- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Оптимизация детско-родительских отношений в замещающих семьях посредством психологического тренинга
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | M000520 |
Тема: | Оптимизация детско-родительских отношений в замещающих семьях посредством психологического тренинга |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сахалинский государственный университет» Институт психологии и педагогики Кафедра психологии Жукова Снежана Юрьевна Оптимизация детско-родительских отношений в замещающих семьях посредством психологического тренинга выпускная квалификационная работа по психологии студентки IV курса заочной формы обучения направления «Психолого-педагогическое образование» Профиль «Психология образования» Научный руководитель: ст. преп. Накорякова Н.Ю. Защита состоялась «___» _______2017 г. Оценка ____________ Южно-Сахалинск Содержание Введение………………………………………………………………………... Глава I Теоретические аспекты изучения психологии детско-родительских отношений……………………………………………………………………… 2.1 Основные подходы к изучению детско-родительских отношений…… 2.2 Типы детско-родительских отношений ………………………………… 2.3 Особенности детско-родительских отношений в замещающих семьях 2.4 Краткие выводы по главе II ………………………………………………. Глава II Анализ психолого-педагогической литературы посвященной изучению замещающей семьи как феномена……………………………….. 1.1 Понятие, виды и характеристика замещающей семьи…………………… 1.2 Условия успешной адаптации детей в замещающих семьях ………. 1.3 Краткие выводы по Главе I………………………………………………... Глава III Эмпирическое исследование оптимизации детско-родительских отношений в замещающих семьях посредством психологического тренинга…………………..................................................................................... 3.1 Краткая характеристика группы испытуемых, описание методов исследования……………………………………………………………………. 3.2 Реализация тренинговой работы направленной на оптимизацию детско-родительских отношений замещающих семей………………………………. 3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………….. Заключение…………………………………………………………………….... Список использованной литературы…………………............................... Приложение…………………………………………………………………….. Введение Актуальность исследования: Наше исследование обусловлено, с одной стороны, насущной необходимостью: количество семей с приёмными детьми растёт. С другой стороны: при наличии огромного практического и теоритического научного опыта по проблеме детско-родительских отношений, крайне мало информации об особенностях, специфики и структуре детско-родительских отношений в условиях замещающей семьи. В настоящее время в России насчитывается 654000 детей – сирот (у многих из них родители живы - это социальные сироты) [22,с.18], и это одна двадцатая от общей численности детского населения. Алкоголизм, наркомания, нежелание родителей жить по общепринятым нормам, это и есть основные причины возникновения социального сиротства. По отношению к общему объёму к затрагиваемой в обществе информации тема социального сиротства составляет очень незначительную часть. Термин «невидимые дети » вполне адекватен в отношении всех жителей домов ребёнка, детских домов, школ- интернатов , психоневрологических интернатов, домов инвалидов и домов престарелых (после 18 лет дети из детских домов, признанные недееспособными, нередко попадают туда!) . Их судьбы по-прежнему мало кого интересуют. Что же происходит с нашим обществом? Порой, даже социально благополучные молодые люди и девушки считают возможным оставить своё родное дитя в доме ребёнка или в детском доме. В последнее время средства массовой информации пестрят сообщениями, что где- то в подъезде, на помойке, на улице совсем ещё юные девушки либо женщины, подчас уже имеющие одного или несколько детей, бросают новорождённого ребёнка. Это страшно, аморально, бесчеловечно. Ведь даже во время Великой Отечественной войны люди в тяжелейших, невыносимых условиях не бросали не только своих, но и заботились о чужих детях. Усыновляли их и делились последним куском хлеба. Всем известен тот факт, что современные сироты, порой имеющие обоих родителей, в силу особенностей ранних лет жизни, условий воспитания в детских домах, лишены навыков и умения вести самостоятельную жизнь. По статистике 90% выпускников детских домов ведут антисоциальный образ жизни. На данный момент наше общество не только задумалось, но и делает реальные шаги по направлению к более благоприятным условиям для полноценного, по сравнению с детскими домами, воспитания детей оставшихся без попечения родителей. В связи с этим в последнее время активно пропагандируются семейные формы воспитания данной категории детей (опека, попечительство, приёмные и патронатные семьи). Средства массовой информации, в частности посредством социальной рекламы, призывают людей к такому шагу, как взять в свою семью ребёнка из детского дома. Нельзя отрицать и того факта, что у каждой конкретно взятой семьи есть свои явные или скрытые мотивы, которые и определяют принятие ребёнка оставшегося без попечения родителей в семью. Мотивов принятия ребёнка - сироты в замещающую семью много, но большинство приёмных родителей, принимающих в свои семьи детей, руководствуются самыми благими намерениями. Поэтому каждая замещающая семья, взявшая на себя огромную ответственность за воспитание ребёнка, достойна понимания и уважения. Откуда тогда статистика берёт другие, не менее страшные цифры, о большом количестве возвратов детей в детские дома? Почему приёмные родители, с энтузиазмом взявшие на себя ответственность за воспитания приёмного ребёнка, потом отдают его назад. Вероятно, они понимают, что возвращая приёмного ребёнка обратно, в детский дом, они тем самым наносят ему сильнейшую психическую травму, после которой ему очень сложно, а порой и невозможно, снова поверить взрослым. Однако вправе ли мы осуждать приёмных родителей, вернувших ребёнка? Долгое время существовало мнение, что приёмным родителям, решившим взять в семью ребёнка, достаточно любить детей, иметь свой собственный опыт родительства или просто позитивный настрой. Казалось бы, что здесь сложного? Ведь быть родителем - это то, чему не учат заранее, то, что зачастую происходит с человеком не готовым, незрелым, и люди как- то справляются с этой задачей, растят детей, решают, в меру своих возможностей возникающие при воспитании проблемы. Однако даже с родными детьми не всегда всё получается, и все прекрасно понимают это, ведь именно этот не успех зачастую и приводит детей в систему государственной опеки. Но, самое страшное, конечно то, что ребёнок, однажды потерявший семью, переживает настолько тяжёлый стресс и непредставимую для нас боль потери, такой страх и потрясение всех основ своей психики, что отбрасывать этот факт как не имеющий принципиального значения можно только лишь по сугубому незнанию. Ребёнок, который пришёл в новую семью из-за потери собственной,- это всегда ребёнок, в жизни которого случилась беда. Беда, делающая его настороженным и недоверчивым – и при этом очень ранимым. А опыт жизни в системе коллективного ухода добавляет свои зарубины на развитии маленькой ещё не окрепшей личности. Возможно, ребёнок имел опыт отвержения и насилия в родной семье, когда он только учился доверять. Ребёнок, нуждается в новой семье, и ему нужна помощь. Помощь, чтобы справиться с последствиями случившейся с ним беды, с последствиями усвоенных навыков выживания в коллективе таких же, как и он сам, с последствиями нелюбви и отверженности. И только осознав это, мы понимаем, что взять ребёнка в семью – это большая ответственность, не только перед приёмным ребёнком, собой, но и членами своей семьи. Не всегда одной любви достаточно, не всегда опыт нашего собственного родительства ведёт нас правильными путями, подсказывая решение, которые работали в схожих внешне, но таких отличающихся по сути ситуациях с нашими детьми. Практика психолого-педагогического сопровождения показывает, что необходимо изучение специфики детско-родительских отношений, а так же разработка мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений именно у этой категории семей, что и является составляющим данного исследования. Настоящее исследование призвано выявить, как влияет тренинговая работа на детско-родительские отношения в замещающей семье. Решение данной проблемы на практике позволит обеспечить благоприятное развития личности ребенка в замещающей семье. Снежана, читала актуальность…прослезилась))) И все же, добавьте еще тех, кто занимался приемными семьями у вас по тексту они есть. И согласно теме исследования я бы переставила главы местами… Вопросами посвященными проблеме детско-родительских отношений занимались ученые Божович Л. И., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Лисина М. И., Леонтьев А. Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д. Б, Хеллингер Б., Спиваковская А.С. и многие другие. Исходя из актуальности, была выбрана темы, и определены параметры исследовательской работы. Объект исследования: замещающая семья Предмет исследования: детско-родительские отношения Цель исследования: изучить оптимизацию детско-родительских отношений в замещающих семьях посредством психологического тренинга. Задачи исследования: На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятия: «замещающая семья», «детско-родительские отношения». С помощью диагностического инструментария изучить детско-родительские отношения в замещающих семьях. Используя метод математической статистики Т-критерия Вилкоксона изучить детско-родительские отношений, испытуемых до и после реализации тренинговой программы. Сформулировать выводы по результатам исследования и дать методические рекомендации. В основу исследования была положена рабочая гипотеза: Мы предполагаем, что тренинговая работа окажет положительное влияние на развитие детско-родительских отношений в замещающих семьях, если при составлении и реализации тренинговой программы будут соблюдены следующие условия: Учет возрастных и индивидуальных особенностей испытуемых. Соблюдение требований к организации и проведению данной программы. Новизна исследования: заключается в проведении эмпирического исследования оптимизации детско-родительских отношений в замещающих семьях посредством психологического тренинга, осуществленного в определённой выборке испытуемых. Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы практическими психологами ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», социальными работниками и учителями при организации работы с детьми из замещающих семей с целью коррекции поведения, а так же родителями, с целью улучшения детско-родительских отношений. В соответствии с планом исследовательской работы, в качестве методов исследования были использованы: - наблюдение за детско-родительскими отношениями испытуемых; - анализ замещающих семей (согласно документам ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»); - исследование детско-родительских отношений при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.,1996, 2002); - опросник «Подростки о родителях» (ПОР) авторов Э. Матейчика и П. Ржичана ADOR (Adolescent o Rodi?och: Mat?j?ek, ???an, 1983) русскоязычная адаптация Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына -метод математической статистики Т-критерий Вилкоксона; Этапы исследования: Исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе (октябрь 2016 года - ноябрь 2016 года) проведен анализ литературы (монографии, статьи, учебники и учебные пособия); определены параметры и выдвинута гипотеза исследования, подобран психодиагностический инструментарий; проведено диагностическое исследование детско-родительских отношений испытуемых. 2. На формирующем этапе исследования (ноябрь 2016 года - февраль 2017 года) реализована тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений испытуемых. 3. На заключительном этапе (февраль - март 2017г.), используя те же методики, проведён «второй срез», проанализированы полученные результаты и обработаны при помощи метода математической статистики: T-критерий Вилкоксона. Сформулированы выводы и даны рекомендации по проблеме исследования. Экспериментальная база: исследование проводилось в ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», в городе Томари. В исследовании приняли участие 6 семей (12 человек) из категории замещающих. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения. В введении, обоснована актуальность проблемы, определены: объект, предмет, цель, гипотеза, сформулированы задачи, методы, новизна, практическая значимость и обозначена экспериментальная база исследования. В первой главе «Анализ психолого-педагогической литературы посвященной изучению замещающей семьи как феномена»: дано понятие, виды и характеристика замещающей семьи, описаны условия успешной адаптации детей в замещающих семьях. В конце главы представлены краткие выводы. Во второй главе «Теоретические аспекты изучения понятия «детско-родительские отношения»: дано определение таким понятиям, как: «особенности детско-родительских отношений», «нарушения детско -родительских отношений». Глава завершается краткими выводами. В заключении сформулированы выводы по результатам исследования, даны методические рекомендации Список литературы содержит 60 источников. Объем выпускной квалификационной работы … листов, работа содержит … таблиц, … диаграммы, … приложений. Глава I Теоретические аспекты изучения психологии детско-родительских отношений 1.1 Основные подходы к изучению детско-родительских отношений Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребёнка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Помимо этого, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребёнок приобретает опыт отношения не только к другим но и к самому себе. Как отмечают Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, одной из важнейших характеристик личностного развития ребёнка является «социальная ситуация развития». Именно взаимоотношения между родителями и ребёнком являются той творческой средой, где возникает и осуществляется становление и развитие каждого члена этого процесса как личности. С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В. С. Мухина и др. в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощён в продуктах материального и духовного производства и усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности . ШНАЙДЕР Впервые понятие « отношение человека » было введено в общественную психологию А.Ф.Лазурским. Излагая свою программу исследования личности , он отмечал, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций , но не в меньшей мере и его отношениями с окружающими явлениями»(6 ). Взгляды А.Ф.Лазурского в дальнейшем были развиты В.Н. Мясищевым, понимавшим психологические отношения как систему индивидуальных, избирательных и сознательных связей личности с теми сторонами объективной деятельности, которые не только вытекают из всей истории человечества, но и выражают его личный опыт и внутренне определяют его действия и переживания. В дальнейшем он сформировал свою оригинальную концепцию личности, ядром которой является система её отношений к внешнему миру и к самому себе(9). Значимость детско-родительских отношений привлекает внимание специалистов различных школ и направлений. Рассмотрим три группы подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая. Так представители психоаналитического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. Именно первые три стадии развития личности по мнению З.Фрейда, имеют ключевое значение, т.е.общение с родителями в ранние годы их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии , проявляясь характерными проблемами уже взрослого человека . О важности ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения так же подчёркивалось в работах А.Фрейд, З.Холла, К.Хорни, Дж.Боулби, Э.Эриксона, В.Шутца и др. (20). Так например, в начале 20 в. Большинство новорождённых в сиротских приютах теряли вес, становились вялыми и апатичными и, в конце концов, погибали несмотря на регулярное кормление, купание и переодевание. В некоторых учреждениях не выживал ни один младенец в возрасте до двух лет. И только в 1920-е гг. было окончательно установлено, что для выживания малыша совершенно необходимо, чтобы его брали на руки, носили, баюкали, играли с ним несколько раз в день. Человеческое общение оказалось в прямом смысле слова жизненно важным для новорождённого. Именно заботливое и чуткое отношение родителей становится источником удовлетворения этой потребности. ШНЕЙДЕР Э. Эриксон, исходя первоначально из психоаналитических посылок, пришёл к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, а позже - со стороны более широкого социального окружения.(20) Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма, на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей. По мнению Э. Фромма, материнская любовь безусловна: ребёнок любим просто за то, что он есть, материнской любви не нужно добиваться. Сама же мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребёнку ощущение безопасности. Отцовская любовь по сравнению с материнской – это обусловленная любовь , её нужно и можно заслужить успешным выполнением обязанностей, порядком в делах, безупречной дисциплиной (18). Ф. Дольто, представительница парижской школы фрейдизма, основную трудность в прохождении детьми этапов становления личности видит не в детях , а в родителях. Трудные родители - гиперопекающие , авторитарные , насильно удерживающие взрослеющих детей в стенах собственничества. Анализ воспоминаний детства, способов обучения в детском саду и школе, особенностей воспитания в неполной семье, отношения к деньгам и наказаниям, всех деталей детской жизни выявляет огромный интерес психоаналитика к детству, признание непреходящей значимости детских этапов развития(16). Большой вклад в изучение взаимодействия родителей с детьми принадлежит представителям бихевиористского направления, делавшим основной упор на технику поведения и дисциплину ребёнка. Существует несколько концепций научения. Центральная проблема концепций социального научения- социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, продвижение от биологического к социальному. При классическом обусловливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. Б.Ф.Скиннером был разработан метод последовательных приближений, основаный на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на желаемое (жетонная система вознаграждения). При оперантном научении, по Скиннеру, поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Представитель социально-когнитивного направления А.Бандура полагал, что награды и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведению(13). Особую роль отводил имитации модели. Имитация приводит к тому, что ребёнок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие , эмпатию к этому человеку. Главные идеи организации воспитания состоят в том, что родители рассматриваются как элементы среды, с одной стороны, и как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребёнка-с другой. Бихевиористам принадлежат разработанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрения и наказания (24). Были сделаны выводы, что чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно-ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. С их точки зрения счастливый ребёнок-это миф. Отсюда задача родителей –социализировать детей. Подготовка детей к жизни в обществе делится по мнению бихевиористов на четыре наиболее важные жизненные ситуации, которые могут служить источником конфликтов: кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребёнка. Гуманистическое направление принято рассматривать в русле концепций А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и др. Важнейшими понятиями модели семейного воспитания Роджерс считал проявление искренних, истинных чувств (как позитивных, так и негативных) всеми членами семьи, безусловное принятие своих чувств и чувств, близких, преданность своему внутреннему «Я». Основные идеи воспитания К.Роджерса: родительская любовь имеет разные уровни-это любовь-забота о телесном благополучии ребёнка,и любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения; родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий ; стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении; нужно научить ребёнка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения; родители должны научиться принимать помощь от детей; По мнению К. Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимо три основных умения: слышать, что ребёнок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребёнка; благополучно разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны; Таким образом, по мнению Роджерса, увеличения принятия себя способствует увеличению принятия другого, и всё это, в конечном счёте приводит к улучшению человеческих отношений. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что наиболее существенный вклад в изучение взаимодействия родителей с детьми внесли психоаналитический, бихевеористский и гуманистический подходы. Важной заслугой психоаналитического направления являлось изучение раннего опыта взаимодействия родителей с детьми и его влияния на процесс развития личности. Основной акцент бихевиоральной психологии делается на изучение техники поведения родителя и формирование навыков модификации поведения ребёнка. Гуманистические концепции большое внимание обращают на принятие, эмпатическое понимание, искренность и естественность проявления эмоций, способность родителей использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные. 1.2 Типы детско-родительских отношений Ребёнок в своём развитии проходит через определённые стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причём у каждого этапа свои специфические задачи , особенности и трудности . В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребёнку необходимы оба родителя - любящие отец и мать. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют колоссальное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка делает ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующим образом влияют на ребёнка. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьёзных, как в психике, так и в поведении личности. Известно, что у лиц, воспитывающихся в семьях, где присутствовали конфликты между родителями, заметно возрастает массивность невротических, а особенно неврастенических, реакций. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания. В детской психологии выделяют два стиля родительского воспитания-демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается определённая стратегия воспитания, как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей и меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определённого возраста. Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребёнка. Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть весьма жёсткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребёнком как справедливые и обоснованные. В своих исследованиях Д. Баумринд ШНЕЙДЕР вычленяет совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определённым методам воспитательной деятельности их родителей. Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем обычно такие родители проявляют твёрдость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче даётся усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развито чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удаётся наладить хорошие отношения со сверстниками. Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всём подчиняться воле родителей, их авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребёнка дисциплинированность, как правило не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Авторитарные родители не утруждают себя хоть как то обосновывать свои требования. Жёсткий контроль над поведением ребёнка – основа их воспитания, которое не идёт дальше суровых запретов, выговоров, и нередко - физических наказаний. Наиболее распространённая форма воздействия – запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и в следствии этого -несчастны. Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склоны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудиться, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать всё, что им захочется, вплоть до того, что они, не обращают внимание на вспышки гнева и агрессивное поведение. У детей же таких родителей чаще всего проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких ситуациях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро - грубо и резко высмеивают ребёнка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия. Из классификации, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, представленная А.Е Личко и Э.Г. Эйдемилера. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребёнок остаётся без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребёнка. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и привязанности. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обострённом внимании и заботе, чрезмерной опеки и мелочном контроле поведения, слежке, ограничениях и запретах. Ребёнка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребёнка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству, которое может сочетаться с недостаточным упорством и опорой на свои силы. Эмоциональное отвержение. Ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или мачеха, отчим) считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство им. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребёнку повышенной заботой и вниманием к нему. Такой стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности. Здесь не может идти речи о каком либо удовлетворении потребностей, а лишь о психотравмирующей ситуации, порождающей наряду с тревожностью массу негативных личностных образований. Повышенная моральная ответственность. От ребёнка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующего его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребёнка, а ребёнок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми. Известны и другие типологии детско-родительских отношений А.Я. Варга выделяет: принимающе - авторитарное родительское отношение, «маленький неудачник», симбиотическое родительское отношение, симбиотически-авторитарное родительское отношение. Одним из направлений в описании типологии семейного воспитания является изучение воспитательских родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.( А.И.ЗАХАРОВ, А.С.СПИВАКОВСКАЯ). Адекватность родительской позиции: определяется умением родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребёнка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость родительской позиции: рассматривается как способность перестройки воздействия на ребёнка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Она так же должна быть предвосхищающей и прогностической. Прогностическая родительская позиция: означает, что не ребёнок должен вести за собой родителей, а наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребёнок. Роль определяется, как некий набор шаблонов семейного поведения по отношению к ребёнку, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребёнку взрослыми членами семьи. Детские роли часто возникают в семьях, где утрачены гибкость и адекватность родительских позиций. К наиболее типичным относят четыре роли: «козёл отпущения», «любимчик», «бэби», «примиритель». «Козёл отпущения»: эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребёнка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей , которые на самом деле они испытывают друг к другу. «Любимчик»: возникает тогда, когда родители не испытывают чувств, друг, к другу, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребёнке, преувеличенной любовью к нему. «Бэби»: в этой роли ребёнок отдалён от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребёнком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель»: ребёнок в этой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Приведённые выше описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или дальше большей степени все особенности поведения родителей. 1.3 Особенности детско-родительских отношений в замещающих семьях Воспитание детей - во все времена было важным и требующим пристального внимания аспектом в развитии и духовном процветании ребенка. Воспитание является основой восприятия ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Родители играют первостепенную и наиважнейшую роль в становлении чел....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психологическое содержание детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.
- Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 5-6 лет
- Особенности детско-родительских отношений в семьях, переживающих кризисную ситуацию (кризис среднего возраста)