VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001464
Тема: Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности организации
Содержание
Частное образовательное учреждение 
Высшего образования
«Самарская гуманитарная академия»

             Кафедра Менеджмента
             Направление 38.03.02 Менеджмент

	

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАММА-СТАНДАРТ»)

Выпускная квалификационная (дипломная) работа


Выполнил студент 4 курса С– БМн 342Т группы

__________	 Курылева Ольга Андреевна
   (подпись) 			


Научный руководитель

________профессор Руденко Александр Алексеевич
(подпись) 				

Работа защищена 
«____» _________________ 2016 г.
Оценка _____________________

Допустить к защите
Зав. кафедрой

__________    д.э.н., профессор Сахчинская Н.С.



Самара 2016 г.
Реферат
      Дипломная работа содержит 87 страниц, в ней 1 приложение, 18 таблиц, 12 формул, 14 рисунков, использованных источников - 54.

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАММА-СТАНДАРТ»)
     
     Цель исследования - анализ конкурентоспособности организации и разработка мероприятий по ее повышению.
     Объектом исследования является ООО ««Гамма-Стандарт», основными видами деятельности которого является производство частей и принадлежностей для машиностроительных предприятий, в том числе и ОАО «АВТОВАЗ», а также производство материалов из ПВХ и пластических масс.
     Методы исследования - анализ, синтез, моделирование, факторный анализ, индукция, дедукция.
     Границами исследования являются 2012-2014 гг.
     Краткие выводы по работе - конкурентоспособность предприятия является одним из основных показателей деятельности компании на рынке. 
     Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия ООО «Гамма-Стандарт» позволил предложить по обеспечению конкурентоспособности мероприятия: увеличить объем продаж товаров и услуг, снизить себестоимость продукции и услуг, улучшить  управление, организацию производства и труда, изменить объем и структуру продукции, снизить издержки обращения.
     Был проведен расчет экономической эффективности  от предложенных мероприятий.
     Практическая  значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 2.2, 2.2, 3.1 могут быть использованы руководителями и специалистами ООО «Гамма-Стандарт».

Частное образовательное учреждение 
Высшего образования
«Самарская гуманитарная академия»
Кафедра менеджмента

ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную (дипломную) работу

Студент Курылева Ольга Андреевна
Руководитель профессор кафедры менеджмента Руденко Александр Алексеевич
1. Тема работы: 	Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности организации (на примере ООО «Гамма-Стандарт»)
(утверждена приказом по академии от «___» _______________ № ________)
2. Срок сдачи законченной работы 02 июня 2016 г.
3. Исходные данные к работе Федеральные законы регулирующие рассматриваемые вопросы, учебные пособия и статьи ведущих экономистов.
   4. Перечень подлежащих разработке вопросов или краткое содержание выпускной квалификационной работы: Рассмотреть теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности организации.  Проанализировать факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия. Проанализировать  механизм правление конкурентоспособностью на предприятии. Проанализировать деятельность ООО «Гамма-Стандарт». Разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности  
ООО «Гамма-Стандарт». 
     5. Перечень графического материала (таблиц, диаграмм и т.д.): 21 таблица, 2 формулы, 3 рисунка 
     6. Консультант по работе нет
     7. Дата выдачи задания: «29» апреля 2016 г.


Частное образовательное учреждение 
Высшего образования
«Самарская гуманитарная академия»
Кафедра менеджмента

«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель выпускной квалификационной (дипломной) работы
__________ профессор Руденко Александр Алексеевич
Календарный рабочий план

Студента  Курылева Ольга Андреевна группы  С-БМн 342Т
По дипломной работе на тему: Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности организации (на примере ООО «Гамма-Стандарт»)
№ п/п
Наименование этапа работы
Срок выполнения
Отметка руководителя о выполнении
Примечания руководителя
1. 
Сбор материала по теме дипломной работы
29.04.2016
Выполнено

2. 
Предоставление на проверку 1 главы
06.05.2016
Выполнено

3. 
Предоставление на проверку 2 главы
10.05.2016
Выполнено

4. 
Предоставление на проверку 3 главы
16.05.2016
Выполнено

5. 
Написание введения и заключения
20.05.2016
Выполнено

6. 
Подготовка доклада и иллюстративного материала
26.05.2016
Выполнено

7. 
Предварительная защита
02.06.2016
Выполнено


Студент _____________________ «29» апреля 2016 г.
     (подпись)



Содержание


Введение……………………………………………………………………….
   1 Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности организации ……………………………………………………………………
  1.1 Сущность и значение конкурентоспособности предприятия………..
  1.2 Факторы и оценка конкурентоспособности предприятия…………..
  1.3 Управление конкурентоспособностью на предприятии……………..
   2  Анализ обеспечения конкурентоспособности ООО  «Гамма-Стандарт»……………………………………………………………………..
  2.1 Общая характеристика деятельности предприятия…………………...
2.2 Анализ конкурентоспособности  предприятия………………………..
3  Мероприятия по повышению конкурентоспособности 
ООО «Гамма-Стандарт»……………………………………………………
3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности предприятия..
  3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции…..
3.3 Предложения по повышению квалификации персонала и оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных  источников…..…………………………………….
Приложения…………………………………………………………………….
6

10
10
17
24

39
39
61

64
64
67

69
78
81
85








Введение

     В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится обеспечения конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.
     Организация управления и планирования хозяйственной деятельности предприятия, основанная на обеспечении конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, его устойчивость, гибкость и выживаемость на  рынке. 
     Уровень рыночной устойчивости предприятия формируется под непосредственным влиянием факторов его внешней и внутренней среды и определяет способность достижения предприятием целей своего развития в соответствии с имеющимся в наличии ресурсным обеспечением и требованиями рынка. Высокий уровень устойчивости .  предприятия определяет результативность реализации не только текущих заданий, но и долгосрочных программ развития, а также требует принципиально новых подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения. 
     Конкурентоспособность предприятия является одним из основных показателей деятельности компании на рынке. В настоящее время во многих областях торговли наблюдается жесткая конкуренция между крупными компаниями, которая существенно влияет как на качество услуг, так и на стоимость тех или иных товаров для потребителя.
      Основным параметром при конкурентной борьбы является стоимость и качество предлагаемой продукции. В настоящее время большинство крупных торговых компаний предлагают различные виды скидок, выгодных кредитных договоров, а также различные программы лояльности для своих постоянных клиентов.
      Некоторое время назад для повышения конкурентоспособности предприятия многие компании использовали ценовой демпинг или же предлагали клиентам некачественные товары, что нередко приводило к отрицательным отзывам и потерям постоянных покупателей. В настоящее время большинство предприятий стремятся снижать стоимость товаров другими способами. Одним из методов снижения стоимости товаров является упрощение логистики и снижение издержек, связанных, в том числе, и с производством и доставкой товара.
      Еще одним направлением увеличения конкурентоспособности предприятия является развитие продаж с помощью сети интернет, что позволяет существенно уменьшить затраты на аренду торговых помещений, а также сократить количество персонала, работающего в торговом зале.
      Также к способам увеличения конкурентоспособности предприятия стоит отнести различные рекламные акции, которые должны существенно увеличить узнаваемость торговой сети  и привлечь новых покупателей.
      При выборе методов повышения конкурентоспособности предприятий необходимо провести тщательный анализ как ситуации на рынке, так и возможных затрат и полученной прибыли компании. Для проведения подобных исследований применяются различные методики, а также специализированное программное обеспечение. Как правило, определение конкурентоспособности . предприятия на рынке производится менеджерами соответствующей компании, но, в ряде случаев, крупные торговые сети обращаются за помощью в консалтинговые агентства, специалисты которых могут провести подобную работу.
     Актуальность темы определяется тем, что именно обеспечение конкурентоспособности предприятия определяет его выживаемость в долгосрочной перспективе, а также прибыль и рентабельность в оперативном периоде функционирования.
     Целью работы является разработка мероприятий обеспечения конкурентоспособности ООО «Гамма-Стандарт».
     Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
     -выполнить анализ теоретических аспектов конкурентоспособностью предприятия; 
     -проанализировать конкурентоспособность ООО «Гамма-Стандарт»;
     -разработать предложения по повышению конкурентоспособности предприятия. 
     Объектом исследования является ООО «Гамма-Стандарт».
     Предметом исследования выступают методы и инструменты обеспечения конкурентоспособности ООО «Гамма-Стандарт».
     Основные хронологические рамки исследования 2012-2014 гг. За данный период был проведен анализ основных экономических показателей деятельности организации и действующей системы управления.
     Теоретической и методической базой исследования являются научная и учебная литература отечественных и зарубежных авторов, нормативные документы, организационно-распорядительные документы и бухгалтерская отчетность ООО «Гамма-Стандарт».
     Управлению устойчивости развития предприятий посвящены научные работы И. Ансоффа, М.М. Алексеевой, А.А. Ветрова, О.С. Виханского, М.А. Градова, B.C. Демченко, Г.П. Иванова, В.В. Ковалева, Ф. Котлера, Р.А. Коренченко, Н.П. Любушина, В.Б. Лещевой, Т. Питере, B.Н. Самочкина и др. 
     Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий изложены такими учеными, как А.П.Балашов, А.И. Баскин, А.Р. Бернвальд, И.А.Бланк, А.И. Гребнев, Т.В. Зенкова, З.А. Капелюк, Л.П. Наговицина, Н.Д. Убугунова, М.В. Хайруллина, Т.Г. Храмцова, Н.М. Чечеткина и др.
     При проведении исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, моделирование, факторный анализ, индукция, дедукция.
     Практическая  значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 2.3, 3.1 и 3.2 могут быть использованы руководителями и специалистами ООО «Гамма-Стандарт»  при разработке и реализации мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
     В первом разделе работы представлен анализ теоретических источников по оценке и управлению конкурентоспособностью торговых предприятий. Во втором разделе изложены результаты исследования конкурентоспособности ООО «Гамма-Стандарт», а в третьем - предложения по обеспечению конкурентоспособности исследуемого предприятия. 

1  Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятия

1.1 Сущность и значение конкурентоспособности предприятия

     В современных условиях рынка промышленное производство оказывает заметное влияние на развитие рыночных процессов и всей экономики в целом, оно способствует улучшению качества жизни населения и удовлетворению его спроса на товары и услуги. При этом, функционирование России в экономике рыночного типа предусматривает жесткую конкуренцию, как товаров, так и предприятий. Именно на данном этапе выяснилось, что большинство отечественных предприятий неконкурентоспособно [23].
     Ключевым понятием предпринимательской организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и основные его характеристики: качество, технология производства.
     Развитие рыночных отношений в нашей стране на современном этапе характеризуется значительным ужесточением конкуренции между производителями. Сегодня получение прибыли уже не может рассматриваться в качестве единственной цели и критерия успешности функционирования предприятия, а важнейшим показателем успеха деятельности фирмы становится её конкурентоспособность.  Именно конкурентоспособность является инструментом, способствующим подъему эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на рынке и предприятие, поддерживающее более высокий уровень конкурентоспособности постоянно, тем самым гарантирует для себя решение важнейшей стратегической задачи, связанной с обеспечением устойчивости высокого уровня прибыли. Это обуславливает необходимость разрешения важнейшей проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня конкурентоспособности предприятия.
     Понятие конкурентоспособности и круг теоретических вопросов, связанных с ним, нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных исследователей, таки как Ж.Ж. Ламбен, Ф. Котлер, Ф.П. Половцев, В.К. Памбухчиянца и друге. 
     Задачи обеспечения конкурентоспособности предприятий рассматривались в работах А.П. Балашова, А.И. Баскина, А.Р. Бернвальда, И.А. Бланка, А.И. Гребнева, Т.В. Зенковой, З.А. Капелюк, Л.П. Наговициной, Н.Д.Убугуновой, М.В. Хайруллиной, Т.Г. Храмцовой, Н.М. Чечеткиной и др.
     Применение математических методов для исследования конкурентоспособности предприятия отражено в трудах таких авторов, как А.Е. Бахтин, Б.Болч, В.В. Бакаева, К.Д.Гайворонская, А.И. Горинов, В.Л. Горелова, П.Ф. Друкер, Л.А. Матвеев, Р.А. Раяцкас, Б.Т. Рябушкин, Н.В. Шаланов и др.
     Общий анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что недостаточно разработанными остаются теоретические вопросы, связанные с проблемами конкурентоспособности промышленных предприятий.
     В то же время большинство трудов посвящено изучению конкурентоспособности, методов её оценки и путей повышения применительно к предприятиям розничной торговли, которая является завершающей формой продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, палатки, лотки и другие пункты сети розничной торговли [22].
     Рассмотрим некоторые термины и понятия по рассматриваемой проблеме.
     Конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника [14].
     В современных условиях каждой организации важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны, - особенностям конкретного вида деятельности.
     Экономические подходы к повышению уровня конкурентоспособности предприятия предполагают два основных аспекта. Во-первых, получение  предприятием максимальной прибыли в процессе деятельности. Во-вторых, стремление осуществлять только те затраты, которые позволяют получить доход или уменьшить расходы, не снижая прироста доходности. Вместе с тем, конкурентоспособность необходимо повышать также за счет эффективного управления деятельностью . предприятия.
     При этом, широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:
* угрозой появления новых конкурентов;
* угрозой появления товаров-заменителей;
* способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
* способностью покупателей торговаться;
* соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.
     Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей».
     В разных исследователей понятие конкуренции определяется с других позиций. Так, Латышова Л. С., Пантелеева Е. К. считают, что обязательными условиям; конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их» [39].
     Во втором дополненном издании Толкового словаря рыночной экономики [49] указано: «Конкуренция - это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок».
     Различные определения конкуренции, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это выражается в том, что, характеризуя отдельные весьма важные признаки конкуренции, они обходят вниманием общетеоретический аспект проблемы - суть присущих ей экономических отношений. [25]
     Результаты анализа дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
     1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
     2) является главной составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
     3)служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.
     «Конкуренция - стимул роста и развития; энтузиазм конкурента к обновлению; поиск, выбор и продвижение к цели; знание соперников, умение подбирать партнеров, жажда успеха» [41].
     Ценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством сокращения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию того же качества. Виды ценовой конкуренции - контроль над ценами, лидерство в ценах, установление доли влияния на рынке, соглашения, в том числе тайные, и др. Виды неценовой конкуренции - повышение технического уровня и качества товара, обеспечение его рыночной новизны, реклама, послепродажное техническое обслуживание [43].
     Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. 
     Современные исследователи, вместо теории конкурентного преимущества Майкла Портера на основе элементарных «ромбов», предлагают применять методологию создания и реализации конкурентных преимуществ на основе теории ценностей.
     Ценность - это нечто особенное, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранять либо иметь в будущем. Например, здоровье, талант, профессионализм, организованность, владение новшеством или капиталом, приобретение чего-либо, известная торговая марка и т.п. Конкурентное преимущество - обладаемая системой какая-либо эксклюзивная точность, дающая ей превосходство перед конкурентами. 
     Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными или виртуальными; базисными или второстепенными; направленными на повышение качества объекта или на ресурсосбережение на всех стадиях его жизненного цикла либо на решение и тех и других задач одновременно; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т.п.; наследственными или искусственными (приобретенными); реализуемыми на одной или нескольких стадиях жизненного цикла системы.
     Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке.
     Конкурентоспособность - этот главный фактор развития общества - представляет научную и практическую ценность. Среди стран, удерживающих конкурентные преимущества и входящих в технологическое ядро мирового сообщества, лидируют США, Япония, Германия, Англия, Франция [44].
     Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится. В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается, как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей. Конкурентоспособность - сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (таблица 1.1).
     Конкурентоспособность является одним из основных факторов успешного развития бизнеса предприятия. Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. 
     Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом, особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. 
     Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем.
     
         Таблица 1.1 - Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень конкуренто-
способности
Объект/субъект конкурентоспособности
Некоторые факторы конкурентоспособности
Товарный
Товары (работы, услуги)
Качество продукции, соответствие нормам и стандартам
Цена
Соответствие потребительскому спросу
Микроуровень
Товаропроизводитель (организация, фирма)
Сравнительная конкурентоспособность. Эффективность производственной деятельности. Финансовые показатели деятельности. Эффективность сбыта продукции 
Продолжение табл. 1.1
Мезоуровень
Объединение предприятий, отрасли
Внутренняя структура отрасли.
Влияние внешней среды.
Конкурентоспособность отдельных элементов
Взаимодействие между элементами системы
Уровень
конкуренто-способности
Объект/субъект
конкурентоспособности
Некоторые факторы конкурентоспособности
Макроуровень
Народное хозяйство в
целом, конкурентоспособность
страны, конкурентоспособность
регионов
Инвестиционный климат
Научно - технический уровень
Конкурентоспособность промышленности и отраслей 
     
     Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара.
     Таким образом, промышленные предприятия  занимают значительное место в экономике страны и в жизнедеятельности общества. Их основное значение состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в высококачественной продукции и услугах.
     
1.2 Факторы и оценка конкурентоспособности предприятия
     
     Дальнейшее развитие рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в методах оценки эффективности деятельности предприятий.
     Методы оценки эффективности можно классифицировать по различным критериям:
     1. Дифференциация по целям: внедрение новых услуг на рынке; инвестиционные проекты; развитие новых сервисов по обслуживанию клиентов; технико-экономического обоснование;
     2. Разделение методов по видам деятельности: нормативные; экономико-математические; теория очередей; аналитические; статистические; логические;
     3. Деление по показателям: 
     - показатель расчета эффекта (доход, результат, прибыль);
     - показатель расчета эффективности (доходность, рентабельность и др.)
     - интегральные и иные сложно-расчетные показатели;
     - многокритериальная оптимизация.
     Для оценки эффективности производственной подсистемы предприятия характерны такие показатели, как производительность труда, рентабельность, ресурсоотдача, и т.д. Для оценки коммерческой деятельности - затраты на организацию сбыта и продвижения на рынок, показатель надежности выбора поставщиков, объем реализации продукции и т.д. Для оценки финансовой подсистемы - себестоимость реализованной продукции, доходы от основной деятельности, чистый налог до налогообложения, чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний и др. Для коммуникативной подсистемы предприятия характерны эффективность стимулирования сбыта, эффективность рекламной деятельности, система показателей, характеризующих работы ярмарок, выставок и других маркетинговых мероприятий т.д. [27].
     Особое место в оценке эффективности занимает показатель доверия со стороны потребителя - имиджа предприятия. Он используется как при оценке коммуникативной подсистемы, так и для оценки предпринимательской деятельности в целом, сориентированной на концепцию социально-экономического маркетинга.
     Ключевыми показателями в оценке эффективности реализации производимой продукции являются: показатель рентабельности услуги; показатель общей рентабельности продаж; показатель средней рентабельности одной продажи; средний срок окупаемости услуги; показатель рентабельности клиента; показатель рентабельности территории.
     Отношение прибыли к затратам представляет собой общую рентабельность. Можно также оценивать эффективность продаж путем расчета отношения доходов к затратам. Рентабельность же услуги определяется как отношение получаемой от услуги прибыли к затратам на ее организацию. Рентабельность клиента можно определить как отношение прибыли, получаемой от клиента к затратам на него, а рентабельность территории определяется как отношение прибыли, получаемой от территории к затратам по этой территории. Отношение прибыли, получаемой в среднем за одну продажу к средним затратам на одну продажу представляет собой среднюю рентабельность одной продажи.
     Срок окупаемости - период времени, в течение которого вложенные средства окупятся за счет получаемой прибыли. Срок окупаемости услуги или клиента определяется по формуле
     То = (К - Драз)/Пч,                                                                               (1.1)
     где К - капитальные затраты;
     Драз - разовые доходы;
     Пч - чистая прибыль.
     Чистая прибыль, в свою очередь, определяется по формуле:
      Пч = Побщ * (1 - СНО),                                                                          (1.2)
     где Побщ - общая прибыль;
     СНО - составляющая налогообложения.
     Общая прибыль рассчитывается по формуле
     Побщ = Дтек – Этек,                                                                             (1.3)
     где Дтек - текущие доходы;
     Этек - текущие затраты.
     Минимальный жизненный цикл услуги или товара можно определить на основе срока окупаемости:
     1. Если предполагается, что товар (услуга) будет востребована на рынке меньший период времени, чем срок ее окупаемости, то его производство нецелесообразно;
     2. Если прогноз относительно нового клиента таков, что его потенциал не позволит ему пользоваться вашими услугами более длительное время, чем минимальный жизненный цикл, то установление контакта с данным клиентом нецелесообразно.
     Оценка целесообразности привлечения нового клиента может проводиться по следующим показателям:
     1. Средний общий срок окупаемости одного клиента;
     2. Средний общий срок окупаемости одного клиента в разрезе услуг [45].
     Для этого используются различные параметры: доход, исчисляемый с учетом производимой продукции, затрат фирмы и цен, конкурентоспособность (выбор частных показателей, экспертный анализ), комплексный показатель затрат (затраты на маркетинг, затраты на воспроизводство ОПФ, затраты на воспроизводство трудовых ресурсов, затраты на воспроизводство оборотных фондов и др.).
     Основной целью предприятий в условиях конкуренции становится обеспечение необходимого качества продукции (услуг) и снижение издержек для получения оптимальной прибыли. Значительная часть предприятий, стремясь увеличить прибыль за счет снижения издержек, идут на понижение качества продукции (услуг) [40].
     Рассмотрим факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции. Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают при разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять
     - качество и характеристики продукции;
     - репутация (имидж);
     - производственные мощности;
     - использование технологий;
     - дилерская сеть и возможности распространения;
     - инновационные возможности;
     - финансовые ресурсы;
     - издержки по сравнению с конкурентами;
     - обслуживание клиентов.
     Дэвид Кревенс считает, что при разработке стратегических перспектив руководство организации должно во главу угла ставить ключевые компетенции.
     Эти компетенции определяются:
     - конкурентными преимуществами;
     - универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях);
     - сложностью дублирования.
     Е.П. Голубков [31] предлагает при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.
     На вопрос, что делает организацию конкурентоспособной, В.А. Винокуров отвечает: «во-первых, ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их использовать».
     В.Л. Белоусов возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности.
     И. Максимов относит к основным критериям конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции.
     Для оценки конкурентоспособности продукции Е.П. Голубков предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. 
     Гайдаенко Т. А., ссылаясь на Жан-Жака Ламбера, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность) [31].
     Гайдаенко Т. А. считает, что конкурентоспособность продукции определяют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции он считает долю рынка, занимаемую данной продукцией.
     Проведенный анализ литературных источников показал, что:
     - разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации и продукции;
     - в обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности;
     - конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта;
     - другим подходом является подход, основанный на использовании двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления. Полезный эффект продукции характеризует фактическую способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя;
     - итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели.
     Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.)
     Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
     Для оценки эффективности предприятия недостат.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44