- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие мозаичного искусства в Европе и России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007936 |
Тема: | Развитие мозаичного искусства в Европе и России |
Содержание
4 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ12 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЗАИЧНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕРЬЕРЕ 15 1.1 Развитие мозаичного искусства в Европе и России15 1.2 Утилитарная и декоративная функции мозаики26 1.3 Инструменты и материалы, применяемые для создания мозаики29 1.4 Выразительные средства декорирования интерьера холла Музыкального театра Кузбасса имени А. К. Боброва 44 2. ДЕКОРИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА МУЗ. ТЕАТРА КУЗБАССА ИМ. А. БОБРОВА 2.1 Анализ объекта исследования, ознакомление с техническими требованиями 2.2. Творческий замысел декоративного панно 2.3. Этапы оформления, выбор материалов 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ИНТЕРЬЕРЕ МУЗ. ТЕАТРА КУЗБАССА ИМ. А. БОБРОВА В ГОРОДЕ КЕМЕРОВО» 48 3.1 Методико-аналитическая работа педагога профессионального образования при подготовке к учебному занятию48 3.2 План-конспект одного занятия (урока)59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ67 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ 70 ВВЕДЕНИЕ Монументальное искусство – это род изобразительного искусства, произведения которого обладают некоторыми отличительными особенностями, а именно: - важностью идейного содержания и обобщенностью форм; - произведения создаются для конкретной архитектурной среды; - и являются пластической или смысловой доминантой архитектурного ансамбля. Среди великого множества техник монументально-декоративного искусства особое место отведено мозаике. Мозаичное изображение набирается из цветных кусочков на том месте, где оно и должно оставаться, или на отдельной плите, которая потом монтируется в стену. При обратном наборе цветные кусочки наклеиваются лицевой поверхностью на временную подкладку, которая потом удаляется, а набор переносится на стену. Материалы и техника мозаики – от дорогостоящей смальты до природных материалов растительного происхождения, используемых во флоромозаике – существенно расширяют диапазон возможностей художника. При этом ведущее место в выборе решений и осуществлении их принадлежит композиции. Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего тем, что мозаика не потеряла своей популярности в современном монументальном искусстве и широко применяется в архитектуре и интерьерах. Силу воздействия мозаики на архитектурную среду переоценить достаточно трудно. Для формирования современного интерьера с использованием мозаики необходимо изучение опыта использования произведений мозаичного искусства в архитектуре. Степень научной разработанности темы. Современная искусствоведческая литература по проблемам взаимодействия искусства и архитектуры довольно разнообразна и обширна, где с различных позиций, с разной степенью обобщения и широтой охвата проблем, рассматриваются вопросы синтеза искусств. Выделяются имена исследователей: Б. Р. Виппера, Г. П. Степанова, Е. Б. Муриной. Однако, как неоднократно отмечалось исследователями данного вопроса, проблемы взаимодействия частных видов и архитектуры ещё не разработаны и недостаточно были освещены как в отечественном, так и в зарубежном искусствознании. В специальной литературе существенное место отведено вопросам истории развития мозаики, современной практике использования мозаичного искусства в архитектуре и технологическим процессам производства. В то же время композиционные и декоративные возможности мозаики изучены мало. Это можно объяснить объясняется, на наш взгляд, прежде всего отсутствием единой аналитической системы. Разрозненный характер накопленной информации о декоративных и композиционных особенностях мозаичных творений затрудняет комплексное понимание процесса его синтеза с архитектурным пространством. Большинство источников имеют историко-хронологическую направленность, мозаика исследуются в контексте принадлежности того или другого стиля в искусстве. Вышесказанное повлияло на выбор темы выпускной квалификационной работы и определило её цель – исследовать отличительные качества и выразительные средства мозаики, проследить её место и путь развития в мировом художественном процессе, а также, на основе изученного, разработать декоративное панно для интерьера Музыкального тетра Кузбасса им. А.К.Боброва в городе Кемерово. Объект исследования – мозаика как один из основных видов монументального искусства. Предмет исследования – декоративное панно, выполненное в технике мозаики. Для раскрытия темы и осуществления цели предполагается решить следующие задачи: 1) Провести подбор и изучение основных источников литературы, составить библиографический список, обработать и систематизировать информацию по теме. 2) проведение анализа основных композиционных и технологических приемов реализации художественного замысла в процессе создания мозаичных композиций; 3) создание графического и образного решения декоративного панно с обоснованием идейного замысла; 4) разработка декоративного панно в технике мозаики. 5) создание методической разработки плана учебного занятия. Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: - системный (анализ, конкретизация, изучение и обобщение материала); - стилистический (выявление художественной выразительности, творческих приемов, индивидуальной творческой манеры); - частный (анализ литературы); - моделирование (разработка декоративного панно в технике мозаики). Выпускная квалификационная работа состоит из практической части и пояснительной записки, которые содержат следующие разделы: - теоретические аспекты исследования (история развития мозаики); - аналитический раздел исследования (выбор материала, разработка декоративного панно в технике мозаики); - методические аспекты исследования (разработка плана учебного занятия). В разделах дипломной работы представлен наглядный материал в виде рисунков. 2.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЗАИЧНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕРЬЕРЕ 2.1.1 Развитие мозаичного искусства в Европе и России Мозаика – от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы. Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок (рисунок 1.1). Это своеобразное мозаичное покрытие, расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного применения мозаики в городской среде. НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО СНОСКИ НА ИСТОЧНИКИ Рисунок 1.1 – Декорирование фасада. Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э. Раз уж делаешь рисунки в тексте, тогда нужно давать на них ссылки, как я сделала к рисунку 1.1. Можно сделать сквозную нумерацию по тексту от 1 до последнего рисунка, не привязываясь к номеру главы. Или оставь, как есть, только следи за правильностью нумерации. В СПИСКЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ потом впишешь только подрисуночные подписи, например: 1.1. Декорирование фасада. Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э. 1.2. Фрагмент римской мозаики, Зевгма, Турция … 3.1. Подрисуночная подпись Подрис. подпись под рисунком делается ПО ЦЕНТРУ БЕЗ АБЗАЦА Наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность. Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан. узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении мозаики в античном интерьере. Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство. Рисунок 1.2 – Фрагмент римской мозаики, Зевгма, Турция Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века. В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль. В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались «тиссеры». В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как римская мозаика. Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых. Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального. Византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна. Это купола, ниши и стены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер. Рисунок 1.3 – Византийская мозаика. Архангел Михаил. Церковь Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик – смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые. Смальта – это глушеное непрозрачное стекло. Она практически не подвержена старению и естественному разрушению. Поэтому в Византии мозаики часто называли «вечной живопись». Смальта – искусственный материал, полученный не из природы, а созданный человеком в результате технического поиска. Она варится в печах, как и всякое стекло, а потом, выливаясь из тигеля на горячую чугунную «сковородку» застывает, приобретая свободную форму или же формуется в плоский прямоугольник. В дальнейшем она колется на модуль из которого собственно и набирают мозаику. Величина модуля определяется задачами, которые решают художники-мозаичисты. Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах. В период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской, по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых складывается мозаика, разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне. Рисунок 1.4 – Флорентийская мозаика в технике Pietre Dure (инкрустации цветным мрамором, драгоценными или полудрагоценными камнями в каменном основании) Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно. По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой. Рисунок 1.5 – Классическая мозаика Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней, выработав общий принцип традиционной классической мозаики. На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим. Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки, который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм, ампир, барокко, неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна. Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия. Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый «неправильный» вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного. Рисунок 1.6 – Стиль модерн в мозаике Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди, его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру. Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки. В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее. НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО СНОСКИ НА ИСТОЧНИКИ Рисунок 1.7 – Мозаика Собора Софии Киевской, 1037 год Российская мозаика. История мозаики в России. Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской, чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад (рисунок 1.7). Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила, набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма. В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал мозаичное полотно «Полтава» и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития. НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО СНОСКИ НА ИСТОЧНИКИ И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики. Созданная для этого при Академии художеств мозаичная мастерская использовала, в том числе и рецептуру изготовления смальт, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль. Так храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови, является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры. В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народа – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих, но принижало сакральную ценность мозаики. Рисунок 2.8 – Мозаика В.Фролова по эскизам А.Дейнеки. Метро Новокузнецкая Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте. Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкой школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов. И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы. Современная мозаика, как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ. Мозаика по-прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды. 1.2 Утилитарная и декоративная функции мозаики НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО СНОСКИ НА ИСТОЧНИКИ Композиция – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п. Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое. [15, стр. 23] Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра. Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства и добиться их образной и эмоциональной выразительности. Композиция – это не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения. Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей человеческого восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают для глаза определенный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры. [15, стр. 87] Настоящее произведение искусства всегда несет в себе черты новаторства, неповторимости решения темы, оригинальный авторский почерк. Оно характеризуется новизной, неожиданностью пластического мотива, открытого, увиденного художником в жизни. Когда найден пластический мотив, достойный отражения в монументальных формах, начинается поиск конструктивной идеи композиции, рассчитанной на эмоционально-зрительное восприятие на расстоянии. Здесь с особой силой проявляется закон целостности монументального искусства, имеющего свой точный адрес – определенную окружающую силу. Композиционный закон целостности для произведения монументального искусства особо важен, ибо он обеспечивает восприятие его со значительного расстояния. Так как с большого расстояния мелких форм не увидеть, в монументальном искусстве количество деталей незначительно. В то же время оставляемые детали обобщаются, форма их несколько упрощается. Основные объекты также моделируются в более обобщенной форме. Все это требует ясности и лаконизма композиции, рисунка, цветовых масс, продуманности ракурсов и перспективных планов. В рамках этих общих требований возможно большое разнообразие художественно-композиционных решений. Выразительность, действенная сила композиции во многом зависят от умения художника пользоваться контрастами как сочетанием противоположных категорий. «Контраст противопоставление – движущая сила композиции. Контрасты характеров, состояний, величин: контрасты близкого и далекого, света и тени, объема и плоскости – составляют ту область, от которой зависит энергия, воздействующая сила, выразительность композиции. Отсутствие же контрастов, сочетание в композиции подобных элементов инертно, вяло и порождает серое, скучное, нехудожественное произведение. В конструктивной идее мозаики, в композиции должны быть заложены контрасты силуэтов, различных фигур и предметов, узнаваемых с большого расстояния. В мозаике часто используется низкий горизонт, позволяющий выделить предметы, находящиеся на первом плане, по величине и значению. Интервалы между намеренно укрупненным ближним изображением и подчиненными ему элементами образуют пространственные планы – ход в глубину. Приближенный к зрителю предмет дает возможность масштабно показать его пластические качества, усилить смысловую значимость. В этом же направлении призваны работать и цветовые контрасты. [19, стр. 124] Основным средством эстетизации сооружения является нераздельность монументальных форм изобразительного искусства и архитектуры. Поэтому создание мозаично панно вне связи с архитектурой немыслимо. Правильным выбором расположения мозаики можно заставить по-новому зазвучать весь архитектурный образ помещения. При выборе той или иной плоскости, на которой планируется разместить мозаичное панно, необходимо учитывать характер освещения, размеры помещения, особенности отношения панно к другим составляющим интерьера. Соблюдая эти особенности можно добиться эффекта полного взаимодействия мозаики с плоскостью стены, чтобы они стали неразделимы и как бы растворялись дуг в друге. Это главное, к чему должен стремиться в своем творчестве художник-монументалист. 1.3 Инструменты и материалы, применяемые для создания мозаики Художественная мозаика – древнейший вид монументальной живописи. Первым ее материалом послужили, вероятно, россыпи камней, отшлифованных морской волной, изысканные по своим оттенкам минералы. В настоящее время мозаика не утратила своей актуальности, напротив, с появлением новых материалов и технологий, она стала прекрасным способом создания неповторимого интерьера. Мозаика переживает новое рождение, ее все чаще можно встретить в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, саунах, в частных интерьерах, на фасадах домов. Материал мозаики гармонично соединяется с камнем и кирпичом, которые употребляются для архитектурных сооружений. Художественная мозаика является еще и очень прочной и долговечной техникой, почему и может применяться в сложных климатических условиях (влажность, яркий солнечный свет, открытый воздух). Неслучайно художники эпохи Возрождения называли мозаику «настоящей», «вечной живописью». [14, стр. 12] Сегодня мозаика ценится за то, что является одной из самых изысканных и дорогих техник монументального искусства, а также благодаря своей долговечности. В мозаики можно использовать: смальту, различных фирм; мозаичное стекло, два самых ходовых вида этого материала (мозаичное стекло (стеклянная плитка) фирмы Sicis и Trend.); мрамор; керамическая плитка; керамический гранит (керамогранит); природный камень. В современной мозаике выбор использованных материалов, в связи с креативностью и поисками новых фактур, гораздо шире. Мозаику стали делать буквально из всего, здесь и бутылочное стекло сгодится, и миллефиори, и фактура яичной и перепелиной скорлупы может быть задействована, обычные монеты, или, к примеру, части от микросхем и различных плат, с богатым «собственным миром», создающее впечатление города на огромной высоте и т. д. Опишем подробнее, что эти материалы из себя представляют. Смальта (от итальянского smalto — краска из толчёного стекла; устаревшее — шмальта) — цветное непрозрачное стекло («глухое»), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов (рисунок 2.9). Традиционный материал для создания мозаичных панно, представляющий собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов. России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики. Рисунок 2.9 – Смальта Смальта обладает как рядом положительных свойств (рукотворность материала, палитра – несколько тысяч цветов, насыщенность и неповторимость оттенков мозаики, эффект свечения, долговечность), так и особенностями, ограничивающими сферу её применения: - неровная поверхность, колотые грани; - высокая трудоёмкость; - высокая себестоимость материала. Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания, так же может быть золотой и серебряной. Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала. Поэтому мозаика из смальты (рисунок 2.10) всегда выглядит очень эффектно. Это один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам. Рисунок 2.10 – Мозаика из смальты Размер и форма элементов (модулей) из смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам. Смальта – универсальный материал, может быть использована как для внутренней, так и для внешней отделки. Это практичный материал для создания монументальных произведений. Смальта также отлично подходит для зон с повышенной влажностью и облицовки бассейнов. При всей современной технике создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Смальта обладает сравнительно высокой себестоимостью, а мозаичные работы остаются трудоёмкими и затратными. Стеклянная мозаика. Промышленная стеклянная мозаика имеет достоинства, которых нет, например, у покрытий из керамики и даже камня. Стекло – самый износостойкий и непористый материал, коэффициент водопоглощения которого равен нулю. При всех вышеперечисленных качествах стеклянная мозаика доступна по цене. Промышленная стеклянная мозаика – идеальный материал для использования на кухнях, бассейнах, банях или саунах, а также при облицовке печей и каминов. Современные технологии позволяют также сделать «золотую» мозаику: листы сусального золота помещают между двумя слоями прозрачного стекла. Выпускается стеклянная мозаика обычно в форме стандартной плитки размером 20х20 мм, 15х15 мм или 10х10 мм. Два самых ходовых вида этого материала (мозаичное стекло (стеклянная мозаика) фирмы Sicis и Trend.) Для большего удобства при укладке элементы мозаики крепятся по несколько штук к бумаге или пленке на клеевой основе. После застывания плиточного клея бумажную или пленочную основу снимают и затирают швы мозаики (рисунок 2.11). Благодаря своим маленьким размерам стеклянная мозаика подходит для облицовки не только ровных стен и пола, но также и закругленных поверхностей. Максимальный радиус кривизны поверхности для стандартной двухсантиметровой плитки составляет всего 10 см, таким образом, облицована стеклянной мозаикой, может быть поверхность практически любой формы. А при наколке такой плитки, можно выложить почти любую форму (рисунок 2.12) за счёт тона, цвета и направления кладки модуля. Рисунок 2.11 – Стеклянная плитка Рисунок 2.12 – Мозаика из стеклянной плитки Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов. Благодаря своим уникальным водоотталкивающим характеристикам, стеклянную мозаику используют для отделки бассейнов, аквапарков, фонтанов. Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros – блестящий камень, каменная глыба), кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. В строительной практике «мрамором» называют метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку; к ним относятся: мрамор, мраморизованный известняк, плотный доломит, карбонатные брекчии и карбонатные конгломераты. В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов, а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки. Мозаика из мрамора (рисунок 2.13), может служить как для внутренней отделки помещений – пол, стены – создавая неповторимый уют плавными переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркивая утонченный вкус хозяина, так и для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции. Поклонникам яркого восточного или классического итальянского стиля трудно представить свой дом без мозаики. Мозаика из мрамора, как и мозаика из натурального камня – это флорентийская мозаика. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном по....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: