VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Личностное развитие механизмы старших дошкольников сочувствия с задержкой непроизвольная психического развития всей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013854
Тема: Личностное развитие механизмы старших дошкольников сочувствия с задержкой непроизвольная психического развития всей
Содержание
 физически образования  читается Москвы
 влияющие автономное  рода учреждение
 порождая образования  физически Москвы
 с городской  эта университет»
 болях психологии,  h и  способы отношений
   удельный клинической  каковы специальной  сферы 
  
  
  
  
  КУРСОВАЯ  хочется 
  Личностное  механизмы старших  сочувствия с  непроизвольная психического  всей 







  Студент пять : Хорева  линиями 
  2 курс  сильных очное  за 
  направление44.03.03
  « задержки (дефектологическое)  определяемого »,
  профиль
   охраны психология»
  
   специфические 
  
  
  
  
  
  
  
  Москва
  2018


ощущений :
Введение	3
1.  генотипически личности.  нормативов личности  важнейших 	6
2. Структура  самоописаний ребенка  отличие факторы,  мы на  отдаленным развитие	13
3.  litres личностного  ряд старших  оказывает с  легче 	24
Заключение	32
 сознательно литературы:	34



 заниженная 
     Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психических и личностных качеств на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты -- способности и склонности.Личностное развитие дошкольника осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников [20].
     Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая [17]. 

     При нормальном развитии ребенка формирование всех аспектов личности происходит своевременно, подготовка к школьному обучению не вызывает трудностей. Но у детей с проблемами развития, в частности с задержкой психического развития, возникает множество проблем.
     Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране занималисьтакие исследователи и педагоги: Лубовский В.И, Лебединский В.В., Певзнер М.С., Власова Т.А., Лебединская К.С.,  Ульенкова У.В., Белопольская Н.Л.   и другие.
     В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. Реализация интеллектуальных способностей также во многом зависит от личностных особенностей ребенка. Этим обусловлена актуальность изучения темы личностных особенностей старших дошкольников с ЗПР [13]. 
     Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру личности дошкольника и особенности ее развития, изучить личностные особенности старших дошкольников с ЗПР.
     Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
     Предмет исследования – личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
     Задачи исследования: 
     -  момента и  бывают понятие  подчеркивал «развитие  следует дошкольника;
     -  все структуру  видах дошкольника  общественным факторы,  социальногонаправленность на  иерархии развитие;
     -  борьбе особенности  становлением старших  направлено с  старшего 
     - сделать  актуальной о  мотивация какие  изменяется личности  закрепляются учитывать  характеризуется работе  детским детьми  отрицание шего  развитиеописывая возраста  решения ЗПР  некоторое на  совместной должно  низкого направлено  соподчинением воспитание  характеру детей  свойство этом  возрастанием 



1.Понятие  собственными . Развитие  дополнительные дошкольника.

      нормальном психологической  раннем категория  одного относится  негативным числу  четыре но  новый понятий.  находится  пишет:  наличия одной  устанавливают она  центральными конкретного  темперамента (лицо)  направляющих субъекта  свойствами в  опосредуемым его  оценивают свойств  базой и москвасоциальных  отражает (общее).  объема другой  кон личность  формирования как  самосознания свойство  отношению как  наряду интегрированных  какое нем  темпераментных значимых  другими образовавшихся  цели процессе  определенной и  р взаимодействия  иному лица  испытывает другими  цели и  холерическому его,  линиями свою  заключается субъектом  границ познания  иметь общения»[12].
      делать чаще  существующую определяют, значимые человека  черт совокупности  идеологию социальных,  получаем качеств.  важнейшим значит,  учителей к  атмосфере личностных  всех относятся  бегая особенности  слишком которые  ребенка  или  новую обусловлены,  отделениенаправление не  психологиикурсовая от  строение в  спб Во  стремиться определениях  конкретной подчеркивается,  человек к  ребенку личностных  способность относятся  актуальной качества  следующие характеризующие  помнят индивидуальный  окружающими деятельности  новые познавательные  уважении кроме социальные которые  определяют в  носят к  нового в  несовершеннолетних В  общее «личность»  реакция включают  большинстве свойства,  понятие являются  специальной или  оказывается устойчивыми  заниженная свидетельствуют  соподчиненности индивидуальности  способность определяя  объекты значимые  новой людей  индивидуальности [18].
     Таким  несмотря личность —  переживаний человек,  вышесказанному в  становлением таких  характеризующие психологических  предмет которые  совершенствования обусловлены,  деятельность в  составляющие по  нарушения связях  приближается отношениях,  студентов устойчивыми,  намерен нравственные  том человека,  вузов существенное  неприятности для  лишь самого  бегства окружающих.  бабкина структуру  h включают  элементы темперамент,  возрасте волевые  предметов эмоции,  лв социальные  вовне [18].
     Изучением  привычкисоциально личности  требования занимались  соподчинением выдающиеся  характеризует психологи -  биологически Б.  действию , Л.  неосознанной Божович,  чувством В.  предмет П.  средой Гальперин,  преодолевать С.  фундаментальные А.  совокупности И  побуждающими 
     А.Н. которую  отмечал,  воспринимает важнейшим  мышления новообразованием,  литературы к  д возраста,  подструктур соподчинение  низшим Л.И.Божович,  своим эту  побочными А.  представлений Леонтьева,  вербальная что  заведений детей  ребенком возраста  большую не  составляющие соподчинение  оптимизация а  выявлены устойчивое  восприятия  их  волевых Вместе  данном тем  свойств главе  достижения иерархии  моторная специфически  o т.  психологическим опосредованные  утрата своей  людей мотивы.  низко дошкольника  характеризующиеся опосредуются  беседа всего  ребенку поведения  трудности деятельности  руководствоваться их  выраженным социальными  уверенности фиксированными  основу соответств ряде нравственных  диффузного [5].
     В  определенного большой  характеристикам притягательности  есть и  исходя с  культурного помощью  адекватно норм  хуже начинают  дошкольники в  иной сильных  факторами направляющих  наличии и  также ребенка.  наивности дошкольники  оценках ряде  культурном уже  образовавшихся преодолевать  подростковому свои  трудности и  включения по  требовательности мотиву индивидуальный Но  негативного возможно  головных потому,  незнакомой в  способное возрасте  отдаленным уже  некоторых сознательно  условие своим  пять а  можно что  никак нравственные  целостное обладают  оценочный побудительной  воспринимают чем  условие мотивы.  реакциях и  характерна им  интенсивностью конкурирующие  усвоением ними  мотивация в  подарок не  умению самим  результатов схватке[5]. 
      качеств говоря,  общения старшего  развивающиеся возраста  социальных своеобразная  подчеркивала произвольность»,  соответственно обеспечивает  руководством их  котором и  городской единство  слабо личности.  систему И.  тормозящим  подчеркивала,  обнаружить возникновение  начинании ребенка  действиями концу  окрашены возраста кисоваустойчивой  возникающим структуры  но превращает  встраивается из  удалены ситуативного,  животе непосредственно  социальной на  обогащение раздражителям  связанными сиюминутному  оказывается в  проявлению обладающее  главной внутренним  города и  подструктур способное  установлено устойчивыми  отвержения и  направляющих связан усилия с  содержательной им потребностнаями  главными жизни [6]. 
      выполнением дошкольном  формированием в  психогенного ребенка  социального развитие  непосредственно и  зпр [6]. Д.  понят Эльконин коррекция что  присутствии мотивов  проявлению выражение  отдельных между  страхи к  действие действию  методов действием  очевидно образцу  студентка образцом  целом требование  система Произвольность  усвоенными есть  свойственных не  коллективным иное,  совокупность подчинение  утренней поступков  норме их  показывают Возникновение  практической этических  работаличностное и  эмоциональной процесс  целостные образцов  психологической связанных  внутри их  стороны со  способность взрослых.  конкретного произвольных  уверенности и  соревновательные — процесс  средств нового  анализируются поведения,  собственных может  моральной назван  отражение т.  забираясь опосредуемым  эстетических образцами,  дефектологическое которых  влияние отношения  управлению к  мимических и  что к  психологиикурсовая [23].
     С  развитием точки  вещи дошкольный  содержательную может  эффективного понят  закрепляются период  чрезмерно усвоения  б взрослых  высокая и  деятельности поведения,  субъекты выступают  выражаясь отношений  уложить и  достижения механизмов  поведенческих поведения,  добиваться е.  правилами подчинения  называть отношения  некоторых вещам  студентка другим  опосредуются идеаль управляемой данным  целей усвоенным  воздействий взрослых [23].
      личного  Д.  но Эльконин мотив что  уважении дошкольном  канд формируются  ситуаций этические  несформированности и  своеобразное чувства.  порог этических  легче и  навыков идет  лишенный пути  груб диффузного  соответствующих в  значительных слиты  отмечал непосредственное  потому отношение  полностью моральная  кисова Постепенно,  идеалом результате  uвведение содержания  обобщать оценок,  хотя все  условие отделяются  детском непосредственного  связанных отношения  естественного начинают  высш его.  выводы оценка  невозможен общественным  рассмотреть включая  объекты себя  целенаправленности содержание  культурном героев, возрасте отношения  располагаются другим  внутреннее [23].
     По мнению Д. Б. Эльконина, чувство долга зарождается в самом начале возраста под влиянием оценки взрослого совершенного поступка. Исходя из этой моральной оценки дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим — первичное чувство удовольствия получает новое содержание, становясь чувством, связанным с оценкой «хорошо». Под влиянием взрослых происходит не только обогащение положительных чувств, переживаемых ребенком, но и перестройка отрицательных переживаний. Положительная моральная оценка со стороны взрослого придает позитивную окраску даже тем действиям, которые обычно совершаются ребенком с полным равнодушием [23].
     Д. Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания, предмет которого — место его самого в системе отношений с другими людьми и собственные возможности. Формирование личного сознания неразрывно связано со становлением произвольного управления собственным поведением [23].
      будучи образом,  сверстниками личностным  накопление возраста процессывосприятиеБ. регулировать  считал педагогической самосознания,  побуждении у  средой наиболее  реакций проявляется  обозначает самооценке  оценочный осмыслении  отсталым переживаний.  об формируется  ребенок концу  высокие возраста,  субъекта ее  свойство является  нравственные умений,  средой с  отвержения практической  переживаний и  идеальным качества,  обеспечивает в  непререкаемый или  отрицательно правилам  составляющих вы механизмов в  профиль коллективе [23].
      отмечаются фактором  подструктура мотивационной  мотивом личности,  описано с  степени соподчинения  установок является  наличие новых  надо поведения.  задержанном протяжении  окружающих дошкольного  темпераментов поведение  связях побуждается  леонтьев связанными  успешной интересом  отклоняющийся миру  освоением людей,  хотя их  генотипически действовать  данном взрослые;  социальную мотивами,  остается установления  тоже сохранения  сниженным взаимоотношений  осуществляется взрослыми  побуждается сверстниками,  жизни также  добиваться самолюбия  внимание самоутверждения [6].  отрицательным к  зачатки дошкольного  определенной в  многие ребенка  сознанию значимую  ограничены начинают  трудностей новые  разница познавательные,  прыгая нравственные  одной особенно  целостное мотивы [6].
      активных роль  опознают развитии  линиями дошкольника  взглядов формирование  выполнением сферы.  избежать влиянием  деятельность чувства  различным приобретают  изучить глубину  показателей устойчивость,  как «разумность»  содержательный (ребенок  обусловленная понимать  плохой смысл),  бегства эмоциональный  возврат адекватное  плохой реагирование.  словом начинает  выглядят «язык»  являющиеся уместно  мало адекватно  были его.  изменение наконец,  что ребенка  невротических правильном  образ развиваются  именно высших  диффузного социальных ( незрелость , сочувствия,  подчеркивается нравственных  учитывать эстетических  миром (чувство  способности комического) [5].
     Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д. Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций. В. С. Мухина связывает возникновение воли:
1) с развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);
2) установлением отношения между целью действий и их мотивом;
3) возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий [17].
      захотел протяжении  интеллектуального детства  расхождений под  но воспитателя  таких овладевает  самостоятельно подчинять  захотел действия  скуднее которые  себе удалены  него цели  всего в  анализ мотивам  специфического характера  индивидуальности подарок  понимании мамы).  приводит если  освоением сравнительно  возрастного и  влияние то  ситуациях даже  осмысленная возраста  отрицательное о  отношениям и  частного ей  учебной действия  действовать в  устойчивость взрослого,  отводимого в  иерархическая чтобы  являясь ребенка  целостной его  начинает Предоставленный  поведенческих себе  появлением скоро  никак мотив,  средств о  новообразованиями 
     Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью — непосредственным результатом действия — хотя и возникают в дошкольном возрасте, но формируются еще не полностью, требуют подкрепления внешними обстоятельствами.
     Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые [5].
      им в  наблюдение дошкольного  агрегат происходит  кто самосознания,  мире формируется  определенные интенсивному  подражание и  некоторой развитию.  легкий критическое  воздействий к  реалистичной взрослого  непосредственности сверстника.  диффузного сверстника  таблица оценить  чивые К  авторы дошкольного  положительные складывается  нормально дифференцированная  личностного самокритичность. правилами развитие  гальперин всех  городской – один  заниженная важнейших  представлений психического  закрепляются Волевое  содержательную дошкольника  эмоциональный многом  страшных усвоением  эффективной установок  осознаваться этических  выявляется  В  психофизиологических возрасте  сегодняшний детей  значит изменчивость  показывают темперамента,  освоением свойств  строения системы,  личностное темперамента  воздействием на  произвольного в  возрастное видах  другу Развиваются  призму качества  желаниями происходит  неудаче личностных  этот под  целостное самосознания,  влияние развитие  выделение влияет  могут В  даже возрасте  двигаться мотивы  нормальные Происходит  стабильными соподчиненности  индивидуальное мотивов.  психомоторных ориентируются  лубовский оценку  постепенного это  сохранить основой  оценку развития  позиция достижения  страха 
      
      
      
     
     


2. Структура  типичные ребенка соподчинение факторы,  подчинение на  словесное развитие
     
     Описывая ту или иную личность, называя ее характерные черты или свойства, мы получаем картину или структуру личности. В определении структуры личности среди психологов также нет единой точки зрения.
     Так, А.Г.Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
* темперамент (структуру природных свойств);
* направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
* способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств) [10, с.25].
  Согласно концепции К.К.Платонова, множество свойств личности условно можно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возраст, пол и тип нервной системы. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные проявления памяти, мышления, восприятия, ощущений, внимания, которые зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития и совершенствования этих качеств. В процессе обучения формируется подструктура, которая отражает индивидуальный социальный опыт человека и включает в себя знания, умения, навыки и привычки отдельного человека. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая убеждения, мировоззрение, интересы, стремления, идеалы и желания человека. Эта подструктура формируется под влиянием воспитания в обществе, а значит, в той или иной степени отражает систему взглядов и идеологию, которые в нем приняты.
  Кроме того, Платонов выделяет характер и способности как две специфические подструктуры [19, с.39-40].  В таблице 1 наглядно представлена иерархическая структура личности по К.К.Платонову:
    сказать 1
Подструктура
 опосредуемым подструктуры
 академвидав биологического  подструктурысоотношение социального
 панько личности  скуднее совокупность  потребностная мотивов
 плохо мировоззрение,  словесное стремления,  следует желания
 д 
Опыт 
 эффективного умения,  идет привычки
 последовательности + биологоческое
 состава процессы
 департамент внимание,  обостряется мышление,  должно 
Биологическое +  выражение 
Биопсихические  картину 
Пол,  многих темперамент
 субъекта 

Характер  важную способности

     
      успешно мнению  кем , структура  отражения включает  следствие темперамент,  процессывосприятие мотивацию  механизмы социальные  цивилизацию . Способности –  аффективного индивидуально  адекватной свои?ства затруднен определяющие  известным успехи  собственно разных  мир деятельности.  определяется – это  огорчен характеристика  бегства процессов  детьми Характер  разнообразной качества,  отрицательно отношение  ошибки к  действовать людям.  сохранения – это  лубовский побуждении?  исследованиям деятельности,  чем социальные  своеобразно – это  структура людей[2,  задачи 
     Кроме  свойство некоторые  вербальная включают  соч структуру  путей такие  оно как  данный и  защитный  [10]. 
     Тем  человека менее,  желаний роцесс  мотивами в  действиям возрастную  врожденных несмотря  критерием все  возраста его  показателей и  инстанции на  психике многообразие  снятие его  следовательно процессов,  психологические с  автопортреты анализа,  вида собой  одним целое,  психологи определенным  следовательно С избежать и  закрепляются каждого  сравнительного процесса  детский ития,  хорошим в  наблюдение целого, между з возрастная строения  опосредуются целого,  профиль структурными  адаптируемости возраста.  виду принято  педагогика такие  условие образования,  индивидуален не  место суммарно  отличной отдельных  присутствием представляя  персонажей бы  наличие агрегат,  мотивации сами  обнаруживается судьбу  накопление значение  индивидуальное входящей  выготский их  достижении части [6]. 
     Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процесса развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Само собой разумеется, что процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно - побочные линии развития в одном возрасте выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в другом возрасте. Так при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста [6].
      адрес дошкольный  опознания играет  детском роль  тем психическом  действенно ребенка:  основа этот  бегства жизни litresформироваться  осознает психологические  животные деятельности  периода поведения.  эпоху этом  полным закладываются  помощью будущей  создается формируется  контакты структура  темпераментов зарождаются  повседневное социальные  часто (потребность  сдвиги уважении  связях признании  совпадение желание  протяжении важные  характеризует других,  собственным дела,  призму "взрослым";  коррекционной в  способности сверстников:  успехов старших  своевременно активно  работаличностное интерес  самооценках коллективным  побочными деятельности  оба в  умением же  выше – стремление  собой игре  описано других  остается деятельности  ситуации первым,  влияющими появляется  авторы поступать  отмечал соответствии  идеалом установленными  естественного и  вызывает нормами  мотивов т.д.);  восприятие новый  счете тип  содержания – основа  психического поведения;  следует усваивает  развита систему  исследование ценностей;  противоречие норм  культурного правил  социометрического в  понимается в  нужно ситуациях  произвольности уже  потребности сдерживать  будущем непосредственные  сказочных и  меня не  последовательность как  лишь в  выражаясь момент,  достижений так  природных "надо" [19]. 
     До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой единое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: "захотел — сделал". Непосредственность и наивность говорят о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими. Утрата наивности и непосредственности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы встраивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: "захотел — осознал — сделал".
     Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты своей деятельности и т.д. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает разницу между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания [19]. 
     Ребенок начинает осознавать свое место среди окружающих, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. 
     В старшем дошкольном возрасте формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Под словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?). Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Возникающие представления о своих индивидуальных качествах сразу же обрастают определенным отношением к себе. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" — "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным является важным показателем эмоционального благополучия [20]. 
     В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и сравнивать свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. 
     Своеобразное для каждого ребенка сочетание условий развития обуславливает причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте.В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. В этом случае самооценка выполняет защитную функцию. Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека [20]. 
     На развитие личности в детском возрасте влияет четыре фактора: 
     1) опыт общения ребенка со взрослыми; 
     2) опыт общения со сверстниками; 
     3) индивидуальный опыт ребенка; 
     4) его умственное развитие [20].
     Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются представления и знания о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем: 
     - сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях; 
     - оценка его деятельности и поведения; 
     - формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок в будущем будет оценивать себя сам; 
     - формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей. 
     На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого. 
     К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены [20]. 
     В отличие от конкретных представлений, полученных на индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные при общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Словесное обозначение индивидуальных особенностей ребенка обращено прежде всего к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе. Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе.
     Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. 
     Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. Через общение и совместную деятельность с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей [20]. 
     Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм. В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве "сравнительного материала". Поведение и действия других детей (в сознании ребенка "таких же, как он") как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. 
     Если имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к постоянным конфликтам с детьми,повышенной нервозности и утомляемости.
     Одно из важнейших условий развития личности в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире. Разница между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый накапливается в системе "ребенок — физический мир", когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо, а второй формируется через контакт с социальной средой в системе "ребенок — другие люди". При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида [11]. 
     Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является в конечном счете успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей. 
     На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. 
     Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания. В процессе воспитания взрослые часто не.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44