VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006004
Тема: Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
Содержание
Содержание

Введение	9

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр	12

		1.1.	Внимание как познавательный процесс. Развитие внимания в онтогенезе	…………………………………………………………………………….12

		1.2.	Особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития	17

		1.3.	Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр	21

	Выводы по первой главе	26

Глава 2. Экспериментальное исследование развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития	28

	2.1. Общая схема исследования, участники исследования	28

	2.2. Методы и методики исследования	29

	2.3. Результаты констатирующего эксперимента развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития	31

		2.4. Программа развития внимания детей 5 – 6 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр и определение её эффективности	35

Выводы по второй главе	42

Заключение	44

Список литературы	47

Приложения	52











Введение

	Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и значимой проблеме изучению особенностей развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. В настоящее время данная проблема относится к числу недостаточно исследуемых и требует, как теоретического, так и экспериментального изучения всех её аспектов.

Актуальность исследования обусловлена тем, сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

В отечественной литературе изучением проблемы задержки психического развития, как специфической аномалии детского развития занимались такие учёные, как В.М. Астапов, Т.А. Власова, В.М. Лубовский, Н.С. Певзнер, Т.Д. Пускаева, В.С. Выготский, И.Ю. Кулагина.

Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Поэтому необходима такая коррекционно-развивающая работа, которая могла бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. 

Цель исследования: развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр.

Гипотеза: если вести целенаправленную и систематическую работу посредством дидактических игр, то повысится уровень развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую психолингвистическую методическую и другую литературу по исследуемой проблеме;

2) провести эмпирическое исследование развития внимания детей 5-6 лет с задержкой психического развития;

3) подобрать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;

4) проанализировать результаты, полученные в ходе экспериментальной программы и определить ее эффективность.

Объект исследования: дети 5-6 лет с задержкой психического развития.

Предмет исследования: внимание у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредствам дидактических игр.

Методы исследования:

теоретические (анализ, синтез, обобщение);

эмпирические (педагогический эксперимент);

статистические (количественный и качественный анализ).

Методики: «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов), «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов), «Проставь значки» (Р.С. Немов), «Домик» (Н.И. Гуткина). 

Теоретическая значимость и практическая значимость: исследования определяется полученными результатами и выводами по развитию внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр, подобрана и апробирована коррекционно-развивающая программа по развитию внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр; данные материалы исследования могут быть использованы в методических рекомендациях для дефектолога дошкольного образовательного учреждения при организации работы с детьми с задержкой психического развития.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы (43 наименования) и 2 приложений. В тексте работы представлено 4 таблицы и 8 рисунков.

База исследования: КОГКУ СО «Кировский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вятушка». В исследовании приняли участие 20 детей 5 - 6 лет с задержкой психического развития.



Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр



Внимание как познавательный процесс. Развитие внимания в онтогенезе

Изучением процесса внимания процессом занимались многие отечественные ученые. Например, Л.С. Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С. Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития [20].

П.Я. Гальперин определил, что внимание-это деятельность контроля.

Определение внимания, данное С.Л. Рубинштейном - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [32].

Исходя из определении известных ученых, внимание –это познавательный процесс, который направлен на сосредоточенность сознания на любых объектах с одновременным отвлечением от всех остальных.

 В психологии различают три вида внимания, зависящие от наличия сознательного выбора и регуляции выделяют произвольное (целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание [27]. 

1. Непроизвольное внимание –это внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий. Деятельность завлекает человека сама по себе, непроизвольное внимание является реакцией организма на сигналы окружающей среды, внешние раздражители, которые в свою очередь носят разнообразные: характер (силу и интенсивность), соответствие внутреннему состоянию человека и его потребностями, направленность интересов личности, эмоциональная значимость.

2. Произвольное внимание – это внимание, связанное с волевым усилием человека, сосредоточением психической деятельности на решении иной или иной задачи, либо на достижении какой-то цели. Произвольное внимание требует опыта, умения организовать себя. У детей формируется сначала непроизвольное внимание, а затем произвольное [27]. 

3. Послепроизвольное внимание - вид внимания, при котором отмечается наличие сознательного выбора объекта внимания, но отсутствие напряжения, характерного при произвольном внимании. Данный вид внимания характеризуется появлением новой установки, актуальной с деятельностью. [27]. 

Следующий вид внимания непосредственное, которое не управляет ничем и соответствует актуальным интересам человека. Опосредованное внимание характеризуется регулированием с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков, предметов). 

Непроизвольное внимание отличается от произвольного тем, что непроизвольное внимание не связано с участие воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Нецеленаправленное внимание не требует усилий, а произвольное наоборот. Также можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а интеллектуальное связано с сосредоточенностью и направленностью мысли [21].

У человека существует пять основных свойств внимания [9]:

-устойчивость;

-сосредоточенность;

-переключаемость; 

-распределение;

-объем.

1. Устойчивость внимания - способность в течение длительного промежутка времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Причины устойчивости внимания связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, его психические состояния, также соотносятся с мотивацией, с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

2. Сосредоточенность внимания - степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой–нибудь интересной книге, на занятии каким – либо интересным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг [26].

3. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переключать свое внимание одного объекта на другой, причем такой перевод может быть, как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточиться на нем; второй- тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания [26].

4. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько разных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. Например, при утомлении область его распределения обычно сужается.

5. Объем внимания –количество информации, одновременно способной сохранятся в сфере повышенного внимания человека. Средний объем внимания людей – 5-7 единиц информации. При восприятии чем-то связанных объектов 9 букв в слове, деталей конструкции объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает [35]. 

Таким образом, внимание играет огромную роль управлении нашим поведением и эмоциями. Отсюда следует, что если развивать у человека качества внимательности, то способствуют эффективности и успешности наших действий в целом, что положительно влияет на качество нашей жизни.

Говоря о внимании, важно изучить также развитие внимания в онтогенезе.

С рождения у человека развивается два вида внимания: непроизвольное, зависящее от внешними стимулами и произвольное, управляемое самим человеком. Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. [7].

С момента рождения к 2 - 3 неделям у ребенка появляется способность сосредотачиваться на громком звуке. Он может прослеживать только движущиеся предметы. К 4 неделям ребенок зрительно сосредотачивается и может фиксировать взгляд на неподвижном предмете. До 2 месяцев развивается система бдительности, или настороженности, отвечающая за «достижение и поддержание состояния готовности» - поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния бдительности. Она вступает в действие, когда задача, которую решает человек требует длительного ожидания какого – либо объекта или сигнала к действию. Во-первых, за бдительностью стоит общий тонус, или уровень активации организма и мозга. Во-вторых, она обычно предполагает, что за сигналом последует ответ, и чем более насторожен человек, тем быстрее приходит ответ [35].

В возрасте от 2 – 3 до 6 месяцев ребенок начинает ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать объект. Далее, непроизвольная реакция на новизну раздражителя. Малыш поворачивает голову, двигает глазами в направлении раздражителя, изменяется дыхание и тонус мышц, повышается уровень активации коры головного мозга. Например, если мы встречаемся с некоторым стимулом впервые, ориентировочный рефлекс не может не возникнуть. Если же стимул уже появлялся ранее, то сравнение этого стимула с его нервной моделью может дать два результата. Либо они похожи, либо отличаются по какому – то признаку. В первом случае ориентировочный рефлекс угасает, тогда как регистрация различий между взаимодействием и «нервной моделью стимула» приводит к появлению или усилению ориентировочного рефлекса [35].

Ребенок с 5 – 6 месяцев уже может сосредоточиться на объекте по собственному выбору. Возрастает концентрация внимания, происходит становление системы контроля, являющееся магистральной линией в развитии внимания, как и в общем развитии ребенка, потому что ей принадлежит едва ли не главная роль в управлении поведением [35].

Задачи данной системы – осознание того, что на что следует и на что не следует реагировать. Процесс их созревания продолжается на протяжении всего детства и завершается примерно к 9-10 годам [37].

К 2 – 3 годам малыш уже может переключать свое внимание на взрослого и обратно на свое занятие, а к 3 – 4 годам переключаемость еще возрастает. Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. С освоением ходьбы происходит расширение круга предметов внимания. А когда у ребенка появляется умение говорить и понимать речь, он должен научиться удерживать внимание не только на предметах, но и на обозначающих их словах [6]. Наконец, освоение предметной действительности, в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих признаков, особенно на те признаки, которые значимы для выполнения деятельности. Например, ложкой удобно зачерпывать суп, вилкой – уже затруднительно, а ножом и вовсе невозможно. Однако и на этом этапе развития внимание все еще направляется новизной объектов, с которыми сталкивается ребенок [7].

В 4 – 5 лет у ребенка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях. Например, малыш может одновременно что – то показывать и рассказывать. Он уже способен выполнять определенную задачу и слушать советы взрослого, музыкальную пластинку или читаемую слух сказку, не отрываясь от дела. Только при усложнении задачи ребенку приходиться сосредотачиваться на ней и отвлекаться от всего остального [6].

Примерно в этом же возрасте внимание у ребенка становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание. 

Таким образом, внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом - своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становиться внутренним [26].

Наконец, к 10 – 12 годам, когда происходит значительный скачок в умственном развитии ребенка, складываются абстрактное мышление и логическая память, возрастает объем и концентрация внимания, оно делается более устойчивым. Эти изменения обусловлены уже не столько созреванием мозга, сколько завершением становления всей системы высших психических функций ребенка, их взаимопроникновением и слаженной совместной работой [26].

На протяжении всей жизни человека продолжается развитие внимания, но организм стареет, а вместе с ним стареет и мозг, что приводит к снижению работы различных видов внимания и к ухудшению показателей его свойств. Внимание становится рассеянным, резко ухудшается его переключаемость, заметно снижается память, возрастает отвлекаемость и суетливость. Данный процесс называется процессом когнитивного замедления [9].



Особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития



Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка [16].

Точные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР [19]:

-причины биологического характера, которые препятствуют нормальному и своевременному созреванию мозга;

-общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

-отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

-социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при задержке психического развития имеет место обратимость интеллектуального дефекта [15].

В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.

Существуют разные классификации задержки психического развития, предложенные: К.С. Лебединской (1980), В.В. Ковалёва (1979), Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967).

Подробно рассмотрим наиболее распространённую классификацию детей с задержкой психического развития К.С. Лебединской [15]:

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. К ней относится гармонический психический и психофизический инфантилизм, отставание в развитии эмоциональной сферы. 

Вторая группа - задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы [22]. 

Третья группа - задержка психического развития психогенного происхождения. Неблагоприятные соматические или микросоциальные условия.

Четвертая группа - это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причинами могут являться родовые травмы, заболевания центральной нервной системы [22].

у детей дошкольного возраста отмечаются такие недостатки психического развития, как отставание в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей дети с задержкой психического развития оказываются схожими с детьми с умственной отсталости. 

Данные нарушения наблюдаются не только в психической деятельности, но и в мыслительной деятельности, и в игре [28].

При низком уровне активности отмечается снижение, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и переработки информации. В значительной мере в результате этого у них медленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения [26].

Особенностью детей с задержкой психического развития является мозаичность нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей более сохранно по сравнению с памятью. Наблюдается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность целенаправленности, низкая продуктивность деятельности [31].

Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых, что задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивности. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, у них часто меняется настроение. В основном, в развитии таких детей отмечается замедленность становления эмоционально-личностных характеристик [30].

Таким образом, дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют следующие особенности:

-отставание в развитии внимания и других психических процессах;

-отставание в речевом развитии;

-характерна для них импульсивность действий, недостаточная выраженность целенаправленности;

-игровые действия детей бедны и невыразительны;

-недостаточность представлений об окружающем мире;

 -отличаются эмоциональной неустойчивостью, быстрой сменой настроения;

-замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.



Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр



Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. Эти недостатки внимания могут проявляются во всех клинических формах задержки психического развития. Эти проявления у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредотачиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети [42].

У детей с задержкой психического развития наблюдается нарушение произвольного внимания. Самым распространенным является снижение концентрации внимания. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера [28].

У детей данной категории отмечается также повышенная истощаемость, которая проявляется в небольшой продуктивности при выполнении заданий с большим количеством ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты [38].

Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития отмечаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Данные нарушения внимания являются наиболее подходящими для детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения. При этом выделяются различные особенности их внимания [20]. Среди них:

-повышенная истощаемость произвольного внимания;

-недостаточная способность концентрации внимания;

-чрезвычайное ограничение объема внимания; 

-неумение сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

-частая переключаемость внимания; 

-снижение способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Выше перечисленные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития [17]: 

-препятствуют реализации мыслительной деятельности;

-не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;

-затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

В учебной и воспитательной деятельности учитываются некоторые основные особенности произвольного внимания детей с задержкой психического развития [11]. У них наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности. Причем у педагогов и воспитателей могут не заметить этих изменений, так как они возникают без каких-либо причин. На успешность выполнения учебных заданий отрицательно влияют также сложность задания, значительный объем работы в группе младших школьников.

При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители, что затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интереса к данному виду деятельности [10].

С возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.

Коррекция нарушения внимания требует длительного времени и условий, при которых дети могут работать не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Одновременно можно использовать коррекционные приемы для преодоления нарушений произвольного внимания, предъявление интересных, личностно значимых заданий [5].

Таким образом, в отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается по-своему. При разных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания.  В основном нарушение его концентрации, неустойчивость внимания и нарастающая рассеянность, которые отрицательно будет влиять на процессе обучения. 

Для большинства детей с ЗПР свойственно ослабленное внимание к вербальной информации. Дети начинают зевать даже во время интересного и эмоционально рассказа, отвлекаться на посторонние дела, теряют мысль повествования. Особенно ярко это проявляется при присутствии отвлекающих факторов. [20].

Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития наиболее ярко проявляются в игровой деятельности. У детей снижен интерес к игре, с трудом возникает замысел игры, преимущественно затрагивают бытовую тематику. 

Поэтому использование дидактических игр важно при работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дидактическая игра-это разновидность игр с правилами, специально созданных для обучения и воспитания детей. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [19]. 

Игра - это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации [14].

Согласно большинству отечественных ученых игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). По мнению Д.Б. Эльконина, она содержит «идеальную форму» взрослости; игра объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни [43].

Психологи считают, что каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности: в дошкольном возрасте - это игра. Поэтому именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата: развивать познавательные процессы у детей (внимание, память, мышление), сформировать у детей - дошкольников первоначальные навыки счета, письма, чтения [9].

В дидактических играх в не формируется учебная деятельность детей, но в ней развиваются важнейшие свойства личности, без которых становление данного вида деятельности не происходит: произвольность психических процессов, торможение, внимание, наблюдательность и т.д.  Дидактическая игра есть форма непреднамеренного обучения, когда ни сам ребенок, ни воспитатель не ставят задачу обучения, а эффект обучающего воздействия однозначен [3]. 

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин [4]:

Игровая деятельность, ведущая в дошкольном детстве.

Подготовка к освоению учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. 

Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Дети 5 - 6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Дети 4 - 5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуются самому действию, а в 5 - 6 лет появляются сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действия наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствие, справиться с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игр и вызывает желание играть самостоятельно [36].

Таким образом, игры на развитие внимания способствуют формированию у ребенка умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Через игру можно воспитывать и развивать такие свойства внимания, как устойчивость, переключение, распределение, а также воспитывать произвольное внимание, что является неотъемлемой частью развития самого человека в дальнейшем.



 Выводы по первой главе

Итак, задержка психического развития-это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа развития свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. 

Для детей с ЗПР характерными особенностями психического развития являются детей слабость волевых усилий, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии.

В работе подробно рассматривается особенности внимания у детей с ЗПР.

Отмечаются следующие особенности внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:

- неустойчивость внимания;

- сниженная концентрация;

- снижение объема внимания;

- сниженная избирательность внимания;

- сниженное распределение внимания;

- повышенная отвлекаемость;

-недостаточная сформированность произвольного внимания.

На первое место среди причин, вызывающих данное нарушение ставят причины биологического характера; факторы генетического характера, неблагоприятная беременность, социально-психологические причины.

Одно из средств развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является игра. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональных сфер психической деятельности ребенка.

Игры на развитие внимания способствуют формированию у ребенка умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Через игру можно воспитывать и развивать такие свойства внимания, как устойчивость, переключение, распределение, а также воспитывать произвольное внимание.

 Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития зависит от организации педагогической коррекционно-развивающей работы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, подбора соответствующего дидактического материала. Своевременное выявление особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста поможет скорректировать трудности в учебном материале в младшем школьном возрасте.

Исходя из вышеперечисленного, необходима правильная коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленная на развитие внимания у детей данной категории с применением дидактических игр.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.1. Общая схема исследования, участники исследования

Эмпирическое исследование было проведено с целью изучения развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были определены его этапы:

Первый этап – теоретический, который заключался в теоретическом анализе психолого-педагогической, методической и психолингвистической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Второй этап – экспериментальный. На данном этапе осуществлялось формирование выборки участников исследования, подбор психодиагностического инструментария. Для диагностики особенностей внимания детей с задержкой психического развития применялись следующие методики: «Запомни и расставь точки» (автор Р.С. Немов), «Найди и вычеркни» (автор Р.С. Немов), «Проставь значки» (автор Р.С. Немов), «Домик» (автор Н.И. Гуткина). Констатирующий и контрольный эксперимент проводился в индивидуальной форме, каждый ребенок обследовался индивидуально по средствам указанных выше методик. Формирующий эксперимент проводился в начале августа 2015 года. В его основу была заложена программа групповых занятий по ра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44