VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие речи в дошкольном возрасте на занятиях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011340
Тема: Развитие речи в дошкольном возрасте на занятиях
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»

КЫЗЫЛСКИЙВОСПИТАТЕЛЬНЫЙИНСТИТУТ

Кафедравоспитательикииметодикидошкольногоиначальногообразования





КУРСОВАЯРАБОТА

натему:«Развитие дошкольников»



РаботапринятанапроверкуВыполниластудентка2курсаДО-4

«___»_____________2017г.ОФО

________________________

(подпись)____________________________

(подпись)

Научныйруководитель:

__________________________

(подпись)



Работазащищена

соценкой

«___________________»

«___»___________2017г.36

Председатель_________

(подпись)

Члены_______________









Кызыл2017




СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ	6

		1.1.	Характеристика связной речи у дошкольников	6

		1.2.	Особенности развития речи  детей дошкольного возраста	9

	ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (4-5 ЛЕТ)	16

	2.1. Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников	16

	2.2. Практическое исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста	25

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	31

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	33








ВВЕДЕНИЕ



Актуальностьисследования.Развитиеречидошкольниковвдетскомсадуосуществляетсявовсехвидахдеятельности:назанятиях-поознакомлениюсхудожественнойлитературой,сявлениямиокружающейдействительности,пообучениюграмотеидр.-ивнеих-вигровойихудожественнойдеятельности,вповседневнойжизни.Однаконаспециальныхзанятияхобучениеродномуязыку,развитиеречистановятсяглавнойзадачей.

Обучениеязыку,развитиеречирассматриваютсянетольковлингвистическойсфере(каковладениеребенкомязыковыминавыками-фонетическими,грамматическими,лексическими),ноивконтекстеразвитияобщениядетейдругсдругомисовзрослыми(какстановлениекоммуникативныхспособностей).Поэтомусущественнойзадачейречевоговоспитанияявляетсянетолькоформированиекультурыречи,ноикультурыобщения.

Главнаяцельречевоговоспитаниясостоитвтом,чтобыребеноктворческиосвоилнормыиправилародногоязыка,умелгибкоихприменятьвконкретныхситуациях,овладелосновнымикоммуникативнымиспособностями.

Кречевымумениямотносятсяотличнаявербальнаяпамять,языковоечутье,т.е.правильныйотборязыковыхсредств,логическоепостроениеиизложениевысказывания,умениеориентироватьсянаречьсобеседника,общаяэрудиция.Вкоммуникативныеумениявходятинициативностьвбеседах,самостоятельность,умениевступитьвразговор,активность,эмоционально-оценочноереагирование.

Развитиеречевыхикоммуникативныхспособностей-важнейшаязадачаразвивающегообразования,воспитаниякультурыличности.Подкультуройречипонимаютсянетольковладениенормамиродногоязыка,ноиумениеиспользоватьвыразительныесредствародногоязыкавразличныхусловияхобщения.Сюдавключается,соднойстороны,проблемаправильностиречи,асдругой-умениевыбиратьизсуществующихвариантовнаиболееуместныйвстилистическом,смысловомиситуативномотношениях.

Цельисследования изучить развитие речи в дошкольном возрасте на занятиях.

Объектисследованияхарактеристикаразвитияречивдошкольномдетстве.

Предметисследованиядинамикаразвитияречивдошкольномдетственазанятиях.

Изучивматериалынаучнойлитературыпоисследуемомувопросу,мыможемсформулироватьгипотезу,чторазвитиеречидетейстаршегодошкольноговозрастабудетболееэффективным,еслибудутиспользованывовремязанятийосновныенаправленияработыпоразвитиюречидошкольников,такиекаквоспитаниезвуковойкультурыречи,словарнаяработа,формированиеграмматическогострояречи,еесвязностиприпостроенииразвернутоговысказывания.

Всоответствиисобъектомипредметомисследованиянамибылипоставленыследующиезадачи:

рассмотретьтеоретическиеосновыпрограммыиметодикиразвитияречи;

описатьосновныенаправленияработыпоразвитиюречивдошкольномдетстве;

выявитьипроверитьвходеисследованияразвитиеречидетейстаршегодошкольноговозрастаиспользовавприэтомосновныенаправленияработыпоразвитиюречидошкольников,такиекаквоспитаниезвуковойкультурыречи,словарнаяработа,формированиеграмматическогострояречи,еесвязностиприпостроенииразвернутоговысказывания.

Теоретическиеосновыисследования.Основнойвкладвизучениеэтойпроблемывнеслипедагоги-исследователиипрактикидошкольногоделаО.И.Соловьева,Т.А.Маркова,A.M.Бородич,В.В.Гербоваидр.Параллельноисследованиявелиипсихологи–Л.С.Выготский,В.И.Ядэшкоидр.Основнойрезультатихисследований-выявлениезвеньевмеханизмаовладениясвязнойречьюребенком.

Методологическаябазаработы.Принаписанииработыиспользуютсясравнительно-сопоставительныйметод.Этогометодсводитсяканализуразличныхисточниковилитературысточкизренияихкомплексногорассмотрения,анализпередовойпрактики;тестирование;наблюдение,беседаит.д.

Практическоезначениекурсовойработызаключаетсявтом,чтоматериалыисследованиямогутбытьиспользованывлекционныхкурсахпопедагогике.

Структураработы.Курсоваяработасостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованнойлитературы.




ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫРАЗВИТИЯРЕЧИУДОШКОЛЬНИКОВ



Характеристикасвязнойречиудошкольников



Речь-главноеприобретениечеловечества,катализаторегосовершенствования.Действительно,онавсемогуща,онаделаетдоступныминетолькотеобъекты,которыечеловеквоспринимаетнепосредственно,тоестьскоторымидостижимореальноевзаимодействие.Языкпозволяетоперироватьиобъектами,которыечеловекневстречалранее,тоестьневходившимивегоиндивидуальныйопыт,априсвоенныеимизобщечеловеческогоопыта.Поэтомуиговорят,чтоязыкзнаменуетпоявлениеособойформыотражениядействительности.Возникновениеустнойиписьменнойречиопределилоспецификуразвитиямышления.

Известно,чтосуществуютпонятия,разнойстепениобобщённостиикаждомупонятиюсопоставленоназвание-слово(символ).Участиеречивэтомаспектемышления,несомненно[1.С.131].Воздействиеречинадругиевысшиепсихическиепроцессынеменеезначимоипроявляетсямногогранно,какфактор,организующийструктурувосприятия,формирующийархитектоникупамятииопределяющийизбирательностьвнимания.

Обобщённыйобразвосприятиясопоставляетсясназванием,итемсамымпредопределяетобратноевлияниеслованапоследующеевосприятие.Каждаязрительнаякартинкавоспринимаетсячеловекомвсоответствиистем,ккакомупонятиюонотноситконфигурацию[2.С.15].

Речь-этодеятельностьобщения-выражения,воздействия,сообщения-посредствомязыка.Речь,иединаясязыком,иотличнаяотнего,являетсяединствомопределённойдеятельности-общения-иопределённогосодержания,котороеобозначаети,обозначая,отражаетбытие.Точнее,речь-этоформасуществованиясознания(мыслей,чувств,переживаний)длядругого,служащаясредствомобщениясним,иформаобобщённогоотражениядействительности,илиформасуществованиямышления[3.С.200].

Говоряобосновных видах речи,мыдолжныподчеркнуть,чтопроцессобменамыслямиосуществляетсяввидеустной(монологическойидиалогической)иписьменнойречи,однаконеобходимопомнитьиещёободномвиде-внутреннейречи,произносимоймысленно-онаневыполняетфункциюобщения,аслужитдляосуществленияпроцессамышления(еёосновнаяособенностьсостоитвтом,чтословапроизносятсяпросебяи,какправило,неимеютзвуковогооформления;онаотличаетсяотразговорной-внешней-речиконспективностью,краткостью,носитотрывочныйхарактер).

Речьтакжеподразделяютнаактивнуюи(речьговорящего,пишущего)ипассивную(речьслушающего,читающего).

Связаннаяссознаниемвцелом,речьчеловекавключаетсявопределённыевзаимоотношениясовсемипсихическимипроцессами;ноосновнымиопределяющимдляречиявляетсяеёотношениекмышлению.

Посколькуречьявляетсяформойсуществованиямысли,междуречьюимышлениемсуществуетединство.Ноэтоединство,анетождество.Нельзясвестимышлениекречииустановитьмеждунимитождество,потомучторечьсуществуеткакречьлишьблагодарясвоемуотношениюкмышлению.

Нонельзяиотрыватьмышлениеиречьдруготдруга.Речь-непростовнешняяодеждамысли,которуюонасбрасываетилиодевает,неизменяяэтимсвоегосущества.Вречимысльмыформулируеммысль,но,формулируяеё,мысплошьирядомеёформируем.Создаваяречевуюформу,мышлениесамоформируется.Мышлениеиречь,неотождествляясь,включаютсявединствоодногопроцесса.Мышлениевречинетольковыражается,нопобольшейчастионовречиисовершается.

Вопросыразвитияречиудетейизучалисьвразныхаспектахмногимипедагогами(К.Д.Ушинский,Е.И.Тихеева,Е.А.Флёрина,А.М.Леушина,А.М.Бородичидр.),психологами(С.Л.Рубинштейн,Л.С.Выготский,А.А.Леонтьев,Д.Б.Эльконинидр.)илогопедами(А.В.Ястребова,Т.А.Ткаченко,Т.Б.Филичева,В.К.Воробьеваидр.).

Речь,подчеркивалФ.А.Сохин,обнаруживаетвседостиженияребенкавовладениироднымязыком,восвоенииегозвуковойстороны,словарногозапасаиграмматическогостроя.Потому,какдетистроятсвоивысказывания,можносудитьобуровнеихречевогоразвития[4.С.190].

Своевременноеформированиеграмматическогострояязыкаребёнкаявляетсяважнейшимусловиемегополноценногоречевогоиобщегопсихическогоразвития,посколькуязыкиречьвыполняютведущуюфункциювразвитиимышленияиречевогообщения,впланированиииорганизациидеятельностиребёнка,самоорганизацииповедения,вформированиисоциальныхсвязей.Языкиречь-этоосновноесредствопроявленияважнейшихпсихическихпроцессов-памяти,восприятия.

Овладениеграмматическимстроемязыкаосуществляетсянаосновепознавательногоразвития,всвязисосвоениемпредметныхдействий,игры,трудаидругихвидовдетскойдеятельности,опосредствованныхсловом,вобщениисовзрослымиидетьми.Источникиифакторыразвитияязыкаребёнкаиегограмматическогостроямногообразны,исоответственномногообразныпедагогическиеусловия,средстваиформыпедагогическоговоздействия[5.С.197].

Длятогочтобыпроцессречевогоразвитияпротекалсвоевременноиправильно,необходимыопределённыеусловия.Так,ребёнокдолжен:

·бытьпсихическиисоматическиздоровым;

·иметьнормальныйслухизрение;

·обладатьпотребностьювречевомобщении;

·иметьполноценноеречевоеокружение.

Нормальноеречевоеразвитиеребёнкапозволяетемупостоянноусваиватьновыепонятия,расширятьзапасзнанийипредставленийобокружающеммире.



Особенностиразвитияречидетейдошкольноговозраста



Потребностьвобщении,желаниеузнать,понятьновое,удивительное,стремлениебытьпонятым,сообщитьдругомуочем-тонеобходимостьвоздействоватьнадругого,чтобывызватьсегостороныжелаемоеответноедействие,являютсятемимотивами,которыепобуждаютмаленькогоребенкакактивномуовладению языком.

Свозрастом,всебольшуюрольвобщемиспециально-речевомразвитииребенкаиграютслушание,чтение,беседы,споры,рассуждения–специфическиеформыречевойдеятельностичеловека.Втакихформахобщенияребенокосваиваетречькаксредствовоздействиянадругихинасамогосебя,каксредствосамопознанияисаморегуляции.

Формируясьвпроцессеобщенияребенкасовзрослымивразнообразнойпрактическойдеятельностиребенка,речьпроходитвсвоемразвитиирядэтапов:гуление(4-6месяцев);лепет(6-10месяцев);освоениепервыхсловкаксигналовпервойсигнальнойсистемы(11мес.-1г.6месяцев);освоениесловакаксигнала,обобщающегонаосновевыделениясущественныхпризнаков,иовладениепростымиграмматическимиформами(1г.6месяцев–2года);овладениеситуативнойречью,быстроеувеличениепонимаемыхипроизносимыхслов(2–3г.);переходковладениюсвязнойивыразительнойречью,усвоениеболеесложныхграмматическихструктур(4г.–6лет)ивозникновениевнутреннейречи(начинаяс4-5 лет)[6.С.171].

Удетейдошкольноговозрастапродолжаетсяпроцессразвитияречи-ониосваиваютроднойязык.Этомуспособствуютсущественныеизменения,происходящиевобразежизничетырех-,семилетнегоребенка.Освоивпервоначальныеформысамостоятельности,ребенокбыстронакапливаетсвойчувственныйипрактическийопыт.Всеболееразнообразнымиисодержательнымистановятсявидыдеятельностиребенка:творческиеидидактическиеигры,занятиярисованием,счетом,специальноречевыезанятия,атакжеповседневноеобщениесовзрослымивбыту.

Возросшиевозможностидетейуспешноиспользуютвоспитателидлядальнейшегоразвитияихспособностей,втомчислеидляразвитияречиРазвитиеречивыражается,преждевсего,втом,чтосовершенствуетсяпониманиеречиребенком.Детислушаютдостаточносложныеинструкциииточновыполняюттребуемыевоспитателемдействия(Г.И.Кислюк).Сказки,рассказы,стихизанимаютвсебольшееместовжизнидетейдошкольноговозраста.Речьсопровождаетвсевидыихдеятельности:наблюдениеирисование,музыкальныезанятияисчет,трудиигры.

Напятомгодужизнидетипонимаютнесложныйсюжетсказкииликороткогорассказа.Ребеноксреднегодошкольноговозрастаможетяркопредставлятьсебелюдей,ихдействия,переживания,окоторыхговоритсяврассказе,если,конечно,этотрассказпонятенипостроенназнакомыхребенку  образах.

Л.С.Славинавсвоемисследованиипоказала,чтодажетрех-,четырехлетниедетисбольшойэмоциональностьювоспринимаютрассказокуколке,котораяосталасьбезкрышинадголовой,послетогокаккискаразрушилаеедомик.Еслирассказчикконкретизируетнепонятноедляребенкаусловие(«осталасьбезкрышинадголовой»),поясняя,чтонегдебылокуклеспать,дождьлилпрямонанее,инегдебылоотнегоспрятаться,топритакойподачетекстарассказпонятенребенку.Пониманиеслушаемогорассказабыстропрогрессирует,открываячетырех,семилетнемуребенкубогатейшийисточникполученияновыхзнанийожизнилюдей,явленияхприроды[7.С.365].

Слушаяречьдругих,рассказыисказки,ребенок4-6летначинаетинтересоватьсянетолькоихсодержанием.Еговниманиепривлекаетиформа,вкоторойвыраженоэто содержание.

Освоениеразговорной  речи. Специальноевниманиеуделяютвоспитателитому,чтобыдетиточно,правильноичеткопроизносилислова.Трех-,четырехлетнийдошкольникчастоговоритнеправильно:шепелявит,гнусавит,сюсюкает.Такиеискажениязвуковойстороныречинетолькоделаютеенекрасивойинепонятнойдругим.Детипишуттак,какпроизносят:«плавда»(правда)или«клужка»(кружка).Воспитателиспециальноупражняютдетейвразличениииточномвоспроизведениитрудныхдляартикуляциифонем,учатдетейслуховомуанализуслова.Детидолжныуказать,гдезвук«к»слышитсявслове«каша»,агде-вслове«мак».Сколькоразслышитсязвук«к»вслове«кошка»?Естьлиразницавсловах«птичкаприлетела»и«птичкиприлетели»?Подобныезанятияхорошоупражняютдетейвзвукоразличении.

Впроцессеразвитияслушанияудетей-дошкольниковрастетинтерескслову,егозвучанию,формеиотношениюкобозначенномупредмету.Детидошкольноговозрастачастосамипридумываютновыеслова,которыхнетвродномязыке.

Некоторыеавторысчитаютсозданиеновыхсловпроизвольнойвыдумкойребенка,которомуякобынехватаетслов,имеющихсявродномязыке,длявыражениямыслейижеланий.Однакотакоеобъяснениеявнонеудовлетворительно.Можнопредположить,чтонарастающаяуребенкадошкольноговозрастапотребностьвобщенииипознании«убегаетвперед»ипоэтомутемпнакоплениясловаряотстаетотширотыречевогообщенияребенка.Ребенокхочет,чтобыегопоняли,хочетчто-тосказатьтоварищуиливзросломуобувиденном,очем-тоспросить.Онлегкосоздаетсловопообразцутех,скоторымиужезнаком,которыеслышалот взрослых.

Анализдетскихсловообразований(которыетребуютспециальногоисследования)показывает,чтовихосновележатосвоенныеребенкомграмматическиенаблюдения,стереотипы,которыеребенокприменяеткновымсловамваналогичныхситуациях.Оннеможетзнать,чтоврусскомязыкесуществуютразныесклоненияиспряжения,родичислоиктомужемногослов,составляющихисключениеизобщих  правил.

Исследованияипедагогическаяпрактикапоказывают(О.И.Соловьева,М.Я.Покровская),чтодети-дошкольникиудивительночуткиксловамиособеннокграмматическойформеслов.Желаясказатьочем-тооченьмаленьком,четырех-,пятилетнийребеноксампридумываетслово,используяинтуитивнонайденныесоответствующиесуффиксы:«мойкозленочек»,«бара-ночек»,«свинчик»или«головаунегобольшущая,ротширочущий,зубыострючиеивесьонгромаднейший»[8.С.136].

Интерескслову,возникающийвсерединедошкольноговозраста,вызываету пятилетнего,семилетнегоребенкавниманиекстихам,кобразнымвыражениям,кпоэтическимсравнениямиэпитетам.Заметныеизмененияпроисходятивосвоенииребенком-дошкольникомграмматическогострояязыка.Расширяющеесяобщениесовзрослымиразвиваетуребенкаумениеподбиратьсловаистроитьпредложения,которыебудутправильнопоняты собеседником.

Враннемдошкольномвозрастеречьребенкаещесохраняетярковыраженныйситуативныйхарактер.Онаэкспрессивна,отрывочна.(А..М.Леушина).Рассказываясобеседникуочем-товиденном,вызвавшемунегоэмоциональныепереживания,трех-,четырехлетнийребенокговориткороткими,оборваннымипредложениями,многиечастирассказазаменяетжестамииизобразительнымидействиями.Онзаменяетназваниявещейилилюдейместоимениямииговориттак,какбудтоуверен,чтособеседниксамбылсвидетелемпроисшедшего события.

Специальноеизучениеразговорнойречиудетейот3до5лёт(В.И.Ядэшко)показывает,чтоодновременноснакоплениемсловарявречиребенкапоявляютсяновыекатегорииошибок.Приобретаябольшуюсвободусловесноговыражения,ребенокначинаетпроизвольностроитьпредложения.Ончастопропускаетподлежащееилисказуемоевпредложении,заменяетличноеместоимениеназваниемеговтретьемлице,чтоискажаетпередаваемоесодержание:«Сталдедрепку...тянет,авытянутьнеможет»[9.С.65].

Освоениеграмматики,втомчислесложныхпредложений,непосредственнозависитоткультурыречидетей,отвниманиякнейвоспитателейиродителей.Чембольшедетирассказываютобувиденномнапрогулке,экскурсии,впарке,настройке,нареке,вколхозе,тембыстрееразвиваетсяунихсвязная речь.

Всемьеивдетскомсадуподруководствомвоспитателейдетиучатсяговоритьвыразительно.Дляэтогоонидолжныуметьподбирать«красивые»словаипроизноситьихразнымтоном.Решениеэтойзадачитакжетребуетчуткостиребенкакречивзрослых.Передаваяразнымиинтонациями,темпом,акцентировкой,паузами,усилениемилиослаблениемголосасвоеотношениектому,очемонрассказывает,воспитательстремитсявызватьуребенкасоответствующиепереживания,возбудитьсходныечувства,создатьопределенноенастроение.

Развитиеразговорнойсвязнойивыразительнойречитеснейшимобразомсвязаносформированиемвнутренней речи.

Внутренняяречь,составляяосновуивнутреннийпланразговорнойграмотнойречи,осуществляетфункциюпланирования,предвосхищениявысказываемыхвслухпредложений.Особенноотчетливовнутренняяречьвыступаетвписьме,котороеонапланирует,поддерживаети контролирует.

Какпоказываютисследования(Б.Г.Ананьев,А.Н.Соколов,В.Баев),внутреннююречьнельзясебепредставитьввидепростогопроговариванияшепотомобычногопредложения,т.е.какбеззвучнуюразговорнуюречь.Внутренняяречьимеетособую,ейоднойприсущуюструктуру.Этоусеченная,сокращеннаяформаречи,вкотороймаксимальносжатоеевнешнеевыражение.Вовнутреннейречислованепроговариваютсяполностью,воспроизводитсялишьихсокращенныйслухоречевойобраз.Некоторыесловазамещаютсяобразамисоответствующихвещей[1.С.131].

Исследования(Ж.Пиаже,Л.С.Выготский,А.А.Люблинская,3.А.Ганькова)показали,чтоучетырех-,шестилетнихдетейбогатопредставленаособаяформаречи,которуюПиаженазвалэгоцентрической.Пиажесчитает,чторечьребенка-дошкольниканаправленалишьнасамогосебя.Ребенокговоритдлясебяиосебе,совершеннонезаботясьотом,насколькоегопонимаетсобеседник.Онутверждает,чтоэгоцентризм,якобысвойственныйдетскомувозрасту,исчезаетлишьпосле7лет,когдапроисходитпостепеннаясоциализацияребенка[10.С.201].

Внутренняяречьнаиболееотчетливопроявляетсявпрактическойдеятельностиребенка,особеннотогда,когдаонвстречаетсясзатруднениями.Вдеятельностиречьребенкаприобретаетразныеформы.Аккомпанементомсовершаемогоребенкомдействияможетбытьречь-игра.Вэтомслучаеребенокговоритдлинными,развернутыми,эмоциональнонасыщеннымипредложениями.Впроблемнойситуацииребенокиспользуетиречь-вопрос,речь-сомнение,речь-утверждение.Внекоторыхформахориентировочнойдеятельностиэтисловесныевыражениявыступаюттольковвидепоискового жеста.

Речьребенка,адресованнаяксамомусебе,являетсяпереходомвнешнейразговорнойречивовнутреннюю.Этотпереходсовершаетсяуребенкавусловияхегопрактическойпроблемнойдеятельности,когдавозникаетпотребностьинеобходимостьосмыслитьвыполняемоедействиеинаправитьегонадостижениекакой-топрактической цели.

Исследованияпоказали,чтопереходразговорнойречивовнутреннююсовершаетсявпроблемно-практическойситуацииипроисходитуребенкачетырех-,пятилетнего возраста.

Педагоги-дошкольникисправедливопридаютогромноезначениеразвитиюречидетей,видявнейусловиеповышенияобщейкультурыребенка,условиеегоумственного,нравственногоиэстетическогоразвития.Чистота,грамотностьисвязностьречиребенкаявляютсяоднимизусловийегоготовностик обучению.

Таким образом, развитиеречиуребенкасовершаетсякакпроцессовладенияроднымязыком,богатствомегословаряиграмматическихформ,необходимыхдляпониманиякаждымчеловекомдругихлюдейиумениявыразитьсвоимысли,желания, переживания.

Речьразвиваетсявпроцессеповседневногообщенияребенкасовзрослымиисверстниками.Успехразвитияречиобеспечиваетсянетолькобогатствомиправильностьюречивзрослого,ноирастущимипотребностями




ГЛАВАII.ИССЛЕДОВАНИЕПРОЦЕССОВРАЗВИТИЯРЕЧИДЕТЕЙ(4-5ЛЕТ)



2.1.Использованиехудожественнойлитературыкаксредстваразвитиясвязнойречиудошкольников



Речьдошкольникаразвиваетсявстихийных условиях.Большоезначениеимеетсозданиеспециальныхпсихолого-педагогическихусловий,способствующихееразвитию.

Коммуникативнаяфункцияязыкакаксредстваобщенияделаетегомогучиморудиемразвитиямысли,и,всвоюочередь,развитиемышлениявлечетзасобойразвитиеустнойиписьменнойречиучащихся,повышаетихречевуюкультуру.

Весьпроцессобучения,еслионправильноорганизованиосуществляетсявстрогойсистеме,долженбытьвтожевремяпроцессомразвитиялогическогомышленияиречиучащихся.

Речьпомогаетребенкунетолькообщатьсясдругимилюдьми,ноипознаватьмир.Овладениеречью-этоспособпознаниядействительности.Богатство,точность,содержательностьречизависятотобогащениясознанияребенкаразличнымипредставлениямиипонятиями,отжизненногоопыташкольника,отобъемаидинамичностиегознаний.Инымисловами,речь,развиваясь,нуждаетсянетольковязыковом,ноивфактическомматериале[11.С.331].

Существуетиобратнаязависимость:чемполнееусваиваютсябогатстваязыка,чемсвободнеечеловекпользуетсяими,темлучшеонпознаетсложныесвязивприродеивобществе.Дляребенкахорошаяречь-залогуспешногообученияиразвития.Комунеизвестно,чтодетисплохоразвитойречьюнередкооказываютсянеуспевающимипоразнымпредметам.

Вдошкольномвозрасте,аотчастиившкольномязыкусваиваетсяребенкомстихийно,вобщении,вречевойдеятельности.Ноэтогонедостаточно:стихийноусвоеннаяречьпримитивнаиневсегдаправильна:

усвоениелитературногоязыка,подчиненногонорме,

умениеотличатьлитературныйязыкотнелитературного,отпросторечия,диалектов,жаргонов,

огромныйобъемматериала,многиесотниновыхсловиновыхзначений,усвоенныхранееслов,

множествотакихсочетаний,синтаксическихконструкций,которыхдетисовсемнеупотребляливсвоейустнойдошкольнойречевойпрактике.

Бывает,чтовзрослыеидажепедагогинедопонимают,насколькообширенэтотматериал,иполагают,будтоонможетбытьусвоенребенкомпоходя,вповседневномобщениисовзрослымиискнигой.Ноэтогонедостаточно:необходимасистемаобогащенияиразвитияречидетей.

Нужнапланомернаяработа,четкоиопределеннодозирующаяматериал-словарь,синтаксическиеконструкции,видыречи,уменияпосоставлениюсвязноготекста

Какужеотмечалосьвыше,использованиевпроцессеразвитияречиребенка-дошкольникапроизведенийхудожественнойлитературы,способствуетразвитиюправильнойиполноценнойречиуребенка-дошкольника.

Первоначальновоспитательдолженначатьсизученияролихудожественнойлитературывовсестороннемвоспитаниидетей.Особенноследуетподчеркнутьеезначениедляформированиянравственныхчувствиоценок,нормнравственногоповедения,воспитанияэстетическоговосприятияиэстетическихчувств,поэтичности,музыкальности[12.С.79].

Чтобыполнеереализоватьвоспитательныевозможностилитературы,необходимознатьпсихологическиеособенностиивозможностивосприятияэтоговидаискусствадошкольниками.

ОсобенностивосприятияхудожественнойлитературывпроцессеразвитияречидошкольникамиисследуютсявтрудахЛ.С.Выготского,А.В.Запорожца,О.И.Никифоровой,Е.А.Флериной,Н.С.Карпинской,Л.М.Гурович,Т.А.Репинойидр.

Помимообщихособенностейвосприятияхудожественнойлитературы,необходимоизучитьвозрастныеособенностиэтогопроцесса.ОбобщенноонипредставленыЛ.М.Гурович[13.С.200].

Существенноезначениеприподготовкекзанятиямимеетопределениезадачлитературногообразованиявдетскомсаду.

Цельознакомлениядошкольниковсхудожественнойлитературой,поопределениюС.Я.Маршака,-формированиебудущегобольшого«талантливогочитателя»,культурнообразованногочеловека.

Рекомендуетсятщательноизучитьконкретныезадачиповозрастнымгруппам,раскрытьсодержаниепринциповотборахудожественнойлитературы,определитькругдетскогочтенияипроследитьлинииусложнениявотборелитературыповозрастнымгруппам.

Изучаяметодикуознакомленияскнигойназанятиях,следуеттщательноизучитьлитературу,обративвниманиенатакиевопросы:

подготовкавоспитателяидетейкзанятиюпочтениюирассказываниюхудожественнойлитературы;

подачапроизведениядетям;

повторностьчтения;

сочетаниенесколькихпроизведенийнаодномзанятии;

структуразанятияпоознакомлениюслитературнымпроизведением;

беседывсвязисчтением;

времяиместочтения;

техникахудожественногочтенияирассказывания[14.С.70].

Прирассмотренииметодикизаучиваниястихотворенийнадоисходитьизтого,чтостихотворноепроизведениеимеетдвестороны:содержаниехудожественногообразаипоэтическуюформу.Заучиваниестихотворениявключаетвсебявосприятиепоэтическоготекстаиегохудожественноевоспроизведение,чтопозволяетиспользоватьдальнейшиеэпитетывсобственнойречи,чемспособствуетееразвитию

Назапоминаниеивоспроизведениестиховоказываютвлияниетакиефакторы:

психологическиевозрастныеособенностиусвоенияизапоминанияматериала;

содержаниеиформастихотворения;

качествовыразительногочтениявзрослых;

приемы,используемыеназанятиях;

индивидуальныеособенностидетей[15.С.79].

Необходимонаполнитьэтиположениясодержанием,изучаясоответствующуюлитературу.Важнопредставитьсебеструктурузанятияиособенностиметодикизаучиваниястиховвзависимостиотвозрастадетей.

Дляпониманияпроблемыознакомлениядетейскнижнойиллюстрациейвцеляхразвитияречидошкольниканеобходимоподобратьиллюстрациинесколькиххудожников,работающихвэтомжанре.Датьанализихсточкизренияособенностейрешенияхудожественныхипедагогическихзадачхудожником-иллюстратором.Продуматьприемырассматриванияиллюстрации.

Анализпродуктовречи,образцовыхтекстовучитдошкольниковвидетьпроявлениеобщихгрупповыхзакономерностейпостроенияконкретныхтекстов,наблюдать,каквнихотражаетсяспецификатипаречи,стиляижанра.Восновеанализатексталежитпонятиеилисовокупностьпонятий.

Понятийно-направленныйанализхудожественныхпроизведенийспособствуетвыделениюпризнаковпонятия«текст»,общихчертуразныхтекстоводногоитогожетипаилистиляречи.Онпомогаетвоспитателюорганизоватьработупообучениюдошкольниковвидетьобщеевотдельном,разбиратьконкретныйтексткакодинизподобныхтекстов.Спомощьюпонятийно-направленногоанализавоспитательформируетпредставлениеоструктуретекста,обобщемстроенииподобныхтекстов,которымионимогутвоспользоватьсяприсозданиисвоеготекста,относящегосякэтойжегруппе[16.С.99].

Всоответствиистем,надкакимпонятиемведетсяработапоегоусвоению,выделяютсятривидаанализа:

содержательно-композиционный (ведущеепонятиетекст-еготема,основнаямысль,микротема,абзац, план);

стилистический (ведущеепонятиефункциональныйстиль-егожанровыеразновидности,стилистические ресурсы);

типологический (ведущеепонятиефункционально-смысловойтипречи,илитиповойфрагменттекста,-егоструктура,«данное»и «новое»).

Примерноесодержаниеанализатекста:

I.Определениезадачиречи:рисовалкартину,передаваясвоеотношениекувиденному,илисообщалточныесведения.

II.Уточнениеосновноймыслитекста,выявлениеавторскогоотношенияксодержаниюречи (уточнитеназваниетекстатак,чтобывнемотразиласьнетолькотема,ноиосновнаямысль;какиезаголовкиможнопридуматькданномутексту,какойизпредложенныхвамизаголовковточнее,чемонотличаетсяотавторскогозаголовкаит. п.).

III.Определениетипаречи.Анализсодержанияисредствязыка.

Примерныевопросы:

Ккакомутипуречиобращаетсяавтор,раскрываятемуиосновнуюмысль,отраженнуювзаголовке?

Почемуименнокповествованию(описанию,рассуждению)?

Какиедействиягерояпоказываетписатель,рисуяегоповедение?

Какиепризнакихарактеризуетавтор,описываяназванныйпредмет?

Какойвопросрешает,приводяпримерыизегожизни?

Представьтесебе,чтодействиягерояавторназвалбыне

подробноиточно,аобобщенно.

Видимлимывтакомслучаекартинутакжеясно,каквавторскомтексте?Почему?

Почемуименноэтидеталиописываемогопредметахарактеризуетавтор?Представьтесебе,чтоавтортольконазвалпредметинедалописанияегопризнаков.Проделайтеэтотэксперимент:уберитеизтекставсеприлагательныеинаречия (слова,отвечающиенавопрос «как?»).

IV.Анализструктурытекста.Онвключает,преждевсегорасчленениетемынамикротемы,выделениесоответствующихабзацевиихоглавление,т.е.составлениеплана.Кромеэтогодетивыясняютролькаждойчастиречиворганизациитекста[17.С.91].

Вхудожественномтекстесловаиихсочетанияприобретаютдополнительныезначения,создаютяркиеобразы.Изобразительныесредстваязыкаметки,эмоциональны,ониоживляютречь,развиваютмышление,совершенствуютсловарьдетей.

Нужноиспользоватьвсевозможностивработенадизобразительнымисредствамиязыкахудожественныхпроизведений:

основнымивидамитропов (сравнением,эпитетом,метафорой,метонимией,перифразом, гиперболой),

стилистическимифигурами (градациейсинонимов,антитезойиантонимами,риторическимиобращениямиивопросами, восклицаниями).

Литературно-художественныетекстывкнигахдлячтениядаютмногочисленныепримеры,образцы,позволяющиезнакомитьдошкольниковсостилистическимбогатствомрусскогоязыка.

Детскийсаднеставитпередсобойцелидатьдошкольникамтеоретическиесведенияосредствахобразнойвыразительностиязыка.Всяработаноситпрактическийхарактериподчиняетсясистемеразвитиямышленияиречи.

Обобщаясказанное,назовемосновныеприемыработынадизобразительнымисредствамиязыкавпроцессеразвитияречи:

обнаружениевтексте«образных»слов;

объяснениезначенийсловиоборотовречи,найденныхвтекстесамимидетьмиилиуказанныхвоспитателем;

иллюстрирование,словесноерисование,воссозданиеобразаповопросуучителя:какуюкартинутыпредставляешьсебе?

использованиепроанализированныхипонятыхобразоввпересказе,всобственномрассказе,вписьменномсочиненииилиизложении;

отработкаинтонации,подготовкаквыразительномучтениюхудожественныхтекстов;

специальныеупражнениянаподборсравнений,эпитетов,составлениезагадокит.п.

Языкхудожественныхпроизведенийслужитпрекраснымобразцомдлядетей:наосновечтения,анализа,заучиванияотрывковформируетсяречьучащихся,развиваетсяихязыковоечутье,вкус.

Нельзя,однако,забывать,чточрезмерноевниманиекдеталямязыкаможетразрушитьобщеевпечатлениеотхудожественногопроизведения.Поэтомуанализхудожественныхсредствязыкапривсеминтересекнемунедолженпревращатьсявглавныйвидработывпроцессеразвитияречи.Следуетстремитьсяктому,чтобыработанадизобразительнымисредствамиязыкаорганическивплеталасьвсистемуидейно-художественногоанализапроизведений,подчеркиваяихидейноесодержание[18.С.100].

Работанадизобразительнымисредствамиязыкавоспитываетвниманиекслову,чуткость,пониманиеоттенковегозначения,егоскрытого,иносказательногосмысла,егоэмоциональныхокрасок.Дошкольникприобщается,такимобразомкстилистикехудожественнойречи,самовладеваетеепростейшимисредствами.Этимжецелям,всущностислужатидругиенаправлениявобщейсистемесловарнойработы:обращениевниманиядетейнасинонимы,антонимы,крылатыеслова,многозначностьслов;упражнениянаихупотреблениевречи,рассказе,всобственномрассказе;отработкаинтонации,подготовкаквыразительномучтениюхудожественныхтекстов;специальныеупражнениянаподборсравнений,эпитетов,составлениезагадокит.п.[19.С.78]

Такимобразом,отмечаем,чтоиспользованиевсовременнойречиразногородахудожественныхпроизведенийопределяетвозможностьэффективногоиплодотворногоразвитияречидошкольников,способствуетпополнениюсловарногозапасапоследнихтемсамым,формируякоммуникативнуюкультурудошкольника.

Развитиесвязнойречикакоднойизсоставляющихпроцессаподготовкиребенкадошкольноговозраставобучениювшколе,являетсяоднимизнаправленийдеятельностипедагогаподаннойпрограмме.Основойданногонаправленияявляетсяразвитиесвязнойречисредствамиразвитиявосприятияпроизведенийхудожественнойкультуры,средствамиорганизациивзаимодействиямеждуразличнымиучастникамиобразовательногопроцесса.

Такимобразом,анализлитературыпозволилсделатьследующийвывод:всестороннееразвитиеребенкаосуществляетсянаосновеусвоениямноговековогоопытачеловечествалишьблагодаряобщениюребенкасовзрослыми.Взрослые-хранителиопытачеловечества,егознаний,умений,культуры.Передатьэтотопытнельзяиначекакспомощьюязыка.Язык-важнейшеесредствочеловеческогообщения.

Средимногихважныхзадачвоспитанияиобучениядетейдошкольноговозраставдетскомсадуобучениеродномуязыку,развитиеречи,речевогообщения-однаизглавных.Однимизважнейшихусловийразвитияречиребенкадошкольноговозрастаявляетсяиспользованиевданномпроцессехудожественныхпроизведений.

Становлениеречевогообщенияребенкавпроцессеознакомленияспроизведениямихудожественнойлитературыначинаетсясэмоциональногообщения.Оноявляетсястержнем,основнымсодержаниемвзаимоотношенийвзрослогоиребенкавподготовительныйпериодразвитияречи.Онкакбызаражаетсяэмоциональнымсостояниемпроизведения.Проживаетжизньгероев,учитсяновымсловарнымоборотам,пополняетсодержаниесвоегоактивногословаря.Этоименноэмоциональноеобщение,анеречевое,новнемзакладываютсяосновыбудущейречи,будущегообщенияспомощьюосмысленнопроизносимыхслов.

Работупоразвитиюречидетейдошкольноговозрастапедагогнедолженрассматриватькакрешениезадачипредупрежденияиисправлениявихречиграмматическихошибок,«затверживания»отдельных«трудных»грамматическихформ.Речьидетосозданииусловийдляполноценногоусвоенияребенкомграмматическогострояязыканаосновеспонтаннойориентировочной,поисковойактивностивсфереграмматики,использованиеязыковыхсредстввразныхформахобщениявпроцессезнакомстваспроизведениямихудожественнойкультуры.








2.2.Практическоеисследованиеразвитияречидетейстаршегодошкольноговозраста



Изучив методические пособия по данной тематике нами было разработана программа, целью, которого является исследовательскаяработапоразвитиюсвязнойречидетейстаршегодошкольноговозраста. Чтобы достичь целей работы мы выбрали МБДОУ № 30 г. Кызыла, с разрешением заведующей садиком Олзей СеренмыМоскваловны. 

Длядостиженияпоставленнойцелибылиопределеныследующиезадачи:

-подобратьтестыпоисследованиюречидетейстаршегодошкольноговозраста;

-описатьшкалуоценокпокаждомуизтестовыхзаданий;

-проанализироватьполученныерезультаты.

Объектисследования:детистаршегодошкольноговозраста.

Предметисследования:развитиеуровняречи,необходимогодляобучениявшколе.

Задание1.

«Составлениепредложенийпокартинкам»[20.С.178]

Цель:определитьспособностидетейсоставлятьадекватноезаконченноевысказываниенауровнефразы.

Оборудование:сюжетныекартинки:

-мальчикполиваетцветы;

-девочкаловитбабочку;

-мальчикловитрыбу;

-девочкакатаетсянаконьках;

-девочкаиграетвкубики.

Припоказекартинкиребенкузадаетсявопрос:«Скажи,чтоздесьнарисовано?»

Анализрезультатов:

-Ответнавопрос-заданиеввидеграмматическиправильнопостроенныхфраз,адекватныхпосмыслусодержаниякартинок,полноеиточноеотображениеихсодержания–5баллов;

-Длительныепаузыспоискомнужногослова–4балла;

-Сочетаниенедостатковинформативностиилексико-грамматическогоструктурированияфразыпривыполнениибольшинствавариантовзадания–3балла;

-Адекватнаяфраза-высказываниесоставленаспомощьюдополнительныхвопросов,невсевариантызаданиявыполнены–2балла;

-отсутствиеадекватногофразовогоответаспомощьюдополнительныхвопросов,составлениефразыподменяетсяперечислениемпредметов,изображенныхнакартинках–1балл.

Оценкарезультатов:

5баллов–высокийуровень;

4балла–среднийуровень;

3балла–недостаточныйуровень;

2балла–низкийуровень;

1балл–заданиевыполненонеадекватно.

Исследованиепроводитсявиндивидуальнойформе.Способностьсоставлятьадекватноевысказывание

Вывод: Данные приведены в диграмме.



Задание2. «Пересказтекста»

Цель:выявитьвозможностивоспроизводитнебольшойпообъемуипростойпоструктурелитературныйтекст.

Ходтестирования.Читаетсязнакомаясказка(например«Гуси-Лебеди»).Текстпрочитываетсядважды.Передповторнымчтениемдаетсяустановканасоставлениепересказа.Прианализесоставленныхпересказовособоевниманиеобращаетсянаполнотупередачисодержаниятекста,наличиесмысловыхпропусков,повторов,соблюдениелогическойпоследовательностиизложения,атакженаличиесмысловойисинтаксическойсвязимеждупредложениями,частямирассказа.

Анализрезультатов:

-Переск.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.