- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013475 |
Тема: | Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности |
Содержание
Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. 1.1…Понятие «способности», «творческие способности» и «развитие» в психолого-педагогической литературе. 1.2…Содержание и структура развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. 1.3…Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. 2.1… Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. 2.2… Реализация педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Заключение. Список литературы. Приложения. Введение. В настоящее время проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности разрабатывается отечественными и зарубежными учёными. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. По мнению ряда современных учёных, лучшим периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать развитию творческих способностей. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные НОД изобразительной деятельности. В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творческих способностей» дошкольников. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов: -социальным заказом по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с момента дошкольного детства; - возможностью совершенствования развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности путём создания педагогических условий в ДОУ. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности неоднократно рассматривали в своих работах такие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, как Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и другие.В своих работах они раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А.Флерина – одна из первых дала определение понятию «творческие способности», расширили и обогатили ее исследования Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка. Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е.А.Флёрина; Я.А.Башилов; Е.В.Разыграев; Т.С.Комарова; Г.Г.Григорьева и другие. В педагогической психологии имеется ряд фундаментальных работ, посвященных изучению творческих способностей. Общие вопросы определения сущности творческих способностей, их характеристика рассматривалась в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, К. С. Платонова, Н. С. Лейтеса и др. Аспекты проблемы творческих способностей затрагивались такими исследователями как Д. Гилфорд, Е. Торренс, Г. В. Лабунская, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, В. Г. Кудрявцев и др. Детский возраст имеет наибольшее значение для становления способностей. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся в частности в творческих играх, рисовании, конструировании, и других видах деятельности, и направленная на создание новых целостностей. Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества: Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. И хотя проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста рассматривалась большим количеством учёных-педагогов, она остается одной из самых неразработанных и требует дальнейшего рассмотрения и изучения. В процессе изучения проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности были выявлены следующие противоречия между: - необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности в ДОУ и отсутствиемнеобходимых педагогических условий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности в ДОУ; -декларируемым принципом взаимосвязей теории и практики и отсутствием механизма его реализации на практике в ДОУ. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречия путём поиска педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Актуальность данной проблемы обусловлена выбором темы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Определение темы, цели и проблемы позволили определить объект исследования:развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Объект: процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Предмет: педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. В ходе исследования была выдвинута гипотеза – процесс развития творческих способностей дошкольников будет осуществляться более успешно при соблюдении следующих педагогических условиях: - создание предметно –развивающей среды; - включение в продуктивную деятельность (лепка, конструирование из бумаги, рисование). В связи с целью и гипотезой были определены задачи исследования: - Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме; - Выявить содержание и структуру творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; - Установить критерии и показатели уровняразвития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; -Разработать и экспериментально проверить педагогические условияразвития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Методологическую основу и теоретическую базу составили следующие труды: - концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна) ; - идея развивающего обучения (Л. С. Выготский) ; - положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование; - теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.); - «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной; - «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова; - «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева; - «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова; - «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности» Ю. В. Рузановой; - «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию творческих способностей у детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: - теоретический анализ и практическая работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; - констатирование результатов эксперимента; - статистическая обработка результатов (эксперимент). Новизна исследования заключается в определении совокупности педагогических условий обеспечивающихразвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Практическая значимость заключается в возможности применить результаты исследования в дошкольном учреждении. Экспериментальная база МАДОУ «детский сад № 21» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей г. Ишим. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений. Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. 1.1. Понятие «способности», «творческие способности» и «развитие» в психолого-педагогической литературе. Проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности рассматривались в трудах Р.С.Немов, Б.П.Никитин, Т.С.Комарова, В.И.Кириенко, Н.А.Ветлугина и другие. Рассмотрим данный аспект с философской, педагогической и психологической точки зрения. В современных психолого – педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие психологи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них творческих способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивной деятельности. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «способности». Поэтому для начала рассмотрим это понятие. В отечественной науке ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки способностей: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков[21;67]. Способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются (по С. Л. Рубинштейну). [24; 435]. Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности или многих деятельностей [21;64]. Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л.А. Венгер) [26, 145-146]. В философии способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [24;209]. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления(?). К.КПлатонов, В.Э. Чудновсий, Б.М. Теплов рассматривают способности как качество, как индивидуально – психологические особенности личности, приводящие к успеху в какой – либо деятельности[17;61][20;37][23;39]. Согласно Б.М. Теплову, способности возникают на основе задатков, врождённых способностей индивидуума. Они не могут возникнуть вне деятельности. На развитие способностей влияют темперамент, мотивация, самооценка[20;39]. В.Д. Шадриков определяет способности с трёх позиций: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счёт развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). А постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания [24;19-21]. Л. А. Венгер под способностями понимает индивидуально – психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработан у ребёнка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характерисует личность[3;47]. Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. Все подходы разные и определяются исходя из специфики деятельности. Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. В художественном образе сочетаются 2 функции – изображение и выражение, что придает деятельности художественно – творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Процесс создания образа складываеться из двух частей: Ориентировочной части деятельности – формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина). Исполнительской (Л. А. Венгер, И. П. Сакулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т. Е. способностей. А.Г. Ковалев говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. Первый компонент - ведущее свойство и два опорных. Ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство - острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии). Второй компонент - специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений. Кроме этого выделяется фон способности - эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности. Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Н.П. Сакулина выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из трех компонентов: 1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину). 2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношении, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать. 3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты сграфическими, являются их составной частью. 2 группа – способность к художественному выражению. можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению: 1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. И рисунок становится не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-выразительный образ, а не просто графическое изображение. А это, как отмечает Н.П. Сакулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности). 2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа. Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей: 1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета. 2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении. 3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности. 4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения. 5.Способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению. 6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения. Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения. Позднее Т.С.Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движения по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима); плавность движения, непрерывность;удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине. Таким образом, обобщив разные точки зрения по определению способностей, мы пришли к выводу, что под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности: врождённые (приобретённые), которые можно развивать и даже сформировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой – либо деятельности, и которые связаны или зависят от условий жизни данного индивида. Они обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной), а не там, где результат можно получить, сформировав определённый навык. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. д. что же такое творческие способности на самом деле? Рассмотрим понятие «творческие способности». Единого определения творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности (А. Олох, А. Маслоу и др.). Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта (Дж. Гильфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен и др.). С точки зрения А. Н. Леонтьева, творческие способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.)[12;23-28]. А. Н. Лук писал, что творческие способности сами по себе не превращаются в творческое решение. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизм мышления. В структуре любых, в том числе и творческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности[13;52]. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО И. В. Дубровина определяет творческие способности как способности, благодаря которым ребёнок создаёт что-то новое, оригинальное. [9; 252]. Творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности. Большое значение для развития творческих способностей имеет социальная, воспитательно – образовательная среда. Современная парадигма определяет творческие способности как качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, субъективно или объективно значимого творческого продукта. В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». [44; 359]. Таким образом, теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что для осуществления нашего исследования нам импонирует точка зрения доктора Крутецкого В. А., в котором он связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности [12; 212]. Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное); Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» [14;22] Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей: * уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; * зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам. Развитие – это изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека[18;37]. Развитие – это поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней более высшими [21;11]. Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава и структуры; развитие - всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Развитие имеет две формы: эволюционную и революционную [21;15]. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов [18;25]. Развитие - (лат. – эволюция) – объективный процесс постепенного и последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, протекающий как прогрессивное и положительное углубление, усложнение и расширение его потенциальных жизненных сил, как их раскрытие и реализация. Развитие – это всегда переход от низших форм жизнедеятельности к более высоким. Логика нашего исследования предполагает рассмотреть особенностиразвития творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в следующем параграфе. 1.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Прежде чем раскрыть особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, необходимо уточнить понятие «особенность». В словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, особенный – отличный от прочих, иной, другого разбора; отличный в значении превосходный, лучший, особенно хороший [35]. Под творческими способностями мы понимаем синтез индивидуально – психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний, возникающих в процессе новой для индивида деятельности, что ведет к её успешному выполнению или появлению чего - то качественно нового, никогда раньше не бывалого, не существовавшего. Творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности. Большое значение для развития творческих способностей имеет социальная, воспитательно – образовательная среда. Современная парадигма определяет творческие способности как качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, эксклюзивного, субъективно или объективно значимого творческого продукта. Творческие способности присущи каждому, они формируются и развиваются в деятельности. Продукт, получаемый в результате творческой деятельности, несёт на себе некий отпечаток индивидуальных особенностей личности. Качество продукта (его проработанность, завершённость, выразительность, эксклюзивность) зависит от особенностей процессов мышления, восприятия и мотивационной составляющей индивида. Но каково же содержание творческих способностей? Понимание содержания творческих способностей есть необходимое знание для современного воспитателя, стремящегося решить проблему организации работы по развитию творческих способностей в современных ОУ. Под содержанием творческих способностей понимается сумма компонентов (ряд частных способностей), составляющих единство психологических и личностных элементов, ведущих к успешному выполнению деятельности или появление субъективно или объективно нового. В. И. Андреев предложил модель содержания, позволяющую выделить следующие укрупненные компоненты (блоки) творческих способностей личности [1;254]: 1. мотивационно – творческую активность и направленность личности; 2. интеллектуально – логические способности личности; 3. интеллектуально – эвристические, интуитивные способности личности; 4. мировоззренческие свойства личности, способствующие творческой деятельности; 5. способности личности к самоуправлению в учебно – творческой деятельности; 6. коммуникативно – творческие способности личности; 7. результативность творческой деятельности. Е. Туник выделяет следующие содержательные компоненты творческих способностей: - любознательность; - воображение; - сложность; - склонность к риску. В. Н. Дружинин видит содержательную сторону творческих способностей следующим образом: интеллект; обучаемость; креативность (преобразование полученных знаний). Он подчёркивает важность индивидуальных особенностей личности, которые приводят к доминированию либо активности надситуативной (творческой), либо адаптивной (нетворческой), что позволяет делить людей на более и менее творческих [6;176]. И. А. Михалкова предлагает следующую содержательную цепь творческих способностей: мышление (конвергентное, дивергентное); качественные показатели мыслительной деятельности (широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность); воображение; творческое самочувствие; интеллектуальная инициатива (творческая активность, чувствительность к проблеме) [14;169]. В континуум творческих способностей, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, входит: - способность к восприятию; - творческое воссоздающее воображение: продуктивность, оригинальность; - творческое (дивергентное) мышление: беглость (легкость), гибкость, эксклюзивность, точность ассоциативность; - комбинаторные способности; - образная и сенсорная память (способность оперировать образами, способность визуализировать образы); - творческая самостоятельность. Американские авторы В.Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что творческие способности оказывают огромное влияние на развитие ребенка. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности[12;2]. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольное детство также является сенситивным периодом (сенситивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения[12;6]. Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей. Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей[12;7]. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительной деятельностью для развития творческих способностей детей. Дошкольники способны в процессе предметной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Многие психологи и педагоги считают, что творческие способности изначально заложены в природе ребенка, и взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: