- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка стратегии социальноэкономического развития муниципального образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012888 |
Тема: | Разработка стратегии социальноэкономического развития муниципального образования |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………………..6 Глава 1 Теоретические основы анализа и прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования……………………… 7 1.1 Понятие, цели и критерии социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………10 1.2 Показатели, методы и модели анализа и прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования……………………. 11 1.3 Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования………………………………………………….. 14 Глава 2 Анализ социально-экономического развития г. Новосибирск……… 26 2.1 Краткая характеристика г. Новосибирск…………………………………... 26 2.2 Динамика и анализ показателей социально-экономического развития г. Новосибирск…………………………………………………………………….. 28 2.3 Проблемы социально-экономического развития г. Новосибирск……….. 49 Глава 3 Разработка стратегии социально-экономического развития г. Новосибирск ……………………………………………………………………. 60 3.1 Стратегические приоритеты социально-экономического развития г. Новосибирск…………………………………………………………………….. 60 3.2 Цели и задачи социально-экономического развития г. Новосибирск…… 61 3.3 Система мер государственного управления по реализации Стратегии социально-экономического развития г. Новосибирск……………………….. 66 Заключение……………………………………………………………………….73 Библиографический список…………………………………………………….. 75 Приложения……………………………………………………………………... 79 6 ВВЕДЕНИЕ В современных условиях социально-экономического развития муниципального образования – это предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития как муниципального, так и муниципального образованияльного комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования является отправной точкой работы по управлению муниципалитета. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития муниципального образования, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии муниципального образования. Выбор стратегии социально-экономического развития можно считать судьбоносным для территориальных образований разного уровня. Отсутствие стратегии развития муниципального образования снижает качество управления, конкурентоспособность в условиях рыночной модели хозяйствования и эффективность развития и размещения производительных сил. Целью дипломной работы является разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования на основе анализа современного положения г. Новосибирск. Задачи дипломной работы: 7 ? изучить теоретические подходы к современным понятиям, раскрывающим содержание и структуру социально-экономического потенциала муниципального образования; ? проанализировать социально-экономический потенциал г. Новосибирск; ? дать оценку ресурсного, экономического и социального потенциалов муниципального образования; ? разработать Стратегию социально-экономического развития муниципального образования. Объектом исследования является г. Новосибирск, его хозяйственный комплекс, сложившийся под влиянием исторических, географических и природных факторов. Предметом исследования являются особенности социально-экономического развития муниципального образования, принципы и методы формирования рациональной его структуры и повышения уровня жизни населения. Информационной основой дипломной работы послужили теоретические и практические работы отечественных и зарубежных ученых, материалы отчетности Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики г. Новосибирск, законодательные документы Правительства РФ, данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме дипломной работы, материалы сети Интернет. 8 Глава 1 Теоретические основы анализа и прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования 1.1 Понятие, цели и критерии социально-экономического развития муниципального образования Социально - экономическое развитие муниципального образования - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью. Социально - экономическое развитие муниципального образования включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ[5]. В качестве целей социально-экономического развития муниципального образования используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения. 9 Соответственно целям развития муниципальных образований строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между регионами и муниципальными образованиями в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития: 1.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 2.Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения). Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода. В межмуниципального образования сравнение, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.[ 8] Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития муниципального образования. Среди них: ? национальный доход на душу населения; ? уровень потребления отдельных материальных благ; ? уровень начисленной заработной платы; ? продолжительность жизни; ? уровень физического здоровья; ? уровень образования. Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей муниципального образования развития выступают промежуточные задачи, 10 играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития муниципального образования или города можно назвать: 1. привлечение новых видов бизнеса 2. расширение существующего бизнеса 3. развитие малого бизнеса 4. развитие центра города 5. развитие промышленности 6. развитие сферы услуг 7. повышение уровня занятости населения муниципального образования. Особое значение в определении уровня экономического развития муниципального образования имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей). Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного муниципального образования. Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие муниципального образования. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. 11 Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве[4]. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство 12 людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом[7]. Итак, на уровне муниципального образования можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития: 1. ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей; 2. средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; 3. уровень реальной начисленной заработной платы; 4. продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; 5. уровень образования; 6. уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования; 7. уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг); 8. состояние окружающей среды. Стандартным способом оценки экономического развития муниципального образования является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития муниципального образования рассматривать не 13 только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития муниципального образования использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран[10]. При управлении экономическим развитием отдельного муниципального образования целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния муниципального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития. Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого муниципального образования. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня муниципального образованияльного развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития муниципального образования. В понятие социально-экономического развития муниципального образования входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития муниципального образования возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного муниципального образования. 14 Социально-экономическое развитие муниципального образования лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья[ 9]. 1.2 Показатели, методы и модели анализа и прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования В состав прогноза социально-экономического развития муниципального образования входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы муниципального образования. В частных прогнозах оцениваются: ? демографическая ситуация в муниципальном образовании; ? состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы; ? будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство; ? основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции); ? величина и динамика спроса населения на товары и услуги; ? платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги; ? темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности. 15 В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики муниципального образования как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие хозяйственного комплекса муниципального образования[ 13]. По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный. Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати. Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят: 16 ? данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года; ? прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; ? проект сводного финансового баланса на территории России; ? перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ; ? перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета; ? перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре; ? проектировки развития государственного сектора экономики [15]. Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач. В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов. Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством 17 экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза. Разработка комплексного экономического прогноза муниципального образования преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству муниципального образования информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета муниципального образования. Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере – Центральный банк, по исполнению бюджета – Министерство финансов, по таможенной статистике – Государственный таможенный комитет, и т.д.). Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов, прежде всего, в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность происходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой. 18 Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования. Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое[16]. 1.3.Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования Стратегический план развития муниципального образования – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию муниципального образования. Подготовка такого документа предусматривает: ? постановку целей развития муниципального образования; ? определение путей достижения поставленных целей; ? анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; ? разработку методов организации движения по избранным направлениям; ? обоснование рациональных способов использования ресур- сов[18]. Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования – это индиктивный документ, который позволяет администрации муниципального образования и муниципальному сообществу действовать совместно. Это – документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса муниципального развития, включая экономических агентов и участников политического 19 процесса. Это – не директива сверху, направленная от администрации муниципального образования к предпринимателям и жителям муниципального образования, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни муниципального образования. К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования относятся: ? выделение сильных и слабых сторон экономики муниципального образования, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества муниципального образования с ориентиром, прежде всего, на создание лучших условий жизни людей; ? краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития; ? партнерское взаимодействие всех производственных сил муниципального образования. Составляющей стратегического плана развития муниципального образования должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий[17]. Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования включают: 1. Оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития муниципального образования, 20 предполагающую также проведение анализа развития ресурсной базы этого муниципального образования; 2. Выработку концепции развития экономики муниципального образования, проработку сценариев модернизации муниципального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межмуниципальных связей и взаимозависимостей; 3. Выбор и обоснование направлений перспективного развития муниципального образования. Эти направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации хозяйственного комплекса муниципального образования. Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития муниципального образования, а также его отраслевых приоритетов («полюсов» развития муниципального образования). Основная цель развития муниципального образования видится в решении проблемы самодостаточности муниципального образования, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом[ 20]. Основной целевой установкой стратегического плана развития муниципального образования является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы: 21 ? достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг; ? фактический уровень потребления в развитых странах; ? рациональные нормативы. В грубо обобщенном виде альтернативы развития муниципального образования можно определить следующим образом: 1. Стратегия роста, которая осуществляется путем значительного ежегодного превышения уровня краткосрочных и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года (она применяется, как правило, в динамично развивающихся муниципального образованиях, имеющих значительный потенциал); 2. Стратегия ограниченного роста, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регионы со стабильной экономической ситуацией, не желающие сильно рисковать в выборе вариантов развития); 3. Стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего средства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом). В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия муниципального образования.[19]. 22 Определение «полюсов» развития муниципального образования является важнейшей задачей при разработке стратегии развития муниципального образования. Главным направлением реформирования экономики большинства муниципальных образований на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики. Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет муниципального образования с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете. Реализация этого положения означает: ? расширение возможных источников финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы; ? снижение затратности социальной сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий, структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом налоговых льгот и наибольшего благоприятствования; ? проведение политики развития конкуренции на рынке социальных услуг с обязательным контролем органов управления муниципального образования за качеством услуг; стимулирование создания 23 конкурентной среды на монопольных рынках социальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право выполнения социальных услуг; формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы. Еще одним направлением модернизации муниципального образования является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и новых технологий[ 22]. Муниципальное образование должно более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств. Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отраслей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики муниципального образования, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках 24 межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий муниципального образования[ 23]. Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства. Производства массового характера в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности. Проведение политики диверсификации позволит на базе крупных промышленных предприятий сформировать несколько средних и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий. Поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения. Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке муниципального образования. 25 Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику муниципального образования. Создание кооперационных структур в виде максимально замкнутых в пределах муниципального образования технологических цепочек производителей продукции позволит обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки, получить экономию на налогах. Реструктуризация экономики страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресурсов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресурсосбережение можно рассматривать как основной критерий оценки целесообразности мер по реструктуризации и развитию данного производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Предприятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и раскрывать альтернативные возможности по их использованию, особенно в случае получения инвестиционных кредитов. 26 Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, распределения дотаций и трансфертов по муниципального образованиям. Для реализации этого направления необходима политика жесткого контроля за доходами и расходами муници....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: