VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011873
Тема: Формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И БИЗНЕСА КАФЕДРА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА


ШАРИПОВА АЛИЯ ИЛЬДАРОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО—ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Выполнил:

Студентка 4 курса очной формы

обучения

Направление подготовкиА38.04.01

«Государственное и муниципальное

управление»



Допущено к защите в ГЭК и

проверено на объем заимствования:



Заведующий кафедрой,

д.э.н., доцент

____________ / А.В. Янгиров



Руководитель

ст. преподаватель

____________ / Э.Р. Зайнетдинова




«___» ____________ 2018 г.


УФА-2018

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………	3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА…………….. 7

1.1
Сущность, задачи, специфика стратегии социально-экономического

развития муниципального района  …….......................................................
7
1.2
Основные  методологические  подходы  к  разработке  стратегии

социально-экономического развития муниципального района………….
10
1.3
Характеристика   процесса   разработки   социально-экономической

стратегии развития муниципального района: основные этапы, технология

разработки…………………………………………………………………….
17

2 АНАЛИЗФОРМИРОВАНИЯСТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ   ГОРОДА   УФЫ   В   СИСТЕМЕ

УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………….
21
2.1 Анализ социально-экономического развития г. Уфы…………………
21
2.2 Анализ формирования стратегии социально-экономического развития

г. Уфы  в системе управления………………………………………………..
33
3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕПРОЦЕССОВ
ФОРМИРОВАНИЯ

СТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ

ГОРОДА УФЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ…………………………….
44
3.1  Проблемы  в  формировании  стратегии  социально-экономического

развития г. Уфы в системе управления…………………………………….
44
3.2   Предложения   по   совершенствованию   показателей   стратегии

социально-экономического   развития   г.   Уфы
в   системе

управления……………………………………………………………………
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61
ПРИЛОЖЕНИЕ А Постановление Администрации ГО г. Уфа………….
65
2



ВВЕДЕНИЕ



     Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование новых политических, экономических и социальных реалий жизни российского общества привело к значительным изменениям условий функционирования городских социально-экономических комплексов, особое место среди которых занимают крупнейшие города. Именно они в наибольшей степени концентрируют специфические городские черты, являются носителями городского образа жизни, «городской идеологии». В таких городах наиболее активно формируются новые формы экономической деятельности, а также общественные отношения. Такие города являются центрами власти и управления, в них принимаются важнейшие экономические и политические решения.

     Стратегия на практике представляет собой всеобъемлющий проект, содержащий в себе целый набор проектов. Стратегия должна содержать реалистичные указания по действенному распределению муниципальных ресурсов вне зависимости от их типа – человеческие, физические или финансовые. Во времена, когда ресурсы ограничены, ещё более важным становится эффективное и действенное распределение ресурсов. Муниципальные образования должны научиться конкурентной борьбе и позиционированию с целью обеспечения высокого качества жизни, рабочих мест и услуг, привлекающих коммерческие организации и людей. Эффективная реализация хорошей стратегии может быть решающим фактором, определяющим (непрерывное) процветание или возможный упадок муниципального образования. Кроме того, наличие стратегии

зачастую является предварительным условием для получения финансирования муниципальных проектов от банков, из национальных фондов и фондов ЕС.




3

Проблема стратегического управления развитием крупнейших городов

сложна, многогранна и требует привлечения значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Важнейшей исследовательской задачей становится поиск направлений и методов стратегического управления, учитывающих специфические особенности крупнейших российских городов. В выпускной квалификационной работе эти проблемы исследуются на примере г. Уфы, как крупного города,

представляющего собой развитый многосторонний социально-экономический комплекс.

     Степень разработанности проблемы. Из-за особенностей развития и управления народным хозяйством в советский период потребность в стратегическом управлении развитием крупнейших городов в условиях рыночной экономики сформировалась в России сравнительно недавно, к середине 1990-х гг. Тем не менее, вопросы, касающиеся развития городов всегда вызывали интерес российских и зарубежных специалистов.

     Осознавая актуальность современных социально-экономических проблем, органы местного самоуправления приходят к пониманию необходимости разработки грамотной стратегии, ориентированной на решение проблем занятости, экономического развития и обновления муниципального образования.

     В отечественной экономической литературе проблема развития городов проработана достаточно основательно. Теоретическую основу исследования составляют научные положения, разработанные в трудах:

Беккера В.Я., Бялковского B.C., Воротилова В.А., Жолкова A.C., Зуева В.М., Ильина И.А., Любовного В.Я., Поляна П.М., Пчелинцева О.С., Сигова И.И., Шевердяева H.H., Финагина В.В., Однако процессы, протекающие в

современных российских городах, кардинально отличаются от закономерностей функционирования городов советского периода.




4

     Становлению методического и методологического подходов к исследованию городов способствовали работы таких зарубежных экономистов, как Берг Л. Ван ден, Клинк А. Ван., Мерфи Р., О'Салливана А., Чезире П., Харриса Ч., Хендерсона В., Холла П., Форрестера Дж., Эванса А. Вместе с тем, теории, разработанные для условий рыночной экономики не всегда применимы для переходной.

     Мировая и российская практика показывает, что в качестве современной технологии муниципального управления, обеспечивающей долгосрочное и поступательное развитие территории, целесообразно использовать методы стратегического управления. Если раньше считалось, что крупный город имеет больше шансов выиграть в конкурентной борьбе по сравнению с маленьким то теперь ясно, что преимущества возникают у более мобильного. Приспособление к быстрым изменениям среды, предугадывание их - залог успеха[31, 376 с.].

     Цель работы – изучение теоретических основ и методик по разработке стратегии развития муниципального образования.

Задачи работы:

     - изучить теоретические основы территориального планирования на муниципальном уровне;

- изучить характеристику муниципального образования;

- выполнить оценку социально-экономического развития г. Уфы;

- проанализировать территориальное развитие г. Уфы;

     - рассмотреть существующие проблемы в формировании стратегии социально-экономического развития г. Уфы в системе управления.

      Объектом исследования является процесс формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

     Предметом исследования выступают организационно-управленческие отношения стратегического планирования, возникающие в формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования.


5

     В процессе проведения исследования были использованы такие методы, как теоретический анализ, индуктивный, дедуктивный,

математический, статистический и графический методы.

     Методологической, теоретической и информационной основой исследования послужили труды ведущих зарубежных и отечественных ученых по изучаемой проблеме. В работе использовались материалы периодической печати, постановления Правительства Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

     Практическая значимость состоит в изучении формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования как инструмента эффективного планирования и управления, а также в определении путей по совершенствованию механизма формирования стратегии социально-экономического развития г. Уфы в системе управления.

     Поставленные цели и задачи обусловили следующую структуру выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, приложения и список использованных источников и литературы. Содержание выпускной квалификационной работы изложено на 57 страницах и содержит приложение. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована рисунками и таблицами.























6

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


1.1 Сущность, задачи, специфика стратегии социально-экономического развития муниципального района


     Серьезные экономические и политические вызовы, необходимость поиска новых драйверов развития для обеспечения устойчивого экономического роста, притока инвестиций, качественных изменений в экономике и социальной сфере требуют решения долгосрочных задач.

     Правовые основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития закреплены в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г.

№ 172-ФЗ[2].

     В целях развития федерального законодательства был принят Закон «О стратегическом планировании в Республике Башкортостан» от 27 февраля 2015 г. № 194-з, который регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования на республиканском уровне в

процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития отраслей экономики и сфер государственного управления, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования [7].

     В связи с принятием данного закона на сегодняшний день сформулированы единые требования к системе разработки соответствующих программных документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях[13].

     К документам стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской


7

Федерации», разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся следующие:

     - стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

- план    мероприятий    по    реализации    стратегии    социально-

экономического развития муниципального образования;

     - прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный периоды;

     - бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период [25, 172 с.];

- муниципальная программа.

     Наличие собственной действенной Стратегии для города – это вопрос стабильности и уверенности в будущем [14].

     Потребность общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на понимании будущих перспектив, формирует активизацию процесса разработки эффективных программ развития.

Одно из центральных мест в обеспечении социально-экономического

развития муниципального образования занимает организация стратегического планирования, разработка и реализация собственной стратегии развития.

     Стратегия муниципального образования (МО) - это общественно согласованная концепция МО на длительный срок. Стратегия представляет собой выбор направления развития муниципального образования, который включает:

1) определение и выбор приоритетных проектов;

2) концентрация усилий и определение последовательности действий;

3) разработка хода выполнения проекта;

4) финансирование и выполнение проекта;

5) контроль над достигнутыми результатами;



8

6) активное управление реализацией;

7) анализ стратегии.

     Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы найти пути сбалансированного, устойчивого развития муниципалитета в среднесрочной перспективе.

     Для этого необходимо, в первую очередь, определить общественно значимые цели развития муниципалитета, исходя из объективных внутренних и внешних условий, учитывая мнение граждан и организаций, представляющих интересы различных слоев местного сообщества, выработать обобщенное, взвешенное "видение" муниципального образования

и его будущего, определить административные меры и средства, которые позволят мобилизовать ресурсы и активность общественного и предпринимательского сектора для достижения поставленных целей.

     Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям муниципального образования получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок местных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из регионального и федерального бюджета,

например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов.

     Существование стратегии позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и среднесрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.




9

     Следует отметить, что муниципальные и региональные стратегии взаимосвязаны между собой, так как региональная стратегия составляется, опираясь на муниципальную, в результате скоординированных действий. Если данное условие не будет соблюдено, можно считать стратегию МО неэффективной.

     Таким образом, в стратегическом планировании процесс зачастую имеет более важное значение, чем конечный продукт. Прежде чем формировать стратегию, необходимо провести анализ ситуации, где обязательными условиями будет оценка стратегических условий, подготовка характеристики муниципального образования, проведение оценки возможностей и ресурсов муниципального образования. Сам процесс формирования стратегии состоит из:

1) разработка видения муниципальных задач;

2) определение целей и приоритетов;

3) разработка бюджета;

4) разработка показателей для измерения выполненной работы;

5) описание механизма реализации;

6) составление стратегии.



1.2  Основные методологические подходы к разработке стратегии социально-экономического развития муниципального района


     В целях методического обеспечения процессов разработки документов стратегического планирования социально-экономического развития на уровне муниципальных образований во взаимосвязи с процессами стратегического планирования, осуществляемыми на уровне республики,

Минэкономразвития Республики Башкортостан подготовлены соответствующие методические рекомендации. Можно выделить следующие этапы стратегического планирования на муниципальном уровне.


10

     Первый этап - организационный. На этом этапе глава муниципального образования инициирует начало процесса создания проекта Стратегии и определяет способ его разработки. В выборе способа разработки проекта Стратегии муниципальные образования самостоятельны. Но здесь необходимо оценить свои силы и принять решение – самостоятельно ли разрабатывать, либо привлекать внешние организации, в качестве которых могут выступать научные учреждения или консалтинговые компании.

     На втором этапе проводится детальный SWOT-анализ социально-экономического положения муниципалитета, то есть выявляются сильные, слабые стороны муниципального образования, а также определяются ключевые вызовы его будущего развития [26, С.151-157].

     На третьем этапе осуществляется выбор цели и задач социально-экономического развития, обозначаются целевые показатели развития и определяются этапы среднесрочного развития.

     Важно отметить, что при разработке проекта Стратегии необходимо учитывать пространственную и отраслевую специфику конкретного муниципального образования. В частности, следует определить общую характеристику пространственной структуры муниципалитета, учитывая

транспортную инфраструктуру, природно-экологический и производственный каркасы, провести анализ существующих проблем и факторов перспективного развития. Также важно остановиться на таких моментах, как экономический потенциал и специализация отдельных населенных пунктов.

     Учет отраслевой специфики муниципального образования требует выделения приоритетных направлений развития, основных инвестиционных проектов, а также определения потребности отраслевого комплекса в инвестиционных ресурсах[17, 310 с.].







11

     В рамках реализации четвертого этапа с учетом сценарных условий разрабатываются среднесрочные прогнозы и определяются ресурсы на реализацию проекта Стратегии.

     Пятый этап предполагает формирование проекта Стратегии, ее общественное обсуждение и утверждение. После утверждения Стратегии осуществляется реализация еще двух этапов, направленных на разработку инструментов ее реализации, – планового и программного. В рамках планового этапа разрабатывается план мероприятий по реализации Стратегии, в рамках программного – муниципальные программы с обозначением целевых индикаторов достижения целей и задач.

     Согласно статье 9 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами, участниками данного процесса на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации[2]. В то же время, согласно статье 8 вышеуказанного Федерального закона, одной из основных задач стратегического планирования является «создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования», а согласно статье 11 – «К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные Проектирование Стратегии развития на муниципальном уровне... 6 Экономическая политика: стратегия и тактика организации» [2]. Поэтому при разработке документов стратегического планирования муниципальных образований существует возможность привлечения третьих лиц. К вопросу привлечения третьих лиц, следует подойти ответственно, тщательно выбирая внешних консультантов при разработке документов стратегического планирования. Минэкономразвития Республики Башкортостан, в свою очередь, готово оказать необходимую консультационную помощь.


12

     Рассмотрим особенности подготовки документов стратегического планирования на уроне муниципальных образований.

     Требования к структуре и содержанию документов стратегического планирования применительно к муниципальному уровню напрямую не установлены законодательством, что представляется логичным: излишняя регламентация этой сферы сводит на нет творческое начало, а именно творческий подход определяет во многом успех стратегического планирования. Тем не менее, существуют обязательные содержательные элементы.

     Необходимо начать разработку проекта Стратегии с анализа и оценки результатов реализации ранее принятых стратегических документов. Далее четко должны быть обозначены цель, задачи и направления социально-экономической политики муниципального образования и заложены в план мероприятий исходя из этапов реализации Стратегии с учетом установленной периодичности бюджетного планирования. Ожидаемые результаты реализации Стратегии должны стать показателями плана мероприятий по реализации Стратегии, установленными для каждого этапа. Показатели реализации Стратегии должны отражать целевые показатели эффективности муниципальных образований. В соответствии с принципами целеполагания разрабатываются муниципальные программы, которые должны обеспечить достижение на каждом этапе реализации Стратегии среднесрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, указанных в Стратегии.

     Важным элементом успешной реализации программы Стратегии на муниципальном уровне является создание Координационного совета, в функции которого должна входить координация процесса разработки проекта Стратегии, контроль над ходом реализации процесса, а также осуществление взаимодействия с внешними агентами. В состав Координационного совета целесообразно включать представителей как


13

официальных «участников стратегического планирования» – работников администраций на уровне первых заместителей и заместителей главы муниципального образования и представителей депутатского корпуса, так и «привлекаемых» внешних агентов – крупных предприятий и организаций, влиятельных некоммерческих организаций, государственных органов управления, администраций других муниципальных образований [29, 144 с.]. Этот орган может создаваться исключительно на период разработки проекта Стратегии и прекращать деятельность по ее утверждению, но целесообразно сохранять его и на период реализации Стратегии.

     Число рабочих групп как органов, непосредственно разрабатывающих Стратегию, может быть различным. В небольших муниципальных образованиях бывает достаточно одной рабочей группы, в крупных городских округах их может быть несколько. При этом, как правило, выделяется главная рабочая группа, аккумулирующая материалы, собираемые остальными группами, и координирующая их деятельность.

     Наряду с включением внешних агентов в состав Координационного совета и рабочих групп, возможно и формирование независимых от муниципальных образований общественных институтов так называемого «Общественного совета», принимающего на себя часть функций Координационного совета (как минимум данный орган может вносить предложения, касающиеся содержания проекта Стратегии).

     Муниципальное стратегическое планирование в трактовке Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» формирует логичную систему, но не охватывает всей деятельности в сфере среднесрочного планирования на местном уровне, предусмотренной законодательством[21, 496 с.].

     В первую очередь обращает на себя внимание факт выведения за пределы этой системы территориального планирования, регулируемого Градостроительным Кодексом РФ, хотя на федеральном и региональном


14

уровнях документы территориального планирования включены в число документов стратегического планирования. За рамками стратегического планирования осталось и планирование процесса развития коммунальной инфра - структуры, которое также имеет долгосрочную составляющую в виде разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Таким образом, из четырех традиционно выделяемых систем стратегического планирования на муниципальном уровне (социально-экономическое, территориальное, инфраструктурное и бюджетное), согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», охвату подлежат только социально- экономическое и бюджетное планирование [2].

Вне	зависимости	от	наличия	или	отсутствия	законодательного

включения документов территориального и инфраструктурного планирования в систему стратегического планирования представляется очевидной необходимость выстраивания взаимосвязи между этими элементами на практике. При согласовании стратегического и территориального планирования следует учитывать существенное различие этих видов планирования. Территориальное планирование, в отличие от стратегического, предполагает непосредственное установление юридически значимых последствий для частных лиц – правообладателей земельных участков и иной недвижимости. При этом горизонт территориального планирования может превосходить горизонт стратегического планирования.

     При согласовании данных типов планирования необходимо иметь в виду следующее:

     - стратегия является основанием (своего рода «заданием») для последующей подготовки генерального плана, в том числе в части предварительного определения мест размещения планируемых объектов,

границы  которых	не	имеют	юридической	силы	в  составе	стратегии,	но





15

приобретают таковую в составе генерального плана после более точного определения границ зон планируемого размещения объектов;

     - документ стратегического планирования не может включать в свой состав документ территориального планирования, поскольку не может содержать юридических гарантий инвестирования для правообладателей земельных участков и иной недвижимости;

     - реализация стратегии включает подготовку нового либо корректировку существующего генерального плана и последующих документов, связанных с его реализацией.

     В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в положение о

государственной автоматизированной информационной системе “Управление”» регистрация документов стратегического планирования в ГАС «Управление» осуществляется Министерством экономического

развития Российской Федерации на основании уведомления, сформированного участником стратегического планирования [3].

     Таким образом, отметим, что на сегодняшний день в ряде муниципальных образований республики разработаны стратегии социально-

экономического развития. Например, в г. Уфе разработана концепция стратегии развития до 2030 года[4]. Следует обратить внимание на тот факт, что все документы стратегического планирования будут проходить обсуждение в Общественном Совете при Министерстве экономического развития Республики Башкортостан для синхронизации, согласованности и сбалансированности целей.











16

     1.3 Характеристика процесса разработки социально-экономической стратегии развития муниципального района: основные этапы, технология

разработки



     Очевидно, что в каждом муниципальном образовании, разрабатывающем или реализующем стратегию, существуют свои специфические причины, послужившие катализатором стратегической работы. Соответственно, в каждом МО проявляются особенности, как в части организации работы, так и в части содержательной стороны разрабатываемых планов, даже с учетом того, что для большинства территорий присущи схожие проблемы. К общим проблемным вопросам можно отнести: уменьшение численности населения, изношенность объектов инфраструктуры, недостаточную собственную налоговую базу, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие продуктивного диалога бизнес-власть

и т.д. [5].

     Несмотря на индивидуальность и уникальность формируемых программ и мероприятий, в основном, рабочие группы всех муниципальных образований придерживаются одинаковой схемы работы - вне зависимости, привлекаются или нет сторонние эксперты к решению поставленной задачи

     Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования в общем случае включает следующие этапы (рисунок 1):



















17

Организационно-подготовительный этап


Этап формирования и анализа информационной базы


Этап разработки проекта концепции


Этап экспертизы


Этап согласования и утверждения концепции



Рисунок 1 — Этапы разработки стратегии МО*

*Составлено автором



     Таким образом, как показано на рисунке, видно, что разработка стратегии состоит из пяти этапов. Каждый этап является значимым и важен для формирования стратегии. Результат одного этапа служит основой для последующего за ним этапа.

     Организационно-подготовительный этап включает: разработку и утверждение структуры документа; подготовку необходимых методических материалов; определение состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке проекта концепции, формирование соответствующей рабочей группы; проведение обучения работников (при необходимости); формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции; выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов; составление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы ее формирования, состав группы и руководителей.

     Этап формирования и анализа информационной базы включает сбор, систематизацию и анализ данных, составляющих информационную базу для формирования концепции: статистические данные; прогнозные и

18

программные документы по развитию муниципального образования; наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города, и т.п.

     Этап разработки проекта концепции предполагает собственно формирование проекта концепции в соответствии с принятой структурой на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов социально-экономического развития.

     Этап экспертизы обеспечивает высокое качество и научную обоснованность концепции. Основные задачи экспертизы: проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования; анализ соответствия задач

социально-экономического развития муниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития; оценка принятых направлений социально-экономической политики; уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, и источников их покрытия. Как правило, проводится юридическая, экономическая, экологическая и социальная экспертиза концепции, а также ее общественное обсуждение (общественная экспертиза).

     Этап согласования и утверждения концепции. На этом этапе производится доработка проекта концепции по результатам экспертизы и общественного обсуждения, увязка принимаемых решений с возможными объемами финансовых и других ресурсов, согласование концепции с органами государственной власти субъекта РФ, природоохранными органами, в отдельных случаях - с заинтересованными министерствами и федеральными агентствами и утверждение концепции представительным органом муниципального образования[34, 264 с.].

     Формирование в составе администрации структурного подразделения (или временной рабочей группы), занятого разработкой концепции и


19

непосредственно подчиненного главе администрации или (как минимум) его первому заместителю. Возложение этой работы в качестве "дополнительной" на структурные подразделения, занятые текущими задачами, как правило, ведет к неудаче.

     Таким образом, в процессе разработки общей стратегии развития МО должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных частных стратегий развития. От соблюдения всех основных правил и последовательности действий зависит результативность стратегии развития, позиционирование МО на уровне региона, страны в целом.

     В следующей главе будет проведён анализ формирования стратегии социально-экономического развития г. Уфы в системе управления. Уфа –

высокоразвитый, стабильный и один из наиболее крупных городов России, являющийся опорной точкой роста экономики Республики Башкортостан. На современном этапе развития в городе сложилась целостная модель экономики с выраженной социальной направленностью, политической стабильностью и согласием в обществе, рационально-умеренным вариантом проведения реформ [28, 240 с.].

     Уфа стабильно занимает ведущие позиции в Республике Башкортостан по основным социально-экономическим показателям: ВМП, производству промышленной продукции, инвестициям в основной капитал, вводу в

действие жилых домов и т.д. Эти и другие параметры территориального развития – свидетельство реализации намеченных ранее ориентиров экономического развития.
















20

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА УФЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ


2.1 Анализ социально-экономического развития г. Уфы



     Ключевым звеном определения долгосрочных векторов и приоритетов экономического развития Уфы в перспективе до 2030 года является оценка сильных и слабых сторон города (внутренние факторы), а также возможностей и угроз его развития (внешние факторы).

     Оценка осуществлялась на основании анализа статистических данных, аналитических докладов и обзоров, исследующих аспекты развития Уфы и Башкортостана, стратегических документов развития федерального, регионального и городского уровней, социологических опросов, проводимых на территории города, а также углубленных экспертных интервью с представителями исполнительной власти Башкортостана, органов местного самоуправления, бизнеса, научно-образовательного сектора, институтов развития и общественных организаций.

     Уфа – высокоразвитый, стабильный и один из наиболее крупных городов России, являющийся опорной точкой роста экономики Республики Башкортостан. На современном этапе развития в городе сложилась целостная модель экономики с выраженной социальной направленностью, политической стабильностью и согласием в обществе, рационально-умеренным вариантом проведения реформ.

Город  обладает  значительным  научно-образовательным  потенциалом

(здесь дислоцированы несколько сильных университетов и исследовательских центров), однако пока он остается нереализованным: удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгрузки Башкортостана (эти цифры можно экстраполировать на Уфу) (для сравнения,


21

в Самарской области — 22,9%); удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий республики — 0,95% (в Татарстане, например, — 4,3%)[23, 240 с.].

     Конкурентные преимущества и возможности экономического развития города Уфы.

Факторы экономического развития города Уфы. Внутренние факторы:

А.	Экономико-географические,	сильные	стороны	(конкурентные

преимущества):

     1. Геополитическое расположение Уфы — столица национальной Республики Башкортостан.

2. Транспортный узел.

     — автомобильный: по территории города проходят две федеральные трассы М5 (Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск.

Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6) и М7 (Москва — Владимир — Нижний Новгород

— Казань — Уфа. Часть европейского маршрута E 22, часть трассы от Елабуги до Уфы относится к европейскому маршруту E 017); грузооборот автомобильного транспорта 1301,6 млн. тонн км.;

     — воздушный: на территории города расположен международный аэропорт Уфа — 1 место количеству обслуженных пассажиров среди аэропортов ПФО (более 30% общего пассажиропотока — 2,3 млн. человек в

2014 году); количество основных направлений — 5 (Москва, Анталья, Санкт-Петербург, Когалым, Хургада); грузооборот — 3368,98 тонн;
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44