VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013757
Тема: Развитие нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

______ О.Г. Смолянинова

«_____» ________ 2018г.



БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

44.03.01 Педагогическое образование

44.03.01.09 Информатика и информационные технологии в образовании

Развитие нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности






Руководитель ________ д-р. пед наук, проф.каф. ИТОиНО А.И. Шилов



Выпускник	________	А.С. Кисельман


















Красноярск 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3

1 Теоретические основы нравственного воспитания	7

1.1 История изучения проблемы нравственного воспитания	7

1.2 Понятие, сущность, цели и задачи нравственного воспитания	9

1.3 Содержание и методы нравственного воспитания	14

1.4 Возрастные особенности младших школьников	19

Выводы по 1 главе	25

2 Эмпирическое	исследование	нравственного	воспитания	младших

обучающихся	27

2.1 Организация опытно-экспериментального исследования	27

2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента	31

2.3	Опытно-экспериментальная	работа	по	обеспечению	нравственного

развития младших школьников	36

2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования 42

Выводы по 2 главе	57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	61

ПРИЛОЖЕНИЕ А	Ошибка! Закладка не определена.



























2

ВВЕДЕНИЕ

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится

к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.

     Во все века люди высоко ценили нравственную культуру. Глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение считают бездуховным, агрессивным, обвиняют в безверии. Это определяет необходимость коррекции традиционных подходов к проблеме нравственного воспитания, выдвигает задачу научного исследования, процесса формирования культуры этих отношений у подростков. Проблема нравственного воспитания может быть решена при условии формирования у подрастающего поколения соответствующей системы ценностей, основанной на восстановлении культуры у молодежи.

     Огромный вклад в разработку методики нравственного воспитания внесли Н. К. Крупская, а также современные педагоги и психологи О. С.

Богданова, Л. Р. Болотина, М. А. Бесова, В. В. Попова, Л. И. Романова (эффективность нравственного воспитания).

     Русские просветители А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен (рассматривая нравственное воспитание как необходимое условие для гармонического развития личности).


3

     Анализ психологической и позволяет выделить противоречие между социальным заказом нравственности и явным недостаточным вниманием к вопросам нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

     Данное противоречие определило проблему исследования: каковы возможности внеурочной деятельности обучающихся в повышении уровня их нравственной воспитанности?

     Объект исследования: нравственная воспитанность младших школьников.

     Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство повышения нравственной воспитанности младших школьников.

Цель	исследования:	является	теоретически	обосновать	и	опытно-

экспериментальным путем проверить результативность внеурочной деятельности по нравственному воспитанию младших школьников.

     Гипотеза исследования: внеурочная деятельность по нравственному воспитанию младших школьников будет результативной, если:

     ? актуализировать знания обучающихся о нравственных и общечеловеческих ценностях;

     ? обогатить опыт взаимодействия младших школьников нравственным содержанием;

? включить    младших    школьников    в    коммуникативную    среду,

способствующую выработке у них собственных взглядов и суждений;

     ? проводить регулярно мониторинг нравственного воспитания, результаты которых включаются в воспитательную деятельность классного руководителя.

     Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

Задачи:

? дать понятие и определить сущность нравственного воспитания.

? раскрыть содержания и методы нравственного воспитания.

4

     ? рассмотреть и проанализировать возрастные особенности младших школьников.

     ? организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на нравственное развитие младших школьников.

     ? проанализировать и дать интерпретацию эмпирического исследования нравственного воспитания младших школьников.

     Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:

     A. Теоретические – анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта;

     B. Эмпирические – анкетирование, беседа, опытно–экспериментальная работа;

C. Статистические.

Методики:

? уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина);

     ? диагностическая программа изучения уровня воспитанности (разработана Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой);

? диагностика уровня воспитанности (методика М.И. Шиловой).

     База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Новосолянская СОШ №1» с. Новая Солянка.

     В исследовании принимали участие 26 человек, из них 13 человек были определены как экспериментальная группа, остальные 13 обучающихся -

контрольная группа. В экспериментальной группе проводилась программа по повышению нравственности, в другой группе - контрольной, такого не проводилось.

     Практическая значимость нашего исследования заключается в результатах контрольного этапа эксперимента, которые могут быть интересны и полезны учителям, работающими с младшими школьниками, а также

5

классным руководителем при составлении программы нравственного воспитания.

     Структура: работа состоит из введения, двух глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка и приложения. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.



























































6

1 Теоретические основы нравственного воспитания

1.1 История изучения проблемы нравственного воспитания

     В данном параграфе будут рассмотрены базовые понятия, касающиеся проблемы нравственного воспитания младших школьников, такие как

«нравственность», «воспитание», «нравственное воспитание», «нравственная воспитанность».

     Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних лет. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком мнили того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

     Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и обязательные нравственные понятия. Главной целью нравственного воспитания, по его мнению, должно быть познание самого себя, совершенствование нравственности, а не изучение природы вещей [32].

     Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример [33].

     Ученик Платона Аристотель (384 – 322 г.г. до н.), древнегреческий философ, а также воспитатель самого Александра Македонского, выдвигал в своей философии волевое, деятельное начало, и придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. По его мнению, существует три источника нравственного воспитания, это природные задатки, развитие навыков, под которыми понимается приучение, частое повторение желательных действий, и разум [2].

     Спустя уже много веков, педагог гуманист Ян Амос Каменский (1592 – 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил выражение
7

крупнейшего римского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». В этом же трактате, он приводил народную цитату: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

     Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность» [23].

     Проблемы нравственного воспитания в своем дальнейшем развитии получили в произведениях таких просветителях как Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

     Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен точно также большое внимание уделяли нравственному воспитанию, они рассматривали его как необходимое условие для гармонического развития личности [9].

     Из педагогов классиков прошлых времен наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В своей статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [47].

     Большое внимание вопросам нравственного воспитания уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих

8

трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений [5].

     Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Главной задачей нравственного воспитания является то, чтобы главными стимулами развития формирующейся личности стали общечеловеческие моральные ценности, такие как долг, честь, достоинство, и т.п [47].

     В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

1.2 Понятие, сущность, цели и задачи нравственного воспитания

     Цель нравственного воспитания совершается всем содержанием воспитательной деятельности, которая является двусторонним процессом отношений субъекта и объекта воспитания. Сама же воспитательная работа предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и

9

объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.

     В свое содержание нравственное воспитание как определенный процесс включает в себя прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральный ценностей происходит зачастую

в повседневной жизни. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании [4]

     Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы,

которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений [29].

     Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

     Нравственность исторически конкретна, она меняется с развитием общества. Именно поэтому нет единственной морали для всех времен и народов. По мере прохождения времени, менялись и представления о нравственности, подходящие общепризнанным нормам и характерам поведения в социальной среде.




10

     Иван Сергеевич Марьенко понимал под нравственностью неотделимую сторону личности, которая в свою очередь обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих правил, норм, и принципов поведения. Данные нормы, принципы, правила находят свое выражение в отношении человека к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и др. [26].

     «Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации [39].

     Нравственная норма может побуждать ребенка к конкретным действиям и деяниям, и имеет возможность запрещать или же остерегать от них.

     Воспитание это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

     Термин «нравственное воспитание» всеохватывающе. Оно обхватывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский, который разработал собственную воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – это нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.» «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.» [43].

Эффективно	нравственное	воспитание	осуществляется	только	как

целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей [5].



11

      Формирование нравственно цельной личности, в совокупности ее сознания, нравственных качеств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, является результатом целостного процесса.

Нравственное воспитание включает в себя:

? формирование  сознания  связи  с  обществом,  зависимости  от  него,

необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

? ознакомление  с  нравственными  идеалами,  требованиями  общества,

доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

     ? формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

формирование нравственных привычек.

     «Нравственное воспитание личности» – сложный и многосторонний процесс, включающий педагогические и социальные навыки. Однако процесс нравственного воспитания в знакомой мере независим.

На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

     Основными задачами нравственного воспитания советский педагог считал:

? Формирование нравственного сознания;

? Воспитание и развитие нравственных чувств;

? Выработка умений и привычек нравственного поведения [26].

     Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением [40].

12

     Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни [22].

     Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности

и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание,

уважение к самому себе [35].

     Существенным оружием нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, которые понимаются как образцы нравственного поведения, к которому старается стремиться каждый человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми [10].








13

1.3 Содержание и методы нравственного воспитания


     Анализ литературы показывает, что единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не существует. Но, тем не менее, возможно выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический и др.

     В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как: 1) процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; 2) процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении [8].

     Нравственное просвещение, которое направлено на развитие нравственного сознания и мышления является главным структурным компонентом нравственного воспитания по их концепции. Архангельский Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении.

     Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф. и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).


14

     Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П., Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

     Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.

     Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира [42].

     Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:

? процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек,

нравственного поведения;

? процесс	свободного	нравственного	самоопределения

и самоуправления в процессе жизнедеятельности;

? процесс стремления человека к нравственному идеалу.




15

     Сторонники данного подхода существенными компонентами нравственного воспитания выделяют:

? формирование навыков и привычек поведения;

     ? формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.

     В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.), по их мнению, нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека [37].

     Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений, общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой) [17].

     Нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных социальных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения [41].

     Проблема целеполагания в педагогике всегда являлась одной из острейших, поскольку от цели зависит вся совокупность остальных компонентов системы воспитания – задач, средств, форм, методов.



16

Соответственно, от четкости формулировки цели зависит и практическая эффективность различных средств и методов воспитания.

     Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом [7].

     При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива — это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности [49].

     И.С. Марьенко выделил такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

     Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

     Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов [26].

     Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемноситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод

17

интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

     Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

? методы  формирования  сознания  (рассказ,  объяснение,  разъяснение,

лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

? методы организации деятельности и формирования опыта поведения

? (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

? методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

     Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Таким образом, методом является некий своеобразный инструмент в руках учителя или воспитателя [50].

     Способы (средства) нравственного воспитания школьников можно объединить в следующие группы:

? художественные  средства.  Данную  группу образуют  музыка,  кино,

различные диафильмы, художественная литература. Данные средства способствуют эмоциональной окраске школьника. Дети живо и эмоционально воспринимают читаемые им стихи, сказки, рассказы, любят рассматривать иллюстрации в книгах. Это все говорит о том, что художественные средства очень эффективны при нравственном воспитании детей.

     ? природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в поддержке и

18

помощи, помогать и оказывать им защиту, способствует формированию у ребенка уверенности в себе [20].

     Собственная деятельность детей является следующим средством нравственного воспитания. Под ней понимаются такие виды деятельности как: учение, игра, какая-либо художественная, спортивная деятельность [18].

     Выбирать средства нравственного воспитания нужно с учетом возраста воспитанников, от их общего уровня, а также и интеллектуального развития, немаловажным критерием является и этап развития нравственных качеств (только начинаем развивать качества, или перевоспитываем, или закрепляем).

     Такие методы как поощрение и наказание в нравственном воспитании служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. Личный пример также относится к методам нравственного воспитания относится так же личный пример, он оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика [44].

     В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения

[4].


1.4 Возрастные особенности младших школьников


     Давайте разберемся в специфике данной возрастной категории, проанализируем некоторые этапы развития ребенка. Исследованиями возрастных особенностей младших школьников занимаются уже далеко не одно десятилетие. Данную тему анализировали многие крупные ученые, разбирающиеся в психологии. Сюда относятся такие психологи как: В.В. Давыдов, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и др.

     Младший школьный возраст - это возраст детей от шести лет и до десяти. Нужно отметить в этом возрасте такое важное преобразование, что

19

детсадовский ребенок обретает новый статус – статус школьника. И здесь необходимо, чтобы хорошее отношение у детей данной категории возникло в школе, это отношения учитель – ученик, и в учащихся между собой. Для детей младшей школы очень необходимо, чтобы люди вокруг них были отзывчивые, так как для них характерна эмоциональность и впечатлительность [52].

     Одной из задач учителей является - развитие и воспитание личности. Основная часть учителей считает, что в результате полученных знаний и в процессе воспитания глубокое изучение особенностей разных возрастов и их учет в практическом аспекте играет огромную роль.

     К этому вопросу обращались, в том числе и Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Кроме того, есть такие, какие имели свою теорию педагогическую, которая исходит от идеи природосообразности воспитания и обучения, то есть учета природных особенностей развития личности, а также соответствует конкретному возрасту [47].

Но замысел они могут пояснять по - разному. Например, Коменский Я.А.

в это понятие расписывал мысль, которая говорит о том, что в самом обучении и самом воспитании закономерности развития ребенка, какое дано ему от природы. Если сказать точнее, то следует понимать так: врожденного человек стремиться к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию. Ж.

Ж. Руссо, а затем и Л. Н. Толстой понимали это по – своему: исходить нужно из того, что ребенок, когда рождается он уже есть существом совершенным, а в процессе обучения и воспитания не может и не должно быть нарушено природное совершенство, а должно идти за личностью, развивать и выявлять наилучшие качества ребенка. Тем не менее, все они сходились в том, что необходимо внимательно изучать ребенка, знать его возрастные особенности и опираться на них в процессе воспитания и обучения [47].

     Рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

20

     Поступая в первый класс общеобразовательной школы, ребёнок перестаёт быть дошкольником и переходит в категорию младшего школьника. Обучаясь в начальных классах, ребёнок относится к младшему школьному возрасту, т.е. младший школьный возраст - это возраст с 6 до 11 лет.

     Сам переход от дошкольника к младшему школьнику, принято считать кризисом семи лет. Именно в данный период у детей происходит множество изменений в их поведении и в воспитательном отношении ребёнок становится более трудным. В таком возрасте, как пишет Выготский Л. С., «ребенок утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого» [51].

     Важно знать, что в возрасте семи лет у детей возникает особая структура переживаний. Когда ребенок начинает понимать, что значит «я доволен», «я огорчен», «я сердит», «я весел», «я добр», «я зол», он начинает обдуманно ориентироваться в своих переживаниях. В виду этого выступают характерные особенности кризиса семи лет.

     ? Переживания обретают смысл (озлобленный ребёнок осознаёт свою злость). Ввиду этого ребёнок начинает по-новому относиться к себе.

     ? В этот период впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть дети, которые на каждом шагу переживают неудачи. К примеру, когда дети, которые развиваются нормально,

играют, ребёнок-неудачник хочет к ним присоединиться, но ему отказывают, над ним насмехаются. В этот момент у него возникает кратковременная реакция по поводу своей собственной недостаточности, а через минуту он снова доволен собой [52].

     Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом

21

как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность.

     В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%