VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие стиля барокко в русской архитектуре

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010694
Тема: Развитие стиля барокко в русской архитектуре
Содержание
     














     
    Реферат
    на тему: «Развитие стиля барокко в русской архитектуре»
    
    
Выполнил:
Проверил:
     
     












     2017
     

Содержание
Введение	3
1. Архитектура барокко в европейской архитектуре XVI—XVIII веков	5
2. Становление русского барокко в архитектуре России в начале XVIII века	8
3. Барокко в архитектуре России	12
3.1 Русское барокко	12
3.2 Барокко в архитектуре русской провинции	17
Заключение	19
Список использованных источников	22
Приложение 1	23
Приложение 2	24
Приложение 3	25
Приложение 4	26


    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     В развитии русской культуры в целом и архитектуры в том числе, XVIII столетие стало важным временем. 
     Долгие века дерево было в России главным материалом при постройке зданий и сооружений. Деревянная архитектура создала основные приемы строительства и композиции, которые соответствовали природно-климатическим особенностям страны и художественным пристрастиям людей.
     Частые возгорания, уничтожавшие нередко целые города, потребовали перехода к каменному строительству применительно к важным сооружениям — городским стенам, башням, церквям. 
     Архитектура, являясь продуктом определенной функциональной необходимости, зависит от технических возможностей строительства и от эстетических взглядов и вкусов, господствующих в обществе. В русской архитектуре всегда были отчетливо видны отношения между человеком и строением. Будь то крестьянская изба, городской дом или храм, любое сооружение имело масштаб, соответствующий человеческой потребности, что определило гуманистический характер русского зодчества.
     Значительную, а порой и ведущую роль в процессах культурного развития играло абсолютистское государство. Реформы Петра Великого дали толчок небывалого ранее ускорения развития России. Эффект петровских преобразований был настолько силен, что ее продолжился и после смерти их инициатора.
     Культура ведущих слоев русского общества в XVIII столетии определялась бесспорным превосходством светских тенденций, опорой на традиции и примеры европейской культуры, отходом от прежней народной культуры. Изменения в сфере культуры имели неразрывную связь с реформированием экономической жизни и государственных структурах.
     Политика Петра Первого в культурной области явилась одним из звеньев в цепи перестроек политических и экономических. Также как и в прочих сферах, эти преобразования произошли на фоне постепенного перехода от религиозных тенденций в культуре к мирским, протекавшего на протяжении XVII века.
     XVIII век стал эпохой рождения большого числа архитектурных памятников, ставших знаковыми в мировой культуре.
     Предметом исследования является развитие архитектуры в России в 18 веке.
     Объектом исследования реферата является барокко в архитектуре России.
     Цель реферата – проанализировать развитие стиля барокко в русской архитектуре. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
     - изучить сущность архитектуры барокко в европейской архитектуре XVI—XVIII веков;
     - проанализировать становление русского барокко в архитектуре России в начале XVIII века;
     - изучить сущность и направления русского барокко;
     - проанализировать особенности барокко в архитектуре русской провинции.
     
     
     
     
     
1. Архитектура барокко в европейской архитектуре XVI—XVIII веков
     Барокко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»). Этим термином характеризовали европейскую культуру XVII—XVIII вв. Центром возникновения стиля была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эту эпоху считают стартом триумфа «западной цивилизации».
     В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина: 
     1) от итальянского «baruecco» - жемчужина неправильной формы;
     2) «baroco» - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
     3) от итальянского «barocco» - грубый, неуклюжий, фальшивый.
     Различные стилевые модели складывались на одном отрезке времени, часто соединяясь в одном произведении. Таким образом, часто нельзя сказать о чистом стиле в том или другом творении.
     Родиной барокко называют Рим. Выдающиеся произведения архитектуры этого стиля создавались в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, латиноамериканских владениях Испании и Португалии. Все эти страны были  католическими, так барокко стал основным стилем, воспринятым католической церковью. 
     Первым зданием нового стиля считается маленькая церковь иезуитов — Иль Джезу в Риме, построенная в середине XVI века 1568 г. зодчим Джакомо Виньола.
     Рождение стиля отчетливо видно на главном фасаде, созданом в 1575 году Джакомо делла Порта. Колонны и пилястры сдвинуты друг к другу, сгруппированы попарно, тем самым фасад перенасыщается сильными ритмическими компонентами.
     Крупнейшими мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, построивший ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие сооружения, в том числе множество скульптур и фонтанов, Франческо Борромини, автор церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане и церкви Сант-Иво алла Сапиенца в Риме и ряд других архитекторов.1
     Архитектура барокко нарушает равновесие масс и пространства, гармонию несомых и несущих деталей, размеренный ритм, присущие архитектуре Ренессанса. Масса постройки оживает, движется, архитектурные формы теснят одна другую. Происходит разрыв границ очертаний, материал из твердого становится податливым, декор деталей вызывает игру тени и света. 
     Здания барокко имеют сложные очертания неправильных форм, сопряженных овалов и др. Их фасады изгибаются, втягивая в движение соседние улицы и площади. Архитектура барокко предназначена для крупных ансамблей, как городских, так и загородных. Ее развитие дало толчок активному прогрессу градостроения. 
     Один из лучших барочных ансамблей — Версаль, в пригороде Парижа (1668—1689), стал примером для создания богатых загородных дворцов европейской знати и монархов, в том числе и в России.
     Версальский Дворец, построенный архитекторами Лево и Ардуэн-Мансаром, отличается классической ясностью и строгостью, с барочным построением интерьера Зеркальной галереи. Изобилие позолоты, скульптуры и живописи во внутреннем убранстве зданий стало одним из главных приемов этого архитектурного стиля.2 
     Плафоны покрыты живописным изображением неба с ангелами и облаками. Причем его перспектива такова, что увидеть границу реального и иллюзорного пространства невозможно.
     Стиль барокко отличается постройкой масштабных ансамблей, где происходит слияние в единое целое, торжественное, пышное и парадное, архитектуры с живописью, скульптурой, театром, музыкой, декоративно-прикладным и садово-парковым искусством. 
     
2. Становление русского барокко в архитектуре России в начале XVIII века
     На грани XVII—XVIII веков начался новый этап в развитии русской архитектуры. С одной стороны, это было время активного возведения каменных церковных зданий. С другой, когда после пожара 1699 года, уничтожившего больше половины Москвы, указом Петра I было запрещена постройка на пожарищах домов из дерева, начался бум строительства гражданских зданий из камня. Со временем этот процесс распространился, и на Подмосковье. 
     Петровские реформы привели в Россию европейские формы культуры. Облик национальной храмовой архитектуры изменился, хотя прежние архитектурные традиции сохранялись еще долгое время, особенно в провинциальной местности. В целом русскую архитектуру захватили процессы европеизации, породившие особые, характерные только для России идеи и формы. 
     Рубеж XVII и XVIII столетий стал окончанием в России Средневековья и началом Нового времени. В странах западной Европы этот переход шел столетиями. Россия прошла его в небывалом темпе — на протяжении жизни одного поколения людей.
     За несколько десятков лет XVIII века русское искусство из религиозного стало светским, освоив новые жанры и темы. В результате, стили в искусстве и, в частности архитектуре, последовательно сменявшие друг друга в Европе на протяжении столетий, в России XVIII века существовали на одном отрезке времени. 
     Начало XVIII века в России наполнено событиями борьбы за выход ее к Балтийскому морю. В ходе Северной войны (1700—1721), закончившейся победой России над Швецией, важным стало оборонительное и промышленное строительство. 
     Главным центром строительных работ стал Петербург, основанный на берегах дельты Невы. 
     16 мая 1703 года на Заячьем острове заложили первую постройку нового города. Это была крепость Санкт-Питер-Бурх, затем названная Петропавловской. Чтобы строить на болотистой почве, под каждое здание пришлось вбивать дубовые сваи.
     По задумке Петра I следовало обустроить и заселить острова в устье Невы. На Васильевском острове возводились дома из камня для дворян. 
     Для Петра ускоренная постройка новой столицы, призванной стать символом разрыва России с отсталостью прошедших времен, была важной политической целью. Перед архитектурой встали сложные и серьезные задачи. Необходимо было возводить Петербург на основе передовых для того времени принципов градостроительства. Следовало сформировать престижно-представительное лицо новой столицы не только внешними архитектурно-художественными проявлениями, но и городской планировкой. 
     Своих архитекторов в России было очень мало. В 1709 году в Петербурге была учреждена «Канцелярия от строений», которая занималась вопросами строительства. Была создана школа обучения началам зодчества и, руководимые опытными мастерами, архитектурные команды где ученики получали практические навыки. 3
     Чтобы ускорить решение проблемы, царь Петр пригласил квалифицированных архитекторов из-за границы, а также приказал направлять способную молодежь в западноевропейские страны с целью обучения их инженерному и архитектурному делу. 
     Петербург возводили зодчие из разных стран. Им пришлось работать в соответствии с требованиями заказчиков, а также приноравливаясь к непростым природным условиям. Результатом стала особая петербургская архитектура той эпохи, объединившая русских художественные традиции России и формальные элементы западноевропейского зодчества. 
     В 1710 году в Петербург прибыли итальянцы Н. Микетти, Г. Киавери, К. Б.Растрелли, француз Ж. Б.Леблон, немцы Г. Маторнови, И. Шендель, А.Шлютер, голландец Г. Ван Болес. В их задачи входило  не только строить, но и обучать русских архитекторов. 
     Из Москвы приехали итальянцы М.Фонтана и Доменико Трезини. В Москве к тому времени трудились талантливые русские зодчие И. П.Зарудный, Д. В.Аксамитов, П. Потапов, М. И.Чочлаков, Я. Г.Бухвостов, Г.Устинов и другие. Тогда же за границей обучались, ставшие впоследствии крупными архитекторами Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и др.
     Петр I сам внимательно изучал архитектурные проекты, отвергал неугодные, вносил коррективы в намеченные к осуществлению. Он участвовал в разработке планов застройки Петербурга. Существуют собственноручные рисунки и пометки царя в планах Петергофского парка, схем Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Для того, чтобы привлечь в Петербург каменщиков, указом 1714 года было запрещено на некоторое время каменное и кирпичное строительство в России (кроме столицы).4 
     Доказательством наличия взаимопроникновения русских и зарубежных форм зодчества является то, что построенные в Петербурге и его окрестностях иностранными и русскими архитекторами здания стилистически не отличаются друг от друга — они едины по характеру и стилю, а все в совокупности не похожи на одновременно создававшиеся на Западе сооружения. Работавшие в России иностранцы-архитекторы трудились в специфически русских условиях, они подчинялись диктату руководителей строительных ведомств и нередко выполняли предначертания лично Петра. Кроме того, иностранцы подпадали под сильнейшее воздействие памятников русской архитектуры. Воздействие русского зодчества испытывали не только второстепенные, но и первоклассные мастера
     
     
     
     
     
3. Барокко в архитектуре России 
     3.1 Русское барокко
     Основным стилем архитектуры в Европе было барокко. Его отличиями были грандиозность, пышность и динамика. Мастера стремились создать эффект сильными контрастами масштабов и ритмов, материала и фактуры, света и тени, совмещая реальность с иллюзией.
     Стилю барокко присущи размах в пространстве, слитность, текучесть сложных криволинейных форм, развернутые мощные колоннады, множество скульптур на фасадах и в интерьерах.
     Творения русских, итальянских, голландских, немецких и французских архитекторов создало своеобразный стиль, названный русским или петровским барокко. 
     При изучении зданий, возведенных в то время, таких, как «Монплезир» и «Эрмитаж» в Петергофе, дворец в Стрельне, Кунсткамера и Двенадцать коллегий в Петербурге, Петровские ворота и Петропавловский собор, а также некоторые другие, можно получить четкое представление об особенностях архитектурного стиля барокко первой трети XVIII столетия5.
     Архитектура барокко развивалась в России трудами великих зодчих, а также многих безвестных крепостных архитекторов, живописцев, лепщиков, резчиков, позолотчиков и прочих мастеров. Стиль барокко в России середины XVIII века несет в себе национальные особенности, будучи преемником приемов российского зодчества XVII—начала XVIII столетий. Праздничная полихромия зданий, пластичность образов архитектуры и простота композиций, присущая лучшим образцам московского барокко семнадцатого века, воплотились в русской архитектуре века восемнадцатого. В середине XVIII столетия императорским указом было возвращено традиционное для русского культового зодчества пятиглавие соборам и церквам. Оно снова стало ведущим признаком русских храмов.6
     Притом, что российские архитекторы пользовались рядом приемов и форм общеевропейского барокко, все сооружения этого стиля в России имеют черты национального характера. 
     Первым из иностранных архитекторов, приехавшим в Петербург стал итальянец Доменико Трезини. Он построил на берегах Невы несколько зданий, среди которых собор Петропавловской крепости и Двенадцать коллегий — министерства Петровского времени.
     Французский архитектор Жан Леблон предполагал расположить центр столицы на Васильевском острове. Но раньше начали заселяться не острова, а, так называемая, Адмиралтейская сторона — левый берег Невы. Адмиралтейство (здание, где находились верфи и все, необходимое для постройки кораблей) было основано в 1704 г. Возле него царь Петр приказал заложить свой дворец, который был назван Зимним. 
     Неподалеку, выше по Неве находился Летний дворец (1710—1714), возведенный архитекторами Доменико Трезини и Андреасом Шлютером. Его царь преподнес в подарок жене Екатерине Алексеевне. Гордостью царя был Летний сад, окружавший здание дворца. Сад был украшен привезенными из Италии мраморными статуями героев античных мифов. 
     Одним из крупнейших архитекторов XVIII столетия был Франческо Бартоломео Растрелли. Главные его произведения: ансамбль зданий Смольного монастыря; дворцы М. И. Воронцова и С. Г. Строганова; царские дворцы — Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе; Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Эти и ряд других творений Растрелли дают яркую характеристику стиля барокко середины XVIII столетия в России и показывают эволюционное развитие мастерства великого архитектора.7
     Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках. Русской барокко включает в себя:
     1) Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления — ордер, обрамления оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы. 
     К Московскому барокко относят:
     - Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере (см. Приложение 1);
     - Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией (см. Приложение 2).
     Процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и зодчество. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.
     Самым значительным памятником Московского барокко является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов.
     2) Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга (см. Приложение 3).
     Главные принципы петровского барокко — рационализм, простота и уравновешенность. 
     Внешне здания петровского времени — это преимущественно прямоугольные, симметричные постройки. Центральная часть иногда возвышается над основной линией здания и украшается портиком или скульптурой. 
     Фасад чаще покрашен в красный цвет, а белым на нем выделены элементы архитектурных ордеров — как правило, это плоские русские «лопатки» или пилястры, а не классические колонны. Окна декорированы наличниками с «ушками» по углам, на скатах крыш — специальные проемы — люкарны.
     Памятники петровского барокко:
     - Меншиковский дворец;
     - Летний дворец Петра I;
     - Петропавловский собор;
     - Палаты Кикина;
     - Монплезир;
     - Троицкий Александро-Невский монастырь;
     - Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры;
     - Павильон Эрмитаж;
     - Здание государственных коллегий.
     3) Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями (см. Приложение 4). Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли. 
     Свои первые творения Растрелли создал в Курляндии для герцога Бирона. Затем он стал обер-архитектором Анны Иоановны и, наконец, Елизаветы. В начале 40-х годов XVIII века Растрелли побывал в Москве, где имел возможность познакомиться с образцами традиционного русского зодчества. Как отмечают искусствоведы, это небольшое путешествие повлияло на дальнейшее творчество мастера и, как следствие, на облик современного ему Петербурга8. 
     Первым зданием, которое построил Растрелли по приказу императрицы, и с которого началась его слава, стал летний дворец. К сожалению, эта постройка не сохранилась, поскольку была деревянной. Затем с разной степенью вовлеченности он трудился над несколькими проектами: 
     - Большой дворец в Петергофе (1747-1752); 
     - Андреевский собор в Киеве (нарисовал эскиз здания в 1747);
     - перестройка Царскосельского Екатерининского дворца (1752-1757). 
     Зимний дворец стал одним из последних творений Растрелли.
     Над Екатерининским дворцом в Царском селе вместе с Растрелли трудились и другие архитекторы елизаветинского барокко: Андрей Васильевич Квасов и Савва Иванович Чевакинский. 
     В Царском селе по проектам Чевакинского возвели два корпуса Екатерининского дворца, павильон «Монбижу», который до наших дней не сохранился, дома для служащих. Главное произведение Чевакинского — Никольский морской собор. 
     Елизаветинское барокко в Санкт-Петербурге и за его пределами стало воплощением государственного могущества. Отметим характерные черты этого стиля:
     - поразительное многообразие декоративных элементов; 
     - пластичность и динамичность архитектурных форм; 
     - контрастные цветовые сочетания во внешней отделке; 
     - применение пилястр и трехчетвертных колонн; 
     - зрелищность и обилие декоративных деталей во внутреннем убранстве; 
     - возвращение к некоторым традициям древнерусского зодчества. 
     Елизаветинское барокко перестало быть главенствующим стилем после смерти Елизаветы Петровны. Это архитектурное направление практически не распространилось на провинциальные города. Однако стиль отразился не только на творчестве петербургских мастеров. Елизаветинское барокко нашло воплощение в творениях московских архитекторов, в первую очередь Д. В. Ухтомского и И. Ф. Мичурина. 
     3.2 Барокко в архитектуре русской провинции
     Традиционное запаздывание стиля в провинции по сравнению со столицами в России получило свои особенности. Государственное регулирование строительной деятельности, свойственное Петербургу, в меньшей степени затронуло Москву и почти не коснулось русских городов вплоть до 1770-х гг., хотя можно отметить правительственный указ 1722 г. о строении крестьянских дворов в погорелых и вновь строящихся селах и деревнях "но образцовому чертежу". При этом наибольшего расцвета самобытные региональные школы достигли там, где столичное влияние было наименее сильным, т.е. в удаленных северных и восточных частях страны. Отсутствие помещичьего землевладения выдвигало на передний план другого заказчика – купца, духовное или должностное лицо, которые, как правило, не ориентировались на придворную моду и возводили в первую очередь каменные церковные постройки.
     Великий Устюг был крупнейшим торговым и строительным центром северных и северо-восточных земель, к которому тяготели остальные регионы и региональные центры – Архангельск, Тотьма, Вятка, Приуралье, Зауралье, Западная и Восточная Сибирь (подробнее об этом см. статьи Льва Карлосовича Масиель Санчеса). Там было построено множество каменных храмов, из которых сохранилась небольшая часть. В Устюге получила распространение композиция "трапезного" храма с пирамидальным силуэтом, формы которого обогащались заимствованиями из деревянного зодчества. Как отмечает исследователь, "в общем развитии устюжского зодчества XVIII в. Сретенско-Преображенский и Никольский храмы сыграли исключительно важную роль, и за сравнительно короткий срок здесь было построено много церквей подобного типа: Рождественская (1716–1729), Пятницкая-старая (1720); Петропавловская (1738–1739), Ильинская (1736), Леонтьсвская (1738– 1742), Сергия Радонежского в Дымково (1739–1748), Тихвинская в с. Богородском (1761) и др." (Дунаев Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915)9.
     В 1765 г. была завершена церковь Симеона Столпника с редчайшей композицией четверика с полуглавием, завершенным куполом, а также с гульбищем и двумя выдвинутыми приделами. В целом одно- или двухэтажные храмы с пространственно выраженным приделом характерны для холмогорской традиции, однако они не завершались малым восьмериком. Эта форма появляется в Устюге под влиянием московских храмов типа церкви Св. Иоанна Воина на Якиманке не раньше 1720-х гг. Но уже к середине XVIII в. она получает широкую популярность на Русском Севере, и во многих храмах первоначальные завершения начали перестраивать на малый восьмерик.
     
     Для архангелогородской школы, в которой соединялись нарышкинская и позднепетровская стилистика, стали устойчивыми такие местные формы, как фронтоны наличников с изгибом, коронообразные бровки над верхними окнами, растянутые в ширину. Однако в дальнейшем интересного соединения этих местных форм с барочными не произошло.
     Ярким явлением стало "тотемское барокко". В XVIII в. Тотьма – торговый и солеваренный город – достигает своего наивысшего расцвета. В 1743 г. в городе произошел большой пожар, после которого были отстроены в камне красивейшие церкви. Но один из самых ранних образцов – церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1738–1740 гг. по заказу секретаря великоустюжской консистории И. Г. Фирсова. Однако, как отмечают исследователи, в дальнейшем "двойственность убранства ранних тотемских построек полностью преодолевается", и в 1770-е гг. декор приобретает "исключительно пышные, узорчатые барочные формы, которые процветают здесь до конца столетия"10.
     Еще одно яркое явление в архитектуре русской провинции – "вятское барокко" – начинается с храмозданной грамоты 1729 г. епископа Лаврентия Горки на строительство каменной церкви в Покровском приходе на реке Лузе по заказу купцов Пестовских. 
     Общий термин "сибирское барокко" объединяет архитектуру середины – второй половины XVIII в. на обширнейших территориях. По мнению современного исследователя сибирского барокко Л. К. Масиель Санчеса, во второй трети XVIII в. в Сибири сложилось две местных школы – тобольская и иркутская. 
     В Тобольске под воздействием стилистики барокко в его столичном варианте с середины 1760-х гг. сложилось особое тобольское барокко, распространившееся в западных и центральных регионах Сибири (например, нарядная своим декором церковь Захария и Елизаветы (Воскресенская) в Тобольске, 1759–1776). Тобольское барокко проникло и в Восточную Сибирь, где с середины 1770-х гг. под его влиянием на основе тотемских (а не местных) традиций сформировалось иркутское барокко. Несмотря на то что с 1780-х гг. в Сибири постепенно распространяется классицизм, барочные храмы продолжают строиться вплоть до 1830-х гг. 
Заключение
     XVIII век в России был отмечен серьезными изменениями и крупными достижениями в сфере строительства и архитектуры. 
     Страна, которая вышла на общеевропейскую дорогу с опозданием, вынуждена была ускоренно осваивать западноевропейские стили. При этом уже в эпоху Петра Великого одновременно существовали начала всех стилевых типов, которые русской архитектуре предстояло освоить в течение столетия. Это время стало переходным для русского искусства, которое, еще не сделав окончательного выбора, совмещало в себе черты разных стилей. 
     В результате слияния стилей, заимствованных в западноевропейской культуре с традициями и формами культуры национальной, в России появились шедевры архитектуры, не уступающие лучшим мировым образцам. Отдельные здания и архитектурные ансамбли, созданные в России на протяжении XVIII столетия, вместе с сооружениями предыдущих и последующих веков, ставят нашу страну в ряд обладательниц уникальных архитектурных сокровищ, интерес к которым специалистов и публики не исчезнет никогда.
     Прогрессивные традиции русского зодчества имели огромное значение в практике более поздней архитектуры поздней архитектуры. Наиболее важными из них стали формирование ансамблей и искусство градостроения. Стремление к созданию архитектурных ансамблей вначале было интуитивным, но в дальнейшем приобрело осознанный характер.
     Время меняет и преобразовывает архитектуру времени, но, несмотря на это ряд особенностей русского зодчества существовал и развивался столетиями, сохранив свою традиционную самобытность до нашего времени. 
     
     
     
     
     
     Список использованных источников
     1. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
     2. Бунин А. В. История градостроительного искусства. — М., 1993.
     3. Всеобщая история архитектуры. Т. 10. — М.,1972.
     4. Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 2014. 
     5. Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII—начала ХХ века. — М., 1985. 
     6. Иконников А. В. Тысяча лет Русской архитектуры. — М., 1990.
     7. Ильин М. А. Баженов М., 1994. 
     8. Ильин М. А. Наследие Палладио и русская архитектура конца XVIII века. — 1938. — (Архитектура СССР). 
     9. Ильин М. А. О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова. — 1973. — (Русское искусство XVIII века). 
     10. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. — М., 2015. 
     11. Сто великих архитекторов — М., 2001.
     12. Тихомиров Н. Я. Архитектура подмосковных усадеб. — М., 1955.


	

Приложение 1

Строгановский стиль
Смоленская церковь в усадьбе Строгановых под Нижним Новгородом





	

Приложение 2
Голицынское барокко
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово (1714-22)







	

Приложение 3
Петровское барокко
Петропавловская церковь в Ярославле


Приложение 4
Елизаветинское барокко
Церковь Климента папы Римского

1 Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. — М., 2008. С.234.
2 Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 2005. С.178.

3 Бунин А. В. История градостроительного искусства. — М., 1993. С.136.

4 Иконников А. В. Тысяча лет Росской архитектуры. — М., 1990. С.173.

5 Сто великих архитекторов — М., 2001. С.211.
6 Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII—начала ХХ века. — М., 1985. С.94.

7 Сто великих архитекторов — М., 2001. С.211.

8 Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII—начала ХХ века. — М., 1985.
9 Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII—начала ХХ века. — М., 1985.
10 Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. Л., 1983
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------




16


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%