VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами дидактических игр

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001765
Тема: Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами дидактических игр
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Российский новый университет»


Факультет психологии и педагогики

Кафедра  общей психологии и психологии труда
     
     
     
     
     БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
     
на тему:  Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами дидактических игр.

     
     
                              студентки 5  курса
                              заочной формы обучения
                              направления подготовки
                              психолого-педагогическое образование 
                              направленности (профиля)
                              психология и педагогика дошкольного образования
                              Зайцева Татьяна Юрьевна

                              Руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент Юдина Е. И.
                                           
                                           
                              Консультант:
                              ________________________
                              Допустить к защите: 
                              и. о. заведующего кафедрой
                              кандидат психологических наук
                              Лихачева Эльвира Валерьевна
                              _________________
                                           
                              «____» ____________________ 2017__ г.

Москва
2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР……………………………..…….
1.1. Сущность познавательной активности……………………………………..
1.2. Возрастные особенности развития познавательной активности у старших дошкольников………………………………………………………………………
1.3. Педагогические возможности дидактических игр как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА БАЗЕ МДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 61 «РОДНИЧОК»КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………….……………………
2.1. Этапы, направления, методы исследования развития познавательной активности у старших дошкольников .……………………………..………..
2.2 Содержание и ход программы развития познавательной активности у старших дошкольников средствами системы дидактических игр…..…………
2.3. Оценка начального и итогового уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр…………………………………………………
Выводы по 2 главе………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ
     
     Согласно ФГОС ДОО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование дидактических интересов и дидактических действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательно развитие - это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование дидактических действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. И для познавательного развития дошкольника необходимо развивать его познавательную активность.
     Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребенок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. А для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая деятельность.
     Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания большое внимание уделяется играм дошкольников (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся российские педагоги - (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). 
     Вместе с тем в практике детских дошкольных учреждений использование дидактических игр для стимулирования познавательной активности носит бессистемный характер. Не разработана методика, направленная на стимулирование познавательной активности старших дошкольников с помощью дидактических игр.Это обусловливает актуальность темы исследования.
     При изучении психолого - педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью стимулирования познавательной активности старших дошкольников и малым количеством разработок по использованию дидактических игр как средства стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение дидактических игр как средства развития познавательной активности старших дошкольников.
     Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами дидактических игр».
     Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников. 
     Предмет исследования: влияние дидактических игр на развитие познавательной активности старших дошкольников. 
     Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность использования дидактических игр как средства развития познавательной активности старших дошкольников.
     Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие познавательной активности старших дошкольников будет проходить более успешно, если применять дидактические игры.
     В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
-рассмотреть понятие познавательной активности;
-выявить возрастные особенности развития познавательной активности у старших дошкольников;
-изучить дидактическую игру как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
-провести опытно-экспериментальное исследование развития познавательной активности старших дошкольников средствами дидактических игр и проанализировать полученные результаты.
     Теоретико-методологическая основа исследования: проблеме познавательной активности были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. А. Цукерман, Л. М Фридмана, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т. М. Землянухиной, Д. Б. Годовиковой, Е. Э. Кригер, М. И. Лисиной, Т. А. Павловец, Т. А. Серебряковой, С. П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении требуют дальнейшего рассмотрения.
     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента.
     Теоретическая значимость исследования: уточнены особенности развития познавательной активности старших дошкольников и значимость использования дидактических игр при ее развитии. 
     Практическая значимость исследования: организованная образовательная деятельность по развитию познавательной активности посредством дидактических игр может быть применена в воспитательной и педагогической работе в детских садах.
     База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 61 «Родничок» Городского округа Подольск Московской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы № 7, в количестве 16 человек. Дошкольники были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 8 человек в каждой).
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
     1.1. Сущность познавательной активности
     
     Проблема развития познавательных процессов дошкольников на современном этапе остается одной из актуальных в дошкольном образовании, поскольку активность является непременным условием для формирования умственных и личностных качеств, а также инициативности и самостоятельности.
     Все имеющиеся у человека знания являются результатом работы психики человека. Ведущую роль в этом процессе играют познавательные процессы, имеющие разный уровень сложности. Каждый из них обладает собственными характеристиками и особой организацией, внося уникальный вклад в формирование динамичной и целостной картины мира [20, c. 218].
     Познавательные процессы протекают одновременно, но взаимодействуют слаженно и незаметно для человека. Особая роль принадлежит сенсорной системе, которая, как экран, проецирует окружающий мир во всем богатстве форм и красок в нашем сознании. 
     Познание начинается с отдельных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых и т. д.). Но благодаря восприятию, они складываются в разнообразные образы. У каждого человека имеется их большое количество. Если говорить об онтогенезе, то эти психическиепроцессы (ощущение и восприятие) являются ведущими с рождения до двух – трех лет. Но для формирования образа мира этого недостаточно, поскольку очень важна также память – человеческая способность, которая связана с умением запоминать, сохранять, припоминать, узнавать и забывать разнообразную информацию. 
     После рождения у ребенка в сознании имеется так называемая генетическая информация, благодаря которой он развивается в первые годы жизни. Но память ему позволит обучаться и социализироваться, «впитывая» в себя результаты достижений человечества. Очень быстро ребенок освоит все, что ему будет крайне необходимо для полноценной жизни. 
     Но высшие – психические функции«возглавляет» мышление, под которым понимается социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психический феномен, характеризующийся опосредствованным и обобщенным отражением взаимосвязей и взаимоотношений между различными объектами. Именно мышление помогает подрастающему человеку проанализировать получаемые и сформированные образы, составляя по крупицам картину мира.
      Этот процесс проходит несколько этапов в онтогенезе. На начальном этапе (до трех лет) педагогическоеразвитиенаходится «под воздействием» наглядно - действенного мышления. Ребенок воспринимает мир при помощи манипулирования окружающими предметами, благодаря комплексной работе ощущений, восприятия, памяти и начальных (внешних) действий. 
     На втором этапе (от трех до шести – семи лет) начинается формирование наглядно-образного мышления. Внешние действия, представления о предметах и явлениях окружающего мира интериоризируются, то есть переходят во внутренний план действий. В результате ребенок теперь способен мыслить образами, создавая свою картину мира. Но, для того чтобы сделать ее правильной и структурированной, у взрослеющего человека начинает развиваться словесно-логическое мышление, помогающее разобраться в нюансах и закономерностях окружающего мира. Видоизменить же и сделать его более ярким и креативным поможет воображение, которое призвано формировать новые образы окружающего мира [4, c. 71]. 
     Психология психических процессовбудет неполной, если не выделить значительную роль внимания. Именно оно помогает человеку концентрироваться на различных явлениях действительности. Так как дидактические процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление, будет отражаться на познавательной активности ребенка.
     Термин «познавательная активность» разные ученые трактуют по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность, третьи считают активность результатом деятельности. Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом. Биологи, например, рассматривают адаптацию организма к окружающей среде, его реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство. Однако, если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней» [27, с. 15].
     Известный педагог Дж. Брунев считает, что познавательная активность является социально значимым качеством личности и вырабатывается у дошкольников в различных видах деятельности. Дошкольник формируется и развивается в процессе деятельности, и в зависимости от отношения личности к деятельности, активность может иметь разные уровни, разный характер [7, с. 164].
     Педагоги прошлого рассматривали развитие ребёнка в целом. Познавательную активность как естественное стремление детей к познанию определяли Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо.
     С.Ф. Руссова утверждает что, главнейшие качества личности – это активность и творчество. Это не противоречит современным взглядам обозначения активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически – рефлекторной природы [52, с. 17].
     Ряд ученых (А. Г. Литвак, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, В. И. Селиверстов) рассматривают познавательную активность, как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию, и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. 
     Педагогические исследования П. И. Зубковой подтверждают, что «познавательная активность старших дошкольников это целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача» [20, с. 232].
     Педагог М. И. Лисина, дает познавательной активности определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [26, с. 218].
     Процесс развития Д. Б. Эльконин характеризует качественными изменениями в психических функциях и возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперёд [69, c. 56-61]. Для основы развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно - дидактические задачи. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина, развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно - познавательного опыта [70].
     Диалектический подход к обозначению понятия активности находим и в трудах В. Сухомлинского [60, c. 65]. Только в деятельности проявляется активность человека, считал известный педагог.
     Ученые, как правило, рассматривают проблему познавательной активности детей вместе с деятельностью, а так же непосредственно с таким понятием, как самостоятельность. Роджерс подчёркивал, что на активность ребёнка влияют те знания, которые ребёнок сделал сам.
     Познавательную активность дошкольников трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. Познавательная активность дошкольников проявляется следующими фактами:
* Ребёнок увлечён деятельностью, предметом или рассказом. 
* У него ярко выражено стремление к выполнению самых разных, даже сложных заданий, он не хочет останавливаться и заканчивать свои действия. 
* Он проявляет самостоятельность, подбирая средства и способы действия, сам достигает результата и сам себя контролирует, это значит, что познавательная активность находится на высоте. 
* В общении с взрослыми задаёт вопросы, удовлетворяющие его познавательный интерес. 
* Очень эмоционально относится к тому, что делает. 
Уровень сформированности бывает самый разный. Познавательная активность у разных дошкольников проявляется неодинаково. Если ребёнок относится к своей деятельности творчески, умеет находить нестандартные решения, мыслит креативно, использует полученные ранее знания – это показатель высокого уровня.
     Для исследования познавательной активности важное значение имеет решение вопроса об её структуре. Согласно точке зрения Т. Л. Павловец [42, с. 78], основными компонентами познавательной активности выступают: 
     1) познавательная потребность; 
     2) саморегуляция познавательной деятельности. 
     Исходя из представления о мышлении как о решении учебных задач, А. М. Матюшкин [29] представляет структуру мыслительного акта и соответствующий ему познавательной активности следующим образом: 
     1) порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи; 
     2) решение задачи; 
     3) обоснование найденного решения. 
     Ш. А. Амонашвили [1] выделяет структурные компоненты познавательной активности исходя из структуры деятельности: 
     1) мотив как движущая сила этой активности; 
     2) объект познания, имеющий дидактическую организованную форму; 
     3) способы и средства действия с объектом с целью его усвоения; 
     4) посредническая роль педагога между дидактическими силами дошкольника и объектом усвоения; 
     5) результат познавательной активности. 
     В диссертационном исследовании Т. П. Михневич [32] структура познавательной активности представляет совокупность таких компонентов, как: 
     1) мотивационный (он отличается наличием дидактических мотивов); 
     2) содержательный (предполагает наличие знаний, прежде всего ведущих идей и понятий учебного материала, а также степень овладения учебным материалом); 
     3) процессуальный (характеризуется овладением способами познавательной деятельности, т.е. учебными умениями и мыслительными операциями); 
     4) эмоциональный (предполагает положительный эмоциональный фон познавательной деятельности).
     Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи: 
* Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. 
* Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. 
* Развитие творческих задатков и воображения. 
* Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. 
* Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. 
* Дошкольники начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. 
* Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. 
* Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли, и что у них общего.
* Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами [64].
     Познавательной активности необходим постоянный рост и стойкость интересов, тогда опыт будет накапливаться быстро, знания приобретут устойчивость. Способы передачи знаний от взрослого к ребёнку могут быть самыми различными, а средства должны быть как можно более простыми, но увлекательными. Процесс формирования отношения к окружающему миру – этоединство эмоционального и интеллектуального в познании действительности [15, c. 96]. 
     К окончанию дошкольного возраста ребёнок приобретает самостоятельность, некую саморегуляцию и самоконтроль в своей деятельности, умеет поставить цель и достигнуть её, найдя подходящий способ. Более того, он уже может сам оценить результат. Он почти перестаёт копировать действия взрослых, даже иногда отходит от предъявленных требований, проявляет инициативу, волевые усилия, направленные на достижение результата, должен сам регулировать и своё поведение.
      Таким образом, условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.
      В современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие познавательной активности и инициативы у дошкольников, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Различные исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли большой вклад в развитие теории познавательной активности. В трудах содержатся теоретические обобщения, практические рекомендации, оригинальные идеи. Стало быть,  активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда будет являться решающим условием успешной деятельности и её развития в целом. Развитие познавательной активности детей необходимо для их последующей жизнедеятельности. В процессе познания ребёнок должен быть для взрослого полноценной личностью, способной как определить собственную активность, так и творчески подойти к поставленной задаче, реализуя не только интересы и потребности, но и волю. Дальнейшее школьное обучение целиком и полностью зависит от того, насколько развиты эти способности в детском саду. 
     
     
     1.2. Возрастные особенности развития познавательной активности у старших дошкольников
     
     Прежде чем рассмотреть особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, необходимо остановиться на их возрастной характеристике. Дошкольный  возраст является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах:повышение интеллекта,выработка нравственных черт,проявление характера, силы воли,умение управлять эмоциями,физической подготовленности.Именно в это время проявляются совершенно новые,индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пора переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста [51].
     Особенности самой деятельности детей дошкольного возраста, как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей. Старшие дошкольники стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые они лично не наблюдали. На этом этапе их начинает волновать взаимосвязь, которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей, насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности.
     Следующий фактор, который является наиболее важным этапом перехода ребенка в группу старшего дошкольного возраста, - это осознание собственного старшинства над другими малышами в саду целом. Проявление ощущения «взрослости» способствует формированию более взвешенного подхода к восприятию окружающей действительности. А это во многом помогает решению различных задач при качественно новом походе и независимо от достижения определенного возраста. Также совершенствуется и уровень практической деятельности, повышается качество общения [66].
     В этот период у ребенка появляется «новое видение» мира, и дошкольник старается получить количественную оценку окружающей действительности, чувственный опыт оказывается недостаточным. Зная, что восприятие в психологии – это познавательный процесс, формирующийсубъективную картину мира, при помощи органов чувств, через совокупность ощущений полученных от данного объекта, у дошкольника должен сформироваться навык вычленения главного, посредством объединения отдельных деталей в целое. Именно поэтому психологические тесты оценки готовности ребенка к школе построены на адекватности восприятия не количественных характеристик, а форм ее распознавания и восприятия. Изучение особенностей детского развития значительно отличается от исследовательских программ по изучению деятельности подростков и взрослых людей. Это отчетливо прослеживается в способах проведения работы и методах ее осуществления.
     Основной принцип, которому следуют изобретатели диагностических программ – принцип естественности. Он подразумевает под собой минимальное вмешательство старших в обыденную жизнь ребенка.
     Важные особенности в деятельности дошкольников в 5 –7 лет –это целенаправленное развитие их через творчество. Для того чтобы пробудить у детей  стремление к росту творчества, следует умело и  ненавязчиво создавать различные ситуации. Они могут проявляться в следующих направлениях:
* всевозможные игры;
* театральные, кукольные и другие представления, мини - спектакли и пр.;
* художественно - изобразительное творчество и все, что с этим связано;
* разнообразный ручной труд детей;
* чтение стихов, разучивание песен и прочие виды словесного творчества.
     Все перечисленное выше является обязательным фактором в воспитании, а периодизация включения тех или иных видов деятельности должна регулярно охватывать каждый пункт. Увлекательная и веселая творческая игра малышей под руководством педагога способствует наилучшему восприятию информации, вырабатывает столь важные индивидуальные черты и качества характера [66]. Заманчивые перспективы создают в группе, где развиваются дети, особый настрой и желание испытать новые ощущения как можно скорее. Лучшим методом работы в этом случае является умелое поддержаниетакого интереса. Процесс должен проходить как можно естественнее, путем непринужденного общения.
     Однако ошибочно было бы думать, что ребенок приобретает знания только непосредственно при обучении. Накопление знаний и навыков так же происходит самостоятельно, независимо и спонтанно. Если взрослые преждевременно будут доводить до ребенка природные понятия и взаимосвязи, это будет только их заучивание, а непонимание смыслового значения. Таким образом, можно сказать, что ребенок младшего возраста не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений.
     Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны педагога реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка [16].
     Психолого - педагогические исследования, проводимые в дошкольных учреждениях, показывают, что только правильная организация детской деятельности и организованная образовательная деятельность позволяет обеспечить своевременное формирование знаний у дошкольника. Одной из важнейших задач при этом является развитие мышления и речи дошкольника. Большое внимание следует уделять развитию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей дидактических интересов и способностей. Организация различных видов деятельности старшего дошкольников должна находиться в центре внимания педагога, при этом не нужно забывать о сочетании возрастных и индивидуальных особенностях детей в их организованной образовательной деятельности, что позволит обеспечить их эмоциональное благополучие и психическое развитие [24].
     Основными принципами работы педагога являются:
     Принцип индивидуального подхода - позволяет организовать организованную образовательную деятельность на основе индивидуальных способностей ребенка и помочь в создании условий для активной познавательной деятельности детей, как в группе, так и для каждого ребенка.
     Принцип наглядности, который позволяет у детей дошкольного возраста формировать представления об окружающей действительности.
     Принцип доступности заключается в том, что некоторые слова и выражения сложны для восприятия, поэтому нет необходимости вводить их в словарь дошкольника, нужно вводить понятные слова детям в этом возрасте.
     Образовательная деятельность будет успешна при наличии у детей знаний и умений, определенного содержания. Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. В процессе изучения нового материала нужно действовать «от общего к конкретному» - такое усвоение знаний более доступно ребенку дошкольного возраста.
     В основе принципа систематичности и последовательности лежит логический порядок изучения материала. Знания, полученные на этом этапе должны опираться на ранее изученные материалы. Это важный принцип при изучении представлений об окружающей среде, где новое знание часто вытекает их старого, известного.
     Принцип новизны позволяет опираться на произвольное внимание, при помощи постановки последовательной системы задач, проявить интерес к деятельности. Этот принцип позволяет заинтересовать дошкольников и активизировать произвольную сферу.
     Принцип развивающего обучения в процессе организованной образовательной деятельности не только помогает приобрести знания, но и формировать умения, при этом происходит развитие дидактических психических процессов и развитие личности ребенка в целом [28]. У детей старшего дошкольного возрастаразвивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа обучения. 
     Анализируя вышесказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно - мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
     Источником развития познавательной активности старших дошкольников, как доказывают в своих исследованиях В. В. Давыдов и Н. Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.
     С. В. Кожакарь и С. А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно–пространственной и развивающей среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно - эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
     
     1.3. Педагогические возможности дидактических игр как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
     Игровой деятельностью называют особую сферу человеческой активности, в процессе которой человек не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, которое дает ему проявление физических и духовных сил.
     Детские игры служат своеобразной всесторонней подготовкой к жизни, ведь почти у каждой и них можно проследить генетическую связь с различными видами деятельности людей, таким образом, игры выступают в качестве специфической формы в развитии, познании, труде, общении, искусстве и спорте детей. Из этого и происходят названия игр, которые бывают спортивными, интеллектуальными, строительными. А также и игра - труд, игра - общение, музыкальными, художественными, играми-драматизациями, подвижными [63, c. 68].
     Можно выделить два основных типа игр: игры с фиксированными правилами и игры со скрытыми правилами. К первому типу относятся почти все дидактические и подвижные игры, а также большинство развивающих, интеллектуальных, музыкальных, игр - забав, аттракционов и т.д. Основу второго типа составляет спектр сюжетно - ролевых игр, с неявными правилами, ограниченными лишь рамками поведения воспроизводимых персонажей: доктор не может сам себе поставить градусник, пассажир не может летать в кабине пилота.
     И. П. Подласый дал дидактиче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44