- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Реабилитация дезадаптированных подростков средствами физкультурно-оздоровительной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002009 |
Тема: | Реабилитация дезадаптированных подростков средствами физкультурно-оздоровительной деятельности |
Содержание
Реабилитация дезадаптированных подростков средствами физкультурно-оздоровительной деятельности Оглавление Введение 3 Глава 1 теоретические и практические предпосылки реабилитации дезадаптированных подростков средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. 6 1.1 Содержание понятия «дезадаптированные подростки» 6 1.2 Сущность и содержание понятия «реабилитация» 15 1.3 Влияние особенностей подросткового возраста на формирование социальной дезадаптации 20 Глава 2. Содержание, методы и формы реабилитации дезадаптированных подростков средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. 27 2.1. Содержание занятий на уроках физического воспитания. 27 2.2. Методы, средство и формы занятий, способствующих реабилитации дезадаптированных подростков. 30 Заключение 38 Список литературы 40 Введение Социальное неблагополучие российского общества, нестабильность ситуации в экономике России негативно сказываются на подростковых слоях населения. В условиях современной жизни не только взрослые, но и дети, и подростки сталкиваются с множеством трудностей. Если взрослый может их с легкостью преодолеть, то для подростка они часто становятся не разрешимыми. Родители занятые зачастую своими проблемами, совершенно забывают о воспитании подростков, что в свою очередь ведет к таким последствиям как детская преступность, алкоголизм и безнадзорность. На сегодняшний день детское сиротство и безнадзорность приобретают острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. [1] Значимость девиатного поведения не до конца понимается правящей элитой государства. Это проявляется в отсутствии исчерпывающих данных по числу беспризорных детей и подростков, недостаточному финансированию решения проблемы сиротства. Однако очевиден рост немотивированной агрессии и насилия среди молодежи, а так же рост сиротства.[1] Девиатные проявления в первую очередь связано с проблемами в нутрии семьи. Рост числа разводов, ненормативное поведение родителей при ребенке, ухудшение материального благосостояния семей, рост алкоголизации, наркомании, сознательное отклонение родителей от исполнения своих обязанностей, предоставление ребенка самому себе. Все это приводит к детской жестокости. На сегодня 10%, из общего числа детей, имеют различные отклонения в развитии. Практически все дети в возрасте 0 – 14 лет, имеют какое либо заболевание. Официальная статистика показывает: численность "социальных сирот" сегодня более 662,5 тыс. человек. Выросло число детей инвалидов в 3,8 раза против 2,9 раза за предыдущее десятилетие. В стране выросло число детей - наркоманов до 18%. Это молодые люди в возрасте от 13 до 25 лет, что составляет 30% молодого поколения страны. Наблюдается резкая тенденция к увеличению числа таких подростков. [6] Дезадаптированные дети характеризуются несформированностью социальных процессов, через которые усваивается система знаний, норм и ценностей, которые позволили бы им быть полноправным членами общества. Такие дети не могут выстраивать межличностные отношения и удерживать свое поведение в рамках общепринятых норм. [6] Коррекционно-педагогическая программа направлена на то, что бы подросток стал полноценным членом общества. В рамках данной программы у ребенка формируются практические умения и навыки, улучшается интеллектуальная деятельность, формируется жизненное самоопределение. Реабилитацией таких подростков занимаются ученые и практики разные областей: педагоги, психологи, психиатры, учителя физической культуры и воспитания. Научная идея и научное понятие «социально-психолого-педагогической поддержки» как педагогической помощи подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением, были рассмотрены и сформулированы такими педагогами и психологами как: О.С. Газман, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Социально-психолого-педагогическая поддержка подростков предполагает выявление причин деформации в развитии подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах подростка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации подростка. [11] Термин педагогическая поддержка используется широко и многозначно. Его в первую очередь связывают с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во - вторых, под педагогической поддержкой О. С. Газман понимает систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным стремлением и направленных на их выявление и поддержку. [11] Тема дипломной работы: «Реабилитация дезадаптированных подростков средствами физкультурно-оздоровительной деятельности» Проблема дипломной работы: какими средствами физкультурно-оздоровительной деятельности возможно реабилитация несовершеннолетних дезадаптированных подростков? Цель дипломной работы: выявить и обосновать эффективность физкультурно-оздоровительных средств реабилитации несовершеннолетних подростков. Объект дипломной работы: реабилитация дезадаптивных подростков. Предмет дипломной работы: содержание, методы и формы физкультурно-оздоровительной деятельности дезадаптивных подростков. Глава 1 теоретические и практические предпосылки реабилитации дезадаптированных подростков средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. 1.1 Содержание понятия «дезадаптированные подростки» Изучением понятия «дезадаптированные подростки» занимались: О.С. Газман, Д.А. Андреева, С.А. Беличева, А.И. Захаров, и другие. По А.С. Беличевой социальная дезадаптация это нарушение отношений ребенка с окружающим миром и с самим собой, неспособность к овладению знаниями, умениями и навыками построения межличностных отношений. [5] Л.В.Мардахаев, считает, что под социальной дезадаптацией понимает "несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованием ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях окружающей среды. [14] Н.Р. Сидоров, под социальной дезадаптацией понимал: неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, основанные на ожиданиях, которые соответствуют его социальному статусу в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. А так же его неспособность применять на практике общественно выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимы для удовлетворения собственных потребностей. [19] Н.М. Иовчук и А.А Северный считали, что социальная дезадаптация это невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той социальной средой, в которой он существует. А.С. Беличева выделяет следующие 3 вида дезадаптации: [5] 1. Патогенная дезадаптации - вызвана патологическими отклонениями в психическом развитии и в нервнопсихических заболеваниях в основе, которых лежат функциональные поражения центральной нервной системы. По степени и глубине проявления делится на * Устойчивую к ней относятся ограниченные поражения головного мозга, психозы, отставание в умственном развитии, дефекты органов чувств. * Неустойчивая к ней относят фобии, навязчивые дурные привычки, энурез. Чаще всего бывает вызвана неблагоприятной социальной школьной, семейной ситуацией. [5] 2. Психосоциальная дезадаптация – связана с возрастными и индивидуальными психическими особенностями ребенка; дефекты эмоционально-волевой сферы, чаще проявляется безволием и податливостью чужому влиянию. [5] 3. Социальная дезадаптация - проявляется в асоциальных нормах поведения и деформации внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Наблюдаются нарушения процесса социального развития, социализации индивида. При этом нарушения социализации могут быть вызваны десоциализирующим влиянием, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального поведения. [5] В социальной дезадаптации в зависимости от степени и глубины изменений можно выделить следующие стадии: 1. Школьная социальная дезадаптация характеризуется отставанием по предметам школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью учителям, негативным отношением к учебе. такими а так же употреблением ненормативной лексики, курением, конфликтными отношениями с учителями и одноклассниками. При этом подростки отличаются любовью к физическому труду, стремятся к получению рабочей профессии, экономической самостоятельности 2. Социальная дезадаптация в отличие от школьной социальной дезадаптации характеризуется не только отставанием по предметам учебной программы и сопротивлением педагогическим воздействиям, но и отсутствием у подростка профессиональной ориентированности, общественно полезных навыков и умений, а так же сужением сферы познавательных интересов. Такие подростки отчуждатся от семьи и школы, их социальное развитие происходит под влиянием асоциальных, криминогенных групп. Им свойственны серьезные различные социальные отклонения, алкоголизм, бродяжничество, наркомания, правонарушения, аморальное поведение. Причины социальной дезадаптации подростков. С.А Беличева выделяет следующие причины социальной дезадаптации: 1. ошибки семейного воспитания: а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей; б) отрицательное влияние на детей поведения родителей; в) противоречивое отношение родителей к детям; г) неполный состав семьи; д) неправильная организация деятельности детей; е) привитие противоречащих моральным нормам взглядов и убеждений; 2. недостатки и просчеты учебно-воспитательной работы в школе: а) непосильность предъявляемых к учащимся требований; б) перегрузка учащихся; в) устойчиво негативная оценка результатов их деятельности; г) негативный подход к воспитанию; д) создание атмосферы нетерпимости и обструкции; е) невнимательное отношение к детям и несоблюдение дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе. 3. негативное влияние среды, деформация социальных связей и соответственно референтных и ценностных ориентаций: а) влияние референтных групп с асоциальной ориентацией; б) расхождение норм группы с общепринятыми моральными нормами; в) низкая сформированность структуры общения. [5] Н. Р. Сидоров считал, что социальная дезадаптация проявляется неадекватными поступками. Неспособность индивида давать адекватные ответы распространяется только на отдельные сферы его жизнедеятельности, тогда как в других сферах он вполне адекватен. [19] Школьная дезадаптация может быть определена, как особая форма, социальной дезадаптации. Отличительными особенностями социальной дезадаптации подростков определяются возрастом, особым социальным статусом и бурно протекающего процесса психического развития. 1. Индивидуальные психические - искажения личностных черт- деформация мотивационной сферы - несформированность социально приемлемого поведения - педагогическая запущенность. 2. Индивидуальные соматические - хронические заболевания - инвалидность отставание в физическом развитии. 3. Социальные внеучебные - нарушение прав ребенка - отсутствие опеки со стороны взрослых - вовлечение в противоправные действия - бедность семьи ограниченность возможностей познания мира. 4. Социальные школьные - плохой социально- психологический климат учебной группы - низкий социальный статус в учебной группе - низкий уровень преподавания в учебном заведении. Изходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что "социальная дезадаптация несовершеннолетних - это явление многогранное, многовариантное, может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами". [5] Необходимо рассматривать "дезадаптацию" в зависимости от "степени распространенности» в разных областях жизнедеятельности в зависимости от степени углубленности: * поверхностную, * углубленную, * глубокую; по ее выраженности: * скрытую, * открытую, * ярко выраженную; по характеру возникновения: * первичную, * вторичную; по длительности протекания: * ситуативную, * временную, * устойчивую. [5] Из выше изложенного можно сделать вывод, что об узкой дезадаптации можно говорить только в том случае, если подросток испытывает трудности только в одной области жизнедеятельности, будь то трудности в построении межличностных отношений со сверстниками или взрослыми. О широкой дезадаптации можно говорить в том случае, если дезадаптация затрагивает несколько областей жизнедеятельности подростка. Как отличает Беличева, широкая дезадаптация наиболее присуща социальной дезадаптации. [5] О поверхностной дезадаптации можно говорить в том случае, если ребенок рассеян или ленив, а так же проявляет грубость. Однако если грубость переходит в черту личности и проявляется часто и повсеместно, то речь идет о глубокой дезадаптации. Если ребенок или подросток замкнут, одинок носит обиду в себе это скрытая дезадаптация. Совершенно иначе проявляется открытая дезадаптация. Она характеризуется агрессий со стороны ребенка, четко выражена и мешает взаимоотношениям ребенка с окружающими людьми. В скрытом виде проявляется дезадаптация патогенная или психологическая, а открытом - психосоциальная и социальная, ярко выражена очень дезадаптация социальная. [5] Ситуативная дезадаптация проявляется как ответная реакция на какое либо событие, например, если ребенок рассердился или растерялся. У одного человека могут встречаться несколько видов дезадаптации. С. А. Беличева считает, что нет человека, у которого бы элементы дезадаптации, хотя бы ситуативно, никогда не проявлялись, а их проявление зависит от всего мотивационно - личностного строя личности, ее характера и способностей. [5] Социальная дезадаптация может быть обращена как на себя, так и на окружающий мир, осознаваться и не осознаваться, самоосуждаться или нет - все это порождает проявление типов дезадаптации: [5] "саморазрушители" - дефект самооценки, самовыражения, взаимоотношений; "неумеющие" - дефект навыков и умений, деформации предметной дезадаптации; "инертные" - ослабленность воли и эмоционального контроля; "конформисты” - ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений; "разрушители" - превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия; "смирившиеся" - дефект воли, эмоций, занижающий "конформисты” - ослабленность воли, принципиальности, стойкости убеждений; "разрушители" - превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия; "смирившиеся" - дефект воли, эмоций, занижающий самооценку, деформацию «я»; "себялюбцы" - напротив, завышающей самооценку, деформацию "я"; "демонстративные" - дефект взаимоотношений, эмоций самооценки; "заблуждающиеся" - отсутствие правильной оценки себя, своих поступков; "стремящиеся" - осознание и отрицательное отношение к своим поступкам, отсутствие отрицательного влияния на окружающих и подверженности отрицательным воздействиям, активность в преодолении дезадаптации. Нередко типы дезадаптации могут быть смешанными, сочетая в себе характеристики нескольких типов. Любой из указанных типов дезадаптации имеет различную выраженность в зависимости от отношения ребенка к ней, влияние его на окружающих и стремление дезадаптацию преодолеть. [5] Приведенная классификация дезадаптации по ее видам, подвидам и типам позволяет индивидуально подходить к каждому дезадаптированному подростку. Определение вида дезадаптации дает понять, к какой области проявления следует обратиться, подвида - степень ее запущенности, типа - конкретное поведенческое ее проявление, что, несомненно влияет на стратегию работы с подростком. [5] Л. В. Мардахаев считает, что под социальной дезадаптацией следует понимать - несоответствие социопсихологического и психофизических возможностей человека, требованиям ситуации жизнедеятельности, что, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды существования. [14] Л. В. Мардахаев предлагает рассматривать дезадаптация как процесс, проявление и результат. Дезадаптация как процесс - это снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях. Дезадаптация как проявление - это характеристика нетипичного для данного человека поведения в определенных условиях.[14] Дезадаптация как результат - это свидетельство о том, что поведение, отношение с детьми и взрослыми, ребенка (воспитанника детского сада, ученика) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него в данных условиях среды. Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения, социальным нормам в сравнении с основной массой его сверстников. [14] Так же Л. В. Мардахаев вводит понятие "Дезадаптированные дети" - это дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности (детский сад, школа, сверстники), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании и обучении. [14] На основе анализа точек зрения различных авторов под социальной дезадаптацией необходимо понимать несоответствие социопсихологического и психофизического статуса человека требованиям его ситуации жизнедеятельности, что не позволяет ему адаптироваться к условиям среды существования, нанося моральный ущерб. Она выступает как процесс, проявление и результат. К понятию дезадаптация ближе всего С.А. Беличева. Под дезадаптацией она понимала социально психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями, умениями, навыками построения межличностных отношений. Дезадаптация бывает: патогенная, психосоциальная, социальная, которая в свою очередь делится по глубине распространенности, выраженности, характеру возникновения, длительности протекания, направленности. Были выявлены типы проявления, социальной дезадаптации: саморазрушители, неумеющие, инертные, конформисты, разрушители, смирившиеся, себялюбцы, демонстративные, заблуждающиеся, стремящиеся. Так же были рассмотрены точки зрения различных исследователей дезадаптированных детей. Под понятием дезадаптированные дети понимается неспособность детей по различным причинам на равных со сверстниками адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности, что существенно сказывается на самопроявление, развитии, воспитании и обучении. 1.2 Сущность и содержание понятия «реабилитация» Неизбежный рост девиантного поведения ставит перед обществом и социальной службой необходимость поиска форм и методов работы с дезадаптированными подростками, разработку концентраций усилий, направленных на реабилитацию подростков, а так же предупреждение отклонений от социальных норм. В настоящее время широкое распространение получили две основные технологии работы с подростками девиантного поведения: * Профилактическая * реабилитационная. [26] Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность её определений. Реабилитация рассматривается не только как система мер, направленных на решение задач широкого диапазона - от привития элементарных навыков до интеграции человека в обществе, но и как результат воздействия на личность, на ее отдельные психические и физические функции. Если адаптация предусматривает приспособление с использованием резервных возможностей организма, то реабилитация подразумевает восстановление. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему. Реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребенка. [25] Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. [25] Коррекция работает с конкретными отклонениями и направлена на самого ребенка. [25] Существуют различные виды реабилитации: * Медицинская * Психологическая * Педагогическая * социально-экономическая * профессиональная * бытовая * социально-педагогическая Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Медицинская реабилитация включает в себя не только лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного, но и психическую подготовку к необходимой адаптации или реадаптации. В разных отраслях медицины реабилитация понимается по-разному. Например в травматологии реабилитация включает в себя протезирование; в неврологии - массаж, лечебная физкультура, психотерапия; в психиатрии – это психо- и трудотерапия. [25] Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка, цель которой заключается в преодолении в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчёмности как личности. [25] Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств. Она направлена на смягчение или ликвидацию имеющихся изменений в отношении к социальному окружению и к собственной личности Психолог работает по направлению психодиагностики характера внутрисемейных отношений, результаты которой, имеют важнейшее значение в проведении реабилитации сложных подростков. Это обусловлено тем, что и семья ребенка и его ближайшее окружение должны быть объектом психологической реабилитации. Психолог осуществляет психологическую консультацию для детей и их родителей в проблемах взаимоотношений, общения, позволяя разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности. Именно консультативная помощь играет важнейшую роль в психопрофилактики возможных отклонений в развитии ребенка. Эта особая роль психологической реабилитации обусловлена рядом обстоятельств: 1. У детей-инвалидов вследствие различных заболеваний, не только психиатрического или неврологического профиля, но и разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии. 2. Психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, часто оказываются неблагополучной, что провоцирует дисгармонию в психологическом развитии детей, когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или усиление имеющихся у них психологических нарушений. 3. Результативность психологической реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо проявляется в виде повышения успешности восстановительного лечения, получение общего и профессионального образования. Работая в центрах реабилитации, психолог должен обладать такими качествами, как: эмпатичность, терпимость, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, интуиция, богатое воображение, уверенность, гибкость, высокий уровень интеллекта. [25] Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём. [25] Бытовая реабилитация подразумевает предоставление нормальных условий жизни подростка. [25] Социально-экономическая реабилитация подразумевает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение причитающихся ребенку денежных выплат, защиту его законных интересов и прав. [25] Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким либо причинам. [25] Педагогическая реабилитация – это педагогическое воздействие на труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния. интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов ребенка. [25] Социально-педагогическая реабилитация – система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции, способствующих интеграции его в общество. А так же она направлена на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования. [25] Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, находящихся в конфликтных воспитательных ситуациях осуществляется, как правило, в реабилитационных центрах, в детских домах, школах - интернатах, спецшколах, приютах, центрах социальной помощи. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.[25] 1.3 Влияние особенностей подросткового возраста на формирование социальной дезадаптации Изучением подросткового возраста занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.Е. Личко, В.А. Крутецкий. Из-за того, что в подростковом возрасте происходит переход от детства к взрослому состоянию данный период называют переходным. Из этого следует, что подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости затрагивает все стороны развития подростка: его анатомо-физиологическое, интеллектуальное развитие, а так же все виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности ребенка, что приводит к перестройке психики, ломки сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Л. С. Выготский выделял отдельные периоды подросткового возраста: * предпубертатный (10 - 11 лет), * пубертатный (12 - 13 лет), * постпубертатный (13 - 15), Они отличаются различным содержанием физического, психического и личностного развития. [8] Половое созревание. Половое созревание происходит под действием эндокринных изменений в организме. Гипофиз и щитовидная железа начинают выделять гормоны, стимулирующие работу других желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое развитие, что опосредует психологическое развитие ребенка. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к небольшой непропорциональности тела, угловатости. Подростки часто ощущают себя неуклюжими и неловкими. Социальная ситуация развития. Различию в требованиях, которые предъявляются обществам к подросткам и взрослым вызывают некоторые сложности подросткового возраста. Ведущей деятельностью подросткового периода является интимно-личностное общение, в котором реализуется потребность в понимании. Общение является формой подражания между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, их освоением. Предметом общения чаще всего становится другой подросток. В этой деятельности конкретное содержание занятий (чтение, приготовление уроков, моделирование, разговоры, прогулки)- лишь средство осуществления общения со сверстником. [9] В процессе дружбы наблюдается более глубокое и содержательное общение. Подросток ищет в друге сходства и принятия собственных переживаний и установок. Доминирующим мотивом этого периода является стремление занять определенное место в группе сверстников. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляются в боязни быть отвергнутым ими. [9] Общение подростков опирается на морально-этические нормы, взятые из мира отношений взрослых. Их основные требование: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, доверие и верность в дружбе. Новообразования возраста. Л. С. Выгодский считал, что основным новообразованием подросткового возраста становится формирующиеся к концу этого периода самосознание, понимаемое как социальное сознание, чувство взрослости. Через чувство взрослости подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для подражания, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. [8] Оценка подростком своих качеств происходит с точки зрения степени взрослости, а не по отношениям к качествам другого подростка. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости» и примеряет его на себя. Таким эталоном может выступать не только взрослый, но и сверстник, который чем-либо выделяется на фоне других сверстников. [8] 1. Формирование «мы - концепции». Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление от семьи. Стремление увидеть в другом человеке точную копию себя самого. Чувство индивидуальности еще не сформировалось, поэтому диффузное «я» нуждается в сильном «мы». [8] 2. Формирование референтных групп. Общение со сверстниками настолько интенсивно, что происходит реакция группирования. В этом случае ценности и мнения группы подросток как свои собственные. В его сознании они создают оппозицию взрослому обществу. В таких группах мнение группы и ее лидера не критикуются. Сначала выделяются группы, состоящие из представителей одного пола, затем появляются желания к объединению подобных групп в более крупные компании. С течением времени группы становятся смешанными, еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит из связанных между собою пар. [8] 3. Чувство взрослости. Формируется представление о себе как «не о ребенке», подросток осознает, что обладает правами, как и взрослые. Отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной взрослости. Это зависит от быстрого физического взросления, но психологическая и социальная взрослость еще не наступили. Под развитием взрослости Л. С. Выготский понимал становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного равноправного участника. [8] Таким образом можно выделить две стороны взрослости: 1. Становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых 2. Становление субъективной готовности - развитие чувства взрослости и тенденции взрослости. Л.С. Выготский выделил несколько видов разной по содержанию взрослости в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения. Показатели чувства взрослости по Л. С. Выготскому а) наличие у подростка стремления к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых (взаимоотношения с товарищами, девочками или мальчиками, занятия в свободное время, учебные обязанности). Стремление подростков к самостоятельности наиболее ярко выражается в отказе от помощи взрослых и в неудовольствии при попытках последних контролировать качество работы; б) наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или товарищей.[8] Помимо чувства взрослости у подростков существует стремление быть, казаться и считаться взрослым, копирование разных сторон поведения и внешнего облика старших, претензии к себе как к взрослым и новые права при контактах с взрослыми и товарищами. [8] Подростковые поведенческие реакции. Самостоятельность подростков выражается не только, в стремлении освободится от опеки и контроля взрослых, но и в увлечениях, проявляющихся в поведенческих «подростковых реакциях». А. Е. Личко выделял следующие их виды: * Интеллектуально - эстетические: связаны с глубоким интересом к любимому занятию. * эгоцентрические: любое увлечение становится средством демонстрации своих успехов. * телесно - мануальные тесно связаны с укреплением своей силы, выносливости, приобретение ловкости; * накопительские: выражаются во всех видах коллекционирования; * информативно - коммуникативные - самый примитивный вид увлечений, заключается в получении новой, но не слишком содержательной информации, не требующей критической переработки. Удовлетворяется потребность в легком общении со сверстниками - во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. [8] Особенности подросткового возраста, влияющие на формирование социальной дезадаптации. 1. для подростков характерно включение в уличную субкультуру со своими нормами, понятиями «что хорошо, а что плохо», жаргоном, кличками, авторитетами, заменяющая ему референтную группу и направляющая процесс его социализации. 2. Подростки характеризуются сопротивлением воспитательному воздействию со стороны школы, семьи. Они не принимают социальные ценности, не включенные в собственную субкультуру. Такие подростки гордятся плохой успеваемостью в школе, и хвастаются аморальным поведением, сквернословием, курением и употреблением алкоголя. 3. у социально дезадаптированного подростка затруднен процесс формирования самосознания. Он либо не способен к самооценки своего поведения либо оценивает себя с позиции своей неформальной группы, либо пользуется различными приемами психологической защиты. У дезадаптированных подростков часто возникают трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, нежелание учиться и работать, привычка жить по указке других, сложности во взаимоотношениях, нарушения в самосознании (от переживания вседозволенности до ущербности), проявления грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство, различные формы). Реабилитация подростка в первую очередь должна быть связана с заменой непосредственной среды, в которой протекает его общение и реализуется, основные потребности его возраста, а так же которая выступает в качестве референтной группы, задавая основные нормы, эталоны поведения. Для нормального развития подростков необходимы определенные условия: [8] * информация современной жизни; Подросток имеет право и должен получать достоверную информацию по всем волнующим его вопросам, а так же проверять ее и анализировать (секс, наркотики и алкоголь, уголовное право, религия, секты, молодежные движении); * сочетание свободы и ответственности в деятельности; Подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе; * принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций); * обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства). Таким образом, при изучении особенностей подросткового возраста были изучены....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: