- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка теоретических, методических и организационных основ экономически эффективного управления земельными ресурсами сельских поселений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010513 |
Тема: | Разработка теоретических, методических и организационных основ экономически эффективного управления земельными ресурсами сельских поселений |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы. Существующее управление землепользованием сельских поселений недостаточно эффективно и не способствует развитию экономической системы местного самоуправления. В значительной степени это обусловлено отсутствием комплексной, своевременной, системной информации, которая является базисом управления земельными ресурсами. Таким образом, в настоящее время к ключевым задачам развития земле-пользования сельских поселений является организация его управления на основе соответствующего информационного обеспечения и системы организационно-территориальных мероприятий, включая землеустройство и кадастр недвижимости, что предопределяет актуальность темы дипломной работы. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохо-зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2016–2020 годы» создали основу решения проблемы управления развитием земель сельских поселений. Вместе с тем вопросы территориального развития сельских поселений распределены между разными уровнями муниципальных образований. Однако выстраиваемая система муниципального управления, определяющая компетенцию каждого ее звена, характеризуется неоднозначным и нечетким пониманием того, за что отвечают соответствующие органы власти муниципальных образований в области земельных отношений на территории сельских поселений. Изучение научной литературы, нормативно-правовой документации по указанным вопросам обозначило недостаточную проработанность методических аспектов оценки эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений, востребованность в актуализации современного состояния проблемы и разработки новых подходов. В научной литературе теоретическим и методическим основам управления земельными ресурсами посвящены труды видных учёных: A.A. Варламова, С.Н. Волкова, Н.В. Комова, О.Б. Леппке, П.Ф. Лойко, Д.С. Львова, В.В. Милосердова, Р.Т. Нагаева, А.П. Огаркова, А.В. Тарасова, С.А. Ткачука, В.Н. Хлыстуна и др. Муниципальный аспект при управлении сельскими территориями освящен в работах В.М. Баутина, А.В. Мерзлова, А.В. Петрикова, В.В. Вершинина, М.П. Бурова, Т.А. Емельяновой, О.Т. Хисматулова, А.П. Огаркова, А.В. Севостьянова, С.И. Носова и других российских ученых. В зарубежных странах данный вопрос в значительной мере отображен в работах К. Бегга, Ю. Блэйсера, Т. Витэка, Т. Конноли, А. Кокконена, В. Уизарда, К. Макэлроя, П. Халла, Д. Штойдлера и др. Однако до настоящего времени проблемы, связанные с управлением земельными ресурсами на уровне сельских поселений, как особой сферы землепользования, изучены недостаточно и комплексных исследований этой темы нет. Целью исследования дипломной работы является разработка теоретических, методических и организационных основ экономически эффективного управления земельными ресурсами сельских поселений в условиях рыночной экономики. В соответствии с этим в работе были поставлены следующие задачи: – определение научно-методологических основ использования земель на уровне сельских поселений с выявлением особенностей сложившегося их территориального развития, уточнением принципиальных подходов к оценке эффективности управления территориями на сельском уровне; – проведение структурного анализа систем управления земельными ресурсами сельских поселений; – изучение возможностей использования мировой практики управления земельными ресурсами сельских территорий в условиях Российской Федерации; – проведение анализа существующей нормативной правовой базы, планов развития землепользования сельских поселений, определение роли органов местного самоуправления в этом процессе; – разработка и апробация методических рекомендаций по совершенствованию инструментов и методов управления земельными ресурсами сельских поселений. Научная новизна исследования состоит в следующем: – актуализированы теоретические основы управления земельными ресурсами на уровне сельских поселений; – разработаны критерии и показатели оценки эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений; – на примере апробированного сельского поселения Мильковской области предложена методика оценка эффективности мероприятий по управлению земельными ресурсами. Объектом исследования являются процессы взаимодействия субъектов муниципального управления в области земельных отношений на уровне сельских поселений. Предметом исследования являются земельные отношения, складывающиеся в процессе управления земельными ресурсами сельских поселений. Теоретическая значимость работы состоит в системном представлении определения эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений, совершенствовании методического инструментария ее оценки. Предложенные подходы и методы повышения эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений развивают современную теорию управления региональным землепользованием. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что предложенное содержание и инструменты управления земельными ресурсами могут быть применены при подготовке нормативных и методических документов по организации рационального использования и охраны земель на уровне сельских поселений. Состав критериев и показателей эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений может быть предложен региональным органам для оценки деятельности органов местного самоуправления в области управления земельными ресурсами. Апробация разработанных предложений проводилась на примере сельского поселения Мильковской области. Результаты исследований внедрены в производство (акты внедрения имеются). Разработанные положения диссертации используются в учебном процессе по дисциплинам: «Инновационный менеджмент», «Экономика недвижимости» на кафедре экономики недвижимости Государственного университета по землеустройству. Результаты исследований докладывались и получили одобрение на семи Всероссийских научных конференциях, проходивших в Москве, Воронеже, Барнауле, опубликованы в сборниках научных трудов конференций, журналах: «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ 1.1 Организационно-правовое обеспечение управления земельными ресурсами Организационные системы обеспечивают решение большого круга организационных задач и должны быть согласованы с целями соответствующего процесса. Поэтому организационная структура должна формировать единую систему мероприятий по достижению этих целей. В настоящее время сформировались определенные организационно-структурные блоки системы управления на различных административных уровнях, позволяющие распределить функции управления между соответствующими органами управления, а также установить формы взаимодействия между ними и субъектами хозяйствования. Система управления земельными ресурсами на муниципальном уровне концентрирует в себе: - директивные действия федерального и регионального значения в сфере использования и охраны земель соответствующего подчинения; - организационно-экономические и организационно-правовые мероприятия органов местного самоуправления в области управления земельными ресурсами и иными объектами недвижимости; - необходимость осуществления комплексного рационального землепользования в границах муниципального образования в целях повышения конкурентоспособности его экономики. Необходимо также отметить усложнившуюся структуру административного устройства муниципальных образований, которая формируется в настоящее время в соответствии с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одним из результатов реформы стало функционирование муниципальных образований двух уровней: - муниципальные районы, которые представляют собой «несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения; - городские и сельские поселения, так называемые «муниципальные образования второго порядка», которые представляют собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (применительно к сельским поселениям) или город, поселок (применительно к городским поселениям) [18]. В результате под воздействием изменившегося организационно-территориального устройства регионов и муниципальных образований, а также изменений в сфере органов управления, административно-территориальная структура системы управления земельными ресурсами в России имеет следующий вид, представленный на рисунке 1. Существенную роль в общей системе управления земельным фондом России играют органы местного самоуправления, в том числе представляющие сельские поселения, которые в свою очередь располагаются на более чем 70 % земель страны. Как отмечает Ю.Г. Газукина, в практике управления земельными ресурсами муниципальных образований федеральные и муниципальные органы власти должны исходить из следующих положений: * земля принадлежит как государству, так и населению территории, поэтому необходимо соглашение между органами исполнительной власти по вопросам владения, пользования и распоряжения, а также ответственности за сохранение и использование земельных ресурсов; * земельные ресурсы должны приносить пользу всему населению; использование земли должно быть платным. Размер платы за использование земли должен устанавливаться в соответствии сфедеральным и региональным законодательством муниципальными властями (за исключением земель, находящихся в государственной собственности) на основе кадастровой стоимости земли; [58]. Современное муниципальное образование является комплексной социально-экономическая система, в структуру которой входит множество относительно самостоятельных крупных и мелких структур, образующие в целом сложное хозяйство. В муниципальных образованиях работают и взаимодействуют различные объекты производственной и непроизводственной инфраструктуры, проживают различные слои населения. Для существования каждого из представленных элементов необходимо использование межрегиональных ресурсов, и прежде всего земельных. Муниципальных образований как особого вида административно- территориальных образований, в России насчитывается 19062, при этом в ведении органов местного самоуправления находится 36,4 млн. га [68]. Отметим особенность муниципальных образований, и особенно сельских поселений, состоящую в том, что данные группы земель, по сути, являются массивом земельных участков, представляющих большинство категорий земельного фонда: здесь расположены участки, занятые сельскохозяйственным использованием, промышленными объектами, объектами лесного и водного хозяйства; природоохранные территории. Такая структура землепользования позволяет муниципальным образованиям иметь значительные пространства резервных земель для развития жилой, сельскохозяйственной, общественно-деловой, промышленной и иной инфраструктуры. Территории муниципальных образований, на которых сосредоточена масса объектов недвижимости, созданных трудом человека, представляют особую ценность. В условиях административно-командной системы хозяйствующие субъекты не были экономически заинтересованы в рациональном использовании земельных ресурсов, их охране и воспроизводстве, хотя такая обязанность на них возлагалась Рисунок 1- Структура системы управления земельными ресурсами в России Муниципаль- ный уровень Муниципаль- ные районы Городские и сельские поселения Администрация муниципального образования, совет народных депутатов, ТО Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, БТИ, ТО ГУ Гоархстройнадзора и т.д. Администрация сельского (городского) поселения, совет народных депутатов законодательством. Более того, расходы на охрану земельных ресурсов являлись фактором, снижающим итоговые результаты деятельности предприятия [97]. Отсутствие платы и соответствующей ответственности за землепользование, длительное время, определявшее и характеризующее отношение к земельным ресурсам в нашей стране, во многом предопределило нерациональное их использование. Это, практически, повсеместно уже к концу 80-х годов XX века привело к необоснованному росту площади населенных пунктов и промышленных территорий за счет изъятия под строительство в завышенных размерах средо-стабилизирующих угодий: сельскохозяйственных и лесных территорий, что в свою очередь, отрицательно влияло на эффективность использования земель и производственной деятельности. Муниципальные образования имеют свои определенные особенности хозяйственного комплекса, определенным образом встроены в структуру экономики субъекта Российской Федерации, имеют значительное многообразие, концентрацию и сложность взаимодействующих элементов (природных ресурсов, населения, производственных фондов и т.п.). В целях обоснованного и рационального использования имеющихся ресурсов в соответствие с ФЗ № 115 от 20.07.1995 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» разрабатываются прогнозы, программы и стратегии социально-экономического развития. Этим же законом предусматривается регионализация директив и направлений развития, в связи, с чем на уровне регионов также принимаются законы о прогнозах, программах социально-экономического развития и, непосредственно, сами программы и стратегии социально-экономического развития различных отраслей и сфер деятельности, которые, в свою очередь, определяют ориентиры развития муниципальных образований. Взаимосвязи содержания документов социально-экономического развития и документов по управлению земельными ресурсами проявляются в разрезе административно- территориальных уровней каждому из которых соответствует свой вид документа. Эффективное управление любыми процессами и системами тесно связано с наличием и использованием достоверной, полной и необходимой информации [93]. В связи с этим в исследовании представлены отличия информационного обеспечения прогнозно-плановых документов социально-экономического развития от соответствующих документов по управлению земельными ресурсами, а также направления потоков информационно-статистических сведений. Наиболее распространенными документам в существующей практике управления муниципальными территориями и, соответственно, земельными ресурсами, выступают предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений. В ведении Российской Федерации в части управления земельными ресурсами находится регулирование федеральной государственной собственности и управление ею; разработка основ федеральной политики и федеральных про грамм в области экономического развития Российской Федерации; федеральные налоги и сборы; прокуратура; уголовное, гражданское и арбитражное законодательство; государственный кадастр недвижимости; геодезия и картография; и др. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, определение границ особо охраняемых природных территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации [1]. Современная экономика Российской Федерации функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и других природных ресурсов. Их использование предопределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями [115]. При этом муниципалитет осуществляет управление государственными и муниципальными земельными ресурсами. Кроме того, управленческое воздействие распространяется и на земли, находящиеся в частной собственности. Полномочия органов власти в области земельных отношений представлены на рисунке 2 [34,108,117]. Федеральные органы власти Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра; разработка и реализация федеральных программ использования земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ; изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ. Региональные органы власти Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной (не разграниченные земли) и муниципальной собственности в границах муниципальных образований; изъятие, в том числе путем выкупа, земель для муниципальных нужд; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель; установление правил землепользования и застройки; установление ставок земельного налога и арендной платы и льгот по ним; ведение муниципального земельного контроля Органы местного самоуправления Рисунок2 - Полномочия органов власти в сфере регулирования земельных отношений Функции государственного и муниципального управления в области земельных отношений возложены законами и подзаконными правыми актами на уполномоченные органы различного уровня. Земельные и другие природные ресурсы, законодательно признанные федеральной собственностью, находятся в управлении Правительства Российской Федерации [1]. Земельными ресурсами муниципальной собственности управляют органы местного самоуправления. Как уже было отмечено, в муниципальном образовании в области управления земельными ресурсами взаимодействуют органы исполнительной власти трех административных уровней - федерального, регионального и муниципального (рисунок 3). Федеральный уровень составляют территориальные управления министерств и ведомств по данному муниципальному району. На 1.01.2012 г. к ним относятся ТУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление лесами и Филиал Ростехинвентаризации - Федерального БТИ. ТУ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Управление лесами Филиал Ростехинвентаризации - Федерального БТИ Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по субъекту РФ ТО ГУ Госархстройнадзора Совет депутатов муниципального района Глава муниципального района Рисунок 3 - Типичная система управления земельными ресурсами на муниципальном уровне. Областной (краевой, республиканский) уровень составляют территориальные управления региональных ведомств в сфере земельно-имущественного комплекса по данному муниципальному району, к ним относится территориальный отдел государственного учреждения Госархстройнадзор. Основные направления земельной политики сельского поселения определяют органы местного самоуправления, как на уровне сельского поселения, так и на уровне муниципального района. Анализ структуры органов местного самоуправления во многих муниципальных районах Камчатской области, позволил определить наиболее типичные органы исполнительной власти, действующие в рамках полномочий администрации муниципального района, которые вправе регулировать вопросы по земельно-имущественного комплексу. На уровне муниципального района особая роль отводится таким органам власти в сфере местного самоуправления как: - Комитеты по управлению имуществом; - Управления развития сельскохозяйственного производства и природопользования; - Отделы земельно-правовых отношений; - Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования. Основной задачей комитетов по управлению имуществом является экономически эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального района, в том числе земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Комитет обеспечивает реализацию полномочий администрации муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. По вопросам формирования муниципальной собственности и управления и распоряжения муниципальным имуществом комитет реализует полномочия, основные из которых следующие: - подготавливает, оформляет и вносит перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, согласно их принадлежности; - проводит инвентаризацию и оценку технического состояния муниципального имущества; - организует оценку имущества муниципального образования; - выявляет бесхозяйное имущество на территории муниципального района и подготавливает предложения по принятию его в муниципальную собственность; - осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, иного муниципального имущества и т.д. Также управление земельными ресурсами на муниципальном уровне подкреплено уставом муниципального района и положением об администрации муниципального района. 1.2 Нормативно-правовое обеспечение управления земельными ресурсами Земельный кодекс Российской Федерации позволяет в определенной мере решить значительную часть накопившихся нормативных и правовых проблем, а также определить на среднесрочную перспективу законодательное обеспечение использования и охраны земельных ресурсов. Анализ действующих нормативных и правовых актов, регулирующих отношения в сфере землеустройства и управления земельными ресурсами, а так же мнения экономистов, позволяет утверждать, что законодательная база не обеспечивает формирование эффективной системы использования земель. Ниже сведены в табличную форму негативные явления в управлении земельными ресурсами, связанные с проблемами в законодательной базе, а так же предложения по их устранению. Таблица 1 - Негативные явления в сфере землеустройства и управлении земельными ресурсами, связанные с состоянием законодательной базы № п/п Наименование проблемы в законодательстве Негативное явление Меры по устранению проблемы 1 Нет правовой полноты и доступности потребителей к освоению Земельных участков (ЗУ) Низкая инвестиционная привлекательность ЗУ, недостаточная защита прав собственности на ЗУ, а также гарантий при сделках с ЗУ. Предоставление новых ЗУ и расширение существующих собственникам, эффективно использующих их; -Консолидация земель у эффективно-хозяйствующих субъектов и в фондах перераспределения. - создание систем гарантии прав на ЗУ; -установление рациональной структуры земельных платежей и их суммы ; -повышение доли земельных платежей в бюджетах. 2 Нет правовой защиты от захвата земель сельскохозяйственного назначения Расширение массового индивидуального жилищного строительства (ИЖС) -Установить предельно допустимую площадь ЗУ под ИЖС; -Определить предельное количество объектов ИЖС; -Установить порядок перехода КФХ к новому собственнику, в случаях отчуждения ЗУ с расположенными на нем жилым постройкам; -Разработка на рентной основе системы земельных и компенсационных платежей, обеспечивающих рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения; -Принять правовые акты по порядку расширенияурбанизированных зон за счет земель сельскохозяйственного назначения( в районах крупных городов и мегаполисов) . 3 Отсутствие регуляторов эффективного развития рынка земельных участков и иной недвижимости связанной с ними. Низкий уровень и отставание развития земельного рынка и его инфраструктуры от потребностей экономики на современном этапе -Создание условий для переоформления постоянного (бессрочного) пользования ЗУ на право собственности или аренды; -Взимание земельного и имущественного налога по кадастровой стоимости с установлением суммы налога на единицу площади одного жителя отдельно для сельских товаропроизводителей, поселков, малых городов, крупных городов и мегаполисов; -Разграничение государственной собственности на землю; -Оптимизация распределения доходов от налога на имущество между бюджетами различного уровня; -создание реального реестра налогооблагаемой недвижимости на основе проведения массовой ее оценки; - установление порядка и условий ограничений по использованию ЗУ и связанной с ним недвижимости(зонирование, сервитуты, резервирование ЗУ в целях государственного и муниципального использования). 4 Нет статьи закона по регулированию использования не востребованных земельных долей. Более 30% собственников земельных долей в сельской местности их не используют -Срочное принятие правового акта по использованию невостребованных земельных долей. 5 Не закреплены ведущая правовая роль государства в стратегическом управлении землеустроительной деятельностью и земельным ресурсом потенциалом страны. Почти всеми земельными ресурсы находятся в распоряжении органов местного самоуправления (отвод, перераспределение) Рост темпа деградации земель и снижения их плодородия; Негативные явления в обустройстве территорий, состоянии материальной базы сельскохозяйственных предприятий и их инфраструктуры, финансировании сельского хозяйства и т.п. -Принятие прозрачного и действенного закона о ведущей роли государства в управлении земельно- ресурсным потенциалом на территории РФ; -Установить обязательное условие финансирования в полном объеме целевых Федеральных программ развития сельского хозяйства ; -Финансирование государственной системы УЗР на всех территориальных уровнях в том числе научных проектных институтов, осуществляющих работы в сфере землеустройства и кадастра; 6 Несовершенство регулирования земельно- имущественных отношений в сфере государственного Управления земельными ресурсами (УЗР) Отсутствие четких полномочий органов власти различного уровня в организации государственного УЗР по принципу «Одного окна». -Создание прозрачной нормативной и судебной правовой базы ЗИО; -Формирование правовой базы гражданского оборота земель, в т.ч упрощённой процедуры оформления сделок с ЗУ -Разграничение функций публичного и гражданского права землепользования 7 Большинство законов носят «рамочный» характер без сопровождения на практике механизмами по их реализации Неясность и противоречия в различных сферах права. -Установление прозрачных механизмов реализации законодательных актов на практике Реализация вышеуказанных мер по устранению проблем законодательной базы по регулированию землеустройства и управлению земельными ресурсами позволит повысить в этой сфере эффективность земельно-имущественных отношений. 1.3 Критерии и показатели оценки эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений Земельные ресурсы являются мощным фактором экономического и социального развития и одновременно одной из самых сложных и исторически острых проблем, особенно в нашей стране. Учитывая это, в последние годы уделяется повышенное внимание вопросам эффективного их управления. Современный взгляд на проблемы экономики землепользования и повышения эффективности управления земельными ресурсами содержится в научно-методических работах: А.А. Варламова, С.Н. Волкова, Н.В. Комова, П.Ф. Лойко, С.А. Гальченко, А.Э. Сагайдака, А.В. Севостьянова, В.Н. Хлыстуна, Ю.А. Цыпкина и др. [41,43,44,51,54,55,61,74,84,51,95,96,111,113]. Землеустроительной наукой предложены различные подходы к вопросам теории эффективности управления земельными ресурсами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, изучены основные и вспомогательные методы и приемы, дана характеристика видам управления земельными ресурсами и т.д. В трудах А.А. Варламова выделяется основной критерий эффективности системы управления земельными ресурсами - «значительное увеличение доходной части федерального, региональных и муниципальных бюджетов за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления» [39]. Данные положения развивает Т.И. Хаметов, согласно которому, эффективность управления земельно-имущественным комплексом должна определяться как соотношение результативных показателей (дохода) и затрат на получение этого дохода [107]. При этом доходы формируются за счет производства продукции, доли в поступлении земельных платежей, валовом региональном продукте; затраты представлены прямыми производственными, косвенными затратами на производство продукции и скрытыми затратами на решение иных вопросов, обеспечивающих функционирование земельно-имущественного комплекса (платежи за землю, налоги, затраты на землеустроительные и кадастровые работы). А.С. Бурмакиным был проведен анализ эффективности управления земельными ресурсами муниципального образования, в котором к ключевым итоговым показателям, характеризующим эффект при осуществлении землеустроительных и кадастровых мероприятий, относятся земельные платежи, включая поступления от земельного налога и арендной платы. Заслуживает внимания анализ зависимостей поступления платежей за землю от объемов финансирования земельно- кадастровых и землеустроительных работ [36]. Приведенные подходы применимы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, т.е. там, где функционируют базовые центры по управлению земельными ресурсами — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные управления (уровень субъекта РФ) и отделения (уровень муниципального района). Однако, на уровне сельских и городских поселений, которые формируют муниципальные районы, таковых базовых центров не предусмотрено, что предопределяет необходимость исследования поставленного вопроса с учетом отдельных частных факторов, наиболее выразительно проявляющихся на местном уровне. В данном контексте широкое обоснование по вопросам определения критериев эффективности управления земельными ресурсами дается А.С. Тарасовым, который в качестве основного критерия эффективности управления земельными ресурсами выделяет трехкомпонентный показатель, в котором рост налоговых поступлений должен сопоставляться с уровнем роста доходов землепользователя и динамикой изменения залоговой стоимости земельных участков. Если один из компонентов критерия показывает снижение, то считать управление эффективным нельзя [100]. При проецировании вопросов управления земельными ресурсами на уровень сельских территорий наиболее предметно определяет условия эффективного и рационального землепользования В.Н. Хлыстун: - установленность точных и бесспорных границ образованных земельных участков и защищённость прав их владельцев; - легализация сферы регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами; - охрана сельскохозяйственных угодий, поддержание и воспроизводство их почвенного плодородия; - системное развитие инфраструктуры земельного рынка; - эффективность судебной практики в сфере земельных отношений; - информированность органов управления и населения страны о составе, структуре и динамике изменений состояния земельного фонда, совершенствовании системы управления земельными ресурсами, развитии земельно- хозяйственного оборота; - совершенствование инструментов экономического регулирования земельных отношений в соответствии с реальными потребностями страны и практикой мирового опыта; - эффективность государственного контроля за использованием и охраной земель; - профессионализм специалистов, работающих в сфере регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами и другие условия [110,111,112]. На местном сельском уровне повышение эффективности управления земельными ресурсами сельских поселений целесообразно осуществлять с учетом так называемых «социальных» принципов управления развитием сельских территорий, сформулированных Т.М. Вострецовой: - устойчивости (создание условий для адаптации сельского сообщества к различного рода изменениям); - многофункциональности (реализация разнообразных функций сельских территорий на основе диверсификации деятельности сельского населения); - субсидиарности (создание условий для передачи публичных полномочий на уровень местного самоуправления) и другие [47]. Таким образом, становится очевидным, что на сельском уровне при управлении земельными ресурсами необходимо учитывать социальный аспект. Согласно итоговому документу Всероссийского Форума сельских поселений, в современных условиях сельские поселения объединяют типичные проблемы: - недостаточность экономической основы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития; - низкий уровень собственных доходов местных бюджетов; - нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления, демографические проблемы; - отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально- экономическом развитии соответствующих территорий и т.д. [106] Основными причинами сложившейся ситуации, не позволяющей направить сельские поселения в русло стабильного, устойчивого и комплексного социально- экономического развития, нами представляются: - слабость действующего нормативно-правового и методического обеспечения в области социально-экономического и территориального развития; - непроработанная налоговая база и отсутствие заинтересованности у органов региональной и муниципальной власти для ее совершенствования; - неразвитость информационного обеспечения при осуществлении полномочий органов власти сельских поселений. В рамках принятых стратегических программ социально-экономического и территориального развития органы местного самоуправления сельских поселений в соответствии с требованиями законодательства проводят определенный набор организационно-правовых и материально-технических мероприятий. Однако, поря док, полноту, комплексность данных ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретических и методических основ стратегического управления организацией
- Разработка теоретических и методических основ обучения учащихся функциональным зависимостям с помощью компьютерных средств
- Разработка теоретических положений и методических основ по формированию системы бухгалтерского учета и анализа затрат на аутсорсинг