VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001681
Тема: Развитие художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности
Содержание
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                  
                                                  ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ   
                                                  Зав. кафедрой
                                                  Ерёменко Владимир Иванович
                                                  
                                                  ____________________
                                                            (подпись)
                                                   «___»__________2017 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(бакалавра)

Развитие художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности

Выполнил студент группы
Гращенко Яна Леонидовна

______СКТ/БЗ441-5/1_____
(номер группы)
____________________________________________
                                          (подпись, дата)

Направление подготовки


51.03.03 «Социально-культурная деятельность»

Профиль подготовки

Менеджмент социально-культурной деятельности 
Форма обучения
Заочная

Научный руководитель

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности                              
Каминская Надежда Дмитриевна
(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

______________________________________________
                                                  (подпись, дата)










Санкт-Петербург
2017 г.
     Оглавление
     
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития художественно-
творческих способностей подростков средствами туристско-
экскурсионной деятельности……………………………………………………. 9
1.1. Туристско-экскурсионная деятельность: сущность, основные понятия…… 9
1.2. Особенности формирования и развития художественных способностей подростков………………………………………………………………………… 21
1.3. Использование ресурсов туристско-экскурсионной деятельности в развитии  художественно-творческих способностей подростков……………………….... 30
Выводы по Главе 1……………………………………………………………….. 35
Глава 2. Организационно-технологические условия развития художественно-творческих способностей подростков с использованием средств туристско-экскурсионной деятельности…………..……………….. 37
2.1. Характеристика подростково-молодежного клуба «Московский»…….… 37
2.2. Анализ досуговых предпочтений подростков в сфере  туристско-экскурсионной деятельности и развития художественно-творческих способностей ……………………………………………………………..………. 42
2.3. Исследование развития художественно-творческих способностей подростков с использованием средств туристско-экскурсионной деятельности в учреждениях культуры…………………………………………………………… 53
Выводы по Главе 2……………………………………………………………….. 62
Глава 3. Проект по  развитию художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности в подростково-молодежном клубе «Московский»…………………………….. 65
3.1. Планирование туристско-экскурсионной деятельности по  развитию художественно-творческих способностей подростков ………………………… 65
3.2 Анализ развития художественно-творческих способностей подростков в ходе реализации программы по туристско-экскурсионной деятельности подростково-молодежного клуба «Московский»……………………………….. 72
Выводы по Главе 3………………………………………………………………... 79
Заключение………………………………………………………………………… 81
Список используемой литературы………………………………………………. 85
Приложения……………………………………………………………………….. 90


Введение
     
     Актуальность исследования. Особенности развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования, как одну из актуальных тем в сфере современного образования. Социально-экономическое и нравственное преобразование общества невозможно без людей творчески одаренных, людей с развитыми художественно-творческими способностями.  Сфера дополнительного образования имеет свою специфику, которая способствует раскрытию творческого потенциала подростков в полной мере. Это может происходить с помощью различных видов деятельности, в том числе и  с помощью культурно-досуговой деятельности. В нашей работе особое внимание мы уделяем туристско-экскурсионной деятельности как способа развития художественно-творческих способностей подростков. 
     Для развития личности современного подростка очень важное значение имеет культурно-досуговая деятельность. Поскольку подростковый возраст обладает рядом особенностей, заключающихся главным образом в уязвимости личности подростка, организация культурно-досуговой деятельности должна сочетать в себе определенные особенности, способствующие становлению личности подростка. Одной из составных частей культурно-досуговой деятельности является туристско-экскурсионная деятельность. Туристско-экскурсионная деятельность представляет собой одну из интересных сфер досуга подростков, которой многие подростки готовы уделять довольно много внимания.  
     Культурно-досуговая деятельность является важным аспектом дополнительного образования, которому придается значение на государственном уровне. Так, на государственном уровне обсуждается  ряд вопросов относительно увеличения количества учреждений, занимающихся дополнительным образованием детей и подростков. Решаются вопросы увеличения числа предоставляемых такими учреждениями услуг в сфере образования подростков, решаются вопросы финансирования. Для таких учреждений необходим качественный подбор высокопрофессионального персонала, обладающего богатыми знаниями для произведения социально-культурной адаптации подрастающего поколения, для развития художественно-творческих способностей подростков. Один из способов развития  художественно-творческих способностей подростков является туристско-экскурсионная деятельность, как часть культурно-досуговой деятельности. Поэтому тема нашей работы «Развитие художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности» имеет особую актуальность.
     Проблема исследования заключается в наличии противоречия между потенциалом, которым обладает туристско-экскурсионная деятельность для развития художественно-творческих способностей, с одной стороны и с другой стороны, не полной его реализации в сфере досуговой деятельности подростков.
     Объект исследования: художественно-творческие развитие  подростков. 
     Предмет исследования: туристско-экскурсионная деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей подростков.
     Цель исследования: определить направления совершенствования мероприятий по  развитию художественно-творческих способностей подростков, средствами туристско-экскурсионной деятельности.
     Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что туристско-экскурсионная деятельность, направленная на развитие художественно-творческих способностей подростков в культурно-досуговых центрах будет наиболее эффективной при условиях:
     - анализа предпочтений подростков в сфере досуга и форм социально-культурной деятельности в процессе подготовки мероприятий, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей;
     - учета ресурсов подростково-молодежного клуба «Московский»
     -выявления наиболее  адекватных форм туристско-экскурсионных мероприятий для подростков;
     - разработки проекта по  развитию художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности в подростково-молодежном клубе «Московский», учитывающей особенности подросткового возраста, включающей разнообразие средств, методов социально-культурной деятельности, соответствующей предпочтениям подростков.
     Задачи исследования.
     1. Определить  сущность туристско-экскурсионной деятельности.
     2.  Описать основные понятия в туристско-экскурсионной деятельности.
     3. Изучить особенности формирования и развития художественных способностей подростков.
     4. Охарактеризовать ресурсы туристско-экскурсионной деятельности  в развитии  художественно-творческих способностей подростков.
     5. Проанализировать социально-педагогические условия развития художественно-творческих способностей подростков с использованием средств туристско-экскурсионной деятельности.
     6. Разработать проект по  развитию художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности в подростково-молодежном клубе «Московский».
     Методологическая база исследования. Методологические основы исследования основываются на философских, педагогических, психологических учениях. На философском уровне изучались философские и социально-философские положения об особенностях социализации (М. Вебер).  В представлении о возрастных особенностях подросткового возраста мы опираемся на культурно-историческую концепцию возрастного развития Л.С. Выготского, а также психоаналитическую концепцию развития Э. Эриксона. Были изучены концепции гуманистической педагогики, идеи приобщения личности к социальному опыту. Изучались идеи о развивающей сущности технологий, средств, программ культурно-досуговой и социально-культурной деятельности различных категорий населения, включая подростков. Теоретико-методологические основы функционирования индустрии туризма в Российской Федерации, в том числе и функционирование туристско-экскурсионной деятельности, раскрыты в трудах таких ученых как А. С. Кусков, Г.А. Карпова и другие.  
     Степень разработанности проблемы. Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей дипломной работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Вопросы о  туристско-экскурсионной деятельности рассматриваются в работах Б.Е. Райкова, М.А. Жуковой, И.В. Зорина, и других. Аспекты развития художественно-творческих способностей подростков представлены в книгах Богоявленской, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой и других. Вопросы организационно-методического обеспечения развития творческих способностей подростков посредством туристско-экскурсионной деятельности раскрывается в работах И. М. Гревс, Н. А. Седова, Н. П. Анциферов и другие.  
     База исследования: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Молодежно-подростковый центр «Московский», по адресу: Санкт-Петербург, ул. Алтайская, дом 37. 
     Этапы исследования.
     1. Теоретико-аналитический этап.  На данном этапе был осуществлен всесторонний анализ существующей литературы по изучаемой проблеме, отбор и обобщение источников по проблеме развития художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности. Были изучены: сущность, основные понятия туристско-экскурсионной деятельности, особенности формирования и развития художественных способностей подростков, ресурсы туристско-экскурсионной деятельности в развитии  художественно-творческих способностей подростков. Сбор информации и исследовательских данных из научной литературы. Были сформулированы цель, задачи, гипотеза, обоснована методологическая база исследования. На данном этапе использовались следующие основные методы исследования: анализ и синтез.
     2. Диагностический этап. На данном этапе разрабатывались программа и инструментарий исследования, обобщались и интерпретировались результаты, полученные при изучении досуговых потребностей  и интересов подростков. Были изучены и проанализированы программы культурно-досуговых центров, занимающихся развитием художественно-творческих способностей подростков. Недочеты в развитии художественно-творческих способностей подростков данных программ были в дальнейшем учтены при разработке  собственного проекта. 
      3. Проектный этап. Был разработан проект для подростков по  развитию художественно-творческих способностей средствами туристско-экскурсионной деятельности в подростково-молодежном клубе «Московский».
     Теоретическая новизна исследования состоит в систематизации имеющегося массива исследований, посвященных тому, что туристско-экскурсионную деятельность среди подростков необходимо развивать не только как перспективного направления индустрии туризма в Санкт-Петербурге, но и способа развития художественно-творческих способностей подростков.
     Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта по  развитию художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности в подростково-молодежном клубе «Московский».
     Положения, выносимые на защиту.  
     Организационно-технологические этапы разработки мероприятий с использованием средств туристско-экскурсионной деятельности, направленных на развитие художественно-творческих способностей  подростков.
     Проект по  развитию художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности в подростково-молодежном клубе «Московский».
     Структура дипломного исследования обусловлена поставленными исследовательскими задачами, отражает сущность рассматриваемой проблемы и ход исследования. Дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
     


   Глава 1. Теоретические аспекты развития художественно-творческих способностей подростков средствами туристско-экскурсионной деятельности
   1.1. Туристско-экскурсионная деятельность: сущность, основные понятия
     В становлении личности подросткового возраста огромную роль играет культурно-досуговая деятельность. Поскольку подростковый возраст является наиболее уязвимым для формирования девиантного поведения, формирование личности подростка, а также его художественно-творческих способностей необходимо руководить извне. Именно поэтому огромную роль играет культурно-досуговая деятельность для подросткового возраста. Туристско-экскурсионная деятельность, по мнению М. В. Ухтинской, является составной частью досуговой деятельности и выступает одним из основных компонентов видов досуга для подростков. Туристско-экскурсионная деятельность выполняет также важную педагогическую функцию [42, с. 51 - 59].
     Мы все с детства знакомы со словом экскурсия. Каждый со школьной скамьи был участником той или иной экскурсии, поскольку экскурсия часто выступает одной из форм обучения в современных учебных заведениях. Любые экскурсионно-познавательные туры построены на экскурсионной деятельности. В основе познавательного туризма лежит именно экскурсия.  Ввиду этого факта в сфере туризма основной компонентой является экскурсионная деятельность. В нашей работе мы рассмотрим основные аспекты туристско-экскурсионной деятельности, но сначала необходимо рассмотреть понятие экскурсионной деятельности, в частности, необходимо дать определение основному понятию – «экскурсия».
     Так, понятие «экскурсия» уходит своими корнями в латинский язык, по латыни оно звучит как «экскурсио». В русском языке это слово появилось только в XIX в. Первоначальное его значение было «выбегание, военный набег», потом значение модернизировалось в «вылазку, поездку». В несколько более позднее время это слово изменилось по звучанию по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
     По результатам различных исследователей, в том числе Т. М. Глушанок и Н. М. Хуусконена [8, с. 208], выявлено, что на практике экскурсия может рассматриваться в рамках следующих позиций:
     - как самостоятельный вид занятия, необходимый для обучения и воспитания, и как составляющая компонента иных видов и форм воспитания и обучения;  
     - как форма обучения при работе с большим количеством обучающихся; 
     - как разновидность воспитательной работы при обеспечении культурного досуга; 
     - как разовая организация эпизодического мероприятия или части тематически заданного цикла или в качестве одной из ступени познания;
     - как разновидность включения обучающихся в научные знания или идейное воспитание; 
     - в качестве мероприятий, направленных на патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание, а также на процесс, связанный с формированием разнопланового развитого человека;
     - в качестве автономной формы образовательно-туристической деятельности и в качестве её части; 
     - в качестве формы межличностного взаимодействия среди экскурсантов, экскурсантов с объектами экскурсии и между экскурсантами и экскурсоводом.
     Б. В. Емельянов [12] под сущностью экскурсии понимает «наглядный процесс познания окружающего нас мира», который связан с различными объектами экскурсии, заранее включенными в экскурсию, для непосредственного их изучения экскурсантами.  Экскурсия является целенаправленным процессом, направленным на восприятие окружающего нас пространства. В результате восприятия экскурсионных объектов человек получает  слияние впечатлений, как зрительных, так и смысловых.
     Исследователем Б. В. Емельяновым выделены также элементы (признаки) экскурсий:
     - экскурсии длятся в течение определенного времени, как правило, от одного академического часа до одних суток; 
     - в экскурсии всегда присутствуют экскурсанты в одном лице (один экскурсант) или группы экскурсантов;
     - в экскурсии всегда присутствует экскурсовод, который и проводит экскурсию; 
     - при проведении экскурсии всегда необходимо показывать экскурсионные объекты, здесь важна первичность впечатлений зрителей;
     - при проведении экскурсии участники всегда передвигаются, обязательно наличие  заранее составленного маршрута;
     - экскурсия всегда организовывается на определенную тему, цель, в соответствие с которыми подбираются экскурсионные объекты, составляется рассказ  экскурсовода.
     Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Емельянов Б.В. Экскурсоведение [31]  полагают, что экскурсия выполняет следующие важные задачи:
     1) экскурсовод раскрывает тему экскурсии, обращая внимание экскурсантов на определенные объекты;
     2) задача экскурсовода – дать возможность экскурсантам и услышать необходимую информацию;
     3) каждый	 экскурсант должен понять значение того или иного исторического события, на которое направлена экскурсия;
     4)  как результат – экскурсант овладевает рядом практических навыков, необходимых для последующего самостоятельного изучения экскурсионных объектов.
     Б. В. Емельянов [12] считает, что для решения четвертой задачи огромное значение имеет формирование умения видеть.
     Это умение видеть расценивается как эстетическое восприятие и историческое восприятие. Первый упомянутый вид восприятия является склонностью к восприятию  архитектурных масс, красок, линий различного рода, группировок красок, масс, а также линий, их комплексов в качестве перспектив, особенностей воздуха, света и угла зрения.
     Второй вид восприятия (историческое) является умением нахождения в экскурсионном объекте типичных черт и особенностей культурно-исторического характера. Также к этому виду восприятия приравнивается умение определять различные наслоения в объекте экскурсии, которые появляются с течением времени. Также немаловажным является способность к нахождению   исторических фактов в монументальных историко-культурных объектах-памятниках. Эта задача является весьма сложной, так как требует наличия определенных знаний и практических навыков. 
     В научной литературе экскурсии классифицируют. Одна из первых классификаций была оформлена в 1970-х гг. Её создателем является Центральный совет по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. Подобная классификация актуальна и по настоящее время, хотя немного изменилась. Классификация делалась на основании определенных признаков, вот основные из них: содержание, состав и количество участников, место проведения, способ передвижения, продолжительности, форма проведения.
     На основании содержания бывают следующие типы экскурсий – тематические и обзорные. Специфика обзорных экскурсий – многоплановость, основание берут в сфере показа очень разных объектов. Изложение событий в такого рода экскурсиях дают представление об объектах экскурсии в общем плане. Часто представление об объекте получается поверхностным, поскольку экскурсовод упоминает об объекте с первого дня существования по настоящее время с небольшой перспективой развития на будущее.  
     В рамках тематической экскурсии часто удается раскрыть одну конкретную тему. Тематические экскурсии бывают историческими, производственными, искусствоведческими, литературными, природоведческими (экологическими), архитектурно-градостроительными. У исторических экскурсий также есть свои виды, они бывают археологическими, историко-краеведческими, этнографическими, военно-историческими, историко-биографическими, экскурсиями в музеи истории. У производственных экскурсий бывают подразделения на группы производственно-исторических; производственно-экономических; производственно-технических; профессионально-ориентационных экскурсий для учащихся.
     В рамках искусствоведческих экскурсий можно выделить блок историко-театральных, а также экскурсий, организующихся на основании художественных народных промыслов, мест жизнедеятельности представителей культуры. Изучение в картинных галерей и выставочных залов, музеев, мастерских художников и скульпторов также являются подвидами искусствоведческих экскурсий. Подразделения литературных экскурсий бывают следующих видов: литературно-биографических, историко-литературных, литературно-художественных, экскурсий в литературные музеи. Также можно выделить экологическую направленность природоведческих экскурсий. 
     Разновидности архитектурно-градостроительных экскурсий охватывают различные варианты. Основные: показ архитектуры и построек населенного пункта, архитектурные памятники некоторых исторических периодов, которые дают туристам представление о деятельности определенных архитекторов, результаты трудов которых знакомят с особенностями планировок и застроек населенных пунктов в зависимости от генеральных планов прошлого, с особенностями разновидностей архитектурных строений современности с помощью поездок по новым строящимся домам.
     Экскурсии подразделяются в зависимости от состава участников.  Взрослые граждане могут быть представлены в виде групп, собранных с различных организаций, также это могут быть студенты или профессиональные группы и др. Дети подразделяются в зависимости от возраста: дошкольники, младшие школьники, школьники среднего возраста и школьники старшего возраст. Также в экскурсии могут участвовать местные жители, иногородние,  иностранцы [10]. В зависимости от места жительства экскурсантов готовятся различные экскурсии. Также экскурсии различаются в зависимости от количества участников, такие как  групповые или индивидуальные экскурсии.
     Экскурсии также подразделяются в зависимости от места её проведения. Такие экскурсии бывают  городскими, загородными, производственными, музейными, которые проводят в монастырях либо в культовых сооружениях, а также комплексные экскурсии. Такие экскурсии находят в себе сочетания  элементов нескольких видов. Особенности городских экскурсий заключаются в обзорности и тематической направленности. Предусматривая варианты показа и всего города, и так отдельных частей города. К примеру, может быть показана старая часть города, какой-либо интересный его район, одна из улиц города. Такие места часто бывают насыщены экскурсионными объектами.
     Рассмотрим разновидности загородных экскурсий. Так, один из видов загородной экскурсии заключается осмотре достопримечательностей только в конечного пункта, например, леса или малого города, который может быть богат  различными культурными объектами. Другой вид экскурсий заключается в проведении в пути, в качестве объектов экскурсии используются ряд достопримечательностей, которые хорошо видно по ходу следования. Еще один вид такого рода экскурсий сочетает в себе экскурсионный маршрут в пути и наличие экскурсии в пункте прибытия. Содержание загородных и городских экскурсий охватывает тематические и обзорные варианты. Обзорные экскурсии  раскрывают различные подтемы: историю экскурсионной территории, ряд достижений в различных отраслях знаний, природных особенностей и так далее.
     Также экскурсии можно классифицировать по способу передвижения. В данном случае выделяют транспортные (возможно использование различных его видов) и пешеходные. Пешеходные экскурсии имеют свое преимущество – при создании определенного темпа движения можно обеспечить ряд благоприятных условий, чтобы описать и показать объекты экскурсии. В транспортных экскурсиях, состоящих из двух частей – работы с экскурсионными объектами на остановках и рассказа об объектах по пути следования – подавляющее большинство являются автобусными. Однако ряд экскурсионных учреждений могут использовать для экскурсионных маршрутов дополнительные транспортные средства. Широко также распространение   троллейбусов, трамваев, речных и морских теплоходов, вертолетов.
     Продолжительность экскурсий также бывает различной. Одни экскурсии длятся один академический час (45 минут), некоторые - до суток. Существует так называемый маршрут выходного дня, который продолжается от одного до 3-4 дней и является краткосрочным туром. В рамках такого тура может быть запланировано несколько экскурсий. Они могут быть различной продолжительности.  
     Также экскурсии различаются по форме проведения. Так, выделяют следующие виды:
     - экскурсия-массовка, участники которой передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод;
     - экскурсия-прогулка, совмещающая элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, парке, по морю, реке;
     - экскурсия-лекция - рассказ преобладает над показом;
     - экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
     - экскурсия-спектакль - своеобразная форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы.
     Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. По мнению Кускова [31] это может быть:
     - экскурсия-консультация дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
     - экскурсия-демонстрация - наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
     - экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
     - учебная экскурсия (для специальной аудитории) - форма обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
     - пробная экскурсия - завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форма проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
     - показательная экскурсия - форма учебной экскурсии, цель которой показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему;
     - рекламная экскурсия.
     Исследователи А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян [31] выделяют понятие экскурсионной деятельности. Экскурсионная деятельность - организация ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения. Организованная экскурсионная деятельность должна проводиться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.
     Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музейных, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги, т. е. выступают в качестве туроператоров.
     На практике наблюдаются различные варианты соединения вышеуказанных функций в рамках одной экскурсионной фирмы. Начинающие фирмы, занимающиеся в основном пассивным туризмом, со временем разрабатывают свои экскурсионные услуги и взаимодействуют с фирмой-партнером на взаимовыгодных условиях. Экскурсионная фирма одновременно является турагентом, привлекая к работе экскурсоводов, руководителей туристско-экскурсионных групп, преподавателей школ, работников профсоюзов и поручая им роль турагента. Она может выступать также и в качестве продавца экскурсионных услуг, разработанных другим туроператором, создавать свой пакет туристско-экскурсионных услуг, если обнаружит на рынке необходимый для него спрос.
     Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Следует сказать, что экскурсионная программа обслуживания - это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Комплекс услуг, входящих в состав программы, и есть продукт экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела туристской фирмы).
     Понятие туристской деятельности несколько отличается от понятия экскурсионной деятельности. Так, В. С. Новиков [28, с. 11] дает следующее определение туристской деятельности «это регулируемая гражданским законодательством система разноплановых и неоднородных действий отдельного индивида или коллектива людей, совершаемых на разных уровнях, направленная на удовлетворение потребностей и познании нового, изменении качества жизни и в отдыхе. Она включает целеполагание и процесс, который обеспечивается формами функционирования и развития, обладает определенными параметрами и структурой, т.е. является системой в самом широком ее понимании».
     К объективным признакам туризма относятся: 
     1) мобильность, активный характер деятельности индивида или группы туристов; 
     2) пространственно­географический признак, связанный с необходимостью перемещения туристов за пределы повседневной жизнедеятельности, т.е. в новую социально-культурную и природную среду; 
     3) временной признак, связанный с неизбежными затратами свободного времени на путешествие, занятия различными видами деятельности в месте туристского назначения, и определяющий особую структуру свободного времени – «общественно регулируемое и лично регулируемое» [29, с.119].
     К субъективному признаку туризма относится цель деятельности, определяющая его полифункциональную природу. Важнейшими функциями туризма являются рекреационно-оздоровительная, развивающая, социально-статусная, интегративная [13]. Специфичность целеполагания в детском туризме определяется не только направленностью на реализацию личностных интересов и потребностей ребенка, но и ориентацией на социально значимые цели, отвечающие запросам общества и государства в развитии активной творческой личности гражданина, патриота, труженика. При этом туристско-экскурсионная деятельность подростков характеризуется широтой мотивации, основанной на стремлении к романтике путешествия; самоценностью процесса этой деятельности; добровольностью вхождения в «туристское пространство, обладающее воспитательным потенциалом особого свойства» [16, с. 78 - 86], что в совокупности позволяет создавать широкие возможности для развития, воспитания и самовоспитания личности в процессе занятий туризмом.
     Туристско-экскурсионная деятельность, по мнению Е. В. Рябовой [37, с. 9], соответствует характеристикам культурно-досуговой деятельности и вместе с тем отличается специфическими признаками: 
     1) активным характером познания и отдыха, что побуждает подростка к раскрытию своих творческих способностей и дарований; 
     2) сочетанием рекреационных (оздоровительной, гедонистической, развлекательной) и развивающих (просветительной, культурно-досуговой, творческой) функций; 
     3) комплексным характером деятельности, что обеспечивает широкие и гармоничные возможности реализации досуговых интересов и потребностей подростков; 
     4) осознанным «погружением» подростка в новую социально-культурную и природную среду, которая при педагогическом регулировании становится туристским воспитательным пространством, приводящим к интериоризации (богатство этой среды, познаваемое подростком во всей ее целостности, делает духовно богаче внутренний мир личности).
     Существуют также различия в понятиях турист и экскурсант. Турист, по определению Всемирной туристской организации (ВТО) - это «человек, находящийся более 24 часов в стране пребывания с целью бизнеса и отдыха».
     Турист – это человек, в различных целях совершающий поездки (туры) за пределы территории своего постоянного проживания.
     В Федеральном законе Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дается следующее определение понятия «турист»: Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
     Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика [1]. 
     То есть, отличительными особенностями в определении понятий «турист» и «экскурсант» являются:
     - период (время) пребывания,
     - наличие/отсутствие ночевки,
     - использование/не использование услуг экскурсовода или гида.
     Таким образом, туристско-экскурсионная деятельность соответствует характеристикам культурно-досуговой деятельности и, тем не менее, отличается от неё рядом специфических признаков. Для туристско-экскурсионной деятельности важны следующие основные понятия: Туристская деятельность, экскурсионная деятельность, экскурсия, экскурсант, турист и другие. Туристско-экскурсионная деятельность является для современного подростка отличным средством для образования, а также проведения досуга.
     
     1.2. Особенности формирования и развития художественных способностей подростков
     Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как учёных-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе всё больше внимания уделяется поискам методов и методических приёмов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44