корректируются убеждения согласно требованиям времени и той социальной среды, в которой они находятся. 

Туристско-краеведческая деятельность в учреждении дополнительного образования реализуется через дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Лесные тропки» и подразумевает свободный выбор цели, освоение способности к позитивному мышлению, воспитание в коллективе и через коллектив, идею гармонии умственного и физического труда. 

В Тюльганском районе туристско-краеведческой деятельностью занимается 289 подростков в возрасте от 10 до 15 лет. 

С целью выявления ограничений, мешающих подросткам вступать в эффективное взаимодействие, с учащимися 1 года обучения туристско-краеведческого объединения нами была проведена методика «Анализ собственных ограничений» М. Вудакова, Д. Френсиса. Результаты были получены следующие: наибольшие затруднения у подростков вызывают недостаточно развитые навыки решения проблем (61,2%), неумение управлять собой (53,5%); во второй группе ограничений оказались размытые личностные ценности (37,8%), неумение применять во взаимодействии творческий подход (31,7%) и неуверенность в своем умении влиять на других людей (30,4%). Благополучно ситуация сложилась у подростков со стремлением к саморазвитию, в качестве собственного ограничения данный параметр выделили 13%  респондентов. 

Уровень самоактуализации личности во взаимодействии измерялся нами с помощью методики САТ (модификация Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза). Средний показатель уровня самоактуализации на начальном этапе эмперического исследования был низким – 23,2%. 

С целью выявления взаимосвязи эмоционального состояния подростков и результатов конструктивного взаимодействия на начало обучения по программе «Лесные тропки» мы применили методику «Цветопись» А.Н. Лутошкина.

В результате диагностики мы выявили, что у подростков не сформирован опыт конструктивного взаимодействия, они не умеют управлять своим эмоциональным состоянием в процессе общения, не умеют находить оптимальный способ разрешения конфликтов и быть толерантными по отношению к партнеру.

После констатирующего эксперимента программа «Лесные тропки» была расширенна. Включены ведущие идеи В.А. Сухомлинского, а именно идея развития личности в коллективе и через коллектив, идея гармонии умственного и физического труда. Данная программа рассчитана на 4 года и является разноуровневой (стартовый, базовый, продвинутый). Инвариантная часть программы включает такие формы работы как: экскурсии, однодневные походы, квест-игры, соревнования, практические занятия на местности, игры – викторины. Все эти формы работы обладают особыми воспитательными возможностями: для подростка создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения со сверстниками предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности.

Групповые формы работы являются основными видами деятельности в туристско-краеведческом объединении и как ничто иное способствуют формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков.  Вариативную часть составляет проектно-исследовательская деятельность, которая предусматривает не только углубленное изучение программного материала, но и реализацию идеи гармонии умственного и физического труда, что также способствует созданию условий для самоопределения в группе сверстников, приобретение подростками опыта конструктивного взаимодействия, формирование положительной мотивации к участию в новых социальных отношениях.

В 2016-2017 году подростками туристско-краеведческого объединения были разработаны и защищены на областных конкурсах проектные работы:

- экологическая тропа «Достопримечательности села»;

- спортивно-туристическая площадка «Мир движений – океан возможностей»;

- организация творческого направления «Жить как все» для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

А также победителем областных конкурсов «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», «История казачества – история моего Оренбуржья» стала исследовательская работа учащейся туристско-краеведческого объединения «Искатели»  «Казаки-пластуны».

В ноябре  2017 года учащийся туристско-краеведческого объединения на областном молодежном форуме «Рифей-2017» защитил социальный проект организация творческого направления «Жить как все» для детей с ОВЗ и детей-инвалидов и был удостоен грамоты директора департамента молодежной политики Оренбургской области Ирины Михайловны Останиной.

Исходя из результатов методики «Анализ собственных ограничений»: развитие навыков решения проблем возросло на 29,5%, способность подростков управлять собой увеличилась на 25,4%, личные цели респондентов конкретизировались на 23%, умение применять во взаимодействии творческий подход возросло на 21%, стремление подростков к самореализации возросло на 10%. 

Результаты методики самоактуализации личности после 2 года обучения показали позитивную динамику - уровень самоактуализации подростков увеличился в 2,5 раза. 

Таким образом, результаты экспериментальной работы показали успешность применения ведущих идей В.А. Сухомлинского в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности. У подростков формируется позитивная мотивация на приобретение опыта конструктивного взаимодействия. В учреждении создана воспитательная система, насыщенная видами деятельности: походы, экскурсии, тренинги, практические занятия на местности, игры, которые позволяют накапливать опыт конструктивного взаимодействия. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесные тропки» стала эффективным  условием для формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков.





















Список литературы

	Гацалова, Л. Б. Социальная работа с детьми и подростками группы риска / Л.Б. Гацалова, Л.К. Парсиева, Т.Э. Кусов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №9-3. – С. 166-167.

	Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. – М. : ВЛАДОС, 2011. — 239 с.

	Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 23 c. 

	Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М. : МГУ, 2014. –208 с.

	Ефремова О.И Психолого-педагогический практикум. Учебно-методическое пособие /О.И. Ефремова. — Таганрог : Изд-во «Нюанс», 2010 —  200 с.

	Жданова, С.Н. Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: монография /С.В.Сальцева, С.Н.Жданова – М.: Изд-во УРАО, 2010. – 185с.

	Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

	Избранные педагогические труды В.А. Сухомлинского в 3-х томах [Электронный ресурс]. URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:153616/Source:default (дата обращения: 20.01.2018).

	Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.

	Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet2–6.km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053052055.html (дата обращения: 15.01.2018).

	Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 24.01.2018)

	Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный	ресурс]. Режим доступа:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04.

	Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».  [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_19558/

	Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избр. Тр.: в 2 т. / Д.И. Фельдштейн. – М., 2005. – Т. 1. – 568 с.

	Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие / А. В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.