VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие творческих способностей у детей 6-7 летнего возраста через изготовление плоскостных и объемных изделий из соленного теста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002362
Тема: Развитие творческих способностей у детей 6-7 летнего возраста через изготовление плоскостных и объемных изделий из соленного теста
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Российский новый университет»


Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогического образования 


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


на тему: «Развитие творческих способностей у детей 6-7 летнего возраста через изготовление плоскостных и объемных изделий из соленного теста»
                              студента(ки) _4_курса
                              заочной формы обучения
                              направления подготовки 
                              Начальное образование
                              направленности (профиля)
                              Дошкольное образование
                              Ильиной Юлии Александровны.
                                   (фамилия, имя, отчество)
                              
                                                Руководитель:
                              Доктор педагогических наук 
                              Семенова Мария Александровна_
                                   (должность, звание, фамилия, имя, отчество)
                              
                              Консультант:
                              ____________________________________
                              (должность, звание, фамилия, имя, отчество)
                              
                              Допустить к защите: 
                              заведующий кафедрой
                              Головятенко Т.А.
                              (фамилия, инициалы, подпись)
                              «____» ____________________ 20___ г.
     
     
     Москва
     2017 г.

Содержание
Введение                                                                                                              Глава 1. Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов.     1.1. Теоретические исследования детского творчества в работах                      педагогов ………………………………………………………………………....8                                                                                                              1.2. Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства…………………………………………………………….11                                                                                      1.3.Технология развития детского творчества ………………………………..14                                                        1.4. Условия развития творчества детей……………………………………….22                                                                                                                                                                                   Выводы по первой главе ……………………………………………………….24                                                                                        Глава 2. Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности.     2.1. Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников…24  2.2. Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста………………………………………………………………………..……..26                                                                                                                                   2.3.  Задачи и содержание обучения лепке из соленого теста детей 6-7 лет...29 2.4. Методика обучения лепке из соленого теста детей 6 - 7 лет…………….32                   2.5. Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста………...36                Выводы по второй главе………………………………………………………..38                                                                                   Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по развитию творческих способностей  у детей 6 - 7 лет в процессе лепки из соленого теста. 3.1.Констатирующий этап …………………………………………………….39                                                                                  3.2. Формирующий этап ………………………………………………………45                                                                                                     3.3. Контрольный этап…………………………………………………………49                                                                                          Выводы по третьей главе………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………………………………..52
Приложения……………………………………………………………………55


Введение
     Учёные выдвинули утверждение, что развитие человека именно в дошкольном периоде является одним из наиболее существенных и ответственных. В этот период жизни у детей появляется  потребность, необходимость и желание постигать мир и, соответственно, себя в этом мире. А мир дошкольника - это сложный система разнообразных зрительных, осязательных, слуховых, тактильных чувств и эмоций, который влияет на развитие всех его способностей. 
     С тех пор, когда были введены федеральные государственные образовательные стандарты в дошкольном образовании, стало уделяться большое внимание развитию личности, а так же развитию творческих способностей.
     Лепка является замечательным способом, с помощью которого  у детей развиваются умственная активность, творчество, художественный вкус и немало других качеств, без которых становление элементарных основ социально активной личности практически невозможно.
     Наиболее понятными и простыми для ребенка являются изображения предметов окружающего мира  именно в лепке, а не в ином виде изобразительной деятельности.
     Лепка является самым осязаемым видом художественного творчества. В наши дни сверхпопулярным материалом для лепки стало солёное тесто.
     Тесто является прекрасным, экологически чистым, мягким, податливым, пластичным и универсальным материалом, с помощью которого ребенок получает шанс реализовать самые интересные замыслы,  идеи и проекты. Из всего выше сказанного можно заключить, что лепка из соленого теста наделена огромным развивающим потенциалом.
     В первую очередь, занятия лепкой из соленого теста благотворно воздействуют на пальчики рук детей, т. к. развитие речи и мышления прочно связано с развитием мелкой моторики. Нервные окончания, находящиеся на 
     
кончиках пальцев, и связанные с центрами головного мозга оказывают  влияние на формирование речи детей. Данные об окружающем мире мы получаем в частности через руки. С их помощью люди исследуют, творят, создают, строят. В процессе лепки из солёного теста у детей возрастает сенсорная и моторная чувствительность.  Например, у детей развиваются способности к восприятию формы, цвета, фактуры, пропорций, веса, так же активно развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.
     В процессе экспериментирования с солёным тестом, основными и дополнительными инструментами и материалами, у детей систематизируются и расширяются представления и знания об их свойствах, качествах и возможностях дальнейшего применения. Занятия лепкой помогают детям устанавливать физические закономерности, овладеть  представлениями об изменении веществ. Всё это содействует развитию гибкости детского мышления и смелости. Так же занятия лепкой из соленого теста способствуют развитию воображения и фантазии. Это происходит потому, что дети  в процессе лепки начинают учиться объёмному способу изображения предметов,  т. е. каждые выбранные предметы имеют объём и воспринимаются ребёнком со всех сторон. Именно благодаря воображению формируется образ, основанный на  восприятии предмета в сознании ребёнка. В процессе занятий лепкой из соленого теста дети учатся доводить начатую работу до конца.
     Занятия  лепкой дают возможность развивать интеллектуальные и творческие способности у детей. Дошкольники ощущают себя творцами, создателями,  которые могут подчинить своей воле материал и создать из него интересный и необычный образ. В процессе лепки из соленого теста дети получают навыки планирования своей деятельности, учатся вносить изменения в конструкцию изделий, технологию, осуществляя тем самым задуманное.
     Также, лепка из соленого теста вызывает у детей большой интерес. Они получают большое удовольствие от процесса совместной творческой деятельности и возможности выразить свои мысли, своё отношение к услышанному, к увиденному, прочитанному в пластическом виде искусства.
     Одним из главных моментов считается и то, что лепка из солёного теста развивает эстетический вкус детей. После лепки дети имеют возможность раскрасить и расписать готовые поделки и изделия, в ходе чего происходит совершенствование художественного и эстетического вкуса.
     И самое главным  и значимым является то, что в результате своего труда  дошкольники  испытывают наслаждении и радость. И хотя бывает, что при изготовлении поделок из солёного теста  дети иногда сталкиваются со сложностями технического выполнения,  но в преодолении трудностей и проблем дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они перестают быть скованными, перестают бояться, что у них что-то не получится.
     Дети с колоссальным интересом и увлечением создают  поделки  и изделия из солёного теста, которые потом активно применяют  в своих играх, дарят близким людям или даже украшают ими интерьер.
      Анализ исследований таких ученых как Борев Ю. Б., Буров А. И., Бычков В. В., Ванслов В. В., Киященко Н. И., Лосев А. Ф.,   Скатерщиков В. К. выявил, что эстетическое отношение к окружающему, которое рассматривается с позиции инициативы субъекта,  может являться основополагающим началом в его разностороннем развитии. В научных работах психологов Выготского Л. С., Запорожца А. В., Леонтьева А.Н., Мухиной В.С., Теплова Б.М  и педагогов - практиков Ветлугиной Н. А.,  Зиминой А.Н., Комаровой Т. С., а также Лихачёва Б. Т. отражено, что  эстетическое отношение к окружающей действительности позволяет детям выражать творческую активность в любом виде деятельности. 
     Антонова А. В., Верб Э. А., Дивненко О. В., Лихачёва Б. Т.,  Мелик - Пашаева А. А., Фохт - Бабушкина Ю. Х. и др. изучали проблему развития творческой личности средствами художественного искусства, которое имеет в свою очередь значимый развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на область интеллекта, чувств и способностей человека. 
     Такие ученые как  Ананьева Б. Г. ,  Венгер Л. А., Выготский Л. С., Игнатьев Е. И., Колесов Д. В., Урунтаева  Г. А.и др. в своих исследованиях представили психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников.
     Педагогический взгляд на  художественно  - творческое развитие дошкольников излагается в трудах Ветлугиной Н. А.,  Грибовской А. А.,  Дороновой Т. Н, Комаровой Т. С., Лыковой И. А., Радыновой О. П., Сакулиной Н. П., Халезовой Н. Б. и др.
     Ребята испытывают большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Основная задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей  - состоит в том, чтобы облегчить этот путь изучения нового материала, а также помочь детям освоить основные приемы работы с ним, вызвать у детей желание и стремление активно и плодотворно работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать с помощью этого материала предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
     На мой взгляд, актуальность проблемы очевидна. Известно, что развитый дошкольник - это вклад в дальнейшее успешное обучение в школе. Но следует помнить о том, что дошкольное учреждение как основной «институт» на пороге школы может дать стимул к развитию творчества будущего поколения.
     Все вышесказанное подтверждается тем, что в современных условиях педагогического процесса работа  лепкой из соленого теста внесены в сетку  занятий, и используется в практике как в виде совместной, так и в виде или самостоятельной деятельности детей. Это способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по лепке из соленого теста. Значение лепки из соленого теста для развития творчества у детей в дошкольном возрасте еще недостаточно хорошо изучена. В последнее время стало возможным видеть многонообразие материалов, которые используются на занятиях лепкой,  в программных документах появилось сравнительно недавно. 
     Но приобретаемый новый опыт  воспитателей активно входит в их деятельность. Изучая современную педагогическую литературу не сложно  заметить, что работа с соленым тестом в дошкольном периоде, все чаще и чаще используется именно как средство, с помощью которого развиваются творческие способности детей дошкольного возраста.
     Цель работы -  изучение процесса развития творческих способностей у детей 6 - 7 лет в процессе лепки из соленого теста.
     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
  1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу,  изучить теоретические исследования детского творчества в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
  2. Охарактеризовать творчество детей 6 - 7 лет.
  3. Рассмотреть технологию и условия для развития творчества детей 6 - 7 лет.
  4. Дать характеристику лепке из соленого теста как средство развития детского творчества.
  5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
  6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
  7. Изучить развитие творческих способностей посредствам лепки из соленого теста.
     Объектом исследования выступают дети 6 - 7 лет и их творческая деятельность в виде лепки. 
     Предметом исследования является лепка из соленого теста как средство развития творческих способностей у детей 6 - 7 лет.
     Гипотеза – занятия по лепке из соленого теста способствуют развитию творческих способностей у детей.
     Методы исследования использовались следующие:
1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования (изучение работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме развития творческих  способностей в процессе изобразительного творчества детей);
2.Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом, анализ, сравнение, синтез и обобщение;
3. Изучение продуктов деятельности, построение гипотезы, эксперимент.
4. Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.
     Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ и ГУЗ ТДОКБ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.
     
Глава 1. Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1. Теоретические исследования детского творчества в работах педагогов  и педагогов
          В настоящее время творчество все чаще и чаще рассматривается как наиболее емкая форма психической активности, универсальная способность, которая обеспечивает успешное выполнение человеком самых разных  видов деятельности.
     Ознакомление с психолого – педагогической литературой и практикой показывает, что на данный сильно момент возрос интерес к изобразительной деятельности, ее неповторимости, своебразию и месту в педагогическом процессе детского сада. 
     В процессе занятий изобразительной деятельностью дети испытывают разные чувства, например,  радуются, когда в результате получается красивое изображение или, наоборот, огорчаются, если что – то задуманное не получается. Одни дети стремятся преодолеть возникшие трудности, другие дети, наоборот, пасуют, трусят перед ними. Как результат дошкольники    приобретают новые для них представления и знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Также у ребят систематизируются и расширяются представления  об окружающем их мире, они учатся осмысливать качества предметов, стремятся запомнить их характерные детали и особенности, начинают овладевать необходимыми изобразительными навыками и умениями, начинают целенаправленно и осмысленно их использовать.
     Российский педагог Никитин Б. П. основываясь на существенном и фактическом материале своего исследования разделил способности на два вида – творческие и исполнительские. И в своих работах отметил принципиальную разницу между ними. Исполнительские способности, помнению Никитина Б. П., это продукт усвоения ранее открытого, а творческие – это продукт самостоятельного разрешения задач и вопросов. 
     Затем в своей практик Никитин исследовал условия, при которых самостоятельное решение задач дает идеальный результат, т. е. высокие творческие способности. Материал для анализа исследования , т. е. данные по решению задач с разной значимостью творческого элемента, педагог Никитин Б. П. накапливал и систематизировал, проверяя детей дошкольного возраста, своих собственных детей и детей друзей, стараясь включить в свои наблюдения все категории детей: по возрасту, полу, успеваемости в школе и т.д.
     В итоге всех этих исследований Никитиным был заключен вывод, что рождаясь, каждый здоровый ребенок изначально обладает огромными возможностями развития способностей ко всем видам деятельности.  Наиболее удачно эти возможности реализуются, если ребенку вовремя предоставить свободное поле деятельности и проявлять заинтересованность этой его деятельности. В свою очередь, если же в нужное время ребенок не имеет достаточно широкого поля деятельности, то в его мозгу начинается  Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей – НУВЭРС. Никитин Б.Н. доказал, что в некоторых случаях эти способности могут вовсе исчезнуть. Примером может служить способность к прямохождению и человеческой речи у детей - маугли. [11, c. 286]
     Так как у каждого ребенка момент своевременности для начала того или иного вида деятельности по - разному, то ученый выдвинул такой принцип, который гласит, что условия для развития ребенка должны подготавливаться взрослыми заранее и тем самым опережать само развитие. Например,  с первых дней жизни ребенка, а не к году, когда малыш уже повторяет некоторые слова, окружающие его люди начинают с ним разговаривать . Это свидетельствует о том, что одновременно с тем, как малыш начинает учиться говорить, ему необходимо видеть буквы, и цифры, слышать их названия.
     Еще Коменский Я. А., Песталоцци И. Г., Фребель Ф. и  многие другие русские преподаватели, педагоги и психологи в своих исследованиях обозначали, что занятия творческой деятельностью способствуют разностороннему развитию личности ребенка. В исследования этих ученых показано, что творческая деятельность помогает отвлечь детей от грустных и негативных мыслей, снять нервное напряжения, страха, способствует созданию положительные эмоции и впечатлений. Поэтому так важно в педагогическом процессе дошкольного обучения использовать занятия по изобразительному искусству. Тогда у каждого дошкольника появится возможность наиболее ярко проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

1.2. Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

     Значительные изменения происходят на каждом этапе развития ребенка. Это проявляется как в плане физического развития, так и в планетворческого развития.
       Анализ исследований  Выготского Л. С., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н. и др. психологов показали, что уже в старшем дошкольном возрасте созревает новый тип деятельности - творческий. Психологи утверждают, что особенность данного типа деятельности заключается в том, что он дает ребенку возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот.
     Но все же, давая характеристику особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи акцентируют внимание на ее специфичности. И хотя малыш постоянно открывает что - то новое , многие из составляющих творчества в этом возрасте только начинают развиваться. Согласно мнению Поддьякова  Н. Н.  в дошкольном возрасте творчество нужно понимать как механизм развития различных деятельности ребенка, накопления опыта, личностного роста.  С своих исследованиях Выготский Л. С. отметил, что основной закон детского творчества состоит в том, что ценность его следует видеть в самом процессе этой деятельности, а  не в результате и  не в продукте творчества.
     Знаменитый педагог  по дошкольному образованию Флерина Е. А. писала, что детское изобразительное творчество взрослые понимают как сознательное отражение ребенком окружающего мира и действительности в продуктивном виде деятельности: в рисунке, лепке, конструировании. Она уверяет, что это отражение построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, которые ребенок получает  через слово, картину и другие виды искусства. Дети не просто копирует окружающее, а перерабатывают и переосмысливают его в связи с накопленным ими опытом и отношением к изображаемому. На вопрос о том, что побуждает и подталкивает детей к творчеству, Флерина Е. А.отвечала, что желание ребенка к деятельному познанию окружающего и к его активному творческому отражению.
     В исследованиях, которые посвящены проблемам развития детского творчества, отображается, что в дошкольном возрасте у детей появляется ряд свойств. Эти свойства квалифицируют их как творцов, создателей. Прежде всего к ним относится проявление инициативы и активности в применении уже знакомых и освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, стремление находить оригинальные способы решения поставленных задач, активное использование разнообразных видов преобразований и т.д.
     Известно, что психологическим источником творческой деятельности является воображение. Воображение - это психический процесс, который несет в себе создание образов предметов и ситуаций. Эти образы основаны на результатах их восприятия и осмысления. К важным  свойствам воображения относят: умение видеть целое раньше частей, умение переносить функции с одного предмета на другой. Главным показателем в развитии воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие своего особого мнения, позволяющего, не приспосабливаться к ситуации, а подчинять ее себе, овладеть содержательными ее особенностями.
     Анализируя работы Ильенкова Э. В., можно сделать умозаключение, что в истории всего общества воображение развивается как универсальная способность человека, которая помогает ему правильно видеть и воспринимать то, что на самом деле есть в мире, как умение видеть мир во всем многообразии предметов и их качеств. В актах познания отражено, что воображение помогает соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом.
     Творческое воображение тесно связано с определением возможных результатов действий, которые открывают или создают новые предметы, явления, ситуации. В свою очередь в творческом воображении возникают такие представления, которые отличаются друг от друга по степени оригинальности и реалистичности. Под оригинальностью как своеобразием представлений творческого воображения подразумевается степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно. А под реалистичностью сокрыто то, насколько представление, которое создано воображением, действительно близко к действительности.  Дьяченко О. И. утверждает, что в отличие от таких психических процессов как память, внимание, мышление и т. д., специфика процесса воображения понимается, как способность выражать особенности одного объекта или явления при помощи другого, преобразовывать формы представления реальности. В развитом виде они помогают замечать и отражать в продуктах творчества существенные и важные для человека стороны предметов и явлений. С помощью воображения создаваемые образы конкретизируются, как бы оживают. Это свидетельствует о том, что творческие проявления самоценны, особенно впериод раннего развития творческих личностных качеств. Выготский Л. С., Давыдов В. В., Кравцова Е. Е., Кудрявцев В. Т. считают, что воображение является одним из главных новообразование в дошкольном периоде и соотносят с ним процессы зарождения творческой личности.
     
     
     
 1.3 Технология развития детского творчества
     В настоящее время классическое обучение по-прежнему строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых правил, а исследовательский поиск остается как бы второстепенной дидактической структурой педагогического процесса. В результате такого информационно - рецептурного обучения дошкольник может утратить основную черту исследовательского поведения, т. е. поисковую активность. И это вполне возможно, так как такое обучение в основном строится подражании, повторении и послушании. В итоге всего этого ребенок теряет любознательность, способность мыслить, а, следовательно, и творить.
     В педагогике важнейшая черта детского поведения заключается в самостоятельном поиске новой информации. Учеными доказано, что исследовательское поведение является одним из основных источников, в результате которых ребенок получает представлений о мире, а исследовательское обучение основывается на закономерном желании ребенка к самостоятельному познанию окружающего.
     Главной целью исследовательского обучения – является возникновение формирование у детей способностей к самостоятельному и творческому осваиванию или перестраиванию  новые способы деятельности в любой сфере культуры. Умение без усилий преодолевать трудности и противоречия -  это одна из основ творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной и неординарностью подхода. Еще с давних времен предпринимались попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения. Только  это не привело к их широкому использованию в практике.
     Проблема состоит  в том, что тема развития творчества детей раскрыта многими авторами только теоретически, но недостаточно хорошо исследована такая составляющая проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
     В дошкольной педагогике есть довольно большое  количество теоретических разработок и исследований, касающихся развития воображения и детского творчества. Как бы то ни было пути разрешения этих проблем в практической работе воспитателей и других специалистов дошкольного образования недостаточно освещены среди научно-методических и практических разработок.
     Очень часто педагогам приходится сталкиваются с проблемами связанными с ограниченными знаниями технологии реализации творческого развития и отсутствием достаточного мастерства выделять творческие задачи среди задач другого уровня. Несмотря на все желания и усилия, это приводит к тому, что эффективность всего этого процесса остается невысокой. Вследствие этого возникает потребность  обучения педагогического коллектива технологиям реализации творческого развития детей - дошкольников.
     В теории и практике по изучению проблемы формирования творческой личности ребенка выделились общие подходы, которые позволяют разработать и апробировать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.
     Эта технология, состоит из следующих компонентов:
1. факторы и условия, которые влияют на развитие творческих способностей;
2.  принципы, которые стимулируют творческую активность участников процесса;
3. Основные задачи развития неординарности личности;
4. Главные задачи развития творческих способностей дошкольника от 3 до 7 лет;
5. Технологические этапы;
6. методы и приемы, которые способствуют раскрытию творческого потенциала дошкольника;
7. развивающий комплекс упражнений, занятий и методические рекомендации к их проведению.
Значительное большинство методов и приемов, которые используются в технологии не претендуют в теоретическом плане на новизну и необычность и представляют собой единство как теоретических так и методических идей, которые представлены в исследованиях как российской школы, так и представителей зарубежных теорий креативного развития личности.
     Отдельное внимание стоит обратить на изучение проблемы развития креативности личности Торренса Е. П. [1, с. 36]. В своих трудах психолог выделил основные факторы, которые могут повлиять на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Исследуя теоретические положения Торренса Е. П., целесообразно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Поэтому внимание педагогов должно быть направлено на изучение и анализ условий, которые способствуют эффективному развитию творческого потенциала дошкольника. Необходимо отобрать такие педагогические условия, которые следует учитывать при организации коллективной творческой деятельности:
1. наличие сформированных представлений о наилучшей  организации совместной или общей деятельности о том, что есть различные способы объединения, которые оперативно влияют как на процесс, так и на результат творчества. Здесь будет полезным в этом отношении провести беседы с детьми на следующие темы: «Что значит вместе играть», «Зачем детям играть вместе», «Что мы можем делать вместе» и т.п.
2. усвоение индивидуальных способов осуществления творческих действий, а также умений и навыков работы в коллективе, которая способствует  эффективной организации, как индивидуальной творческой деятельности, так и коллективной деятельности детей. При выборе такой поведения важно соблюдать последовательность и закономерность в обучении. На первом этапе ребенок должен овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, и только потом  он может войти в совместную деятельность. Уровень персональных умений и навыков у каждого ребенка разным, но при формировании коллективных способов творческих действий затруднения снимаются за счет способности к динамичному вариативному сотрудничеству с ровесниками;
3. за счет усложнения форм делового взаимодействия расширяется организация коллективной творческой деятельности. Сюда относится создание групповых творческих изделий, организация работы в малых творческих группах, когда воспитатель решает одновременно еще одну важную  задачу - в понятном практическом варианте учит ребенка сотрудничать и взаимодействовать с другими. И все же коллективная деятельность далеко не всегда реализуется детьми, импонирующими друг другу, и не всегда это связано с распоряжением воспитателя; в этом случае наиболее эффективной  оказывается деятельность лишь при наличии лидера с дружелюбным отношением к другим детям;
4. создание эмоционального комфорта и уюта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей насыщенности содержания и эффективности творческого процесса; предоставление возможности иногда, по желанию, остаться ребенку одному, наедине с самим собой, уделять внимание своими делами, так как повышенное лидерство может затруднить творчество;
5. использование многообразных видов совместной детской деятельности. При этом дошкольник может удовлетворить не только потребность и интерес в сотрудничестве со сверстниками, но и актуальную для дошкольников потребность в общении. В каждом виде деятельности ребенок демонстрирует, приобретает и усваивает конкретные знания, умения, качества личности.  Коллективная же деятельность позволяет раскрыть внутренний потенциал, выработать правильную самооценку, которая складывается под воздействием партнера по творчеству;
6. применение таких видов деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей. Так организуя занятия, нужно создавать игровую или соревновательную ситуацию, интересную для творчества, активизирующую фантазию, воображение, нестандартность технических решений. Для облегчения вхождения в творческую деятельность детям предлагаются игровые соревновательные ситуации: «Таинственная страна», «Стеклянный город», «Говорящая кошка», «Космическое путешествие», «В гостях у динозавра» и т.п.
     Анализируя факторы и условия, которые влияют на развитие творческих способностей детей, обозначился общий список проблем, связанных с готовностью воспитателя решать их задачи:
1. обозначать необходимые и полные дидактические, психолого-педагогические условия для реализации поставленных задач;
2. развивать в себе стремление отказаться от прошлого опыта, приобретенного при решении задач похожего рода;
3. видеть универсальность вещи;
4. совмещать противоположные идеи из разных областей опыта и применять полученный результат для решения проблемы;
5. осознавать стандартную привлекательную, навязанную лидером идею и избавляться от ее влияния.
     В определенных ситуациях развития творческих способностей детей дошкольного возраста воспитателю стоит учитывать возрастные особенности и потенциал творческого развития личности.
     Изучение работы показал, что к проявлению творчества как интегрированного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста. Из этого следует, что при конструировании педагогического процесса и выделении определенных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать закономерности в развитии психических процессов у детей 3—7 лет.
     При формировании творческих способностей детей требуется реализация следующих принципов:
1. Свободы выбора. Предоставлять ребенку право выбора в любом обучающем или управляющем действии. Никому не нравится, когда кто - то навязывает действия и поэтому необходимо разнообразить дидактический материал, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой собственный выбор, например в изготовлении поделки;
2. Открытости. Не только обучать, но и воспитывать стремление к знаниям и саморазвитию; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;
3. Деятельности, т.е. деятельностный подход. Данный  подход заключает в себе освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. воспитатель подготавливает для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;
4. Обратной связи, предполагающий анализ педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
5. Амплификации развития. Этот термин выдвинул психолог Запорожец А. В.: и обозначает он предельное использование возможностей дошкольного периода детства с целью эффективности всего процесса обучения детей. Данный принцип сопоставляется с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, хорошее решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.
         Осуществление принципов развития творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно приобретают исследовательский характер. Стратегия исследовательского обучения ориентирована:
1. на раскрытие резервов творческого мышления;
2. развитие способности к самостоятельной познавательной деятельности;
3. обогащение творческого воображения;
4. развити.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44