VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка нового образовательного продукта и особенности его реализации на рынке образовательных услуг на примере МБДОУ детского сада № 34 комбинированного вида

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000675
Тема: Разработка нового образовательного продукта и особенности его реализации на рынке образовательных услуг на примере МБДОУ детского сада № 34 комбинированного вида
Содержание
    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    
    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
    
    
    
    КАФЕДРА ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
    
    
                                      УТВЕРЖДАЮ
                Заведующий кафедрой 
    теории менеджмента__________________
    к.э.н., доцент Ю.В. Алексеева
                            «_____»_____________2015 г.
    
    
Выпускная квалификационная работа
на тему: 
«Разработка нового образовательного продукта и особенности его реализации на рынке образовательных услуг на примере МБДОУ детского сада № 34 комбинированного вида»

    Выполнил(а) магистрант  группы ММО 13/21
    Сотникова Наталья Вячеславовна
       
    
    Научный руководитель к.э.н., доцент  
    Рогов Владимир Васильевич
     
    
    
    
    Одинцово 2015
 СОДЕРЖАНИЕ         
Введение………………………………………………………………………....
4
Глава 1. Теоретические аспекты разработки нового образовательного продукта и особенностей его реализации на рынке образовательных услуг
1.1 Понятие и сущность нового образовательного продукта в системе образования……………………………………………………………………..



8
1.2 Основные этапы процесса разработки нового образовательного продукта................................................................................................................

19 
1.3 Современные тенденции развития рынка образовательных услуг в системе дошкольного образования …………………………………………...

28
Глава 2. Анализ предоставления образовательных продуктов и услуг МБДОУ детского сада №34 комбинированного вида
2.1 Анализ внутренней среды МБДОУ детского сада №34 комбинирован-ного вида……………………………………….………………………………..



41
2.2 Анализ внешней среды МБДОУ детского сада №34 комбинированного вида………………………………………………………………………………

58
2.3 Маркетинговые исследования как инструмент формирования образова-
вательного портфеля услуг в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида………………………………………………………..


69
Глава 3. Методические  подходы к разработке нового образовательно-го продукта МБДОУ детского сада №34 комбинированного вида
3.1 Основные направления маркетинга образовательных продуктов в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида………………………...



84
3.2 Разработка и реализация нового образовательного продукта в  МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида…………………………………..

90
3.3 Социально-экономическая эффективность образовательных продуктов в МБДОУ детском саду № 34 комбинированного вида………………..……..

100
Заключение……………………………………………………………..…….....
104
Список использованных источников..…………………………………….
108
Приложение 1. Анкета. Удовлетворенность качеством образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения………………………….

116
Приложение 2. Анкета. Об оказании дополнительных платных образовательных услуг…………………………………………………………

118
Приложение 3.Программа кружка интеллектуальной направленности для детей  6-7 лет «Шагаем к школе»……………………………………………..

120
Приложение 4. Штатное расписание на оказание платной дополнительной услуги кружка «Шагаем к школе»…………………….………………………

144
Приложение 5. График работы педагога дополнительного платного кружка «Шагаем к школе»……………………………………………………

145
Приложение 6. Учебный план кружка «Шагаем к школе» для детей 6-7 лет в рамках оказания платных образовательных услуг………….…………

146
Приложение 7. Приказ об оказании платных дополнительных образова-
тельных  услуг в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида…….

147
Приложение 8. Смета доходов и расходов по платным образовательным услугам в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида…………….

149
Приложение 9. Расчет заработной платы сотрудников по платным дополнительным образовательным услугам……..…………..………………

150






Введение
     
     Вопросам развития российского образования в настоящее время уделяется большое внимание. 
     Новые условия предоставления образовательных услуг вызвали необходимость перестройки всей работы образовательных учреждений. К настоящему времени рынок услуг в области образования вплотную подошел к «точке маркетинга», т.е. ситуации, когда наращиваемый объем предложения уравновесил доминировавший ранее платежеспособный спрос и стал превосходить его, оформился   дифференцированный спрос на образовательные услуги, сложилась   развитая инфраструктура рынка  образовательных   услуг.
     В этой ситуации победить в конкурентной борьбе и занять место на данном  рынке  могут  только   те  организации,  которые   активно   используют                     
инструменты маркетинга: постоянно изучают спрос и предложение, сбалансировано формируют продуктовый портфель, предлагают адекватные платежеспособному спросу и качеству услуг цены, осуществляют гибкую коммуникационную политику.
     Рынок образовательных услуг в России развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования организационно - экономического механизма его функционирования.
     Актуальность данного исследования обусловлена направленностью российского образования, в том числе дошкольного, на достижение нового качества образования, и применения в этом процессе инновационных преобразований, связанных с разработкой новых образовательных продуктов и услуг.  Темпы развития рынка образовательных услуг  определяет необходимость  исследования процессов складывающихся на рынке, нуждается в постоянном изучении спроса и пополнении новыми образовательными продуктами. Проблема рынка образовательных услуг рассматривается в основном на примерах высшего образования, а образовательные услуги в условиях рынка в дошкольном образовании освещены не достаточно широко.  
	Целью выполнения данной работы является исследование социально-экономических отношений и разработка алгоритма процесса создания нового образовательного продукта для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №34 комбинированного вида.
	Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
     1. Проанализировать теоретические аспекты процесса создания образовательных продуктов.
       2. Выявить основные этапы процесса разработки нового образовательного продукта.
     3. Изучить современные тенденции развития рынка образовательных услуг.
     4. Исследовать организацию образовательных услуг в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида.
     5. Составить конкурентный профиль МБДОУ детского сада №34 комбинированного вида 
     6. Провести маркетинговые исследования для формирования образовательного портфеля услуг в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида.
     7. Определить основные направления маркетинга образовательных продуктов в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида.
     8. Разработать новый образовательный продукт и внедрить его в практику МБДОУ детского сада №34 комбинированного вида.
     9. Оценить социально-экономическую эффективность предоставления образовательных продуктов в МБДОУ детском саду №34 комбинированного вида.   
	Объектом    исследования является   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида Одинцовского муниципального района Московской области.
	Предмет исследования – социально-экономические отношения, которые складываются в процессе разработки и реализации новых образовательных продуктов.       
     Гипотеза исследования - внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения программы кружка интеллектуальной направленности для детей 6 лет в качестве нового образовательного продукта, повысит удовлетворенность родителей в уровне подготовки детей к началу обучения в школе, а также способствует привлечению средств из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы и повышение заработной платы сотрудников.
     Научная новизна заключается в уточнении содержания категории «образовательный продукт», конкретизации подходов к процессу разработки нового образовательного продукта в системе дошкольного образования, разработке классификации образовательных продуктов с учетом различных признаков, выявлении тенденций развития рынка образовательных услуг.
      Теоретическая значимость данной работы заключается в исследовании сущности нового образовательного продукта в системе дошкольного образования, определении составных элементов, специфических характеристик нового образовательного продукта, определении этапов разработки и реализации нового образовательного продукта на рынке образовательных услуг в сегменте дошкольного образования.
     Практическая значимость исследования состоит в том, что проанализирована возможность и разработаны мероприятия по внедрению нового образовательного продукта в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида; составлен алгоритм по внедрению платных образовательных услуг. Предложенный комплекс мероприятий по разработке новых образовательных продуктов может быть использован другими учреждениями дошкольного образования детей для повышения эффективности функционирования рынка образовательных услуг.
	Методологической и теоретической основой исследования послужили работы и публикации российских и зарубежных ученых: М.Ю. Абабковой,            И. Ансоффа,  В.А. Алексухина,  С.Н. Андреева,  М. Волковой,   Н.Д. Голдобина,
Е. Дихтля, А.П. Егоршина, Н.А.Киреевой, Ф. Котлера, А.П. Панкрухина,      Л.Ф. Потолициной и др. 
     В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по исследуемой теме, изучение и описание опыта работы  дошкольных учреждений с помощью наблюдения, опроса, анкетирования, анализ опытно-экспериментальной деятельности, свот-анализ, элементы моделирования, структурный анализ, прогностический, метод аналогии. 
     Структура диссертационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.





 Глава 1. Теоретические основы разработки нового образовательного продукта и особенностей его реализации на рынке образовательных услуг

1.1 Понятие и сущность нового образовательного продукта в системе образования

     Рассматривая общее образование России как экономическую систему, необходимо определить, что понимается под категорией «образовательный продукт». Имея представление о том, что является образовательным продуктом, можно оценить специфику товара или услуги в системе общего образования, а это является актуальным в контексте понимания того, за что именно платит потребитель, и из чего складывается стоимость образовательной услуги. 
     В толковом словаре русского языка приводится следующее определение: «Продукт - это какой-либо предмет или результат труда человека или группы людей...» [46, с. 459]. 
     А. Б. Борисов понимает под экономическим продуктом результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме, в духовной, информационной форме либо в виде выполненных работ и услуг [20, с. 671].
     Общий вариант определения экономического продукта предлагает           А. Н. Азирилян: «вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея)» [39, с. 1031]. 
     Что же касается определения «образовательный продукт», то среди ученых, исследовавших данную проблему, нет единства мнений. Так, доктор экономических наук Ш. З. Валиев предлагает понимать под образовательным продуктом сами знания, являющиеся специфическим товаром, на который есть соответствующий спрос на рынке образовательных услуг [21, с. 5]. 
     Отличная точка зрения по данному вопросу была представлена В. В. Чек-
маревым. Он в свою очередь отождествляет понятия «образовательная услуга» и «образовательный продукт»: «образовательная услуга является продуктом образовательного производства, осуществляемого в различных типах и видах образовательных заведений» [48, с. 44]. 
     М. А. Лукашенко по аналогии с общеэкономическим разделением продукта на промежуточный и конечный выделяет промежуточный и конечный образовательный продукт.  Конечный образовательный продукт -образованность индивида, промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный     в образовательных товарах (образовательные программы, учебно-методологическое обеспечение, технологии управления образованием и т.д.) и услугах [37, с. 11]. 
          То есть в более общем виде образовательный товар - это образовательный продукт, предлагаемый на образовательном рынке. 
     Но выяснив, что в системе образования существует промежуточный и конечный образовательный продукт, возникает вопрос о том, являются ли оба этих продукта образовательным товаром, либо только один из них. 
     Рынок общеобразовательных программ России практически не развит, в редких случаях программы выставляются на рынок. Чаще данные программы разрабатываются самим общеобразовательным учреждением для собственного использования, то есть здесь можно говорить скорее о натуральном способе хозяйствования. 
     Принимая этот факт во внимание, нельзя говорить о том, что промежуточный продукт общего образования является товаром. В отличие от услуги, которая как раз выставляется общеобразовательными учреждениями на рынок образовательных услуг. 
     Таким образом, можно сформулировать определение товара общеобразовательного учреждения.
     Товар общеобразовательного учреждения - это конечный продукт общеобразовательного учреждения, предлагаемый на рынке общеобразовательных услуг. 
     Учитывая, что образовательная услуга, предоставляемая общеобразовательным учреждением, является конечным образовательным продуктом, можно сделать вывод о тождественности категорий «конечный продукт», «образовательный товар» и «образовательная услуга» в системе общего образования. 
     Понятие образовательной услуги раскрывается в работах таких отечественных ученых как С. А. Беляков, В. Н. Васильев, А. Б. Вифлеемский, В.И. Добреньков, С. Д. Еникеева, В. И. Ерошин, В. М. Зуев, В. П. Щетинин и др.
     Обратимся к анализу термина «услуга». Толковый словарь русского языка определяет услугу как «действие, приносящее помощь, пользу другому» [46, с.811].
     В экономической энциклопедии услуга трактуется как «трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности людей» [24, с.704]. 
          Итак, в широком смысле услуга представляет собой полезное действие той или иной потребительной стоимости.
	По мнению Ф. Котлера: «Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы, и не приводят к завладению чем-либо» [33, с.35].  
     Г. В.  Вечканов    квалифицирует   услугу    как   «экономическое    благо, 
выступающее в форме труда, консультации, искусства управления» [24, с.705]. 
     В более конкретной формулировке услуга выступает в качестве блага, имеющего невещественную форму и выступающего как полезный эффект, неотделимый от самой производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию общественного производства [29, с.9]. 
     Ученые в области маркетинга под услугой понимают какое-либо действие, либо результат деятельности, направленный на удовлетворение потребностей индивида, зачастую не имеющий вещественного выражения и не приводящий к обладанию чего-либо. 
	Наиболее подробно понятие образовательной услуги изучается в исследованиях В. В. Чекмарева, определяющего образовательную услугу как: 
     1.    Продукт образовательного производства. 
     2. Процесс, в котором создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя [48, с.25]. 
     Противоположную позицию занимает В. П. Щетинин, понимая под образовательными услугами систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства [50, с.35]. 
     А. Б. Вифлеемский полагает, что сущность образовательных услуг состоит в передаче знаний новым индивидам, причем «…объем знаний, как продукт деятельности образовательного комплекса, потенциально безграничен» [54, с.118]. 
     Альтернативный взгляд принадлежит С. А. Белякову, утверждающему, что знания не столько передаются, сколько формируются и в этом процессе участвует не только преподаватель, но и учащийся [18 с.40]. 
     Итак, образовательные услуги выступают как средство удовлетворения познавательных потребностей индивидов.
          В нашем исследовании под образовательной услугой понимается комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей. 
     Растущий спрос общества на данные услуги способствует развитию рынка
 вызывая, с одной стороны, их разнообразие, с другой стороны, возрастающую конкуренцию между субъектами сферы образовательной деятельности [65, с.162]. Многообразие и неоднозначность представлений об образовательной услуге актуализирует избранную тему исследования.
     Согласно классической теории маркетинга, услугам присущи специфические характеристики, отличающие их от товара и учитываемые при разработке маркетинговых программ:
     - неосязаемость заключается в невозможности увидеть услугу, попробовать   на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения;
     - неотделимость от субъекта производства;
     - непостоянство качества зависит от их производителей, а также от времени и места их оказания;
     - несохраняемость физических характеристик для дальнейшего использования или перепродажи [41, с. 9]. 
     Скоробогатова Ю. А. в своих исследованиях приходит к выводу, что образовательные услуги обладают общими свойствами, характерными для всех услуг, а также применительно к образовательным услугам автор называет следующие:
     - возможность потребления образовательной услуги только в процессе ее оказания; 
     - неэквивалентный характер услуги и результата ее потребления; творческий характер процесса потребления; 
     - возможность коллективного потребления; способность изменять потребителя; 
     - эридитарность [66, с.256].
     По утверждению С. А. Белякова, образовательная услуга не имеет каких-либо специфических особенностей по отношению к другим услугам, основные отличия имеют количественный характер [18, с. 40]. 
     Еникеева С. Д., напротив, утверждает, что образовательные услуги обладают специфическими особенностями, что связано с особенностями экономики образования как отрасли социальной сферы. Среди них автор выделяет: социальную значимость; крупномасштабность; уникальность сферы образования; дифференциацию образовательных услуг по видам подготовки; специфику государственного регулирования в сфере образования, определяющую особенности образовательных услуг [30, с. 7]. 
     Обобщая, обратимся к исследованиям Сыроваткиной Т. Н., которая специфику образовательных услуг объясняет рядом обстоятельств:
     - образовательная услуга - это продукт специфического интеллектуального труда; 
     - неоднозначна роль знания и его место в процессе создания стоимости;
     - образовательная услуга выступает как объект коммерческих отношений с позиции интеграции в мировое рыночное пространство; 
     - возрастающая стоимость образовательной услуги не исчезает в момент потребления и не зависит от времени потребления [45, с. 34]. 
     Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением [6].  В таблице 1 представлены виды услуг в системе образования, основанные на данных ОКУН.                                                     
        
      
      
      
      
     Таблица 1.
Виды образовательных услуг
          ВИДЫ УСЛУГ
Услуги в системе дошкольного воспитания

Услуги в системе среднего образования

Услуги в системе высшего образования

Услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе –    
профессиональная реабилитация кадров

Обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах 
иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках

Прочие услуги в системе образования (например, репетиторство)
     
     Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.
     Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
 -государственными, 
- муниципальными,
 -негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений) [2, с. 64].  
          На основании Федерального закона об образовании в Российской Федерации представим в таблице 2 классификацию образовательных услуг с выделением классификационных признаков и видов образовательных услуг [2].  

Таблица 2. 
Классификация образовательных услуг
Классификационный 
признак
Виды образовательных услуг 
Решаемые задачи
- общеобразовательные программы (направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.);
- профессиональные программы (направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию).

Длительность
предоставления
- долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);
- среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);
краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

Методы обучения
- традиционные;
- программы проблемного обучения;
- программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

Способ оплаты
- платные;
- условно бесплатные.

Форма предоставления услуг
- очная;
- очно - заочная (вечерняя);
- заочная.

     
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными [2, с.59].  
     К основным образовательным услугам относятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. 
     Дополнительными образовательными услугами, соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности.
     Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.
     Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. 
	Под бесплатными образовательными услугами понимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. 
     Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями. 
     Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). 
          В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов.     
     Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ об образовании [2].  
     Платными образовательными услугами принято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. 
     Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги. 
     Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. 
     В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций. 
     До настоящего времени отсутствует единая трактовка понятия «услуга в сфере образования». Выделим наиболее характерные трактовки:
      - услуги направлены непосредственно на потребителя;
	 - услуги представляют собой виды деятельности, не создающие новых товаров, а лишь изменяющие их качество;
     - услуги — это конкретные виды благ, получаемые в процессе выполнения определенных действий или определенной деятельности;
     - услуги рассматриваются в качестве товаров, производимых, передаваемых и потребляемых одновременно и характеризующихся неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.
     Основным видом деятельности учреждений сферы образования является оказание образовательных услуг, при этом отсутствует конкретное видение, в какой именно форме она должна быть осуществлена и что конкретно понимать под товаром, предоставляемым учебным заведением. Образовательные услуги являются интеллектуальным продуктом учреждения сферы образования.
	Таким образом, сформулируем следующие выводы:
     1. Сложность определения термина «образовательная услуга» порождает неоднозначность в выявлении специфических свойств образовательных услуг.
     2. Включение образовательных услуг в рыночную экономику должно исходить из природы смешанного характера общественных благ, к которым они относятся.
1.2 Основные этапы процесса разработки нового образовательного продукта 

     В научно-исследовательской литературе представлены несколько подходов к процессу разработки нового образовательного продукта. 
      По мнению Фредерика Э. Уэбстера разработка услуги как элемента комплекса маркетинга услуг – это чаще всего разработка новой услуги, а в более широком смысле - нового продукта [47, с. 47].
Процесс разработки новой услуги включает:
     1. Генерирование идей. При этом следует иметь в виду, что главными источниками идей новых услуг являются сотрудники учреждения, потребители, конкуренты, дистрибьюторы и поставщики.
     2. Отбор идей. Главная цель такого отбора - найти хорошие идеи и как можно скорее избавиться от плохих.
     3. Разработка и проверка концепции новой услуги. При этом следует различать идею, концепцию и имидж услуги. Идея продукта - представление о продукте, который менеджеры учреждения могли бы предложить рынку. Концепцией продукта является пробная версия идеи, выраженная в значимых потребительских терминах. Имидж продукта представляет собой восприятие потребителями фактического или потенциальной услуги.
     4. Разработка стратегии маркетинга. Обычно она состоит из трех частей. Первая часть описывает целевой рынок, планируемую позицию продукта, объем сбыта, долю рынка и целевую прибыль. Вторая очерчивает планируемую цену продукта, систему его распределения и маркетинговый бюджет. Третья включает планируемые долгосрочные показатели объемов сбыта, прибылей и стратегии комплекса маркетинга – маркетинг - микс.
     5. Бизнес - анализ, который включает обзор прогнозов объемов продажи,
издержек и прибылей для того, чтобы определить, удовлетворяют ли они  целям
 учреждения.
     6.  Разработка продукта, когда создается образец продукта в соответствии с его концепцией.
     7. Пробный маркетинг. На этой стадии продукт и программа маркетинга вводятся в более реалистическую рыночную обстановку.
     8. Коммерциализация, т.е. стадия, на которой услуга внедряется в рынок [47, с. 48].
     Следует помнить, что это несколько произвольное описание процесса, который можно представить, как большее или меньшее количество этапов, и что указанные семь стадий не обязательно являются последовательными.
         Тем не менее, эти восемь стадий отображают хронологическую последовательность действий, осуществляемых при разработке нового продукта.
     На рисунке 1 представлено ключевое влияние содержания образовательного продукта на весь образовательный процесс, все его этапы и все аспекты связанной с ним деятельности: педагогической, созидательной, организационной, контролирующей, социальной и экономической [58, с.162].


     
     
     
     
     
     

     Рисунок 1. Взаимодействие образовательного продукта и различных аспектов функционирования образовательного учреждения [58, с.162]
     Из рисунка 1 следует, что образовательный продукт создается и успешно функционирует при условии слаженного влияния различных аспектов деятельности.
     На рисунке 2 представлены этапы разработки и реализации нового образовательного продукта, выделенные ведущими российскими специалистами в области управления образовательными системами 
П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой [49, с. 39].

обоснование и выдвижение нового образовательного продукта

разработка нового образовательного продукта

экспертиза нового образовательного продукта

локальная реализация нового образовательного продукта

контроль нового образовательного продукта

анализ результатов контроля

Рисунок 2. Этапы разработки и реализации нового образовательного продукта (Составлен на основе данных П.И. Третьякова и Т.И. Шамовой)
      В этой цепочке определена последовательность организационных этапов разработки нового образовательного продукта. Кроме того в процессе разработки и внедрения нового продукта возникает необходимость принятия управленческих решений о продолжении или прекращении работы, о ее регулировании и коррекции. Управленческие решения принимаются на основе достоверной и достаточно полной информации и позволяют регулировать процесс разработки и внедрения, сохраняя его целостность и целенаправленность, стимулируя наиболее успешные и актуальные продукты, своевременно прекращая разработку идей малоэффективных, бесперспективных либо невыполнимых в данном учреждении.
 	В ходе исследования выделяем следующие этапы становления образовательного продукта для дошкольных учреждений, составленные на основе метода аналогии с разработкой новых продуктов в промышленной сфере. В целях получения образовательного продукта мы определяем содержание социального заказа, формулируем в терминах заказчика образовательный продукт, разрабатываем образовательную программу в терминологии образования, которая приведет к ожидаемому результату, и реализуем его при мониторинге всего процесса реализации продукта. Представим подробнее этапы создания образовательного продукта [58, с.-159]. 
     Этапы создания продукта:
Этап 1 - подготовка:
   - определение потребностей общества;
   - обсуждение ведущей идеи продукта;
   - разработка и согласование программы;
   -осмысление интегративности и целостности образовательной деятельности;   
   - выбор социальных партнеров,
   - составление стратегического плана;
   - обсуждение оперативного плана.
Этап 2 - процесс реализации продукта:
- определение конечных параметров, по которым будет определено достижение успеха выпускников в системе общественных отношений (например, ответственность за нравственный выбор, самостоятельность, способность критически мыслить, способность давать нравственную оценку, включенность в информационное общество, способность к партнерству, потенциальные возможности создавать «новое» и др.); 
- определение содержания образовательного процесса;
- организация сопутствующих процессов реализации продукта;
- выбор образовательной технологии с обязательной информатизацией всего
процесса; 
- мониторинг и тактическая коррекция.
Этап 3 - социальная проверка качества продукта:
- проверка качества через государственную и общественную аттестацию и аккредитацию образовательных программ;
- организация обратной связи с выпускниками;
- организация социологических опросов с целью оценки качества; 
- участие в рейтингах образовательных учреждений.
          Все названные виды деятельности способствуют созданию продукта, обладающего конкретными параметрами и социальными нормами. Остановимся подробнее на каждом из этапов.
          В первую очередь, подготовка образ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44