- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка цикла краеведческих экскурсий Подмосковья на примере Волоколамского района
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002200 |
Тема: | Разработка цикла краеведческих экскурсий Подмосковья на примере Волоколамского района |
Содержание
Министерство спорта Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)» ИНСТИТУТ ТУРИЗМА, РЕКРЕАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И ФИТНЕСА Кафедра Туризма и гостиничного дела ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА на тему: «РАЗРАБОТКА ЦИКЛА КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОДМОСКОВЬЯ» Направление 43.03.02 «Туризм» Исполнитель: студентка 4 курса очной формы обучения профиль «Технология и организация экскурсионных услуг» Казаманова Оксана Алексеевна Научный руководитель: заведующий кафедры Туризма и гостиничного дела Доктор социологических наук Профессор Дусенко Светлана Викторовна Москва – 2017 год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА 1.1 Теоретические основы экскурсоведения…………………………….…3 1.2 Периоды становления и развития исторического краеведения…………………………………………….….8 1.3 Развитие центров краеведческой деятельности в России…………….18 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ВОЛОКОЛАМСКОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Анализ туристско-рекреационного потенциала Волоколамского района Московской области……………………………………………………..22 2.2 Анализ развития краеведческого туризма в Московской области…………………………………………………..…31 2.3 Анализ возможностей и перспектив развития краеведческого туризма в Волоколамском районе Московской области………………………..39 3. РАЗРАБОТКА ЦИКЛА КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ПОДМОСКОВЬЯ 3.1 Разработка цикла краеведческих экскурсий Подмосковья на примере Волоколамского района………………………………………………..47 3.2 Разработка программы обслуживания ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Московская область - интереснейший регион для развития туриндустрии. Исторически сложилась богатейшая база для культурно-познавательного, паломнического, событийного, оздоровительного, экологического и агротуризма, а так же активного и научного туризма, которую необходимо совершенствовать, открывая для туризма все новые и новые горизонты. Актуальность данного исследования в области экскурсионного туризма очень значима, так как Подмосковье является одним из ключевых регионов для развития внутреннего и въездного туризма, а краеведение в Волоколамском районе является малоизученным, что представляет интерес для туристов. Объектом исследования дипломной работы являются ресурсы развития краеведческого туризма Подмосковья. Предметом исследования - краеведческие экскурсии Подмосковья. Цель дипломной работы – разработка циклов краеведческих экскурсий на примере Подмосковья. Задачи: 1. Изучить теоретические основы краеведческого туризма 2. Проанализировать развитие краеведческого туризма в Волоколамском районе Московской области 3. Разработать цикл краеведческих экскурсий Подмосковья на примере Волоколамского района 4. Разработать программу обслуживания Исследование может быть использовано в качестве пособия для проведения экскурсий по истории Волоколамского района в музеях образовательных учреждений, на уроках истории, духовного краеведения, МХК и внеклассных мероприятиях. Методы исследования: ознакомление с литературой по данной теме, анализ; синтез полученных данных, сравнение, работа с таблицами и диаграммами. Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных учёных в области туризма, экскурсоведения, краеведения: Емельянов Б.В «Экскурсоведение»; краеведческая литература по истории поселений Волоколамского района; Ивченков В.Л. «Материалы археологических исследований Волоколамского края»; Мартынов А.И. «Археология»; Карамзин Н.М. «Предания веков»; письменные источники из архива Иосифо-Волоцкого монастыря; Интернет-источники. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы, а также особенности организации историко-краеведческих экскурсий. Во второй главе отражается анализ развития краеведческого туризма Подмосковья в целом и в частности Волоколамского района. Третья глава содержит методическую разработку экскурсий и разработку цикла краеведческих экскурсий. Заключение содержит в себе подведение итогов и формирует окончательные выводы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА 1.1 Теоретические основы экскурсоведения Понятие туризм как вид социально-экономической деятельности объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях наиболее важных социальных результатов как физической, так и духовной деятельности человека. В свободное от работы или учебы время человек привык отдыхать. Деятельность человека в свободное время требует определенных материальных затрат как членов общества, так и общества в целом. Наличие времени и материального благосостояния еще не означает рационального его использования. Социум должен уметь отдыхать с пользой и помочь ему в этом может туризм. Современная индустрия туризма предлагает широкий спектр услуг экскурсионного обслуживания на любой вкус. Донести до потребителя целый комплекс знаний в разных областях науки: истории, естествознании, географии, экономики, экологии и прочее, приобщить к духовным и нравственным ценностям, расширить свои профессиональные умения и навыки в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания позволяет экскурсионное обслуживание. Первоначально понятия экскурсия формулировалась как поездка, далее - как целенаправленное освоение действительности через аудиовизуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода. Существующая в настоящее время неоднозначность интерпретации этого понятия связана с отсутствием единого подхода к формированию туристического продукта и услуг, которые его наполняют. Именно это объясняет то многообразие определений, которые существуют сегодня. Б.В. Емельянов определяет экскурсию - как методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними, - недостаточное и не раскрывающее в полной мере ее сущности. [2] Наиболее полно определение приведено в пакете нормативно-законодательных актов о туризме: экскурсия - туристическая услуга, продолжительностью до 24 часов, в сопровождении гида-экскурсовода, по предварительно утвержденному маршруту, для обеспечения удовлетворения духовных, эстетических, информационных потребностей туристов. [6] Исходя из этих определений можно сказать, что экскурсия это - коллективная (индивидуальная) поездка или прогулка, продолжительностью не более 24 часов с научно-образовательными или познавательными целями, во время которой осуществляется методически продуманный показ достопримечательных мест, объектов природы, памятников истории и культурного наследия, в сопровождении рассказа гида-экскурсовода по предварительно утвержденному маршруту; это процесс передачи определенной суммы знаний, направленной на удовлетворение духовных, эстетических, информационных и других нематериальных потребностей туристов. Представим классификацию экскурсий по содержанию. Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. В настоящее время экскурсии классифицируются [2]: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения. Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. В настоящей работе рассмотрим экскурсии по содержанию. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В них формулировка темы представляет определенную сложность, в отличие от тематических. Независимо от места, их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы [4]: - историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.); - археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок); - этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей; - военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Куликово поле» и др.); - историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей); - экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы: - производственно-исторические; - производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.); - производственно-технические; -профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы: - историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.); - историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.); - по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.); - по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.); - в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов. Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом: - литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.); - историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.); - литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»» и др.). Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы: - экскурсии с показом архитектурных построек данного города; - экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; - экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; - экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; - экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; - экскурсии по новостройкам. Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона. 1.2 Периоды становления и развития исторического краеведения Историческое краеведение - это область научного исторического по знания (изучает прошлое края, отраженное в памятниках, опирается на закономерности, принципы и методы исследования исторической науки) и практической деятельности историков-краеведов, направленная на распространение знаний об историческом прошлом края. [3] Предметом исторических краеведческих исследований могут быть край в целом и отдельные районы, населенные пункты, улицы, предприятия, здания, памятные места и пр. По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные исторические периоды; события конкретного исторического периода края; жизнь и деятельность отдельных участников исторических событий. Объектами исследований исторического краеведения являются памятники, связанные с историческими событиями в жизни края, развитием общества и государства; произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В этих памятниках отражены кульминационные моменты истории нашей страны, например: борьба за независимость против иноземных захватчиков, факты революционного прошлого, гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые будни эпохи социализма. Памятники истории являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия, свидетельствуют о большом вкладе народа нашей страны в развитие мировой цивилизации. Памятники истории многообразны. В основу их классификации положены следующие характеристики: предметная сущность (содержание в памятнике исторической информации); возраст; происхождение; внешняя характеристика. Истоки краеведения в России. [4] На Руси краеведческие сведения фиксировались в летописях. Наиболее древний из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первоначальная редакция её не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская (1116) и Ипатьевская (1118) редакции «Повести». Причем сами летописи, в которых сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время. В «Повести временных лет» рассказывается о расселении славянских племен, указывается, какие племена говорили на славянских языках, дается описание быта и обычаев славян, имеются сведения об археологических памятниках и т. д. Конечно, не все в летописях можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных событий, племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. К концу XII в. относится появление «Слово о полку Игореве». В нем содержатся сведения о русских городах, реках, птицах, и т. д., кроме того, автор умело дает психологическую характеристику правящих в этот период князей. В XII - XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные своды. В Киеве летописание велось в Печерском и Выдубецком монастырях; во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль. Нашествие Монголо-татар привело к временному упадку летописания, но в XIV - XV вв. оно возрождается и начинается новый этап его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Москва, Новгород, Псков, Тверь. В летописях детально описываются местные события - рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких, военные походы, битвы и т. п. Из памятников XVI в. любопытна «Казанская история», написанная около 1550 г., содержащая сведения об истории Казани и народах Поволжья. С середины XVI в. любопытные краеведческие сведения содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и другие отдаленные места России, ясачных книгах и «росписях». Данные эти использовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам. К XVII в. летописные формы изложения событий на окраинах страны ещё продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают. Издание русских летописей началось в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала издавать «Библиотеку Российской истории». Полное собрание русских летописей начали публиковать в 1841 г. К концу 80-х гг. ХХ в. вышло из печати 35 томов. В архивах хранится много челобитных местным властям. В большинстве - это жалобы на притеснения властей (заявления о злоупотреблениях, взятках, просьбы о сложении недоимок, жалобы на обеднение и др.) либо жалобы ясачных людей друг на друга. Краеведческие исследования в XVI - XVIII вв. Экспедиции в соседние земли снаряжались ещё в Древней Руси. Уже в «Повести временных лет» рассказывается, что в 1096 г. новгородец Гюрата Рогович посылал своих людей на Печору. С 1517 г. купцы Строгановы получили жалованную грамоту на устройство соляной варницы в Соли Вычегодской. Строгановы снаряжали экспедиции в Сибирь вплоть до Оби и далее, собирая данные о Сибири. Краеведению в XVIII в. было придано государственное значение. 13 февраля 1718 г. Петр I публикует указ, который предписывал: «Также, если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие ныне есть или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди или какое старое необыкновенное ружьё, посуду и прочее - всё, что зело старо и необыкновенно - також бы приносили, за что будет довольная дача». В целях поощрения археологических поисков Петр I отдаёт особое распоряжение о вознаграждении за археологические находки. Вначале XVIII в. прослеживаются первые попытки государственной реставрации памятников истории. В XVIII в. историческое краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России с целью их детального изучения. Большая их часть была организована основанной в 1725 г. Академией наук. Наиболее известными экспедициями XVIII в. были Великая северная 1733 - 1743 гг. и Академическая экспедиция 1768 - 1774 гг. Задачей Великой северной экспедиции было открытие морского пути в Америку и исследование связи её с Азией, а также описание природы и жителей Сибири. Во второй половине XVIII в. было опубликовано «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» на немецком языке. Автором этой работы был И. Г. Георги. В 1771 г. Сенат предписал землемерам при снятии уездных планов включать в журналы сведения о курганах, пещерах и развалах. В конце XVIII в. наметилась тенденция к изучению краеведения в научном и историческом аспектах. Научное краеведение, направленное на всестороннее изучение территории страны, было расширено и углублено развитие науки. Краеведческие исследования начали вести многие университеты, отделения, филиалы научных обществ. Значительно активизировались исследования в экономике, статистике, этнографии, физической и экономической географии. С этими исследованиями тесно связаны имена П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. П. Никитина и других русских ученых. Историческое краеведение в XIX - начале XX вв. [3] Активизация краеведческой деятельности в XIX в. была связана с созданием Общества любителей истории и древностей российских (1804), Общества любителей естествознания, астрономии и этнографии (1864), Московского археологического общества (1864), объединившего москвоведов и любителей истории. Распространение краеведческих знаний неразрывно связано с изданием тематической литературы. В 1827 - 1830-е гг. начали издаваться сборники «Старая Москва», «Московский краевед» и др. Задолго до организации государственных научных экспедиций для изучения отдаленных краев и провинций России начали снаряжаться более многочисленные потаённые «экспедиции». Снаряжались они хуже, чем самые бедные правительственные, а иногда отправлялись в путь вообще без снаряжения. Однако роль этих экспедиций в изучении Урала, Сибири и других окраин России велика. Именно от простых русских людей, освоивших эти края и изучивших языки местных жителей, научные экспедиции получали основные сведения. Именно благодаря научным экспедициям сравнительно быстро удалось собрать и систематизировать огромные сведения об Урале, Поволжье, Сибири, Кавказе. Проникновение простых людей на Урал и в Сибирь началось давно. Новгородцы уже в XI в. отправляли своих людей на Урал, Север и в Сибирь. С деятельностью новгородцев связаны традиции народного самоуправления, закрепившиеся в освоенных ими областях. Присоединив Новгород, центральная власть не смогла полностью искоренить этих традиций на Урале и в Сибири и насадить там (исключая заводы) крепостное право. Переселения иногда принимали религиозную окраску. Противники реформы Никона в XVII в. - раскольники - также уходили в леса Урала и Сибири. Самодеятельная «краеведческая деятельность» не всегда приносила только пользу. С XVII в., например, массовым явлением стали грабительские раскопки. Пострадало много ценных памятников старины. Цель «бугровщиков» (раскопщиков могильных бугров) - найти клад. Целые артели в Сибири отправлялись на всё лето в степь разрывать могильные бугры. У них существовала своеобразная классификация надгробий. Различались «чудские» и «калмыцкие» могилы, «маяки», «сланцы» и курганы. Эти знания передавались научным экспедициям XVIII в. и помогли разработать исследовательский подход к памятникам археологии. Не случайно ученые того времени, описывая сибирские древности, ссылались на сведения, полученные от «бугровщиков». Демократическое направление в историческом краеведении. [3] В развитии краеведения в России с самого начала стали проявляться два разных течения - официальное и демократическое. В XVI - XVII вв. были накоплены обильные фактические знания о народах Сибири и Севера. Но они были достоянием представителей центрального и местного управления. В русское образованное общество эта информация стала проникать лишь с XVIII в., и не по административным каналам, а через литературу. Демократическая тенденция стала оформляться в русском краеведении в XVIII в. Она получила развитие в трудах декабристов, а позднее - в трудах демократов. В 60-е гг. продолжала развиваться в научной деятельности народников. Особенно много для изучения окраин России сделали политические ссыльные. Помимо русских учёных, краеведением занимались и ученые Средней Азии, грузинские, армянские и другие, писавшие на своих родных языках. На рубеже XVIII и XIX вв. к историческому краеведению обращались и писатели А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин. Академические путешествия были в то время настолько популярными, что их стали использовать писатели. Под давлением передовой общественности в начале XX в. в столице и некоторых губерниях были образованы Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. Перед первой мировой войной правительство приступило к подготовке специального закона об охране памятников, но эта работа была свернута с началом воины. Историческое краеведение в 20 - 30-е гг. [3] Характер краеведческой работы изменился после Октябрьской революции 1917 г. Краеведческие организации становились более массовыми, в их работе принимали участие рабочие, крестьяне, молодежь. Несмотря на трудности гражданской войны, Советское правительство принимает ряд мер по защите исторических памятников. 16(3) ноября 1917 г. нарком просвещения А.В. Луначарский обратился к народу с призывом охранять культурное наследие. Петроградский Совет напечатал следующее воззвание: «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания - это воплощение духовной силы вашей и предков ваших... Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники здания, старые вещи, документы - все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство». С 1918 г. начинают создаваться организационные основы охраны памятников. Забота об охране памятников была возложена на Наркомат просвещения. Особенно активно действовали Петроградская коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомате просвещения и Комиссия по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В августе 1918 г. эти органы были преобразованы во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомате просвещения. В декабре 1917 г. был создан Комиссариат исторических имуществ (с 12 апреля 1918 г. он стал называться Наркоматом художественно исторических имуществ). Он имел специальную Коллегию по охране памятников. Позднее этот Наркомат был объединен с Наркоматом просвещения. К началу 1922 г. в Наркомпросе было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями Академического центра (Главнаука) с Отделом по делам музеев и охраны памятников. В его ведении были Российская академия истории материальной культуры, Центральные государственные реставрационные мастерские, Центральное бюро краеведения, Музейно-экскурсионные институты в Москве и Петрограде и все музеи. При губернских (областных) отделах народного образования были созданы Комитеты по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, народного быта и природы с широкими правами. Так впервые в истории была создана стройная государственная система охраны и изучения памятников истории и культуры. Кроме того, был принят ряд законов об охране конкретных памятников на местах, в том числе и письменных памятников. 1 июля 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет «О реорганизации и централизации архивного дела», 17 июля 1918 г. - «Об охране библиотек и книгохранилищ», 19 декабря 1918 г. - «Об охране научных ценностей» н др. В конце июля 1918 г. В. И. Ленин утвердил список 50 памятников великим людям. В Москве были поставлены памятники Марксу и Энгельсу на площади Революции, Радищеву - на площади, сейчас носящей имя Маяковского, а также памятники Робеспьеру, Шевченко, Никитину и Кольцову. В Петрограде были установлены памятники Плеханову, Герцену, Шевченко, Софье Перовской. (Большая часть этих памятников до наших дней не сохранилась). В сентябре 1918 г. был принят декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины», а 5 октября 1918 г. «О реорганизации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». В течение 5 лет на учет было принято 2350 памятников и 520 усадеб. В 1920 г. были объявлены государственным музеем Троице-Сергиева лавра (г. Загорск), дом Л. Толстого, в 1922 г. создан Пушкинский заповедник. Большое внимание в 20 - 30-е гг. уделялось развитию школьного краеведения. Уже с 1920 - 1921 учебного года краеведение было включено в школьные программы. В декабре 1921 г. в Москве была проведена I Всероссийская конференция научных обществ по краеведению, с докладом на которой выступил нарком просвещения А. В. Луначарский. Он говорил, что стране нужна «школа, примкнувшая к хозяйству данной области, а, следовательно, к ее географии, к ее историческим условиям, к ее этнографии». Определяя задачи обучения в советской школе, Н. К. Крупская отметила: «Исходным пунктом... обучения должно быть изучение родного края». В январе 1922 г. было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК) при Академии наук. С 1923 г. начал выходить журнал «Краеведение», а с 1925 г. - «Известия ЦБК». В 1930 г. они были объединены в журнал «Советское краеведение (выходил до 1936 г.). Краеведческие журналы и сборники издавались и на местах (Воронеж, Тверь, Вологда, Ростов). Большую помощь краеведам оказывали созданные в 20-е гг. во многих городах комиссии для собирания и изучения материалов по истории революции и РКП (б) (Истпарты). В 1930 г. краеведение было введено в программы вузов. В 1931 г. создаётся Общество краеведов - марксистов. В Постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. говорилось о том, что необходимо в учебные программы по истории ввести элементы краеведения СССР. Выросло число краеведческих организаций. В дореволюционный период в России было 160 краеведческих обществ, насчитывавших около 15 тыс. человек, к концу 1922 г. в стране было 516 краеведческих организаций, в том числе 285 музеев. В 1927 г. было уже 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческие исследовательские станции. Этот период в истории краеведения позже назвали «золотым десятилетием» краеведения. Общим недостатком краеведения в 20 - 30-е гг. было то, что ЦБК и его органы на местах стремились заниматься сразу всеми проблемами краеведения, не деля его на географическое, историческое и т. д. Историческое краеведение в 40 - 90-е гг. Непоправимый урон развивавшемуся краеведению нанесли годы репрессий (1929 -1939). В Москве были арестованы многие деятели краеведческих обществ. Перестали выходить альманахи «Московский краевед», «Советское краеведение» и др. В 1940 г. газета «Правда» констатировала развал и запущенность краеведческой работы в стране, и в частности в Подмосковье. В годы Великой Отечественной войны многим нашим городам и селам был причинен огромный ущерб. Многие памятники, простоявшие тысячи и сотни лет, в годы войны погибли. В 1942 г. была создана Комиссия по учету и охране памятников, которая с 1942 по 1943 гг. провела учет ущерба, нанесенного памятникам на оккупированной территории. После войны по всей стране начались работы по восстановлению памятников, стали создаваться памятники воинской славы, увековечивающие подвиг народа в Великой Отечественной войне. В 1946 г. руководство краеведением было поручено Комитету культурно-просветительных учреждений. В 1947 г. создано Московское областное общество краеведения. Важное значение в деле охраны памятников истории и культуры сыграло постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения охраны памятников» от 14 декабря 1948 г. В 1954 г. СССР подписало Гаагскую конвенцию «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Большое значение для развития исторического краеведения и охраны памятников истории и культуры имело постановление Совета Министров РСФСР от 23 июня 1965 г. о создании Общества охраны памятников истории и культуры, которое стало массовой организацией, способствующей охране и изучению исторических памятников на местах. В 1976 г. был принят общесоюзный Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Охрана памятников истории и культуры была закреплена в Конституции как долг и обязанность граждан СССР. 1.3 Развитие центров краеведческой деятельности в России Основные организационные формы краеведческой работы классифицируются так: государственная; общественная (добровольная); школьная. [4] Основными центрами сосредоточения краеведческой работы являются: - краеведческие музеи с тематическими экспозициями, основу которых составляли коллекции, характеризовавшие природу, историю, хозяйство, культуру и быт населения края; краеведческие музеи обычно являлись научно-методическими центрами краеведческой работы, вокруг которых собирался актив местных краеведов; - добровольные региональные краеведческие научные общества и самостоятельные краеведческие кружки при клубах и Дворцах культуры; - школьные кружки краеведения, решавшие наряду с научно- исследовательскими и учебно-воспитательные задачи; - самодеятельные туристские объединения, выполнявшие задания местных организаций по изучению природы, истории, хозяйства, культуры края; - краевые, областные, районные библиотеки, хранившие и пропагандировавшие краеведческие материалы. Основа современного краеведения - это его взаимодействие с близкими или совпадающими по историко-культурным целям и задачам обществами - Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Географическое и Педагогическое общества при Академии наук РФ. В развитии краеведения заинтересованы учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, туризма. Некоторые из них используют в своей деятельности результаты краеведческих изысканий, другие применяют приемы и методы краеведческой работы, третьи связывают проблему повышения эффективности деятельности отраслей народного хозяйства с общественным краеведческим движением и т. д. Эффективность краеведческой деятельности связана не только с общественной основой этого движения, но и с участием в развитии краеведения научных учреждений Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, различных общественных организаций - Фонда А. И. Солженицына, Детского фонда, Фонда мира, религиозных организаций, меценатов, способствующих формированию экономической инфраструктуры краеведения, и т. д. Краеведческая деятельность помогает реализации программ Российского фонда культуры - «Программы по топонимии», «Уникальные исторические территории», «Возрождение русской усадьбы», «Возвращение забытых имен», «Архивы». В качестве примера можно привести программу туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество». Она существует с 1993 года и является основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования детей. Программа демократична, она открыта для любого поиска и эксперимента, свободна от идеологических рамок и ограничений, что способствует свободному проявлению творчества, как юных краеведов, так и их педагогов. Ежегодно учреждение проводит: - городские олимпиады по школьному краеведению; - городские конкурсы исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»; - смотры музеев образовательных учреждений. Все крае....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка цикла краеведческих экскурсий Подмосковья на примере Волоколамского района
- Особенности управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации (на примере ООО «Спецпроект»)
- Особенности управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации (на примере ООО «Спецпроект»)