- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие внимания у детей и виды нарушений, встречающиеся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000565 |
Тема: | Развитие внимания у детей и виды нарушений, встречающиеся |
Содержание
Основные данные о работе Версия шаблона 3.1 Филиал Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Тема Фамилия студента Имя студента Отчество студента № контракта Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы психологической сущности внимания 5 Глава 2. Основные виды внимания и их характеристика 13 Глава 3. Развитие внимания у детей и виды нарушений, встречающиеся при выполнении различных видов деятельности. 20 Заключение 25 Глоссарий 27 Список использованных источников 30 Приложения 31 Введение На человека со всех сторон обрушивается множество самой разнообразной информации: музыка, шумы, яркие плакаты рекламы, сообщения по радио, телевидению, разговоры соседей, друзей, информация книг, газет, интернет. Но люди в этом море информации находят именно ту, которая особенно необходима ему именно сейчас. И помогает ему в этом особое состояние сознания, которое называется вниманием. Внимание – процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Характеризуя внимание, различают степень его концентрированности (сосредоточенности), которая определяет такую величину, как объем внимания, его интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость или отвлекаемость, переключение внимания. Данные величины образуют свойства (качества) внимания, которые отражают способность человека сохранять внимание на одном объекте, другие показывают способность сосредоточивать внимание на предмете и на то количество информации, которое сохраняется в сфере повышенного внимания человека и т.д. Проблемой внимания занимались такие известные ученый, как В.Вундт, Э.Титченер, У.Джемс, Н.Ланге, Т.Рибо, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, С.Л. Рубинштейн и многие другие. На протяжении многих веков создавались учеными теории и различные подходы, объясняющие связь внимания и сознания, его физиологическую основу. На основе этих учений давались вниманию различные определения и выявились его функции, виды и свойства. На сегодняшний день особый интерес к изучению внимания вызывает не только у ученых и исследователей, но и педагогов-психологов. Чаще всего именно в образовательных учреждениях учителя отмечают наиболее важными задачи развития познавательных процессов, в том числе внимания. Такая надобность обусловлена увеличивающимся с каждым годом числом детей с различными нарушениями внимания. Это говорит о том, что все больше приходится работы с такими учениками педагогу или педагогу-психологу в специальных классах коррекционно-развивающего обучения (КРО). Таким образом, на основании вышеизложенного, можно определить основные цели и задачи данной курсовой работы. Цель: теоретически обосновать психологическую сущность внимания и его свойств, а также выявить пути, способствующие развитию внимания у детей. Задачи: 1. на основе теоретического анализа методической литературы по проблеме курсовой работы определить сущность и структуру ключевых понятий (внимание, свойства, функции и виды внимания); 2. определить общее понятие внимания, его механизмы и связь с сознанием; 3. рассмотреть концепции Н.Н.Ланге, П.Я.Гальперина, теорию Т. Рибо; 4. рассмотреть причины основные виды нарушений внимания; 5. выявить пути, способствующие развитию внимания у детей. Основная часть Глава 1. Теоретические основы психологической сущности внимания Увеличение объема информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления протекают быстрее и правильнее. Внимание всегда есть выделение из чего-то и сосредоточенность на этом. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность организации этого процесса. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И при внутреннем взгляде «про себя», и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта (не существует образа внимания), его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание - это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающаяся в ее сосредоточенности на сравнительном узком участке (действии, предмете, явлении). Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других объектов или явлений. Одним из свойств психики является ее избирательная направленность. Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов. Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, - организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на значимых объектах. Направленность сознания - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность - это отвлечение от побочных раздражителей. Внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности. Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности. Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга. Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания. Понятие «ориентировочный рефлекс», введенное в научный словарь И. П. Павловым, связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, проявляющееся через общее оживление и ряд избирательных реакций. Ориентировочный рефлекс обнаруживает ряд признаков, существенно отличающих его от обычных безусловных рефлексов. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Организм привыкает к этому раздражителю. Такое привыкание является очень важным механизмом в развитии когнитивной активности ребенка. При этом достаточно лишь незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась снова. Причем к пробуждению приводит не только усиление стимуляции (например, громкости звука), но и ее ослабление. Так, если вдруг человек понизит голос, это привлечет внимание к его речи так же, как если бы его повысил. Русский психолог Н.Н. Ланге определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Именно критерий моментальности позволяет отделить внимание от других приспособительных реакций организма. По мнению ученого, акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, реакция, улучшающая восприятие, и собственно улучшенное восприятие. Комплексный характер модели передает взаимосвязь внимания с другими психическими процессами: двигательным приспособлением, эмоциями, накоплением жизненного опыта. Второе название данной теории – концепция волевого внимания. Так, рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). Инстинктивное внимание опосредуется эмоциональным состоянием организма (например, реакция удивления). Волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что предстоит воспринимать в будущем. Оно тесно связано с процессом усиления интенсивности представления и памятью. Н.Н. Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для возникновения процесса восприятия, что затруднено при деменции. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле. Рассмотрим теорию внимания французского психолога Т. Рибо, который называл ее моторной (моторно-эмоционалъной). Он полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека. С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера, памяти и т.д. нескольких поколений одной семьи. Благодаря генограмме, в частности, установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения. Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм» (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов. Советский психолог П.Я Гальперин считал внимание лишь внутренним контролем за поведением и рассматривал его как идеальное, свернутое и автоматизированное действие. Он отмечал, внимание - это продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно. Маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Произвольное внимание формируется тогда и в той мере, в каком процесс его становится планомерным. Произвольное внимание - это результат обучения. Теория Гальперина предполагала рассмотрение внимания как процесса развитие контроля от сознательных действий к автоматизированным формам. Существование автоматизированной и неавтоматизированной форм обработки информации как автоматизированных и неавтоматизированных действий никем не подвергается сомнению. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и т. д. Такой опыт самонаблюдения, казалось бы, не согласуется с данными экспериментов, в которых показывается, насколько сложной является задача совмещения двух действий. Однако большинство совмещений становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля. Похожие взгляды приобретают все большую популярность в современных западных концепциях внимания. На основе вышеизложенного можно полагать, что внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, способность человека сконцентрироваться на одном объекте с целью его изучения. Далее были установлены основные физиологические механизмы внимания и отмечено, что таковым является функционирование очага оптимального возбуждения (доминанты). На основе концепций Н.Н.Ланге, Т.Рибо и П.Я.Гальперина определены свойства внимания, его связь другими процессами. Но для чего нужно внимание? Для этого определим его основные функции: * активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов. * целенаправленный организованный отбор поступающей информации - основная селективная функция внимания. * удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. * обеспечение длительной сосредоточенности, на одном и том же объекте. * регуляция и контроль протекания деятельности. Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склонностями, призванием. От его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах малозаметные, но существенные особенности. В психологии описан ряд разновидностей внимания. Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. В зависимости от того, направлено внимание на внешний, предметный мир или на внутренний мир человека (его мысли, переживания), выделяют внимание внешнее и внутреннее. В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, различают непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное внимание (Приложение А). Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникновения не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды. На возникновение непроизвольного внимания оказывают внимания два фактора: объективный и субъективный. Влияние объективного фактора заключается в том, что внимание привлекают, «притягивают» к себе объективные особенности предметов и явлений - их интенсивность (громкий звук, яркий цвет), новизна (автомобиль на солнечных батареях в глухой африканской деревне), динамичность (движущийся объект на фоне неподвижных), контрастность (человек очень высокого роста в окружении малышей). Непроизвольное внимание определяют следующие факторы: интенсивность и качество раздражителя, повторное появление раздражителя, внезапность появления объекта, движение и новизна, соответствие и согласие с наличным содержанием сознания. Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении человека к окружающему. Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов непроизвольного внимания безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами человека. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют несколько его разновидностей. Процессы социального намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании лежит в русле обслуживаемой деятельности и возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного. Чувство напряжения, характерное переживание процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания. Следующая разновидность произвольного внимания - внимание выжидательное. Волевой характер выжидательного внимания проступает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых «задач на бдительность». Функция непроизвольного внимания заключается в том, чтобы создать спонтанное внимание. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает характером как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит чувство активности, целенаправленности, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием заключается в отсутствии усилия, автоматичности и сильном эмоциональном сопровождении. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности. Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями: * целенаправленностью - оно определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. * организованным характером деятельности - человек заранее готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организовывать необходимые для данной деятельности психические процессы. * устойчивостью - оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы. Причины, обусловливающие произвольное внимание: * интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности. * осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности. * произвольное внимание возникает в том случае, если перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий. Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания называется «послепроизвольное». Возникает оно в том случае, когда начало деятельности сопровождалось высоким процентом отвлечения и требовало от человека значительных волевых усилий. Однако возникший интерес к выполняемой работе увлекает работника и делает волевой контроль ненужным. Так, например, студент приступает к написанию заданного реферата. Он постоянно отвлекается и продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т.е. внимание становится послепроизвольным. Глава 2. Свойства внимания Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качествами, или свойствами, внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, ко вторичным - колебание и переключение внимания. Рассмотрим их подробнее. Объем внимания - это количество объектов (или их элементов), которые воспринимаются одновременно (в один момент) с достаточной ясностью и отчетливостью, т.е. охватываются вниманием одновременно в ограниченном промежутке времени. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Большое значение увеличение объема внимания имеет при обучении скорочтению. При этом увеличение объема внимания достигается за счет укрупнения информационных единиц: от чтения по слогам - к словарному чтению, от беглого чтения слов - к чтению фразами, от чтения фразами - к чтению абзацев «по диагонали», к просмотру листа текста «по диагонали». Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. Например, в школе учитель может раздать детям карточки, где изображены различные предметы: ключ, пенал, нитки, книжка, мяч, часы и т.д. Дети в течение трех-четырех секунд должны внимательно посмотреть, а потом перечислить те предметы, которые запомнились. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от 4 до 7 объектов одновременно. Однако объем внимания - величина индивидуально-меняющаяся. Для увеличения объема внимания необходимо использование специальных упражнений. Основное условие для расширения объема внимания - наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. Устойчивость внимания проявляется в способности поддерживать определенный уровень сосредоточенности настолько долго, насколько это необходимо для полного выполнения какой-либо деятельности, а также в способности сопротивляться помехам, отвлекающим обстоятельствам. Абсолютная устойчивость внимания невозможна. Так, вниманию свойственны периодические колебания. Устойчивость - временная характеристика внимания - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или какой-либо деятельности. Устойчивость внимания сохраняется в активной разнообразной практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется длительностью его протекания и степенью концентрации во время его сохранения. Устойчивость внимания определяется периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования с использованием метода корректурной пробы показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно 2-3 секунды и доходят до 12 секунд. Суть данного метода заключается в том, что испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак (букву, цифру). Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы: * увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения; * активность личности; * эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных эмоциогенных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, т.е. отклонение внимания от необходимой деятельности; * отношение к деятельности; * темп деятельности. Для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессе излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры головного мозга и затрудняется сосредоточение внимания и переключение его с одних элементов на другие. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например колебаниями (пунктуациями) внимания. Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительной работы, которая рассматривается как стадии сосредоточения: * первоначальное вхождение в работу; * достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий; * снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости. Интенсивность внимания в процессе выполнения в той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного интенсивного внимания, но бывают и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности. Его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками. Это находит отражение в соответствующей позе, в мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции на слова, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему, о сосредоточении на других задачах. Переключение внимания - это перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой. Отмечают два вида переключения: перенос внимания с одной деятельности на другую (например, после прослушанной лекции студенты выполняют самостоятельную письменную работу) или движение внимания в русле одной деятельности (например, чтение книги и одновременное составление в уме кратких тезисов прочитанного). Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Переключаемость внимания можно диагностировать с использование методики Ф. Горбова. В таблице 24 красных и 25 черных чисел (7х7). Работа состоит из трех этапов.. 1 этап. Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25). 2 этап. Испытуемый находит, называет и показывает красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). 3 этап. Испытуемый находит, называет и показывает черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядке. Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и т.д. Экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов. Если замечает ошибку, он называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице, и работа продолжается без остановки. Ошибкой считается неправильно показанное число и цвет. Ошибки исправляются по ходу работы. Исправления, исправленные самим испытуемым, в процессе работы, как ошибки не рассматриваются. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Возможные причины переключения внимания: * переход обусловлен требованиями деятельности. * необходимость включения в новую деятельность. * в целях отдыха. Переключение бывает: полное (завершенное) и неполное (незавершенное) - в том случае, когда человек перешел на другую деятельность, а от первой еще не отвлечен и частично ею поглощен. Легкость и успешность переключения внимания зависит следующих условий: * отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью. * завершенности предшествующей деятельности либо ее незавершенности. * отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот). * индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы человека, индивидуального опыта и др.). * от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости. Наряду с переключением внимания выделяются отвлечения - непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Переключаемость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств. Распределение внимания - это рассредоточение его в одно и то же время на несколько объектов. Это возможно только в том случае, если самое важное находится в центре внимания, а менее существенное - на периферии. Например, не составляет труда следить за актерской игрой на сцене, воспринимать текст, произносимый актерами при одновременном применении спецэффектов. Но гораздо труднее при написании текста одновременно контролировать смысл, грамотность, композиционное построение и оформление рукописи. Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно, то есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием успешного выполнения многих сложных видов деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного выполнения разнородных операций. Распределение внимание - это такое свойство внимания, которое обеспечивает возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий). Возможность распределения внимания зависит от следующих условий: * трудность представляет совмещение двух умственных деятельностей; * легче выполнять одну двигательную и одну умственную деятельность; * для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности необходимо один вид деятельности довести до автоматизма. Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков. Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которое оно обращается. Колебание внимания отличается от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодически повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются колебания внимания в том, что в определенный момент оно переходит с одного объекта к другому, с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому. Периодичность колебания внимания хорошо известна в опытах с двойственным изображением. Подведем итоги к вышесказанному. В данной главе были отмечены основные свойства внимания. Их шесть: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), объем, переключаемость, распределение, интенсивность. Данные свойства более уместно систематизировать в таблицу «Свойства внимания» (Приложение Б). В период развития ребенка не каждое свойство может вовремя развиться, что в дальнейшем негативно отражается на его игровой, учебной и других видах деятельности. Все это приводит к нарушениям внимания, которые часто и остаются у человека на протяжении всей жизни и являются его «слабым звеном». О том, какие нарушения встречаются и как их предотвращать, посвящена следующая глава. Глава 3. Развитие внимания у детей и виды нарушений, встречающиеся при выполнении различных видов деятельности. Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием - ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека. Под нарушениями внимания понимают «патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители». Причины нарушений могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения с окружающими. Виды нарушений внимания: 1. отвлекаемость; 2. рассеянность; 3. подвижность (чрезмерная); 4. инертность; 5. сужение объема внимания, при котором человек может одновременно воспринимать только небольшое число объектов; 6. неустойчивость внимания (наблюдается при нарушении концентрации внимания); 7. большое снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за действия, которыми в данный момент занят человек. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы. Возможные причины отвлечения внимания: 1. неполная нагрузка; 2. недостаточная сформированность волевых качеств; 3. сформированная привычка быть невнимательным. Привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, в поверхностном отношении к предметам и явлениям; 4. повышенная утомляемость; 5. плохое текущее самочувствие; 6. монотонная, неинтересная деятельность; 7. быстрый или слишком медленный темп деятельности; 8. наличие резких посторонних раздражителей. Рассеянность внимания - это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: