VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие познавательной активности у школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008144
Тема: Развитие познавательной активности у школьников
Содержание
1



                                                                                      Зарегистрировано №______

«___»__________2016 г.

________ _______________

                                                                                                                          подпись (расшифровка подписи)





ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего образования 

 «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)



Факультет дошкольного начального и специального образования

Кафедра педагогики







Развитие познавательной активности у школьников



Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

           (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)



студенки заочной формы обучения 

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код, наименование направления подготовки)



I курса группы 02021654

Демина Эллина Романовна









Допущена к защите

«___»____________2016 г.

________ ____________________

 Подпись     (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

   Королевецкая Елена Николаевна



Оценка______________________

«___»____________2016 г.

________ ____________________

 Подпись     (расшифровка подписи)















БЕЛГОРОД  2016

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы развития познавательной активности у школьников                                                                                             



6



Развитие познавательной активности у школьников: теоретический анализ



6



Формирование познавательной активности у школьников                 



11

Глава 2.

Опытно-экспериментальное исследование условий формирования развития познавательной активности у  школьников                                                                                       





18



Диагностика  развития познавательной активности школьников в процессе выполнения     

Содержание и результаты опытно - экспериментального исследования             



18

Заключение                                                                                                 

26

Библиографический список

29



















 











ВВЕДЕНИЕ





Актуальность исследования. Актуальность развития познавательных интересов на современном этапе подтверждается запросами общества и государства к воспитанию инициативной и активной личности.

Наличие познавательного интереса у школьников усиливает эффект их воспитания, развития, обучения, является одним из самых значимых мотивом учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, обучающийся, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересное или неинтересное занятие.

Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе.

Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Познавательная активность относится к достаточно широко изученным проблемам в философии, психологии, педагогике. Однако, являясь предметом изучения в трудах З.А. Абасова, Л.П. Аристовой, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, B.C. Данюшенкова, Е.В. Коротаевой, Ю.Н. Кулюткина, В.И. Лозовой, А.К. Марковой, A.M. Матюшкина, Г.С. Сухобской, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других, в новых условиях она приобретает новое звучание, вызывает еще больший интерес.

Объект исследования  - познавательная активность у школьников.

Предметом исследования  -  специфика  развития познавательной активности.

Цель исследования: рассмотреть способы развития познавательной активности у школьников и предложить рекомендации по совершенствованию этого процесса.

  Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:

1. проанализировать теоретические основы развития познавательной активности у школьников;

2. рассмотреть проблему развития познавательной активности у школьников в научно-педагогической литературе;

3. провести экспериментальное исследование условий развития познавательной активности у  школьников в процессе выполнения домашнего задания.

Структура работы: оглавление, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 

















































ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ



1.1. Развития познавательной активности у школьников: теоретический анализ



Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств [15].

Развитие познавательных интересов в школьном возрасте имеет особую значимость для приобретения таких черт, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудности и проявлении волевых усилий для достижения цели.

Таким образом, развитие познавательной активности в школьном возрасте способствует росту сознательного отношения к обучению, к развитию и саморазвитию, к самореализации, к самоорганизации.

Не случайны утверждения психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Добрынина, Н.А. Менчинской и педагогов М.А. Данилова, М.Н. Скаткина о том, что познавательная активность и ее становление-показательно общего развития школьников.

Состояние современного учителя характеризуется постоянным ожиданием грядущих перемен и является главным фактором, влияющим на мироощущение, устремления преподавателя, оценку им своей деятельности и ее результатов, постановку новых целей и задач. С одной стороны, такая ситуация создает негативный фон для роста, развития, ибо нестабильность, вызванная неопределенностью, заставляет действовать с осторожностью, избегать риска, опасаясь потери завоеванных позиций. Однако, с другой стороны, именно в такое время и востребованы нестандартные решения, творческий подход, инновации. Они и порождаются такой изменчивой средой, как стремление вырваться из неопределенности и изменить жизнь так, чтобы она стала более благоприятной.

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность» [14]. 

Прежде всего, следует рассмотреть термин «активность», а затем обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [7].

В целом познавательная активность ученными понимается как интегральное образование личности, имеющее сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношения.

Психологи  убеждают, что познавательная активность - качество новорожденное и непостоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Педагогическая деятельность сегодня полна противоречий. С одной стороны, учителю необходимо отвечать на требования внешней среды, которая требует от него воспитать человека готового к динамично меняющейся действительности, где постоянно появляются новые элементы, неизвестные ранее. Для этого он должен предвидеть изменения, развивать в себе те качества, которые требуются сейчас и потребуются завтра. Вместе с тем, по сути своей роли в системе образования он должен воплощать преемственность культуры, сохранение и воспроизводство ее ценностей.

Познавательная активность обучающихся в школе может успешно развиваться не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности.

		

	

	

	

Особенности формирования познавательной активности у школьников



Познавательная деятельность превращается в особую отрасль духовного производства, цель которой — продуцировать, сохранять и транслировать знания о том, что реально существует. Даже если из основных отраслей духовного производства изъять искусство и религию, то остается наука. Тот факт, что здесь исключены мораль, политика и право, объясняется тем, что мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Этот вопрос, однако, до сих пор остается дискуссионным. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.д.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьников, о творческом мышлении.

Под активизацией познавательной активности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.

Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Изучением мотивационной сферы личности студента в значительной степени занимаются многие исследователи, которые рассматривают мотивационную структуру студентов, условия формирования оптимальной структуры мотивов, роль и место

Выявление системы факторов, воздействующих на формирование готовности студенческой молодежи к общественно значимой деятельности в условиях современного общества, приобретает особый социолого-управленческий ракурс. Его суть состоит в выявлении не только объективированных факторов и объективных условий, способствующих формированию готовности школьников к позитивно направленной познавательной активности, но и в определении тех субъектов (социальных факторов), которые оказывают непосредственное социально-управленческое воздействие. 

Современный этап социально-экономического развития нашей страны выдвигает новые требования к профессиональному портрету современного человека. Основой формирования познавательной активности школьников является система начального образования. На сегодняшний день в образовательных учреждениях обучение осуществляется в основном путем передачи информации и ее запоминания школьникам, а также репродуктивными методами в процессе производственного обучения.

 Поэтому развитие познавательной активности, позволяющей достичь необходимого уровня, является важной задачей образования при подготовке школьников во взрослую жизнь.

Большое значение для обучения детей имеет мышление. При поступлении в школу у большинства детей оно развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной, словесно-логической. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: 

1) усвоение и активное использование речи как средства мышления; 

2) соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Способность мышления рассматривается психологической наукой как опосредованное, т.е. основанное на раскрытии связей и отношений, и обобщенное познание объективной реальности (С.Л. Рубинштейн), или как процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

Рассматривая факторы формирования познавательной активности, нельзя не упомянуть и психологическую составляющую данного процесса (внутренние факторы), а именно, теорию потребностей Альдерфера К. По его мнению, людей заботят только три потребности – потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. 

Осуществляя познавательную активность в целом и, находясь на включенном обучении в частности, студенты стремятся удовлетворить потребности роста, развития, признания в обществе, самоутверждения. Несмотря на то, что эти потребности более высокого уровня, чем физиологические, каждый человек испытывает этот определенный набор сильно выраженных потребностей на всем своем жизненном пути. 

Главным стимулом к познавательной активности  является  потребность в самореализации, что говорит о том, что желание развиваться и самореализовываться превалирует. Основными критериями познавательной активности: самостоятельность и инициативность в обучении и познании, познавательный интерес, количество и качество изучаемого материала. 

Для активизации познавательной активности у школьников на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

1. совершенствование - системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;

2. активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;

3. развитие к обучению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебном процессе.

Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). 







































2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У  ШКОЛЬНИКОВ                                                                                       

2.1. Выявление условий развития познавательной активности школьников в процессе выполнения



В ходе опытно-эксперементальной работы, целью которой являлось выявление, обоснование и реализация педагогических условий, при которых развитие познавательных интересов средствами краеведения у школьников, нами была разработана программа кружка «Юный краевед». Программа кружка была реализована на базе МОУ СОШ №4 г. Валуйки, Белгородская область. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся 1 «В» класса в количестве 24 человек.

Цель программы – развитие познавательной активности у школьников к изучению истории своего города, формирование представлений о культурных, политических, экономических особенностях Валуйского района, знакомство с достопримечательностями, а так же с людьми, строившими и прославившими город Валуйки.

Программа основывается на компетентностном, личностно-ориентированном, системно-деятельностном подходах.

При реализации программы нами использовались следующие методы и приемы: наблюдении, беседа, объяснение, рассказ, работа с книгами, диспуты, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Программа кружка состоит из четырех разделов: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края», которые изучаются детьми два года, при этом в каждом классе происходит углубление и расширение содержания изучаемого материала, используются разные формы работы с детьми.

Содержание программы первого года обучения (раздел «Наш город» предполагает заочное знакомство с городом, нахождения его местоположения на карте, знакомство с символикой г. Валуйки, изучение учреждений культуры города и др. При реализации программы второго года обучения по разделу «Наш город» предполагаются обзорные экскурсии по городу, походы в музеи, углубляются знания об истории города, изучаются достопримечательности, создается целостное представление о распоряжении районов города, улицы, площадей, происходит знакомство с архитектурой города и др.

Педагогическая деятельность по реализации программы нами строилась на основе следующих дидактических принципов:

-доступность: содержание курса выстроенно с учетом познавательных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- интеграция: в ходе занятий осуществлялось формирование у обучающихся представление о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры;

- научность: при подаче материала раскрывался смысл понятий» родословное дерево», «фамилия», «традиция», «памятник», «герб», «война», «медали»; не допускались ошибки и неточности в названиях города, площадей, улиц, предприятий и т.д.;

- наглядность: через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных презентаций происходило развитие представление школьников об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории города;

- краеведческий: использование в ходе занятий доступной, исторической, познавательной информации способствовало развитию интереса у школьников к изучению города;

- экологизации: участвуя в разных видах познавательной деятельности на занятиях обучающиеся учились видеть красоту природы, защищать и охранять ее.

Результаты проведенной опытно-экспеременатальной работы свидетельствуют о том, что для успешного развития познавательной активности школьников средствами краеведения(через реализацию программы «Юный краевед») необходимо соблюдения ряда условий.

1. использование на занятиях элементов игровой технологии. 

2. использование форм и методов музейной педагогики. 

В нашей работе мы так же использовали музейный урок, на котором дети работали с экспонатами или музейными предметами, анализировали их состояние, информацию о них и др.

В работе в музее мы использовали методы, которые можно разделить на две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний к которым относятся: словесные, наглядные, практические методы - рассказ об экспонате, демонстрация, объяснение школьникам как работать с экспонатами и другие: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские методы.

После посещения музеев детям предлагались творческие задания: например, мини - сочинения, зарисовка самых запоминающихся моментов, рассказ об увиденном.

В ходе опытно-экспериментальной работы школьники часто задают большое количество вопросов, которые носят теоретический характер, все действия направлены на познавательную активность школьников. Школьники выполняют самостоятельно все задания, желает выполнять  задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и высоком уровне познавательной активности.

Если ребенок задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению.

Если ребенок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет  активность, или не проявляет ее вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной  активности  или вовсе о ее отсутствии.

В течение учебной недели за детьми на уроках осуществлялось наблюдение. В бланке наблюдения отмечалось количество заданных вопросов ребенком,  количество высказываний, имеющих целенаправленный характер, количество реплик, количество выполненных самостоятельно заданий, а также отвлекаемость учащихся. Затем была подсчитана активность детей и их отвлекаемость.

 Таким образом, в процессе наблюдения выяснилось:

У 4 человек познавательная активность повышена отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. школьники  задают много вопросов, которые направлены на знание фактического теоретического материала. 

У 16 человек познавательная активность и отвлекаемость установлена поровну, это может говорить о высоком уровне познавательной активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. Необходимо отметить, что детям, когда они выполняют домашние задания требуется помощь.

И у 4 человек отвлекаемость превышает познавательная активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.

Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.

Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника.





2.2.Содержание и результаты опытно - экспериментального исследования





В ходе опытно-экспериментальной исследования мы проводили констатирующий и контрольный срезы, позволяющие выявить динамику сформированности познавательной активности у школьников к изучению своего города и области. Количественные результаты представлены на рис.1.

Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.



Рис. 1. Результаты диагностики сформированности познавательной активности у школьников в динамике



Как показывают результаты исследования, у школьников, участников программы за два года произошла значительная положительная динамика в сформированности познавательного интереса (содержании, широте и направленности, степени, осознанности, действенности и устойчивости) к изучению своего города и области.

Качественный анализ результатов показывает, что обучающиеся, находящиеся на высоком уровне сформированности познавательной активности (70%), проявляют интерес к установлению причинно-следственных связей исторического характера, к выявлению закономерностей, к установлению признаков явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения, в частности по изучению города и области. Школьники, находящиеся на среднем уровне сформированности (30%), с помощью поиска информации, догадки или активно оперируя имеющимися знаниями познают существующие свойства предметов и явлений. Низкий уровень характеризуется отсутствием у школьников интереса к изучаемому материалу, занимательным явлениям содержания образовательного процесса, которые фигурируют в информации, получаемой на занятии школьником; отсутствием стремления находить информацию в дополнительных источниках, нежеланием участвовать в учебной деятельности, не сосредоточенностью внимания на получение информации.

В классном коллективе 24 ученика. Из них - мальчиков - 16, а девочек - 8. Все дети учатся вместе с 1 класса. В классе действует орган самоуправления. Дети назвали свой класс «Дружба». Все дети активно включились в работу класса, помогают классному руководителю. 

Ученики закрепили первичные навыки жизни в школьном коллективе. Дети стараются быть бескорыстными и верными товарищами, заботливыми и внимательными к своим родителям, учителям, работникам школы. В классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Каждый из них имеет общественное поручение, за которое несет ответственность, и через определенный промежуток времени (еженедельно) отчитывается. В целом ведется целенаправленная работа по привитию правильного поведения маленькому человеку и гражданину в обществе, в школе и в семье.

Но пока есть ученик (Павлов Данил), который так и не понял правила поведения в общественных местах, часто неосознанно нарушает их. Этому ученику уделяется большое внимание на классных часах, уроках, во внеурочное время, в индивидуальных беседах. В целом же учащиеся стараются во всем и всегда быть справедливыми, говорить только правду, учатся выполнять правила культурного поведения. 
Успеваемость класса высокая. 

У большинства детей высокий уровень развития аналитико-синтетического мышления, нет трудностей с запоминанием материала. 
В классе - 9 отличников; хорошистов - 15; неуспевающих – нет. Класс очень активно участвует во многих школьных, районных конкурсах, олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях. 

Согласно полученным результатам, можно сделать  выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнить детям в ходе урока.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые нами методы и приёмы в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников.

Таким образом, после освоения программы "Юный краевед", с соблюдением выделенных педагогических условий, у школьников экспериментальной группы произошли изменения выделенных переменных - познавательная активность, любознательность, регулятивные процессы, значительно повысился уровень сформированности познавательной активности у школьников. Экспериментальная проверка разработанных педагогических условий формирования познавательной активности школьников в процессе реализации программы "Юный краевед" показала их применимость и результативность.

Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проблема познавательной активности извечная проблема педагогики. Подводя результаты, хочется отметить условия в полной мере способствующие формированию и развитию познавательной активности у школьников. В первую очередь, индивидуальный подход к школьникам и обучающимся, многообразие познавательной деятельности при овладении новым материалом а так же система нарастания познавательной трудностей в учебной деятельности.

Развитие познавательной активности школьника это бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Школьники должны продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Школьнику необходимо познать себя через познавательную активность, которая помогает раскрыть свои врожденные и приобретенные навыки, способности, а так же определить свое место в жизни.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Огромную роль в формировании познавательной активности у школьников занимает педагог. Уровень сформированности познавательной активности у школьников зависит насколько педагог создает на уроке атмосферу доброжелательности, использует средства для формирования интереса к уроку, сконцентрировать внимание на учебном предмете, направляет и осуществляет формирование познавательной активности у школьников и акцентирует внимание на особенности наследственности развития школьников. 



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.Бахир, В.К. Воспитание и обучение // Начальная школа - 2009.-№ 5.-С.26-30.

2. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 71–78.

 3.Вайс, В. Перспективное планирование педагогической работы школе // Воспитание школьников. - 2010.- С.217.

4.Горенков, Е.М. Педагогические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С.84.

5.Демидова, С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2009.-С.45.

6.	Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 2010. – № 2. – С. 30–33, № 3. – С. 31–35, № 4. – С. 30–33.

7.Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. - М.: «Академия», 2009.- С.73

8.Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 80.

9.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений – М. – Издат. центр «Академия», 2006. –С.45.

10.Кульбякина, Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методах преподавания математике // Начальная шко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%