- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие копозиционных способностей учащихся в процессе освоения технологий батика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014204 |
Тема: | Развитие копозиционных способностей учащихся в процессе освоения технологий батика |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Искусств и художественного образования факультет Кафедра изобразительного искусства РАЗВИТИЕ КОПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БАТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛ-НИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ выпускная квалификационная работа бакалавра направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Изобразительное искусство» Выполнила: студентка 5 курса ЗФО факультета искусств и художественного образования Хрущева Светлана Вячеславовна (подпись) Научный руководитель: Старший преподаватель Батищев Иван Федорович _______________________________ (подпись) К защите допустить: Зав. кафедрой изобразительного искусства к.п.н., доцент Ерошенко Ю.В. ___________________ (подпись) Дата________________20____г. Воронеж 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….. 4 ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы развития композиционных спо- собностей учащих- ся………………………………………………………………………………………..….7 1.1 Сущность понятия «композиция» и «композиционные способно- сти»………………………………………………………………………………….…..….7 1.2 Методы развития композиционных способностей учащих- ся……………………………………………………………………………………….….14 ГЛАВА 2. Практическое применение технологии батика с целью развития композиционных способностей учащих- ся………………………………………………………………………………………….19 2.1 Ход работы по выполнению творческой части…………………………………19 2.2 Техника батик как средство развития композиционных способностей учащих- ся…………………………………………………………………………………………..22 2.3 Разработка занятия на примере МКУ ДО Семилукского районного дворца твор- чества, творческий кружок «Радуга», по освоению технологии батика, с целью раз- вития композиционных способно- стей…………………………………………………………………….……………….…27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ- РЫ……………………………………………………………………………………..…43 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...45 3 Введение Актуальность исследования. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение школьников изобразительному искусству развивает познавательный и эс-тетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает школьникам в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает уча-щихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни. Знания, умения, навыки, полученные на уроках ИЗО, композиционно образное мышление ребенка, его мироощущение - выливаются в настоящий творческий про-цесс по созданию композиции на уроках рисования, приобщают ребенка к таинству создания произведения искусства. Методологическую основу исследования составили: теория творческой педа-гогической деятельности В.И. Загвязинский; положения методики изобразительного искусства, композиции и декоративно-прикладного искусства Н.Н. Ростовцев «Ис-тория методов обучения рисованию», Е.В. Шорохов «Основы композиции»; поло-жения теории творчества и художественной деятельности личности Л. С. Bыгот-ский, М. С. Каган, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова. Так же были использованы труды М.В. Алпатова, а именно «Композиция в живопись», Т. С. Комарова «Обучение детей технике рисования», С. Давыдов «Ба-тик. Техника. Приемы», С.Я. Батышева «Энциклопедия художника. Искусство бати-ка», Н.А. Горяева «Первые шаги в мире искусства», Ф.М. Львовский «Замкнутая и свободная композиция» Известные психологи, исследователи детского изобразительного творчества, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие отмечали, что развитие изобразительных и творческих способностей подростков осуществляется продуман- 4 ной системой педагогического руководства их творческой деятельностью с учётом особенностей возрастного развития. Первыми указали на общеобразовательное и воспитательное значение детской изобразительной деятельности и раскрыли пути развития личности выдающиеся пе-дагоги-мыслители своего времени: Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци. Данная работа обосновывает важность развития композиционных навыков у учащихся. На сегодняшний день существует множество способов и методик развития композиционных способностей учащихся, наличием многочисленных дополнитель-ных образовательных учреждений, что противоречит низкому развитию данных способностей, тем самым возникает противоречие данной темы исследования. Цель исследования – выявить влияние использования техники батик на раз-витие композиционных способностей учащихся в системе дополнительного образо-вания. Объект исследования – композиционные способности учащихся. Предмет исследования - развитие композиционных навыков у учащихся по-средством применения техники батик. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие за- дачи: 1. Рассмотреть особенности формирования композиционных навыков в процессе освоения техники батика. 2. Раскрыть особенности работы в процессе освоения батика, как способа разви-тия композиционных способностей учащихся. 3. Проанализировать передовой педагогический опыт развития композиционных способностей учащихся. 4. Выявить и классифицировать методы, напрвленные на развитие композици- онных способностей учащихся. Методы исследования.Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ директив- 5 ных и нормативных документов (государственные образовательные стандарты, про-граммы по изобразительному искусству), синтез, сравнение, обобщение, проектиро-вание), а также эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, опрос). Теоретическая значимость исследования заключается в изучении обобще-нии и систематизации теоретических положений, касающихся развития композици-онных навыков средством освоения техники батика. Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения, вы-воды, научно- методические, диагностические материалы и рекомендации по разви-тию можно применять в практической деятельности учителей для обучения школь-ников. Структура работы отражает логику,содержание и результаты исследова-ния.Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной ли-тературы и приложения. Во введении обусловлена актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, охаракте-ризованы методы исследования, определена теоретическая и практическая значи-мость. В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития композицион-ных способностей учащихся» раскрыты понятия «композиция» и «композиционные способности», проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике дополнительного образования. Во второй главе «Практическое применение технологии батика с целью развития композиционных способностей учащихся»разработан конспект занятия на базе МКУ ДО Семилукского районного дворца творчества, творческий кружок «Радуга», по освоению технологии батика, с целью развития композиционных способностей В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы. В приложении представлены необходимые образцы и иллюстрации для прове- дения вышеупомянутого занятия. Список литературы включает 20 наименований. 6 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития композиционных способ-ностей учащихся 1.1. Сущность понятия «композиция» и «композиционные способности» Для рассмотрения сущности понятия «композиция» необходимо выделить значение этого слова в энциклопедическом словаре. Композиция (лат. Compositio - «составление, сочетание, приведение в порядок, соединение, приготовление») - основная категория художественного творчества. В общем значении композиция - один из типов структуры, наиболее сложный и со-вершенный. [19] Конструкция считается функциональной структурой открытого, модификаци-онного типа. Ее элементы могут заменяться без ущерба для целого, хотя принцип связей остается неизменным. В композиционной целостности ни один из элементов не может быть заменен, поскольку он приобретает уникальный смысл только в од-ном-единственном, неповторимом сочетании с остальными элементами. В теории искусства слово «композиция» используется с разными оттенками смысла. Компо-зицией называют [19]: 1) предмет художественной деятельности; 2) творческий метод художника (в общем определении как «способ действия»); 3) один из способов формообразования в искусстве; 4) процесс художественного творчества, складывающийся из отдельных, каче-ственно своеобразных этапов; 5) результат этого процесса, особое качество целостности, проявленное в кон-кретном произведении искусства; 6) основной раздел теории искусства, учебная дисциплина, изучающая принци-пы и закономерности достижения целостности произведения искусства. Рассмотрим композицию с точки зрения истории искусства. Композиция в истории искусства существовала всегда, но называлась по-разному и ее закономерности проявлялись различным образом. 7 Как целостный феномен, композиция трудна для теоретического анализа, по-скольку она существует непрерывно, изменяясь в историко-художественном про-цессе. Об этом процессе мы можем судить только приблизительно, выборочно рас-сматривая отдельные произведения в их материальной форме, сравнивая, анализи-руя, отыскивая общие принципы и закономерности. Таких закономерностей немно-го, а композиционная целостность в каждом случае уникальна, неповторима, и «композиций» на свете столько же, сколько произведений искусства. Поэтому в ис-тории искусства и в теории композиции нет незыблемых правил, законов, рецептов, а существуют лишь в той или иной мере проявляемые закономерности, зависящие от типа и вида искусства, эпохи, художественного направления, стиля, течения, школы и, наконец, индивидуального мышления художника. Можно сказать, что закономерности искусства композиции представляют со-бой условный инвариант творческого процесса художника. Отдельные композици-онные средства и приемы использовались в искусстве Древнего мира - Египта, Ме-сопотамии, получили классическое выражение в античном искусстве. Однако их теоретическое осмысление начинается только в эпоху Итальянского Возрождения. Впервые слово «compositio» употребил теоретик и архитектор Леон Баттиста Аль-берта (1404-1472) в трактате «Десять книг о зодчестве», он дал этому понятию сле-дующее, впоследствии классическое, определение: «Композиция - это сочинение, выдумывание, изобретение как акт свободной воли художника» [19]. Основой композиции является композиционный замысел и создаваемый на его основе художественный образ. Конечной целью каждого композиционного решения является достижение художественно-эстетической выразительности формы и её об-разного содержания. Композиционная система, не зависимо от вида искусства, подчинена общим композиционным законам. Каждая из них может содержать в себе один из видов композиции – фронтальную, объемную, пространственную, глубинно- простран-ственную, или сочетать несколько видов композиций. Композиция на плоскости и объёмно – пространственная композиция вклю-чают в себя основные композиционные категории. К ним относятся: ритм и метр, 8 пропорции и тождества, нюанс и контраст, симметрия и асимметрия, доминанта и тектоника и т.д. Эти категории являются общими для всех видов композиции, но есть и существенное отличие. Первое связано с процессом восприятия плоскостной и объемно- простран-ственной композиционной системы. Композиция на плоскости (живописное или графическое произведение, например плакат) может восприниматься зрителем мгновенно, охватывая одновре-менно все части целого. Восприятие объемно-пространственной композиции (архитектоничной фор-мы) связано с наличием фактора времени, необходимого для восприятия и осозна-ния единства, целостности и образной структуры композиционного целого. Фактор времени в этом случае является необходимым условием этого процес-са. Вторым отличием объемно-пространственной композиции (архитектоничной формы) является наличие такого понятия как трех мерность. Она позволяет созда-вать объемные композиции по трем осям координат. Благодаря этому, возникают новые категории (греч. kategoria)1, не свойственные композиции на плоскости: ар-хитектурная тектоника, пространство и конструкция, объём и структурное про-странство, глубина и фронтальность, масса и масштабность, фактура и светотень. Пространство, фронтальность и объём составляют основу объемно-пространственной композиции (архитектоничной формы). Композиция наплоскости и объёмно – пространственная композиция включают в себя основные композици-онные категории. К ним относятся: ритм, метр, пропорции, тождества, нюанс, кон-траст, симметрия, асимметрия, доминанта, тектоника и т.д. Эти категории являются общими для всех видов композиции. Композиция на плоскости развивается по вер-тикали и горизонтали. Термин «композиция» относится не к конечному результату, а к процессу, суть которого состоит в организации пространства, теоретик демонстрирует это на примере объемных моделей. В отличие от формальной целостности и понятия ан-самбля, композиция нерасчленяема на отдельные части. [19] 9 Композиционные способности — это свойства и данные, необходимые для занятия композиционной деятельностью: сочинения композиции или ее полно-ценного художественного восприятия. Композиционные способности, как и прочие, не являются врожденными свойствами человеческой психики, а результат развития личности. Способности базируются на врожденных задатках, которые являются лишь необходимыми предпосылками для формирования той или иной способности, вместе с тем, формирование способностей зависит от всего пути развития личности [19]. По вопросу определения термина «способности» существует несколько фор-мулировок, разработанных различными авторами. Проанализировав и суммируя мнения различных исследователей (В.С.Кузин, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Те-плов, В.Д.Шадриков), можно определить способности как совокупность ин-дивидуальных врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляци-онных свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые проявляются в успешности обучения, реализации и совершен-ствования в каком либо определенном или различных видах общественно-полезной деятельности, но не сводятся к знаниям, навыкам и умениям3. Классификация спо-собностей может осуществляться двояко: 1) по видам психических функциональных систем (сенсо-моторные, перцеп- тивные, аттенционные, мнестические, лингвистические, имажитивные, мыслитель-ные); 2) по основным видам деятельности (математические, технические, музыкаль- ные, научные, литературные, художественные, организационные) Различают также общие и специальные способности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинако-во важных для многих видов деятельности и имеющихся у большинства людей дан-ной возрастной категории. Специальные способности соответствуют требованиям, определяющим успехи человека в специфических видах деятельности, и не являют-ся широко распространенными. Их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования5. 10 Также, выделяют средства гармонизации композиции: ритм и метр, симметрия и асимметрия, композиционная тектоника, контраст, нюанс, тождество, пропорцио-нирование, масштабность, светотень, цвет. В зависимости от вида изобразительного искусства те или иные композиционные средства доминируют, а другие могут ниве-лироваться или вообще не применяться. Самостоятельная учебно-творческая деятельность обучающихся в процессе освоения законов и средств гармонизации композиции создает основу для формиро-вания их способностей, но без соответствующей организации и руководства этот процесс протекает стихийно, поэтому в процессе обучения любому виду изобрази-тельного искусства существенная роль в формировании композиционных способно-стей отводится целенаправленному педагогическом воздействию. Формирование навыков построения композиции в рисунке у школьников яв-ляется необходимым условием формирования образованной, творческой личности. Одной из важных задач стоящих перед педагогами школ, является развитие навыков построение композиции у школьников, что составляет неотъемлемую часть процес-са творческой деятельности. Изобразительное искусство является художественным отражением действи-тельности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убежда-ют в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творче-ской деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к то-му, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные реше-ния задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повто-рения, сказанного учителем. 11 Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. С одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой - в процессе этого овладения происходит формирование способностей. Способности создаются в деятельности. Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Развитие способ-ностей совершается по спирали. В процессе развития способностей происходит подготовка анатомо- физиологической основы, идёт становление задатков небиологического плана, скла-дывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Но каждый из нас знает, что развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей. С раннего дет-ства дети по-разному проявляют свою творческую активность и фантазию, не осо-знавая, что способностями от природы награждены не все, но это их никогда не останавливает и уверенность что следующее произведение будет лучше, заставляет их творить ещё и ещё. Взрослея, дети начинают понимать, что замыслы, которые по сложности, серьезности, превышают возможности (в данном случае – изобразитель-ные) они уже не могут реализовать. Лишь небольшая часть детей продолжает про-являть интерес к творчеству, реализуя себя через художественную деятельность, по-этому к 6-7 классу возникает проблема «подросткового кризиса». Творческая актив-ность снижается, а иногда и угасает совсем. Большая же часть подростков, даже имея средние природные способности, лишают себя возможности для самореализа-ции, в то время как при создании благоприятных условий и эти дети могут достичь успехов в творческой деятельности. Ведь не секрет, что успех – это результат кро-потливой работы над собой, а не только природная одаренность, поэтому каждому ребенку необходимо дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и ис-пытать радость творческого труда. 12 1.2. Методы развития композиционных способностей учащихся Стоит начать с того, что задача формирования творческой личности учеников на сегодняшний день достаточно актиуально и находит свое изучение не только в теории, но и практике. Отсюда следует, что развитие творческой личности школь-ников была актуально во все времена. Изучая данный вопрос, стоить задуматься о том, в чем же причина такой актуальности проблемы, ведь в теории изучение твор-ческих способностей школьниковвелось еще советскими педагогами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским и другими. Выявление эффективности школы в процессе развития творчесих способно-стей учеников, можно определить тем, в какой мере учебно-воспитательный про-цесс обеспечивает развитие композиционных способностей каждого ученика, фор-мирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Задача развития композиционных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогиче-ским сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения. В современной системе художественно педагогического образования важное место отводится вопросам рациональной методики становления и развития профес- сиональных умений и навыков, способствующих творческим развитиям школьни-ков. Необходимым компонентом профессиональной подготовки художников явля-ется композиционное мастерство, которое следует рассматривать как умение ис-пользовать средства, правила и законы композиции в достижении главной цели ис-кусства – создании художественного произведения. Творческий процесс во многом опирается на интуицию, эстетическое впечатление, которым нельзя научить путем 13 аналитических построений, однако, рассматривая объективные основания компози-ции, можно с уверенностью говорить об их существенном значении в его развитии. Формирование композиционного мастерства происходит путем развития ком-позиционных навыков, к основным задачам которых относятся постижение законо-мерностей построения изображения на плоскости, овладение навыками материаль-ного воплощения художественного образа. Последовательное усвоение технических особенностей многослойной живописи, а также установление взаимосвязи с компо-зиционными принципами содержит в себе широкие возможности для систематиза-ции процесса овладения композиционными навыками, способствует формированию понятий как абстрактно-общих признаков основных компонентов композиционной структуры, предполагает эффективные результаты в области теории и организации практических занятий по композиции. Говоря о приоритетах композиционных принципов, необходимо прежде всего рассмотреть законы композиции, составляющие основу теоретической подготовки. В основе закона цельности художественного произведения, в том числе и композиции картины, лежит так называемая конструктивная идея, которая пред- ставляет собой сочетание основных масс – пятен на картинной плоскости и их наиболее выразительную взаимосвязь. Именно таким образом закладывается база пластической основы композиции. Данный этап особенно важен в учебном процес-се. Сложность заключается в том, что начинающие художники, если и понимают правильно характерные особенности образа восприятия, то при его изображении сталкиваются с трудностями: композиция распадается на части, теряя общий образ-ный смысл, группы элементов приобретают фрагментарный характер. На данном этапе необходима выработка практических навыков построения пластической осно-вы композиции и установления взаимосвязи между восприятием образа и его мате-риальным воплощением. Использование одного или двух цветов в подготовке помогает ученику фик-сировать внимание только на форме и думать только о проблемах композиции, не отвлекаясь на рисунок и на цветовое многообразие. Так, например, при исполнении любой учебной постановки, выполняемой в один прием - ала прима, ученику значи- 14 тельно труднее как сосредоточить внимание на композиции в целом, так и передать и форму отдельного предмета, выдержать целостность колористического решения. Подобная организация процесса живописи требует большого напряжения, а главное, большого мастерства. При манере «а la prima» форма и цвет неотделимы во всех их взаимоотношениях и взаимодействии, а это одна из наиболее сложных задач в жи-вописи. Поэтому, как ни желательно (особенно в специальных школах) в целях накопления знаний и практических навыков внимательно штудировать специфиче-ские методы этой манеры, все же это не дает желательных результатов. Предвари-тельная подготовка пластической основы композиции, выполняемая с точным то-нальным расчетом, придает большую уверенность начинающему художнику, этот метод обеспечивает ясность поэтапного ведения и завершения всей картины, при-учает активно изучать окружающую действительность, формирует целостность вос-приятия как важную составную частьразвития творческих и композиционных спо-собностей. Далее следует остановиться на законе контрастов, во многом определяющем выразительность композиции. Сущность закона контрастов заключается в объеди-нении противоположного. В живописной композиции это выражается в согласова-нии теплого и холодного, светлого и темного, плоского и объемного и других про-тивоположностей. Конечно, взаимодействуя друг с другом, все перечисленные кон-трасты в живописной композиции представляют собой единый организм, тем не ме-нее рассмотрение технических особенностей многослойной живописи позволяет го-ворить об организации каждого из них в отдельности. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление. Цель данных композиционных упражнений и заданий — обобщить знания о композиции, накопленные учащимися на предыдущих занятиях. На следующем этапе нужно создать такие условия, при 15 которых учащиеся смогли бы показать свою эрудированность, проявить свои знания в новых ситуациях при выполнении творческих заданий. Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и непростых вопросов обу- чения изобразительному искусству. На примере анализа изобразительного и декоративно-прикладного искусства педагог демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в раз-ных видах искусств, дает понятие единства формы и содержания, в котором первич-ным является идея, а композиция – средством ее выражения. Полезно при этом про-водить аналогию с другими видами искусств (театром, музыкой, литературой и т. д.). Изучение и усвоение вопросов изобразительной грамоты по композиции со-пряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся и их способностью к познавательной деятельности, уровнем развития абстрактно-логического и художественно-образного мышления. Изучение композиции не пред-полагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства. Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ компози- ции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ. Учащиеся должны уяснить логику последовательности ведения заданий их связи между собой. Задания даются разнообразные, учитывая возраст учащихся их интересы и увлечения, способные заинтересовать и более активно подключить к учебному процессу. Для выполнения практических работ предусматривается при-менение доступных школьникам материалов (тушь, гуашь, бумага белая и цветная, картон), материалов, необходимых для создания аппликаций, коллажа. В энциклопедическом словаре юного художника содержится определение «Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного про-изведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположе-ние и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее 16 значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область компо-зиции включает и выбор, состав таких элементов» [4]. Важная роль отводится сюжету, основному компоненту композиционных от-ношений, так же основным компонентом в выборе композиции является стремление добиться глубокого изучения и познания мира, истории, культуры. Такой подход к теме делает интересным воплощение замысла ребенка в любой форме – натурной, исторической или сказочной. Ребенок старается использовать выразительность линии, передает различные эмоциональные состояния, чувство и настроение, в этот период ребенок умеет со-здавать простейшие живописные композиции отражающие взаимоотношения и вза-имодействия различных объектов. Для того чтобы ребенок мог овладеть композиционными умениями учителю важно выбирать такие темы для будущих композиций, которые могут поспособ-ствовать расширению кругозора ребенка и обеспечить освоение общекультурных ценностей, личностного миропонимания Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в реальном пространстве. Ребенок стремится к правдоподобию, точности и полноте изображения. Это заставляет избе-гать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Дети в своих сюжетных работах часто нарушают пропорции предме-тов, не замечая этого (например, фигура человека выше дома). В выразительном изображении форма служит средством передачи характера образа. Ребенок пытается добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, же-стов и определенного расположения фигур. Для того чтобы ребенок мог создать эмоциональную и образную композицию ему необходимо научиться видеть в окру-жающей среде интересные для него события, персонажей и мотивы. Развивая композиционные навыки у учащихся стоит упомянуть о иллюстри-ровании, как одном из способов развития композиционных навыков. Иллюстриро-вание - один из видов тематического рисования, в процессе которого наилучшим образом формируются композиционные навыки рисования. Ребята с большим удо- 17 вольствием работают над иллюстрацией к сказкам, продумывая замысел компози-ции, ее идею. [19] Художественное иллюстрирование как процесс передачи замысла литератур-ного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство через их собственную изобразительную дея-тельность. Они приобретают определенные знания, умения и навыки, открывают для себя окружающую действительность и самих себя через эстетическое осмысле-ние произведений искусства, предметов и явлений окружающей действительности. Являясь источником познания, духовного обогащения и формирования мировоззре-ния (эстетические понятия и представления об окружающем мире в целом), изобра-зительное искусство и изобразительная деятельность школьников, таким образом, всесторонне воздействует на ребят. На основе всего вышеизложенного, можно заключить, что под композицией мы понимаем в узком смысле слова – составление и частей. Композиция – это организующий компонент художественной формы, прида-ющий произведению целостность и единство. Композиционные навыки учащихся – необходимые способности и умения, для правильного и полноценного композиционного сочинения или его художественного восприятия. Стоит добавить, что композиционные навыки могут формироваться у учени-ков, посредством множества методов и способов, начиная от иллюстрирования и за-канчивая тестопластикой. Таким образом, педагог должен учитывать, что формирование и развитие композиционных способностей происходит в деятельности, которая стимулируется направленностями личности (потребности, интересы, идеалы, установки). Уровень сформированности психологической потребности в художественно-творческой дея-тельности влияет на успешность работы будущего художника, формирование, раз-витие и реализацию творческих способностей. Очень важно, чтобы дети росли творчески развитыми личностями. В совре-менном мире ко всему нужен творческий подход, свой взгляд, индивидуальность 18 виденья, а что кроме изобразительного искусства настолько может развивать твор-ческие способности детей настолько, чтобы в дальнейшей жизни они могли видеть прекрасное в известных мировых произведениях и ценить искусство? Приобщая ре-бенка к творчеству, в первую очередь вы приобщаете его к многогранности мира, событий, предметов. В данной голаве нами были рассмотрены особенности формирования компо-зиционных навыков в процессе освоения техники батика и проанализирован передо-вой педагогический опыт развития композиционных способностей учащихся, в ре-зультате чего мы сделали следующие выводы, а именно: а) развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей; б) активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель; в) большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. 19 Глава 2. Практическое применение технологии батика с целью развития од композиционных способностей учащихся 2.1. Ход работы по выполнению творческой части Перед тем как приступить к выполнению длительной работы в технике батик, мною производился поиск идей, мне хотелось создать живописные панно с изобра-жением обычных городских улиц разных стран , передать уют и атмосферность каждого города и именно те эмоции и чувство вдохновения , которые возникли у меня , но в процессе работы над зарисовками и эскизами , поиска тех самых мест и способов донесения задуманного , шаг за шагом моя задумка корректировалась и усложнялась. Изначально у меня была твердое решение создать квадратные панно , кото-рые будут предназначены для того чтобы выражать что то большее, чем просто за-полнение каких-либо участков стены для украшение интерьера , задуманный мной процесс росписи заключался в том , чтобы панно были выполнены на хлопко-вом материале акриловыми красками, которые ложатся на ткань более плотно , чем краски предназначенные непосредственно только по ткани , поэтому я решила не-много отступить от принятых техник батика и добавить в свои работы свободы , не-много усложнив творческий подход к выполнению данного этапа . Размышления над тем какое время года выбрать для моих работ , вроде и зиму только что переступившую порог, бережно укрывшую город снежным покры- 20 валом поблескивающем от ночных фонарей, и осень , которая полна стольких кра-сок разноцветных листьев - желтых, красных, оранжевых, коричневых, а кое - где и зеленых, и яркое лето окутывающее по ночам прохладой и тишиной, привели меня к решению создать работы акцентирова....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: