VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010922
Тема: Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста
Содержание
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ



                                        «Работа допущена к защите»
                                        Заведующая кафедрой
                                        Санжаева Р.Д., д.псх.н., проф.
                                        _________________________



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста






Выполнил: студент заочной формы обучения
Пальцева Елена Владимировна





                                        Научный руководитель:
                                        БаяртуеваС.С.., к.псх.н.
                                        кафедры Психологии





Улан-Удэ
2018
ЧАСТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ОТЗЫВ  РУКОВОДИТЕЛЯ /НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 
на выпускную квалификационную работу
________________________________________________________________________________________________________________________________________

студента 5 курса заочной формы обучения психологического факультета
Пальцевой Елены Владимировны



























Руководитель/Научный руководитель ______________ /____________________/
(подпись)                               (ФИО)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
4


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………...................................................................


7
1.1. Развитие и значение цветового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.2.Методичекие основы формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...

7

15
1.3.Дидактическая игра в развитии цветовосприятия у дошкольников…..
23

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….…………...................................................................


30
2.1. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………………..…………...........................................

30
2.2. Анализ результатов исследования контрольного этапа ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……..
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….
36
43
47
52
















ВВЕДЕНИЕ

     Сегодня актуальна проблема восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Цвет - одна из первых характеристик восприятия окружающего мира для детей. Задача педагогов  состоит в том, чтобы ознакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить использовать их в качестве сенсорных систем или стандартов для анализа окружающего мира. Дошкольный период - «золотой возраст сенсорного развития», и упущения в этом возрасте чреваты большими трудностями развития ребенка в будущем. Важно не пропустить эту возрастную особенность, стараться поддерживать и развивать способность ребенка воспринимать цвет.
     Анализ теоретических источников по исследованной проблеме показал, что психологический аспект формирования представлений о цветах и ??оттенках у детей дошкольного возраста наиболее плотно перерабатывается в теории развития восприятия. Часто непреодолимым препятствием во многих областях производства является чисто физическая слепота к цвету, его тональности, насыщенности того или иного оттенка.
     Человеческое цветное зрение является уникальным и естественным явлением.
     Важность восприятия цвета у детей дошкольного возраста изучалась многими известными учеными в области дошкольной педагогики, такими как Ф. Фробель, М. Монтессори (в работе по ознакомлению детей с цветом, четыре этапа), Э.И. Тихеева, Я.А. Коменский, А.В. Запорожцев, Е.Г. Пилюгина, Р.М. Ивенс, Т.С. Комарова, Т.А. Колосова и другие.
     Исследования ученых, новаторов в области педагогики доказывает, что каждый ребенок по своей природе является творцом и создателем. Как правило, его творческие способности скрыты и не всегда полностью реализуются.
     Развитие цветового восприятия является одной из важных педагогических проблем, которые должны решаться как на теоретическом, так и на практическом уровне. Дошкольник, знакомясь с окружающим миром, культурой общества, включая цветовую культуру, должен овладеть определенными цветовыми эталонами, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что он видит, и что он делает.
     Цель исследования - определить, какие условия влияют на уровень развития цветового восприятия детей старшего дошкольного возраста.
     Задачи исследования:
     - изучать литературу о развитии и значении восприятия цвета у детей дошкольного возраста;
     - рассмотреть методические основы формирования цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
     - рассмотреть дидактическую игру, как один из способов развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста;
     - провести диагностику в области восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста;
     - провести методику использования дидактических игр по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста;
     - проанализировать результаты исследования фазы контроля.
     Объектом исследования является восприятие цвета у детей дошкольного возраста.
     Предметом исследования является процесс развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста.
     Теоретическаябаза исследования.Высокую значимость для целей данного проводимого исследования представляют труды таких ученых, как:В.Г. Ананьева, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.С. Выготский, Л.М. Веккера, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплова, И.П. Павлова, А. Пейпера, Л.П. Урванцева и других.
     Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 2 «Светлячок» с. Бада.
     Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме, эмпирические исследования, апробация полученных результатов, наблюдение, анализ.
     Научная новизна данной работы заключается в том, что прикладная диагностика и методы помогают формировать восприятие цвета и цветовоспроизведение у детей дошкольного возраста, развивать навыки детей в распознавании и узнавании цветов в соответствии с образцами, а также в овладении методами воспроизведения, что достигается за счет использования специальных, целенаправленных, сложных и комплексных упражнений для формирования восприятия цвета у детей.
     Практическое значение исследования. Мы разработали систему для использования дидактических игр и некоторых методов  восприятия цвета, которые могут использоваться воспитателями в их работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также при создании авторских программ.
     Дипломная работасостоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка используемых источников информации.
     

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Развитие и значение цветового восприятия у детей дошкольного возраста
    
    Говоря о развитии и значении восприятия цвета у детей дошкольного возраста, мы должны, прежде всего, затронуть вопрос о понятии того, что такое восприятие.
    Восприятие - это сенсорное познание объектов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.
    Восприятие цвета - это визуальное восприятие цвета объектов, то есть хроматических объектов, которые характеризуются не только спектральным составом и интенсивностью излучения, но и целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигурно-фоновыми взаимоотношениями и многими другими перспективными качествами.
    Роль восприятия цвета в познании мира особенно велика. Он предоставляет человеку исключительно богатые и четко обозначенные данные. Видение дает нам самое совершенное, надежное восприятие объектов. Чувства цвета наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно ощущается момент чувственного созерцания. Цветовые восприятия - наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия тел. Вот почему они очень важны для обучения и практических действий.
    Изобразительная деятельность влияет на разноплановое развитие личности, оставляет отпечаток на  его духовном мировоззрении. [6].
    Дошкольный период становится для ребенка основной ступенью в формировании психики, закладывается фундамент психических образований, образований, которые станут развиваться во время обучения. Этот период, а не какой-то изолированный этап в жизни ребенка, но один из этапов психического развития, который взаимосвязан с другими этапами.
    На каждом этапе формируются определенные психические и умственные процессы или личностные черты, которые позволяют ребенку перейти на следующую возрастную стадию. На изменение психических характеристик ребенка влияет деятельность, которую он развивает на этом этапе.
    Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие. 
    Под руководством С.Л. Рубинштейна исследованы особенности восприятия цвета в процессе активного ознакомления с предметами [38]. 
    Б.Г. Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процессов ощущения и восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает превосходящее значение на данной ступени развития. Уже Л.С. Выготский безоговорочно назвал восприятием - деятельность  движения глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется «сложный процесс объединения многих наличных раздражений и воспроизводимых образов в одно целое [7].
    Об их развитии в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы Л.П. Григорьева, А.В. Запорожец, А.И. Каплан, С.И. Кондратьева, А.Р. Лурия, Л.И. Плаксина, С.В. Сташевский, и др., а так же и зарубежные Э. Гибсон, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг. На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на органы чувств ребенка для нормального психического развития, указывал Р.Л. Грегори [8]. 
    Основываясь на трудах Т.С. Комарова, можно сделать вывод о формировании у детей чувства цвета. А именно, большинство детей дошкольной группы  не используют различные цвета при выполнении задачи, им значительно проще применить один цвет во всей работе. Дошкольники не стремятся применять разные цвета, даже если воспитатель укажет на наличие у ребенка бумаги разной цветовой палитры. Данный пример, по мнению Т.С. Комарова, показывает,  что в условиях конкретного направления при изучении материала детское внимание фокусируется  на форме предметов, в противном случае дошкольник не может идентифицировать предмет. При этом цвет для них не становится основной идентифицирующей характеристикой вещей. Для принятия ребенком основной цветовой гаммы нужно грамотно организовывать его обучение. Задачей обучения является организация восприятия в виде многократных обследований и сопоставлений с собственными изображениями. При отсутствии таких действий в обучении дети без раздумий соотносят незнакомый цвет с хорошо известным: так оранжевый он называет красным [16].
    В.С. Мухина, исследуя особенности восприятия «красивого» детьми дошкольного возраста, отмечает, что в рисунках детей на тему «красивое» и «некрасивое» воспроизводятся предметы и явления действительности. «Красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдается жёлтой, красной, оранжевой и изумрудно-зелёной. При этом ребёнок часто выбирает цвета, не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета. Особенный цвет, которым раскрашивают «красивое», часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда дети один предмет раскрашивают сразу несколькими красками. «Некрасивое» в глазах ребенка выглядит особенно неприятным, если оно изображается   неправильно, скверно или закрашено каким-либо темным, немилым ребенку цветом. Рисуя «некрасивое», малыши не жалеют чёрной, тёмно-коричневой, тёмно-синей краски» [29]. Для реализации замысла ребёнка необходим выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты [29]. Решить задачу выбора цветовой гаммы можно только, если параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приёмам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения.        Н.П. Сакулина считала, что ребенок дошкольного возраста различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в словесных обозначениях, не может преодолеть предметность цвета. В результате проведенных исследований учёной было установлено, что цветовое восприятие развивается у детей значительно раньше, чем умение передавать воспринятое в рисунке. Неполноту цветового восприятия детей Н.П. Сакулина видела в недостаточной культуре детского восприятия, которая формируется в условиях излишней цветовой насыщенности и пестроты игрушек и других окружающих ребёнка вещей [39]. 
    Ребёнок в процессе деятельности переживает как участник изображаемой им действительности, и при этом он начинает больше понимать и любить природу и т. д. Цвет является одним из значительных признаков выразительного отражения природы. Он служит для передачи состояния погоды дня, настроения, для характеристики какого-то образа. Перенесение цвета в рисунок значительно обогащает изображение природы ребенком. Различие светлоты цветового тона начинается с 4-го года. Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет «вообще», но цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определённом расстоянии, в определённой воздушной среде и бывают освещены прямыми или непрямыми лучами белого или цветного света. Кроме цветов поверхности предметов мы воспринимаем среду, через которую видим эти предметы, например туман, дым, окутывающие видимые нами предметы. Наконец, сами предметы могут быть полупрозрачными или мутными. В этом случае они могут освещаться светом, не только падающим на их поверхность, но и проходящим через них (молочное стекло, полупрозрачные камни). Если цвет не локализуется вовсе, то он воспринимается как цвет пространства. Цвет прозрачных предметов называется цветом поверхности в отличие от цвета пространства [5].
    Дошкольный возраст - это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребёнка, овладение  специфическими человеческими формами ощущения и восприятия [8].
    Восприятие цвета детьми тесно связано с течением других психических процессов и их характеристик и поэтому рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения.
    Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е.А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им эстетическое наслаждение [3]. Рисуя краски, маленький ребенок не столько занят цветным изображением объекта, сколько рисует его рисунок в цвете, что особенно привлекает его. Он использует цвет как выразительную среду (яркая окраска того, что ему особенно нравится). Усложнение продуктивной деятельности приводит к тому, что ребенок постепенно узнает все больше и больше цветов. Для развития восприятия цвета важна продуктивная деятельность - аппликация, рисование, дидактическая игра и т.д. Это приводит к тому, что ребенок становится полным, точным и разделенным.
    Процесс развития чувства цвета у детей должен происходить с активным восприятием явлений природы, объектов жизни и окружающей среды, произведений тонкого и декоративного искусства, а также специальных художественных иллюстративных материалов. Организация педагогических условий вызовет соответствующую эмоциональную реакцию детей, создаст творческую атмосферу в совместной работе воспитателя с детьми.
    Каждый воспитатель творит, и ему решать, в какой форме предлагать цвета детям для занятий. Нет двух похожих воспитателей, поскольку нет двух одинаковых групп детей. Педагог не должен забывать, чтобы показать свою индивидуальность для каждого ребенка, важно создать атмосферу радости, удовольствия, открытости, доброжелательности, доверия, отзывчивости, уважения к работе, эмоциональных проявлений каждого.
    Развитие цвета у детей относится к дидактическим задачам занятий ИЗО с детьми дошкольного возраста, но оно имеет большое значение не только для развития визуальных навыков ребенка, но и влияет на общий уровень его развития.
    О необходимости знакомства детей с цветом, были исследования таких ученых, как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фробель. 
    В отечественной педагогике методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению на занятиях изобразительной деятельностью рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, B.C. Кузина, А.А. Унковского, Г.В. Черемных, А.П. Яшухина и других педагогов. Огромный вклад в изучении детского рисунка и рисования как явления внесла В.С. Мухина [33].
    Традиционно понятие «цвет» в изобразительной деятельности дошкольников связывают с качественной характеристикой детского рисунка, называют средством выразительности. Действительно, с того возраста, когда дети начинают изображать предметы (3-4 года), как указывает известный педагог-исследователь В.С. Мухина, цвет начинает активно использоваться детьми для выражения отношения к изображаемому объекту, персонажу или событию, передает его эмоциональную окраску [33].
    Также цвет может использоваться ребенком для непосредственного эмоционального удовольствия от закрашенной поверхности листа и самого процесса нанесения краски. Изучением воздействия цвета на организм и психику человека и практическим применением этих знаний занимаются ученые и специалисты в области психотерапии [2], эта сфера выходит за пределы профессиональной компетенции педагога.
    Выбор цвета определяется возрастными особенностями восприятия его детьми и активной передачей эмоций, «наделяя» определенный цвет положительной или отрицательной характеристикой.
    Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном детстве такой мотив - это красота.
    Свобода использования цветов, насыщенности цветов, совместимости его элементов в работе приходят с опытом, который во многом происходит в процессе обучения. Недостаточное внимание педагогов к основам цветной науки и восприятию насыщения эмоционального цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к визуальному творчеству.
    Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общего развития [6], выражающейся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
    Существующие в развитии периоды обеспечивают оптимальную отзывчивость на определенное воздействие, выражающееся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.) [4]. 
    По классификации М. Монтессори, 0-5, 5 лет - возраст, на который приходится период сенсорного развития, в том числе восприятия цвета. Одна из задач этого периода  - усвоение сенсорных эталонов, выработанных человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений [6].
    Выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию и т.п. [6].
    После этапа усвоения индивидуальных эталонов цвета ребенок переходит к усвоению отношений, отношений между ними, понятий характеристик, которые могут изменять свойства объекта. Во время практических занятий дети учатся цветовым тонам спектра, наблюдают изменение насыщенности цветов, разнообразие оттенков в окружающем мире. Чтобы этот навык был успешным, необходимо улучшить все структурные элементы мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Таким образом, развитие восприятия цвета тесно связано с развитием мышления.
    Психофизиологические исследования доказывают, что мышление человека неразрывно связано с речью. Педагогами-практиками было замечено, что игры с использованием цвета являются одним из эффективных средств речевого развития детей за счет обогащения словаря дошкольников словами и словосочетаниями, обозначающими различные цвета и цветовые оттенки. Кроме того, благодаря особому эмоциональному отношению детей к цвету, такие игры дают возможность проектировать и моделировать в цвете движения, персонажи и ситуации, таким образом, формируя отношения к окружающему миру и стимулируя познавательное развитие [2].
    Изучение цвета на занятиях изобразительной деятельностью имеет большое значение для развития интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
    Образовательный стандарт дошкольного образования среди требований к уровню познавательного развития воспитанника определяет минимальный уровень знаний о цвете следующим образом: «Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета» [5]. На практике это приводит к тому, что большинство детей из всего разнообразия цветов знают 7 цветов спектра: черный, белый, коричневый и оттенки можно назвать розовыми (всего 10-11 цветов).
    Выявлено несоответствие возможностей использования цвета для решения широкого круга задач обучения, развития эмоциональной сферы, интеллекта, эстетического воспитания ребенка и практической реализации этих возможностей в детских садах. Этот фактор в сочетании с постоянно растущими требованиями современного общества к уровню развития личности человека побуждает искать возможные решения в учреждениях дошкольного образования.
    Развитие цветового восприятия детей дошкольного возраста требует дальнейшего анализа, разработки современных методов изучения цвета.
    
1.2. Методические основы формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста
    
    Знакомство с детьми с цветом как особенностью конкретного предмета относительно прост, но точное название цвета, использующее его как идентификационный знак, требует специального целенаправленного обучения.
    Цвета делятся на: главные, основные и сложные.
    Существуют три основных цвета: «прародители» и составные части всех других цветов: красный, желтый, синий. Иногда их называют основными цветами, которые даются нам самой природой.
    Первичные цвета, которые связаны друг с другом парами в равных количествах, создают группу вторичных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Все эти шесть цветов образуют группу основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый, красный, желтый, синий.
    Если вы объедините все три основных цвета, обязательно соблюдайте одинаковое количество трех компонентов, вы получите третичный цвет - коричневый. Этот цвет не находится на цветовом круге, и этого не может быть, потому что он имеет третичный характер.
    Если вы комбинируете любой вторичный цвет с одним из основных цветов, вы получаете разные оттенки вторичных цветов. Если вы присоедините вторичные цвета друг к другу, вы получите целую семью коричневых цветов. Это семейство называется группой третичных цветов.
    Все остальные цвета, полученные в разных комбинациях, могут быть «четвертичные», «пятикратные» и т.д. Но их называют проще - сложными цветами.
    Кроме того, для удобства цветового анализа все эти цвета делятся на легкие, средние и тяжелые, а также теплые, холодные и нейтральные.
    В целом, свет считается холодным, легким и низким насыщенным цветом, например, цветами неба. Тяжелые считаются теплыми, темными, плотными цветами - коричневыми, оливковыми и т. Д.
    Теплый - это все цвета огня, то есть красно-желтый диапазон цветов. Холод - все цвета льда и воды, то есть зеленовато-голубоватые и синие. Коричневые и фиолетовые цвета нейтральны, потому что они состоят из половины теплых и холодных цветов. Холодная шкала создает впечатление спокойствия, удаленности, пространства. Теплый диапазон дает ощущение радости, энергии или активности.
    Цвета также разделены на тона и контрасты. Контрастные цвета - это цвета, которые отличаются друг от друга по своему тону. Контрастные цвета противоположны цветам в цветовой окружности, расположенной под углом 180. Например, красно-зеленые, желто-фиолетовые и подобные комбинации цветовых пар. Каждый цвет в цветовом колесе имеет только один контраст, то есть противоположный цвет.
    Полуконтрастные цвета - это цвета, расположенные в цветовом круге под углом 90 °, и для каждого цвета есть два полуконтрастных цвета. Например, красный - желтый, красный - фиолетовый.
    Черные и белые цвета, а также весь спектр серого между ними - это ахроматическая серия. «Ахроматический» в переводе с древнегреческого означает «бесцветный».
    Изучение изобразительного искусства невозможно без овладения средствами художественной выразительности, которое фиксируется в содержании базовых образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Одним из самых важных средств художественной выразительности изобразительного искусства является цвет.
    Способность различать, ощущать, называть цвет, позже воспринимать и передавать его в своих рисунках, создает предпосылки для разработки практических инструментов для зрительной деятельности детей, способствует развитию их эстетического отношения к реальности, сознательному восприятию богатство цвета в мире.
    Анализ педагогического опыта позволил сделать вывод о том, что на практике наблюдаются трудности в применении знаний о цвете, законах цветоведения, закономерностях цветоощущений, цветовосприятия для развития изобразительной деятельности детей.
    Несмотря на трудности применения знаний о цвете педагогами, в науке сложились теоретические предпосылки, обосновывающие использование цвета в педагогике и методике преподавания изобразительного искусства: развитие восприятия цвета и его передача в рисунках детей (Е.А. Флерина); эмоциональное восприятие ребенком цвета (Н.П. Сакулина); формирование чувства цвета у дошкольников (Т.С. Комарова, А.В. Размыслова); образная выразительность цвета (Б.М. Неменский); использование законов цветоведения в профессиональной подготовке художников (О.В. Князева, Л.Н. Миронова, Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова), в колористической подготовке обучающихся на занятиях по живописи в художественной школе (Т.Л. Журикова)[39].
    Любая образовательная практика должна основываться на нормах и законах психического развития человека в определенном возрасте. Согласно этому исследователю (Т.С. Комарова, С.Е. Игнатьев) возрастные стандарты восприятия цвета определяются детьми, выделяются три этапа развития цветового восприятия.
    Первый этап - освоение эталонной системы цветов. В течение этого периода слово становится решающим в формировании цветового восприятия. Сам факт названия имен, произнесение вслух названия цвета помогает изолировать этот цвет от других. На этом этапе дети используют цвет как наиболее важную характеристику реального объекта и еще не замечают, что цвет объекта может быть очень разнообразным.
    Исследователи отмечают прочно установленные ассоциативные связи между именем цвета и конкретным объектом [4], например, цветом неба. Ребенок, который узнал, что небо синее, использует этот цвет на каждом из своих рисунков, независимо от сезона, дня, дождливой или солнечной погоды. Кроме того, цвет краски, доступной для ребенка, определяет общий цвет неба. У ребенка нет опыта смешивания цветов, чтобы получить разные оттенки.
    На этом этапе дети не стремятся к многообразному использованию цвета, их больше привлекает форма объекта. Поэтому одним из важных условий формирования чувства цвета является ведущая роль взрослого в познании особенностей применения цвета.
    Прежде всего, усваиваются самые распространенные цвета: красный, зеленый, желтый, синий и т.д. Такие цвета, как серый, синий, розовый, приобретаются позже, как правило, с более пристальным вниманием к ним.
    Возникают ществующиепервые цветовые  созданипредпочтения, ребенок  куревинаполучает «эстетическое  более наслаждение» от восприятия  оперирование любимого цвета [8].
    Второй этап - разрушение цветных стереотипов, понимание того, что цвет объекта зависит от условий: освещения, положения в пространстве. Например, цвет неба может быть оранжевым в предсезонке, грязно-серым в пасмурную погоду.
    Возрастные особенности способностей, которые определяют цвет, проявляются в способности устно обозначать цвет, в основном сформированный в младшем школьном возрасте. В процессе изобразительной деятельности дети развивают более подробный анализ цвета, который развивается на основе обширного жизненного опыта, знания элементарных основ цветной науки и заданной учителем задачей наблюдать и различать цвет природы. Со старшим дошкольным возрастом возрастает роль слова в познании различных качеств предмета. Чтобы понять богатство и разнообразие цветов, полагайтесь на личный опыт, поэтическое слово с его яркими изображениями и картинами. Эта комбинация инструментов позволяет вам быть более внимательными к цвету.
    Третий этап связан с пониманием взаимосвязи между цветом и характером изображенного человека. Здесь цвет появляется именно как средство художественной выразительности, что помогает вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию зрителя. Сознательное владение этим умением также формируется в процессе восприятия произведений искусства, обогащенных знанием символики, традиций и психологии цветового восприятия. Кроме того, дети интуитивно чувствуют «психологическую нагрузку» цвета, потому что еще до овладения знанием символики цвета они воспринимают это неотделимо: легкое, нежное, теплое, холодное, тяжелое, жидкое и т.д. Это позволяет вам выразить ваши намерения в емкой форме относительно изображения: добрый характер изображен обычно легким, пастельным или насыщенным цветом.
    Эта система этапов логически обоснована и, по-видимому, должна соответствовать стандартам развития возраста ребенка, но на практике мы наблюдаем значительные расхождения в возрастных границах этапов. Эти этапы более тесно связаны с условиями, в которых ребенок развивается.
    В дополнение к возрастным нормам эти этапы отражают качественную специфику развития цветового восприятия детей на основе актуализации разнообразия семантической сущности цвета.
    Успешный переход от стадии к стадии не происходит без целенаправленной, систематической работы. Таким образом, вы можете встретить даже взрослых, у которых нет опыта эмоционального отношения к цвету, учитывая цвет как окраску предметов, не придавая ему эмоционального звука. Соответственно, живопись воспринимается ими только как некоторая информация об окружающем мире, не обогащенная нравственными, духовными, эстетическими значениями.
    Таким образом, для формирования навыков восприятия цвета у детей дошкольного возраста требуется систематическая работа в динамике от разработки цветовых эталонов дошкольниками путем расширения детей старшего дошкольного возраста в отношении цветовых концепций и улучшения цветовых навыков, знание цвета как инструмента художника, способного выражать чувства, эмоции и его отношение к изображенному человеку.
    В стандартной программе изобразительного искусства, составленной на основе требований к результатам освоения базовых образовательных программ общего дошкольного образования, определяется содержание программного обеспечения, отражающего основы цветной науки: основные понятия и необходимые навыки управление цветом [15].
    В каждой из существующих программ изобразительного искусства есть подход к обучению основам науки о цветах: реалистическое отображение объектов окружающей действительности; передача цветовой подобия с природой; цвет как средство передачи эмоциональных отношений как средство оценки персонажей; развитие у детей понимания имитационной природы цвета, эмоциональной чувствительности к цвету; развитие чувства цвета через искусство и ремесло.
    В программе B.M. Ненский знакомство детей с цветом происходит в рамках концепции художественного и творческого развития в нескольких областях:
    • эмоционально-образное понимание цвета как средства художественной выразительности;
    • формирование эстетической реакции на выразительность цвета;
    • формирование художественной и творческой активности детей путем овладения знаниями, навыками и навыками в области цветной науки.
    Программа определяет задачи формирования нравственной и эстетической реакции на красивую и уродливую в жизни и искусстве: реагировать на выразительность цвета; увидеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры; научиться испытывать удовольствие созерцать красоту цвета в природе и произведениях искусства.
    В художественно-творческой деятельности дети включаются в творческую работу по освоению возможностей цвета при использовании различных художественных материалов, учатся применять выразительные особенности цвета в создании образа и постепенно приходят к пониманию того, что с помощью цвета можно передать настроение, создать образ, который будет воздействовать на зрителя. У детей развивается эмоциональная чуткость к цвету [11].
    В результате упражнений и творческих заданий консолидируются концепции основных понятий и законов цветоводства, развиваются навыки сознательного использования цвета в зависимости от назначенных задач. Задачи формулируются таким образом, что детям необходим очень тщательный анализ последовательности работы с цветом: «Рассмотри рисунок, где художник гуашью нарисовал ёлочку. Какие оттенки зеленого он использовал и в каком порядке наносил краски?».
    Понятия о теплых и холодных цветах формируется постепенно, неспешно: осенью - с тёплыми, зимой - с холодными. У детей есть возможность наблюдать различные оттенки цвета в процессе восприятия природы в соответствующее время года.
    Пристальное внимание уделяется анализу цвета в произведениях художников: «опиши цветовую гамму, использованную художником»; «назови оттенки цвета, которые использует художники в изображении снега, неба»; «расскажи, какие сочетания преобладают в картинах  И.Е. Репина, каких оттенков больше - теплых или холодных?». В процессе восприятия репродукций картин художников обращается внимание на использование цвета для передачи эмоционального отношения к окружающему.
    Таким образом, принимая во внимание картины художников, анализируя цветную структуру холста, дети думают о цветовой гамме предлагаемой композиции, учатся выбирать оттенки цвета в своих произведениях (для изображения весеннего неба, тающего снега, и т.д.). Итак, постепенно готовя детей к более сознательному использованию цвета, его использованию в качестве средства художественной выразительности.
    Работа по формированию восприят.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%