VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка теоретических, методических и организационных основ экономически эффективного управления земельными ресурсами сельских поселений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010513
Тема: Разработка теоретических, методических и организационных основ экономически эффективного управления земельными ресурсами сельских поселений
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы  дипломной работы.  Существующее  управление  землепользованием сельских поселений недостаточно эффективно  и не способствует развитию  экономической  системы  местного  самоуправления.  В  значительной степени это обусловлено отсутствием комплексной, своевременной, системной информации, которая является базисом управления земельными ресурсами.
     Таким  образом,  в  настоящее  время  к  ключевым  задачам  развития  земле-пользования сельских поселений является организация его управления на основе соответствующего информационного обеспечения и системы организационно-территориальных  мероприятий, включая  землеустройство  и  кадастр  недвижимости, что предопределяет актуальность темы дипломной работы.
     Федеральный  закон  «О  развитии  сельского  хозяйства»,  Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и  регулирование рынков сельскохо-зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2016–2020 годы»  создали основу  решения  проблемы  управления  развитием  земель  сельских  поселений. 
     Вместе с тем вопросы территориального развития сельских поселений распределены  между  разными  уровнями  муниципальных  образований.  Однако  выстраиваемая система муниципального управления, определяющая компетенцию каждого ее звена,  характеризуется неоднозначным и нечетким пониманием того, за что отвечают соответствующие органы власти муниципальных образований в области земельных отношений на территории сельских поселений. 
     Изучение научной литературы, нормативно-правовой  документации  по  указанным  вопросам  обозначило  недостаточную проработанность  методических  аспектов  оценки  эффективности  управления земельными  ресурсами  сельских  поселений,  востребованность  в  актуализации современного состояния проблемы и разработки новых подходов.
     В  научной  литературе  теоретическим и методическим основам управления земельными ресурсами посвящены труды видных учёных:  A.A. Варламова, С.Н. Волкова, Н.В. Комова, О.Б. Леппке, П.Ф. Лойко, Д.С.  Львова,  В.В.  Милосердова,  Р.Т.  Нагаева,  А.П.  Огаркова,  А.В.  Тарасова, 
С.А. Ткачука, В.Н. Хлыстуна и др.
     Муниципальный аспект при управлении сельскими территориями освящен в работах  В.М. Баутина, А.В. Мерзлова,  А.В. Петрикова, В.В. Вершинина,  М.П. Бурова,  Т.А.  Емельяновой,  О.Т.  Хисматулова,  А.П.  Огаркова,  А.В.  Севостьянова, С.И. Носова и других российских ученых. В зарубежных странах данный вопрос в значительной мере отображен в работах К. Бегга, Ю. Блэйсера, Т. Витэка, Т. Конноли, А. Кокконена, В. Уизарда, К. Макэлроя, П. Халла, Д. Штойдлера и др. 
     Однако  до  настоящего  времени  проблемы,  связанные  с  управлением  земельными  ресурсами  на  уровне  сельских  поселений,  как  особой  сферы  землепользования, изучены недостаточно и комплексных исследований этой темы нет.
     Целью исследования дипломной работы  является разработка теоретических, методических и организационных  основ  экономически  эффективного  управления  земельными ресурсами сельских поселений в условиях рыночной экономики.
     В соответствии с этим в работе  были поставлены следующие задачи:
–  определение  научно-методологических  основ  использования  земель  на уровне сельских поселений с выявлением особенностей сложившегося их территориального  развития, уточнением  принципиальных  подходов  к  оценке  эффективности управления территориями на сельском уровне;
–  проведение структурного анализа систем управления земельными ресурсами сельских поселений;
–  изучение  возможностей  использования  мировой  практики  управления  земельными ресурсами сельских территорий в условиях Российской Федерации;
–  проведение анализа существующей  нормативной правовой базы, планов развития землепользования сельских поселений, определение роли органов местного самоуправления в этом процессе;
–  разработка  и  апробация  методических  рекомендаций  по  совершенствованию  инструментов  и  методов  управления  земельными  ресурсами  сельских поселений.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
–  актуализированы  теоретические  основы  управления  земельными  ресурсами на уровне сельских поселений;
–  разработаны  критерии  и  показатели  оценки  эффективности  управления 
земельными ресурсами сельских поселений;
–  на  примере  апробированного  сельского  поселения  Мильковской  области предложена  методика  оценка  эффективности  мероприятий  по  управлению  земельными ресурсами. 
     Объектом  исследования  являются  процессы  взаимодействия  субъектов  муниципального  управления  в области  земельных  отношений  на  уровне  сельских поселений.
     Предметом исследования являются земельные отношения, складывающиеся в процессе управления земельными ресурсами сельских поселений.
     Теоретическая  значимость  работы  состоит  в  системном  представлении  определения эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений, совершенствовании методического инструментария ее оценки. Предложенные подходы и методы повышения эффективности управления земельными  ресурсами  сельских  поселений  развивают современную  теорию управления региональным землепользованием. 
     Практическая значимость дипломной работы заключается в том,  что  предложенное содержание    и  инструменты  управления земельными ресурсами могут быть применены при подготовке нормативных и методических  документов  по  организации  рационального  использования  и  охраны  земель на уровне сельских поселений.
     Состав  критериев и  показателей  эффективности  управления  земельными ресурсами сельских поселений может быть предложен региональным органам  для оценки деятельности органов местного самоуправления в области  управления земельными ресурсами. 
     Апробация  разработанных  предложений  проводилась  на  примере  сельского поселения  Мильковской  области. Результаты исследований внедрены в производство (акты внедрения имеются). Разработанные положения диссертации используются в учебном процессе по дисциплинам: «Инновационный менеджмент», «Экономика недвижимости» на кафедре экономики недвижимости Государственного университета по землеустройству.
     Результаты  исследований  докладывались  и получили одобрение на семи Всероссийских научных конференциях, проходивших в Москве, Воронеже, Барнауле,  опубликованы в сборниках научных трудов конференций, журналах: «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».









1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

1.1 Организационно-правовое обеспечение управления земельными ресурсами 

     Организационные системы обеспечивают решение большого круга организационных задач и должны быть согласованы с целями соответствующего процесса. Поэтому организационная структура должна формировать единую систему мероприятий по достижению этих целей. В настоящее время сформировались определенные организационно-структурные блоки системы управления на различных административных уровнях, позволяющие распределить функции управления между соответствующими органами управления, а также установить формы взаимодействия между ними и субъектами хозяйствования. 
     Система управления земельными ресурсами на муниципальном уровне концентрирует в себе: 
     - директивные действия федерального и регионального значения в сфере использования и охраны земель соответствующего подчинения; 
     - организационно-экономические и организационно-правовые мероприятия органов местного самоуправления в области управления земельными ресурсами и иными объектами недвижимости; 
     - необходимость осуществления комплексного рационального землепользования в границах муниципального образования в целях повышения конкурентоспособности его экономики. 
     Необходимо также отметить усложнившуюся структуру административного устройства муниципальных образований, которая формируется в настоящее время в соответствии с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одним из результатов реформы стало функционирование муниципальных образований двух уровней: 
     - муниципальные районы, которые представляют собой «несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения; 
     - городские и сельские поселения, так называемые «муниципальные образования второго порядка», которые представляют собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (применительно к сельским поселениям) или город, поселок (применительно к городским поселениям) [18]. 
     В результате под воздействием изменившегося организационно-территориального устройства регионов и муниципальных образований, а также изменений в сфере органов управления, административно-территориальная структура системы управления земельными ресурсами в России имеет следующий вид, представленный на рисунке 1. 
     Существенную роль в общей системе управления земельным фондом России играют органы местного самоуправления, в том числе представляющие сельские поселения, которые в свою очередь располагаются на более чем 70 % земель страны. 
     Как отмечает Ю.Г. Газукина, в практике управления земельными ресурсами муниципальных образований федеральные и муниципальные органы власти должны исходить из следующих положений: 
* земля принадлежит как государству, так и населению территории, поэтому необходимо соглашение между органами исполнительной власти по вопросам владения, пользования и распоряжения, а также ответственности за сохранение и использование земельных ресурсов;
* земельные ресурсы должны приносить пользу всему населению; использование земли должно быть платным. Размер платы за использование земли должен устанавливаться в соответствии сфедеральным и региональным законодательством муниципальными властями (за исключением земель, находящихся в государственной собственности) на основе кадастровой стоимости земли; [58]. 
     Современное муниципальное образование является комплексной социально-экономическая система, в структуру которой входит множество относительно самостоятельных крупных и мелких структур, образующие в целом сложное хозяйство. В муниципальных образованиях работают и взаимодействуют различные объекты производственной и непроизводственной инфраструктуры, проживают различные слои населения. Для существования каждого из представленных элементов необходимо использование межрегиональных ресурсов, и прежде всего земельных. Муниципальных образований как особого вида административно- территориальных образований, в России насчитывается 19062, при этом в ведении органов местного самоуправления находится 36,4 млн. га [68]. 
     Отметим особенность муниципальных образований, и особенно сельских поселений, состоящую в том, что данные группы земель, по сути, являются массивом земельных участков, представляющих большинство категорий земельного фонда: здесь расположены участки, занятые сельскохозяйственным использованием, промышленными объектами, объектами лесного и водного хозяйства; природоохранные территории. Такая структура землепользования позволяет муниципальным образованиям иметь значительные пространства резервных земель для развития жилой, сельскохозяйственной, общественно-деловой, промышленной и иной инфраструктуры. Территории муниципальных образований, на которых сосредоточена масса объектов недвижимости, созданных трудом человека, представляют особую ценность. В условиях административно-командной системы хозяйствующие субъекты не были экономически заинтересованы в рациональном использовании земельных ресурсов, их охране и воспроизводстве, хотя такая обязанность на них возлагалась 

      Рисунок 1- Структура системы управления земельными ресурсами в России
Муниципаль-
ный уровень
Муниципаль-
ные районы

Городские  и 
сельские поселения
Администрация муниципального образования, совет народных депутатов, ТО Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, БТИ, ТО ГУ Гоархстройнадзора и т.д.
Администрация сельского (городского) поселения, совет народных депутатов 




законодательством. Более того, расходы на охрану земельных ресурсов являлись фактором, снижающим итоговые результаты деятельности предприятия [97].
     Отсутствие платы и соответствующей ответственности за землепользование, длительное время, определявшее и характеризующее отношение к земельным ресурсам в нашей стране, во многом предопределило нерациональное их использование. Это, практически, повсеместно уже к концу 80-х годов XX века привело к необоснованному росту площади населенных пунктов и промышленных территорий за счет изъятия под строительство в завышенных размерах средо-стабилизирующих угодий: сельскохозяйственных и лесных территорий, что в свою очередь, отрицательно влияло на эффективность использования земель и производственной деятельности. Муниципальные образования имеют свои определенные особенности хозяйственного комплекса, определенным образом встроены в структуру экономики субъекта Российской Федерации, имеют значительное многообразие, концентрацию и сложность взаимодействующих элементов (природных ресурсов, населения, производственных фондов и т.п.). 
     В целях обоснованного и рационального использования имеющихся ресурсов в соответствие с ФЗ № 115 от 20.07.1995 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» разрабатываются прогнозы, программы и стратегии социально-экономического развития.
     Этим же законом предусматривается регионализация директив и направлений развития, в связи, с чем на уровне регионов также принимаются законы о прогнозах, программах социально-экономического развития и, непосредственно, сами программы и стратегии социально-экономического развития различных отраслей и сфер деятельности, которые, в свою очередь, определяют ориентиры развития муниципальных образований.
     Взаимосвязи содержания документов социально-экономического развития и документов по управлению земельными ресурсами  проявляются в разрезе административно- территориальных уровней каждому из которых соответствует свой вид документа. 
     Эффективное управление любыми процессами и системами тесно связано с наличием и использованием достоверной, полной и необходимой информации [93]. В связи с этим в исследовании представлены отличия информационного обеспечения прогнозно-плановых документов социально-экономического развития от соответствующих документов по управлению земельными ресурсами, а также направления потоков информационно-статистических сведений.
     Наиболее распространенными документам в существующей практике управления муниципальными территориями и, соответственно, земельными ресурсами, выступают предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений.
     В ведении Российской Федерации в части управления земельными ресурсами находится регулирование федеральной государственной собственности и управление ею; разработка основ федеральной политики и федеральных про грамм в области экономического развития Российской Федерации; федеральные налоги и сборы; прокуратура; уголовное, гражданское и арбитражное законодательство; государственный кадастр недвижимости; геодезия и картография; и др. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, определение границ особо охраняемых природных территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации [1].
     Современная экономика Российской Федерации функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и других природных ресурсов. Их использование предопределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями [115]. При этом муниципалитет осуществляет управление государственными и муниципальными земельными ресурсами. Кроме того, управленческое воздействие распространяется и на земли, находящиеся в частной собственности. Полномочия органов власти в области земельных отношений представлены на рисунке 2 [34,108,117].
     
Федеральные 
органы власти
Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра; разработка и реализация федеральных программ использования земель.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ; изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ.


Региональные
органы власти
     
     
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной (не разграниченные земли) и муниципальной собственности в границах муниципальных образований; изъятие, в том числе путем выкупа, земель для муниципальных нужд; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель; установление правил землепользования и застройки; установление ставок земельного налога и арендной платы и льгот по ним; ведение муниципального земельного контроля
Органы местного
самоуправления

Рисунок2 -  Полномочия органов власти в сфере регулирования земельных отношений
     Функции государственного и муниципального управления в области земельных отношений возложены законами и подзаконными правыми актами на уполномоченные органы различного уровня. Земельные и другие природные ресурсы, законодательно признанные федеральной собственностью, находятся в управлении Правительства Российской Федерации [1]. 
     Земельными ресурсами муниципальной собственности управляют органы местного самоуправления. Как уже было отмечено, в муниципальном образовании в области управления земельными ресурсами взаимодействуют органы исполнительной власти трех административных уровней - федерального, регионального и муниципального (рисунок 3).
     Федеральный уровень составляют территориальные управления министерств и ведомств по данному муниципальному району. На 1.01.2012 г. к ним относятся ТУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление лесами и Филиал Ростехинвентаризации - Федерального БТИ.
ТУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
     
      Управление лесами

Филиал Ростехинвентаризации - Федерального БТИ

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по субъекту РФ

ТО ГУ Госархстройнадзора


Совет депутатов муниципального района

Глава муниципального района
      
      Рисунок 3 - Типичная система управления земельными ресурсами на муниципальном уровне.
      
     Областной (краевой, республиканский) уровень составляют территориальные управления региональных ведомств в сфере земельно-имущественного комплекса по данному муниципальному району, к ним относится территориальный отдел государственного учреждения Госархстройнадзор. Основные направления земельной политики сельского поселения определяют органы местного самоуправления, как на уровне сельского поселения, так и на уровне муниципального района. Анализ структуры органов местного самоуправления во многих муниципальных районах Камчатской области, позволил определить наиболее типичные органы исполнительной власти, действующие в рамках полномочий администрации муниципального района, которые вправе регулировать вопросы по земельно-имущественного комплексу.
     На уровне муниципального района особая роль отводится таким органам власти в сфере местного самоуправления как: 
     - Комитеты по управлению имуществом; 
     - Управления развития сельскохозяйственного производства и природопользования;
      - Отделы земельно-правовых отношений; 
     - Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования. 
     Основной задачей комитетов по управлению имуществом является экономически эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального района, в том числе земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
      Комитет обеспечивает реализацию полномочий администрации муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. По вопросам формирования муниципальной собственности и управления и распоряжения муниципальным имуществом комитет реализует полномочия, основные из которых следующие: 
     - подготавливает, оформляет и вносит перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, согласно их принадлежности;
      - проводит инвентаризацию и оценку технического состояния муниципального имущества; 
     - организует оценку имущества муниципального образования;
      - выявляет бесхозяйное имущество на территории муниципального района и подготавливает предложения по принятию его в муниципальную собственность; 
     - осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, иного муниципального имущества и т.д. 
     Также управление земельными ресурсами на муниципальном уровне подкреплено уставом муниципального района и положением об администрации муниципального района.
     
     
     1.2 Нормативно-правовое обеспечение управления земельными ресурсами 
     
     Земельный кодекс Российской Федерации позволяет в определенной мере решить значительную часть накопившихся нормативных и правовых проблем, а также определить на среднесрочную перспективу законодательное обеспечение использования и охраны земельных ресурсов. Анализ действующих нормативных и правовых актов, регулирующих отношения в сфере землеустройства и управления земельными ресурсами, а так же мнения экономистов, позволяет утверждать, что законодательная база не обеспечивает формирование эффективной системы использования земель. Ниже сведены в табличную форму негативные явления в управлении земельными ресурсами, связанные с проблемами в законодательной базе, а так же предложения по их устранению.
     
      Таблица 1 - Негативные явления в сфере землеустройства и управлении земельными ресурсами, связанные с состоянием законодательной базы
      
№
п/п
Наименование проблемы в законодательстве
Негативное явление
Меры по устранению проблемы
1
Нет правовой полноты и доступности потребителей к освоению Земельных участков (ЗУ)
Низкая инвестиционная привлекательность ЗУ, недостаточная защита прав собственности на ЗУ, а также гарантий при сделках с ЗУ.
Предоставление новых ЗУ и расширение существующих собственникам, эффективно использующих их; 
-Консолидация земель у эффективно-хозяйствующих субъектов и в фондах перераспределения.
 - создание систем гарантии прав на ЗУ;
 -установление рациональной структуры земельных платежей и их суммы ;
 -повышение доли земельных платежей в бюджетах.
2
Нет правовой защиты от захвата земель сельскохозяйственного назначения
Расширение массового индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
-Установить предельно допустимую площадь ЗУ под ИЖС; 
-Определить предельное количество объектов ИЖС; 
-Установить порядок перехода КФХ к новому собственнику, в случаях отчуждения ЗУ с расположенными на нем жилым постройкам; 
-Разработка на рентной основе системы земельных и компенсационных платежей, обеспечивающих рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения; 
-Принять правовые акты по порядку расширенияурбанизированных зон за счет земель сельскохозяйственного назначения( в районах крупных городов и мегаполисов) .
3
Отсутствие регуляторов эффективного развития рынка земельных участков и иной недвижимости связанной с ними.
Низкий уровень и отставание развития земельного рынка и его инфраструктуры от потребностей экономики на современном этапе
-Создание условий для  переоформления постоянного (бессрочного) пользования ЗУ на право собственности или аренды; 
-Взимание земельного и имущественного налога по кадастровой стоимости с установлением суммы налога на единицу площади одного жителя отдельно для сельских товаропроизводителей, поселков, малых городов, крупных городов и мегаполисов; 
-Разграничение государственной собственности на землю; 
-Оптимизация распределения доходов от налога на имущество между бюджетами различного уровня; 
-создание реального реестра налогооблагаемой недвижимости на основе проведения массовой ее оценки; 
- установление порядка и условий ограничений по использованию ЗУ и связанной с ним недвижимости(зонирование, сервитуты, резервирование ЗУ в целях государственного и муниципального использования).
4
Нет статьи закона по регулированию использования не востребованных земельных долей.
Более 30% собственников земельных долей в сельской местности их не используют
-Срочное принятие правового акта по использованию невостребованных земельных долей.
5
Не закреплены ведущая правовая роль государства в стратегическом управлении землеустроительной деятельностью и земельным ресурсом потенциалом страны.
Почти всеми земельными ресурсы находятся в распоряжении органов местного самоуправления (отвод, перераспределение)
Рост темпа деградации земель и снижения их плодородия; 
Негативные явления в обустройстве территорий, состоянии материальной базы сельскохозяйственных предприятий и их инфраструктуры, финансировании сельского хозяйства и т.п.
-Принятие прозрачного и действенного закона о ведущей роли государства в управлении земельно- ресурсным потенциалом на территории РФ; 
-Установить обязательное условие финансирования в полном объеме целевых Федеральных программ развития сельского хозяйства ; 
-Финансирование государственной системы УЗР на всех территориальных уровнях в том числе научных проектных институтов, осуществляющих работы в сфере землеустройства и кадастра;
6
Несовершенство регулирования земельно- имущественных отношений в сфере государственного Управления земельными ресурсами (УЗР)
Отсутствие четких полномочий органов власти различного уровня в организации государственного УЗР по принципу «Одного окна».
-Создание прозрачной нормативной и судебной правовой базы ЗИО; 
-Формирование правовой базы гражданского оборота земель, в т.ч упрощённой процедуры оформления сделок с ЗУ 
-Разграничение функций публичного и гражданского права землепользования
7
Большинство законов носят «рамочный» характер без сопровождения на практике механизмами по их реализации
Неясность и противоречия в различных сферах права.
-Установление прозрачных механизмов реализации законодательных актов на практике
      
      
     Реализация вышеуказанных мер по устранению проблем законодательной базы по регулированию землеустройства и управлению земельными ресурсами позволит повысить в этой сфере эффективность земельно-имущественных отношений.
     
     
     1.3 Критерии и показатели оценки эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений
     
     
     Земельные ресурсы являются мощным фактором экономического и социального развития и одновременно одной из самых сложных и исторически острых проблем, особенно в нашей стране. Учитывая это, в последние годы уделяется повышенное внимание вопросам эффективного их управления. Современный взгляд на проблемы экономики землепользования и повышения эффективности управления земельными ресурсами содержится в научно-методических работах: А.А. Варламова, С.Н. Волкова, Н.В. Комова, П.Ф. Лойко, С.А. Гальченко, А.Э. Сагайдака, А.В. Севостьянова, В.Н. Хлыстуна, Ю.А. Цыпкина и др. [41,43,44,51,54,55,61,74,84,51,95,96,111,113].
      Землеустроительной наукой предложены различные подходы к вопросам теории эффективности управления земельными ресурсами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, изучены основные и вспомогательные методы и приемы, дана характеристика видам управления земельными ресурсами и т.д.
      В трудах А.А. Варламова выделяется основной критерий эффективности системы управления земельными ресурсами - «значительное увеличение доходной части федерального, региональных и муниципальных бюджетов за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления» [39]. 
     Данные положения развивает Т.И. Хаметов, согласно которому, эффективность управления земельно-имущественным комплексом должна определяться как соотношение результативных показателей (дохода) и затрат на получение этого дохода [107]. 
     При этом доходы формируются за счет производства продукции, доли в поступлении земельных платежей, валовом региональном продукте; затраты представлены прямыми производственными, косвенными затратами на производство продукции и скрытыми затратами на решение иных вопросов, обеспечивающих функционирование земельно-имущественного комплекса (платежи за землю, налоги, затраты на землеустроительные и кадастровые работы). 
     А.С. Бурмакиным был проведен анализ эффективности управления земельными ресурсами муниципального образования, в котором к ключевым итоговым показателям, характеризующим эффект при осуществлении землеустроительных и кадастровых мероприятий, относятся земельные платежи, включая поступления от земельного налога и арендной платы. Заслуживает внимания анализ зависимостей поступления платежей за землю от объемов финансирования земельно- кадастровых и землеустроительных работ [36]. 
     Приведенные подходы применимы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, т.е. там, где функционируют базовые центры по управлению  земельными ресурсами — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные управления (уровень субъекта РФ) и отделения (уровень муниципального района). Однако, на уровне сельских и городских поселений, которые формируют муниципальные районы, таковых базовых центров не предусмотрено, что предопределяет необходимость исследования поставленного вопроса с учетом отдельных частных факторов, наиболее выразительно проявляющихся на местном уровне. 
     В данном контексте широкое обоснование по вопросам определения критериев эффективности управления земельными ресурсами дается А.С. Тарасовым, который в качестве основного критерия эффективности управления земельными ресурсами выделяет трехкомпонентный показатель, в котором рост налоговых поступлений должен сопоставляться с уровнем роста доходов землепользователя и динамикой изменения залоговой стоимости земельных участков. Если один из компонентов критерия показывает снижение, то считать управление эффективным нельзя [100].
     При проецировании вопросов управления земельными ресурсами на уровень сельских территорий наиболее предметно определяет условия эффективного и рационального землепользования В.Н. Хлыстун:
      - установленность точных и бесспорных границ образованных земельных участков и защищённость прав их владельцев; - легализация сферы регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами; 
     - охрана сельскохозяйственных угодий, поддержание и воспроизводство их почвенного плодородия; 
     - системное развитие инфраструктуры земельного рынка; 
     - эффективность судебной практики в сфере земельных отношений; 
     - информированность органов управления и населения страны о составе, структуре и динамике изменений состояния земельного фонда, совершенствовании системы управления земельными ресурсами, развитии земельно- хозяйственного оборота; 
     - совершенствование инструментов экономического регулирования земельных отношений в соответствии с реальными потребностями страны и практикой мирового опыта;
     - эффективность государственного контроля за использованием и охраной земель; 
     - профессионализм специалистов, работающих в сфере регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами и другие условия [110,111,112].
     На местном сельском уровне повышение эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений целесообразно осуществлять с учетом так называемых «социальных» принципов управления развитием сельских территорий, сформулированных Т.М. Вострецовой: 
     - устойчивости (создание условий для адаптации сельского сообщества к различного рода изменениям); 
     - многофункциональности (реализация разнообразных функций сельских территорий на основе диверсификации деятельности сельского населения); 
     - субсидиарности (создание условий для передачи публичных полномочий на уровень местного самоуправления) и другие [47]. 
     Таким образом, становится очевидным, что на сельском уровне при управлении земельными ресурсами необходимо учитывать социальный аспект.
     Согласно итоговому документу Всероссийского Форума сельских поселений, в современных условиях сельские поселения объединяют типичные проблемы: 
     - недостаточность экономической основы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития;
      - низкий уровень собственных доходов местных бюджетов; 
     - нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления, демографические проблемы; 
     - отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально- экономическом развитии соответствующих территорий и т.д. [106]
      Основными причинами сложившейся ситуации, не позволяющей направить сельские поселения в русло стабильного, устойчивого и комплексного социально- экономического развития, нами представляются:
      - слабость действующего нормативно-правового и методического обеспечения в области социально-экономического и территориального развития;
      - непроработанная налоговая база и отсутствие заинтересованности у органов региональной и муниципальной власти для ее совершенствования;
      - неразвитость информационного обеспечения при осуществлении полномочий органов власти сельских поселений. В рамках принятых стратегических программ социально-экономического и территориального развития органы местного самоуправления сельских поселений в соответствии с требованиями законодательства проводят определенный набор организационно-правовых и материально-технических мероприятий. 
     Однако, поря док, полноту, комплексность данных .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44