VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007917
Тема: Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга
Содержание
     Министерство образования  и науки по РФ
     ФГБОУ ВПО Тувинский Государственный университет
     
     
     

     
     
     Курсовая работа:
      «Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга»
     
     
     
     
     
     
     Выполнила: студентка 3 курса 1 группы 
     Кужугет Айслана Аясовна
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Кызыл 2016
Оглавление



ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ, КАК РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.	6
1.1.	КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И СУЩНОСТЬ ТЕРМИНА ТРЕНИНГ.	6
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ» В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГАХ.	13
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ В СПТ. ПРИНЦИПЫ	21
ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГА.	21
2.1. ТРЕНИНГ КАК ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ	21
2.2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ	26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	41
ПРИЛОЖЕНИЕ №1	43









Введение

     
     
     Актуальность исследования. Грамотность в общении сейчас необходима всем. Политик, руководитель, менеджер, предприниматель, учитель, психотерапевт - для них коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности человека и является важным фактором психологической профилактики.
     Сегодня развитие компетентности в общении успешно решается в рамках СПТ. Особенность этого метода в том, что он носит групповой характер, причем проводится в малых лабораторных группах.
     Как сказал С.И. Макшанов в своей работе «Психология тренинга»1, тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика, между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны. 
     В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Проходящий подготовку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, а также неадекватность установок и стереотипов.
     Также психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами.
     Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он ориентирует человека на чувствование себя, своего «Я», дает возможность прикоснуться и частично осознать в себе то, что обычно спрятано и исподтишка навязывает свои решения. 
     Тем не менее, практических наработок мало, что обусловливает актуальность проблемы развития ценностно-личностного отношения подростков к окружающим людям.
     Теоретическим основанием для исследования этой проблемы послужили работы: В.А. Ядова2 (Диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида),  Л.И. Божович3 (теоретические разработки вопросов нравственности, общения и психической регуляции), А.Л. Лихтарников, Л.А. Регуш4 (Исследования, направленные на изучение трудностей и проблем, с которыми сталкиваются современные подростки); В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган и др5. (философская концепция ценностных ориентаций.); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др. (психолого-педагогическая концепция целостного гармоничного развития личности человека). 
     Целью курсовой работы является изучение сущности социально - психологического тренинга общения (СПТ), а также изучение принципов организации тренинговых мероприятий в школе.
     Объектом - является тренинг. Предметом - общение как сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми.
     С учетом цели, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза исследования: научно обоснованная и педагогически организованные тренинги будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции школьников.
     Исходя из проблемы, объекта, гипотезы и цели исследования были определены следующие задачи исследования:
     1. теоретический анализ представлений о сущности эффективного общения;
     2. изучение стратегий и технологий общения;
     3. изучение принципов общения в СПТ и организации тренинговых мероприятий в школе;
4. Охарактеризовать внеучебную деятельность как фактор эффективности коммуникативной компетенции младших школьников.
     Методы исследования:
     - теоретические  (анализ, синтез);
     -  опросные (анкетирование);
     - экспериментальные (тренинг, наблюдение).
     База исследования: 3 «а» класс МБОУ СОШ №2 г. Турана. В эксперименте участвовало 18 человек. Классный руководитель – Максимова Дияна Ивановна.
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Общее представление о психологическом тренинге, как развитие коммуникативной компетентности человека.
     
     
     
1.1. Классификация видов и сущность термина тренинг.
     
     
     
     В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. Термин «социально-психологический тренинг» впервые был введен в научный обиход в ГДР М. Форвенгом6.
     В наиболее широком контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Определяя границы понятия «психологический тренинг», И.В. Вачков пишет: «Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах»7.
     Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности8.
     В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство психологического воздействия»9.
     В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста.
     Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, - вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
     Основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения.
     Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.
     Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
     В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова10.
     Специфические черты и основные парадигмы тренинга
     Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
     -соблюдение ряда принципов групповой работы;
     -нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
     -наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
     -определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
     -акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
     -применение активных методов групповой работы;
     -объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
     -атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
     Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуются как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».
     Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:
     1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
     2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
     3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
     4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
      Классификация видов психологического тренинга
     Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения.
     Одним из самых очевидных способов классификации является рассмотрение методов групповой работы в рамках основных психологических и психотерапевтических подходов современности.
     Психоаналитический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечение эмоциональных расстройств которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.
     Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциолизма и феноменологии.
     К. Аргирис предлагал использовать для разграничения видов групп континуум большей или меньшей «терапевтичности» тренинга. Эту же идею разделяет Дж. Джибб, используя для классификации тренинга шкалу психотерапия - традиционное обучение, располагая на ней девять основных видов тренинга11.
     Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделены пять типов групповой работы:
     1. «Я - Я» - группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники преобразований внутриличностные. 
     2. «Я - Другие» - группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.
     3. «Я - Группа» - группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой. 4. «Я - Организация» - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях. 5. «Я - профессия» - группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.
     Х. Миккин в качестве основания для разделения разных видов тренинга принимает организационную сторону, обращая внимание на распределение инициативы между тренером, организацией-заказчиком, тренируемыми и степенью профессионализации тренера.
     Он выделяет любительский, институционализированный и психокоррекционный тренинг.
     Любительский тренинг характерен для начальной стадии освоения метода, когда инициатором его проведения выступает тренер-энтузиаст, а участники мотивированы преимущественно случайными причинами и любопытством. Работа тренера свободна от внешнего контроля и проводится за счет личного времени участников.
     Институционализированный тренинг отличается от любительского переходом инициативы его проведения от тренера к организации-заказчику, которая вправе предъявлять к тренеру ряд требований, относящихся к подтверждению его квалификации авторитетной инстанцией. К постановке конкретных задач, к научной обоснованности программы, к продолжительности работы и ее режиму, а также к четкому формулированию иерархии целей тренинга для контроля его эффективности.
     Х. Миккин рассматривает психокоррекционный тренинг как разновидность психологической помощи, которая по своим целям и задачам стоит в одном ряду с психологической консультацией, телефоном доверия, кабинетами психологической разгрузки, психопрофилактической психотерапии.
     Н.М. Лебедева и А.И. Палей выделяют три класса тренинга по их направленности: 1. Субъект-субъект - социально-психологический тренинг в его различных модификациях. 2. Субъект-объект - интеллектуальный тренинг, целью которого является развитие интеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решения профессиональных и личностных проблем. 3. Тренинги интраличностной направленности, к которым относятся группы личностного роста и их разновидности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности12.
     1) Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений.
     2) Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.
     3) Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят перед группой.
     4) Ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.
     
     
     
     




1.2 Определение понятия «общение» в социально-психологических тренингах.



     Конкретизация понятия «компетентность в общении» зависит, прежде всего от того, каким образом интерпретируется и понимается само общение. В отечественной психологии было много попыток очертить границы феномена общения, но пока не существует общепринятого определения этого явления.
     Л.А. Петровская пишет, что «развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани - общение, основанное на субъект-объектной грани, при котором... партерам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта (это общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Определяя субъект-объектное общение как «поверхностное», она сводит компетентность в таком общении к знаниям и опыту репродуктивного, стандартного характера, а при субъект-субъектном общении («глубинном») «...продуктивные аспекты и задачи составляют нестандартную, неформализуемую, неалгоритмизуемую сторону общения и характеризуется порождением новых мотивов, целей, операций и их последовательностей, подключения творческого потенциала личности»13. 
     Большая заслуга введения в социально - психологическую теорию анализа субъект-субъектного и субъект-объектного паттернов общения в качестве самостоятельной проблемы принадлежит А.У. Харашу. Он отметил, что в присутствии других у человека реализуются два смысловых полюса - «смысл для себя» (не требующий никаких объяснений и мотивировок) и «смысл для других» ( предполагает наличие за каждым элементом поведения определенного общедоступного значения, презентируемого воспринимающему)14. 
     А.У. Хараш по акценту на каждый полюс выделяет два типа человеческих контактов: «закрытые» (конвенциональны), где партнеры довольствуются предъявлением текстов, построенных по нормативно кодируемым правилам и теми «смыслами для других», которые в них заключены. Здесь смыслы «для себя» скрываются за поведенческим фасадом и конвенционально игнорируются. «Открытое» (диалогическое) общение происходит на уровне «смыслов для себя».
     Наблюдения в ходе СПТ позволили А.У. Харашу выделить следующие формы перехода «закрытого» общения в «открытое», т.е. от субъект-объектного к субъект-субъектному:
     1. «ролевая защита». Здесь общение стоится по принципу «быть как все»;
     2. «дискуссионная защита». Это состояние «псевдораскрытия». Такая защита дополняет и оправдывает дефекты, возникающие при исполнении субъектом его социальных ролей. Здесь человек выставляет себя как бы «объектом» внешних обстоятельств;
     3. «открытая защита». Это состояние отказа от кодированных средств защиты самооценки и перехода к открытой стратегии «затыкания рта» - запугивание потенциального источника отрицательных эмоций;
     4. «самораскрытие». Произвольный отказ от защиты и переход к стратегии доверительного диалога. Здесь происходит добровольное превращения себя в «объект» изучения.
     В качестве важного отличия субъект-субъктного общения А.У. Хараш выделил в первую очередь самораскрытие партнеров. Оно предполагает взаимное
     посвящение партнеров в действительные мотивы общения: они собеседники, объединенные общностью и связанные отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи.
     Но наиболее последовательно задача выделения общения в качестве особого вида человеческих контактов решается в работе М.С. Кагана и А.М. Эткинда15.
     С точки зрения авторов целью общения является не обмен информацией и не подчинение одного человека другому, а достижение духовной общности (или повышении уровня общности) совокупными усилиями свободных субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Потому психологический механизм общения - это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и прием информации.
     Авторы рассматривают содержание выделенных видов человеческой контактов следующим образом:
     1. «управление». При этом целью оказывается только один из партнеров, другой выступает как средство удовлетворения его потребностей. Здесь формой отношений является строгое регулирование иерархических соположений управляющего и управляемого;
     2. «коммуникация». Прежде всего, прием и передача информации. В этом варианте оба партнера являются средствами по отношению к некоторой цели, лежащей вне их, и поочередно выступают объектом сообщения для другого;
     3. «обслуживание». Как и в случае «управления» один из партнеров является активным субъектом, но не для использования другого, а для помощи.
     4. «общение». При этом партнеры как субъекты являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Здесь в общении нет отправителя и получателя сообщений - есть собеседники, соучастники общего дела.
     Общая цель СПТ - повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:
     1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например, умение вести деловую беседу, различать межличностные конфликты и т.д.;
     2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например коррекция формирования установок, необходимых для успешного общения, способность адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия. Основные задачи, решаемые в ходе СПТ, можно разделить на пять групп:
     1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.
     2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащении тактики и техники общения.
     3. Коррекция коммуникативных установок, таких как: партнерство - взаимодействие с позиции силы, искренность - манипуляция, вовлеченность - избегание общения, настойчивость - соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
     4. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.
     5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, развитие личностных экзистенциальных проблем16.
     Перечисленные задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с другими людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи, и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.
     Интерес к групповым методам психологической работы привел к появлению множества направлений их развития различными психологическими школами. В настоящее время в качестве основных подходов развития группового психологического тренинга выделяют следующие:
     Гуманистическое направление. Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере. Одна из характерных особенностей классического гуманистического направления - максимально недиректированный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее. Нередко подобный стиль приводит к возникновению в группе, на начальных этапах работы, ситуации фрустрации и проявлению негативных эмоций. Это позволяет вскрыть многие проблемы участников, которые в дальнейшем перерабатываются группой.
     В результате широкого распространения идей гуманистической психологии и параллельного развития Т-групп образовалось направление групповой работы, получившее название групп встреч.
     Гештальт-модель. В гештальт-терапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некой специфической организации частей, называемой гештальтом. Центральный момент теории - все совершается здесь и сейчас. Целью группового процесса является расширение сферы сознания каждым участником себя, своих индивидуальных особенностей, осознание самоидентичности и совершенства, принятие личной ответственности за происходящее с ним.
     Психодраматический подход. Психодрама как метод групповой работы, определяет разыгрывание участниками определенных ролей в моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный смысл. Результативность данного метода во многом основывается на целительном эффекте группового взаимодействия.
     Жизнь в психодраматической группе формируется как специфическая реальность, в которой участники могут экспериментировать с разными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения. Данный метод предоставляет участникам возможность «выпустить» те чувства, которые, возможно, годами сдерживались человеком внутри себя.
     Трансактная модель. В основе этого направления лежит концепция Э. Берна о различных состояниях «Я», которые он назвал «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Согласно этой концепции в каждый момент времени индивид существует в одном из этих состояний. Оно определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя. Соответственно его взаимодействие с другими людьми, как и интерпретация этого взаимодействия, происходит по-разному. Центральным моментом концепции является положение о том, что многие сформированные ранее жизненные сценарии могут быть «переписаны» в более конструктивном варианте. Задача заключается в их распознании, вскрытии и переформировании.
     Бихевиорально-ориентированные группы. Занятия поведенческим тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития личности или реализации человеческого потенциала. Обычно эти занятия называют тренингом жизненных умений. Их задача - обучить участников справляться с конкретными проблемами и выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам. Согласно постулатом бихевиоризма, в упрощенной форме - весь опыт человек получает посредством научения. Соответственно для исправления нежелательного поведения необходимо переучить его, выработав более эффективное поведение или боле адаптивные реакции. Одной из типичных методик, напрямую связанных с бихевиоризмом, является репетиция желаемого поведения17.
     В настоящее время активно развивается когнитивно-поведенческая модель психологического тренинга.
     В данной модели поведения человека рассматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией данного поведения. Человек не просто совершает поступки, он так или иначе объясняет себе причины данных поступков или «отсутствие» данных причин. Именно это объяснение, которое во многом детерминировано самовосприятием человека, его представление о том, как его воспринимают окружающие, а также его интерпретацией прошлого опыта и имеющихся у него желаний и потребностей - во многом определяют его поступки. Человек потенциально не желает себе зла, и в его интерпретациях собственного поведения и эмоционального реагирования можно обнаружить многочисленные психологические защиты, им не осознаваемые, но направленные на личностное самосохранение. Поэтому ставя цель изменить неконструктивное поведение, необходимо также проявить и изменить конструкты интерпретации данного поведения и окружающего мира (когнитивные конструкты).
     Таким образом, общение в отличие от других форм межличностных контактов, можно определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава II. Методические приемы и техники в СПТ. Принципы
организации тренинга.


2.1. Тренинг как обучение и развитие



     Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой - тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и наличие раздаточных материалов - у участников «на руках». Лежащие в основе активного обучения принципы научения людей, индивидуальные стили обучения, навыки активного слушания, задавания вопросов и представления обратной связи применяются в тренинге так же, как и в обычном обучении, в чтении лекций, при проведении инструктажа и оценке индивидуальных качеств.
     Тренинг предполагает бесчисленное количество вариантов проведения, в зависимости от тренерского стиля и подхода и предпосылок проводимого обучения. Если все варианты расположить вдоль одной прямой, на одном ее конце будут находиться так называемые тренеры-фасилитаторы, использующие небольшое количество формальных упражнений и полагающиеся на собственный опыт генерации идей внутренней группы. Они в большей степени, чем другие, направлены на достижение результата. На другом конце шкалы находятся более традиционные тренеры, занимающиеся «постановкой навыка», которые могут чувствовать себя очень свободно в ораторской среде. Присущий им стиль - это в первую очередь информирование. И те и другие проводят тренинги. Однако опыт, полученный участниками, будет сильно различаться.
     Тренеры-фасилитаторы хорошо работают с группами. С помощью собственного творчества и энергии они облегчают включение всех членов группы в работу и поощряют это включение.
     Более традиционные тренеры могут найти этот подход очень сложным для воспроизведения. Они стремятся обучить других определенным поведенческим манерам. Их стиль ведения может быть более директивным, многие из них привыкли выступать в роли экспертов.
     Для эффективного осуществления обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным преподнесением информации. Членам группы важно чувствовать, что тренер передал им лично нечто очень ценное. Этим может быть модель поведения, процесс или информация. Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового.
     Уже сегодня на смену принятому ранее словосочетанию «тренинг и развитие» все чаще приходит понятие «обучение» или «обучение и развитие».
     Обучение людей требует ответственности каждого специалиста, сначала - чтобы позволить обучающимся делать самостоятельные шаги к своему развитию, а затем - чтобы поддержать этот процесс инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями. Тренеры играют ключевую роль в создании обучающей среды. Секрет успеха при создании обучающей среды заключается в понимании сути процесса научения.
     Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.
     С.И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп18:
     1. организационные принципы;
     2. принципы создания среды тренинга;
     3. принципы поведения участников;
     4. этические принципы.
     Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включает:
     а) принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
     б) принцип физической закрытости - тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала до конца тренинга.
     в) принцип пространственно - временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.
     Принципы создания среды тренинга. Специфическая среда тренинга во многом определяет направленность и эффективность работы. Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникает проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми методическими средствами и характером решаемых задач.
     Принципы создания среды тренинга включают:
     а) Принцип системной детерминации - воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы.
     б) Принцип реалистичности - создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
     в) Принцип избыточности - создание возможностей выбора различных возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (представление участниками информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.
     Принципы поведения участников. Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге являются структурированным в соответствии с определенными принципами, определяемыми моделью тренинга. В СПТ мы уже выделили некоторые принципы здесь отметим следующие:
     а) Принцип моделирования. Моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.
     б) Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщить сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне.
     в) Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция отвлечения в иные области, даже если они и очень интересны, часто.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%