- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Деятельности в архитектуре и дизайне в XX-XXI
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013198 |
Тема: | Деятельности в архитектуре и дизайне в XX-XXI |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. История формирования практической деятельности в архитектуре и дизайне в XX-XXI в. 15 1.1.. Развитие и разделение на специальности архитектурной проектной практики под воздействием внешних факторов в XX в. 15 1.2. Возникновение понятий «дизайн среды» и «дизайн архитектурной среды», их адаптация кпроектной практике конца XX-начала XXI веков 18 1.3. Трансформация архитектурной практики в начале XXI века 30 Глава 2. Сравнение теоретической и практической составляющих профессий «архитектор» и «дизайнер среды» 38 2.1.. Общие положения методики подготовки специалистов направлений: «Архитектура», «Дизайн среды» и «Дизайн архитектурной среды» 38 2.2.. Основные положения практической составляющей исследуемых специализаций посредством рассмотрения каталога творческих работ ряда современных архитекторов и дизайнеров 53 Заключение 65 Список литературы 69 Приложение 1 Приложение 2 76 88 Введение Активно разрастающаяся городская среда, которая дает возможность многим проектным бюро рождаться и развиваться в условиях жесткой конкуренции, становится полем столкновения таких профессиональных областей, как архитектура и дизайн. При этом последний имеет разветвление на специализации: дизайн среды и дизайн архитектурной среды, — несколько различающиеся спецификой применения в проектной практике. Учащаются случаи, когда результатом столкновения архитектуры и дизайна в отечественной практической деятельности становится влияние названных направлений дизайна на значимые аспекты архитектурной практики. Параллельно развивающиеся области начинают вливаться друг в друга в проектной деятельности, порождая новые ценности или противоречия. Так как понятие «дизайн» очень широкое по своей сути, необходимо уточнить, что из огромного множества направлений наше внимание обращено именно на «дизайн среды» и «дизайн архитектурной среды» (как экстерьеры, так и интерьеры). Исторически сформированное в довольно короткие сроки теоретическое ядро дизайна берет свое начало в теории архитектуры, особенно тесно оно связано с канонами композиционного построения формы. Практическая сторона дизайна развивается по пути, который зависит от создаваемой архитектурной практикой среды. Активно пропагандируемая в последнее время концепция развития городской среды дает новый смысл введенному некогда термину «городской интерьер», что подразумевает включение в работу не только архитекторов, но и дизайнеров. Один из мастеров-теоретиков весьма точно высказал мысль о том, что в лице архитектурно-дизайнерского проектирования на свет появилась новая форма «проектного творчества» [5, с. 32]. Нельзя оспаривать тот факт, что в последние пять лет «круги» заказчиков активнее взаимодействуют с дизайнерами, подтверждением чему является резко возросшее количество фирм и бюро, занимающихся в большей степени частными заказами. Количество различных мелочей (тех элементов, которые должны удовлетворять эстетические, функциональные и культурные потребности человека) во всех сферах жизни человека увеличивается, происходит переосмысление отношения к декорированию жилой ячейки или общественного пространства, где архитектура по большей части играет роль «сосуда». Следствием рождения этой новой формы проектного творчества является постепенная передача некоторых аспектов деятельности архитектора, которые прежде целиком принадлежали ему, дизайнеру среды. На данный момент невозможно однозначно сказать, когда именно начался этот процесс разделения в профессиях, но можно заключить, что дизайнеры оперативно находят новые возможности для продвижения свой сферы деятельности. Это проявляется, например, в представлении проектных материалов: отмечены случаи, когда различаются подача, или представление, проекта у дизайнеров и архитекторов. Первые научились преподносить проектные данные со своего рода «изюминкой», которая зачастую нравится заказчику больше, чем то, что представляют архитекторы. Определенную роль также играет снижение активности архитекторов в процессе разработки нового с точки зрения сочетания «триады Витрувия», увеличивается некоторая приземленность в архитектурной деятельности, исчезаетполет фантазии,креативное созидание, связанноекак с практической стороной архитектуры, так и с теоретической. Дизайнеры, напротив, стремятся связывать науку (или теорию) непосредственно с новаторством в практике, постоянно проводить параллели, благодаря чему в некоторых случаях «прорываются» вперед по отношению к архитекторам, большинство из которых на сегодняшний день занимается не творчеством и «борьбой» за прекрасное, а рутинной проектировочной работой. К моменту настоящего исследования уже начали формироваться разные версии того, какое именно влияние оказывают архитектура и дизайн архитектурной среды друг на друга. Наблюдается «размывание» границ в сфере проектного творчества, постепенно превращающегося у одних в типовое проектирование, а у других — в огромное разнообразие подходов к применению тех или иных творческих приемов. Данный процесс приводит к тому, что учащаются прецеденты производства или получения неоднозначного, если не «сомнительного», архитектурного продукта. В практике все больше распространяются случаи так называемого «украшательства», которым занимаются дизайнеры в отношении архитектуры и городской среды (например, «раскрашивание» фасадов зданий, генерация средовых объектов вне контекста), в отношении подачи проектов и тому подобного. То есть в архитектурном бюро сейчас может работать как архитектор, так и дизайнер: если первый больше занимается вычерчиванием и проектированием (то есть функциональным наполнением), то второй отвечает на запрос заказчика сделать красивое изображение будущего объекта, продумать все мелочи и так далее. Между ними существует еще и конструктор, который, в свою очередь, разрабатывает только конструктивную составляющую проекта или какой-либо его части. В связи с появлением в конце XX века специальностей «Дизайн среды» и «Дизайн архитектурной среды» в профильных вузах возник вопрос о смысловой составляющей понятий «дизайнер среды» и «дизайнер архитектурной среды», эта проблемадо сих пор не до конца осмыслена как теоретиками, так и практиками архитектуры и дизайна. Среди множества людей, не получивших специальность архитектора или дизайнера, не освоивших профессию через изучение всех её тонкостей, есть те, которые по окончании популярных сегодня дизайнерских курсовидут заниматься интерьерами, где их работа направлена лишь на «украшательство». Такой подход является противоположностью подходу прежних времен, когда интерьеры были одной из разрабатываемых архитекторами частей проекта. В рамках данного исследования также интересным для изучения аспектом является то, как заказчик в настоящее время видит дизайнеров архитектурной среды или дизайнеров среды (эти понятия неразделимы для заказчика). Он воспринимает дизайнеров не просто как тех, кто делает рекламные листовки, щиты, баннеры и тому подобное, а как тех, кто может сделать, например, красивый фасад или нарисовать «красивую картинку» интерьера, что, по сути, входит в компетенциюархитектора. Отсюда можно наблюдать следующую картину в современной практике проектирования: даже в различных вакансиях работодатели (люди, управляющие компаниями, коммерческие директоры — те, кто напрямую не связан с проектировочной деятельностью) указывают почти архитектурные навыки в требованиях к дизайнерам. То есть дизайнер уже понимается заказчиками почти как архитектор: должен уметь придумать планировку мини-павильону или же разработать полноценный интерьер здания. Подобные изменения, или даже смещение полюсов, в проектной практике касаются непосредственно и архитекторов, и дизайнеров и оказывают влияние на качество постоянно формирующейся среды обитания современного человека. Соответственно, справедливым становится постановка ряда вопросов. Во-первых: насколько оправданно существование специальности «Дизайн архитектурной среды» с точки зрения её полной автономности, независимости от специальности «Архитектура»? Во-вторых: если первая специальность имеет все права на независимость, возможно ли в таких условиях гармоничное сосуществование архитекторов и дизайнеров архитектурной среды, чтобы действия одних не дублировали действийдругих, и наоборот? Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, актуально изучить взаимодействие архитектуры и дизайна архитектурной среды в современной практике проектирования. Теоретической базой исследования взаимодействия архитектуры и дизайна архитектурной среды в современной практике проектирования являются труды: во-первых, раскрывающие развитие и становление архитектурной практики [13, 30. 32, 37, 38, 39, 42]; во-вторых, рассматривающие развитие и становление дизайна как самостоятельной проектной области [3, 4, 5, 6, 8, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 24. 25, 26, 27, 28, 29, 33, 35, 40, 41,44]; в-третьих, затрагивающие особенности становления архитектурно-дизайнерской практики в России в XX—XXI веках [1,7, 11,23,36, 43]. Литература, относящаяся к первому направлению исследования, касается архитектурной практики XX—XXIвеков. Часть авторов преимущественно рассматривает принципы формообразования в архитектуре, представление о композиционных началах формирования городской среды и аспекты восприятия городского пространства на основе человеческих чувств, так называемое, перцептивное пространство [13, 37, 38]. Рагон М. в своей книге дает собственное видение, интерпретацию будущих городов, включая также насыщенное описание архитектурных решений городской среды [40]. Авторы первой группы рассматривают, описывают, конкретизируют в большей степени композиционные принципы, на которых строится архитектурная деятельность; также в первой группе собраны исторические факты формирования архитектурной практики на протяжении XX века. Литература второго направления посвящена развитию и становлению дизайна как самостоятельной проектной области. Большая часть авторов этой группы представляет детально разобранную историю развития дизайна, то есть, опираясь на фактические данные, даёт собственное видение истории дизайна, что позволяет сделать полезные для настоящего исследования выводы. Например: дизайн сегодня становится модной профессией, потому что ряд поколений творческих личностей сделал его привлекательным в проектной деятельности [37]. Диссертация Барсуковой Н. И. раскрывает исследование в области взаимосвязи средового дизайна и модернизма. «Художественным феноменом рубежа XX—XXIвеков стало разнообразие стилистических течений противоречивых тенденций, исканий и экспериментов. Принципиально новое осознание категорий пространства и времени, изменившееся представление о самой культуре, выразительных средствах, стиле и жанре нашли отражение в художественно-проектной практике. Во многом это было вызвано усложнением самого мира, изменениями идеологии, межличностных отношений и системы ценностей. В результате, концептуально иной становится и предметно-пространственная среда, которая окружает людей и является продуктом их проектной деятельности, их понимания красоты и гармонии» [3, с. 10]. Голенок М. П. актуальной темой исследования обозначает «поиск идентичности дизайна и контексте культуры русского художественного авангарда» как «одну из многогранных, сложных и перспективных тем современной гуманитаристики» [8, с. 5]. Данилов К. С. в диссертации представил результаты изучения специальной литературы, которые свидетельствуют, что в искусствоведческой, технико-эстетической, культурологической литературе работ по проблемам взаимосвязи эстетической «ценности» и «прогноза» в дизайн-проекте явно недостаточно. Проект как продукт важнейшего этапа — создания современных промышленных изделий — также изучен не досконально. Развитие отечественного мира искусств во второй половине XX века имеет много особенностей. «Под влиянием технического прогресса обогатилась предметная атрибутика творчества, видоизменились сферы созидания и бытияпроизведений-коммуникантов. Появилось и приобрело жизненный статус значительное количество новых художественных практик: от дизайна во всех его проявлениях до виртуального искусства, медиа-арта. Расширились границы творческого процесса в теории» [9, с. 25]. Казарин Л. В. рассматривает дизайн «как социокультурный феномен». «Еще в недавнем прошлом облик предметно-пространственного окружения человека в большинстве случаев определялся многовековой традицией, нормами канонической культуры. Изменения в форме изделий происходили очень медленными темпами, а полная смена предметной среды растягивалась на столетия. Так продолжалось до начала эпохи промышленных революций» [15, с. 8]. Мирзоян С. В. пишет о глобальных изменениях, происходящих в сфере высшего образования современной России. На этом фоне крайне интересными представляются проблемы становления, совершенствования и выявления основных закономерностей самоопределения, дальнейшего творческого развития и формирования школы промышленного дизайна. В 60—70-е гг. XX века промышленный дизайн был наиболее востребованным направлением, одним из значительных факторов эстетической культуры России [24]. Назаров Ю.В. так пишет о перспективах развития современного российского дизайна: «Новый этап в развитии российского дизайна наступил в годы перестройки с середины 80-х годов... <…>Важным следствием принятия указанных законов явилась возможность самим дизайнерам переходить со службы в государственных организациях к работе по найму в коммерческих структурах или вообще заняться частной практикой. Одним словом, понемногу в России стал впервые в истории формироваться свободный рынок дизайнерских услуг» [27, с. 22]. В литературе третьего направления содержится информация о взаимодействии дизайна и архитектуры в контексте современной проектной практики. В данной группе наиболее показательной является позиция авторов, которые рассматривают непосредственно архитектурно-дизайнерское проектирование, констатируя существующие на данный момент факты практики через призму постепенного формирования городской среды [11, 43]. В этой же группе приведены исследования поставленной проблемы, которые были начаты действующими теоретиками архитектуры и дизайна. Например, часть авторов рассматривает дизайн как «феномен» какой-либо ниши общества (экономика, политика) либо как «феномен» модернизма. Однако поставленный вопрос в данных источниках находится на этапе обсуждения либо рассмотрен в направлении, отклоняющемся от темы настоящего исследования. Таким образом, изучение литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы: – несмотря на обширную историческую часть исследований в архитектурной практике и часть по существующим принципам формообразования, не в полном объеме представлена практическая составляющая, которая может быть дополнена, например, творческими работами существующих архитекторов-практиков; – в истории развития и становления дизайна как самостоятельной проектной области отражены основные моменты теоретической и практической составляющих, однако не отражена и не конкретизирована взаимосвязь методики подготовки дизайнеров с практической деятельностью таковых; – информация о начальных этапах развития архитектурно-дизайнерской практической деятельности через рассмотрение становления дизайна архитектурной среды раскрыта только в теоретическом плане, предлагаются композиционные принципы новой развивающейся деятельности. Не во всех рассматриваемых аспектах теоретического базиса есть примеры практической деятельности, подкрепляющие теорию и раскрывающие озвученные в теории положения архитектурной, дизайнерской и архитектурно-дизайнерской деятельности. В связи с этим особый научный интерес представляет изучение методики подготовки архитекторов и дизайнеров архитектурной среды и, соответственно, сопоставление выявленных методических особенностей их обучения с тем, что необходимо для полноценного процесса практической деятельности архитекторов, дизайнеров архитектурной среды. В поиске, расширении и конкретизации исследовательского материала по практической деятельности в рамках настоящего исследования задействованы как интернет-ресурсы, так и фактические данные о практической деятельности отечественных архитекторов. К числу таковых можно отнести архитекторов: Ляпцева Н. Н., Скуратова С. А., Чобана С. Э. (как наиболее показательных для исследования современных мастеров архитектуры). Не в полной мере раскрытая практическая часть вопроса в области дизайна может быть дополнена посредством обращения к практической деятельности современных дизайнеров или архитекторов-дизайнеров (постепенно выделяющихся в отдельную категорию). Таковыми являются: бюро «Артформа», бюро «Desatori», архитектурная группа «ДНК». Объект исследования — проектные материалы и материалы реализованных объектов архитекторов и дизайнеров среды. Предмет исследования — общие и специфические черты в проектной практике архитектуры и дизайна. Цель исследования — выявить общие и специфические черты в проектной практике архитектуры и дизайна архитектурной среды, точки взаимодействия архитектуры и дизайна архитектурной среды в современной практике проектирования для определения дальнейшего положения этих областей проектной деятельности относительно друг друга. В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи: 1. Сбор и изучение существующих в теории архитектуры и дизайна исследований, касающихся архитектуры, дизайна и их взаимодействия; в рамках этого — изучение методики подготовки специалистов по данным направлениям в вузах (УрГАХУ, МАРХИ). 2. Сбор и изучение творческих работ в области архитектуры и дизайна (проекты и реализованные объекты) определенных настоящим исследованием практикующих архитекторов и дизайнеров. 3. Формулирование критериев для оценки степени различия в приемах и подходах дизайна и архитектуры, в рамках чего — формулирование представления о внедряющихся в архитектурную практику приемах и подходах, взятых из практики дизайна. 4. Формулирование основных позиций взаимодействия архитектуры и дизайна архитектурной среды в современной практике проектирования. 5. Разработка концептуальной основы понятий «архитектор» и «дизайнер среды» в условиях современной практической деятельности. Методика исследования основывается на применении следующих методов: 1. Натурное обследование интерьеров, средовых объектов, архитектурных сооружений/произведений Ляпцева Н. Н., Скуратова С. А., Чобана С. Э., бюро «Артформа», бюро «Desatori», архитектурной группы «ДНК». 2. Систематизация и обобщение исторических данных развития архитектурной практики и дизайна в XX в. 3. Систематизация творческих работ Ляпцева Н. Н., Скуратова С. А., Чобана С. Э., бюро «Артформа», бюро «Desatori», архитектурной группы «ДНК» и данных, полученных в ходе натурного обследования, их обобщение. 4. Статистический и сравнительный анализы собранных и систематизированных данных. 5. Композиционный анализ собранных творческих работ, фактических данных по проектам действующих архитекторов и материала, собранного в ходе натурного обследования. 6. Концептуальное моделирование смыслового наполнения терминов «архитектор» и «дизайнер среды». Проводимый в ходе настоящего исследования сбор фактического материала можно условно разбить на два этапа: первый этап — монографическое исследование, второй — сбор материала параллельно с формированием теоретической базы исследования по теме диссертации. В процессе исследования был собран следующий фактический материал, касающийся творческой деятельности Ляпцева Н. Н.: –проекты (градостроительные проекты, проекты общественных и жилых зданий, проекты интерьеров); – реализованные объекты и интерьеры. В процессе формирования теоретической базы исследования был собран фактический материал, необходимый для более четкого понимания темы. Данный материал включает в себя: – аналитические схемы по световой среде, представленные в книге Крижановской Н. Я. «Светоцветовой дизайн городской среды»; – аналитические схемы по эргономике, представленные в учебном пособии Чайновой Л. Д. «Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дизайн» и «Эргономика»; – визуальный ряд исторических событий, касающихся развития дизайна, представленный в книге «Дизайн. Всемирная история» (авторы:Дэн Грилиопулос, Сюзи Ходж, Лесли Джексон и др.). В список фактического материала можно включить: – изображения, выполненные в процессе натурного обследования городов Москва и Екатеринбург (рекламные «дизайнерские» вывески, фасады и т. п.); – найденные проектные материалы и материалы реализованных объектов практикующих архитекторов и дизайнеров. В качестве вспомогательной информации для исследования был определен ряд дополнительных направлений, затрагивающихтемы смежныхдисциплин. В связи с тем, что основной массив печатных изданий уже сформирован, представилось возможным сделать упор также на освоение Интернет-ресурса для сбора обновляющегося материала. Гипотеза (концепция) исследования Выявить специфику взаимодействия архитектуры и дизайна, а также сформулировать дальнейшее их положение относительно друг друга в практике проектирования удастся благодаря изучению методики подготовки студентов — архитекторов и дизайнеров архитектурной среды — и определению основных способов применения полученных ими навыков в практической деятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: – в рамках одного исследования собран каталог творческих работ ряда действующих архитекторов и дизайнеров(Ляпцев Н. Н., Скуратов С. А., Чобана С. Э., бюро «Артформа», бюро «Desatori», архитектурной группы «ДНК») в рамках одногоисследования; – разработаны рекомендации к методике подготовки кадров в профильных вузах на основании проведенного сравнительного анализа таких методик; – выявленыособенности практической деятельности современного архитектора. Практическая ценность исследования заключается в том, что: – выявленные особенности подготовки выпускников вузов могут стать базой для формирования нововведений в методику обучения; – в результате исследования формируются рекомендации по дальнейшей интеграции архитектуры и дизайна среды в развивающейся практике проектирования, что поможет дополнить инструментарий современного «проектировщика». На защиту выносятся: 1. Каталог собранных творческих работ действующих архитекторов и дизайнеров. 2. Рекомендации к методике подготовки кадров в профильных вузах. 3. Особенностипрактической деятельности современного архитектора. Объем и структура диссертации. Работа состоит из: Введения, двух тематических Глав, Заключения, Списка литературы, двух Приложений (соответствующих двум заявленным главам). Глава1.История формирования практической деятельности в архитектуре и дизайне в XX–XXI в. 1.1.Развитие и разделение на специальности архитектурной проектной практики под воздействием внешних факторов в XX в. XXвек можно представить как век множества изменений в профессии «архитектор». Эти изменения достаточно сильно повлияли на существующую ситуацию в данной сфере деятельности человека, причем не только созидателя, но и потребителя. Необходимо обозначить основные идеологические этапы, которые помогут выявить причинно-следственную связь происходящих в российской проектной практике изменений. Между этапами — «переломные моменты», характеризующиеся резким переходом от одних общепринятых положений к другим. Переломные моменты российской практики «властно стягивали на себя нити изменений, одновременно затрагивавших сразу несколько сторон профессиональной действительности — институциональную, стилистическую, типологическую» [52, с.19]. В историческом процессе выделены следующие временные отрезки: 1) конец 1910-х ? первая половина 1920-х гг., 2) конец 1920-х ? начало 1930-х гг., 3) середина 1950-х гг. и 4) конец 1980-х ? середина 1990-х гг.Фесенко Д. И. связывает первый период с выходом на архитектурную сцену конструктивизма, «второй — с водворением сталинской архитектуры, третий — с переориентацией на индустриальное домостроение и победой технологизма, выступавших в роли притягивающих структур-аттракторов» [52, с.20]. Последний «исторический разлом» автор особо выделяет, считая, что произошла кардинальная смена самого образа профессиональной деятельности, связанная с «конверсией “развитого социализма” в постиндустриальное общество». То есть данный «фазовый переход по глубине происходящих перемен сравним лишь с революционным “восхождением” конца 1910 ? начала 1930-х годов, которое мы по аналогии с современной “перестройкой” предлагаем рассматривать в качестве единого растянутого во времени переходного периода» [52, с.30]. Как в конце 1910?1920-х гг., так и в конце 1980?1990-х гг. коренные изменения, сравнимые с демонтажом, существующей социальной системы привели к затяжному социально-экономическому кризису, вследствие чего сократились инвестиции в строительную область. Произошедший спад в строительном производстве, вынужденная смена приоритетов в жилищном строительстве и перемещение инвестиций в частную сферу стали причиной возникновения неопределенности в развитии социального жилья, ставшего недосягаемым для 90% российского населения. Однако для полного понимания картины всего происходящего в XX веке важно не оставить без внимания тот факт, что начальные сдвижки в переосмыслении профессии начались еще в XIX веке.В первую очередь, подходя к рассмотрению исторического процесса становления проектной деятельности в архитектуре почти двухвековой давности, мы должнывыделить инженерную составляющую, которая начала доминировать над остальными компонентамипрофессии архитектора в конце XIX века, когда мастера стремились выделиться за счет «технической эстетики». Этот момент можно назватьначалом перехода к понятию «современные технические возможности» именно в том смысле, в котором данное понятие раскрывается в наше время. Ярким тому примером является Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки в Париже 1889 г. Параллельно с обособлением инженерного направления образовалось противоположноеему — архитектор-художник. Деятельность этой категории именно западных мастеров четко ориентирована на уже «зарождавшуюся» тогда сферу частного заказа, к чему российская практика пришла позже. Это явление повлекло за собой неизбежное дальнейшее дифференцирование профессии «зодчий». Под воздействием развития науки и техники начался активный синтез искусства и промышленности, который берет свое начало с появления в первой половине XIX века (главным образом в Европе) течений по поиску взаимосвязей между этими противоположными сферами. «Этот период сменила эпоха универсального проектирования, интегрирующего традиционные и новаторские методы и подходы» [46, с.5]. Такого рода новаторство проявлялось не только в относительно «чистой» архитектурной области: на первых этапах оно было потенциальным носителем абсолютно новых, радикальных, точек зрения, способствовавших в дальнейшем появлению новых школ или течений. Приблизительно с 1970-х гг.,когда началось зарождение и вхождение в силу постмодернизма, появилась тенденция восприятия архитектуры как престижного объекта потребления. Изначально это коснулось в основном сегмента жилых интерьеров и в гораздо большей мере распространилось на предметно-вещевой комплекс: от машин и одежды до украшений и мебели. «Начиная с 1990-х гг. <…>архитектура все настойчивее становится объектом статусного присвоения — наравне с дизайном или антиквариатом» [51, с. 166]. В середине XX века значительно возросла значимость проектировщика-инженера в практике строительства. Идеология техницизма быстро распространилась, порождая стандартизацию элементов промышленности и сопутствующих им материалов, благодаря усилению промышленного производства. Такое стечение обстоятельств обязало художника бросить вызов материальным условиям, жертвуя своими идеализированными представлениями о временном континууме. Зодчие того времени, деятельность которых изначально была направлена на создание красоты, не смогли сразу освоиться в новой атмосфере проектной практики. Более успешно удавалось справиться с этим людям с прогрессивным техническим складом ума, инженерам. 1.2. Возникновение понятий «дизайн среды» и «дизайн архитектурной среды», их адаптация кпроектной практике конца XX— начала XXI веков Еще в историческом развитии проектной деятельности архитектуры и дизайна XIX?XX вв. можно увидеть моменты, повлиявшие на процесс переориентации профессиональных воззрений на проектную практику. В первую очередь, необходимо выделить стремление к новаторству, которое появилось под влиянием активного развития науки и техники и привело к зарождению такой области, как «художественное конструирование». Во вторую очередь — эволюционирование дизайна в переломные моменты в развитии архитектуры, которые отчасти стали предпосылкой обращенияпредставителей архитектурной области к «дизайнерской» проектной практике. Сейчас внимание теоретиков дизайна сфокусировано на одной из выделившихся в самостоятельные области – на той, которая способствовала появлению и развитию такого направления, как дизайн среды. Многие авторы подробно описывают становление дизайна в целом и то, как он преобразовался из появившегося в начале XX века художественного конструирования. Постепенно в процессе развития дизайна произошлоразделениеего на отдельные дисциплины: промышленный, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера, графический дизайн, дизайн одежды, дизайн среды, архитектурной среды, — каждая из них уже заняла свою нишу в современной проектной практике. Последние две представляют особый интерес для данного исследования. Нельзя рассматривать эту выделившуюся область в отрыве от архитектуры, поэтому на протяжении текста будет проводиться сравнение этих областей. Термин «дизайн архитектурной среды»неоднозначно понимается большей частью исследователей в связи с тем, что является своеобразным «синтезом» понятий«архитектура» и «дизайн», которые разнятся в специфике деятельности.Необходимость их совмещения не только в проектной практике, но и в теории и в образовании возникла уже в 1960–1970-х годах. Переосмысление процесса проектирования, включение его в большей степени в процессформирования «ценностей жизни» показали, что и архитектура, и промышленныйдизайн давно вышли на уровень средового подхода,который ведет ккомплексному проектированию. «Включение дизайна в средовые архитектурные объекты было главной темойдля обсуждения на совещании в Казани в мае 1973 года, проведенном по инициативе ВНИИТЭ и СА СССР. Была отмечена необходимость увеличения количества дизайнерских работ, напрямую оказывающих влияние на формирование условий жизни современного человека и облика современных городов»[15, с.1]. Сегодняшний интересмассовой культуры к проблемам организации среды существования человека в городе:к проблемам улиц, площадей, рекреационных пространств, жилых районовгорода, производственных образований (расположенных в непосредственной близости к жилым районам),— к проблемам, которые не могут быть решены в одном только русле архитектурной деятельности, привел к необходимости говорить о новой профессии — дизайне архитектурной среды. Основываясь на факте, что научное восприятие действительности возможно посредством выявленияособенностей общественно-практической деятельности человека, мы можем сформулировать некоторые базовые характеристики архитектуры, переходя к рассмотрению ее практического пути развития вплоть до сегодняшнего дня. «Такой подход позволяет трактовать архитектуру как материально-организованную среду — “сферу действия”, способствующую тому, чтобы основные процессы человеческой жизнедеятельности протекали, по возможности, в совершенном виде, и как общественную деятельность, направленную на создание этой среды» [15, с.2]. В неразрывной связи с этими факторами —социально-экономические.Существует необходимость не только экономически, но и социально наиболее эффективно решать новые задачи, которые возникают под воздействием растущих потребностей и реальных условий их удовлетворения. Новые задачи — результат необходимости «отрицания своего прежнего бытия», переход к новоявленному синтезу, к новому уровню единства требований жизни и архитектурного формообразования. Нельзя оспаривать то, что, прежде всего, выполняет функцию материального удовлетворенияпотребностей, после этого — эстетическую, которая, по сути, должна выполняться параллельно с первой. Специфику архитектуры также можно представить словами французского архитектора ОгюстаПерре:«архитектура — это искусство организовать пространство, которое находит свое выражение в конструкциях» [15, с.3]. Поддерживает Перресоветский архитектор И. Ладовский: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством...»[15, с.3]. Под искусством понимается«способность экономить психическую энергию потребителя при восприятии им пространственных и функциональных свойств сооружения»[15, с.3]. Ле Корбюзье отмечает, что «с помощью простых материалов, на основе более или менее утилитарного проекта архитектор вносит в свою работу нечто дополнительное, создавая соотношения, которые вызывают эстетическое волнение. Это и есть архитектура»[15, с. 4]. В целом можно сказать осправедливости даже таких общих высказываний, потому что природа и сущность архитектуры связаны, прежде всего, с созданием условий для важных процессов жизнедеятельности людей через организацию связанного с этими процессами функционирующего пространства (как интерьеров, так и экстерьеров). Мнение архитекторов об архитектуре здесь будет наиболее уместным и поможет понять предмет рассуждений. * «Создавать архитектуру означает наводить порядок»(Ле Корбюзье)[15, с. 4]; * «Архитектура... Здесь можно свободно дышать и чувствовать себя...»(Алисон и Питер Смитсон)[15, с. 4]; * «Архитектор должен создавать здания не как памятники, а как сосуды для подвижной жизни, которую они должны обслужить»(Вальтер Гропиус)[15, с. 4]; * «Человек живет не в конструкциях, а в атмосфере, которая создается окружающими его плоскостями»(Тео ванДусбург)[15, с. 4]; * «Зодчество... одухотворено лишь общими законами ритма, определяющими собой подлинную сущность всякого архитектурного произведения»(Моисей Гинзбург)[15, с. 4]; * «Архитектура — воля времени, воплощенная в пространство. Живая. Развивающаяся. Новая. Не вчера, не завтра. Только сегодня она обретает форму... Архитектура — поле боя для духа»(Людвиг Мисван дер Роэ)[15, с. 4]; * «Всякое крупное здание должно начинаться с того, что не поддается измерению, — в процессе проектирования должно пройти сквозь измеряемые средства и стать, в конечн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: