VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности стиля эпохи 60-80-х г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013522
Тема: Особенности стиля эпохи 60-80-х г
Содержание
Глава I. 
1.1. Особенности стиля эпохи 60-80-х г. XX века
	
     60 – 80-е г. XX века – особый период в общественно-политическом развитии страны, время восстановления жизни после Великой Отечественной войны. Грандиозная перестройка социального уклада жизни в СССР, в послевоенное время, обретающая свои особенные черты в сравнении с предшествующими десятилетиями, несомненно, несла отражение этого переустройства в литературу, которая служила мерилом ценностей нового времени, и выполняла роль ориентира в воспитании личности. 
     Начиная с I Всесоюзного съезда писателей, вопросы детской литературы постоянно служат предметом особого обсуждения. Доклады и выступления на съезде С. Маршака, Б. Полевого, Л. Соболева, К. Симонова, С. Михалкова, А. Барто и других замечательных мастеров советской литературы, не только подводили итоги писательской деятельности, каждый раз это был деловой, творческий и критический анализ достижений и просчетов писателей в художественном освоении ленинской концепции личности человека социалистического типа. Именно этот критерий служил основанием для оценки писательского труда. В частности, остро обсуждался вопрос о преодолении бесконфликтности и приукрашивания действительности в литературе. В связи с этим открытой критике подверглись сторонники создания «идеального героя», как, впрочем, и те, кто выступал за его обязательное «приземление».
     Детскую литературу этого времени отличает живое, острое, нестандартное восприятие морально-эстетических проблем, глубокая соотнесенность литературных и жизненных ситуаций. Писатели зовут своих собеседников к совместной борьбе против мещанства, лицемерия, тунеядства, - всего того, что отвратительно обнаруживает старое, что откровенно  враждебно моральному кодексу строителя коммунизма. 
     Вряд ли возможно все многообразие содержания детской литературы  свести к какой-то одной или нескольким центральным проблемам. И все-таки пробуждение личной ответственности юного человека за все происходящее вокруг становится главной писательской заботой. В стране детства никто не остается навсегда. Надо готовить себя, чтобы войти гражданином в большую и сложную трудовую жизнь взрослых.
     Для детской литературы второй половины XX века наиболее характерным оказалось формирование идеала, в котором органично сочетается внешнее и внутреннее совершенство. В 1959 году на II Всесоюзном съезде писателей А.Сурков посвятил раздел отчетного доклада вопросам детской литературы. Он наметил ее главную задачу – создать полнокровный образ героя наших дней: «сегодняшние читатели детских книг – это те, кто завтра станет к станкам, возьмется за руль трактора, за штурвал космического корабля. Писать для такого читателя – и большое счастье, и большая ответственность», - подчеркивал он в заключение. (Третий съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М.,1959, с.21)
      В произведениях того времени отчетлив мотив движения личности к нравственной и социальной зрелости. Герой литературы яростно сражается за право быть участником, а не созерцателем происходящих событий. Он не только пытливо «вглядывается» в жизнь, но и активно вмешивается в ее переустройство. Детская литература сделала шаг «внутрь» детского героя, «сильно повысился интерес к нравственной проблематике и духовному миру человека с его такими древними, но вечно живыми понятиями, как совесть, доброта, сочувствие, сострадание, милосердие, жалость…» (Абрамов, Ф.А. Доклад на VII съезде писателей CCCР / Ф. Абрамов // Седьмой съезд писателей СССР 30 июня 1981 г. Стенографический отчет. – М.: Советский писатель, 1983. – С. 458).
	На IV Всесоюзном съезде советских писателей в 1967 году с докладом «Высокое назначение советской детской литературы» выступил С. Михалков. Он отметил: «Литература должна вырастить своего юного героя истинным гражданином, готовым стать героем не только в военных сражениях, не только в битвах с силами природы, со стихийными бедствиями, но и сражениях нравственных, которые подчас происходят в мирной, как говорят «будничной» жизни – в битве за справедливость, за счастье людей. Таким могут воспитать ребенка лишь книги правдивые, психологически тонкие, свободные от малейшего налета фальши, которую детское сердце ощущает особенно остро и болезненно». ( Четвертый съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М., 1968, с.50).
     Во второй половине XX века намечаются два вектора преобразующие стиль детской литературы — психологизация и лиризация прозы. Лиризация так или иначе присутствовала в каждом художественном произведении, на каждом этапе развития литературы, но в сравнении с эпохой 30-40-х годов, во второй половине XX века наблюдается активизация лирического начала.   Это обусловлено тем, что внутренний мир персонажей усложняется, они становятся психологически более мотивированными, «пластичными», их мир рефлексии и анализа социально-нравственных континуумов — динамичным. Ребенок становится психологически не просто интересным, а уникальным.
     Особое внимание уделяется «мелочам», простым человеческим радостям и заботам, обычным проявлениям повседневного существования ребенка. Социальная определенность характера также крайне важна и первична, но формы ее проявления теперь пишутся не через эпические обобщения, а через детали внутреннего мира, подаваемые крупно: так познается духовно-нравственный мир и героя, и целого поколения. Основное внимание сосредоточено на мыслях и чувствах ребенка. Главная борьба происходит теперь за душу человека, за развитие, раскрытие и использование его внутренних качеств. Здесь особенно велика роль правильного понимания сокровенных пружин человеческого поведения. Повествование сосредоточено не столько на изображении конкретных событий, сколько на описании переживания этих самых событий не только героем, но и именно повествователем. 
     Писатели стремятся объяснять сложные социальные процессы именно через внутренний мир личности, используя при этом мощные возможности лиризации, общие тенденции которой отразились в своеобразии индивидуальных авторских стилей. Лиризация приобретала разные формы. Так, одним из способов лиризации повествования становится художественный синтез, когда в художественную ткань прозаического произведения вплетаются, например, живопись и музыка, передающие, прежде всего чувство, воссоздающие внутренний сюжет.
     Важнейшим событием  в развитии детской литературы в семидесятые годы стало Всероссийское совещание по детской литературе, которое прошло в Москве в марте 1973 года. В нем  приняли участие 700 человек. На этот представительный форум собрались писатели, художники, руководители книжных издательств, учителя и руководители детских библиотек, ученые, комсомольский и пионерский актив, представители печати, радио, телевидения, сотрудники министерств, ведомств и общественных организаций. Все доклады пленарного заседания были посвящены проблемам дальнейшего развития литературы для детей. Все участники совещания в своих выступлениях подчеркивали особо благоприятную обстановку, в которой развивается современная детская книга.  
 	В капитальных трудах основателей советского литературоведения в области детской литературы – В. Смирновой, А. Ивича, В. Шкловского, Е. Приваловой, К. Пискунова, в теоретических работах А. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Житкова, А. Твардовского, в талантливых исследованиях И. Мотяшова, С. Рассадина, Л. Брауде, Б. Галанова, Е. Бавиной, И. Лупановой, Л. Разгона, Б. Соловьева, Б. Бегака, Т. Полозовой, Д. Гольдшейна, В. Разовой, И. Свирской, А. и Б. Акимовых, в полемических книгах Б. Сарнова, М. Петровского и других исследователей заложен основательный фундамент литературоведения, изучающего специфические проблемы книги для детей. 
     В 1972 году была учреждена специальная Ленинская премия за произведения литературы и других искусств для детей. Этим подтверждался высокий статус искусства, адресованного детям.
     В литературе этого периода наблюдается интерес к социально-нравственной проблематике, с ярко выраженной тенденцией показа конфликта: внутриличностный конфликт, внутрисемейный, конфликт с социальной средой (друзья, школа, идеи). Во многих произведениях показано неразрывное единство детей со всем советским обществом. Конфликты выходят за рамки «детских», они связаны с конфликтами, происходящими в мире взрослых. Это можно проследить в разработке самых разных тем: трудового воспитания, военно-патриотической, психологической. Конфликт  формирует в читателе активное и негативное отношение к нарушению нравственного закона, к отступлению от нравственного идеала.
	Рассмотрим тематику произведений детской литературы второй половины XX века. 
     Значительная часть произведений посвящена изображению событий Великой Отечественной войны. Большое воспитательное значение имеют рассказы в повести «Иван» В. Богомолова, «Сын коммуниста» Е. Полякова, «В разведку шел мальчишка» В. Морозова, «Дочь солдата» И. Полуянова, «Партизанка Лара» Н. Надеждиной, «Журавлиный яр» Н. Оленина, повесть З. Воскресенской «Девочка в бурном море».
     Появился ряд интересных произведений, решающих проблему интернационального воспитания: «Вернейские грачи» Н. Кальмы, «Мы из Коршуна» А. Кузнецовой, «Синее море, белый пароход» Г. Машкина и др.
	Новыми книгами пополнилась и предназначенная для детей Лениниана. Среди наиболее удачных произведений о В.И. Ленине следует назвать «Рассказы о Володе Ульянове» Л. Кон, «Сердце матери» и «Сквозь ледяную мглу» З. Воскресенской, «Жизнь Ленина» М. Прилежаевой.
	Мария Павловна Прилежаева может быть названа одной из основательниц литературы, посвященной нашей советской школе, нашему учительству. Широко известны ее произведения «Юность Маши Строговой», «Над Волгой», «Пушкинский вальс», «Зеленая ветка мая». В прошлом  учительница, М. Прилежаева великолепно знает проблемы, которые волнуют воспитателей юного поколения. Эти проблемы, ничуть не стареющие от времени, находятся в центре внимания писательницы во многих ее повестях.
	Много сделал для развития прозы, формирующей нравственный мир юного человека, исповедующий коммунистическую мораль, Анатолий Георгиевич Алексин. Высокую оценку читателей и общественности заслужили его  глубоко психологические повести «А тем временем где-то…», «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители»,  «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия». Он умеет с юмором писать о проблемах больших и значительных. Достаточно назвать такие его произведения, как «Очень страшная история» или «В стране вечных каникул». 
     Теме труда посвящены такие произведения, как «Приключения Кроша» А. Рыбакова, «Генка Пыжов» - первый житель Братска» Н. Печерского, «Медуница» и «Весенняя песня» А. Мусатова. С ролью созидательного труда в коммунистическом строительстве знакомит детей Евгений Андреевич Пермяк, рассказы и сказки которого посвящены теме человеческого труда и преобразования мира («Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Кем быть?»).
     В детской литературе в 50 – 60-е годы начала развиваться тема семьи, взаимоотношения поколений. У семьи появляется своя история, свой семейный внутренний мир. Духовно значимым стал в первую очередь будничный привычный мир семьи, который «взращивал» человека.
     Современная детская литература начинает разрабатывать ещё одну весьма актуальную тему  - тему освоения космоса (повесть «Звездный сын Земли» Л. Обуховой, рассказ «Полет» Ю. Яковлева и др.). 
     Тему школьной жизни, дружбы и товарищества, комсомольского и пионерского коллективов разрабатывают в 50-60-е годы В. Железников («Чудак из 6-Б»), Р. Погодин («Рассказы о веселых людях и хорошей погоде»), А. Рыбаков («Приключения Кроша», «Каникулы Кроша»), А. Бикчентаев («Большой оркестр»), Я. Раннап («Юхан Салу и его друзья») и другие писатели.
     Значительные проблемы решает в своем творчестве Сергей Петрович Алексеев. Писателя интересуют такие обстоятельства, в которых ярче всего проявляется человеческий характер. Большинство его произведений посвящено историческим событиям: «Грозный всадник», «Птица-слава», «Декабристы».  С. Алексеев чаще всего идет в своих произведениях от факта. Он вводит в повествование документальный материал. В диалогах героев дается пояснение событий, терминов, расширяющих познание ребенком мира. Например, осиротевшая девочка Нюта из повести «Братишка», в 1919 году оказавшаяся  на эсминце, обращается к морякам с расспросами. Ее интересует все: что такое эсминец? Что значит РКП? Как понимать слова «программа коммунизма»? Комиссар Лепешкин с трудом подбирает понятные слова, определения. Повесть рассчитана на читателей в возрасте от семи до десяти лет. Она раздвигает горизонты их знаний о революции, о коммунизме, об истории борьбы за Советскую власть, обогащает речь. 
     К вопросам формирования характера положительного героя нового времени обращаются А. Алексин, В. Крапивин, В. Медведев. Нравственность, бескомпромиссность, любопытность, желание найти ключ к любым проблемам и тайнам – черты героев, которые писатели стремятся воспитывать в юных читателях.  
     Значительный вклад в развитие детской и юношеской литературы  вносит Анатолий Наумович Рыбаков. В широко известных повестях «Кортик» (1948) и «Бронзовая птица» (1956), написанных в приключенческом жанре, раскрываются судьбы подростков 20-х годов. Эти повести, объединенные общими героями, представляют собой своеобразную дилогию, которая показывает формирование характеров ребят, ставших первым поколением пионеров. Стремление проследить о повести к повести процесс становления личности героя – свойство творческой манеры писателя. Одним из средств, помогающих Рыбакову раскрыть внутренний мир человека, является прочный сплав психологизма с юмором. Он дает возможность избежать ложной патетики, ненатуральности в изображении переживаний героя.  Произведения Анатолия Рыбакова воспитывают в юных читателях гуманизм, мужество, чувства гражданственности и советского патриотизма.
     В числе писателей, внимание которых обращено на современные темы, - Владимир Карпович Железняков, лауреат Государственной премии СССР. Герои В. Железникова показаны в процессе становления и развития характера, их положительные поступки обычно даны через борьбу в сознании, как победа хорошего над плохим.        
     Плодотворно работает в детской литературе Юрий Иосифович Коринец. Многожанрово и разносторонне творчество писателя,  в поэзии, и в прозе ощутимы партийное и гражданственное начала. Так, в рассказе «Сны в картинках» Ю. Коринец подводит школьников к пониманию того, что настоящего человека волнует бесконечно многое – от узкого, личного, до социально значимого. 
     Учитывая особенности возрастного восприятия, писатели 60-х годов глубоко разрабатывают различные формы изображения персонажей. Юмор часто выступает как сюжетно-композиционное средство. «Мы думаем, что наша детская литература  - самая жизнерадостная, веселая»,  - отмечает в докладе на III съезде  писателей РСФСР А.Л. Барто и называет в числе «настоящих мастеров умного смеха» Н. Носова, А. Алексина, Ю. Сотника, В. Голявкина, В. Драгунского, А. Раскина, В. Медведева. 
     Активно в эти годы развивается научно-художественная литература. Ее роль в развитии дошкольников чрезвычайно велика, она учит юного читателя самостоятельно мыслить, рассматривать явления в их последовательности, развивает диалектическое мышление, помогает находить верные ответы на возникающие вопросы. Кроме того, она помогает развивать природные склонности, выбрать профессию.
     К современным научно-художественным произведениям для детей предъявляются не менее серьезные требования, чем к научно-художественным книгам для взрослых. Они должны быть основаны на материалистическом мировоззрении, отражать современный уровень науки и техники, давать точные знания. Поэтому все чаще к созданию научно-художественных произведений обращаются не только талантливые писатели, но и ученые. Среди удачных книг этого жанра, гармонично сочетающих принципы научности и художественности, произведения таких писателей, как  Г. Скребицкий, Ю. Вебер, Ю. Дмитриев, Э. Шим, и таких ученых, как М. Сахарнов, Е. Федоров, Ю. Фиалков. 
     В детской научно-художественной литературе одно из первых мест занимают книги о природе, особенно для школьников и младших школьников. Детям необходим большой разговор о природе. Глубоко научный и в то же время искренний и веселый. Творчество детских писателей, разрабатывающих тему природы, её охраны, многообразно и многожанрово: они создают документальные повести и сюжетные рассказы, охотничьи были и очерки натуралистов, занимательные сказки  и путевые дневники. К числу книг, в которых поставлена актуальная и неувядающая проблема взаимосвязи природы с нравственным воспитанием юного поколения, относятся: «Удивительные маленькие истории» Н. Тихонова, «Год в лесу» И. Соколова-Микитова, «Силуэты на облаках» и «От зари до зорьки» Н. Сладкова, «Кто сажает лес» и «Обитаемый остров» Г. Снегирева, «Подводные приключения» и «Дельфиний остров» С. Сахарного, «Любитель фотографии» С. Баруздина, «Василек-бегунок» И. Полуянова, «Бобруська» Е. Суровой, «Рассказы о таежном докторе» В. Коржикова и другие.
     Специфика книг о природе, о животных для школьников настоятельно требует сказочных и игровых элементов. Материал для игры, фантастики, сказки дает сама природа. Его можно почерпнуть и в самой обыденной жизни.
     Важные вопросы продолжает разрабатывать в последние десятилетия XX века советская детская поэзия. Внимание многих поэтов обращено к историко-революционной теме (например, С. Маршака, с. Михалкова, Н. Кончаловской). Появляются произведения военно-патриотического характера у таких поэтов, как, например, С. Баруздин, С. Смирнов. 
     Начиная с 50-х годов создаются немногочисленные, но очень важные книги о труде: «Точильщик» Г. Ладонщикова, «Хорошие вещи – молоток и клещи» Г. Люшнина и др. Для них характерна яркая образность и взволнованная эмоциональность в раскрытии темы труда. Поэтические произведения для дошкольников могут быть  трех планов. Во-первых, стихи о том, как работают взрослые. Во-вторых, о том, как трудятся сами дети. В-третьих, стихотворения о трудолюбии как нравственной категории. Емко, с большой теплотой пишет о людях, занятых важным трудом, Г. Люшнин в стихотворениях «Строители», «Трактористы», «Сварщик», «Крановщик». 
     Есть у детской поэзии последних десятилетий заметные удачи в создании стихов о природе, пробуждающих любовь к родному краю, к Родине (например, у А. Барто, Е. Благининой, Л. Мочалова, Е. Серовой). 
     Процесс нравственного воспитания детей отразился и в драматургии последних десятилетий. Большим успехом у зрителей-ребят пользовались инсценировки таких произведений, как «Сын полка» В. Катаева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина. 
     Темы героизма, патриотизма, интернационального воспитания разрабатываются в детской драматургии первого послевоенного десятилетия, например, в пьесе С. Михалкова «Я хочу домой!». 
     К сказке для детей в драматургии обращаются многие писатели 50-80-х годов: С. Маршак («Горя бояться – счастья не видать»), М. Светлов («Любовь к трем апельсинам»), В. Катаев («Цветик-семицветик»), Е. Гвоздев («Сказка о девочке-неудаче»), В. Коростылев и М. Львовский («Димка-невидимка»).    
     Отчетливо в детской литературе 60-80-х годов проявляется тенденция к взаимопроникновению жанровых особенностей разных литературных и внелитературных жанров, а также художественный синтез, который представляет собой органичное соединение в том или ином искусстве черт других видов художественного творчества и предполагает создание качественно нового художественного явления.
     Развитие и специфика явлений синтеза в русской детской литературе 1950–1960-х годов обусловлены основными тенденциями и характером литературного развития времени, поставившего перед детскими писателями такие важнейшие задачи, как развитие качественно нового историзма, углубление и творческое освоение традиций русской классики, усиление педагогичности, воспитательной тенденциозности без вящего резонерства, что отвечало потребности в формировании новой личности. 
     Многомерная действительность, ее противоречивость требовала адекватного художественного воплощения. Шли поиски нового для детской литературы художественного языка, писатели экспериментировали с формой и содержанием, «изобретались» новые средства художественной выразительности, разрабатывались сложные композиционные модели, расширялся арсенал поэтики. Происходит размывание жанровых границ. Это дало повод для проявления творческой индивидуальности автора.
     Особое внимание уделяется художественному синтезу, когда в художественную ткань произведения вплетаются элементы кинематографии, живописи, музыки, архитектуры и т.д.
     Детская литература советского периода осознавала синтез как мощное средство идейно-художественного воздействия на ребенка. Так, по мнению Минераловой Ирины Георгиевны , «жанровый синкретизм <…> — обязательная составляющая успеха произведения у детей».
     Живо экспериментировал с жанром Р. Погодин. В его произведениях «Лазоревый петух моего детства» (1979, «Книжка про Гришку. Повесть про становую ось и гайку, которая внутри», «Красные лошади» , «Живи, солдат»: органичный сплав лирики и философской повести, аллегории и сказки, циркового аттракциона и психологизма, пародии и притчи, клоунады и фольклоризма. 
     Поиски в области жанровой формы как проявление художественной индивидуальности мы наблюдаем в творчестве Кира Булычева, С. Георгиевской, В. Крапивина, Медведева, Ю. Томина, и др.
     Активно взаимодействовали советские писатели и с кинематографом, который в это время стремительно развивался. Кино – образец синтеза искусств. Появляются такие киноленты, как «Тайна железной двери» Ю. Томина, «Летние впечатления о планете Z» Ю. Коваля, «Чудак из пятого «Б»» В. Железникова, «Баранкин, будь человеком!» М. Медведева, «Включите северное сияние» и «Павлуха» Р. Погодина. 
     Советская детская литература насчитывает более полувека существования и развития. Это сравнительно небольшой срок. Но он свидетельствует о плодотворном и творческом пути литературы для детей. Являясь неотъемлемой частью всей многонациональной советской литературы, детская литература в то же время не теряет своих специфических средств. Эти черты проявляются не в понимаемых узко границах возрастного деления произведений, не в назойливой поучительности и дидактизме. Специфическое в советской детской литературе проявляется в гармонии слиянии эстетического и педагогического начал, в поисках такой художественной формы, которая наиболее естественно и полно воплощает жизненный материал. 
     Детские писатели неустанно продолжают свой творческий поиск. «Большая литература для маленьких» остается действенным средством воспитания подрастающего поколения. 

     1.2. Цикл «Летящие сказки» в контексте творчества В. Крапивина
     
     Крапивин Владислав Петрович родился 14 октября 1938 года в Тюмени. Родители – педагоги. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Работал в свердловских газетах и журналах («Вечерний Свердловск», «Уральский следопыт», «Урал»). Первая книга Владислава Петровича Крапивина «Рейс «Ориона»» вышла в 1962 году. Это был сборник рассказов о детях, которые Крапивин включил в свою дипломную работу. В 1964 году Крапивин принят в члены Союза писателей СССР. В 1970—1980-е годы являлся членом редколлегий журналов «Пионер» и «Уральский следопыт». В 2007 году переехал из Екатеринбурга в Тюмень.
     В Тюмени избран профессором Тюменского государственного университета, вёл для студентов школу литературного мастерства. 15 июня 2011 года в литературно-краеведческом центре Тюмени был открыт музей В. Крапивина с постоянной экспозицией «Славка с улицы Герцена», состоящей из вещей из жизни и творчества писателя. В октябре 2013 года вновь переехал в Екатеринбург.
     Всего выпущено более 200 изданий книг Крапивина на разных языках мира. С 2006 года присуждается ежегодная Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина. Одновременно с литературным творчеством писатель занимается проблемами детства и детского движения, изучает педагогику Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
     Главной темой творчества В. Крапивина всегда было и остается детство, помимо литературного признания, известен своим педагогическим талантом. В 1961 году организовал детско-юношеский отряд «Каравелла». Под руководством Крапивина ребята изучали морское дело, строили яхты, занимались журналистикой и фехтованием, снимали фильмы на отрядной киностудии. Владислав Крапивин руководил отрядом в течение тридцати лет. В настоящее время отряд возглавляют его выпускники.
     Девизом «Каравеллы» стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Участник отряда – это смелый и бескорыстный, не приемлющего мещанскую мораль и обывательский образ жизни, выделяющегося среди своих сверстников обострённым чувством справедливости, спешащего туда, где труднее всего. Такой герой занял и  центральное место в творчестве писателя.
     В 1980-е годы «Учительская газета» публикует цикл статей В. П. Крапивина, посвящённых актуальным проблемам педагогики. В них писатель формулирует свои педагогические взгляды, в частности, отстаивает идею ценности детства, как важного этапа в жизни человека; предлагает принцип сотрудничества поколений, как основу развития человека и человечества в целом; формулирует мысль о необходимости присутствия в жизни высокой идеи, мечты, параллельного пространства, как источника получения человеком внутренней силы и определения собственной миссии. 
     По сценариям Крапивина снято немало любительских и профессиональных фильмов. Крапивин – лауреат многочисленных литературных премий, награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и др. Член жюри многих литературных конкурсов. В газете «Книжное обозрение» В. П. Крапивин назван «классиком детской литературы»
     Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.
     Произведения Владислава Крапивина носили реалистический характер до конца 1970-х годов: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — это неизменные атрибуты произведений автора. Романтика бурлит в крови «крапивинских мальчиков», умеющих мечтать и ощущать зов к приключениям. В своих книгах писатель создал легко узнаваемый и оригинальный образ подростка - мятежника, повстанца, защитника, воина и романтика. Он отличается нравственной чистотой, чувством собственного достоинства и справедливостью. Немаловажно, что он обладает активной жизненной позицией и способен на героический поступок. Именно поэтому герои Крапивина часто попадают в неприятные истории, чтобы спасти кого-нибудь или защитить собственную честь.
     Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу. Крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.
     Отмеченные глубоким психологизмом и тонким лиризмом первые книги Крапивина обозначили круг проблем, ставших в  его творчестве ведущими на протяжении более чем 30 лет: формирование мировоззренческой и этической основы личности, проблема противостояния не только внешнему злу (обывательщине, равнодушию, унижения слабых и пр.), но  и злу, коренящемуся в собственной  душе (трусости, лживости, малодушию); проблема взаимоотношений взрослых и детей; проблема защиты детства. 
     В наши дни детство уже нельзя лицемерно назвать "счастливым" – слишком много проблем у современных детей. Социальное расслоение в обществе, беспризорность и ненужность детей, общая заброшенность, сверстники, решившие показать свою "крутизну" на более слабых и младших.  Но то, что еще пару десятилетий назад было диким, из ряда вон выходящим случаем – сегодня, увы, встречается все чаще и чаще. Владислав Крапивин не может писать о таком – и именно поэтому лирические герои Крапивина в его последних произведениях обычно обитают в сказке.
     Если писатель не может, не кривя душой, поместить счастливых героев в наш мир, у него остается еще одна возможность – придумать новый мир: правильный, настоящий, такой, каким он должен быть, поэтому писатель обратился к сказкам. Он сам дает этому объяснение: "В сказке я хозяин обстоятельств". В сказке ничто не сковывает воображение писателя, и он с упоением воспроизводит именно тот мир, в котором наиболее полно может проявить себя маленький герой.
     Ряд критиков считает, что это уход от окружающей действительности. Но нет смысла рассказывать добрую историю об окружающем мире, когда на самом деле все обстоит по-другому, стоит лишь выглянуть в окно. Но писателю – если он настоящий писатель – приходится быть честным с читателем, даже с читателем маленьким.
     В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. 
     В 1980-е годы в творчестве В.П. Крапивина постепенно нарастает сказочно-фантастическое направление, в русле которого он создал цикл произведений о детях философско-фантастического содержания под общим заголовком «В глубине Великого Кристалла». В нем писатель создал целый космогонический мир, обладающий собственной историей, религией, географией, метафизикой и физикой. Владислав Петрович даже пытается составить карту этого фантастического места. Мир Великого Кристалла, по версии автора, это множество живых миров, соприкасающихся или переходящих друг в друга, существующих в одном «вертикальном времени». Он населен преимущественно детьми. Взрослых в нем мало, они редко играют решающую роль в развитии событий. Любимые герои в произведениях Крапивина — дети-«койво» (определение автора). Это мальчики-пограничники, наделенные способностью проникать в другие миры. В основе сюжета каждой из повестей цикла — судьба одного или нескольких таких героев. 
     Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».
     В наши дни картина мира в творчестве Крапивина существенно усложнилась. Писатель сохранил верность принципам добра и справедливости, однако осознал всю силу и жизнеспособность зла. Теперь в его книгах присутствуют разочарование, боль и смерть. Героев Владислава Петровича иногда обвиняют в отсутствии милосердия, забывая о том, что автор заставляет их бороться с реальным злом, в борьбе с которым не может быть компромиссов. 
     В 2010 году Владислав Петрович Крапивин награжден Почетным дипломом Премии Ганса Христиана Андерсена «по совокупности» созданных произведений. Дипломом также награжден двухтомник В. Крапивина «Белые башни родины», выпущенный Издательством Тюменского государственного университета, как лучшее российское издание для детей. Вручение диплома состоится в сентябре 2010 г. в Испании.
     25 марта 2014 года писателю вручена, учрежденная в конце 2013 года, Премия Президента России в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Владислав Крапивин входит в редакционный совет литературно-художественного и общественно-политического журнала «Север» (Петрозаводск).
     Все произведения Крапивина, реалистические и фантастические, объединяет тема детства. Главные герои книг — дети разного возраста, с разными характерами и увлечениями — живут романтическими мечтами и верны общему рыцарскому кодексу поведения. Представления о дружбе, чести, справедливости, зачастую выраженные с юношеским максимализмом, требуют от героев решимости и отваги, заставляют их рисковать жизнью и жертвовать собой ради других. Дети в произведениях Крапивина противостоят трагическим случайностям, равнодушию взрослых и жестокости своих сверстников. Остро ощущая несправедливость, они не боятся бунтовать против правил, которые идут вразрез с их моральными принципами и романтическими идеалами.
     О чем бы ни были книги Крапивина, они всегда о чуде. Чуде, которое совсем рядом с нами, нужно только суметь его заметить. В его повестях и романах попасть в другое измерение проще простого: нужно пройти по заброшенной ветке узкоколейной железной дороги или зайти в старую будку, где хранятся какие-то инструменты, или просто перебежать через одуванчиковое поле. 
     Цикл «Летящие сказки», объединившем повести «Летчик для Особых Поручений», «Ковер-самолет», «Дети синего фламинго», «Возвращение клипера «Кречет»» и Тополиная рубашка», написан в эпоху 70-80-х годов, которой характерно взаимопроникновение жанровых особенностей разных литературных и внелитературных жанров, а также художественный синтез. Синтез предоставил богатые возможности писателю для творческих экспериментов. 
     В цикле «Летящие сказки» сказочное пронизано фантастическим и фэнтезийным, переплетаются лирическое и игровое, музыкальное и живописное, сказка и современность.
     Художественная мысль писателя поднимается до осмысления сложных философских проблем. Чудеса в этих сказках не самоцель, а средство раскрытия глубокого смысла любимых крапивинских понятий «дружба», «верность», «честь».
      «Летящие сказки» – серия произведений, каждое из которых обладает собственным оригинальным сюжетом и героями. Связывает их одно – полеты. Герои каждой повести неожиданно начинают летать. Кто-то – на старом списанном самолете, кто-то – на волшебном ковре, кто-то с помощью зонтика или рубашки из тополиного пуха,  а некоторых уносит в сказочную страну волшебная птица.  Все мальчишки мечтают о полетах и дальних странах. Героям Крапивина несказанно везет: они такую возможность получают!
     Писатель остается верен всегдашней своей мысли  - нужно пронести сказку через всю жизнь, потому что без нее не написать книгу, не построить космический корабль. Духовный и творческий полет, поэтическое воображение, высокая мечта – вот что стремятся передать от поколения к поколению книги Владислава .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%