VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рассмотреть развитие русско-американских отношений в 1850-1900 годах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012406
Тема: Рассмотреть развитие русско-американских отношений в 1850-1900 годах
Содержание
Содержание



Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава I. Структура Российско-американской торговой компании в центре и сибирской и охотской фактории…………………………………………………8

Контора РАК в Москве и Санкт-Петербурге……………………………8

Структура РАК в Сибири и Охотской фактории……………………….18

Глава II. Влияние РАК на культуру народов Д.Востока и Сибири………….34

2.1. Социально-экономическое влияние РАК в Сибири и на Д.Востока……34

2.2. Этнокультурное влияние РАК в Сибири и на Д.Востоке………………..40

2.3. Образовательная политика РАК российско-американская торговая компания………………..…………………………………………………….….53

Заключение…………………………….…………………………………………68

Список использованной литературы………………………………..…………72



































Введение



Каждое государство занимает свое геополитическое положение на мировой арене. Для достижения определенных целей и задач и претворения своих интересов оно проводит внешнюю политику, влияя на отношения своего государства с другими странами. В XIX веке цели и задачи внешней политики России, как и в современном мире основывались на потребностях общенационального, политического, экономического и геополитического положения того времени. Россия, являясь одной из могучих в Европе держав, оказывала огромную роль на развитие международных отношений. Её внешняя политика была направлена на расширение территорий российского государства, охрану собственных границ, усиление экспансий, на борьбу за укрепление позиций на черноморском побережье.

Еще во время американской Войны за независимость Россия фактически оказала поддержку североамериканским колониям Англии, сначала отказавшись помочь Георгу III в подавлении восстания, а затем объявив о вооруженном нейтралитете, который на самом деле означал поддержку восставших колоний.

Дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1809 году и за это время в них происходили и «взлеты» и «падения». Во второй половине 20 века отношения между двумя государствами вообще стали определяющими в мировой системе международных отношений, получившей название «биполярный мир» или «холодная война». В настоящее время отношения между нашими странами также наполнены противоречиями. Актуальность темы данного исследования заключается в необходимости всестороннего анализа корней современных противоречий в отношениях между Россией и США.

Тема российско-американских отношений, как уже отмечалось, достаточно широко освещена в исторической науке, однако, в большинстве случаев мы имеем либо общие труды по истории внешней политики, дипломатии и международных отношений, причем, как отмечал в своей диссертационной работе И.И. Курилла, «при большом количестве трудов по истории внешней политики России в XIX веке, тема взаимодействия с США занимает в них весьма небольшое место, отвечая представлению об этой стране в тот период как о державе второго разряда» , либо работы, касающиеся каких-либо отдельных аспектов в отношениях между Россией и США, например, продажи Аляски, или роли России в Гражданской войне в США и т.д.

В данном исследовании использованы работы отечественных историков, специализирующихся на вопросах российско-американских отношений. Некоторые работы, содержащие исторический анализ этой проблематики, особенно относящиеся к советскому послевоенному периоду, имеют идеологизированный и политизированный оттенок, что необходимо учитывать при оценке такими авторами многих событий в отношениях между Россией и США («История США. В четырех томах» авторов Г.Н.Севостьянова, Е.Ф.Язькова, Г.П.Куропятника; «К истории ликвидации Российско-Американской компании» авт. Р.В. Макаровой; «Внешняя политика России второй половины XIX века» авт. Н. С. Киняпиной и др.).

При написании работы использовались как труды общего характера, освещающие историю международных и дипломатических отношений («История внешней политики России. Конец XVв. - 1917г». в 5 т.; «История дипломатии» в 3 т. под ред. В.П. Потёмкина; «Очерки истории Министерства иностранных дел России» в 3 т.; «История международных отношений и внешней политики России» (1648-2000) Под ред. А.С. Протопопова;), так и труды, освещающие определенные аспекты отношений между Россией и США в указанный период: по истории взаимоотношений двух стран в период Гражданской войны в США (М.М. Малкин «Гражданская война в США и царская Россия»), работы, касающиеся различных аспектов продажи Аляски (Г.А. Агранат «Судьбы Русской Америки»; А.И Алексеев «Судьба Русской Америки»; М.И. Белов «К столетию продажи Аляски»; Р.В. Макарова «К истории ликвидации Российско-Американской компании»; С.Б. Окунь «К истории продажи русских колоний в Америке»; С.Б. Окунь «Российско- американская компания»; Н.Н. Болховитинов «Русско-американские отношения и продажа Аляски 1834-1867») и др.

Предмет данного исследования - международные отношения, объектом исследования являются отношения между Россией и Соединенными Штатами Америки во второй половине 19 века.

Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть развитие русско-американских отношений в 1850-1900 годах. В соответствии с поставленной целью планируется решение следующих задач:

	Изучить конторы РАК в Москве и Санкт-Петербурге;

	Раскрыть структуру РАК в Сибири и Охотской фактории;

	Изучить социально-экономическое влияние РАК в Сибири и на Д.Востока;

	Изучить этнокультурное влияние РАК в Сибири и на Д.Востоке;

	Изучить РАК сибирско-американская торговая компания;

Хронологические рамки работы - вторая половина 19 века(1850-1900 гг). выбор этого периода не случаен. Так как именно во второй половине 19 века произошла трансформация во взаимоотношениях между двумя государствами: в этот период в отношениях двух стран происходят изменения, определившие всю дальнейшую перспективу их развития. Если до 1881 г. взаимоотношения России и Америки историками характеризуются как гармоничные, то с 1885 года определяются как время нарастающих разногласий и столкновения интересов.

Географические рамки работы: территория США, Североамериканских колоний России и Тихоокеанский регион, в т.ч. - Дальний Восток России. Именно в этом регионе происходили основные события, рассмотренные в данной работе.

В данном исследовании использовались общенаучные методы анализа и синтеза, т.е. выделение ключевых исторических фактов российско-американских отношений второй половины 19 века, их обобщение и выявление ключевых тенденций этих отношений. В качестве методологической основы работы использован хронологический принцип изложения фактического материала, его анализа и обобщения. Имеющиеся данные систематизированы в соответствии с наиболее значительными событиями в истории двух стран в рассматриваемый период и в истории отношений между ними, в хронологической последовательности приводятся сведения о соответствующих событиях и явлениях, сопровождаемые свидетельствами их непосредственных участников и очевидцев, а также выводами и оценками различных историков, занимавшихся данной темой.

В качестве источниковой базы при изучении международных отношений выступают различные документы международного характера, договора и соглашения, а также воспоминания участников и очевидцев событий, официальная и неофициальная переписка и т.д. В данной работе использованы важные для рассмотрения указанной темы документы, такие как «Соглашение относительно уступки Российского Имущества в Северной Америке между Его Величеством Императором всея Росии и Соединенными Штатами Америки 20 июня, 1867» или «Конвенция о морском нейтралитете, заключенная между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами 10 (22) июля 1854 г», а также свидетельства, высказывания и воспоминания ряда государственных деятелей, таких как министр иностранных дел России А. М. Горчаков, посол России в США Э.А.Стекль и др.

Структура выпускной квалификационной работы соответствует ее задачам: в первой главе в хронологическом порядке рассматриваются международное положение обеих стран, а также факторы, обусловившие их сближение, позиция России, которую она заняла во время Гражданской войны в США и роль России в происходивших событиях.

Во второй главе рассматриваются причины принятия решения о продаже североамериканских колоний России Соединенным Штатам, а также факторы определившие принятие именно такого решения; также рассматриваются последствия данного события и причины ухудшения отношений между Россией и Америкой в 80-е годы 19 века.





















































Глава I. Структура Российско-американской торговой компании в центре и сибирской и охотской фактории



Контора РАК в Москве и Санкт-Петербурге



Согласно акту «соединения», совет директоров становился исполнительным органом для наблюдения за деятельностью как в Главной конторе в Иркутске, так и всей САК. Основываясь на прошлом личном опыте, учредители не предусматривали создания большого бюрократического аппарата, решив, что управлять делами компании должны два директора, во всяком случае не более четырех человек. Директоров избирали на общем собрании держателей акций большинством голосов. Кандидат на пост директора должен был быть акционером компании, иметь достаточный опыт и представление о всех сторонах деятельности компании, быть готовым и способным оказать ей любую помощь. В «акте о соединении» также подчеркивалось, что на выборах директоров и всех других деловых заседаниях компании число голосов должно соответствовать количеству имеющихся на руках акций, т.е. каждая акция давала один голос.

Будучи однажды выбранными, директора отвечали за всю деятельность компании, отдельным же держателям акций вмешательство от имени компании в решения и приказы директоров было запрещено. Каждый директор получал ежегодное жалованье в размере 2000 рублей - существенную для того времени сумму. Персонально и коллегиально директора несли ответственность за целостность наличных денег, бумаг, товаров и собственности компании. Им также было вверено осуществлять все закупки компании; заключать контракты с промышленниками и удовлетворять их нужды, контролировать и вести всю переписку, проверять счета и записи и результаты ревизий, представлять компанию во всех юридических и гражданских расследованиях, нанимать агентов, служащих и прочий персонал; готовить и публиковать ежегодные отчеты о состоянии дел для ежегодных собраний акционеров. Наконец, каждый директор нес персональную ответственность за любую потерю или ущерб, нанесенный компании в результате его собственной небрежности или невыполнения им должностных обязательств. Каждый директор имел право уйти в отставку при условии: своевременно предупредить об этом совет; его уход не вызывал никаких подозрений у компаньонов.

Для выполнения директорами их обязанностей «актом соединения» был утвержден штат, состоящий из конторщика, бухгалтера, кассира и некоторого числа подчиненного конторе персонала. Работа этих людей была очень важной, так как указанный акт предписывал им хранить информацию о наличном и потенциальном капитале компании, прибыли, расходах, кредитах, сделках, ассортименте товаров, снабжении (колониальных постов компании), о служащих компании, в том числе о размере их жалованья и задолженности и прочую подобную информацию. Главная контора была обязана также информировать императора обо всех аспектах деятельности компании и поддерживать тесные связи со всеми филиалами, руководители которых назначались Главной конторой и были перед ней ответственны.5 Хотя на бумаге структура административного аппарата выглядела сложной, в действительности она была простой. Сибирские купцы взяли за образец структуру западноевропейских коммерческих компаний, свободных от чрезмерного государственного надзора и тщательно разработанных бюрократических правил.

Ситуация изменилась 9 июля 1799 года, когда указом правительствующему сенату император одобрил акт «соединения», утвердил окончательный вариант устава и привилегий компании, которая отныне стала называться «Российско-американская компания под высочайшим Е.И.В. покровительством».6 Этим указом торговое предприятие сибирских купцов преобразовывалось в правительственное учреждение, закамуфлированное коммерческой терминологией. Перемены продиктованы политическими, социальными, экономическими и культурными реалиями Российской империи, долго не позволявшими ни одному институту, организации или ассоциации, невзирая на род их деятельности, существовать вне строгого правительственного контроля. Иными словами, новый статус повлиял на raison d’etat и modus operandi компании. Перемены эти не были неожиданными. Они отражены в новом уставе и привилегиях, пожалованных императором 27 декабря 1799 года. Наряду с тем, что устав подтвердил все прежние условия акта «соединения», в него вошли и некоторые важные нововведения. Наиболее существенным было положение, согласно которому любой русский землевладелец или иностранец, ставший лояльным российским подданным и обладавший в России собственностью, невзирая на ранг и статус, имел право покупать акции компании.

Направленность этих нововведений очевидна. В России того времени только дворяне и ограниченное число богатых людей имели право владеть значительными земельными угодьями. Между тем новое положение разрешало этим людям покупать акции компании, чтобы преобразовать организованную сибирскими куправи торговую компанию в учреждение, где бы преобладали влиятельные государственные чиновники и богатые землевладельцы. Для успеха этого предприятия новый устав санкционировал выпуск новых акций по вздутым ценам, таким образом, лишь немногие могли ими завладеть, пройдя сложную процедуру их приобретения.

Существенные изменения коснулись и процедуры выборов директоров. Согласно новым правилам, директора избирались из числа держателей акций на общем собрании, но потенциальный кандидат должен был иметь не менее 25 акций. Более того, новый устав ограничивал права голоса при избрании директоров тех акционеров, у которых было менее 10 акций. Иными словами, по сравнению с правилами, зафиксированными в акте «соединения», новые правила предписывали «считать голоса не по акциям, а по числу присутствовавших в собрании участников».

Некоторое время спустя после вступления устава в силу, а точнее, 19 октября 1800 года император приказал перевести главную контору из Иркутска в Санкт-Петербург. Это перемещение, равно как изменение порядка выборов директоров, основательно изменили структуру, политику, управление и сам административный аппарат РАК. Никто из купцов - членов компании не мог в те времена позволить себе путешествия из Иркутска в Санкт-Петербург для участия в общем собрании акционеров. Нововведение в скором времени привело к тому, что высокопоставленные чиновники и богатые дворяне окрестностей Санкт-Петербурга и Москвы стали преобладающей прослойкой среди держателей акций.

В привилегиях, пожалованных РАК на 20-летний срок, указывалось, «чтоб в подкрепление предприятий сей компании, возможные со стороны военных начальников пособия нашим сухопутным и морским силам по требованию ее чинимы были на ее содержание; компании разрешалось извлекать прибыль из всех своих рискованных предприятий в северной части Тихого океана; открывать новые земли и провозглашать их русскими владениями (принимая во внимание, что данные земли не были открыты до этого другими народами); давалось право разрабатывать природные богатства (наземные и подземные), строить русские поселения; посылать в регион своих служащих и корабли, рубить казенный лес на постройку и ремонт судов, закупать ружья, порох для них, пушечные ядра из государственных запасов, нанимать благонадежных россиян из всех слоев общества (за исключением крепостных, принадлежавших дворянам) и обеспечивать их официальными документами. Всем государственным чиновникам и русским купцам предписывалось не вмешиваться в привилегии компании, которой разрешалось устанавливать торговые связи со всеми народами Тихоокеанского бассейна. Поскольку привилегии вовлекали различные государственные службы в деятельности компании, это не могло не сказаться на ее управленческом аппарате.

Первым к деятельности РАК был привлечен Николай Петрович Резанов (1764-1807), которого 2 декабря 1799 г. император назначил ее корреспондентом и покровителем, «глазами и ушами его императорского величества» во всех делах. Выбор был важен и пал на Резанова - влиятельного придворного, друга императора, зятя «отца РАК» Г.И. Шелихова (1747-1795), к тому же последовательного защитника шелиховских идей и праванов, связанных с освоением северной акватории Тихого океана.

Резанов был также крупным акционером компании. На своем новом посту он преследовал двойной интерес: имперский и частнопредпринимательский. Перемещение Главной конторы из Иркутска в Санкт-Петербург упростило назначение Резанова, кроме того, оно позволило правительству уделять компании больше внимания, а московским и петербургским дворянам и высокопоставленным чиновникам активнее участвовать в ее делах.

В 1864 году, после того как Резанов отбыл из Санкт-Петербурга в первое кругосветное путешествие, в котором ему следовало проинспектировать русские колонии в Северной Америке и установить дипломатические отношения с Японией, император Александр I (1801-1825) учредил Временный комитет в составе трех высокопоставленных чиновников - «глаза и уши», призванные контролировать деятельность компании. Двух членов этого комитета выбрали акционеры, третий был назначен императором. Юрисдикция комитета выходила за рамки конфиденциальных вопросов политического характера. 13 февраля 1814 года император увеличил число членов комитета до пяти и переименовал его в особый совет.

Кроме того, император контролировал деятельность компании с помощью ряда министерств и специальных учреждений. С 1802 года этот список возглавляло военно-морское министерство. В тот год император подписал Указ, разрешавший офицерам и матросам военно-морского флота поступать на службу в компанию без потери ранга или пенсионных пособий. Те, кто этим воспользовался, получали половину жалованья от правительства, а другую половину от компании. Использовать военно-морское министерство было естественно по двум причинам: во-первых, все владения компании находились за океаном, во-вторых, только военно-морские силы были в состоянии их защитить. С того дня (11 января 1818 года), когда капитан-лейтенант Л.A. Гагемейстер (1780-1833) бесцеремонно сместил А.А. Баранова с поста главного правителя Русской Америки, и вплоть до 1867 года правителей назначали из числа морских офицеров высокого ранга.

Между 1799 и 1821 годами еще два министерства - внутренних дел и финансов - были вовлечены в деятельности компании. 15 декабря 1813 года по рекомендации министра внутренних дел О.П. Козодавлева император поручил министерству внутренних дел контроль за деятельностью РАК. Выбор был логичным, ибо в то время это министерство было ответственно за деятельность каждой организации внутри империи. Оно выполняло эти функции до 1819 года, пока указом Александра I эти функции не были переданы министерству финансов, исполнявшему их до 1867 года.

Во время этого и последующих периодов правительство обращалось время от времени к старому русскому институту - инспекторам. Первая проверка деятельности компании была проведена Резановым в 1804-1806 годах, вторая - в 1818 году капитаном В.М. Головниным, третья - в 1818 году Л.A. Гагемейстером. Результаты четвертой были представлены в 1860-1861 годах капитаном П.Н. Головиным и действительным статским советником С.А. Костливцевым. Все инспектора дали множество рекомендаций, некоторые из них были весьма своевременны и имели важное значение для улучшения деятельности компании.

В 1799-1821 годах, помимо многочисленных ответственных лиц в Санкт-Петербурге, продолжала функционировать сеть управленцев, подчиненных колониальной администрации со штаб-квартирой в Ново-Архангельске. Возглавлял ее главный правитель. С 1799 по 1818 год эта честь принадлежала Баранову, который при многочисленных обязанностях сосредоточил в своих руках огромную власть. Отчасти такое положение вещей соответствовало инструкциям, полученным Барановым от Шелихова, который поначалу нанял его своим агентом на Кадьяке. Другие полномочия предписывались инструкциями, вручениями Баранову государственными чиновниками и Советом директоров. Некоторые явились результатом проверки Резанова. В своей деятельности Баранов исходил из местных условий и собственного понимания своей миссии, отступая по мере необходимости от инструкций, - благо удаленность региона и отсутствие скорых средств сообщения ему это позволяли. Невзирая на давление отдельных лиц и обстоятельств, он в течение двух десятилетий назначал и смещал подчиненных, руководил строительством поселений и портовых сооружений, общался с местными вождями (тойонами); ссорился с русскими православными священниками; утверждал смету жалованья для служащих компании; вел переговоры по заключению соглашений с капитанами иностранных судов; отправлял товары компании на зарубежные рынки; снаряжал (с целью экспансии) экспедиции в Северную Калифорнию и на Гавайи; наказывал непокорных; награждал послушных; гостеприимно встречал русских или иностранных посетителей; вел переписку с зарубежными корреспондентами; собирал сведения обо всех сторонах жизни в колониях; информировал петербургское начальство обо всех событиях, успешно защищал интересы русских колоний от нападок враждебных сил.

В награду за труды на благо отечества Александр I пожаловал Баранову чин коллежского советника, однако признание заслуг его не спасло: как уже отмечалось, по решению Совета директоров Л.А. Гагемейстер сместил Баранова с поста правителя и занял этот пост сам. Это событие открыло новую главу в истории российских владений в Северной Америке.

В период правления Баранова в колониях утвердилась четырехступенчатая сеть административных единиц, с незначительными изменениями она просуществовала до 1867 года. Первая ступень - департаменты, их поначалу было четыре - на Ситхе, Кадьяке, Уналашке, Курилах. Впоследствии появились отделы на о-ве Атха и Северных островах. На бумаге каждый департамент включал обширный район и каждый управлялся назначенными Барановым приказчиками, чья власть в пределах их полномочий была аналогична той, которой обладал сам Баранов. В действительности конторы контролировали лишь очень небольшие районы вблизи сильно укрепленных постов, пребывавших в состоянии круглосуточной боевой готовности на случай атак враждебно настроенных туземцев. Ни один из служащих компании не отваживался выходить за пределы оборонительных сооружений без вооруженной охраны.

Следующая ступень административных единиц - крепости или редуты напоминали сибирские остроги. Их строили на стратегически важных местах, надежно укрепили и круглосуточно охраняли; там жили служащие и рабочие компании, хранились запасы товаров и продовольствия, топливо и вооружение, там же содержали под стражей непокорных заложников. Часть крепостей имела сыромятни, рыбоперерабатывающие заводы, мельницы, лесопильни, церковь или часовню, верфи, участок земли для выращивания зерна, фруктов, овощей и разведения скота.

За безопасность каждого такого поселения нес ответственность служащий компании, а именно приказчик родом из России вплоть до 1821 года пределы его власти были определены довольно приблизительно.

Он и его помощники отвечали за сохранение мира на подвластной территории. Все местное мужское население в возрасте от 18 до 50 лет несло службу, защищая крепость. Каждый приказчик тесно сотрудничал с вождями племен. Кроме того, он информировал главного правителя обо всем, что происходило в подведомственной ему крепости - начиная от свадеб, рождений и смертей и кончая межплеменными раздорами и вторжениями иностранных судов в русские колониальные воды.

Третья ступень колониальной администрации - одиночки, или укрепленные посты, аналогичные сибирским зимовьям. Если необходимость в такой одиночке была более или менее постоянной и если она функционировала успешно, то со временем ее преобразовывали в крепость. Ответственным за одиночку был русский приказчик или старшина, имевший такие же обязанности, как и его коллега, - глава крепости, он тоже нередко нуждался в помощи местных племенных вождей. Последняя ступень - торговая фактория - небольшое временное поселение, в котором жил служащий компании русский или креол.



Вот это Российско-американская компания, которая существовала с 1799-го года, была феноменом первой половины XIX века. Ее штаб-квартира находилась в Санкт-Петербурге, ул. Мойка, д. 72, после того, как в 1800-м году ее перевели из Иркутска в столицу. Этот переход тоже очень важен, потому что изменилась суть всей компании. Потому что до этого это было объединенной компанией разных сибирских купцов, которые вместе управляли этими разными компаниями.

Получилось так, что она перешла из Сибирской коммерческой компании в совместное предприятие, частично государственное, частично состоявшее из промышленников, которые тоже участвовали в этом предприятии. Когда они разрабатывали планы насчет создания Российско-американской компании, они ссылались на примеры западных компаний, мол, хотим создать компанию как у французов и у англичан. Это было что-то новое, что-то уже было создано в Санкт-Петербурге, и можно было уже сказать, в какой-то мере это был один из бизнесов, который так же, как сейчас иногда бывает, государство берет себе частично, по крайней мере, от промышленников.

И хочу сказать, что Российско-американская компания в этом плане не отличалась, скажем, от западных колониальных компаний. В том смысле, что они играют весьма интересную роль в империализме. Вот так же, как для США частная охранная компания BlackWater Security, которая работала в Ираке. Когда сотрудники, работающие в такой компании, погибают, то эти случаи не обязательно появляются в прессе, ведь это потеря не для Америки, а потеря компании.

В свое время в мире было много-много разных колониальных компаний, и если компания делает какую-то глупость, то всё можно свалить на компанию, такую стратегию называют «дешевый империализм». Бизнесмены, коммерсанты как бы берут на себя определенный риск. Если эта компания успешно приобретает некоторую территорию, потом эту территорию можно переделать в более стабильную колонию, действующую по контракту с государством.

Допустим, компания получила контракт на 20 лет на управление территорией, например, в Америке. Формально территорией владела Российская империя, но фактически ей распоряжалась частная компания. Если там что-то происходило, даже какое-то серьезное дело или преступление, если это на месте не улаживалось (чаще всего всё улаживалось на месте), то судов не было, и нужно было людей из Русской Америки отправлять в Охотск, чтобы их судить. В этом плане эта территория была не совсем российской, а представляла некий гибрид.

Я хотел обратить внимание на такую вещь: это довольно знаменитая картина, рисунок, который нарисовал Луис Хорис (Louis or Ludowik/Ludwig Choris, 1795-1828), один из кругосветных путешественников, художников в 1816-м году. Она называется «Жители Алеутских островов». И вот я хочу обратить внимание, что в эпоху, когда еще не было фотографий, художники, участвовавшие в экспедициях, должны были изображать природу, людей, рассказывать обо всех открытиях, которые были в этих кругосветных путешествиях.



Структура РАК в Сибири и Охотской фактории



В период действия Устава 1844 года правительство и РАК тесно сотрудничали в трех важных предприятиях. Во-первых, в 1851-1852 годах был оккупирован о-в Сахалин, после чего там появились постоянные русские поселения. Во-вторых, во время тихоокеанской фазы Крымской войны (1853-1856) организована защита русских поселений в северной части Тихого океана от атак англичан и французов. В-третьих, военно-морское министерство совместно с компанией пытались установить контроль над бассейном реки Амур и морским побережьем от Охотска до Корейского полуострова, что было вопиющим нарушением статей Нерчинского договора.

Положения Устава 1844 года, как и предыдущих, влияли на структуру и деятельность административного аппарата РАК. Последний, как и прежде, состоял из двух тесно связанных групп служащих - одна функционировала в России, другая - в колониях. Теоретически все акционеры были ответственны за предпринимательскую деятельность компании. Как и прежде, любой подданный России (но на деле только состоятельный) мог купить акции компании, получать дивиденды и поглощать потери. Новый Устав, как и предыдущие, предоставлял право голоса, т.е. право принимать решения, только держателям десяти или более акций.

Общее собрание акционеров имело следующие права: 

1) выбирать членов Главного правления, проверять и утверждать из ежегодные отчеты и проекты; 

2) определять размер дивидендов и премий для служащих компании и пенсий для их вдов; 

3) разрешать споры между акционерами и Главным правлением, а также вопросы, бывшие вне юридической компетенции Главного правления.

Согласно Уставу 1844 года, Главное правление, состоявшее из пяти членов, выбираемых акционерами, было ответственно за всю деятельность компании. В правление могли быть избраны акционеры, сведущие в коммерции, знакомые с колониальными проблемами, дворяне или чиновники, занимавшие высокие государственные посты; почетные граждане или купцы первой или второй гильдий. Члены Главного правления получали дополнительно ежегодные жалованья и специальные премии, выделяемые из доходов компании. Официальный срок их пребывания на должности составлял два года, но они могли быть переизбраны, равно как и смещены акционерами, если не справлялись со своими обязанностями.

«Главное правление имеет особую Канцелярию, которую составляют: правитель Канцелярии, Главный кассир, три Столоначальника: один по делам колониальным, другой по делам в России, третий по делам акционерным; чиновник по иностранной корреспонденции, контролер и бухгалтер, им четыре помощника, журналист, он же архивариус, экзекутор, он же смотритель дома, и потребное число канцелярских чиновников».

Устав 1844 года предоставлял Главному правлению следующие полномочия: 

1) наблюдение за тем, чтобы все привилегии и обязательства полностью выполнялись и чтобы доверие к компании (в России и за рубежом) было прочным; 

2) руководство колониальной администрацией и снабжение колоний всем необходимым; 

3) внутреннюю и экспортную продажу колониальных товаров; 

4) руководство конторами компании в России; 

5) защиту наличного имущества компании и проведение ежемесячных ревизий ее финансов; 

6) ориентацию на общие тенденции в русско-китайской торговле, осуществлявшейся в Кяхте; 

7) сбор информации о служащих компании и подготовка ежегодных отчетов о делах компании для общего собрания акционеров.

Устав 1844 года утвердил новый пост чиновника по исполнительной части. Лицо на эту должность выбиралось на 6 лет (срок мог быть продлен еще на 6 лет) из числа акционеров на общем собрании. Кандидат должен был иметь опыт в деловой сфере, иметь безупречную репутацию и не участвовать в делах, которые могли бы повредить интересам компании. Он имел такие же права и получал такое же вознаграждение, как и члены Главного правления. Ему вменялось наблюдать за тем, чтобы Главное правление выполняло свои коммерческие обязательства, чтобы корабли компании, должным образом снаряженные, вовремя отправлялись в колонии и чтобы компания не нарушала правил найма служащих. Ему также вменялось посещать российские ярмарки и представлять доклады о своих впечатлениях в Главную контору, а также помогать проверять финансовое состояние компании. В Уставе 1844 г. Особый совет не упоминается, ибо, как было сказано ранее, занимался конфиденциальными вопросами политического характера.

Компания имела ряд оптовых контор в Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Кяхте, Якутске, Гижиге, Охотске и на Камчатке. Каждое отделение имело служащих и помощников, но, к сожалению, нет информации об их именах, квалификации и обязанностях.

Второй компонент административного аппарата компании - колониальное управление - состоял из главного правителя, Совета и сети колониальных контор. Полномочия и обязанности главного правителя регламентировались Уставом 1844 года. Власть военно-морского персонала, находившегося на службе компании, соответствовала власти коменданта порта. В отношениях с иностранными представителями он действовал как губернатор. Кроме того, он имел широкие юридические полномочия, аналогичные тем, которые в России были у судов или полицейских чиновников. От главного правителя требовали разрешения споров, возникавших между русскими, креолами и туземным населением, находившимся под его юрисдикцией. У него было право назначать и смещать служащих компании, включая племенных вождей, награждать и наказывать, проверять, чтобы все колониальные посты были надежно защищены и обеспечены всем необходимым. От него требовалось также быть примером для служащих, жить на свое жалованье, заботиться о нуждах церкви, школ, медицинских пунктов, домах служащих, магазинах, складах, проверять испланость кораблей, давать нужные советы капитанам, периодически осматривать колониальные посты и представлять полный ежегодный отчет в Главное правление.

Нижняя ступень колониального аппарата состояла из русских старшин, вождей (и их помощников - подрядчиков), оседлых инородцев. Эти служащие были ответственны за систему одиночек, нередко разрешали споры туземцев, предоставляли им работу.

Устав 1844 года предполагал еще существование ряда неформальных групп, например компания нанимала стражников и штурманов. Другую группу составляли больные или старые, служащие компании, женившиеся некогда на креолках или туземных женщинах, или те, у кого не было родственных связей в России и кто остался жить в колонии. Устав 1844 года предписывал компании заботиться о таких гражданах. Третью группу составляли креолы, преуспевшие на службе компании или обученные за ее средства. Этим лицам разрешалось вступать в купеческий класс (мещанское сословие).



Главная контора в Иркутске

42 соучастника

Колониальные ответвления контор   Предполагаемые конторы в России

Охотск

Курилы

Уналашка

Кадьяк

Якутск

Гиджига

Охотск

Кяхта

Камчатка

Москва

Рисунок 1.1 - Административный аппарат Соединенной Американской компании, 1798г.



В итоге следует сказать, что в течение всего периода действия Устава 1844 года ряд министерств и правительственных учреждений (министерство финансов, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, Академия наук и Священный Синод) продолжали привлекаться к делам компании.



Рисунок 1.2 - Административный аппарат РАК, 1799 - 1821 гг.



Кроме того, в 1847-1850 годах Николай I утвердил образование двух китобойных компаний на субсидии РАК, чтобы противостоять американским китобойным компаниям в северной части Тихого океана. Одна была известна как Финляндская китоловная компания, другая - компания Тугурского залива (Tugursk Bay Company). Обе получили щедрую финансовую подде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.