VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие и совершенствование слуха и речи детей после кохлеарной имплантации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012199
Тема: Развитие и совершенствование слуха и речи детей после кохлеарной имплантации
Содержание
Федюшина Елена Алексеевна

Развитие и совершенствование слуха и речи детей после кохлеарной имплантации


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Содержание
     
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава I. Теоретические основы развития слуха и речи детей после кохлеарной имплантации……………………………………………………...6
1.1. Особености развития слуха и речи детей после кохлеарной имплантации………………………………………………………………………6
1.2. Методические подходы к развитию слуха и речи детей после кохлеарной имплантации………………………………………………………..……….…..17
Глава II. Констатирующий эксперимент. Исследование слуха и речи детей после кохлеарной имплантации…….…….…………………………..28
2.1. Характеристика контингента детей экспериментальной группы……..…28
2.2. Процедуры констатирующего эксперимента….…………………….……32
2.3. Результаты констатирующего эксперимента……………………….……..37
ГлаваIII. Основные направления коррекционной работы по развитию слуха и речи школьников после кохлеарной имплантации……..……....43
3.1. Коррекционная программа развития слуха и речи детей после кохлеарной имплантации……………………………………………………………………..43
3.2. Контрольный эксперимент………………………….………………….…..47
Заключение………………………………………………………………………51
Литература……………………………………………………………………….54
Приложения
     
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро стоят задачи поиска наиболее оптимальных путей обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями, в том числе – детей с нарушенным слухом. 
     Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с нарушениями слуха является операция кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, но и система мероприятий, включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.
     В течение последних десятилетий кохлеарная имплантация заняла приоритетное место в числе разнообразных средств помощи людям с нарушенным слухом. Кохлеарная имплантация является наиболее эффективной при сенсоневральной глухоте, так как обеспечивает значительно большую результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира, чем слухопротезирование самыми современными индивидуальными слуховыми аппаратами. Увеличение количества глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию, является лучшим доказательством ее эффективности.
     Своевременное выявление детей с нарушением слуха и раннее начало оказания им медицинской помощи (протезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами, операция «кохлеарная имплантация») и психолого-педагогической (коррекционной) помощи будет способствовать не только развитию слухового восприятия речи, формированию у них речи как основного средства общения, но и гармоничному развитию личности ребенка в целом.
     В настоящее время и в России накапливается научно-исследовательский материал, освещающий медицинский аспект кохлеарной имплантации (А.Н. Белоконь, М.Р. Богомильский, И.В. Королева, А.В. Круглов, А.А. Ланцов, И.Т. Мухамедов, Ю.М. Овчинников, А.В. Пашков, С.М. Петров, В.И. Пудов, А.Н. Ремизов, В.П. Ситников, Г.А. Таварткиладзе, В.И. Федосеев, Ю.К. Янов и др.). 
     В отечественной специальной литературе раскрываются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения, обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами, выбора оптимальных путей и вариативных форм реабилитации; представлены результаты и педагогическая оценка эффективности проводимой коррекционной работы (О.С. Жукова, О.В. Зонтова, И.В. Королева, Э.В. Миронова, О.С. Орлова, Т.В. Пелымская, Л.И. Руленкова, А.И. Сатаева, Н.Д. Шматко, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова и др.). 
     Но вместе с тем, недостаточно отражены проблемы определения уровня развития слуха и  речи детей после кохлеарной имплатантации, содержания коррекционной работы с учетом специфики слухового восприятия и формирования речи в рамках оказания систематической помощи в существующих образовательных учреждениях (специальных и общего типа), профессиональной подготовки специалистов в области кохлеарной имплантации.
     Цель исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию слуха и речи детей школьного возраста после кохлеарной имплантации.
     Объект исследования: слух и  речь детей  школьного возраста после кохлеарной имплантации. 
     Предмет исследования: педагогические условия совершенствования работы по развитию слуха и речи.
     Гипотеза исследования: результаты коррекционной работы по развитию слуха и речи у школьников с кохлеарными имплантами будут эффективными если:
     - будет учитываться состояние слуха и речи каждого ребенка;
     - слуховая нагрузка будет строго дозироваться;
     - будут использоваться различные виды восприятия речи;
     -речевой материал будет правильно подобран для слухового восприятия.
Задачи:
     1.  Проанализировать литературные источники по проблеме развития слуха и речи детей после кохлеарной имплантации, методики развития слуха и речи школьников.
     2.  Разработать материалы и подобрать методики обследования слуха и речи. 
     3. Проанализировать результаты обследования и дать характеристику развития слуха и речи школьников после кохлеарной имплантации.
     4. Предложить коррекционно-развивающую программу по развитию слуха и речи  школьников после кохлеарной имплантации. 
     Исследование проводилось в несколько этапов: 
     1. Поисково-теоретический - осуществлялось теоретическое изучение проблемы слуха и речи  детей после  кохлеарной имплантации, обосновывалась актуальность избранной проблемы. Разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования и основные этапы опытно-экспериментальной работы.
     2. Экспериментальный – на этом этапе происходил подбор методик направленных на выявление уровня развития слуха и  речи школьников после кохлеарной имплантации. Осуществлялась диагностика уровня развития слуха и  речи детей  школьного возраста после кохлеарной имплантации. Производился анализ экспериментальной документации. Разрабатывались параметры коррекционной программы, оценивалась её эффективность.
     3. Обобщающий – проводился анализ и систематизация результатов экспериментальной работы, обобщались полученные данные.
     Экспериментальной исследование проводилось на базе ГБОУ г.Москвы «Школа №937 имени Героя Российской Федерации А.В.Перова», Гимназия №1811 г.Москвы, ГКОУ СКОШИ №30 им. К.А. Микаэльяна г.Москвы. 
     Объем и структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития слуха и речи детей после кохлеарной имплантации.

1.1 Особенности развития слуха и речи детей после кохлеарной имплантации.

     В последние годы кохлеарная имплантация, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей и взрослых все шире внедряется в России. При этом, как и во всем мире, среди имплантированных пациентов растет удельный вес детей раннего возраста, которые относятся к одной из наиболее перспективных категории кандидатов на кохлеарную имплантацию, что связано с особой важностью первых 3-х лет жизни ребенка для развития слухоречевых и речедвигательных центров мозга.
     О.В. Зонтова под кохлеарной имплантации понимает программу мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка или взрослого с сенсоневральной тугоухостью IV степени и глухотой.
     По мнению И.В. Королевой, кохлеарная имплантация – клинически проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей с патологией слуха. Кохлеарная имплантация – хирургическая операция, в результате которой во внутреннее ухо-улитку ребенка с нарушениями слуха вводится система электродов. Она обеспечивает восприятие звуков, в том числе речевых, посредством электрической стимуляции слухового нерва. Ребенок с нарушением слуха с кохлеарным имплантом получает возможность научиться понимать речь, говорить, использовать речь для общения и познания окружающего мира. 
     Система кохлеарной имплантации – это электронное устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток, обеспечивая электрическую стимуляцию сохранных нервных волокон. Система кохлеарной имплантации – это продукт высоких технологий, устройство, которое дает возможность людям слышать при двусторонней сенсоневральной потере слуха IV ст. и более. А это значит, что человек с кохлеарным имплантом сможет общаться со своей семьей, друзьями, коллегами.
     В состав системы кохлеарной имплантации входят два компонента: 
     Первый из них – речевой процессор, который бывает карманным (в виде небольшого устройства с ЖК дисплеем), или заушным – похожим на слуховой аппарат. Речевой процессор получает информацию об окружающих звуках от микрофона, осуществляет ее анализ и кодировку. Затем эта информация передается на второй компонент системы – кохлеарный имплант. 
     Кохлеарный имплант доставляет звуковую информацию в виде электрических импульсов непосредственно к волокнам слухового нерва, минуя поврежденный рецепторный аппарат внутреннего уха. Имплант состоит из приемника (стимулятора) и электродной решетки. Приемник – маленькая круглая пластина, он располагается под кожей за ухом и принимает сигналы, трансформируя их в электрические импульсы. Электродная решетка – тонкая нить, выходящая из приемника/стимулятора, она располагается во внутреннем ухе в непосредственной близости от волокон слухового нерва. Электродная решетка состоит из платиновых электродов, и по ним электрические импульсы попадают в слуховой нерв.
     Кохлеарный имплант – это медицинский прибор, замещающий функцию восприятия звуковых колебаний отсутствующих или поврежденных волосковых клеток улитки посредством прямой электростимуляции слухового нерва. Кохлеарная имплантация – безопасная, надежная и эффективная процедура при тяжелой и глубокой тугоухости у взрослых и глубокой потери слуха у детей. Она является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей и взрослых. Она позволяет полноценно интегрировать ребенка с нарушениями слуха в среду слышащих.
     Результатом кохлеарной имплантации можно считать то, что с помощью кохлеарного импланта  ребенок с нарушением слуха слышит и понимает устную речь, а также говорит и использует язык для общения. Однако кохлеарный имплант заменяет только погибшие рецепторы улитки, а процесс понимания, слушания  происходит на основе функционирования мозга. Мозг реализует интегративные функции, в момент использования языковых средств и порождения речи используются сложные «мозговые составляющие» (Королева И.В. 2009). 
     Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интонация.
     Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта.
     Обращаясь к психологическим вопросам, связанным с развитием слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, следует, прежде всего, коснуться той сенсорной базы, которой располагают глухие для слухового восприятия речи. Нарушение периферического отдела слухового анализатора влечет за собой сужение сенсорной основы для приема звучащей речи, выраженное менее резко при тугоухости и более резко при глухоте. Полная или тотальная глухота встречается редко. В большинстве случаев при средней потере слуха, равной или превышающей 85 дБ в области речевых частот, глухие сохраняют большие или меньшие остатки слуха, благодаря чему они имеют потенциальную возможность восприятия тех или иных элементов, составляющих фонетическую структуру речи. Это позволяет глухим, воспринимающим чистые тоны в достаточно широком диапазоне частот (III и IV группы, по П.В. Нейману), распознавать при необходимом усилении звука хорошо знакомые слова и некоторые фразы. (Королева И.В., 2006)
     Сенсорная основа, зависящая от степени сохранности слуховой функции, составляет лишь исходное условие для слухового восприятия речи глухими. При одной и той же сенсорной основе возможность слухового восприятия речевого материала зависит от ряда других факторов, роль которых должна быть подвергнута психологическому анализу. Важнейшим фактором является степень сформированности речи и речевого слуха.
     Говоря о развитии слухового восприятия у глухих, необходимо различать три их категории.
     Первую составляют дети, которые еще не получили специального воспитания. У этих детей отсутствует речь, отсутствуют соответственные слуховые и кинестетические образы, не сформирован механизм слухового восприятия речи.
     Ко второй категории относятся те глухие, которые были обучены устной речи на зрительно-тактильно-кинестетической основе и не получили необходимой тренировки в восприятии элементов речи с помощью имеющихся у них остатков слуха. Эти глухие обладают сформированной речевой системой, у них сложились зрительные и кинестетические речевые образы, имеются навыки зрительного восприятия речи посредством чтения с губ, но гак же, как у глухих первой группы, у них отсутствуют соответственные слуховые образы и не сформирован механизм речевого слуха.
     Наконец, третью категорию составляют оглохшие, у которых, до наступления глухоты уже полностью сложились как речевая система, так и механизм речевого слуха, включающий полноценные слуховые и кинестетические образы речи. (Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.)
     Указанные психофизиологические особенности, отличающие каждую из трех категорий, должны быть проанализированы и приняты во внимание при подходе к задачам, содержанию, методам и организации работы по развитию слуха и речи глухих.
     Имеет место быть  формирование слуховых образов, которые становятся в результате акупедических упражнений все более четкими, дифференцированными, прочными и обобщенными. Эти образы могут соответствовать как словам, отдельным словосочетаниям, фразам, так и более дробным элементам речи – морфемам, фонемам. Накопление слуховых образов слов (словосочетаний, фраз), их четкость, прочность, дифференцированность и обобщенность, обусловленные тренировкой ребенка с патологией слуха в их восприятии разных людей, сами по себе уже составляют важное достижение. На основе остаточного слуха акустическая структура слов воспринимается глухими далеко не полностью и не точно, накопление «слухового словаря» неизбежно должно приводить ко все большим и большим затруднениям в дифференциации слов, многие из которых оказываются для дефектного слуха сходными или даже подобными, превращаются в многочисленные практически неразличимые омофоны. (Назарова Л.П.,2001). 
     Развитие слуха у ребенка после КИ  обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств, предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
     Особую роль слух имеет в восприятие речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечение общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка.
     Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.
     Развитие слухового восприятия у  детей с нарушениями слуха рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья педагогического процесса. Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо - зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры. Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из  важных компонентов слухоречевой среды в дошкольном учреждение. Формирующаяся в процессе специального обучения слухоречевая система тесно связана с развитием смысловой стороны речи, формированием произносительных навыков, речевым опытом дошкольников. (Назарова Л.П.,2001).
     Развитие слухового восприятия речи детей с кохлеарным имплантом отличается от слухового восприятия детей с нарушениями слуха. У ребенка с кохлеарным имплантом происходит быстрое спонтанное развитие слуховых навыков, а впоследствии понимания речи и собственной речи, что не характерно для детей с нарушениями слуха со слуховыми аппаратами.
     Ребенок после кохлеарной имплантации неожиданно и практически одномоментно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. Ребенок достаточно быстро может научиться связывать звучание отдельных звуков и слов с предметами или действиями, но понять речь не может, потому что слишком мало в его памяти информации о значении слов, правилах их изменения и соединения в предложении. (Миронова, Э. В.,2005).
     Слухо-зрительное восприятие речи является естественным способом ее восприятия. У детей с нарушениями слуха даже в слуховом аппарате  восприятие речи в большей мере слухо-зрительно, поэтому обучение  ребенка с патологией слуха восприятию речи и устной речи в значительной степени опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу говорящего, подражание его артикуляторным движениям, что в свою очередь является благоприятным показателем развития слуха и  речи после имплантации. После подключения процессора кохлеарного импланта необходимо   обращать внимание на слух, но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления, так как ребенок привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации. (Королева И.В..2009)
     Ребенок, имплантированный в младшем возрасте, не нуждается в использовании глобального чтения. Как известно, эта методика позволяет ребенку с большой потерей слуха накопить словарный запас. У ребенка с кохлеарным имплантом овладение новыми словами происходит сначала на слухо-зрительной (если навык чтения с губ у него был уже частично сформирован), а затем, по мере развития слуха, преимущественно на слуховой основе. Однако ребенок младшего школьного возраста с кохлеарным имплантом нуждается в раннем овладении навыком аналитического чтения. Побуквенно-послоговое чтение используется, с одной стороны, для развития произносительной стороны речи. С другой стороны, оно служит базой для формирования грамматической системы родного языка. Это связано, с тем, что, ребенок с кохлеарным имплантом не слышит в естественной речи наиболее тихие ее части – окончания, предлоги, приставки, которые в русском языке определяют ее грамматику. Кроме того, вследствие того, что до имплантации его слуховые возможности были ограничены, грамматические представления не сформированы. (Королева И. В.,2008)
     Постоянное присутствие звуков при коммуникации с природным и социальным окружением требует научить ребенка с кохлеарным имплантом слушанию и определению разницы между человеческими голосами, речью и другими звуками. У детей проявляется заинтересованность, что приводит к более быстрому и качественному развитию слушания, речи и языка.
     У детей, которые были имплантированы в старшем школьном возрасте, наблюдаемая разница в слухоречевом развитии, по сравнению с не имплантированными сверстниками, невелика и часто зависит от индивидуальных особенностей детей. Больше времени требуется для более тонких корректировок из-за того, что речевые привычки сложились уже намного глубже. 
     Дети с кохлеарным имплантантом плохо различают акустически сходные звуки, в том числе звуки речи (например, звонкие, глухие согласные и согласные, различающиеся местом образования). Эти особенности в определенной степени сходны с развитием слухоречевого восприятия и речи у ребенка с нормальным слухом в раннем возрасте. Но это также проявления несформированности слуховых центров мозга и процессов обработки звуковой, речевой информации – следствие того, что ребенок не слышал в раннем возрасте, и поэтому в этот период центры не развивались. А это был наиболее важный период для их развития. (Миронова Э. В., 2005)
     При нарушениях слуха часто повреждаются не только рецепторы улитки, которые заменяет кохлеарный имплант, но и слуховые центры мозга. Эти нарушения были у ребенка и раньше, но когда ребенок глухой, нарушения в работе этих центров маскируются тем, что он не слышит. С кохлеарным имплантом ребенок начинает слышать, и нарушения центральных слуховых процессов проявляются отчетливо.
     Многие дети с кохлеарными имплантами не любят, хотя и умеют, читать. Многие из них посещают массовую школу и читают учебники, когда делают домашние задания. Они могут бегло прочесть какой-то текст по заданию. Но если их попросить рассказать  о чем был текст, то выяснится, что они не помнят, о чем текст, или запомнили какие-то отдельные детали, но не поняли смысл. Это обусловлено тем, что дети плохо понимают прочитанное, так как фактически у них маленький словарный запас, недостаточно развиты грамматические представления, ограничены знания об окружающем мире, они плохо улавливают логику событий в рассказе и причинно-следственные связи. (Зыков С.А., 1997)
     Большинство детей с нарушениями слуха имеют речевые расстройства, как самостоятельные нарушения либо как первичные (в результате поражения соответствующих центров мозга), либо как вторичные, вследствие нарушения развития двигательных речевых центров из-за патологии слуха в раннем возрасте.
     На начальном этапе использования кохлеарного импланта у неговорящего ребенка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. Для детей с кохлеарным имплантом характерны нарушения просодической стороны речи: плавность речи, неестественность звучания голоса, именно эти нарушения затрудняют восприятие речи детей с нарушениями слуха. (Соколовская Т.А., 2013).
     Также дети с кохлеарным имплантом имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (уровень развития речи 1 или в лучшем случае 2 уровня). У детей с кохлеарным имплантом не сформирована языковая компетенция: низкий уровень пассивного и активного словаря, несформированность грамматических представлений, недоразвитие связной речи. Даже у детей, овладевающих в процессе использования кохлеарного импланта и занятий фразовой речью, характерны проблемы построения развернутого высказывания; отсутствие языкового чутья; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостаточной сформированностью лексической и грамматической стороны речи. (Соколовская Т.А., 2013).
     Уровень развития собственной речи у детей с кохлеарным имплантом зависит от следующих условий: состояния устной речи у ребенка до имплантации, возраста имплантации, наличия у ребенка сопутствующих нарушений, в том числе и артикуляторных, а также методики реабилитации.
     У ребенка раннего возраста с кохлеарным имплантом (имплантированного до 2-х лет при отсутствии сопутствующих нарушений) после периода формирования основных процессов анализа звуковых сигналов развитие восприятия речи, окружающих звуков и собственной речи в значительной мере происходит спонтанно. Большую проблему представляет овладение ребенком грамматическими правилами, как правило, ему это удается только на слухо-зрительной основе, при постоянном контроле правильности употребления слов, фраз в собственной речи ребенка. При имплантации до 2-х лет не говорящий ребенок с кохлеарным имплантом быстро проходит естественные этапы предречевого (лепет) и начального речевого (первые слова, первые двухсложные фразы) развития. (Королева И.В.,2006)
     При имплантации ребенка после 2-х лет спонтанный процесс овладения пониманием речи и собственной речью начинается позднее – через 8-12 месяцев. Этот процесс идет также более медленно и зависит от того, насколько у ребенка был развит остаточный слух и произносительные навыки на момент имплантации, возраста имплантации, участия родителей в развитии ребенка, наличия у него сопутствующих нарушений. Если ребенок был слухопротезирован до 6-8 месяцев, у него развит остаточный слух, и он уже прошел стадии развития лепета, первых слов и простых фраз, то спонтанное развитие понимания речи и собственной речи начинается уже через 1-2 месяца после подключения процессора кохлеарного импланта.
     Если имплантация проведена после 2-х лет, то после года использования КИ, одной из наиболее характерных особенностей восприятия речи у многих детей является плохая долговременная память. Ребенок быстро усваивает новое слово на занятии, но потом оказывается, что он может его повторить, однако показать соответствующую картинку или игрушку не может, не использует это слово в собственной речи. Это проявление непропорционально быстрого развития у детей с кохлеарным имплантом слухового анализа звуков и речи, как звуковых сигналов, и более медленного формирования процессов анализа речи как лингвистических сигналов. В том числе, сюда относится и формирование связи между звуковым образом слова и его значением, что обусловлено нарушением развития слуховых центров мозга коры головного мозга, а также нарушением формирования связей этих центров с соответствующими зрительными и двигательными центрами. Это определяется тем, что ребенок не слышал первые 12-18 месяцев. (Королева И. В., 2008).
     Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и фразы в процессе занятий. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом.  В отличие от детей с нарушениями слуха со слуховыми аппаратами, быстро растущие слуховые возможности ребенка с кохлеарным имплантом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов – окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса на ранних этапах работы. (Королева И.В., 2006).
     Таким образом, можно сделать вывод: 
     Кохлеарная имплантация – клинически проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей с нарушениями слуха. Кохлеарная имплантация – хирургическая операция, в результате которой во внутреннее ухо-улитку вводится система электродов, которая обеспечивает восприятие звуков, посредством электрической стимуляции слухового нерва. 
     Развитие слухового восприятия у ребенка после кохлеарной имплантации направлено на формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. 
     Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации имеет определённые особенности:
     1. Звуки и речь искажены, поэтому даже позднооглохшие дети, сначала не узнают знакомые слова и звуки, требуется время и занятия, чтобы ребёнок научился воспринимать речь.
     2. У детей не сформировано внимание к окружающим звукам, поэтому дети не локализуют звук в пространстве. 
     3. Дети не имели слухового опыта, поэтому медленно учатся обнаруживать и различать звуки.
     4. Дети плохо воспринимают речь, если она непосредственно не обращена к ним, особенно возникают трудности восприятия речи при общении нескольких людей.
     5. Окружающие шумы и реверберация мешают узнавать и воспринимать речевые сигналы и звуки окружающей среды.
     6. После включения процессора кохлеарного импланта при слухоречевой работе у ранооглохших детей достаточно быстро развивается слуховое восприятие (3-12 месяцев) и по состоянию слуха они приближаются к детям с 1-й степенью тугоухости. Однако имеются трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Дети плохо запоминают звуковые образы окружающей среды и слова, что в свою очередь является результатом несформированности у ребёнка центральных слуховых процессов и связано с тем, так как слуховые центры до имплантации не получали информацию и не развивались. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребёнок, тем сильнее это выражено. По мере слухоречевых коррекционных занятий у ребёнка развиваются центральные процессы слухового анализа, слуховое внимание и память.
     1.2. Методические подходы к развитию слуха и речи детей после кохлеарной имплантации 
     Развитие слухового восприятия речи у ребенка после кохлеарной имплантации обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
     Слуховое восприятие, на основе кохлеарного импланта, создает принципиально новую полисенсорную основу для развития и коррекции устной речи детей после КИ. Способность ребенка с кохлеарным имплантом воспринимать устную речь на слух развивается в процессе обучения и воспитания благодаря высокой пластичности центральной нервной системы.
     Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интонация.
     Понимание значения развития слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом особенно важно, поскольку традиционные подходы в наименьшей степени опираются на слух в развитии речи у детей с нарушением слуха. При организации  коррекционно-развивающей работы с ребенком с кохлеарным имплантом, необходимо учитывать основные функции слуха и речи и биологические закономерности их формирования. Развитие навыка слухового восприятия речи после кохлеарной имплантации  представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта.
     Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достижение оптимального результата после кохлеарной имплантации в развитии естественного слухоречевого поведения. 
     Цель реабилитации - научить воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые), понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи. (Королева И.В., 2006)  
     Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. 
     Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что дети с кохлеарным имплантом, представляет собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим. Применение традиционных, научно-обоснованных методик обучения глухих и слабослышащих (Н.Д. Шматко, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымской, Э.В. Мироновой, Е.П. Кузьмичевой), доказавших свою эффективность на практике, не может быть зеркально перенесено в процесс реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Так как ребенок с индивидуальным слуховым аппаратом приобретает навыки на слухо-зрительной основе, а ребенок с речевым процессором – на слуховой. В связи с чем, главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом – научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. (Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В., 2001)
     Послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты: 
     1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта. 
     2. Развитие слухового восприятия и речи. 
     3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).
      4. Психологическая помощь ребенку и его близким.
     В результате изучения результатов послеоперационной педагогической реабилитации установлено, что, несмотря на определенную возрастную однородность рассматриваемой группы, результаты послеоперационной педагогической реабилитации у детей могут очень различаться в зависимости от ряда факторов:
     1. Уровня развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.
     2. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.
     3. Индивидуальных психологических особенностей.
     4. Наличия сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).
     5. Наличия у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации.
     6. Успешности проведенного хирургического вмешательства.
     7. Адекватности настройки речевого процессора.
     8. Наличия постоянного ношения кохлеарного импланта.
     9. Появления положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения. 
     Послеоперационная  слухоречевая реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, для которой очень важно наличие речевой среды. У ребенка после кохлеарной имплантации происходит быстрое спонтанное развитие слуховых навыков, а впоследствии понимания речи и собственной речи, что не характерно для глухих со слуховыми аппаратами. Под спонтанным развитием речи понимается ситуацию, когда мы не учим ребенка целенаправленно каким-то словам или грамматическим правилам, а он осваивает их сам, слушая речь окружающих.
     Из этого следует, что кохлеарная имплантация позволяет детям максимально приблизиться по уровню речевого развития к нормально слышащим детям, имеющим речевые проблемы. Трудности возникающие в процессе овладения языком, требуют систематического участия специалистов и р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44