VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие музейной педагогики в г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003855
Тема: Развитие музейной педагогики в г
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Исторический факультет
Кафедра Всеобщей истории



Современная музейная педагогика 
(на примере деятельности школьных музеев г. Екатеринбурга) 
Выпускная квалификационная работа



Исполнитель:
Ткаченко Алла
Александровна
Студентка V курса
Группа БП-51.






Екатеринбург 2017
Содержание

Введение	3
Глава 1. Тенденции развития современной музейной педагогики	16
1.1. История возникновения музейной педагогики	16
1.2. Классификация школьных музеев и их отличие от других музеев	23
1.3. Развитие музейной педагогики в г. Екатеринбурге	33
1.4. История появления и развития школьных музеев в г.Екатеринбурге.….46
Глава 2. Практическая деятельность школьных музеев г.Екатеринбурга	43
2.1. Развитие патриотического воспитания	43
2.2. Развитие исторического воспитания	52
2.3. Работа по воспитанию толерантности и культурных ценностей	59
2.4. Развитие этнографического воспитания…………………………………..64
2.5. Разработка проекта внедрения школьного музея в образовательный процесс	66
Заключение	69
Приложение………………………………………………………………………73
Список источников и литературы:	79








Введение
     
     Актуальность темы. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с гостями музеев, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании. Именно музейная педагогика располагает тем, что выше всей конкуренции – она помощник в решении воспитания культурной личности ребенка: поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, познакомит с истинными ценностями. Включение музеев в школьный образовательно-воспитательный процесс помогает полноценно воспринимать экспозиционную информацию. Это возможно при максимальной подготовленности учащегося к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.
     Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями Российских образовательных учреждений независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»1. Задачей музеев, в том числе и школьных, является сбор предметов - уходящих, невосполнимых. Собрать и сохранить изделия прошлого - это программа минимум для любого музея.
     Школьные музеи становятся для учащихся центрами как формального, так и неформального образования. Они строят свою работу на взаимодействии с учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территории, культурным потенциалом региона.
     Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определённых случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.
     Рассматривая школьные музеи г.Екатеринбурга, в первую очередь мы обратились к общему обзору и провели классификацию этих музеев. В эту классификацию входят такие музеи, как:
* Исторические музеи. К их числу относятся военно-исторические, музеи боевой славы, музеи трудовой славы, музеи дружбы народов (интернациональные), истории школы, археологии и этнографии.
* Естественнонаучные музеи. К их числу относятся ботанические, зоологические, географические, геологические, музеи охраны природы.
* Литературные музеи. Рассказывающие об известных писателях и их связях с местным краем, а также писателей-земляков, ярко отобразивших в своих произведениях родной край. В них собраны произведения известных писателей и документы, свидетельствующие об их связях с местным краем.
* Музеи, создаваемые в память о выдающихся событиях или расположенные на месте событий, или в памятном здании, независимо от профиля, называются мемориальными.
          В школьной практике иногда совершенно не правомерно музеем называют лишь собрание копий документов, репродукций картин, наглядных пособий, оформленных выставок и уголков. Конечно, подобного рода выставки имеют известную познавательную и воспитательную ценность, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание темы и соответствовать профилю.
     Актуальность выбранной темы исследования музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме, как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Именно школьный музей в полной мере дает возможность для формирования гражданской самореализации, воспитании патриотизма, выступающего в единстве духовности и социальной активности личности. 
     Свое мнение по поводу важности создания и развития школьных музеев в г. Екатеринбурге высказала начальник Управления образования Администрации города Екатеринбурга Екатерина Сибирцева: «Школьные музеи выполняют важную задачу по воспитанию подрастающего поколения, сохраняют память о малой родине, где растет ребенок, где формируется его личность. Дети, которые занимаются в музейных проектах, учатся работать с источниками, составлять доклад, готовить информацию для проведения экскурсии. В каждом музее есть своя изюминка, вокруг которой строится экспозиция. Это может быть история самого учебного заведения, эпизодов Великой Отечественной войны, социального партнерства школ и промышленных предприятий. Школьные музеи сегодня в тренде, их становится больше с каждым годом».2
     Объектом исследования - современная музейная педагогика. 
     Предметом исследования - школьные музеи как часть системы музейной педагогики г. Екатеринбурга.
     Цель дипломной работы: выявить  потенциал школьных музеев г. Екатеринбурга в рамках образовательного пространства и при реализации ФГОС.
     Задачи исследования:
     1) рассмотреть музейную педагогику как часть современного образовательного процесса;
     2) изучить программы для школьников, реализуемых в школьных музеях Екатеринбурга;
     3) обосновать классификацию школьных музеев Екатеринбурга; 
     4) проанализировать деятельность школьных музеев Екатеринбурга в сфере гражданского, патриотического, культурно-исторического и этнографического воспитания.
     Территориальные рамки исследования охватывают территорию г. Екатеринбурга. В ходе проведенного исследования нами проведено изучение школьных музеев на территории этого города.
     Хронологические рамки работы охватывают период с 1926 года (открытие наиболее раннего школьного музея)  по настоящее время. В эти годы в России произошли и продолжают происходить серьезные изменения в отношении к школьным музеям, которые стали рассматриваться не просто как дополнительный элемент образовательно-воспитательного процесса, но и как составная часть основного образовательного процесса и системы дополнительного образования.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции музейной педагогики, ориентированные на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию (Н.И. Решетников3, Н.И. Романов4); исследования в области основ социокультурной образовательной деятельности отечественных музеев (М.Б. Гнедовский5, Б. А. Столяров6), теории музейной педагогики, рассматривающие музейную экспозицию как наглядную форму художественно-эстетического обучения (Н.Г. Макарова7, Е.Б. Медведева М.Ю. Юхневич 8); 
     В работе использованы следующие методы исследования: 
* анализ (разделение школьных музеев на классы и их изучение), 
* синтез (объединение отдельных элементов школьных музеев в одно целое),
* аналогия (выявление сходств  изучаемых явлений по определённым признакам), 
* обобщение (рассматривались школьные музеи г. Екатеринбурга для того, чтобы сделать общий вывод об их деятельности), 
* классификация (разделение образовательных программ школьных музеев на определенные группы в соответствии со спецификой музея),
* анкетирование (анкеты для работников школьных музеев, для учеников и родителей),
* историко-генетический метод (последовательное обнаружение свойств, функций и изменений музейной педагогики в процессе ее исторического движения),
* историко-сравнительный метод (установление сходства в деятельности всех изученных школьных музеев г. Екатеринбурга).
Источниковая база.  В дипломной работе использована классификация источников Л.Н.Пушкарева.9 К основным источникам изучения темы относятся письменные источники, среди которых мы можем выделить несколько групп: 
* законодательные акты (закон «Об образовании»10, учебная программа по истории; Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»11; Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №312; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»13; Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»14; «О Концепции развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года»15, Закон Свердловской области от 27.12.2004 года № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области»16; Постановление Правительства Свердловской области от 26.02.2013 года № 224-ПП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Свердловской области»17).
     Проанализировав законодательные акты по нашей теме, мы пришли к выводу, что российская система законодательства призвана осуществлять одну из важнейших функций государства -  формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Именно поэтому изучать музейную педагогику невозможно без документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, которые действуют в нашем государстве и регулируют отдельные сферы социальных отношений. 
* актовые материалы (Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»18; Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея; положение о совете школы, устав школы, программа развития школы);
     Изучив актовые материалы по нашей теме, мы пришли к выводу, что с помощью этих документов появляется возможность утвердить единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в школьных музеях.
* делопроизводственная документация, к которой отнесем  все отчетные документы на музейные предметы (акт приема предметов на постоянное (временное) хранение; книга поступления музейных предметов; книга учета основного фонда; книга учета научно-вспомогательного фонда; инвентарная книга), на экскурсии (тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии мероприятий), массовые мероприятия (книга учета массовых мероприятий), книга отзывов и предложений.
     На основе делопроизводственной документации и с учетом других нормативных документов руководство школьного музея, реставрационного или выставочного учреждения обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей, что позволяет структурировать всю документацию школьного музея и музейной деятельности в целом.
* Документы личного происхождения, к которым мы отнесем интервью, проведенные  с работниками школьных музеев, учителей школ, учеников и родителей.
     В интервью выяснялось собственное отношение работников школьных музеев г.Екатеринбурга, учителей, учеников и родителей к школьному музею, в чем они видят педагогический смысл создания школьного музея, как оценивают влияние музея на учеников. Учителя делились своими педагогическими наблюдениями и находками.
* периодическая печать (статьи авторов Юдиной Е.В.19; Серикова Ю.Б.20, Митриковской М. С.21).
     Эта группа работ отечественных авторов, в которых затрагиваются различные стороны зарубежного опыта по развитию социальных качеств личности средствами школьного музея. Чаще всего это зарисовки о деятельности отдельных зарубежных музеев (многие из них опубликованы в периодических журналах, например, «Мир музея»), имеются отдельные короткие заметки в опубликованных материалах конференций, а также некоторые стороны зарубежного опыта освещены в недавно изданных пособиях.
* научные труды (Н.И. Решетникова22, Н.И. Романова23, М.Б. Гнедовского24 и Б. А. Столярова25; философско-социологические труды Н.Г. Макарова26, Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич27);
     Значительная часть этих работ подробно рассмотрена в основной части дипломной работы, поэтому здесь можно ограничиться лишь указанием на некоторые общие черты, присущие этой литературе. Во-первых, в хронологическом плане нами привлечены работы по теме, начиная с дореволюционного периода и первых советских лет до трудов, появившихся в самое последнее время. Это позволило подойти к теме исторически, то есть проследить, как концепция воспитательного значения музеев развивалась, изменялась в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Во-вторых, тема современная музейная педагогика переплетается с такой дисциплиной, как методика преподавания истории. Так, если касаться школьных музеев, то можно сказать, что, по нашим наблюдениям, именно учителя истории чаще всего в той или иной форме курируют работу школьных музеев. 
     К вещественным источникам мы отнесем все музейные предметы, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью. Это орудия труда, предметы быта, обихода, утварь, украшения, предметы искусства, культа и другие предметы разнообразного назначения, которые содержат информацию о хозяйственной деятельности, бытовом укладе, социальной организации, эстетических и религиозных представлениях. Музейные предметы  дают не только знания, но и вызывает определенные эмоции. Эмоционально воздействуя на посетителя, музейный предмет вызывает к себе интерес и способствует углублению в изучении прошлого, исследованию своих исторических корней и, стало быть, становлению человеческой личности,
     Так же мы выделим группу изобразительных источников ( экспозиция Гимназии№5 г. Екатеринбурга « История музея в фотографиях»28, выставка фотографий «Гордость школы - ее традиции»29, экспозиция, посвященная Шмакову Геннадию Григорьевичу30, экспозиции школы №36: « К девяностолетию со дня рождения М.П. Одинцова»31, сменные экспозиции ко Дню Победы32, сменная экспозиция ко Дню космонавтики33, сменные экспозиции ко Дню Защитников Отечества34). Изобразительные источники в отличие от других видов источников содержат информацию, закодированную в определенных зрительных образах. Она является так же сложной, как и любая другая ключевая информация (может быть открытой, закрытой, скрытой и т.д.). Комплексное исследование, извлечения и использования информации изобразительных источников позволяет нам не только дополнить и проиллюстрировать определенные факты, что также является важным для научного исследования, но и взглянуть на них в буквальном смысле этого слова.
     Историография данной темы. Зарождение музейной педагогики связано с именем А. Лихтварка35. Своей практической деятельностью он немало способствовал распространению просветительской работы в области искусства, ибо был убежден в том, что музей, как и школа, является местом обучения. Воплощая на посту директора Гамбургского художественного музея Кунстхалле лозунг «Искусство - в жизнь», А. Лихтварк всей своей многогранной деятельностью стремился избавить музей от рутины. 
     Накопленный к началу XX в. опыт образовательной деятельности в немецких музеях позволил одному из создателей Немецкого музея шедевров естествознания и техники в Мюнхене Г. Кершенштайнеру написать книгу «Теория образования»36 (1926). В ней он обосновал необходимость организации деятельности немецких музеев по педагогическому принципу и обозначил пути осуществления этой цели.
     С начала 1920-х и в 1930-е годы в Германии на первый план выходят проблемы взаимодействия музея и школы. Тогда же в Майнце было издано методическое пособие Г. Кленка под названием «Музей и школа»37 (1927), включив в учебные планы описание римско-германского музея этого города, с методикой использования его коллекций в преподавании истории.
     Большую роль в разработке обозначенной проблемы сыграла книга Г. Фройденталя «Музей - Народное образование – Школа»38 (1931). В ней автор утверждал, что сперва необходимо уяснить сущность различия между музеем и школами и границы их возможностей, и лишь после этого - планировать совместную работу. Также, именно в этой книге, Г.Фройденталь впервые употребил термин «музейная педагогика».
     Поскольку СССР  в течение длительного времени имела тесные связи с Германией и в той или иной степени испытывала на себе ее культурное влияние, образовательная деятельность отечественных музеев во многом аналогична вышеописанному немецкому опыту.
     Труды А. Лихтварка были хорошо известны советским специалистам того времени. Они оказали безусловное влияние на те процессы формирования теоретических и практических аспектов музейной педагогики, прежде всего в среде художественного музея, которые развивали Н. И. Романов, Ф. И. Шмит и,особенно, А. В. Бакушинский.
     Наряду с этим следует отметить влияние на отечественных исследователей и воззрений известного философа, представителя русского космизма Н. Ф. Федорова, который считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. Выдающийся русский философ выделял три основные функции музея: исследование, учительство и деятельность. Он считал, что только их совокупная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал.
     Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием "Экскурсионного вестника", специальный выпуск которого за 1916 год был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству»39. В ней автор высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию.
     Большой вклад в развитие музейной педагогики внес А. В. Бакушинский40. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс А.В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Резко выступая против иллюстративного подхода рассмотрению произведения искусства, он утверждал необходимость акта сопереживания в процессе восприятия, считая, что если художественное произведение является символом, который выражает творческое действие художника, то подобное творческое действие оно должно пробудить и у зрителя.
     В 1923 году в Харькове была опубликована работа Ф. И. Шмита «Искусство как предмет обучения»41, в которой рассматривались цели и задачи эстетического воспитания детей. Понимая искусство как активную психическую деятельность, автор ратовал за его включение в школьную программу, видя в нем средство, которое способствует формированию творческой личности. Утверждая приоритет воспитательной функции над образовательной, Шмит считал, что, создавая условия для нормального психического развития, школа готовит ребенка, как к процессу активного познания мира, так и к продуктивному применению знаний в практической жизни.
     В целом, процесс обучения, по мнению ученого, должен опираться на закономерности естественного (природного) развития ребенка, и по этой причине начальное обучение должно быть не чем иным, как активным процессом накопления жизненного опыта, который включает сенсорные и эмоциональные впечатления, переживание ребенком его взаимодействия с окружающим миром. Ф. Шмит считал, что «детей нужно воспитывать не в тесном душном классе, а везде: в живой природе, во всевозможных мастерских и повсюду, где дети могут почерпнуть полезный опыт»42.
     Данная установка позволила Ф. Шмиту сделать вывод о том, что для детей младшего возраста основным методом и средством обучения является искусство. Подобно А. Лихтварку и Н.И. Романову, он отрицал возможность изучения истории искусства в художественном музее (особенно в младшем возрасте). Отдавая приоритет природе перед искусством, он полагал, что восприятие работ профессиональных мастеров и посещение музея навязывает детям новые художественные формы и стереотипы восприятия, которые опасны для творческого развития.
     В нашей стране понятие музейной педагогики стало употребляться с начала 70-х гг. и постепенно получило всё большее распространение. Конечно, у нас не дошло до создания музейно-педагогических центров и комплексов, как это сделано на Западе, особенно в Германии, но и в бывшем СССР в начале 80-х гг. обозначились изменения в образовательной концепции музея: музейная аудитория воспринимается как участник коммуникативного процесса, рассматриваются проблемы культурно-образовательной деятельности. В 90-х гг. музейная педагогика стала своеобразной рамкой сотрудничества учреждений образования и культуры, так как стало понятно, что «в школах не хватает культуры, а в музеях – образования»43. После осознания этого бесспорного факта и началось продуктивное сотрудничество музеев и школ.
     Свое внимание мы акцентируем на работах современных авторов, таких как Т. А. Кудриной, Н. В. Шалаховой, И. М. Косова, О. В. Лысикова, Т. Ю. Юренева, которые рассматривают проблемы типологии музеев, их функции, музейную деятельность, а также теорию школьных музеев.
     «Музей и школа»44 под редакцией Т. А. Кудриной, авторы рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом и интернациональном, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. В книге даются подробные рекомендации по вопросам взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывается об условиях создания школьных музеев, их месте в учебном процессе. «Музей и школа»45 под редакцией Н. В. Шахаловой, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей-школа».
     «Музей в культурной жизни края»46 под редакцией Косова И. М., рассказывает о том какая ответственная миссия возложена на всех работников культуры, интеллигенцию, от деятельности которых в значительной степени будет зависеть возрождение страны. Видное место в этом процессе должны занять музеи, хранящие предметы человеческой памяти. Они активно могут служить человеку, расширяя его кругозор, укрепляя дух, закладывая основы нравственности, углубляя осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков.
     «Музеи России»47 под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями – музейными экспонатами.
      «Музееведение»48 под редакцией Юренева Т. Ю., книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга.
      «Музей в мировой культуре»49 под редакцией Юренева Т. Ю., впервые комплексно исследуется музей как феномен мировой цивилизации. Автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, показывает роль и место музея в каждой конкретной исторической эпохе, прослеживает эволюцию музейных учреждений. Историко-краеведческую деятельность рассматривают такие авторы как: Г.Е. Корнилов, В.В. Козлова, В.В. Титова. Вопросы музейной педагогики рассматривает Е.Г. Ванслова, Н.И. Зограф дает рекомендации по разработке экскурсий. 
     Таким образом, по теме музейная педагогика существует обширный круг исследований, но специальных работ о том, как школьные музеи г. Екатеринбурга реализуют свой потенциал в рамках образовательного пространства и при реализации ФГОС, не было. Это позволяет говорить о том, что тема дипломной работы еще не была предметом пристального внимания учёных.  
     Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что в школьном музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о молодежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений.
     Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть и достигают значительных результатов. Примером такого сотрудничества может быть работа музея и школы по развитию краеведческого движения школьников. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразны формы краеведческой деятельности: это и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения, и походы по местам боевой, революционной и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок.
     Значительно обогащают функциональное предназначение школ по образовательной и воспитательной деятельности конференции по краеведению, организуемые силами учителей и учащихся, экспедиционная работа со школьниками, которая пополняет музейные коллекции школ (по историческим, природным и памятным местам края). Различные формы собирательской деятельности, приводят, в конце концов, к созданию содержательного школьного музея.
     Научная новизна работы заключается в обстоятельном анализе главных функций, содержания форм и методов деятельности школьного музея. Мы освещаем широкий круг проблем совершенствования образовательного процесса, интегрированного в комплексе музейной работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся, аналитического мышления, индивидуализации в изучении школьной программы в тесной связи с практикой и определением профессионального интереса.
     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, выявляется проблема и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития современной музейной педагогики. Вторая глава посвящена изучению музейной педагогики как средство реализации ФГОС в школьных музеях г.Екатеринбурга. Заключение, где сделаны выводы по данной проблеме. Список литературы и приложения.
     
     


Глава 1. Тенденции развития современной музейной педагогики

1.1. История возникновения музейной педагогики
     
     Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в конце XIX века в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн). Е. Б. Медведева, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечает, что она первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. Гамбургский художественный музей стал колыбелью музейной педагогики, а ее «отцом» - директор музея, школьный учитель А. Лихтварк (1852-1914гг.). Впервые введя понятие «музейные диалоги», Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики, цель которой - развить умение творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника50.
     С возрастанием социальной роли музеев в обществе в 60-е годы XX века (так называемый «музейный бум») музейная педагогика начала формироваться и как особая отрасль знаний и исследований. Образовательная функция музея стала рассматриваться как одна из его основных функций. В нашей стране термин «музейная педагогика» стал употребляться с 70-х годов XX века. Возникла необходимость в музейном специалисте, который был бы способен помочь зрителю вступить в диалог с памятником культуры, произведением искусства. Для этого необходимо знать не только основы мировой художественной культуры, историю искусства, но и психологию, владеть педагогическим мастерством. Такого специалиста называют музейным педагогом, а область приложения его труда - музейной педагогикой.
     Музейная педагогика изучает историю и особенности культурно-образовательной деятельности, методы воздействия музея на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями. Это особый раздел педагогической науки и область научно-практической деятельности музея, в содержание которой входит передача культурного опыта в условиях музейной среды51. 
     Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в Научно-исследовательском институте культурологии, когда М. Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации.52 Б.А. Столяров определяет музейную педагогику как междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды53.
     На развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М. М. Бахтина и В. С. Библера. Музей становится местом осуществления культурно-исторического диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями. Педагогика музея основана на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства и памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель музея приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.
     Центральным для этой отрасли педагогического знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации - осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение выявить в реальной жизни предметы музейного значения.
     Объект музейной педагогики - это культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, способствующие развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями в условиях музейной среды. Посетитель музея рассматривается не как объект образовательного воздействия, а как участник диалога. Предмет музейной педагогики - исследование сущности, закономерностей и методов музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями.
     Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, музей создает уникальное художественно-временное пространство и «погружает» зрителя в культуру (искусство) прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая широкие слои зрителей в диалог с ними. Е. Г. Ванслова отмечает, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь человеку стать творческой личностью, сформировать такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она включает ребенка в сферу культуры. Роль музейного педагога возрастает при движении целевых педагогических задач от просветительства к системному многоуровневому образованию музейными средствами, включающему формирование визуального мышления, художественного восприятия, музейной культуры и творческих начал.
     Задачи музейной педагогики:
     1. Приобщение к музею и музейной ку.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44