VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эффективные методы и приемы развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012565
Тема: Эффективные методы и приемы развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства
Содержание




























СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ	6
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы развития эстетической культуры младших школьников	6
1.2 Уроки ИЗО в развитии эстетической культуры младших школьников	12
1.3 Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с декоративным рисованием как средством развития эстетической культуры	18
Выводы по первой главе	24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ	25
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической культуры  у учащихся 3-А и 3-Б классов (констатирующий этап)	25
2.2. Организация экспериментальной работы по формированию эстетической культуры у учащихся 3-Б класса (формирующий этап)	33
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по формированию эстетической культуры у учащихся третьих классов (контрольный этап)	39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1	52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2	53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3	55





ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы исследования. Значение эстетического  развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в наше время, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности и создания для этого благоприятных условий.
     Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние эстетической культуры. Эстетический опыт становится неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя чувствование, понимание прекрасного. Именно эти качества чрезвычайно значимы для культурного человека. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Эстетическая культура — важнейшая составляющая духовного облика личности. От наличия и степени развития её в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, отношение к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, сопереживанию человечество вряд ли смогло бы реализовать себя. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
     Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными, педагогами, психологами как важный аспект формирования эстетической культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, A.C. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова и др.).
     Этим обусловлен выбор темы исследования: «Развитие эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства». 
     Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективные методы и приемы развития эстетической культуры младших школьников на уроках изобразительного искусства.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить психолого-педагогические основы проблемы развития эстетической культуры;
— раскрыть эффективные методы и приемы развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства.
— выявить и дать оценку уровню развития эстетической культуры учащихся 3-х классов;
— разработать  методические рекомендации по реализации эффективных методов и приемов развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства.
     Объект исследования - процесс развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства. 
     Предмет исследования -  эффективные методы и  приемы развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства.
     Теоретическая значимость исследования состоит в подборе методов и приемов развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства. В разработке методических рекомендаций с учетом предложенных нами эффективных методов и приемов развития эстетической культуры на уроках изобразительного искусства.
     Практическая значимость исследования состоит в разработке комплексов планов-конспектов уроков, творческих заданий и упражнений, направленных на развитие эстетической культуры младших школьников, которые могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы, а также использованы в процессе подготовки студентов  педагогических вузов. 
     В соответствии с поставленными задачами был использован комплекс методов научного исследования:
* теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, с целью сравнения и систематизации различных точек зрения на проблему исследования; 
* эмпирические  – анализ  образовательных программ,  наблюдение, тестирование;
* статистические – количественная и качественная обработка экспериментальных данных методами математической статистики, табличная интерпретация результатов эксперимента.
     Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на межвузовской научно-практической конференции «Традиции и новации в педагогике начальной школы» ГБОУ «КИПУ».
     Личный вклад. Разработаны планы-конспекты уроков по изобразительному искусству, систематизирован комплекс упражнений и игровых заданий направленный на развитие эстетической культуры младших школьников.
     База  исследования: экспериментальная работа проводилась  в третьих классах Симферопольской средней  общеобразовательной школы № 23»
     Объем и структура.  Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений. Основной текст работы содержится на 52 страницах. Работа содержит 5 таблиц, 1 рисунка. Список использованной литературы содержит 27 наименований. 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого-педагогические основы проблемы развития эстетической культуры младших школьников

      «Эстетическая культура — способность и умение прочувствовать свою связанность мира, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений» (В. И. Самохвалова).
     В. В. Бычков определяет эстетическую культуру как «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия как отдельного или отдельного человека» [1, c.159].
     Для того чтобы точнее определить понятие, надо выявить и распознать те связи, которые обуславливают существование обозначаемого явления* Таким исследованием стали труды М. Кагана, определившего метод системного анализа применительно к исследованию культуры.
     Возникновение и развитие самой культуры на основе «...культивирования гармонического начала в собственной душе» рассматривает В. Мартынов. Через изучение сущностных факторов прекрасного автор утверждает, что вся мировая культура «... отразила факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной гармонии». Через эстетическое измерение мира человек включался в «смысловое поле бесконечного целого». Таким образом, «эстетическая культура» рассматривается как целевая установка и причинное следствие культуры, обладающее еще непознанным до конца человекообразующим потенциалом.
     Наиболее полное воплощение эстетическая культура получает в художественной культуре, будучи при этом значительно более широким явлением. Художественная культура, в свою очередь, включает в себя эстетическую культуру и не существует без нее. Например, художник, обладающий совершенным мастерством и художественным опытом, но лишенный эстетического вкуса, не может создать художественно значимое произведение искусства, способное заставлять других людей переживать вместе с ним[2, c.44-48].
     Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений. Это — организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда — это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.
     Человек по натуре своей — художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности[3, c.3-8].
     Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.
     Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.
     В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.
     Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях[4, c.43].
     Ничем не заменимый источник прекрасного — природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" — писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...".*
     Эстетический вкус - это наиболее сознательное проявление эстетической способности личности, выражение эстетического идеала - высшего проявления эстетических возможностей человека. В деятельности вкуса воплощаются наши представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически создающей или созерцательной стороне жизни. Но было бы опрометчиво делать заключение о тождестве этих категорий.
     Эстетический вкус - индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Эстетический идеал - достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа[5, c.319].
     Основная форма существования идеала - конкретно-чувственный образ, вырастающий из "живого созерцания". Образ этот смутен, неопределенен. Идеал есть обобщение увиденного. В процессе воплощения идеалов в материал художникам приходится часто полагаться на интуицию, эстетическое чувство, внутренний голос. А.Н. Толстой писал: "Художник впитывает в себя явление, - сквозь глаза, уши, кожу вливается в него окружающая жизнь и оставляет в нем след, как птица, пробежавшая по песку..." Процесс обобщения человеком увиденных явлений, суммирование их происходит бессознательно.
     Эстетический вкус, в отличие от эстетического идеала, относится к достаточно устойчивым образованиям, во многом определяющим собой и действенные и рефлексивные проявления личности. Эстетический вкус определяет целеустремленную и целеполагающую деятельность человека и направляет к достижению оптимальных результатов.
     В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентации человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования вкуса. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии, свести воедино аспекты его существа. При участии эстетического вкуса человек эмоционально чувственно погружается в жизнь и познает ее. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием, он связывает их и поднимает на новую высшую ступень.
     Эстетическая потребность ? это потребность человека в прекрасном и в других эстетических ценностях. Это высокодуховная потребность по своему характеру и природе реализация эстетической потребности, по мысли А.В. Луначарского, дает «максимальную радость человеку». Эстетическая потребность выступает в качестве фундамента эстетической культуры личности, стимула ее творческого саморазвития. 
     Эстетическое чувство – это специфическое по своему характеру переживание человека, его отношение к миру, к людям, к произведениям искусства. Необходимо усвоить, что эстетическое чувство, характеризуя эмоционально-практическое отношение человека, «поскольку именно через эстетическое чувство посредством переживания и сопереживания человек постигает красоту мира и самого человека», выступает в то же время как первоэлемент эстетического сознания. Следует подчеркнуть, что эстетические чувства формируются в процессе духовного становления личности, они связаны с социумом и занимают одно из центральных мест в эмоциональной сфере мира людей[9, c.479]. 
     Эстетический вкус – это способность личности по первому впечатлению оценивать эстетические ценности. Он занимает ключевое место в эстетическом сознании человека и в практике процесса эстетического познания. Эстетический вкус представляет собой синтез эстетического чувства и эстетического идеала. С одной стороны, он заключается в способности высказывать суждения об эстетических достоинствах в предметах и явлениях природы, общества, продуктов материального и духовного производства. С другой стороны, в выражении переживания, благодаря чему реализуется субъективное начало индивида, его индивидуальная неповторимость. Таким образом, сущность эстетического вкуса заключается в гармонии чувственного и рационального компонентов. Однако чувственное корректируется во вкусе мыслью (по завету В.Г. Белинского, именно мысль поднимает чувство на ступень эстетического вкуса). 
     Эстетический идеал – это представления людей о совершенной жизни, о совершенном человеке, о совершенном искусстве. Говоря об эстетическом идеале, следует подчеркнуть, что его структура напоминает перевернутый вкус: это тоже синтез рационального и эмоционального, но доминирует рациональное, так как идеал прежде всего – обобщенная мысль. Однако наличием значительного, конкретно-чувственного начала эстетический идеал отличается от политического и нравственного идеалов общества, с которыми он связан в общей системе социума[12, c.20-25]. 
     

1.2 Уроки ИЗО в развитии эстетической культуры младших школьников

     Ростовцев Н.Н. для осуществления учебно-воспитательных задач, предложил программу, которая  предусматривается четыре вида занятий:
* рисование с натуры,
* тематическое;
* декоративное рисование;
* беседы об изобразительном искусстве[13, c.313]..
Среди всех видов изобразительной деятельности, предусмотренных школьной программой, рисование с натуры является основным. Педагог вырабатывает у своих учеников способность правильно видеть окружающий мир: умение анализировать конструктивные особенности предметов, обобщать видимые формы, выделять в натуре характерное, воспринимать все многообразие красок окружающего мира. Процесс рисования с натуры требует от ученика постоянного сравнения видимых форм между собой На уроках формируется представление о плоской изобразительной поверхности, как своеобразном трехмерном пространстве, так развивается пространственное мышление. На этих уроках при изображении различных предметов быта и орудий труда, учитель постоянно проводит мысль о том, что внешний вид объектов складывается постепенно, в результате большой трудовой практике людей, и во многом связан с национальными художественными традициями[14, c.136].
На занятиях тематического рисования учащиеся создают самостоятельные композиции на темы истории или окружающей действительности и заканчиваются иллюстрированием произведений русского фольклора и литературы. Рисование на темы одно из самых сильных средств идейного воспитания учащихся. Именно на этих уроках внимание детей направлено на наблюдение окружающей жизни, на освоение глубины содержания и яркости образов произведений устного народного творчества и литературы. Эти уроки являются одним из наиболее эффективных путей развития художественных. Творческих способностей учащихся, т. к. дает им больше возможности для проявления индивидуальных способностей Этот вид деятельности развивает творческое воображение детей. Организация предварительного наблюдения, обсуждение с учащимися возможных вариантов композиционного решения, объектов рисования, набросков и зарисовок с натуры - важный момент в методике проведении уроков тематического рисования. При проведении уроков иллюстрирования русских народных сказок или литературных произведений учитель выбирает и зачитывает те отрывки, которые наилучшим образом направят работу ребят. Большое значение на этих уроках имеет рабств с цветом как средством отображения реальной действительности, и выражением отношения рисующего к объектам Здесь, важное значение приобретают межпредметные связи - с литературой, историей, музыкой. Для иллюстрирования могут быть выбраны фольклорные произведения родного края[15, c.128].
     Декоративное рисование - одно из важных средств развития художественно- творческих способностей детей. Оно совершенствует умение обобщать, выделять в каждом предмете И явлении главное, типичное. Декоративное рисование развивает воображение, чувство ритма, понимание гармонии и равновесия, учит ценить конструктивную ясность и целесообразность. Здесь важная роль принадлежит знакомству с русским народным искусством, которое доставляет эстетическое наслаждение и рождает чувство национальной гордости. На уроках декоративного рисования учащиеся получают начальные сведения о специфике декоративно-прикладного искусства, которая заключается в сочетании эстетики и универсального использования в быту. Выполняя декоративные композиции в цвете, дети учатся добиваться гармоничных цветовых решений, основанных на сочетании сближенных ил контрастных цветов. Большую роль на этих уроках играют наглядные пособия, в качестве которых могут быть использованы произведения народного и промышленного декор. - прикладного искусства: изделия из дерева с различной росписью, резные изделия, глиняные игрушки, расписанные подносы, различные ткани, изделия из фарфора, стекла и метала. Важна взаимосвязь уроков декоративного рисования с уроками труда, так как реализация собственных замыслов доставляет детям радость и удовлетворение
     Изучение произведений искусства имеет большое значение в нравственном и эстетическом воспитании учащихся в общем культурном развитии и расширении кругозора. Внимательное изучение произведений искусств обостряет и углубляет взгляд детей на мир, учит их видеть красоту вокруг. Занятия проходят в виде беседы с учениками, в которых рассказ учителя перекликается с опросом детей. Такая методика проведения уроков-бесед активизирует внимание и мышление школьников, учет их внимательнее изучать произведения, анализировать их, вникать в содержание, видеть какими средствами достигается выразительность. Беседа может быть посвящена знакомству с отдельными произведениями искусства, его видам и жанрам, беседы о жизни и творчестве художников или тематические беседы, в которых рассматриваются и обсуждаются картины разных художников, созданных на одну тему.
      Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все 4 вида уроков по изобразительному искусству влияют на развитие эстетической культуры младших школьников.









1.3 Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с декоративным рисованием как средством развития эстетической культуры
     
     Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте. Например, рисуя на темы «Сказочные деревья», «Деревья на нашем участке», «Осенний сквер», «Зимний лес» и т. п., ребенок изображает деревья, передавая части, строение, решает задачи композиции (располагая изображения на листе бумаги). Вместе с тем задание всякий раз несколько меняется[16, c.52-54].
     Кроме традиционной, существует другая классификация методов (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
     Она включает методы обучения:
     1) информационно-рецептивный;
     2) репродуктивный;
     3) исследовательский;
     4) эвристический;
     5) метод проблемного изложения.
     В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция - восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным. Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.
     Следовательно, информационно – рецептивный метод включает следующие приемы:
* рассматривание;
* наблюдение;
* экскурсия;
* образец воспитателя;
* показ воспитателя.
     В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности.
     Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.
     Обследование — это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.
     Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязисословом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать.
     При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Дети, следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения.
     Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода.
     Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Малыши только начинают овладевать изобразительной деятельностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножницами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).
     Показ способов делается не на каждом занятии, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые. Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности, приводит к пассивному повторению воспринятого.
     Как напоминание способов действия, направления линий при рисовании, формообразующих движений педагог может использовать жест, движение, обвести предмет по контуру, которые должны быть произведены отчетливо, чтобы видели все дети.
     Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п.
     Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
*  прием повтора;
*  работа на черновиках;
*  выполнение формообразующих движений рукой.
     Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения.
     Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.
     Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво.
     Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел.
     Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи. Например, после того, как малыши изобразили несколько предметов круглой (прямоугольной) формы, им предлагают нарисовать (слепить, наклеить), что им захочется (круглое, прямоугольное). Старшим детям, которые знают много сказок, рассматривали различные иллюстрации в книгах, знакомы с произведениями декоративно-прикладного искусства, рисовали, вырезывали и наклеивали различные здания, предлагают создать сказочный дворец.
     Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить, и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.
     Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
 	Мы напомним идею целостного подхода к классификации методов обучения предложенную Ю.К.Бабанским, которая отражает единство взаимосвязанных целевых, содержательных, перцептивных, логических, гностических и управленческих аспектов обучения[17, c.218]. Ю.К. Бабанский, следуя целостному подходу, выделяет три группы методов обучения:
* методы организации учебно-познавательной деятельности;
* методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
* методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
     Этот подход позволяет раскрыть роль методов обучения в завершенном цикле процесса обучения: планировании деятельности, ее организации, стимулировании и контроле результатов. 
     В первой группе методов в зависимости от доминирующего вида передачи и восприятия учебной информации можно выделить: 
* методы словесной передачи и слухового восприятия (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой), 
* методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация, наблюдения явлений в действительности или их изображение), 
* методы практической передачи и тактильного, кинестезического восприятия (репродуктивные упражнения, лабораторно-опытная и творческая работа); 
* методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания - индуктивный и дедуктивный методы; 
* методы управления непосредственного или опосредованного (самостоятельная работа); 
* степени творческой самостоятельности - методы организации репродуктивной и методы организации поисковой деятельности. 
     Методы стимулирования и мотивации также делятся на подгруппы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности в учении: создание ситуаций занимательности, познавательные игры, дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха у отстающих школьников, предъявление требований, поощрение.
     Группа методов контроля и самоконтроля в процессе обучения охватывает теоретическую и учебно-практическую подготовку, художественно-творческую деятельность, эффективность репродуктивной или поисковой деятельности. Это методы устного, письменного, лабораторного, программированного и непрограммированного контроля.
	Таким образом, если использовать такие методы как метод проблемного изложения, эвристический метод и другие методы в совокупности можно достичь определенных результатов в развитии эстетической культуры у младших школьников.











Выводы по первой главе
     
     Общий вывод этой главы можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания
     Итак, эстетическая культура младших школьников развивается в процессе бесед на эстетические темы, рассказов о произведениях искусства, их анализе, на занятиях по изобразительной деятельности, занятиях в художественных кружках, на уроках по изобразительному искусству. Научить видеть прекрасное призвана система эстетического воспитания, основой которой является искусство и его виды, в том числе живопись. Художественное творчество в высокой степени влияет на формирование эстетических взглядов, культуру и мировоззрение человека. Знакомя младших школьников с изобразительным искусством, можно воспитать достойного представителя будущего общества.	
     Таким образом, в процессе создания детьми предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается творческое стремление детей преобразовывать мир. Н. Д. Бартрам писал, что знания прочны потому, что «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической культуры  у учащихся 3-А и 3-Б классов (констатирующий этап)
     
     В данной главе раскрывается педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
	Цель констатирующего этапа - выявление уровня развития эстетической культуры  у учащихся 3-х классов на уроках изобразительного искусства.
 Из данной цели вытекают задачи: 	
1. Проанализировать программу для 3-го класса по изобразительному искусству.
2. Провести беседу с учителями 3-х классов; 
3. Выявить уровень развития эстетической культуры у учащихся 3-х классов при помощи тестовых заданий (на основе методики Ростовцева Н.Н.).   
     Экспериментальная работа проводилась в 3-«А» и 3-«Б» классах на базе общеобразовательного учреждения  «Симферопольская средняя  общеобразовательная школа № 23», г. Симферополь Республики Крым.
     В 3-«А» классе обучается 16 человек, учитель – Темиргалиева Азизе Рустемовна.  В 3-«Б» классе обучается 20 человек, учитель – Степанова Юлия Владимировна.
	1. Проанализировав программу, составленную Темиргалиевой А.Р. и Степановой Ю.В., мы определили, что уроки изобразительного .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44