- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие речи в дошкольном возрасте на занятиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011340 |
Тема: | Развитие речи в дошкольном возрасте на занятиях |
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ» КЫЗЫЛСКИЙВОСПИТАТЕЛЬНЫЙИНСТИТУТ Кафедравоспитательикииметодикидошкольногоиначальногообразования КУРСОВАЯРАБОТА натему:«Развитие дошкольников» РаботапринятанапроверкуВыполниластудентка2курсаДО-4 «___»_____________2017г.ОФО ________________________ (подпись)____________________________ (подпись) Научныйруководитель: __________________________ (подпись) Работазащищена соценкой «___________________» «___»___________2017г.36 Председатель_________ (подпись) Члены_______________ Кызыл2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Характеристика связной речи у дошкольников 6 1.2. Особенности развития речи детей дошкольного возраста 9 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (4-5 ЛЕТ) 16 2.1. Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников 16 2.2. Практическое исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33 ВВЕДЕНИЕ Актуальностьисследования.Развитиеречидошкольниковвдетскомсадуосуществляетсявовсехвидахдеятельности:назанятиях-поознакомлениюсхудожественнойлитературой,сявлениямиокружающейдействительности,пообучениюграмотеидр.-ивнеих-вигровойихудожественнойдеятельности,вповседневнойжизни.Однаконаспециальныхзанятияхобучениеродномуязыку,развитиеречистановятсяглавнойзадачей. Обучениеязыку,развитиеречирассматриваютсянетольковлингвистическойсфере(каковладениеребенкомязыковыминавыками-фонетическими,грамматическими,лексическими),ноивконтекстеразвитияобщениядетейдругсдругомисовзрослыми(какстановлениекоммуникативныхспособностей).Поэтомусущественнойзадачейречевоговоспитанияявляетсянетолькоформированиекультурыречи,ноикультурыобщения. Главнаяцельречевоговоспитаниясостоитвтом,чтобыребеноктворческиосвоилнормыиправилародногоязыка,умелгибкоихприменятьвконкретныхситуациях,овладелосновнымикоммуникативнымиспособностями. Кречевымумениямотносятсяотличнаявербальнаяпамять,языковоечутье,т.е.правильныйотборязыковыхсредств,логическоепостроениеиизложениевысказывания,умениеориентироватьсянаречьсобеседника,общаяэрудиция.Вкоммуникативныеумениявходятинициативностьвбеседах,самостоятельность,умениевступитьвразговор,активность,эмоционально-оценочноереагирование. Развитиеречевыхикоммуникативныхспособностей-важнейшаязадачаразвивающегообразования,воспитаниякультурыличности.Подкультуройречипонимаютсянетольковладениенормамиродногоязыка,ноиумениеиспользоватьвыразительныесредствародногоязыкавразличныхусловияхобщения.Сюдавключается,соднойстороны,проблемаправильностиречи,асдругой-умениевыбиратьизсуществующихвариантовнаиболееуместныйвстилистическом,смысловомиситуативномотношениях. Цельисследования изучить развитие речи в дошкольном возрасте на занятиях. Объектисследованияхарактеристикаразвитияречивдошкольномдетстве. Предметисследованиядинамикаразвитияречивдошкольномдетственазанятиях. Изучивматериалынаучнойлитературыпоисследуемомувопросу,мыможемсформулироватьгипотезу,чторазвитиеречидетейстаршегодошкольноговозрастабудетболееэффективным,еслибудутиспользованывовремязанятийосновныенаправленияработыпоразвитиюречидошкольников,такиекаквоспитаниезвуковойкультурыречи,словарнаяработа,формированиеграмматическогострояречи,еесвязностиприпостроенииразвернутоговысказывания. Всоответствиисобъектомипредметомисследованиянамибылипоставленыследующиезадачи: рассмотретьтеоретическиеосновыпрограммыиметодикиразвитияречи; описатьосновныенаправленияработыпоразвитиюречивдошкольномдетстве; выявитьипроверитьвходеисследованияразвитиеречидетейстаршегодошкольноговозрастаиспользовавприэтомосновныенаправленияработыпоразвитиюречидошкольников,такиекаквоспитаниезвуковойкультурыречи,словарнаяработа,формированиеграмматическогострояречи,еесвязностиприпостроенииразвернутоговысказывания. Теоретическиеосновыисследования.Основнойвкладвизучениеэтойпроблемывнеслипедагоги-исследователиипрактикидошкольногоделаО.И.Соловьева,Т.А.Маркова,A.M.Бородич,В.В.Гербоваидр.Параллельноисследованиявелиипсихологи–Л.С.Выготский,В.И.Ядэшкоидр.Основнойрезультатихисследований-выявлениезвеньевмеханизмаовладениясвязнойречьюребенком. Методологическаябазаработы.Принаписанииработыиспользуютсясравнительно-сопоставительныйметод.Этогометодсводитсяканализуразличныхисточниковилитературысточкизренияихкомплексногорассмотрения,анализпередовойпрактики;тестирование;наблюдение,беседаит.д. Практическоезначениекурсовойработызаключаетсявтом,чтоматериалыисследованиямогутбытьиспользованывлекционныхкурсахпопедагогике. Структураработы.Курсоваяработасостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованнойлитературы. ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫРАЗВИТИЯРЕЧИУДОШКОЛЬНИКОВ Характеристикасвязнойречиудошкольников Речь-главноеприобретениечеловечества,катализаторегосовершенствования.Действительно,онавсемогуща,онаделаетдоступныминетолькотеобъекты,которыечеловеквоспринимаетнепосредственно,тоестьскоторымидостижимореальноевзаимодействие.Языкпозволяетоперироватьиобъектами,которыечеловекневстречалранее,тоестьневходившимивегоиндивидуальныйопыт,априсвоенныеимизобщечеловеческогоопыта.Поэтомуиговорят,чтоязыкзнаменуетпоявлениеособойформыотражениядействительности.Возникновениеустнойиписьменнойречиопределилоспецификуразвитиямышления. Известно,чтосуществуютпонятия,разнойстепениобобщённостиикаждомупонятиюсопоставленоназвание-слово(символ).Участиеречивэтомаспектемышления,несомненно[1.С.131].Воздействиеречинадругиевысшиепсихическиепроцессынеменеезначимоипроявляетсямногогранно,какфактор,организующийструктурувосприятия,формирующийархитектоникупамятииопределяющийизбирательностьвнимания. Обобщённыйобразвосприятиясопоставляетсясназванием,итемсамымпредопределяетобратноевлияниеслованапоследующеевосприятие.Каждаязрительнаякартинкавоспринимаетсячеловекомвсоответствиистем,ккакомупонятиюонотноситконфигурацию[2.С.15]. Речь-этодеятельностьобщения-выражения,воздействия,сообщения-посредствомязыка.Речь,иединаясязыком,иотличнаяотнего,являетсяединствомопределённойдеятельности-общения-иопределённогосодержания,котороеобозначаети,обозначая,отражаетбытие.Точнее,речь-этоформасуществованиясознания(мыслей,чувств,переживаний)длядругого,служащаясредствомобщениясним,иформаобобщённогоотражениядействительности,илиформасуществованиямышления[3.С.200]. Говоряобосновных видах речи,мыдолжныподчеркнуть,чтопроцессобменамыслямиосуществляетсяввидеустной(монологическойидиалогической)иписьменнойречи,однаконеобходимопомнитьиещёободномвиде-внутреннейречи,произносимоймысленно-онаневыполняетфункциюобщения,аслужитдляосуществленияпроцессамышления(еёосновнаяособенностьсостоитвтом,чтословапроизносятсяпросебяи,какправило,неимеютзвуковогооформления;онаотличаетсяотразговорной-внешней-речиконспективностью,краткостью,носитотрывочныйхарактер). Речьтакжеподразделяютнаактивнуюи(речьговорящего,пишущего)ипассивную(речьслушающего,читающего). Связаннаяссознаниемвцелом,речьчеловекавключаетсявопределённыевзаимоотношениясовсемипсихическимипроцессами;ноосновнымиопределяющимдляречиявляетсяеёотношениекмышлению. Посколькуречьявляетсяформойсуществованиямысли,междуречьюимышлениемсуществуетединство.Ноэтоединство,анетождество.Нельзясвестимышлениекречииустановитьмеждунимитождество,потомучторечьсуществуеткакречьлишьблагодарясвоемуотношениюкмышлению. Нонельзяиотрыватьмышлениеиречьдруготдруга.Речь-непростовнешняяодеждамысли,которуюонасбрасываетилиодевает,неизменяяэтимсвоегосущества.Вречимысльмыформулируеммысль,но,формулируяеё,мысплошьирядомеёформируем.Создаваяречевуюформу,мышлениесамоформируется.Мышлениеиречь,неотождествляясь,включаютсявединствоодногопроцесса.Мышлениевречинетольковыражается,нопобольшейчастионовречиисовершается. Вопросыразвитияречиудетейизучалисьвразныхаспектахмногимипедагогами(К.Д.Ушинский,Е.И.Тихеева,Е.А.Флёрина,А.М.Леушина,А.М.Бородичидр.),психологами(С.Л.Рубинштейн,Л.С.Выготский,А.А.Леонтьев,Д.Б.Эльконинидр.)илогопедами(А.В.Ястребова,Т.А.Ткаченко,Т.Б.Филичева,В.К.Воробьеваидр.). Речь,подчеркивалФ.А.Сохин,обнаруживаетвседостиженияребенкавовладениироднымязыком,восвоенииегозвуковойстороны,словарногозапасаиграмматическогостроя.Потому,какдетистроятсвоивысказывания,можносудитьобуровнеихречевогоразвития[4.С.190]. Своевременноеформированиеграмматическогострояязыкаребёнкаявляетсяважнейшимусловиемегополноценногоречевогоиобщегопсихическогоразвития,посколькуязыкиречьвыполняютведущуюфункциювразвитиимышленияиречевогообщения,впланированиииорганизациидеятельностиребёнка,самоорганизацииповедения,вформированиисоциальныхсвязей.Языкиречь-этоосновноесредствопроявленияважнейшихпсихическихпроцессов-памяти,восприятия. Овладениеграмматическимстроемязыкаосуществляетсянаосновепознавательногоразвития,всвязисосвоениемпредметныхдействий,игры,трудаидругихвидовдетскойдеятельности,опосредствованныхсловом,вобщениисовзрослымиидетьми.Источникиифакторыразвитияязыкаребёнкаиегограмматическогостроямногообразны,исоответственномногообразныпедагогическиеусловия,средстваиформыпедагогическоговоздействия[5.С.197]. Длятогочтобыпроцессречевогоразвитияпротекалсвоевременноиправильно,необходимыопределённыеусловия.Так,ребёнокдолжен: ·бытьпсихическиисоматическиздоровым; ·иметьнормальныйслухизрение; ·обладатьпотребностьювречевомобщении; ·иметьполноценноеречевоеокружение. Нормальноеречевоеразвитиеребёнкапозволяетемупостоянноусваиватьновыепонятия,расширятьзапасзнанийипредставленийобокружающеммире. Особенностиразвитияречидетейдошкольноговозраста Потребностьвобщении,желаниеузнать,понятьновое,удивительное,стремлениебытьпонятым,сообщитьдругомуочем-тонеобходимостьвоздействоватьнадругого,чтобывызватьсегостороныжелаемоеответноедействие,являютсятемимотивами,которыепобуждаютмаленькогоребенкакактивномуовладению языком. Свозрастом,всебольшуюрольвобщемиспециально-речевомразвитииребенкаиграютслушание,чтение,беседы,споры,рассуждения–специфическиеформыречевойдеятельностичеловека.Втакихформахобщенияребенокосваиваетречькаксредствовоздействиянадругихинасамогосебя,каксредствосамопознанияисаморегуляции. Формируясьвпроцессеобщенияребенкасовзрослымивразнообразнойпрактическойдеятельностиребенка,речьпроходитвсвоемразвитиирядэтапов:гуление(4-6месяцев);лепет(6-10месяцев);освоениепервыхсловкаксигналовпервойсигнальнойсистемы(11мес.-1г.6месяцев);освоениесловакаксигнала,обобщающегонаосновевыделениясущественныхпризнаков,иовладениепростымиграмматическимиформами(1г.6месяцев–2года);овладениеситуативнойречью,быстроеувеличениепонимаемыхипроизносимыхслов(2–3г.);переходковладениюсвязнойивыразительнойречью,усвоениеболеесложныхграмматическихструктур(4г.–6лет)ивозникновениевнутреннейречи(начинаяс4-5 лет)[6.С.171]. Удетейдошкольноговозрастапродолжаетсяпроцессразвитияречи-ониосваиваютроднойязык.Этомуспособствуютсущественныеизменения,происходящиевобразежизничетырех-,семилетнегоребенка.Освоивпервоначальныеформысамостоятельности,ребенокбыстронакапливаетсвойчувственныйипрактическийопыт.Всеболееразнообразнымиисодержательнымистановятсявидыдеятельностиребенка:творческиеидидактическиеигры,занятиярисованием,счетом,специальноречевыезанятия,атакжеповседневноеобщениесовзрослымивбыту. Возросшиевозможностидетейуспешноиспользуютвоспитателидлядальнейшегоразвитияихспособностей,втомчислеидляразвитияречиРазвитиеречивыражается,преждевсего,втом,чтосовершенствуетсяпониманиеречиребенком.Детислушаютдостаточносложныеинструкциииточновыполняюттребуемыевоспитателемдействия(Г.И.Кислюк).Сказки,рассказы,стихизанимаютвсебольшееместовжизнидетейдошкольноговозраста.Речьсопровождаетвсевидыихдеятельности:наблюдениеирисование,музыкальныезанятияисчет,трудиигры. Напятомгодужизнидетипонимаютнесложныйсюжетсказкииликороткогорассказа.Ребеноксреднегодошкольноговозрастаможетяркопредставлятьсебелюдей,ихдействия,переживания,окоторыхговоритсяврассказе,если,конечно,этотрассказпонятенипостроенназнакомыхребенку образах. Л.С.Славинавсвоемисследованиипоказала,чтодажетрех-,четырехлетниедетисбольшойэмоциональностьювоспринимаютрассказокуколке,котораяосталасьбезкрышинадголовой,послетогокаккискаразрушилаеедомик.Еслирассказчикконкретизируетнепонятноедляребенкаусловие(«осталасьбезкрышинадголовой»),поясняя,чтонегдебылокуклеспать,дождьлилпрямонанее,инегдебылоотнегоспрятаться,топритакойподачетекстарассказпонятенребенку.Пониманиеслушаемогорассказабыстропрогрессирует,открываячетырех,семилетнемуребенкубогатейшийисточникполученияновыхзнанийожизнилюдей,явленияхприроды[7.С.365]. Слушаяречьдругих,рассказыисказки,ребенок4-6летначинаетинтересоватьсянетолькоихсодержанием.Еговниманиепривлекаетиформа,вкоторойвыраженоэто содержание. Освоениеразговорной речи. Специальноевниманиеуделяютвоспитателитому,чтобыдетиточно,правильноичеткопроизносилислова.Трех-,четырехлетнийдошкольникчастоговоритнеправильно:шепелявит,гнусавит,сюсюкает.Такиеискажениязвуковойстороныречинетолькоделаютеенекрасивойинепонятнойдругим.Детипишуттак,какпроизносят:«плавда»(правда)или«клужка»(кружка).Воспитателиспециальноупражняютдетейвразличениииточномвоспроизведениитрудныхдляартикуляциифонем,учатдетейслуховомуанализуслова.Детидолжныуказать,гдезвук«к»слышитсявслове«каша»,агде-вслове«мак».Сколькоразслышитсязвук«к»вслове«кошка»?Естьлиразницавсловах«птичкаприлетела»и«птичкиприлетели»?Подобныезанятияхорошоупражняютдетейвзвукоразличении. Впроцессеразвитияслушанияудетей-дошкольниковрастетинтерескслову,егозвучанию,формеиотношениюкобозначенномупредмету.Детидошкольноговозрастачастосамипридумываютновыеслова,которыхнетвродномязыке. Некоторыеавторысчитаютсозданиеновыхсловпроизвольнойвыдумкойребенка,которомуякобынехватаетслов,имеющихсявродномязыке,длявыражениямыслейижеланий.Однакотакоеобъяснениеявнонеудовлетворительно.Можнопредположить,чтонарастающаяуребенкадошкольноговозрастапотребностьвобщенииипознании«убегаетвперед»ипоэтомутемпнакоплениясловаряотстаетотширотыречевогообщенияребенка.Ребенокхочет,чтобыегопоняли,хочетчто-тосказатьтоварищуиливзросломуобувиденном,очем-тоспросить.Онлегкосоздаетсловопообразцутех,скоторымиужезнаком,которыеслышалот взрослых. Анализдетскихсловообразований(которыетребуютспециальногоисследования)показывает,чтовихосновележатосвоенныеребенкомграмматическиенаблюдения,стереотипы,которыеребенокприменяеткновымсловамваналогичныхситуациях.Оннеможетзнать,чтоврусскомязыкесуществуютразныесклоненияиспряжения,родичислоиктомужемногослов,составляющихисключениеизобщих правил. Исследованияипедагогическаяпрактикапоказывают(О.И.Соловьева,М.Я.Покровская),чтодети-дошкольникиудивительночуткиксловамиособеннокграмматическойформеслов.Желаясказатьочем-тооченьмаленьком,четырех-,пятилетнийребеноксампридумываетслово,используяинтуитивнонайденныесоответствующиесуффиксы:«мойкозленочек»,«бара-ночек»,«свинчик»или«головаунегобольшущая,ротширочущий,зубыострючиеивесьонгромаднейший»[8.С.136]. Интерескслову,возникающийвсерединедошкольноговозраста,вызываету пятилетнего,семилетнегоребенкавниманиекстихам,кобразнымвыражениям,кпоэтическимсравнениямиэпитетам.Заметныеизмененияпроисходятивосвоенииребенком-дошкольникомграмматическогострояязыка.Расширяющеесяобщениесовзрослымиразвиваетуребенкаумениеподбиратьсловаистроитьпредложения,которыебудутправильнопоняты собеседником. Враннемдошкольномвозрастеречьребенкаещесохраняетярковыраженныйситуативныйхарактер.Онаэкспрессивна,отрывочна.(А..М.Леушина).Рассказываясобеседникуочем-товиденном,вызвавшемунегоэмоциональныепереживания,трех-,четырехлетнийребенокговориткороткими,оборваннымипредложениями,многиечастирассказазаменяетжестамииизобразительнымидействиями.Онзаменяетназваниявещейилилюдейместоимениямииговориттак,какбудтоуверен,чтособеседниксамбылсвидетелемпроисшедшего события. Специальноеизучениеразговорнойречиудетейот3до5лёт(В.И.Ядэшко)показывает,чтоодновременноснакоплениемсловарявречиребенкапоявляютсяновыекатегорииошибок.Приобретаябольшуюсвободусловесноговыражения,ребенокначинаетпроизвольностроитьпредложения.Ончастопропускаетподлежащееилисказуемоевпредложении,заменяетличноеместоимениеназваниемеговтретьемлице,чтоискажаетпередаваемоесодержание:«Сталдедрепку...тянет,авытянутьнеможет»[9.С.65]. Освоениеграмматики,втомчислесложныхпредложений,непосредственнозависитоткультурыречидетей,отвниманиякнейвоспитателейиродителей.Чембольшедетирассказываютобувиденномнапрогулке,экскурсии,впарке,настройке,нареке,вколхозе,тембыстрееразвиваетсяунихсвязная речь. Всемьеивдетскомсадуподруководствомвоспитателейдетиучатсяговоритьвыразительно.Дляэтогоонидолжныуметьподбирать«красивые»словаипроизноситьихразнымтоном.Решениеэтойзадачитакжетребуетчуткостиребенкакречивзрослых.Передаваяразнымиинтонациями,темпом,акцентировкой,паузами,усилениемилиослаблениемголосасвоеотношениектому,очемонрассказывает,воспитательстремитсявызватьуребенкасоответствующиепереживания,возбудитьсходныечувства,создатьопределенноенастроение. Развитиеразговорнойсвязнойивыразительнойречитеснейшимобразомсвязаносформированиемвнутренней речи. Внутренняяречь,составляяосновуивнутреннийпланразговорнойграмотнойречи,осуществляетфункциюпланирования,предвосхищениявысказываемыхвслухпредложений.Особенноотчетливовнутренняяречьвыступаетвписьме,котороеонапланирует,поддерживаети контролирует. Какпоказываютисследования(Б.Г.Ананьев,А.Н.Соколов,В.Баев),внутреннююречьнельзясебепредставитьввидепростогопроговариванияшепотомобычногопредложения,т.е.какбеззвучнуюразговорнуюречь.Внутренняяречьимеетособую,ейоднойприсущуюструктуру.Этоусеченная,сокращеннаяформаречи,вкотороймаксимальносжатоеевнешнеевыражение.Вовнутреннейречислованепроговариваютсяполностью,воспроизводитсялишьихсокращенныйслухоречевойобраз.Некоторыесловазамещаютсяобразамисоответствующихвещей[1.С.131]. Исследования(Ж.Пиаже,Л.С.Выготский,А.А.Люблинская,3.А.Ганькова)показали,чтоучетырех-,шестилетнихдетейбогатопредставленаособаяформаречи,которуюПиаженазвалэгоцентрической.Пиажесчитает,чторечьребенка-дошкольниканаправленалишьнасамогосебя.Ребенокговоритдлясебяиосебе,совершеннонезаботясьотом,насколькоегопонимаетсобеседник.Онутверждает,чтоэгоцентризм,якобысвойственныйдетскомувозрасту,исчезаетлишьпосле7лет,когдапроисходитпостепеннаясоциализацияребенка[10.С.201]. Внутренняяречьнаиболееотчетливопроявляетсявпрактическойдеятельностиребенка,особеннотогда,когдаонвстречаетсясзатруднениями.Вдеятельностиречьребенкаприобретаетразныеформы.Аккомпанементомсовершаемогоребенкомдействияможетбытьречь-игра.Вэтомслучаеребенокговоритдлинными,развернутыми,эмоциональнонасыщеннымипредложениями.Впроблемнойситуацииребенокиспользуетиречь-вопрос,речь-сомнение,речь-утверждение.Внекоторыхформахориентировочнойдеятельностиэтисловесныевыражениявыступаюттольковвидепоискового жеста. Речьребенка,адресованнаяксамомусебе,являетсяпереходомвнешнейразговорнойречивовнутреннюю.Этотпереходсовершаетсяуребенкавусловияхегопрактическойпроблемнойдеятельности,когдавозникаетпотребностьинеобходимостьосмыслитьвыполняемоедействиеинаправитьегонадостижениекакой-топрактической цели. Исследованияпоказали,чтопереходразговорнойречивовнутреннююсовершаетсявпроблемно-практическойситуацииипроисходитуребенкачетырех-,пятилетнего возраста. Педагоги-дошкольникисправедливопридаютогромноезначениеразвитиюречидетей,видявнейусловиеповышенияобщейкультурыребенка,условиеегоумственного,нравственногоиэстетическогоразвития.Чистота,грамотностьисвязностьречиребенкаявляютсяоднимизусловийегоготовностик обучению. Таким образом, развитиеречиуребенкасовершаетсякакпроцессовладенияроднымязыком,богатствомегословаряиграмматическихформ,необходимыхдляпониманиякаждымчеловекомдругихлюдейиумениявыразитьсвоимысли,желания, переживания. Речьразвиваетсявпроцессеповседневногообщенияребенкасовзрослымиисверстниками.Успехразвитияречиобеспечиваетсянетолькобогатствомиправильностьюречивзрослого,ноирастущимипотребностями ГЛАВАII.ИССЛЕДОВАНИЕПРОЦЕССОВРАЗВИТИЯРЕЧИДЕТЕЙ(4-5ЛЕТ) 2.1.Использованиехудожественнойлитературыкаксредстваразвитиясвязнойречиудошкольников Речьдошкольникаразвиваетсявстихийных условиях.Большоезначениеимеетсозданиеспециальныхпсихолого-педагогическихусловий,способствующихееразвитию. Коммуникативнаяфункцияязыкакаксредстваобщенияделаетегомогучиморудиемразвитиямысли,и,всвоюочередь,развитиемышлениявлечетзасобойразвитиеустнойиписьменнойречиучащихся,повышаетихречевуюкультуру. Весьпроцессобучения,еслионправильноорганизованиосуществляетсявстрогойсистеме,долженбытьвтожевремяпроцессомразвитиялогическогомышленияиречиучащихся. Речьпомогаетребенкунетолькообщатьсясдругимилюдьми,ноипознаватьмир.Овладениеречью-этоспособпознаниядействительности.Богатство,точность,содержательностьречизависятотобогащениясознанияребенкаразличнымипредставлениямиипонятиями,отжизненногоопыташкольника,отобъемаидинамичностиегознаний.Инымисловами,речь,развиваясь,нуждаетсянетольковязыковом,ноивфактическомматериале[11.С.331]. Существуетиобратнаязависимость:чемполнееусваиваютсябогатстваязыка,чемсвободнеечеловекпользуетсяими,темлучшеонпознаетсложныесвязивприродеивобществе.Дляребенкахорошаяречь-залогуспешногообученияиразвития.Комунеизвестно,чтодетисплохоразвитойречьюнередкооказываютсянеуспевающимипоразнымпредметам. Вдошкольномвозрасте,аотчастиившкольномязыкусваиваетсяребенкомстихийно,вобщении,вречевойдеятельности.Ноэтогонедостаточно:стихийноусвоеннаяречьпримитивнаиневсегдаправильна: усвоениелитературногоязыка,подчиненногонорме, умениеотличатьлитературныйязыкотнелитературного,отпросторечия,диалектов,жаргонов, огромныйобъемматериала,многиесотниновыхсловиновыхзначений,усвоенныхранееслов, множествотакихсочетаний,синтаксическихконструкций,которыхдетисовсемнеупотребляливсвоейустнойдошкольнойречевойпрактике. Бывает,чтовзрослыеидажепедагогинедопонимают,насколькообширенэтотматериал,иполагают,будтоонможетбытьусвоенребенкомпоходя,вповседневномобщениисовзрослымиискнигой.Ноэтогонедостаточно:необходимасистемаобогащенияиразвитияречидетей. Нужнапланомернаяработа,четкоиопределеннодозирующаяматериал-словарь,синтаксическиеконструкции,видыречи,уменияпосоставлениюсвязноготекста Какужеотмечалосьвыше,использованиевпроцессеразвитияречиребенка-дошкольникапроизведенийхудожественнойлитературы,способствуетразвитиюправильнойиполноценнойречиуребенка-дошкольника. Первоначальновоспитательдолженначатьсизученияролихудожественнойлитературывовсестороннемвоспитаниидетей.Особенноследуетподчеркнутьеезначениедляформированиянравственныхчувствиоценок,нормнравственногоповедения,воспитанияэстетическоговосприятияиэстетическихчувств,поэтичности,музыкальности[12.С.79]. Чтобыполнеереализоватьвоспитательныевозможностилитературы,необходимознатьпсихологическиеособенностиивозможностивосприятияэтоговидаискусствадошкольниками. ОсобенностивосприятияхудожественнойлитературывпроцессеразвитияречидошкольникамиисследуютсявтрудахЛ.С.Выготского,А.В.Запорожца,О.И.Никифоровой,Е.А.Флериной,Н.С.Карпинской,Л.М.Гурович,Т.А.Репинойидр. Помимообщихособенностейвосприятияхудожественнойлитературы,необходимоизучитьвозрастныеособенностиэтогопроцесса.ОбобщенноонипредставленыЛ.М.Гурович[13.С.200]. Существенноезначениеприподготовкекзанятиямимеетопределениезадачлитературногообразованиявдетскомсаду. Цельознакомлениядошкольниковсхудожественнойлитературой,поопределениюС.Я.Маршака,-формированиебудущегобольшого«талантливогочитателя»,культурнообразованногочеловека. Рекомендуетсятщательноизучитьконкретныезадачиповозрастнымгруппам,раскрытьсодержаниепринциповотборахудожественнойлитературы,определитькругдетскогочтенияипроследитьлинииусложнениявотборелитературыповозрастнымгруппам. Изучаяметодикуознакомленияскнигойназанятиях,следуеттщательноизучитьлитературу,обративвниманиенатакиевопросы: подготовкавоспитателяидетейкзанятиюпочтениюирассказываниюхудожественнойлитературы; подачапроизведениядетям; повторностьчтения; сочетаниенесколькихпроизведенийнаодномзанятии; структуразанятияпоознакомлениюслитературнымпроизведением; беседывсвязисчтением; времяиместочтения; техникахудожественногочтенияирассказывания[14.С.70]. Прирассмотренииметодикизаучиваниястихотворенийнадоисходитьизтого,чтостихотворноепроизведениеимеетдвестороны:содержаниехудожественногообразаипоэтическуюформу.Заучиваниестихотворениявключаетвсебявосприятиепоэтическоготекстаиегохудожественноевоспроизведение,чтопозволяетиспользоватьдальнейшиеэпитетывсобственнойречи,чемспособствуетееразвитию Назапоминаниеивоспроизведениестиховоказываютвлияниетакиефакторы: психологическиевозрастныеособенностиусвоенияизапоминанияматериала; содержаниеиформастихотворения; качествовыразительногочтениявзрослых; приемы,используемыеназанятиях; индивидуальныеособенностидетей[15.С.79]. Необходимонаполнитьэтиположениясодержанием,изучаясоответствующуюлитературу.Важнопредставитьсебеструктурузанятияиособенностиметодикизаучиваниястиховвзависимостиотвозрастадетей. Дляпониманияпроблемыознакомлениядетейскнижнойиллюстрациейвцеляхразвитияречидошкольниканеобходимоподобратьиллюстрациинесколькиххудожников,работающихвэтомжанре.Датьанализихсточкизренияособенностейрешенияхудожественныхипедагогическихзадачхудожником-иллюстратором.Продуматьприемырассматриванияиллюстрации. Анализпродуктовречи,образцовыхтекстовучитдошкольниковвидетьпроявлениеобщихгрупповыхзакономерностейпостроенияконкретныхтекстов,наблюдать,каквнихотражаетсяспецификатипаречи,стиляижанра.Восновеанализатексталежитпонятиеилисовокупностьпонятий. Понятийно-направленныйанализхудожественныхпроизведенийспособствуетвыделениюпризнаковпонятия«текст»,общихчертуразныхтекстоводногоитогожетипаилистиляречи.Онпомогаетвоспитателюорганизоватьработупообучениюдошкольниковвидетьобщеевотдельном,разбиратьконкретныйтексткакодинизподобныхтекстов.Спомощьюпонятийно-направленногоанализавоспитательформируетпредставлениеоструктуретекста,обобщемстроенииподобныхтекстов,которымионимогутвоспользоватьсяприсозданиисвоеготекста,относящегосякэтойжегруппе[16.С.99]. Всоответствиистем,надкакимпонятиемведетсяработапоегоусвоению,выделяютсятривидаанализа: содержательно-композиционный (ведущеепонятиетекст-еготема,основнаямысль,микротема,абзац, план); стилистический (ведущеепонятиефункциональныйстиль-егожанровыеразновидности,стилистические ресурсы); типологический (ведущеепонятиефункционально-смысловойтипречи,илитиповойфрагменттекста,-егоструктура,«данное»и «новое»). Примерноесодержаниеанализатекста: I.Определениезадачиречи:рисовалкартину,передаваясвоеотношениекувиденному,илисообщалточныесведения. II.Уточнениеосновноймыслитекста,выявлениеавторскогоотношенияксодержаниюречи (уточнитеназваниетекстатак,чтобывнемотразиласьнетолькотема,ноиосновнаямысль;какиезаголовкиможнопридуматькданномутексту,какойизпредложенныхвамизаголовковточнее,чемонотличаетсяотавторскогозаголовкаит. п.). III.Определениетипаречи.Анализсодержанияисредствязыка. Примерныевопросы: Ккакомутипуречиобращаетсяавтор,раскрываятемуиосновнуюмысль,отраженнуювзаголовке? Почемуименнокповествованию(описанию,рассуждению)? Какиедействиягерояпоказываетписатель,рисуяегоповедение? Какиепризнакихарактеризуетавтор,описываяназванныйпредмет? Какойвопросрешает,приводяпримерыизегожизни? Представьтесебе,чтодействиягерояавторназвалбыне подробноиточно,аобобщенно. Видимлимывтакомслучаекартинутакжеясно,каквавторскомтексте?Почему? Почемуименноэтидеталиописываемогопредметахарактеризуетавтор?Представьтесебе,чтоавтортольконазвалпредметинедалописанияегопризнаков.Проделайтеэтотэксперимент:уберитеизтекставсеприлагательныеинаречия (слова,отвечающиенавопрос «как?»). IV.Анализструктурытекста.Онвключает,преждевсегорасчленениетемынамикротемы,выделениесоответствующихабзацевиихоглавление,т.е.составлениеплана.Кромеэтогодетивыясняютролькаждойчастиречиворганизациитекста[17.С.91]. Вхудожественномтекстесловаиихсочетанияприобретаютдополнительныезначения,создаютяркиеобразы.Изобразительныесредстваязыкаметки,эмоциональны,ониоживляютречь,развиваютмышление,совершенствуютсловарьдетей. Нужноиспользоватьвсевозможностивработенадизобразительнымисредствамиязыкахудожественныхпроизведений: основнымивидамитропов (сравнением,эпитетом,метафорой,метонимией,перифразом, гиперболой), стилистическимифигурами (градациейсинонимов,антитезойиантонимами,риторическимиобращениямиивопросами, восклицаниями). Литературно-художественныетекстывкнигахдлячтениядаютмногочисленныепримеры,образцы,позволяющиезнакомитьдошкольниковсостилистическимбогатствомрусскогоязыка. Детскийсаднеставитпередсобойцелидатьдошкольникамтеоретическиесведенияосредствахобразнойвыразительностиязыка.Всяработаноситпрактическийхарактериподчиняетсясистемеразвитиямышленияиречи. Обобщаясказанное,назовемосновныеприемыработынадизобразительнымисредствамиязыкавпроцессеразвитияречи: обнаружениевтексте«образных»слов; объяснениезначенийсловиоборотовречи,найденныхвтекстесамимидетьмиилиуказанныхвоспитателем; иллюстрирование,словесноерисование,воссозданиеобразаповопросуучителя:какуюкартинутыпредставляешьсебе? использованиепроанализированныхипонятыхобразоввпересказе,всобственномрассказе,вписьменномсочиненииилиизложении; отработкаинтонации,подготовкаквыразительномучтениюхудожественныхтекстов; специальныеупражнениянаподборсравнений,эпитетов,составлениезагадокит.п. Языкхудожественныхпроизведенийслужитпрекраснымобразцомдлядетей:наосновечтения,анализа,заучиванияотрывковформируетсяречьучащихся,развиваетсяихязыковоечутье,вкус. Нельзя,однако,забывать,чточрезмерноевниманиекдеталямязыкаможетразрушитьобщеевпечатлениеотхудожественногопроизведения.Поэтомуанализхудожественныхсредствязыкапривсеминтересекнемунедолженпревращатьсявглавныйвидработывпроцессеразвитияречи.Следуетстремитьсяктому,чтобыработанадизобразительнымисредствамиязыкаорганическивплеталасьвсистемуидейно-художественногоанализапроизведений,подчеркиваяихидейноесодержание[18.С.100]. Работанадизобразительнымисредствамиязыкавоспитываетвниманиекслову,чуткость,пониманиеоттенковегозначения,егоскрытого,иносказательногосмысла,егоэмоциональныхокрасок.Дошкольникприобщается,такимобразомкстилистикехудожественнойречи,самовладеваетеепростейшимисредствами.Этимжецелям,всущностислужатидругиенаправлениявобщейсистемесловарнойработы:обращениевниманиядетейнасинонимы,антонимы,крылатыеслова,многозначностьслов;упражнениянаихупотреблениевречи,рассказе,всобственномрассказе;отработкаинтонации,подготовкаквыразительномучтениюхудожественныхтекстов;специальныеупражнениянаподборсравнений,эпитетов,составлениезагадокит.п.[19.С.78] Такимобразом,отмечаем,чтоиспользованиевсовременнойречиразногородахудожественныхпроизведенийопределяетвозможностьэффективногоиплодотворногоразвитияречидошкольников,способствуетпополнениюсловарногозапасапоследнихтемсамым,формируякоммуникативнуюкультурудошкольника. Развитиесвязнойречикакоднойизсоставляющихпроцессаподготовкиребенкадошкольноговозраставобучениювшколе,являетсяоднимизнаправленийдеятельностипедагогаподаннойпрограмме.Основойданногонаправленияявляетсяразвитиесвязнойречисредствамиразвитиявосприятияпроизведенийхудожественнойкультуры,средствамиорганизациивзаимодействиямеждуразличнымиучастникамиобразовательногопроцесса. Такимобразом,анализлитературыпозволилсделатьследующийвывод:всестороннееразвитиеребенкаосуществляетсянаосновеусвоениямноговековогоопытачеловечествалишьблагодаряобщениюребенкасовзрослыми.Взрослые-хранителиопытачеловечества,егознаний,умений,культуры.Передатьэтотопытнельзяиначекакспомощьюязыка.Язык-важнейшеесредствочеловеческогообщения. Средимногихважныхзадачвоспитанияиобучениядетейдошкольноговозраставдетскомсадуобучениеродномуязыку,развитиеречи,речевогообщения-однаизглавных.Однимизважнейшихусловийразвитияречиребенкадошкольноговозрастаявляетсяиспользованиевданномпроцессехудожественныхпроизведений. Становлениеречевогообщенияребенкавпроцессеознакомленияспроизведениямихудожественнойлитературыначинаетсясэмоциональногообщения.Оноявляетсястержнем,основнымсодержаниемвзаимоотношенийвзрослогоиребенкавподготовительныйпериодразвитияречи.Онкакбызаражаетсяэмоциональнымсостояниемпроизведения.Проживаетжизньгероев,учитсяновымсловарнымоборотам,пополняетсодержаниесвоегоактивногословаря.Этоименноэмоциональноеобщение,анеречевое,новнемзакладываютсяосновыбудущейречи,будущегообщенияспомощьюосмысленнопроизносимыхслов. Работупоразвитиюречидетейдошкольноговозрастапедагогнедолженрассматриватькакрешениезадачипредупрежденияиисправлениявихречиграмматическихошибок,«затверживания»отдельных«трудных»грамматическихформ.Речьидетосозданииусловийдляполноценногоусвоенияребенкомграмматическогострояязыканаосновеспонтаннойориентировочной,поисковойактивностивсфереграмматики,использованиеязыковыхсредстввразныхформахобщениявпроцессезнакомстваспроизведениямихудожественнойкультуры. 2.2.Практическоеисследованиеразвитияречидетейстаршегодошкольноговозраста Изучив методические пособия по данной тематике нами было разработана программа, целью, которого является исследовательскаяработапоразвитиюсвязнойречидетейстаршегодошкольноговозраста. Чтобы достичь целей работы мы выбрали МБДОУ № 30 г. Кызыла, с разрешением заведующей садиком Олзей СеренмыМоскваловны. Длядостиженияпоставленнойцелибылиопределеныследующиезадачи: -подобратьтестыпоисследованиюречидетейстаршегодошкольноговозраста; -описатьшкалуоценокпокаждомуизтестовыхзаданий; -проанализироватьполученныерезультаты. Объектисследования:детистаршегодошкольноговозраста. Предметисследования:развитиеуровняречи,необходимогодляобучениявшколе. Задание1. «Составлениепредложенийпокартинкам»[20.С.178] Цель:определитьспособностидетейсоставлятьадекватноезаконченноевысказываниенауровнефразы. Оборудование:сюжетныекартинки: -мальчикполиваетцветы; -девочкаловитбабочку; -мальчикловитрыбу; -девочкакатаетсянаконьках; -девочкаиграетвкубики. Припоказекартинкиребенкузадаетсявопрос:«Скажи,чтоздесьнарисовано?» Анализрезультатов: -Ответнавопрос-заданиеввидеграмматическиправильнопостроенныхфраз,адекватныхпосмыслусодержаниякартинок,полноеиточноеотображениеихсодержания–5баллов; -Длительныепаузыспоискомнужногослова–4балла; -Сочетаниенедостатковинформативностиилексико-грамматическогоструктурированияфразыпривыполнениибольшинствавариантовзадания–3балла; -Адекватнаяфраза-высказываниесоставленаспомощьюдополнительныхвопросов,невсевариантызаданиявыполнены–2балла; -отсутствиеадекватногофразовогоответаспомощьюдополнительныхвопросов,составлениефразыподменяетсяперечислениемпредметов,изображенныхнакартинках–1балл. Оценкарезультатов: 5баллов–высокийуровень; 4балла–среднийуровень; 3балла–недостаточныйуровень; 2балла–низкийуровень; 1балл–заданиевыполненонеадекватно. Исследованиепроводитсявиндивидуальнойформе.Способностьсоставлятьадекватноевысказывание Вывод: Данные приведены в диграмме. Задание2. «Пересказтекста» Цель:выявитьвозможностивоспроизводитнебольшойпообъемуипростойпоструктурелитературныйтекст. Ходтестирования.Читаетсязнакомаясказка(например«Гуси-Лебеди»).Текстпрочитываетсядважды.Передповторнымчтениемдаетсяустановканасоставлениепересказа.Прианализесоставленныхпересказовособоевниманиеобращаетсянаполнотупередачисодержаниятекста,наличиесмысловыхпропусков,повторов,соблюдениелогическойпоследовательностиизложения,атакженаличиесмысловойисинтаксическойсвязимеждупредложениями,частямирассказа. Анализрезультатов: -Переск....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: