VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие налоговой системы региона и отпределение путей совершенствования системы налогообложения КБР

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K005959
Тема: Развитие налоговой системы региона и отпределение путей совершенствования системы налогообложения КБР
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 



Введение

4

1 Формирование и особенности функционирования налоговой системы РФ



7

       1.1 Сущность налоговой системы и принципы ее функционирования



7

       1.2 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы



16

       1.3 Сравнительный анализ налоговых систем в РФ и зарубежных стран



20

2 Анализ текущего состояния системы налогообложения  КБР

28

       2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС России №1 по г. Нальчику КБР



28

       2.2 Анализ структуры налогов и сборов администрируемых ИФНС России №1 по г. Нальчику КБР



36

       2.3 Оценка эффективности проведения налогового контроля

46

3 Развитие налоговой политики региона и пути совершенствования системы налогообложения КБР как фактора развития региона



55

       3.1 Проблемные зоны развития региональной налоговой системы КБР



55

       3.2 Обоснование основных направлений развития региональной налоговой политики



58

       3.3 Оценка эффективности мер по совершенствованию системы налогообложения КБР



64

Заключение

69

Список литературы

72

Приложения

75



ВВЕДЕНИЕ



Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Баланс интересов государства и общества актуален сегодня потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Вследствие неуплаты налогов образуется дисбаланс в бюджете, в результате чего не выполняются главные функции государства. Создание надежно работающей налоговой системы в России по-прежнему остается проблемой далекой от удовлетворительного решения. Необходимостью совершенствования налоговой системы, обеспечивающий высокий уровень собираемости налогов определяется актуальность выпускной квалификационной работы.

В становление и развитие теории налогообложения существенный вклад внесли зарубежные исследователи Смит А., Фридман М., Рикардо Д., Кейнс Д., Лаффер Бернс А., Стайн Г., Лаффера А., а также такие отечественные ученые и исследователи Д. Боголепов, А. Буковецкий, А. Исаев, М. Соболев. А. Милов и многие другие.

Проблемы современного налогообложения рассмотрены в работах Бобоева М.Р., Игнатовой Т.В., Ткачевой Т.Ю., Шеховцова К.Г., Маслова Б.Г., Мишина В.И., Казак А.Ю., Пепеляева С.Г., Сердюкова А.Э.

Целью выпускной квалификационной работы является развитие налоговой системы региона и отпределение путей совершенствования системы налогообложения КБР.

Исходя из этой цели, потребовалось исследование и решение следующих задач:

- рассмотреть сущность и понятие современной системы налогового планирования

- изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере ИФНС России №1 по КБР;

-	исследовать региональные аспекты формирования, развития и оценки величины налогового потенциала;

- проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в бюджет Кабардино-Балкарской республики;

- выявить особенности формирования и функционирования региональной налоговой системы;

- определить основные направления и условия совершенствования региональной налоговой системы.

Объектом исследования является ИФНС России №1 по г.Нальчику КБР.

Предметом исследования является совершенствование региональной налоговой системы Кабардино-Балкарской республики.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют основные постулаты теории налогообложения, исследования и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых в области налогов и налогообложения, нормативно-правовые акты и законодательство в области налогообложения: Налоговый кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, методические указания Федеральной налоговой службы, научная литература, периодические издания, посвященные вопросам налогового планирования.

В данной бакалаврской работе были использованы такие методы исследования как: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение и теоретический анализ.

Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения и выводы могут быть использованы в целях более глубокого изучения порядка организации сбора и контроля налогов. Структура работы определяется логикой исследования темы и нацелена на последовательное раскрытие проблем собираемости налогов и путей их решения.









































1 ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ



1.1 Сущность налоговой системы и принципы ее функционирования



С возникновением государства появилась налоговая система, а проблемы теории налогообложения начали впервые разрабатываться в Европе в конце XVIII века. Французский ученый Ф. Кене определил органическую связь налогообложения и народно – хозяйственного процесса. А. Смит выразил главную роль налогов в экономической системе общества следующим образом (1755г): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благополучия, нужны только мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей» [6].

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и вкладов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законодательством порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и денежные санкции, а также обязанности и ответственность, правительство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых, факторы политико-правового характера. 

Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов [12]. 

Политико-правовые характеристики налоговой системы отражают: 

1) соотношения в распределении хозяйственных функций, 

социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; 

2) роль налогов среди доходных источников бюджетов разных уровней; 

3) уровень контроля центральной администрацией за органами местной власти. 

Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей и задач системы налогообложении, а еще интересов ее участников. Участники налоговых правоотношений делятся на основные и факультативные, как показано на рисунке 1. 

Основные

Факультативные

1. Субъекты хозяйственной деятельности

1. Лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов

Налогоплательщики

Налоговые агенты

Банки

Сборщики налогов и сборов

2. Государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере

2. Лица, предоставляющие профессиональную помощь

Налоговые органы

Органы государственных внебюджетных фондов

Таможенные органы

Финансовые органы

Представители

Налоговые консультанты



3.  Правоохранительные органы



Органы Федеральной службы налоговой полиции



4. Лица, предоставляющие необходимые данные



Нотариусы

Регистрационные органы

Органы лицензирования



5. Лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля



Нота

риусы

Судьи

Регистрирующие органы

Процес суальные лица



Рисунок 1 – Участники налоговых правоотношений



В общем, система налогообложения должна: 

- обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов; 

- оказывать влияние за счет регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и структуру производства; 

- обеспечить с помощью социальной функции перераспределение 

общественных доходов между различными категориями граждан и т. п. 

За счет этого действия налогоплательщика характеризуются: 

- осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием социальной необходимости уплаты налогов; 

- интенсивными и направленными действиями на снижение налоговых платежей; 

- волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при несоблюдении законодательства. 

Стремление налогоплательщика уменьшить отчисления в бюджет порождает ответную реакцию со стороны государства. В данной ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются: 

- действиями, направленными на защиту своих экономических интересов, наполнение доходной части бюджета; 

- действиями, направленными на сопротивление уклонению от уплаты налогов, на выявление случаев противозаконной «налоговой экономии»; 

- действиями, связанными с применением налоговой ответственности за несоблюдение законодательства о налогах и сборах [10]. 

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными взаимоотношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему необходимо определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только с помощью налогов. Исходя из этого, минимальный объем налогового бремени определяется суммой затрат страны на выполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налогообложение – это система распределения прибыли между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги предполагают собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги выступают важным звеном финансовой политики страны в современных условиях.

Основные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Суть определенности заключается в том, что порядок налогообложения устанавливается предварительно законом, так что объем и срок уплаты налога известен заранее. Государство так же устанавливает меры взыскания за невыполнение данного закона [19].

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Правительство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей считается одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики каждое государство широко применяет налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на отрицательные явления рынка.

На практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно анализировать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики. Взимается налог согласно определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может являться денежным и натуральным [19]. На рисунке 2 видны основные признаки и виды налогов.  



Классификации налогов





По способу взимания

Прямые налоги



Косвенные налоги



По органу, устанавливающему налоги

Федеральные налоги



Региональные налоги



Местные налоги



По целевой направленности введения

Общие налоги



Целевые налоги



В зависимости от субъекта-налогоплательщика

Налоги с физических лиц



Налоги с юридических лиц



Смежные налоги



По уровню бюджета, в который зачисляется налог

Закрепленные налоги



Регулирующие налоги



Включаемые в себестоимость



По способу отображения в бухучете и финансово-экономической целесообразности

Включаемые в цену товара



Относимые на финансовые результаты



Удерживаемые из доходов работника





По срокам уплаты

Срочные налоги



Периодично-календарные налоги



Рисунок 2 – Классификация налогов по видам и признакам



В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном, как показано на рисунке 3.  Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты [22].



Специальные налоговые режимы

Местные

Региональные

Федеральные налоги и сборы





Единый сельскохозяйственный налог;



Единый налог при упрощенной системе налогообложения;



Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;



Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

НДС;

Акцизы;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль организации;

НДПИ;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами живого мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов;

Государственная пошлина.



Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество организации;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.























Рисунок 3 – Налоги и сборы в Российской Федерации



Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости и т.д.

Говоря о налоговой системе необходимо также рассмотреть принципы налогообложения, которые показаны на Рисунке 4.





Принципы налогообложения





Юридические

Организационные

Экономические





принцип нейтральности

принцип справедливости



принцип единства налоговой системы

принцип установления налогов законами



принцип подвижности (эластичности)

принцип эффективности



принцип отрицания обратной силы налогового закона



принцип стабильности

принцип соразмерности



принцип налогового федерализма

принцип приоритетности налогового законодательства



принцип гласности

принцип учета интересов



принцип однократности обложения

принцип наличия всех элементов в законе

принцип множественности





Рисунок 4 – Основные принципы налогообложения РФ



Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем более уверенно чувствует себя предприниматель: он может заранее и довольно точно продумать, каков будет эффект реализации той или иной проведенной сделки, финансовой операции. 

Выделяют 4 функции налогов: фискальная; регулирующая; социальная; контрольная.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для абсолютно всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации этой функции на практике создаются государственные финансовые ресурсы и формируются материальные условия с целью функционирования государства. Главная задача выполнения фискальной функции — обеспечение стабильной доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием наиболее широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного влияния страны на экономические и общественные процессы. Эта функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция дает возможность регулировать доходы различных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Социальная функция налогов непосредственно связана с фискальной и регулирующей функциями с помощью условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной поддержки поступать к малообеспеченными слоям населения.

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных соотношений в процессе создания и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается результативность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется потребность внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику [16].

Налоговая система - наиболее активный двигатель государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений. Экономическая безопасность напрямую связана с безопасностью налоговой системы, представляющей ее важнейшей составляющей и несоблюдение которой приводят к экономическим и социальным угрозам: это прежде всего экспорт денежных средств, наличие «теневой» и «серой», не до получение налогов, так называемые налоговые недоимки.

Стабильность предполагает эволюционное преобразование налоговой системы, направленное на обеспечение гарантированного максимума налоговых поступлений при соблюдении законных финансовых, общественных и иных интересов и прав абсолютно всех субъектов налоговых отношений. Стабильность системы налогообложения Российской федерации, как способность налоговой системы в достаточной степени самостоятельно поддерживать постоянство налоговых процессов, ее развитие, чувствительность и безопасность предусматривает формирование надежных условий и гарантий эффективного выполнения задач по сбору налогов, сдерживание угроз, способных ослабить налоговую систему, а кроме того создание хорошего климата при взаимодействии с налогоплательщиками.

Стабильность системы налогообложения определяет безопасность составляющих ее элементов, внутренних и внешних взаимосвязей, способных противостоять возмущениям. Она дает возможность оценить достаточность защищенности налоговой системы (способность противостоять общественно-политическим, экономическим, налоговым, информационным, криминальным и др. угрозам внутреннего и внешнего характера), а также является универсальным инструментом для рассмотрения проблем налоговой безопасности на макроэкономическом уровне [15].

Исходя из выше сказанного, очевидно, что налоговая среда требует формирования институтов, которые обеспечивают рост бюджетных доходов и регулирование экономических процессов. При этом налоговая безопасность подразумевает не только борьбу с уклонением с уплаты налогов и вывод экономики из тени, но и увеличение качества налогового управления.





1.2 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы



По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в законодательство, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете и внебюджетных фондах, перераспределительный характер бюджетно-налоговой системы, не побуждают власти регионов к активной экономической политике, направленной на развитие, в т.ч. региональной инфраструктуры, не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому, поскольку множество субъектов налога– юридических лиц, производителей товаров, оплачивает налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации [29].

Выделяют ряд проблемных моментов в функционировании налоговой системы России:

1) переоценивание роли налога на прибыль, от уплаты которого можно уклониться, зная особенности налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты. В зависимости от вида и формы предприятия, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.

2) сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, формирование фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов и неналоговых поступлений, и в принципе их формирование производится из одних и тех же налоговых источников. 

3) в законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальные прибыли.

4) необоснованное большое количество налогов и сборов – при этом многие налоги по своему назначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.

5) взимание одновременно нескольких видов налогов с одного объекта налога. Например, с товара, продаваемого на рынке, взимается и НДС, и акциз. Их природа одна и та же, но налог взимается дважды, что противоречит принципу двойного налогообложения.

6) необоснованность введения и взимания НДС со всех видов товаров, работ и услуг с достаточно большой налоговой ставкой в 18 %. Например, покупка изделий из драгоценных металлов не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.

7) бессистемность и поспешность внесения изменений, поправок, введения или отмены новых видов налогов и сборов характеризует налоговую систему России как нестабильную, что делает непредсказуемыми бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. 

8) налоговая система является сложной, противоречивой, запутанной, отягченной большим числом налогов, сборов и платежей. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. 

Налоговая система Российской федерации является одной из наиболее громоздких в мире, что делает её функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, однако и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. 

10) налоговая система РФ не имеет национальной окраски, копирует западные модели, хотя и содержит свои характерные черты:

- не обеспечивает максимально положительный налоговый режим для вложения инвестиций в экономику не только частных лиц, особенно российских инвесторов, однако и государств-инвесторов в целом;

- стимулирует уход субъектов налога с налогового бремени, что приводит к уменьшению социальных платежей и пополнению внебюджетных фондов;

- из-за низких доходов большинства населения не происходит развития среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переводу налогов в производственную сферу и не способствует её формированию;

- неправомерно и неравномерно делится налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися с уплаты налогов отдельными субъектами налога;

- ежемесячная и поквартальная система уплаты налогов и сборов по большинству видов платежей приводит к «вымыванию» собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, никак не давая им возможность развиться;

- противоречивость, трудность и запутанность многочисленных инструкций, предписаний и разъяснений налоговой и таможенных служб усложняет работу финансовых и бухгалтерских служб предприятий;

- недостаток методов, программ и алгоритмов расчетов налогов сводит на нет процессы автоматизации планирования, сбора, обработки и хранения налоговой информации.

Налоговая система нашей страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, никак не дают ожидаемого результата. 

Одной из главных трудностей реформы нашей налоговой системы является то, что в ней нет комплексности, изменения зачастую фрагментарны, не предусматривают специфику российского хозяйства. При внесении изменений в налоговое законодательство не прогнозируются результаты, которых можно ожидать в других секторах экономики.







1.3Сравнительный анализ налоговых систем в РФ и зарубежных стран



Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).

С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

- применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;

- масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;

- специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы.

Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90% расходов. Тем не менее главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70%) остаются субсидии федерального бюджета.

Реализацию отраслевого потенциала рассматриваемой налоговой системы также нельзя признать существенной. Она ограничена различными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей, а также достаточно редкими налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям в порядке компенсации за истощение недр.

Конкурентный потенциал системы налогообложения США задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:

- прогрессивное налогообложение доходов корпораций, которое предполагает увеличение ставок налога на прибыль при росте налогооблагаемой базы;

- использование налогов на сверхприбыль, то есть специальных ставок налога (которые могут достигать 90%) в случае, если прибыль хозяйствующего субъекта значительно выше среднеотраслевой.

Практическая реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:

- подоходный налог, за счет которого формируется более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же для налоговых доходов штатов;

- отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо-субъект хозяйствования) рабочие (этот платеж населения составляет более 15 % доходов федерального бюджета).

Необходимо отметить и то, что в условиях переноса основного налогового бремени на население представляется объективно оправданной сложная система исчисления соответствующего налогооблагаемого дохода, включающая возможность исключения (полного или частичного) определенных видов доходов, скользящий необходимый минимум дохода, ряд индивидуальных (для отдельных категорий населения) налоговых льгот, а также специфическая шкала ставок налога, три ступени которой предполагают их повышение, а четвертая (для самых высоких доходов) - понижение с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.

При этом налогообложение юридических лиц (хозяйствующих субъектов) в рассматриваемой системе ограничено применением таких налогов, как:

- налог на прибыль корпораций (около 9% доходов федеральногобюджета и в среднем не более 5% доходов бюджетов штатов);

- налог на доходы от продаж и капитальных активов;

- налог штатов на деловую активность, определяемую размерамикапитала и оборотом.

Последние два налога не имеют существенного финансового значения, а несут регулирующую нагрузку.

Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей собственного потребления налогом не облагается. Федеральный налог (по ставке до 50% стоимости) применяется только в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Важной характерной чертой системы налогообложения США является

незначительная роль, которую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж по отдельным штатам колеблется от 0 до 8%.

Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.

Экономическая функция данной системы налогообложения проявляется следующим образом.

Инвестиционный потенциал системы налогообложения Германии предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов. 

Региональный потенциал данной налоговой системы также проявляется более значимо, чем в США, так как включает следующие механизмы:

- избирательное региональное налоговое стимулирование инвестиций, например в экономику восточных земель;

- субсидии в виде общих федеральных налоговых льгот, предоставляемых региональным бюджетам;

- горизонтальное выравнивание бюджетных доходов, обеспечивающее прямое, без задействования федерального центра, перераспределение налоговых доходов развитых в экономическом отношении земель в пользу более слабых.

Отраслевой потенциал анализируемой системы налогообложения используется примерно так же, как в США, и ограничивается льготным налогообложением и предоставлением субсидий и дотаций предприятиям в основном сельского и лесного хозяйства.

Конкурентный потенциал налоговой системы Германии следует оценить как более высокий, чем североамериканский, поскольку он включает такие принципиальные составляющие, как:

- прогрессивное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, причем более строгое, чем в США;

- жесткую систему налогообложения сверхприбылей;

- систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор), что представляется весьма важным для формирования условий конкурентного равенства.

Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.

Подоходный налог с физических лиц, обеспечивая около 30% налоговых доходов федерального бюджета, имеет прогрессивный характер. Его максимальная ставка составляет более 50% доходов физических лиц. Методика расчета этого налога также сложна, как и, например, в США, но количество предусмотренных налоговых льгот и вычетов из налогооблагаемой базы меньше.

Кроме подоходного налога, граждане Германии делают социальные отчисления в размере около 7% начислений заработной платы (половина общего объема).

Налогообложение доходов юридических лиц включает следующие основные виды налогов:

- налог на прибыль, предельная и широко распространенная ставка которого составляет 50%;

- социальные выплаты, которые наниматель производит работающим гражданам;

- промысловый налог, которым облагаются определенные виды деятельности (в том числе торговля), базой для исчисления которого являются одновременно прибыль и стоимость основных фондов предприятия (распространенные ставки составляют 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов).

В целом налоги на доходы юридических лиц обеспечивают приме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%