- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие торгово-экономических связей стран Балтийского
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016050 |
Тема: | Развитие торгово-экономических связей стран Балтийского |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Факультет международных отношений Направление международные отношения Кафедра международных отношений Курсовая работа на тему: «Развитие торгово-экономических связей стран Балтийского региона» Автор работы: студент 3 курса очной формы обучения Шатько Анастасия Алексеевна подпись_____________________ Руководитель работы: Доцент, кандидат политических наук Пронякина Елизавета Дмитриевна Оценка______________________ Подпись_____________________ Санкт-Петербург 2018 Содержание Введение 3 ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ 5 1.1. Характеристика экономического и политического положения в Балтийском регионе 5 1.2. Сотрудничество государств Балтийского региона в сфере торгово-экономических отношений 11 ГЛАВА II. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА 17 2.1. Развитие тор 17 2.2. Россия в этой жопе 25 Заключение 27 Приложения 29 2 Введение Эта работа посвящена исследованиям, которые относятся к сфере международных отношений, и относится к процессу развития экономической инфраструктуры стран Балтийского региона. , Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в сложной политической среде и под влиянием глобализации необходимо установить прочные отношения с другими странами в области экономики и торговли. Наличие или отсутствие таких связей определяет жизнеспособность государства, его вес на международной арене. В настоящий момент регион Балтийского моря является чрезвычайно важной областью развития. Это пограничный регион, который отделяет …… в этом исследовании Предметом исследования являются страны Балтийского региона. Предметом исследования является экономическая инфраструктура стран Балтийского региона. Цель исследования - проанализировать состояние экономической инфраструктуры региона, проанализировать характеристики экономики стран-участниц, выявить факторы, которые влияют на развитие экономической инфраструктуры региона, и искать наиболее перспективные направления для региона его развития. Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи исследования:Оценить уровень экономического развития Балтийского моря; 3 1. Проанализировать экономики входящих в регион государств и выявить особенности, влияющие на экономическое положение региона; 2. Выявить роль и значимость региона в мировой экономической системе; 3. Оценить долю России в экономике стран Балтийского региона; 4. Изучить факторы, влияющие на ; Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как описание, анализ, синтез, наблюдение, дедукция, индукция и т.д. Эмпирическую базу исследования составили…….. . Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение ……… список источников и приложения. . 4 ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ 1.1. Характеристика экономического и политического положения в Балтийском регионе Балтийский регион состоит из девяти штатов: России, Германии, Польши, Швеции, Дании, Финляндии, Литвы, Латвии и Эстонии. Развитие этих государств и их территорий в значительной степени зависит от Балтийского моря. Первоначально это относится к небольшим прибалтийским государствам (Эстония, Литва, Латвия) и северному Балтийскому морю (Финляндия, Швеция, Дания). Для более крупных государств региона (Россия, Германия, Польша) Балтийское море является одним из перспективных направлений развития торгово-экономических отношений. Каждое государство в регионе тесно сотрудничает с другими, чтобы сформировать тесную систему актеров и связей. Исходя из этого, Балтийское море можно охарактеризовать как единый регион. Отдельные части региона Балтийского моря имеют ряд важных общих черт. Это включает: 1. Единство территории, которую объединяет Балтийское море; 2. Постоянно развивающееся сотрудничество в сферах экономики, политики, безопасности, культуры, образования, науки; 3. Образование так называемых новых пространственных форм международного экономического сотрудничества: еврорегионов, «треугольников роста», трансграничных кластеров, трансграничных регионов; 4. Сотрудничество в рамках международных региональных организаций (СГБМ, СБЕР и др.); 5 5. Присутствие общих культурных особенностей; 6. Присутствие региональной идентичности. 7. Присутствие общности исторических судеб1; Если посмотреть на историю современного региона Балтийского моря, следует отметить, что он возник в период после окончания холодной войны и развала СССР. Когда «железный занавес» упал, и регион был разделен на две части, начались процессы консолидации между странами в нем. На постсоветском пространстве сформировались новые независимые государства. Регион представляет собой особую геоэкономическую и геополитическую структуру, в которой государства, имеющие доступ к морю, развивают тесные торговые и внешние отношения, создают трансграничное и приграничное сотрудничество. В настоящий момент «Балтика» является одним из наиболее динамично развивающихся регионов. Девять стран, не имеющих выхода к морю, составляют 14% территории и 5% мирового населения. Доля в мировой торговле составляет 15% от экспорта и 12% импорта. В Прибалтике созданы все условия для транзита товаров, капитала, людей и услуг. Одной из важнейших вех в развитии экономики является морская торговля. Балтийское море - это море с наиболее интенсивным судоходством в мире. В настоящее время в исследуемом регионе действует 52 морских порта, из которых 15 являются крупными и имеют оборот более 10 миллионов тонн в год. Общий объем грузов, обработанных портами в 9 странах, составил в 2014 году 870,9 млн. Тонн. Балтийское море также важно для торговли и транспортировки товаров по направлениям ЕС - Россия, ЕС - Азия. Транзитные поставки тесно связаны с политикой стран региона и часто определяют отношения между ними (относится к России). 1 К вопросу об экономико-географической структуризации Балтийского региона – Н. М. Межевич, Г. В. Кретинин - Балтийский регион. 2016. 6 Политика, в свою очередь, может предпочесть вкладывать средства в развитие транзитных перевозок и влиять на изменение коридора транспортного коридора с транзитными поставками в другой. В настоящий момент важность транзитных перевозок в экономике региона довольно высока. Работа с транзитными грузопотоками является одним из ведущих секторов экономической деятельности в странах Балтии, на которые приходится 15% ВВП. На транзитные поставки особенно повлияли небольшие прибалтийские государства. Это особенно заметно в Латвии, где около 90% всех грузов в портах являются транзитными грузами, как и Эстония и Литва2. В области политики Балтийский регион является историческим и географическим регионом со сложными отношениями между участвующими странами. С 1991 года регион неоднороден: шесть из девяти стран-членов являются членами НАТО, а восемь, за исключением России, являются членами ЕС. По этой причине политические и экономические интересы этих государств совпадают со сложным историческим прошлым Балтийского моря3. В последнее время наблюдается рост напряженности в европейской части континента, что также проявляется в регионе Балтийского моря. Эта ситуация негативно сказывается на состоянии и перспективах развития отношений между Россией и Европейским Союзом в целом. Устранение этой напряженности является приоритетом, поскольку в первую очередь затрагиваются экономические интересы. Это также серьезно наносит ущерб гуманитарным и научным отношениям и другим возможностям развития4. 2 Государства Прибалтики: вызовы на пути к эффективному и устойчивому развитию – РСМД – 2014 3 От редакционного совета журнала «Балтийский регион» - А.П. Клемешев, К.К. Худолей 4 Россия и Европейский союз в регионе Балтийского моря – РСМД - 2016 7 Особое внимание следует уделить рассмотрению отношений России с НАТО. Они дружелюбны, и регион Балтийского моря является одним из мест конфликта интересов. Малые страны Балтии - Литва, Латвия, Эстония и Польша - выступают в качестве буферной зоны в Североатлантическом союзе вблизи России. Эти страны считают сотрудничество с Россией негативным во многих областях еще до кризиса в Украине. Нынешние отношения между Россией и НАТО основаны на взаимной вражде, которая стала абсолютной нормой. Эта ситуация крайне нестабильна, с нестабильностью и риском конфликта в регионе. НАТО проводит политику «сдерживания» России путем развертывания своей системы противоракетной обороны в странах Балтии, в результате чего российская сторона отреагирует. Вероятность конфликта низкая, но возможность такого сценария рассматривается обеими сторонами. Нестабильные и недружественные политические отношения должны влиять на торгово-экономическое сотрудничество. Кризисы в Сирии и Украине привели к сильной напряженности в отношениях между Россией и странами Балтии. После начала сирийского кризиса страны Балтии отказались сотрудничать с Россией в области безопасности. Однако украинский кризис оказал гораздо более серьезное влияние. Он сильно ухудшил политические и экономические отношения со странами Балтии. Литва, Латвия и Эстония считали действия России крайне негативными, опасаясь, что государство может войти на территорию бывшего СССР. На фоне этих изменений началось введение экономических санкций, что стало одной из основных причин снижения экономического развития, объема торговли и сдерживания инвестиций. Введение экономических санкций против России было поддержано всеми странами региона Балтийского моря. С другой стороны, Россия отреагировала на 8 компенсационные меры, направленные на ограничение импорта сельскохозяйственной продукции. До сих пор не представляется полностью оценить масштаб влияния санкционной политики на торгово-экономические отношения стран Балтийского региона и России, однако можно заметить, что объемы торговли в регионе сильно упали. Литва, Латвия, Эстония, Польша наиболее сильно ощутили на себе эмбарго на сельскохозяйственную продукцию. Эти государства были вынуждены искать новые рынки сбыта для своей продукции, а также новые источники поставки энергетических ресурсов. Норвегия понесла большие убытки от прекращения поставки рыбы и рыбопродуктов в Россию. Под воздействием санкций торговый оборот снизился в 2015 г. (по сравнению с 2014 г.) с Латвией — на 44%, с Литвой — на 30%, с Эстонией — на 25%. На туризме заметно отразилось падение курса рубля по отношению к евро и что вызвало большой отток туристов. Особенно сильно этот фактор заметен в Финляндии, где количество российских туристов сократилось в несколько раз.5 В регионе Балтийского достаточно интенсивно развивается трансграничное сотрудничество. Огромное влияние на него оказывают совместные проекты в различных сферах деятельности, направленных на формирование долгосрочного сотрудничества. В условиях достаточно напряженной международной обстановки данное сотрудничество стимулирует позитивные изменения в регионе. На уровне трансграничного и приграничного сотрудничества осуществляется партнерство с ЕС в ряде проектов. В частности ЕС утвердил или согласовал программы сотрудничества на период 2014– 2020 гг., Россия, в свою очередь, подписала заявление об участии в 5 Регион Балтийского моря в условиях обострения международной обстановки - Худолей К.К., 2016 9 программе трансграничного сотрудничества «Интррег. Регион Балтийского моря» на 2014–2020 гг. и приняла решение продолжить совместное финансирование «Северного измерения». Совместная работа стран региона ведется и в сфере малого и среднего бизнеса, таможенной деятельности, совершенствовании транспортно-логистической инфраструктуры, развитии промышленности и др6. Значимой областью отношений между государствами Балтийского региона является сотрудничество в сферах культуры и науки, но и в нем произошло большое количество негативных изменений. Долгое время эти области эффективно и беспрепятственно развивались. Однако за последние годы появилось недоверие к российской стороне и поступили обвинения в использовании сферы культуры как метод пропаганды России и проводимой ею политики. По этой причине перестают проводиться культурно-массовые мероприятия, запрещена трансляция российских телеканалов, также отмечается снижение уровня научного сотрудничества. На политическую обстановку в регионе сотрудничество в сферах культуры и науки не может оказать прямого влияния. Однако это те области, которые создают общий фон отношений между странами, а также формируют умонастроение народных масс в положительную или отрицательную сторону. Именно потому развитие культурного и научного диалогов крайне важно, особенно при условиях нестабильной обстановки на международной арене. 6 Россия и Европейский союз в регионе Балтийского моря – РСМД 2016. 10 1.2. Сотрудничество государств Балтийского региона в сфере торгово-экономических отношений Несмотря на довольно сложную международную обстановку государства Балтийского моря хоть и имеют некоторые разногласия, но понимают, что успешное развитие региона напрямую зависит от взаимовыгодного сотрудничества. Исторически сложилось так, что экономическому развитию государств региона способствовала близость моря и активная морская торговля. Транспортный сектор в регионе Балтийского моря является значительным даже в европейском контексте: из всего ЕС-28 транспортсектор в БРС. На долю государств-членов ЕС приходится 27% всех предприятий транспорта и логистики (311 000 в Балтийском море), 11 33% от оборота (450 млрд. Евро) и 34% работников (10,5 млн. Человек). Инвестиции в транспортную инфраструктуру в Норвегии в 2-2,5 раза выше, чем в других странах Северной Европы стран и почти в 5 раз выше по сравнению со всеми другими странами региона Балтийского моря. В Дании, Швеции, Финляндии и Германия, расходы составляют от 250 до 450 долл. США на душу населения, тогда как в других государствах-членах ЕС и Расходы на душу населения в России составляют около 200 долларов США, причем Польша имеет наибольшую долю в ВВП инвестиции в инфраструктуру, используя средние показатели за 5 лет на 2010-2014 годы. Выбросы CO2 в секторе транспорта на душу населения в Норвегии (около 28 тонн на душу населения), по-видимому, являются самыми высокими в BSR, в то время как доля транспортного сектора в выбросах СО2 является самой высокой в Швеции (более 50%). Германия (по всему миру 1-й) и Швеция (3-й) были на вершине индекса эффективности деятельности Всемирного банка (LPI) 2016, затем Финляндия (15), Дания (17) и Норвегия (22) из 160 обследованных стран. Россия занял 99-е место, а Беларусь 120-й, примерно такой уровень, на котором эти два округа постоянно занимают LPI. Другие страны BSR находятся между рядами 29 (Литва) и 43 (Латвия). 12 В новом Индексе упрощения процедур торговли автомобильным транспортом (ATFI) и индексе дружественности E-Freight (EFFI), который измеряет обслуживание уровень производительности воздушных перевозок, три страны - Швеция, Финляндия и Дания, тогда как Россия и Беларусь занимает очень низкие рейтинги. Эти результаты соответствуют, например, LPI. Государства-члены ЕС-БСР занимают весь спектр в транспортном табло ЕС 2016, который является комплексный комплексный индикатор транспортного сектора, запущенный DG MOVE в Европейской комиссии. Это охватывает следующие четыре области политики: 1) внутренний рынок; 2) Инвестиции и инфраструктура; 3) Энергетический союз и инновации; и 4) Люди. Из ЕС-28 Швеция занимает второе место, за ней следуют Германия (3-е), Финляндия и Дания (5-е), Эстония (9-е), Латвия (13-е) и Литва и Польша (22-е место). Одним из главных решений в направлении развития внутрирегионального диалога стало создание Совета Государств Балтийского Моря, учрежденного в 1992 году. СГБМ является прекрасным примером международного сотрудничества. Он охватывает достаточно большое количество сфер деятельности. К ним относится и охрана окружающей среды, и развитие отношений в области науки, исследований и инноваций, и развития 13 межгосударственного сотрудничества, а также совместная работа в гуманитарной сфере. Созданию СГБМ предшествовал ряд проблем в регионе, в числе которых была разница в экономическом развитии государств. С целью ее преодоления в СГБМ была начата реализация совместных проектов, Оценивая уровень сотрудничества государств Балтийского региона в сфере торгово-экономических отношений, прежде всего, стоит обратиться к Программе «Интеррег. Регион Балтийского моря» 2014- 2020. В ней прописаны основные направления трансграничного сотрудничества, касающиеся совместных трансграничных проектов развития некоторых российских регионов, государств Евросоюза и Норвегии в целях достижения высокого уровня развития Балтики. Реализовывать планы развития региона Совету помогает ряд региональных организаций. Наиболее значимыми из них являются Совет министров северных стран , Комиссия по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) , Совет Баренцева/Евроарктического региона , Арктический совет , Парламентская конференция Балтийского моря , Организация субрегионального сотрудничества , Союз балтийских городов , Балтийский форум развития , Ассоциация торговых палат , Балтийская университетская программа . Если при определении Балтийского регио- на делать акцент именно на Балтийском море как центральном звене межрегионального со-трудничества, то становится понятным нали- чие широкой сети разнообразных институтов и форматов сотрудничества по проблематике Балтийского моря: ? связи между государствами – членами ЕС внутреннего характера; ? связи, включающие Россию, прежде все- го ее Северо-Западный 14 регион; ? взаимодействие по линии международ- ных организаций, в том числе Совета государств Балтийского моря; ? сотрудничество в рамках ХЕЛКОМ (комис- сия по защите морской среды Балтийского моря); ? сотрудничество в рамках VASAB (сотруд- ничество по пространственному планированию и развитию); ? деятельность Организации субрегиональ- ного сотрудничества государств Балтийского моря, а также Союза городов Балтийского моря; ? многосторонние проекты институтов «Северного измерения». Как отмечают российские исследовате- ли [12], первоначально «Северное измерение» сформировалось по инициативе Финляндии, присоединившейся к Евросоюзу в 1995 г., как одно из направлений политики Евросоюза. Од- нако в таком качестве «Северное измерение» не стало эффективной политикой, интереса к нему не проявили даже Скандинавские стра- ны – участницы Евросоюза – Швеция и Да- ния. Присоединившиеся к Евросоюзу в 2004 г. Польша, Литва, Латвия и Эстония также не были заинтересованы в развитии финляндской инициативы. Однако неожиданно интерес к «Северному измерению» проявили страны, не входящие в Евросоюз: Россия, Норвегия и Исландия. В результате начиная с 2006 г. «Се- верное измерение» реализуется в качестве че- тырехсторонней политики (ЕС, России, Норве- гии и Исландии) и в данном формате добилось существенных результатов, в первую очередь в природоохранной деятельности. Таким образом, за довольно короткий пе- риод с момента окончания холодной войны и образования Балтийского региона формируется разветвленная сеть разноуровневых структур, как межправительственных, так и неправитель- ственных. Среди последних нужно упомянуть Балтийский форум развития (БФР) (Baltic Development Forum, BDF), представляющий 15 собой именно неправительственную сетевую организацию, в которую входят представите- ли крупных компаний, городов, инвесторов и бизнес-ассоциаций региона Балтийского моря. Главной своей задачей организация считает со- действие выходу Балтийского региона на гло-бальный уровень мировой экономики. Для этой цели финансируются проекты по созданию привлекательного бренда региона. Еще одна организация – «Балтика 21», представляющая собой экспертное сообщество в рамках Совета государств Балтийского моря по устойчивому развитию. В ее планы входит активное содействие решению важных проблем сотрудничества в сфере устойчивого развития городских и сель- ских районов, изменения климата, устойчиво- го потребления и производства, инноваций и образования для устойчивого развития. Важно подчеркнуть, что одним из первых эксперта- ми был проработан проект «ЭкоРегион», где особое внимание было уделено включенности Северо-Запада России в деятельность по обес- печению устойчивого развития региона Бал- тийского моря [13]. Интересные проекты разрабатываются и в рамках VASAB (1992), которая представляет собой межправительственную сеть, призван- ную способствовать сотрудничеству в сфере пространственного планирования и развития в странах региона Балтийского моря. Про- странственное планирование является фокусом VASAB («Видение и стратегии вокруг региона Балтийского моря 2010»). Сегодня организация имеет широкий спектр деятельности, вклю 16 ГЛАВА II. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА 2.1. Развитие тор В регионе Балтийского моря значимым участником является Россия. Рассматривая ее интересы в регионе стоит выделить два направления: к первому относятся общие интересы, закрепленные в Концепции внешней политики РФ7, а ко второму двусторонние отношения с малыми Прибалтийскими государствами – Латвией, Литвой и Эстонией. Общие положения концепций внешней политики России уже на протяжении двадцати лет остаются неизменными. Их основное содержание связано с целесообразностью поддержания стабильных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами. Что касается специфических интересов России в государствах Прибалтики, их можно структурировать на политические, экономические и гуманитарные. Естественно, все они взаимосвязаны. Так, российские политические интересы предполагают, прежде всего, формирование пояса дружественных государств как непосредственно у границ России, так и на дальней периферии. При определении этих интересов мы исходим из существующей конфигурации экономических и политических союзов. Членство государств Прибалтики в Европейском союзе и НАТО – суверенный выбор этих стран, который накладывает на них определенные обязательства. Этот факт должен учитываться при формировании и корректировке российской политики. Однако принадлежность к указанным организациям не является жестко лимитирующим фактором, определяющим как отношения России с государствами НАТО и ЕС, так и отношения тех или иных государств с Россией. Если говорить о Европейском союзе, то в рамках этой авторитетной организации мы видим весьма эффективные модели отношений с Россией Германии, Франции, Финляндии, Польши. Аналогично следует рассматривать и членство Германии, Норвегии, Польши в НАТО. Участие в указанных структурах накладывает свой отпечаток на внешнюю политику стран, но оставляет национальным государствам достаточно большую свободу выбора текущей политики. Именно поэтому ссылки наших оппонентов из Вильнюса или Таллина на 7 Концепция Российской Федерации от 30 ноября 2016 17 то, что «мы в ЕС и НАТО, и поэтому развивать отношения с Россией невозможно», не должны восприниматься всерьез. Политика России в отношении государств Прибалтики, безусловно, должна учитывать факторы, связанные с нашим общим прошлым, но при этом было бы правильно отделить дискуссии на исторические темы от текущей политики и экономики. Это в известной степени удалось сделать в российско-финских отношениях, и такая модель могла бы стать базовой для выстраивания отношений с государствами Прибалтики. На наш взгляд, реализовать модель прагматичных отношений с Россией Эстонии, Латвии и Литве мешают политики крайне правого и правого толка, для которых конфронтация с Россией – единственный способ сохранить себя на политической сцене. По сути, речь идет о бизнесе, который построен на идеологии конфронтации и в котором нет места реальным национальным интересам, а присутствуют только клановые интересы небольших элитных групп. У политиков государств Прибалтики, представляющих правые партии, нет возможности предложить обществу эффективную модель экономического развития, ориентированную на взаимовыгодное сотрудничество со всеми соседями. Для них компрометация России и масштабная конфронтация с ней – единственный способ сохранить свою власть в ближайшей и среднесрочной перспективе. Именно поэтому ожидать значимых перемен в отношениях России и государств Прибалтики в ближайшие годы не приходится. Политический курс, избранный в начале 1990-х годов, резко не изменится даже в том случае, если к власти придут умеренные партии или центристы. Политика наших соседей в известной степени продолжит определяться курсом предыдущих десятилетий. Тем не менее в исторической перспективе модель социально-экономического развития государств Прибалтики, на наш взгляд, неизбежно приведет эти государства к поиску новых ресурсов развития, а значит, и к более прагматичной модели сотрудничества с Россией. В свою очередь, бездействие России или невнятная политика в отношении государств Прибалтики может нанести ущерб не только двустороннему сотрудничеству, но и всей системе международных отношений на европейском континенте. Наиболее пострадавшим оказался транзитно-логистический сектор стран Балтии, поскольку к последствиям санкционной войны добавилась еще общая тенденция расширения использования Россией собственных портовых транзитных мощностей в Ленинградской области. Вместе с 18 тем, динамика грузооборота портов прибалтийских государств неоднозначна. В частности, растет перевалка грузов через литовские порты, тогда как порты Латвии и Эстонии второй год показывают спад грузооборота, что в свою очередь требует особой активности для привлечения партнеров не только из России, но также и азиатских государств8. Значимость «фактора государств Прибалтики» определяется также и тем, что в последние годы абсолютное большинство недружественных нам шагов в Европе либо было инициировано здесь, либо получило активную поддержку. Игнорирование этой тенденции способно снизить общую эффективность внешней политики российского государства. Следует отметить, что мы не считаем характер отношений России и государств Прибалтики и имеющиеся тенденции в российско-прибалтийских отношениях жестко детерминированными нашим общим прошлым. Наше общее будущее после 1991 г. не могло формироваться по российско-белорусскому сценарию, но определенная версия российско-финской модели отношений могла состояться. В 1990–1992 гг., да и в последующие годы Россия сделала немало шагов навстречу Литве, Латвии и Эстонии. В этом контексте рассмотрим вопросы экономического сотрудничества России и прибалтийских государств. Комплекс направлений и показателей экономического взаимодействия в значительной степени определяется транзитом и в существенно меньшей степени торговлей сельскохозяйственной продукцией и туризмом. Парадокс заключается в том, что именно государства Прибалтики имеют все возможности пострадать от резкого ухудшения отношений России с Брюсселем. Представители «старой» Европы, десятилетиями развивавшие экономические связи с Россией (фактически через голову прибалтийских государств), гораздо осторожнее в словах и делах. С нашей точки зрения, пытаясь стать драйверами амбициозных внешнеполитических проектов и действуя в целом в пределах своей международно-правовой юрисдикции, Литва, Латвия и Эстония игнорируют многочисленные вызовы регионального и локального уровней. Пренебрежение этими вызовами чревато дальнейшим снижением уровня жизни населения этих стран. 8 Регион Балтийского моря в условиях обострения международной обстановки - Худолей К.К., 2016 19 Следует учитывать, что современная торговля – это не только бизнес, но и определенное выражение политических предпочтений через экономические связи. Иными словами, нельзя предполагать, что нормы ВТО или Европейского союза могут запретить Российской Федерации развивать собственную транзитную и энергетическую инфраструктуру. В этом контексте необходима ревизия наших торгово-экономических связей с государствами Прибалтики. Если мы признаем их взаимовыгодными, если мы получаем качественную продукцию за адекватную цену, то подобное сотрудничество должно быть продолжено. При этом не следует отрицать существование определенной зависимости между экономическими и политическими интересами. Развитие экономических отношений с государствами, проводящими демонстративно недружественную политику в отношении России, не соответствует нашим национальным интересам. Нынешние отношения стран Прибалтики с Россией, к сожалению, предельно политизированы, и это неизбежно сказывается на характере и качестве наших экономических связей. Негативный экономический эффект для России в силу ее масштаба не является драматическим. Произведенные авторами доклада расчеты, основанные на данных национальной статистики государств Прибалтики, экспертных оценках, иных косвенных данных, позволяют сделать следующий вывод: для экономики прибалтийских стран ежегодные потери могут составить примерно 9–10% от ВВП. Речь идет об упущенных доходах от российского транзита, «отвергнутых» инвестициях, непроданной сельскохозяйственной и промышленной продукции, росте безработицы, недополученных налогах и вынужденных социальных выплатах, отсутствии льготных режимов приграничной торговли и приграничного перемещения граждан сопредельных стран. Впрочем, представители латвийской партии «Центр согласия» предлагают другую цифру: «При самом критическом сценарии ВВП Латвии может рухнуть до уровня кризисных времен, когда падение ВВП составило 19%». Исходя из данных эстонского Статистического комитета о размерах ВВП, эта сумма для Эстонии за последние четыре года составляет около 10,1 млрд долл. Примерно такая же цифра может быть получена на основании авторских расчетов, исходя из данных о ВВП Латвии за последние четыре года. Для Литвы эта цифра составляет около 15 млрд долл. Экономика Литвы больше, если рассматривать ее совокупный, а не душевой ВВП. Отметим также, что в начале 2014 г. правительства государств Прибалтики подготовили свои прогнозы относительно возможных потерь национальных экономик, однако эти данные были засекречены. 20 Политические потери государств Прибалтики оценить еще сложнее. Антироссийская риторика прибалтийских политиков оказывает прямое воздействие на властные элиты и общественное мнение Европы. Однако основной эффект достигается через дискредитацию России как экономического партнера и ухудшение конкурентных условий для ее экспорта. Что касается количественных оценок ущерба для России от прекращения экономических связей, то, с нашей точки зрения, речь идет о десятых долях процента, это прямо вытекает из географической структуры российской внешней торговли. При формальном единстве экономических, политических и международно-правовых предпосылок экономические и политические отношения России с государствами Прибалтики качественно отличаются от отношений с Германией и тем более с Финляндией. По нашему мнению, ответственность за данную ситуацию лежит, прежде всего, на политиках Эстонии, Латвии и Литвы, игнорирующих объективную логику взаимовыгодных отношений. В современной практике международных отношений значимую роль играют культурные и гуманитарные вопросы. Для Российской Федерации они связаны, прежде всего, с российской диаспорой. В XXI веке уважающее себя государство, претендующее на ключевые позиции в системе международных отношений, обязано поддерживать и своих граждан, и соотечественников, принявших гражданство других стран, но культурно принадлежащих России. Следует отметить, что реализации российских интересов в отношении государств Прибалтики препятствуют не только сами прибалтийские республики. Существует и вполне определенная, хотя и закономерная, «усталость» российских дипломатов и экспертов от той динамики отношений, которую мы наблюдали в последние двадцать лет. Однако, несмотря на это разочарование, российские интересы все-таки должны быть четко структурированы. Нужно вести внятную государственную политику, понятную и нам самим, и нашим соседям. Рассматривая российские интересы в государствах Прибалтики, следует обратить внимание на эволюцию концепций внешней политики Российской Федерации. Первая была принята в 1993 г. [17], последняя – в 2013 г. (1, 2, (3). В Концепции 1993 г. странам Прибалтики было посвящено полторы страницы, столько же – отношениям с США. В Концепции 2013 г. прибалтийские страны вообще не упоминаются. Регион Балтийского моря есть, а их нет. Таким образом, период, когда 21 Россия была готова сделать первый шаг и предложить взаимовыгодный диалог даже ценой уступок, вероятно, закончился. Какие выводы следует учитывать при принятии решений в области отношений России и стран Прибалтики? На наш взгляд, российская политика в текущих условиях не должна реагировать на незначительные изменения внешнеполитического курса наших соседей. Разумеется, следует приветствовать отдельные шаги наших партнеров, направленные на корректировку и решение наиболее острых проблем, например, постепенное движение Эстонии к ратификации пограничного договора на заранее согласованных условиях. Тем не менее стоит учитывать, что это лишь нюанс, тогда как общая линия эстонской политики направлена в другую сторону. В долгосрочном плане, вероятно, следует рассчитывать на постепенную эволюцию политических элит государств Прибалтики. Современные элиты ориентированы на поддержание межгосударственных отношений в состоянии тлеющего конфликта. В настоящее время консолидация политических элит перед лицом мифической российской угрозы уже не является стопроцентно эффективным методом мобилизации населения с последующей конвертацией в голоса избирателей. Государства, характеризующиеся неустойчивой политической системой, могут позволить себе игнорировать экономические интересы общества в угоду амбициям политических элит достаточно долго, но не бесконечно. Отметим также, что преодоление кризисных явлений в экономике стран Балтии не закончено, и необходимо бро....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: