- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка мер по повышению конкурентоспособности строительного предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004161 |
Тема: | Разработка мер по повышению конкурентоспособности строительного предприятия |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I» (ФГБОУ ВО ПГУПС) Факультет «Экономика и менеджмент» Кафедра «Менеджмент и маркетинг» Специальность (направление) «Менеджмент» Специализация (профиль) «Маркетинг» УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой «____»______________20 ___ г. ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную работу обучающегося Котелкиной Маргариты Юрьевны фамилия, имя, отчество 1. Тема проекта (работы, диссертации) «Разработка мер по повышению конкурентоспособности строительного предприятия ПАО «Метрострой»» утверждена распоряжением проректора по учебной работе от «___» __________20____г. №_______ 2. Срок сдачи обучающимся законченного проекта (работы, диссертации) __________________________ 3. Исходные данные к проекту (работе) Федеральный закон РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ст.4, п.9, ст.14; информация электронных баз данных, специализированных литературных изданий и глобальной сети Интернет; внутренняя отчетность компании ПАО «Метрострой» за 2015-2016 гг и др. 4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) Конкурентоспособность предприятия в условиях современной экономики ПАО «метрострой» на рынке ремонтно-строительных услуг Санкт-Петербурга Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности компании на рынке строительных услуг 5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей/слайдов) Проблемы поставщиков услуг; Категории основных проблем для потребителей услуг; Формы конкуренции; Главные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; Потенциал конкурентоспособности; Характеристика компании ПАО «Метрострой»; Основные виды деятельности ПАО «Метрострой»; Факторы конкурентной среды ПАО «Метрострой»; SWOT-анализ ПАО «Метрострой»; План по повышению конкурентоспособности ПАО «Метрострой»; Предлагаемая система скидок ПАО «Метрострой»; Рекламная кампания ПАО «Метрострой»; Служба доставки ПАО «Метрострой»; Оценка конкурентоспособности строительного предприятия ПАО «Метрострой» 6. Консультанты по ВКР с указанием относящихся к ним разделов проекта (работы, диссертации) Раздел Консультант Подпись, дата Задание выдал Задание принял 7. Дата выдачи задания _________________________________________________________________________ Руководитель ВКР Задание принял к исполнению КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН № п/п Наименование этапов ВКР Сроки выполнения этапов ВКР Примечание Обучающийся Руководитель ВКР АННОТАЦИЯ В аннотации кратко, тремя-четырьмя предложениями, раскрывается цель, основное направление ВКР и главный полученный результат. Аннотация выполняется на отдельном листе. Титульный лист, задание и аннотацию включают в общую нумерацию страниц. Титульный лист: номер страницы не проставляют. Задание: страницы 2, 3, 4. Аннотация: страница 5. Содержание: страница 6. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 7 1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 10 1.1 Исследование направлений и проблем развития рынка строительных услуг 10 1.2 Факторы и условия конкурентоспособности компаний на рынке строительных услуг 17 2 ПАО «МЕТРОСТРОЙ» НА РЫНКЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 31 2.1 Характеристика и анализ деятельности ПАО «Метрострой» на рынке строительных услуг Санкт-Петербурга 31 2.2 Анализ потребительских предпочтений на рынке строительных услуг Санкт-Петербурга 39 2.3 Состояние конкуренции на рынке ремонтно-строительных услуг Санкт-Петербурга 47 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 57 3.2 Формирование плана по повышению конкурентоспособности ПАО «Метрострой» на рынке строительных услуг Санкт-Петербурга 57 3.3 Разработка, расчет затрат и оценка влияния мероприятий на рост конкурентоспособности ПАО «Метрострой» на рынке строительных услуг Санкт-Петербурга 59 4 ОХРАНА ТРУДА 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76 ПРИЛОЖЕНИЕ А 78 ВВЕДЕНИЕ Либерализация экономики в России способствует постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок. Товарный дефицит сменяется денежным дефицитом. Проблемы снабжения строительных предприятий трансформируются в проблемы сбыта строительных работ и услуг. На сегодняшний день, маркетинг является основой предпринимательской деятельности. Одновременно маркетинг является образом хозяйственного мышления и определенной системой мероприятий, с помощью которой анализируется рынок и прогнозируется потребительский спрос. Основной маркетинговой деятельности является изучение конкурентной среды и повышение уровня конкурентоспособности определенного предприятия на определенном сегменте рынка в определенное время. Различные вопросы конкурентоспособности встречаются и рассматриваются в работах как зарубежных, так и отечественных авторов: Багиева Г.Л., Котлера Ф., Ковалева А.И. и многих других. Как писала Гусева М.Н. в своем учебном пособии по маркетингу в сфере строительства «на сегодняшний день специализированной научной литературы по маркетингу в строительстве не так много. Большое количество западных книг и статей по маркетингу переведены на русский язык, но не адаптированы к российской экономической ситуации». Маркетинг строительства слабо изучен как в нашей стране, так и за рубежом. Он практически не описан в современной литературе, что и определяет актуальность темы данной выпускной квалификационной работы. Основной целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности на рынке строительных услуг строительного предприятия ПАО «Метрострой». Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда задач: исследование тенденций развития и анализ проблем рынка строительных услуг; рассмотрение теоретической базы, акцентируя внимание на определения и факторы конкурентоспособности рынка строительных услуг; анализ состояния исследуемого предприятия на рынке строительных услуг Санкт-Петербурга; разработка мер по повышению уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия; анализ рабочего места маркетолога в строительном предприятии ПАО «Метрострой» и оценка условий труда. Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является строительное предприятие ПАО «Метрострой». Предметом исследования в данной работе является конкурентоспособность исследуемого строительного предприятия на рынке Санкт-Петербурга. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, четыре главы (в том числе, главу по охране труда маркетолога на исследуемом строительном предприятии), заключение, список использованных источников и приложение. В первой главе выпускной квалификационной работы исследованы тенденции развития рынка строительных услуг и теоретические основы конкурентоспособности строительного предприятия. Вторая глава работы посвящена исследованию рынка строительных услуг Санкт-Петербурга и анализу деятельности ПАО «Метрострой». Также во второй главе был совершен анализ конкурентной среды ПАО «Метрострой», анализ потребительских предпочтений на рынке строительных услуг Санкт-Петербурга и были проанализированы сильные и слабые стороны ПАО «Метрострой» и фирм-конкурентов. Третья глава представляет собой план мероприятий, который направлен на повышение уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия на рынке Санкт-Петербурга. Для написания выпускной квалификационной работы использовались труды и исследования ведущих маркетологов и экономистов, таких как: Амерханов С.В., Багиев Г.Л., Фатхутдинов Р.А., Виханский О.С., Горбашко А.Е. и других. 1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1 Исследование направлений и проблем развития рынка строительных услуг У рынка строительно-ремонтных услуг есть своя специфика развития. Отличительной особенностью этого рынка является низкая степень государственного воздействия. Результат малого воздействия государства - низкая организованность процессов внутри рынка. Главная проблема участников данного рынка - поиск надежных и верных контрагентов. Из-за этого самой главной проблемой становится проблема поиска новых сегментов рынка. Также возникает проблема формирования новых связей между участниками из-за ограниченной информации и финансовых ресурсов. Для выявления возможностей развития рынка строительных услуг, прежде всего, необходимо определить его товарные ассортименты, разобрать основные виды услуг, выявить участников рынка, дать описание состоянию рынка и актуальные проблемы развития. Рынок строительных услуг при всей своей обыденности обладает спецификой, осложняющей его изучение. Положение на данном рынке в РФ обусловлено положением на рынке жилищного строительства. Создание новых объектов строительства, предназначенных для жилищного фонда, формируют бесконечный спрос на строительно-монтажные услуги. Во многом именно стимулирование и прогресс рынка жилищного строительства активируют расширение объемов ремонтных и монтажных работ. Кроме того, скудные объемы капитального ремонта жилищного фонда остаются одной из наиболее актуальных проблем рынка ремонтно-строительных услуг на сегодняшний день. Размеры капитального ремонта жилья составляют в среднем за год 0,7 % от объема жилищного фонда, тогда как среднегодовой норматив в этом секторе 4%. При существующих темпах реконструкции и ремонта жилищного фонда его износ в ближайшие годы в среднем по России превысит 65 %. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ достигает 88 миллионов квадратных метров. Рынок ремонтно-строительных услуг в России привлекателен для инвесторов, в частности – в связи с низким ценовым порогом внедрения на рынок, отсутствием трудностей с юридической стороны, отсутствием явных лидеров на рынке на сегодняшний день. На сегодняшний день существует множество крупных и мелких компаний, которые обеспечивают строительно-монтажные работы юридических и физических лиц. Этот бизнес возмещается в относительно короткие сроки, требует невысокого уровня инвестиций, но должен быть тщательно запланирован, и именно поэтому бизнес-план для такого предприятия должен находится в приоритете, как подробная инструкция, со всеми сметами, сроками и рисками. Точно подсчитать количество производителей услуг на данном рынке весьма затруднительно, так как очень многие ремонтные фирмы нигде не регистрируются. Как и раньше, большая доля этого рынка приходится на неофициальные и не зарегистрированные бригады. Нужно заметить, что, несмотря на притягательность российского рынка строительных услуг для инвесторов, в регионах процесс «цивилизации» рынка развивается весьма медленно, в настоящее время здесь преобладают фирмы, заинтересованные, прежде всего, в «быстрых деньгах»1. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что развитые отношения между потребителями и производителями в сфере строительных работ – еще только в стадии возникновения. Активность количества участников на рынке резко возросла на этоповлияли оптимистичные прогнозы развития рынка строительных услуг в период 2008 - 2014 годов в связи с положительной динамикой всех ключевых параметров. В это время существенно возрос спрос на ремонтно-строительные и отделочные работы различного вида, несмотря на посткризисную стагнацию. Такое направление было обусловлено рядом причин2: достигнутый за последние годы уровень благосостояния и денежных доходов населения; увеличение спроса на жильё; развитие малого и среднего бизнеса, обеспечивающий рост площадей под офисы. Кроме этого, у потребителей меняется представление о ремонте: часто ремонтные и строительные работы, которые ранее клиенты выполняли самостоятельно, теперь поручают исключительно профессионалам, чтобы те, в свою очередь, безупречно выполнили данные работы, сэкономив при этом время заказчика. Однако в настоящее время (2015-2017 года) по причине изменения характера кризиса, который затрагивает не только финансовый, но и практически все сектора рынка по причине наложения экономических санкций, конъюнктура рынка строительно-ремонтных работ изменилась. В первую очередь, из-за нехватки финансовых ресурсов, многие предприятия оттягивают проведение монтажных работ коммерческой недвижимости на неопределенный срок. Организации, не успевшие закончить запланированные работы в предкризисный период, вынуждены откладывать проведение строительно-монтажных работ своих объектов, либо их завершение будет оттягиваться до тех пор, пока предприятию не поступит необходимая сумма денежных средств. Ситуация на рынке ремонта квартир на первичном и вторичном рынке схожа с ситуацией с ремонтом коммерческой недвижимости. Предполагаемый ремонт квартиры откладывается на неопределенный срок. Капитальный ремонт сменяется косметическим. Все чаще на рынке аренды жилья появляются предложения о сдаче квартир в новостройках под условие ремонта. Иначе говоря, сдается жилье, непригодное для проживания, а арендатор самостоятельно, своими ресурсами производит ремонт, а затраты, понесенные в результате ремонта, включаются в стоимость оплаты за наем сотрудников. Основные поставщики услуг — это средние и мелкие организации, индивидуальные предприниматели, не занесенные в единый государственный реестр и официально нигде не работающие лица. Комитентами услуг, в большинстве случаев, являются собственники жилых помещений в многоквартирных домах, владельцы коммерческой недвижимости, а также лица, приобретающие, либо строящие загородную жилую недвижимость3. При появлении новых технологий и инструментов, превосходных материалов и оборудования, многократно вырос бюджет частной стройки, усложнились проектные решения, возникла острая потребность глобально расписывать и просчитывать предстоящий процесс до мелочей и осуществлять жесткий контроль над строительством и ремонтно-отделочными работами. Существует опасность, что даже при условии грамотного проектирования, проект может быть загублен исполнителем. Для того чтобы избежать провала, организации необходимо максимально застраховаться, обратившись к технадзору в строительстве, то есть элементарной проверки строительных работ. Для этого необходимо рекомендовать заказчику предприятия по проведению такого вида работ, чтобы можно было как можно скорее сдать объект и получить оплату, при условии соблюдения качества проводимых работ, соблюдения строительных норм, правил при производстве работ, проверки и приемке скрытых работ. Все выше обозначенные особенности развития рынка строительно-ремонтных услуг позволяют выявить наиболее характерные проблемы участников рынка, как для потребителей, так и для исполнителей строительно-ремонтных работ. Для потребителей - заказчиков услуг на строительно-ремонтные работы, массовыми представителями которых являются собственники квартир, рано или поздно возникает ряд проблем: задача сделать ремонт своими силами или нанять специалистов, а также задача выбора поставщика этих услуг. Доходы населения растут, поэтому все чаще потребитель принимает решение о привлечении специализированной организации к решению данной проблемы. Выполнить ремонт своими силами не всегда выгодно: доход от основной работы может принести больше прибыли, чем экономия на услугах сторонней организации по ремонту за счет собственных ресурсов. Отсутствие элементарного опыта таких работ может привести к плачевным результатам, когда итог кардинально отличается от ожиданий, при этом не в лучшую сторону4. Укрупнено основные проблемы для потребителей услуг (в случае принятия решения о привлечении специализированной компании к проведению ремонта) можно разделить на категории (рисунок 1). Рисунок 1 – Категории основных проблем для потребителей услуг Естественно, что проблемы самих поставщиков услуг в корне отличаются от проблем потребителей, хотя имеют одну и ту же природу происхождения. Укрупнено проблемы поставщиков услуг представлены на рисунке 2. Для обеспечения надежных источников дохода и долгосрочных клиентов многие строительно-ремонтные компании стараются занять узкие сегменты рынка, такие как работы по субподрядам, элитный ремонт квартир и загородных домов. Рисунок 2 – Проблемы поставщиков услуг Существующие проблемы развития рынка строительно-ремонтных работ позволили предсказать его дальнейшее развитие, а также определить перспективные направления и пути решения данных проблем. В сегменте потребителей на рынке ремонтных услуг среди основных направлений можно отметить следующие: чем выше доход, тем все чаще люди обращаются за услугами по ремонту и строительству к помощи третьих лиц, а не осуществляют его самостоятельно; более трепетное внимание уделяется качеству услуг. Это ведет к отказу от иммигрантов, что является плюсом для компаний, которые имеют репутацию на рынке и дают гарантии на проведенные работы5. В то же время для импортеров услуг на строительно-ремонтном рынке присущи новые способы пополнения клиентской базы. Примером перспективного поиска клиентов является кооперация строительно-ремонтных компаний с продавцами строительных материалов. При покупке определенных строительных материалов для ремонта покупателю выдается сертификат или скидка на выполнение работ по монтажу и укладке приобретаемых материалов. Несомненный профит для всех участников сделки. Продавец строительных материалов может создать специально подготовленную сервис-службу, проводящую консультации по подбору материалов, составлению смет и оформлению договора. Сами же услуги по ремонту и строительству предоставляет сторонняя подрядная организация. Деньги, получаемые продавцом от исполнителя работ, покрывают затраты на сервис-центр. Сам же сервис-центр занимается привлечением клиентов и формированию положительного образа фирмы. Как мы видим, будущее рынка строительства и ремонта остается именно за крупными фирмами, предоставляющими широкий спектр услуг и надежные гарантии. Основная задача, которая стоит перед поставщиками услуг – это регулярный источник дохода и долгосрочные клиенты. Главным приоритетом в развитии данного направления рынка является простота и открытость информации для потребителя. При этом информация должна содержать не только расценки на типовые работы, но и отзывы клиентов о результатах работы. 1.2 Факторы и условия конкурентоспособности компаний на рынке строительных услуг Такая проблема, как конкурентоспособность продукции в современном обществе носит универсальный характер. От успешного решения этой проблемы зависит множество показателей в социальной и экономической сфере деятельности любого предприятия. Понятие конкурентоспособности весьма многогранно и пускает свои корни во все составляющие деятельности предприятия. Конкурентоспособность влияет как на товар, так и на его основные характеристики. Также от уровня конкурентоспособности зависит организационные, финансовые, производственные и технологические характеристики предприятия. В условиях нарастающего влияния научно-технической революции, интеграционных процессов, увеличение конкуренции на новые области социально полезной деятельности, конкурентоспособность стала общемировым явлением. Под сущностью конкурентоспособности понимается возможность использования всех имеющихся ресурсов для достижения собственных целей в условиях оппозиции конкурентов. Подходов к значению понятия «конкурентоспособность» много, при этом нет определенной согласованности, и большинство из существующих определений ориентированы на товар, а не на само предприятие. Е.А. Горбашко под словом конкурентоспособность понимает «Комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов». Данное автором определение, а именно: «Конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», – наиболее точно отражает сути данного понятия, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность. Конкурентоспособность– более высокое по сравнению с товарам и заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя. Конкурентоспособность товара (КТ) – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара является относительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке. Как следует из большинства определений, конкурентоспособность – это очень изменяющаяся характеристика, обусловленная огромным количеством факторов, которые сопутствуют деятельности предприятия, например, уровень конкурентоспособности других фирм, соотношение спроса и предложения и др. Изменение какого-нибудь из этих факторов приводит к изменению уровня воздействия на конкурентов всего предприятия. Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения большой прибыли в рыночных условиях. Конкуренция может быть различной исходя из своего уровня интенсивности: привлекательной, при которой в определенном сегменте субъект лучше удовлетворяет свои потребности, либо получает доход больше, чем в других сегментах; умеренной, при которой действия субъекта рыночных отношений поддерживают конкурентную среду на определенном сегменте рынка; ожесточенной для объекта конкурентной борьбы, при которой субъект поглощает, истребляет или вытесняет объекты из определенного сегмента; ожесточенной для субъекта конкурентной борьбы, при которой объект (конкурент) поглощает, истребляет или выгоняет субъект из определенного сектора6. Выделяют три формы конкурентной борьбы (рисунок 3). Рассмотрим их подробнее: Рисунок 3 – Формы конкурентной борьбы предметная, т.е. в одной ассортиментной группе существует конкуренция между товарами, между объектами, имеющими одинаковые свойства для удовлетворения одной и той же потребности; функциональная, т.е. конкуренция между продуктами; личностная, т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся какой-то отличительной характеристикой (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями)7. При современном уровне конкуренции на мировом рынке конкуренция как движущая сила принуждает изготовителей продуктов непрерывно находить новые пути совершенствования их качества, снижения стоимости, увеличения качества обслуживания. По причине дефицитности ресурсов возникает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей продуктов за счет снижения сложности конструкции и увеличения качества продуктов и управления всеми процессами. Конкурентное преимущество возникает из превышения потребительской ценности, которую компания может создать для покупателей своей продукции, над затратами на ее создание. Ценность представляет собой нечто, за что готовы платить покупатели. Большая ценность определяется тем, что производитель предлагает цену ниже, чем конкуренты, за типичные блага, или из уникальных преимуществ товара или услуги, которые превышают более высокую цену. На начальном этапе разработки конкурентной стратегии стоит провести структурный анализ отрасли. Главным фактором привлекательности предприятия является прибыльность отрасли. Кроме того, конкурентная стратегия должна вырастать из понимания правил конкуренции, которые определяют привлекательность предприятия8. Одним из важнейших признаков конкурентоспособного предприятия стратегическое управление. Цель стратегического управления – обеспечение конкурентоспособности организации в будущем. В процессе управления конкурентоспособностью строительной организации одной из важнейших задач является адекватное реагирование на воздействия неустойчивой внешней и внутренней среды. Факторы конкурентоспособности – явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Под факторами внешней среды понимаются те факторы, на которые не может воздействовать каждый из участников рынка строительства самостоятельно. В зависимости от характера воздействия внешние факторы можно разделить на факторы макроокружающей среды и микроокружающей среды. Макросреда организации складывается под влиянием следующих групп факторов: социальных (на принятие маркетинговых решений могут повлиять особенности культурного уклада населения); демографических (численность и плотность размещения населения); экономических (покупательская способность, связанная с уровнем доходов, цен и с уровнем безработицы в стране); природных (уровень загрязнения окружающей среды и состояние источников сырья и энергоресурсов предполагает увеличение требований к экологической обстановке, что, как правило, ведет за собой дополнительные расходы); политических (законы, нормативно-правовые акты, которые оказывают влияние на различные организации и ограничивают свободу их действий); технологических (новшества в области компьютерных технологий упрощают работу и ускоряют процесс деятельности); Приведенные факторы макросреды и инфраструктуры региона оказывают влияние на производительность и эффективность функционирования фирмы косвенно, фирма не имеет возможности сама ими управлять. Стоит иметь в виду, что эти особенности различаются в обществе, в рамках различных рынков, на которых фирма осуществляет свою деятельность. Нужно помнить, что основные факторы макросреды оказывают влияние не только на саму организацию и ее конкурентов, а также и на факторы микросреды. Непосредственное прямое влияние на работу строительной фирмы оказывают факторы микросреды, к которым относятся, ее конкуренты, а также поставщики и потребители, приобретающие у нее услуги, работы и строительные объекты, оказывающие финансовые и другие прямые услуги. Таблица 1.1 - Микроэкономические условия обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия Одна из труднейших задач маркетолога – анализ внутренней среды организации. Целью данного анализа является изучение сильных и слабых сторон компании. Самой главной частью внутренней среды является объективность маркетинговых возможностей, которые напрямую зависят от, специально созданного, маркетингового отдела компании. Выделяют следующие внутренние факторы: способность руководителя управлять в условиях рынка, инновационная политика предприятия, создание благоприятного социально-экономического климата в коллективе, качество продукции, амортизационная и инвестиционная политика. Факторы внутренней среды характеризуют объект строительства, а именно, его индивидуальные особенности: местоположение, функциональное назначение, физическое и техническое состояние объекта на момент исследования, рыночная ниша, которую занимает объект на рынке строительства и другие. На строительном рынке происходит сосуществование нескольких типов компаний, между которыми, соответственно, ведется конкурентная борьба разными методами и на основе различных конкурентных стратегий. Выделяют три крупные группы: 1. Строительные компании, присутствующие в течение длительного срока на рынке, занимающие существенную долю на рынке, выпускающие продукцию высокого качества и преимущественно в виде законченных строительных объектов, использующие современный управленческий инструментарий, а также обладающие хорошим имиджем общепринятым признанием. 2. Строительные компании, присутствующие на рынке достаточно длительное время, занимающие значительную долю строительного рынка, выпускающие продукцию высокого качества, среди которых есть как законченные объекты, так и различные виды строительных работ и услуг, использующие современные управленческие методы и приемы, обладающие меньшей известностью (в основном, в профессиональных кругах) и благоприятным имиджем. 3. Строительные компании, значительную часть которых составляю «молодые» компании, занимающие незначительную долю на рынке, образующие мелкодисперсную конкурирующую среду, выпускающие продукцию различного качества, ориентируясь на различные потребительские требования, составляющие свой ассортимент из строительных работ и услуг, не всегда обладающие современным управленческим инструментарием, а также не относящихся к числу известных. Естественный рост фирмы в ходе цикла жизни часто сопряжен с последовательной сменой стратегий. Дело в том, что простое увеличение в размерах без смены стратегии маркетинга обречено на неудачу, чтобы продолжать развитие фирма должна менять конкурентные стратегии. Уровень влияния указанных факторов варьируется от отрасли к отрасли. Она может изменяться зависимо развития отрасли. В отраслях, где все факторы благоприятны, многие конкуренты получают хорошую прибыль. Но в отраслях, где негативное влияние одного или более факторов достаточно интенсивно, немногие предприятия получают хорошие прибыли, несмотря на все усилия их менеджмента. Прибыльность отрасли зависит не только от дороговизны товара или от того, используются ли в производстве технологии. Например, такие виды бизнеса, как торговля нефтью, очень прибыльны, в то время как высокотехнологичные отрасли, например, производство персональных компьютеров или средств кабельного телевидения не приносит высокой прибыли для многих участников. Конечная цель конкурентной стратегии представляет собой правильное применение указанных правил, а в идеальном случае - изменение указанных правил в пользу фирмы. В любой отрасли правила конкуренции определяются воплощением следующих основных конкурентных факторов: Появление новых конкурентов; угроза товаров-субститутов; конкурентное преимущество покупателей; конкурентное преимущество поставщиков; конкуренция среди уже существующих производителей (рисунок 4). Рассматриваемые факторы определяют прибыльность предприятия, так как воздействуют на цены, затраты и необходимые вложения, т.е. составляющие доходности инвестиций. Конкурентное преимущество покупателей оказывает влияние на цены, которые компания устанавливает на свою продукцию. Подобное же влияние оказывает угроза субститутов, то есть заменителей товара9. Рисунок 4 - Важнейшие факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия Конкурентоспособными являются строительные предприятия, которые удовлетворяют максимально эффективно потребности заказчиков, умело используют финансовые результаты для дальнейшего развития и повышения уровня внутриорганизационной культуры, что способствует, в свою очередь, привлечению новых платежеспособных заказчиков и сохранению долговременных связей со старыми. Общая классификация показателей, необходимых для оценки конкурентоспособности строительного предприятия, приведена на рисунке 5. Рисунок 5 - Классификация показателей для оценки конкурентоспособности предприятия Существуют следующие ступени конкурентной позиции: доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая и нежизнеспособная10. И также существует шкала, отражающаяроль фирмы на рынке в зависимости от занимаемой фирмой доли: менее 10 % – аутсайдер рынка; от 10 до 20 % – последователь; от 20 до 40 % – претендент на лидерство; от 40 % и выше – лидер рынка. Общая характеристика строительных компаний, придерживающихся различных маркетинговых стратегий, представлена в табл. 2. Выделяют следующие типы компаний: виоленты (крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой); коммутанты (фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции); патиенты (компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок); эксплеренты (компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств). Информация, получаемая на выходе, дает представление о поставленных целях и задачах формирования стратегии, дает представление о способах их достижения. Таблица 1.2 - Характеристики строительных компаний, придерживающихся различных типов стратегий Следовательно, определение собственной конкурентной позиции представляет собой первое исходное действие конкурентного анализа. Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования предприятий и учреждений всех различных отраслей инфраструктуры региона, где расположена фирма, оказывает влияние на устойчивость ее работы, прежде всего, через социально-психологические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения11. Чем лучше эти показатели, тем выше отдача от деятельности строительной фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет. Стратегические факторы конкурентных преимуществ региона целесообразно формулировать региональным Центрам по изучению конкурентных преимуществ. Информация и рекомендации, разработанные этими Центрами, должны быть открытыми для фирм. Финансирование работ должно осуществляться из местного бюджета, за счет налогов фирм. Фирме, как правило, нецелесообразно самостоятельно разрабатывать мероприятия по реализации стратегических факторов конкурентного преимущества региона. Однако каждая фирма должна иметь эту информацию и учитывать ее при формировании стратегии фирмы. Чем богаче каждая фирма, тем богаче регион, страна. Можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия является основополагающим показателем успешности фирмы на рынке. Определение конкурентоспособности предприятия очень многогранно и зависит от множества факторов внутренней и внешней среды. Основываясь на вышесказанном, можно сформулировать видение понятия конкурентоспособность строительной компании – это ее способность удовлетворять потребности потребителей в предоставлении более качественной продукции по сравнению с другими субъектами стратегической конкурентной группы, удерживать долю рынка, обеспечивающую компании требуемый уровень доходности. 2 ПАО «МЕТРОСТРОЙ» НА РЫНКЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2.1 Характеристика и анализ де....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка и обоснование рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия
- Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия туриндустрии
- Разработка и оценка эффективности плана по повышению конкурентоспособности продукции коммерческого предприятия