VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие умения организации сотрудничества у учащихся младшего подросткового возраста при изучении факультатива «3D моделирование»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014336
Тема: Развитие умения организации сотрудничества у учащихся младшего подросткового возраста при изучении факультатива «3D моделирование»
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Развитие умения организации сотрудничества у учащихся младшего подросткового возраста при изучении факультатива «3D моделирование»







Выполнила: 
Глушкова Л.Ф., студентка гр. 3Б-44.03.05-61


____________________
(подпись)
Проверил: 
Вахрушев А.В., ст. преподаватель каф. ТМТПО



____________________
(подпись)

Зав. кафедрой ТМТПО:
Причинин А.Е., к. п. н., доцент


____________________
(подпись)





Ижевск, 2018

Оглавление
Введение	3
1. Информационно-аналитическое исследование	8
1.1. Анализ основных терминов	8
1.2. Анализ педагогических подходов	15
1.3. Возрастные особенности учащихся	23
2.1. Проектирование педагогической технологии и средств обучения	33
2.1. Разработка учебной программы	33
2.2. Проектирование процесса педагогического взаимодействия	34
2.3. Проектирование средств обучения	36
2.3.1. Проектирование электронного средства обучения	36
2.3.2. Проектирование материального средства обучения.	43
3. Опытно-экспериментальная работа	46
Литература	50



Введение
    В настоящее время образовательные организации готовят своих обучающихся не только по конкретным предметным областям, но и в целом ориентироваться в быстро изменяющемся и развивающемся мире. И не просто ориентироваться, а уметь организовать себя и окружающих так, чтобы достичь ситуации успеха. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 в ст. 12 в отношении содержания образовательной программытребует содействовать сотрудничеству между людьми, народами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г. в частиметапредметных результатов освоения основной образовательной программы содержит умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
    Согласно Примерной основной образовательной программе основного общегообразования указанное умение относится к коммуникативным универсальным учебным действиям и предполагает, что учащийся сможет:
     * определять возможные роли в совместной деятельности;
     * играть определенную роль в совместной деятельности;
     * принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
     * определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
     * строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
     * корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
     * критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
     * предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
     * выделять общую точку зрения в дискуссии;
     * договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
     * организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
     * устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.[1]
    К сожалению, не всегда удается развить их в полной мере на уроках информатики в школе.
    Возникаютпротиворечия:
    социально-педагогическое противоречие между необходимостью развития умения организации сотрудничествау обучающихся младшего подросткового возраста иреальной образовательной практикой, основанной, скорее, на соперничестве;
    теоретико-методологическое противоречие между существующей системой теоретического знания и изменившейся методологией его получения;
    научно-методическое противоречие между имеющимися методическими разработками и отсутствием достаточных условий для их реализации.
    Как следствие данных противоречий можно сформулировать проблему: какими должны быть содержание, методы и средства обучения, которые позволят развить умение организации учебного сотрудничествау учащихся младшего подросткового возраста на факультативе по информатике.
    И цель: выявить дидактические условия и разработать педагогическую технологию, позволяющую развить умение организации учебного сотрудничествау учащихся младшего подросткового возрастапри изучении факультатива «3Dмоделирование».
    Для достижения данной цели необходимо провести педагогическое исследование. Объект исследования: учебный процесс на факультативахпо информатикев шестых классах. Предмет исследования: развитие умения организации учебного сотрудничества у учащихся шестых классов при изучении факультатива «3D моделирование».
    Гипотеза: развитие умения организации учебного сотрудничества у обучающихся будет проходить более эффективно, если:
* Учебная программа факультатива содержит темы занятий, предусматривающихпроектную и исследовательскую совместнуюдеятельность учащихся;
* Технология обучения основана на использовании в практических работах различных форм сотрудничества обучающихся как в микрогруппах, так и всем классом как единой системой;
* Материальное средство обучения представляет из себя натурный образец смоделированного изделия; электронное средство обучения демонстрирует возможность успешного учебного сотрудничества при проектировании декоративных изделий.
    Задачи:
1. Провести информационно-аналитическое исследование существующих подходов к решению проблемы развития умения организации учебного сотрудничества учащихся.
2. Разработать учебную программуфакультатива, содержащуютемы, предусматривающие совместную проектную и исследовательскую деятельность учащихся;
3. Разработать технологию обучения, основанную на использовании в практических работах различных форм сотрудничества учащихся как в микрогруппах, так и всем классом как единой системой;
4. Разработать электронное средство обучения, демонстрирующее возможность успешного учебного сотрудничества при проектировании декоративных изделий и материальное средство обучения, представляющее из себя натурный образец смоделированного изделия.
5.  Провести опытно-экспериментальную работу на факультативе по информатике по испытанию гипотезы.
    Из основных подходов к реализации образовательной модели выбраны системно-структурный и деятельностный.
    Системный подход ориентирует исследователя на то, чтобы рассматривать любой педагогический объект в трех аспектах: как явление, как процесс и как деятельность.
    Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
    Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
    Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
    В качестве методов исследования предполагается использование теоретических методов исследования (моделирование, абстрагирование, анализ и синтез) и эмпирических (наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование).
    Попытки изменить учебный процесс, внедрив в него принципы учебного сотрудничества, предпринимались еще в XVIII веке авторами системы взаимного обучения Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Позднее идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном, и группой Э. Аронсона. В советской педагогике всегда были учёные и практики, которые пытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая при этом новые оригинальные методы и формы образования. Первым, кто предложил эффективные решения этой проблемы применительно к воспитательной работе был А.С. Макаренко. Он разработал практические технологии воспитания и самовоспитания личности в коллективе, заложив основы нового направления в педагогической деятельности - сотрудничества педагога и воспитанников.В пятидесятые, в начале шестидесятых годов прошлого века, выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский публикует свои интереснейшие работы, которые повлияли на изменение содержания принципов обучения. Сухомлинский разработал методические основы сотрудничества на уроках. Наряду с этим, он переработал принципы, структуру и содержание воспитательной работы в школе, что позволило объединить учебную и воспитательную работу в единое целое, чего ранее не было до него. На сегодняшний день достаточно много отечественной психолого-педагогической литературы, помогающей учителю освоить разные формы организации учебного сотрудничества: Г.А.Цукерман «Зачем детям учиться вместе», «Виды общения в обучении», В.К.Дьяченко «Сотрудничество в обучении», А.Ю.Уваров «Кооперация в обучении: групповая работа», Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников» и другие. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и представлены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.Л. Волковым, Ц.П. Ивановым, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. Никитиным, Л.А. Никитиной, В.Ф. Шаталовым, М.Л. Щетининым и др.), педагогами-журналистами (В.М. Матвеевым и С.Л. Соловейчиком).

1. Информационно-аналитическое исследование
1.1. Анализ основных терминов
    Одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является умение организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками[5, с. 5]. 
    Согласно толковому словарю русского языка:
    Умение –навык в каком-нибудь деле, опыт[2, с. 832]. Организация - организованность, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина[2, с. 458]. Сотрудничать - работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле[2, с. 751]. 
    Сама идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном, и группой Э. Аронсона. Поэтому не стоит забывать и об американских корнях данного понятия. В англоязычных источниках понятие «обучение в сотрудничестве» звучит как cooperativelearning. 
    В Кембриджском словаре английского зыка: cooperative–готовый помочь, участвующий в совместной работе, конструктивный. Learning – процесс получения знаний или новых навыков [7].
    Получается, под умением организации учебного сотрудничества можно понимать способность учащихся организовывать получение знаний и навыков в процессе совместной работы, взаимопомощи.
    Г. А.Цукерман определяет учебное сотрудничество как «взаимодействие, в котором учитель: а) создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия, б) организует учебный материал так, чтобы ребенок мог обнаружить объективную причину своей некомпетентности и указать ее взрослому, в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, сформулированном на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании». 
    Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Большую часть времени учителя на уроке должно быть посвящено «фасилитации» процесса учения. Фасилитатор – это тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает группу в ее достижении в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций». [18]
    Слово «фасилитатор» является калькой с английского facilitator. “Facilitator” – производноеотглагола “tofacilitate”. Сам глагол употребляется в английском с 1610-х годов и его история восходит к латинскому “facilis” (в переводе на русский означает “легкий, удобный”).
    Соответственно, фасилитатор – это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников.[17]
    В современных образовательных технологиях учебное сотрудничество используется как способ организации взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем. Результатом, которого является не только формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и формирование умения сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнера; умения понимать эмоциональное состояние участников совместного действия; умения проявлять инициативность для поиска информации; умения решать конфликты.
    Фасилитация обучения предъявляет к учителю множество требований, таких как умение наблюдать, слушать и говорить, четко инструктировать, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поддержать, поощрять, вдохновлять, своевременно и корректно вмешиваться в происходящее. Основная задача учителя-фасилитатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Педагог создает познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.
    Вывод: под умением организации учебного сотрудничества можно понимать способность учащихся организовывать получение знаний и навыков в процессе совместной работы, взаимопомощи. Учитель выступает в роли фасилитатора, координатора.

1.2. Анализ педагогических подходов
    Чтобы в полной мере разобраться в данном понятии, стоит обратиться к истокам. А именно, к работам Роберта Славина, Роджера Джонсона и Девида Джонсона, Эллиота Аронсона.
    Р.Джонсон и Д.Джонсон определяют сотрудничество как совместную работу нескольких человек, направленная на достижение общих целей [6, с. 7]. И выделяют 5 элементов методики обучения в сотрудничестве:
1. Позитивное взаимодействие. Создает условия для возникновения чувства ответственности не только за личный успех, но и за успех товарищей.
2. Индивидуальная и коллективная ответственность. Одной из задач групп, создаваемых для обучения в сотрудничестве, является стремление делать каждого ее члена более яркой индивидуальностью.
3. Стимулирование тесного общения учащихся друг с другом. В процессе совместного обучения улучшается не только успеваемость всех членов группы, но и их настроение.
4. Приобретение полезных навыков социального поведения, в частности навыки поведения в небольших коллективах. Совместный труд позволяет достичь высоких результатов только тогда, когда люди владеют навыками социального поведения и у них есть серьезные основания (мотивация) для их использования.
5. Сама «технология» совместной работы. Организация работы, включающая обсуждение различных способов постижения целей, стоящих перед коллективом, и поддержание нормальных рабочих отношений.
    Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять одновременно. Учиться вместе легче, интереснее и эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, и нравственного.
    Сущность обучения в сотрудничестве состоит в организации группового взаимодействия учащихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Основными процессами на занятии в этом случае являются общение и учение.
    Ключевые элементы:
    1. Процесс групповой работы.
    Разделение учащихся на микрогруппы (3-6 человек), определение заданий для групп, удобное размещение в пространстве (рассадка), когда все члены группы имеют возможность свободно общаться друг с другом.
    2. Положительная взаимозависимость.
    Все члены группы связаны общей целью. Каждый отдельный член группы должен добиться успеха, чтобы вся группа добилась успеха.
    Основные способы организации положительной взаимозависимости:
    - зависимость от единой цели, которая осознается каждым учащимся, и которой они могут достичь только совместными усилиями (разделение выполняемых задач, ролей, оборудования);
    - зависимость от источников информации, когда каждый ученик владеет только частью общей информации, которая необходима для решения поставленной задачи;
    - зависимость поощрения, которое получает каждый учащийся, от результатов (успехов) других членов группы.
    3. Индивидуальная ответственность.
    Каждый член группы должен нести личную ответственность за результаты обучения. Это может быть организовано путем разбиения группового задания на индивидуальные подзадания, путем определения роли каждого в выполнении общего задания, а также путем оценивания вклада каждого в групповую работу по результатам индивидуального тестирования и т.п..
    4. Стимулирующее взаимодействие.
    Педагог помогает, поддерживает, поощряет учащихся и побуждает их к такому же общению между собой.
    5. Социальные навыки.
    Навыки выслушивания, понимания, оказания помощи и пр., с одной стороны, являются необходимым условием реализации данной технологии, с другой, являются одним из главных результатов кооперативной учебной деятельности.
    Достоинства:
    - создание благоприятного психологического климата на занятии;
    - стимулирование положительного отношения к процессу обучения в целом;
    - развитие навыком общения;
    - активизация речевой и мыслительной деятельности учащихся;
    - содействие воспитанию чувства ответственности.
    Ограничения:
    - на овладение учебным материалом учащимся требуется больше времени;
    - используется при изучении материала, не требующего жесткой последовательности в изучении;
    - более эффективна в отношении учебного материала, основу изучения которого составляет понимание, а не запоминание;
    - необходимы возможности для групповой рассадки учащихся в аудитории;
    - усложнение системы оценивания.
    
    Технологии обучения в сотрудничестве:
1. Командно-игроваядеятельность, состоит из двух элементов: обучение в группах и контроль в виде турниров.
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек таким образом, чтобы в группе были ученики с разным уровнем способностей. Обучаясь совместно, участники каждой группы контролируют друг друга, чтобы всеми был усвоен изучаемый материал.  
После обучения в группах, участники демонстрируют свои знания и умения на турнире, который обычно проводится 1 раз в неделю. Результаты записываются в турнирные таблицы. Для проведения турнира ученикам предоставляются 3 «турнирных стола», в зависимости от способностей. Представители разных групп, показавшие на предыдущих турнирах высокий уровень, соревнуются друг с другом за одним столом, с менее высокими результатами в предыдущем турнире – за другим столом и т.д. Такое соревнование между равными по способностям учениками обеспечивает справедливость оценки. Результат каждого участника турнира идет в общий счет команды. После подведения итогов объявляются наиболее успешные команды и отдельные учащиеся. 
Состав групп во время всего обучения остается неизменным, меняется состав каждого «турнирного стола». 
2. Индивидуально-игровая деятельность, тоже состоит из двух элементов: обучение в группах и контроль каждого участника.
Как и в предыдущей технологии, учащиеся делятся на группы по 4-5 человек таким образом, чтобы в группе были ученики с разным уровнем способностей. Обучаясь совместно, контролируют друг друга, чтобы всеми был усвоен изучаемый материал.  
После обучения в группах, учащиеся индивидуально работают с викторинами. По итогам проверки выполненных заданий, результаты шести учащихся, набравших в предыдущей проверке наибольшее количество баллов, сравниваются и ученик с лучшим результатом получает 8 баллов, с менее хорошим результатом – 6 баллов и т.д.
Затем сравниваются результаты следующих шести учащихся по тому же принципу. Полученные баллы идут в общий счет группы.
3. «Пила». Как и в предыдущих технологиях, учащиеся делятся на небольшие группы таким образом, чтобы в группе были ученики с разным уровнем способностей. Изучаемый материал делится на блоки по количеству учащихся в группах. Ученики из разных групп совместно изучают свой блок, а затем возвращаются в свои группы и обучают остальных участников. Все члены команды проверяются на знание всех блоков материала. Учащиеся получают индивидуальные оценки, а не командные.
4. «Пила»II. Отличается от предыдущей технологии тем, что учащиеся изучают весь материал, но сосредотачиваются на отдельных темах. Затем с участниками из других групп обсуждают соответствующую тему, возвращаются в свои группы, обучают остальных членов группы. 
Контроль знаний проводится как в «Пиле», а подсчет результатов, как в командно-игровом подходе. 
Таким образом, данная технология представляет из себя смесь «Пилы» с командно-игровой деятельностью.
5. Обучение в малых группах. Учащиеся объединяются в группы по 2-6 человек, изучают материал, деля его на подзадачи и готовят групповой проект, который оценивается другими учащимися и преподавателем [10].
    Обучение в сотрудничестве относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик разобрались в материале.
    Таким образом, коллектив работает по принципу «все обучают каждого и каждый - всех», совместными усилиями ликвидируются пробелы. Только в таких условиях, считает В.К. Дьяченко, возможно истинно нравственное воспитание в духе общечеловеческих гуманных принципов. «Воспитание личности - это не классное руководство и не индивидуальное преподавание, это всеобщее сотрудничество и товарищеская взаимопомощь всех учащихся образовательного коллектива.»
    Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить эти варианты своим творчеством, при условии соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:
    1) Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, как девочки, так и мальчики. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав. И, наоборот, если работа по каким-то причинам не идет, состав группы нужно изменить.
    2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы.
    3) Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.
    4) Учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик. Если он в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.
    Существуют мнения, что учебное сотрудничество не является ни новой учебной технологией и ни новаторскими способами организации обучения и воспитании, а это, прежде всего, идеи коллективного сотворчества, свободного выбора, учения с увлечением при педагогической и товарищеской поддержке. Представители “педагогики сотрудничества” (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов) рассматривают учебный процесс как духовную общность, доверительное общение учителя и учащихся и учащихся между собой, способствующее развитию “социально – зависимой самостоятельности” (Ш. А. Амонашвили). Так или иначе, все мнения сводятся к тому, что учебное сотрудничество — мощный ресурс обучения и развития личности ребенка. 
    Возможности учебного сотрудничества:
    • реализация продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, соответствующей его индивидуальными способностями;
    • развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий;
    • формирование потребности к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
    • обеспечение высокой интенсивности обучения;
    • повышение интеллектуального уровня развития и культуры общения учащихся;
    • развитие способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;
    • формирование навыков социального и делового общения;
    • создание условий для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;
    • развитие способностей к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;
    • обеспечение эмоционального благополучия, повышение интереса к обучению.
    В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества
    1. Сотрудничество со сверстниками
    2. Сотрудничество с учителем
    3. Сотрудничество с самим собой.
    Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.
    Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия, При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берет на себя рефлексивную часть работы.
    Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи замечают причины своей некомпетентности и указывает их учителю. Учебное сотрудничество характеризуется активностью учащегося, который, решая практическую задачу, осознает, что для ее решения ему не хватает определенных знаний или способов действий. Ребенок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю. Ученик, умеющий отделять известное от еще неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Педагог делает все возможное, чтобы ребенок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета. Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребенка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.
    Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. 
    Вывод: изучив основные технологии обучения в сотрудничестве, решено взять за основу «Пилу» с элементами обучения в малых группах.


1.3. Возрастные особенности учащихся
    Говоря о психофизических особенностях развития подростков, не будет лишним вспомнить возрастную периодизацию развивающегося человека:
    I. Детство.
    Младенчество (с 0 до 12-14 месяцев).
    Ранний возраст (с 1 года до 3 лет).
    Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет).
    Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет).
    II. Отрочество (с 11-12 до 15-16 лет).
    III. Юность (с 17 лет до 20-21 года)[8, с. 9].
    Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
    Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
    В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников).
    В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становиться способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.
    Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
    Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
    Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
    В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу, однако меняется отношение к школе и учению. Если раньше ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь его в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.
    Подросток, не игнорируя учение, но придавая особое значение общению со сверстниками, расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями. В общении он постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты поступков, эмоциональных высказываний, эмоциональных проявлений, как своих, так и чужих [8].
    Однако умение поддерживать личныеделовые контакты не всем дано от природы. При групповойработе можно успешно решить задачу обучения деловому общению.
    Исследования психологов показали,что наиболее терпимыми по отношению к другим, а следовательно,и более пригодными к деловому общению оказались:
    * люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к руководству;
    * более дружелюбные и менее агрессивные;
    * желающие быть общественно полезными;
    * легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми, и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.
    Групповая работа в немалой степени способствует выработкеу человека этих ценных качеств.
    Психологические преимущества учебных занятий в группах:
    1. Повышение интереса к учению.
    2. Широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции, умения понимать и оценивать личность и действия других людей [9].
    Работа с подростками показывает их высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других [8, с. 488].
    Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
    Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%