- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие функций совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001797 |
Тема: | Развитие функций совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена» Институт педагогики и психологии Кафедра педагогики Развитие функций совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой Диссертация на соискание степени магистра по направлению «44.04.01– «Государственно-общественное управление образованием Студента 2 курса Супруна Максима Сергеевича Научный руководитель: Бочкарева Ирина Александровна кандидат педагогических наук, доцент Рецензент: Заир-Бек Елена Сергеевна Допущен к защите доктор педагогических наук, профессор «___» __________20__г. ___________зав. кафедрой педагогики С.А. Писарева Санкт-Петербург,2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 Глава I. УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СОВЕТА ВЫПУСКНИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ § 1. Государственно-общественное управление - основа педагогического управления школой……………………………………………………………8 § 2. Открытое образование и развитие системы социального партнерства школы и Совета выпускников………………………………………………25 Выводы по главе I………………………………………………………………29 Глава II. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ СОВЕТА ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ. § 1. Формы участия Совета выпускников в управлении школой……..31 § 2. Совет выпускников как важный механизм функционирования Попечительского совета……………………………………………………..37 § 3. Критерии результативности развития функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой……….47 3.1. Демократизация школы как показатель качества развития функций Совета выпускников в системе Государственно-Общественного управления школой………………………………………………………………………….49 3.2. Реализация функций представительства Совета выпускников в управлении школой……………………………………………………………52 3.3. Рост инициатив Совета выпускников……………………………………56 3.4. Увеличение «адресности» помощи выпускников………………………58 3.5. Уменьшение числа конфликтных ситуаций в школе…………………..59 Выводы по главе II…………………………………………………………….61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………...63 Приложение…………………………………………………………………...68 ВВЕДЕНИЕ Развитие на данном этапе современной школы связано с качественными изменениями, одним из которых является все большее увеличение открытости школы. В настоящее время все более явно намечаются тенденции изменения подходов к управлению школой. Для открытой школы очень важна направленность всей системы внутри школьного управления на конечный результат обучения и развития учащихся. В данный момент управление школой нацелено не только на ее функционирование, но и на развитие, предполагает не только мотивационную готовность руководителей школы, новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию - организации, контролю и регулированию всей деятельности, но и расширение, привлечения круга лиц, участвующих в разработке и принятии управленческих решений.рлдз9г Одним из условий развития образовательных систем является активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства как действенного инструмента вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования широкого круга заинтересованных лиц и организаций, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики. Такими партнерами школы могут стать выпускники школы в системе государственно-общественного управления школы в форме ассоциации, Совета выпускников. Несмотря на имеющийся фонд научных знаний, раскрывающих сущностные изменения в управлении открытой школой, демократизации управления, организации социального партнерства в сфере образования проблема участия выпускников в управлении остается недостаточно изученной, что и определяет актуальность избранной темы диссертационного исследования «Развитие Функции Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой».Ор88шзщзщщ8978ктт вфв9 Цель исследования:определение теоретических и организационно-практические условий для развития функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой. Объектом исследования являются:функции Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой Предмет исследования:организация совместной деятельности школы и Совета выпускников как условие развития его функций в системе государственно-общественного управления школой . Гипотеза исследования может быть представлена следующими предположениями: - традиционные формы взаимодействия Совета выпускников и школы могут рассматриваться как предпосылки построения системы государственно- общественного управления школой; реализация этих предпосылок зависит от степени развития структур соуправления в школе; - создание условий для включения Совета выпускников в управление школой предполагает изменение идеологии и структуры внутришкольного управления; - участие Совета выпускников в управлении школой правомерно рассматривать как основной механизм демократизации управления образованием путем привлечения общества к решению приоритетных задач развития системы образования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы исследования. 2. Провести анализ, поиск и теоретическое обоснование развития системы социального партнерства в сфере образования как основы развития функцийСовета выпускников в системе государственно-общественное управление школой. 2. Разработать различные формы и критерии результативности участия и развития функций Совета выпускников в системе государственно-общественном управлении школой. Ор88шзщзщщ8978вфв9 3. Экспериментально апробировать и оценить результативность предложенных путей развития функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой Теоретико-методологической основой исследования является: - работы, раскрывающие основные положения системного подхода к управлению развитием школы (B.C. Лазарев, O.E. Лебедев, H.H. Моисеев, М.М. Поташник,); - результаты исследований в области педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек, Н.В. Бордовская, В.А. Козырев, В.И. Слободчиков); - исследования проблем управленческой деятельности и профессиональной компетентности современного управленца (П.И. Третьяков, K.M. Ушаков, Т.Н. Шамова);вфв9 Методы исследования носили комплексный характер: теоретический анализ литературы по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по развитию функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой; изучение и систематизация педагогической и учебно-методической документации школ с целью выявления инновационных направлений и прогрессивных технологий управления; наблюдение за работой Ассоциаций выпускников, Советов выпускников, администрации школы и педагогов, участвующих в процессе развития функций Совета выпускников в управления школой; анкетирование членов Совета выпускников; проведение опытно-экспериментальной работы. Логика исследования включала следующие этапы: Iэтап - изучение педагогического опыта по проблеме управления школой; анализ педагогической и методической литературы; рассмотрение социологического, психологического и педагогического аспектов проблемы; определение к изучение возможностей и интересов выпускников в управлении школой; выявление содержания, форм взаимодействия администрации школы, учителей, учащихся и Совета выпускников(выпускников) в управлении школой. II этап - определение организационно-педагогических условий совместной деятельности школы и Совета выпускников; разработка технологии развития функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управление школой; апробация практических рекомендаций при проведении опытно-экспериментальной работы. III этап - обобщение основных результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление диссертационной работы. Базой исследования являлись следующие школы Санкт-Петербурга:№ 569, № 574, № 343 Положения, выносимые на защиту: 1. Развитие функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой правомерно рассматривать как одно из проявлений социального партнерства в сфере образования. Государственно-общественное управление школой характеризуется интегрированным взаимодействием администрации школы, учителей, учащихся и их родителей, выпускников (Совета выпускников), Попечительского совета; в этом случае государственно-общественное управление является фактором инновационного развития школы, содействующим становлению открытости и демократизации образования. Ор88шзщзщщ8978ктт вфв9 2. Включение Совета выпускников в управление школой предполагает специальную деятельность школьной администрации по формированию управленческой культуры выпускников. Участие Совета выпускников в управлении школой способствует развитию самосознания педагогического коллектива за счет: - ориентации педагогического коллектива на «идеологию качества и всеобщего участия»; - стимулирования заботы коллектива о престиже школы; - формирования критичного отношения к достигнутым результатам; - мотивации инновационной деятельности. 3. Разнообразные формы развития функцийСовета выпускников в управлении школой способствуют развитию попечительского движения как движения, обеспечивающего широкое участие общественности в учебно-воспитательном процессе, привлечении финансового и интеллектуального потенциала общества для развития образования в стране. 4. Критериями результативности развития функцийСовета выпускников в управлении школой в системе государственно-общественного управления являются: - увеличение количества инициатив исходящих от Совета выпускников; - увеличение «адресности» помощи школе со стороны Совета выпускников; - уменьшение конфликтов в школе; - рост удовлетворенности школой. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - проблема развития функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управление школой, реализующая идеи государственно-общественного управления, впервые явилась предметом специального исследования; - обоснованы теоретические основы построения педагогической технологии развития функций Советавыпускников в этом управлении; - раскрыты и обоснованы технологические принципы взаимодействия Совета выпускников и школы, учитывающие инновационный стиль внутришкольного управления; - определены и обоснованы критерии результативности развития функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой; - разработаны формы развития функцийСовета выпускников в управлении, адекватные специфике государственно-общественного управления школой. Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса методических рекомендаций по развитию функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой: разработано новое содержание комплекса документов, обеспечивающих эффективное функционирование управленческих организационных структур школы, в которые включены выпускники (положения о Попечительском совета, Совете выпускников, и др.); созданы пособие и методические руководства, в которых изложены и обоснованы основные функцииСовета выпускников в управление школой; предложены технологии управления, позволяющие реализовать государственно-общественный подход к управлению школой. Достоверность и обоснованность основных теоретических положений и выводов исследования обусловлены: всесторонним анализом проблемы; использованием разнообразных педагогических методов исследования, адекватных поставленным задачам; согласованностью результатов исследования и педагогических достижений в школах, ведущих опытно-экспериментальную работу по развитию функций Совета выпускников в системе государственно-общественного управления школой. Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения материалов исследования автора на педагогических светах и научно-методических семинарах школ № 569, № 574, № 343, Санкт-Петербурга (2015-2016 гг.) Глава I. УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СОВЕТА ВЫПУСКНИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ § 1. Государственно-общественное управление - основа педагогического управления школой Современную школу следует рассматривать как многомерную образовательную систему, состоящую из трех подсистем: - подсистема обучения ориентирует учащихся на овладение знаниями и опытом познавательной деятельности; - воспитательная - позволяет учащимся овладеть ценностями приобретаемых знаний и руководствоваться ими; - управленческая - конструирует условия для обеспечения функционирования указанных подсистем, для проявления самоуправления в школе и соуправления ею. Многолетний опыт работы школ№ 569, № 574, № 343, Санкт-Петербурга показал, что эффективное функционирование и развитие всех подсистем в школе будет достигнуто при выполнении определенных условий: -следует переориентировать весь преподавательский коллектив с технократического подхода учителя к обучению на формирование личности ученика, основой которого должно стать личностно-ориентированное обучение в школе; -в обучении школьников центр тяжести должен быть смещен с установки на усвоение ими знаний, умений и навыков на овладение методологией применения знаний, на усиление практической работы по формированию умения самостоятельно получать знания; -коллектив учащихся школы должен стать не только объектом управления, но и субъектом собственного развития; -в работе управленческого аппарата школы (и всего самоуправления) должны сократиться функции контроля и возрасти функции анализа. Реализация перечисленных условий позволит поновому организовать работу в школе и поновому управлять ею. Для обоснования сказанного подробно рассмотрим управленческую подсистему школы. В современных социокультурных условиях России развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Переход России от авторитарного, централизованного общества к демократическому предполагает глубокое реформирование российской образовательной системы. Одной из основных характеристик этого процесса является делегирование прав на нижестоящие административные уровни. Изменение ориентации и повышение профессионального уровня работников образовательных учреждений играет ключевую роль в реформировании и развитии системы образования. В плане проходящих в школе инновационных процессов мы трактуем понятие «управление» не только как воздействие субъекта управления на объект, но, главное, как субъект-субъектные отношения между подчиненными и руководителем, как согласование их общих целей. Высокий уровень развития школы может быть достигнут благодаря целенаправленному и прогрессивному управлению ее работой, которое обеспечит большую приспособленность школы к жизни в новых условиях и определит возможности дальнейшего обновления процесса образования школьников. Необходимо отметить, что в любом педагогическом процессе, кроме административного управления, имеет место педагогическое управление, которое присуще каждому субъекту педагогического процесса. Актуальность решения проблемы педагогического управления в современной школе определяется особенностями инновационных процессов: эти процессы происходят на всех уровнях образовательной системы, между которыми необходимо взаимодействие. Административное управление долгое время оставалось доминирующим в образовании. Его результатом была система идеологического диктата, которая не могла обеспечить направленности управленческой деятельности на ее субъектов. Сводить управление школой только к администрированию - это значит потерять управление самим педагогическим процессом, т.е. содержательной стороной деятельности образовательной системы. Для педагогического процесса единственными «нормативами сверху» могут и должны быть положения психолого-педагогической теории и профессиональная компетентность субъекта управления. Однако, как показывает опыт, административное управление может быть в достаточной степени демократическим, что предполагает использование в управлении школой инновационных методов с элементами коллективной мыслительной деятельности. Управление школой представляет собой интегрирующий вид деятельности, основу которого составляет педагогический аспект. При таком подходе к управлению оно становится способом достижения общих целей развития школы. В настоящее время четко наметилась тенденция коренного изменения подходов к решению проблем, связанных с управлением образовательными системами и отбором содержания образования на уровне повышения квалификации педагогов. Знание педагогических явлений и процессов с точки зрения социально-педагогической системы делает управление ими более целенаправленным и плодотворным, обеспечивая его достаточно высокий научно-теоретический уровень. В научной литературе решение разнообразных вопросов управления в системе образования ведется в следующих направлениях: - научная организация педагогического труда (И.П. Раченко); - социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом (Б.М. Ребус, Р.Х. Шакуров, И.К. Шалаев); - технологические аспекты управления и педагогического целеполагания (ММ. Поташник, A.M. Моисеев, O.E. Лебедев) ; - труд руководителя школы и вопросы управления педагогическими системами (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, В.А. Сухомлинский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова); Перечисленные исследования показывают, что эффективное управление в системе образования возможно при условии учета специфики педагогических явлений и «педагогизации» процесса управления. Инновационность в системе образования может быть определена в отношении к его управленческой структуре. В этом случае первостепенное значение приобретают такие направления педагогической деятельности, как создание и использование новейших достижений в области образования, педагогический прогноз и перевод образовательной системы в режим развития. Учителя школы и другие субъекты ее деятельности включаются в инновационную работу. Однако на практике управление школой нередко еще понимают как административно-хозяйственный (командно-управленческий, административно-командный) вид деятельности, который проецирует на себя так называемый «школоведческий аспект». Бюрократическая система управления школьным делом всегда отличалась ориентацией на работу с бумагами и документами. Бездумная исполнительность членов административно-командного аппарата надолго поразила все звенья системы образования. Многие годы целенаправленно осуществлялось тотальное управление всей деятельностью коллектива учебного заведения, а эффективность управленческой деятельности руководителей устанавливалась по формальным критериям. Анализ практики управления современной общеобразовательной школой дает нам все основания для следующего вывода: для абсолютного большинства современных образовательных учреждений характерно управление, ориентированное на процесс, а не на конкретный результат. Наиболее точно это выражено в признании директоров: «Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить хорошее качество образования выпускников, а уж что получится - то получится». И дело тут не только в том, что так и в прошлом сложилось, и в силу традиций, национального менталитета, инерции, привычки продолжается сейчас. Появились «теоретики» и практики, которые стремятся доказать, что иначе и быть не должно. Так, профессор из Великобритании Теодор Шанин утверждает, что поскольку итоги педагогической деятельности количественно не измеряемы, зависят от огромного числа факторов и их просто невозможно учесть, поскольку достижение многих целей и объективно, и субъективно отсрочено во времени, то результаты работы школ вообще не определяемы, и педагогика как наука и практика в принципе не может рассматриваться как область знаний и деятельности, дающая те или иные заранее прогнозируемые результаты, а потому само понятие «результаты» к педагогике неприменимо, а управление ими невозможно. Мы не можем согласиться с этой точкой зрения, но считаем нужным отметить, что, действительно, некоторые образовательные результаты зависят от огромного числа не только регулируемых (управляемых), но и нерегулируемых, случайных и даже не зависящих от школы и учителей факторов, и потому их действительно невозможно учесть. Верно и то, что некоторые результаты образования объективно не могут проявиться даже ко времени окончания выпускником школы (например, возможность полноценно выполнять гражданские функции в обществе, готовность к семейной жизни и др.). Действительно, неясно пока, как можно определить в результатах образования все то, что относится к сфере духовной развитости личности, ведь образование - процесс воспитания личности, ее самовоспитания, где такие категории, как «качество», «результат», далеко не всегда корректны, а иногда и непозволительны. Но отсюда не следует, что никакие результаты образования невозможно определять. Основная задача любого руководителя - добиваться результатов. Наконец, нельзя не вспомнить прогрессивный, признанный во всем мире, одобренный абсолютным большинством практиков и ученых программно-целевой (проектный) подход в управлении, составной частью технологии которого является проблемно ориентированный анализ. Последний начинается с основополагающего четкого ответа на вопросы: «Какие результаты работы школы нас не удовлетворяют? Какие из них мы хотим изменить и можем изменить?». Понимание сущности управления еще не означает реальность его осуществления на практике. Как уже отмечалось выше, нужен инструментарий, позволяющий сделать процесс обучения управляемым на всех его уровнях. Нужна в определенных формах и масштабах интеграция теоретического знания и его практического приложения в деятельности субъекта педагогического управления. Другими словами, нужна технология педагогического управления для разрешения повседневных задач деятельности субъектов образовательной системы. Педагогическое управление вправе претендовать на свои технологии. Сущность исследуемого подхода можно выразить в виде следующих трех тезисов: 1) специфика труда учителя и руководителя в сфере образования обязывает каждого из них владеть действиями, интегрирующими в себе умения и навыки как управленческой, так и педагогической деятельности; 2) способы профессиональных действий в основе своей предполагают наличие определенных научных знаний - необходима опора на научные достижения педагогики, психологии, на знания основ теории управления; 3) знания, умения и навыки субъектны. Как сам процесс педагогического управления, так и его результат необходимо соотносить с человеком как носителем субъектно-личностной направленности управленческого воздействия. Альтернативой технологического подхода к педагогическому управлению является технократический подход. Управленцы с технократическим складом мышления, где главенствующее положение занимают кибернетическое видение управления, формальная логика, считают (и нужно признать - не без оснований), что управление, не ориентированное на результат, - это бессмысленное, низкоэффективное, затратное управление. Они полагают, что в любой управляемой деятельности не только нужно, но и можно конкретно обозначить, определить, назвать, измерить результат [63, 64]. Ошибочность позиции технократов-управленцев в том, что, беря на вооружение разумную идею целевого управления, они гипертрофируют возможность точного определения всех результатов образовательной деятельности, ориентируясь на ЗУНЫ, а не на личность ученика. Существуют различные подходы к эффективному управлению школой (синергетический, эмпирический, оптимизационный, экологический, системно-деятельный, личностно-ориентированный). Подробно все эти подходы исследованы в работе Д.В. Коровкина [3]. Анализ различных научных подходов к управлению развитием образовательных учреждений дает возможность сделать выводы. Командно-административный подход к управлению школой не может быть использован при управлении современной школой, так как он создает разрыв между жестким контролем за процессом и очень слабым контролем за результатом образования. Складывается нелепая ситуация, когда ни государство, ни школа не становятся заинтересованными в объективной оценке действительных результатов образовательного процесса. O.E. Лебедев считает [37, 42], что указанный подход управления школой имел и положительные стороны: в педагогической среде поддерживалось деловое напряжение, широкомасштабная методическая работа обеспечивала информированность учителей о педагогических новациях, существовала возможность корректировать действия начинающих или малоквалифицированных учителей. 2. Перспективы подхода к демократическому обществу и демократической школе привели к новым подходам к управлению образовательным процессом. Согласно этим подходам, субъектом целеполагания наряду с государством стали учителя, семья и городские структуры, предъявляющие определенные требования к подготовке выпускников. 3. При решении конкретных проблем управления образованием на смену принципа «целесообразности» приходит принцип «правосообразности» [10, 59, 60]. 4. В условиях перехода от тоталитарной к демократической системе управления, в ситуации сочетания элементов демократии и тоталитаризма возникает проблема поиска средств управления, которые стимулировали бы развитие демократических тенденций. На различных этапах развития школы особую значимость могут приобрести разные средства управления. В настоящее время можно выделить, по крайней мере, три пути стимулирования демократических тенденций в управлении образовательным процессом: совершенствование системы информации о деятельности школы, установление взаимосвязи между аттестацией учащихся, учителей и самой школы, расширение социального сотрудничества в сфере образования. Эффективное управление современной школой требует оптимального сочетания всех названных выше подходов, основанных на интуиции, опыте, здравом смысле и, главное, на достижениях современной науки. 5. По сравнению со многими западными системами образования, российская (как и прежде советская) образовательная система имеет одну важную особенность: она многофункциональна. Органы управления образованием, руководители образовательных учреждений должны решать не только проблемы обучения, но и множество социальных и хозяйственных проблем. Данное обстоятельство обусловливает высокую интенсивность управленческой деятельности. Таким образом, можно утверждать, что система управления школой должна ориентироваться как на решение проблем функционирования и развития школы, так и на решение собственно управленческих проблем, причем решение этих проблем выступает как средство и условие решения проблем школы. Школа не закрытая, а открытая система, тесно связанная с государством, с обществом и зависящая от них, поэтому хорошей школе постоянно присущи два вида процессов: функционирование и развитие системы. Как любой научный подход к управлению школой, взятый отдельно, системный подход может проявиться в виде жесткой рецептурности, без достаточных обоснований, в желании использовать идеальные технологии без учета конкретных условий. М.М. Поташник [53] утверждает, что гипертрофия системного подхода может привести к пренебрежению интересами преподавателей и учащихся, к боязни нарушить структуру системы. Поэтому системный подход должен ориентировать руководителя на решение управленческих проблем, характерных для его школы. В этом случае решение управленческих проблем будет и средством и условием решения проблем школы. В процессе обучения как целенаправленной, взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности учителя и учащихся отношение «учитель - ученик» является доминирующим. Целенаправленное их взаимодействие как субъектов деятельности в ходе последовательной смены решения их задач и достижения их целей определяет «механизм процесса обучения» [38, с.66]. Данный механизм содержит все признаки управленческой деятельности: подготовку и принятие решения, организацию и планирование, корректировку и контроль. Понимание управления как жесткой регламентации действий в отношении педагогического процесса является несостоятельным. Это обусловлено его сущностью как педагогической категории. Принципиальная разница объектов педагогического и административного управления обосновывает несводимость деятельности по управлению ими к единой научной теории. Другими словами, управление педагогическими процессами должно строиться на принципиально новой научной теории, наполненной реальным педагогическим содержанием. Ю.В. Васильев [10] правильно указывает, что в этом случае об учителе и тем более ученике, речи не ведется, что объясняется нежеланием снизойти до рассмотрения управления на данных уровнях. Для открытой школы особенно важна направленность всей системы внутришкольного управления на конечный результат обучения и развития учащихся. В этом случае управление школой, нацеленное не просто на ее функционирование, а, главное, на развитие, предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей школы, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. Итак, педагогическое управление в современной школе неправильно рассматривать только как функциональную обязанность директора школы. К управлению причастен и учитель как основной «управленец» учебного процесса, и сам ученик, которого вне самоуправления познавательной деятельностью не имеет смысла рассматривать как субъекта процесса обучения, и родители как лица непосредственно заинтересованные в результате обучения, а не просто как его спонсоры. Только в этом случае можно говорить о демократизации управления как об инновационном процессе. Мы считаем наиболее эффективной формой управления в современной школе форму государственно-общественного управления . Государственно-общественная форма управления школой определяется нами как интегрированное взаимодействие администрации школы, учителей, учащихся и их родителей, социальных партнеров нацеленное на инновационное развитие школы, ее гуманизацию и демократизацию. Государственно-общественное управление будет эффективным средством инновационного развития школы, если оно будет опираться на определенные принципы такого управления. Выделим основные из них, наиболее характерные для данной формы управления. 1. Принцип толерантности - уважение к чужому мнению, желание не просто понять собеседника, но и учесть его точку зрения. Этот принцип основан на объективном существовании различных решений одной и той же задачи. Толерантность - способность человека или сообщества слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение. Как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, толерантность можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных принципов уровня управленческой культуры. Толерантность - это привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться по пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций. Эффективность использования принципа толерантности зависит от возможности и способности учительского коллектива и от научно-общественного сознания членов коллектива. Эмоционально декларируемый принцип толерантности сегодня нередко сводится лишь к возбуждению сочувствия к отдельным членам коллектива или к выявлению несоответствия тех или иных общепризнанных прав человека реальной политике управления в школе. 2. Принцип гуманизации и демократизации образования, личностной ориентированности, направленности на удовлетворение потребностей членов коллектива, нацеленности на свободную и всестороннюю включенность пед.коллектива в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях управления. 3. Принцип выделения в работе основных этапов ориентации на приоритетные направлен на развития школы, учет интересов субъектов инноваций и возможности их реализации, на выявление проблем школы, на соизмерение их по масштабу, неотложности решения, мобилизации усилий пед.коллектива на поиск и решение проблем. 4. Принцип полноты состава управленческих действий, ориентации на возможные в данной школе подходы к определению содержания управленческой деятельности, к построению организационной структуры управляющей системы, к выбору управленческих технологий и при этом системности и интегрированности деятельности субъектов инноваций в рамках процессов подготовки и реализации общей программы развития школы. 5. Принцип открытости влияниям внешней среды, возможности обсуждения проблем школы и компетентного участия в их решении всех заинтересованных лиц, доступности информации о ходе и результатах инновационного процесса для всех членов коллектива. Сформулированные выше принципы управления вытекают из потребностей общества, из общественно признанных целей. Они служат ориентиром пригодности того или иного метода управления инновациями и характеризуют общий подход к отбору таких методов, но не дают конкретного ответа на вопрос, какие именно методы следует включать в содержание управленческой деятельности. Средством проверки правильности выбораГосударственно-общественного управления для управления инновационным развитием школы являются критерии этого выбора. Основной из них - эффективность управления развитием школы. Можно различать учебную эффективность, заключающуюся в том, что ученикам школы дают высококачественное образование, позволяющее им поступать в любые вузы и социальную эффективность, связанную с реализацией задач, выдвигаемых обществом перед образованием. Опыт показывает, что и ученые, и директора школ [11, 73] представляют себе эффективную школу как личностно-ориентированную, учитывающую интересы и потребности учащихся и создающую для их развития и становления благоприятные условия. Оценить эффективность управления развитием - значит сделать вывод о том, в какой мере школа использует объективно существующие возможности для повышения качества образования. Количественную оценку здесь дать нельзя, поскольку нет пока измерительных показателей качества образования и возможностей развития, но качественная экспертная оценка вполне возможна. В основе такой оценки и должны лежать критерии управления инновационным развитием школы.. Оценка эффективности управленческого воздействия на инновационные процессы в системе образования предложена В.С.Лазаревым [64]. Он определяет следующие критерии: - высокая информированность о потенциально возможных нововведениях; - полнота выделения актуальных проблем; - рациональность выбора общей и частных целей; - интегрированность целей; реалистичность планов достижения целей развития; ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Общественный контроль как элемент государственно-общественного управления
- Корпоративные информационные системы учреждений социального обслуживания на примере государственно-общественного объединения «Московский Дом ветеранов войн и Вооруженных Сил»
- Прокуратура в государственно-правовой системе российской федерации